Научная статья на тему 'Оценка макроэкономических рисков с использованием системы национальных счетов (СНС)'

Оценка макроэкономических рисков с использованием системы национальных счетов (СНС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ СЕКТОР / РЕЗИДЕНТ / АКТИВ / РИСК / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДОХОД / СБЕРЕЖЕНИЕ / ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маковецкая Татьяна Валерьевна

Статистической моделью рыночного хозяйства в мире принято считать СНС, используемую для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Значительный интерес к СНС проявляют представители бизнеса и деловых кругов, которые стремятся глобально просчитать свои риски – от этого зависит принятие решений по инвестированию и расширению предпринимательской деятельности. Представлено исследование макроэкономических рисков с использованием СНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF MACROECONOMIC RISKS USING THE SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS

The System of National Accounts (SNA) is considered to be an international statistical model of market economy used for the analysis of the results of economic performance and estimation of its efficiency. Business representatives show considerable interest in SNA trying to calculate their risks globally which is important for their investment decision-making and business expansion. In this paper, we study macroeconomic risks with the use of SNA.

Текст научной работы на тему «Оценка макроэкономических рисков с использованием системы национальных счетов (СНС)»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, №5 (2), с. 129-133

УДК 330.534

ОЦЕНКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ РИСКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ (СНС)

© 2011 г. Т.В. Маковецкая

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

1а1915955 @у andex.ru

Поступила в редакцию 03.08.2011

Статистической моделью рыночного хозяйства в мире принято считать СНС, используемую для анализа результатов функционирования экономики и оценки ее эффективности. Значительный интерес к СНС проявляют представители бизнеса и деловых кругов, которые стремятся глобально просчитать свои риски - от этого зависит принятие решений по инвестированию и расширению предпринимательской деятельности. Представлено исследование макроэкономических рисков с использованием СНС.

Ключевые слова: национальные счета, институциональный сектор, резидент, актив, риск, показатели результатов экономической деятельности, доход, сбережение, потребление.

Система национальных счетов (СНС) получила распространение во всем мире для решения целого ряда задач. Данные национальных счетов широко используются органами государственного управления при принятии решений по вопросам формирования макроэкономической политики. Также СНС необходима на всех уровнях экономической деятельности при определении финансовых результатов, направлений инвестирования, оценки степени риска, развития внешнеэкономических связей и международных сопоставлений. Здесь системно рассчитываются и анализируются показатели, составляющие основу современной методологии макро-, мезо- и микроэкономического анализа, в соответствии с международным стандартом и требованиями рыночной экономики.

Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью в оценке как конъюнктуры конкретного рынка, так и возможных перспектив развития национального хозяйства. Риск является неотъемлемым элементом любых решений и действий, применительно к экономике - это опасность получения прибыли менее запланированной или прямых потерь в связи с объективно обусловленной неопределенностью результата.

Сегодня рассматривается множество видов рисков, которые подвергаются классификации. Можно наблюдать многообразие рисков на различных уровнях рыночного хозяйства. С известной долей условности выделяют следующие уровни:

- микроуровень - фирма, домашнее хозяйство;

- мезоуровень - отрасли материального производства, отдельные сектора экономики, региональные объединения;

- макроуровень - национальная экономика;

- международный уровень включает систему мирового рынка, международные экономические отношения, крупные межстрановые экономические зоны.

Причем каждый нижестоящий уровень входит составной частью в вышестоящий, обусловливая их взаимовлияние и многоплановый характер проявлений рисков в развитии экономических систем.

Наиболее часто макроэкономические риски трактуются как риски, связанные с несовершенством системы налогообложения и государственных гарантий, снижением деловой активности в национальной экономике, нестабильностью ситуации на финансовых и товарных рынках, инфляцией, изменением банковских процентов, налоговых ставок. Таким образом, здесь подлежит тщательному анализу ряд весьма неустойчивых макроэкономических параметров. Микроэкономический риск на первый взгляд более предсказуем, он связан с вложением капитала в отдельные предприятия какой-либо отрасли, которая, в свою очередь, рассматривается как составная часть одного из секторов экономики. Многоуровневая структура рисков рассматривается как закономерное экономическое явление, но при этом следует подчеркнуть, что на каждом уровне риски обнаруживают свою специфику. Здесь важно отметить, что риск - это вероятностное понятие, и он может

Таблица 1

Счет образования доходов за 2010 г. (млрд руб.)_______________________________

Использование Ресурсы

Оплата труда наемных работников (ОТ) 22640.2 Валовой внутренний продукт в рыночных ценах (ВВП) 44939.2

Чистые налоги на производство и импорт за вычетом субсидий (ЧН) 8177 (8524 - 347)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (ВПиВСД) 14122

ВСЕГО 44939.2 ВСЕГО 44939.2

быть измерен и изучен с помощью целостной системы показателей.

