Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООЦЕНКА / ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ / TEACHING METHODS / TYPES OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дурнова Н.А., Клоктунова Н.А., Сигарева Л.Е., Романтеева Ю.В., Синичкина О.В.

Цель: произвести анализ распределения первокурсников по уровням их самооценки и предпочтительной форме работы в коллективе, которые наилучшим образом реализуются при внедрении в учебный процесс разнообразных форм и методов обучения, позволяющих понять им значимость базовых биологических знаний для будущей практической деятельности врача в выбранной специальности. Материал и методы. В ходе работы использованы данные выборочного анкетирования 150 студентов-первокурсников по разработанным авторами анкетам. При обработке результатов рассчитывали относительные показатели (%). Результаты. Выделены группы обучающихся по индивидуальным особенностям, определяющим их стиль работы в коллективе, и уровню самооценки - отношению к себе. Большинство анкетируемых (95,8%) имеют высокий и средний уровни самооценки, которым по стилю работы в коллективе соответствуют лидирующий и сотрудничающий типы; респондентам с низкой самооценкой (4,2%) соответствует ведомый тип. Проанализирована роль внедрения разнообразных методов обучения для успешной адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Заключение. В период обучения на первом курсе уровень самооценки во многом определяет успешную работу в коллективе и адаптацию студенческой молодежи к учебной нагрузке. Положительная мотивация в обучении, подразумевающая практическую значимость изучаемого материала с учетом будущей медицинской специализации, стимулирует познавательную активность обучающихся и способствует повышению их уровня самооценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дурнова Н.А., Клоктунова Н.А., Сигарева Л.Е., Романтеева Ю.В., Синичкина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AND METHODS OF STIMULATION AND MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Aim: to analyze the distribution of first-year students by the levels of their self-esteem and the preferred form of work in the team, which are best implemented when various forms and methods of training are introduced into the educational process, which allow them to understand the significance of basic biological knowledge for the future practical work of a doctor on the chosen specialty. Material and Methods. During the course of the work, the data of a sample survey among first-year students were used. Results. The relative distribution of groups of students according to individual characteristics that determine their style of work in the team and the level of self-esteem - in relation to oneself, is clarified. Most of the students surveyed by us (95.8%) have high and medium levels of self-esteem, which, according to the style of work in the team, correspond to the leading and collaborating types, and to respondents with low self-esteem (4.2%) - the slave. The role of introducing various teaching methods for the successful adaptation of freshmen to the educational process at the university is analyzed. Conclusion. During the first year of study, the level of self-esteem largely determines the successful work in a team and the adaptation of students to the workload. Positive motivation in training, implying the practical significance of the material studied, taking into account future medical specialization, stimulates the cognitive activity of students and helps to increase their level of self-esteem.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 61:378.147:331.586:159.923.072] -057.875 (045) Оригинальная статья

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА И МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. А. Дурнова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой общей биологии, фармакогнозии и ботаники, доктор биологических наук; Н. А. Клоктунова — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, начальник управления обеспечения качества образования, заведующая кафедрой педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации, кандидат социологических наук; Л. Е. Сигарева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, кандидат биологических наук; Ю. В. Романтеева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, кандидат фармацевтических наук; О. В. Синичкина — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, кандидат биологических наук; М. А. Березуцкий — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, доктор биологических наук.

EVALUATION OF PERSONAL FEATURES OF STUDENTS AND METHODS OF STIMULATION AND MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

N. А. Durnova — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Head of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, DSc; N. А. Kloktunova — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Director of Office of Educational Quality Supply Management, Head of Department of Pedagogy, Educational Technologies and Professional Communication, PhD; L. Е. Sigareva