Система национальных счетов (СНС) рассматривает национальную экономику как секторную модель, что позволяет наиболее четко обозначить мезоэкономический уровень, - это уровень отдельного институционального сектора, и далее, уже с использованием системы консолидированных счетов, вести оценку макроэкономических рисков.

Макроэкономические риски институциональных единиц нефинансового и финансового секторов обычно обусловлены изменением уровня следующих групп экономических показателей:

• уровня инфляции;

• динамики и структуры ВВП;

• уровня оплаты труда;

• уровня безработицы.

С использованием СНС оценка макроэкономических рисков становится наиболее обоснованной, и кроме того, информационный ресурс по национальным счетам является общедоступным. Эта информация необходима не только органам государственного управления и международным организациям (ООН, МВФ, Всемирный банк) для решения различных вопросов, связанных с организацией международного экономического сотрудничества (например, оказание гуманитарной помощи, предоставление кредитов). Сегодня СНС используется как отечественными, так и зарубежными предпринимателями и бизнесменами, которые хотят лучше ориентироваться в общей макроэкономической обстановке, в которой функционируют их предприятия и компании.

В известном смысле СНС — это бухгалтерский учет для экономики в целом. Его целью является установление взаимосвязей между наиболее важными показателями: валовым

внутренним продуктом (ВВП), конечным потреблением (КП), инвестициями, сбережением, располагаемым доходом и др. Таким образом, СНС - это система статистических показателей, которая является макроэкономической статистической моделью [1]. Соответственно, может быть представлена система показателей резуль-

татов экономической деятельности национального хозяйства для оценки рисков на макроуровне с использованием СНС:

1. Динамика и структура ВВП - счет образования доходов.

2. Динамика и структура валового национального располагаемого дохода (ВНРД) - счет использования национального располагаемого дохода.

3. Динамика и структура валового национального сбережения (ВНС) - счет операций с капиталом.

Эти три позиции формируют блок базовых показателей, а в качестве дополнительных будет логично использовать индекс потребительских цен на товары и услуги (ИПЦ) и уровень безработицы. Далее необходимо исследование представленной системы показателей с привлечением официальной статистической информации [2] (табл 1).

Описание распределительных процессов начинается с составления счета образования доходов по институциональным единицам, отраслям, секторам и экономике в целом. Его назначение в том, чтобы показать, из каких компонентов состоит валовая добавленная стоимость (ВДС), и в итоге ВВП, какие расходы, связанные непосредственно с процессом производства, должны быть осуществлены произво-дителями-резидентами.

Методология исчисления показателей этого счета предполагает:

- оплата труда наемных работников (ОТ) показывается до вычета отчислений и подоходных налогов и включает все виды вознаграждения за труд в денежной и натуральной форме;

- чистые налоги на производство и импорт (ЧН) рассчитываются за вычетом субсидий государства на производство и импорт;

- балансирующей статьей счета образования доходов является валовая прибыль экономики и валовой смешанный доход (ВПиВСД).

Анализ структуры ВВП за 2010 г. показал: доля ОТ составила чуть более половины ВВП -50.38%, почти треть ВВП, а именно 31.42% составила доля ВПиВСД, при этом доля ЧН -18.2%. Таким образом, значительную долю

Таблица 2

Счет использования национального располагаемого дохода за 2010 г. (млрд руб.)

Использование Ресурсы

Расходы на конечное потребление (КП) - всего, в том числе: 32070.3 Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) 43 343.4

Домашних хозяйств (ДХ) Органов государственного управления (ГУ) Некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКО) 23096.7 8742.2 231.4

Валовое национальное сбережение (ВНС) 11273.1

ВСЕГО 43 343.4 ВСЕГО 43 343.4

ВВП (81.8%) получили наемные работники и бизнес (основную часть валовой прибыли зарабатывает финансовый и нефинансовый сектора), государство же имеет весьма скромную часть ВВП, таким образом, давление системы косвенных налогов на производство следует признать умеренным. В целом можно диагностировать, что мы имеем сегодня в России сравнительно недорогую рабочую силу (в развитых странах доля ОТ достигает 2/3 от ВВП), находящиеся в состоянии работоспособности финансовый и нефинансовый сектор (материальное производство), а также налоговую систему, не препятствующую развитию предпринимательства. Если провести сравнение с 2000 г., то наиболее существенные различия можно увидеть в низкой доле ОТ - 40%, в то время как удельный вес ЧН в ВВП изменился незначительно - 17%.

Однако насколько стабильна макроэкономическая ситуация? Статистические данные свидетельствуют, что рост ВВП на протяжении последнего десятилетия дал сбой только в

2009 г., однако влияние экономического кризиса было непродолжительным, а показатели инфляции оставались в прогнозируемых пределах. Например, ИПЦ за 2008 г. достиг 113.3%, а в

2009 г. составил уже 108.8%.

Процесс использования доходов в национальной экономике отражает счет использования национального располагаемого дохода. Основной показатель - валовой национальный располагаемый доход (ВНРД) характеризует сумму доходов, которую резиденты страны могут использовать либо для конечных потребительских расходов, либо для сбережения. Согласно методологии СНС-93, конечное потребление осуществляют три институциональных сектора: домашние хозяйства (ДХ), органы государственного управления (ГУ) и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКО), каждый из секторов выполняет свои функции (табл. 2) [3].

Анализ структуры ВРД за истекший год вселяет оптимизм: доля ВНС достигла 26%, что представляет неплохой результат функционирования национального хозяйства в послекри-зисный период. Соответственно, доля расходов на национальное КП в ВНРД России составила 74%. Сравнение с непревзойденным китайским феноменом, когда в начале XXI века шло бурное развитие производства и доля ВНС достигла в ВНРД Китая порядка 40%, будет совершенно не показательным - одним из важных факторов была экономия на КП (например, слабая социальная политика со стороны государства).

Наиболее значимым при анализе макроэкономических рисков будет показатель расходов на конечное потребление домашних хозяйств: в 2010 г. он достиг 23096.7 млрд руб., что составило значимую долю от национального КП -72%. Для сравнения: доля расходов органов государственного управления в национальном КП России составила 27%.

Анализ динамики и структуры КП домашних хозяйств дает возможность исследовать изменение совокупного спроса на потребительском рынке страны. Здесь не наблюдается резких спадов и подъемов на протяжении целого десятилетия (2000-2010 гг.), что может свидетельствовать об устойчивых тенденциях развития рынка услуг и товаров для населения. Даже кризис 2008 г. не спровоцировал критической ситуации: расходы домашних хозяйств на конечное потребление возросли в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 1012 млрд руб., или на 5%. В 2010 г. темп прироста удвоился и достиг уже 10% по сравнению с предыдущим годом, в абсолютном выражении это составило 2117 млрд руб. Если вернуться к показателю ОТ (счет образования доходов), то в динамике он демонстрирует аналогичные тенденции, и, несмотря на возросший уровень безработицы, усилившуюся напряженность в определенных слоях населения и другие негативные факторы социально-

Таблица 3

Счет операций с капиталом за 2010 г. (млрд руб.)

Использование Ресурсы

Валовое накопление основного капитала (ВНОК) 9843.7 Валовое национальное сбережение (ВНС) Сальдо капитальных трансфертов (-АКТ) 11273.1 - 0.4

Изменение запасов материально-оборотных средств (+ДМОС) 421.2

Приобретение (минус выбытие) непроизведенных нефинансовых активов (ЧПА) 0

Чистое кредитование (+ЧК)/ Чистое заимствование (-ЧЗ) и статистическое расхождение 1007.8

ВСЕГО 11272.7 ВСЕГО 11272.7

экономического характера, можно говорить только о некотором снижении темпов роста расходов домашних хозяйств страны. Важно отметить, что ИПЦ в России за 2009-2010 гг. наконец-то показал завидную стабильность и неизменно составляет 108.8% ежегодно.

Динамика ВНРД положительная (например, в 2004-2008 гг. прирост идет на 20-27% в год), спад произошел в 2009 г. на 6.4% (по сравнению с 2008 г.), а в 2010-м наблюдался уже рост, который составил 15.7% к предыдущему году. Если сравнить темпы роста расходов органов государственного управления, то они составили от 7% до 10% в год (2007-2010 гг.), причем в 2001-2003 гг. рост был более значительным - до 30% ежегодно, но здесь не стоит забывать и более высоких показателях ИПЦ того периода (118.6-112%).

Исследование показателей экономической деятельности на макроэкономическом уровне, составляющих основные консолидированные текущие счета, демонстрирует весьма стабильные и позитивные тенденции в развитии национального хозяйства России с начала XXI века.

Далее обратимся к анализу состояния важнейшего счета накопления, а именно счета операций с капиталом. Если в процессе производства идет образование, распределение, а далее, уже с участием государства, - перераспределение доходов по секторам экономики, то в итоге очень важно оценить эффективность дальнейшего использования этих доходов. При составлении счета операций с капиталом преследуется цель систематизации данных об источниках финансирования в нефинансовые активы и определения их направлений. Балансирующая статья предыдущего счета (счет использования ВНРД) - валовое национальное сбережение -является основным источником инвестиций. ВНС переносится в ресурсную часть счета операций с капиталом (табл. 3). Если говорить о приоритетном направлении использования инвестиций, то на макроэкономическом уровне -

это валовое накопление основного капитала (ВНОК), и по итогам 2010 г. этот показатель составил 9843.7 млрд руб. (в структуре ВНС это самая значимая часть - 87%).

Обращает на себя внимание показатель в разделе «Использование» этого счета - ЧПА. Согласно действующему методологическому стандарту СНС-93, ЧПА - это чистое приобретение земли и других нефинансовых непроизве-денных активов, что представляет собой стоимость покупок за вычетом продаж природных активов (земли, недр, биологических и водных ресурсов), а также непроизведенных нематериальных активов (авторских прав, патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.) [4]. Если его значение равное нулю, то это говорит о том, что все операции с названными активами происходили между резидентами одной страны.

В результате использования ВНС на капитальные вложения (прирост основного капитала и товарно-материальных ценностей), перераспределения активов путем капитальных трансфертов (КТ) и покупок (продаж) нефинансовых непроизведенных активов (ЧПА) формируется важнейший показатель результатов экономической деятельности национального хозяйства чистое кредитование/чистое заимствование (ЧК+/ЧЗ-). Этот показатель отражает способность нации к финансированию развития своей страны на перспективу или острую потребность нации в финансировании операций внутри страны «остальным миром». Судя по всему (табл. 3), у России достаточно финансовых ресурсов: 1007.8 млрд руб., или 8.93% от ВНС, не были вложены ни в один институциональный сектор экономики и представляют по итогам

2010 г. показатель ЧК+. Если проследить динамику этого показателя за последние 10 лет, то снижение объема чистого кредитования наблюдалось достаточно значимо в 2009 г. (составило 360.65 млрд руб., или 4% от ВНС). Необходимость заимствования финансовых ресурсов в

России, согласно данным СНС, имела место только в 1997 году, показатель чистого заимствования составил 5.5 млрд руб., что составило 1.01% от ВНС (или 0.2% от ВВП).

Счет операций с капиталом завершает работу с нефинансовым сектором экономики, далее уже анализируются операции с финансовыми инструментами (приобретение резидентами финансовых активов и принятие финансовых обязательств). Эта информация находит отражение в финансовом счете, который показывает, каким образом страна получает необходимые финансовые ресурсы, принимая финансовые обязательства или уменьшая те или иные активы (монетарное золото, ценные бумаги, акции). Учитывая итоги проведенного анализа, в России актуальной становится проблема: как распорядиться излишком собственных финансовых ресурсов, приобретая новые финансовые активы или уменьшая свои долговые обязательства.

Примечание

Расчеты динамики и структуры показателей результатов экономической деятельности сделаны на основе информации о консолидированных национальных счетах России (в текущих ценах) с 1995-

2010 гг. Использован источник информации: официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/.

Список литературы

1. Национальное счетоводство: Учебник. 2-е

изд. / Под ред. Б.И. Башкатова. М.: Финансы и статистика, 2002. 608 с.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/

3. Европейская система интегрированных экономических счетов. Система национальных счетов ООН. М., 1993.

4. Официальный сайт Правительства Российской Федерации http://www.government.ru/

ESTIMATION OF MACROECONOMIC RISKS USING THE SYSTEM OF NATIONAL ACCOUNTS

T.V. Makovetskya

The System of National Accounts (SNA) is considered to be an international statistical model of market economy used for the analysis of the results of economic performance and estimation of its efficiency. Business representatives show considerable interest in SNA trying to calculate their risks globally which is important for their investment decision-making and business expansion. In this paper, we study macroeconomic risks with the use of SNA.

Keywords: national accounts, institutional sector, resident, active, risk, indicators of economic performance, income, savings, consumption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.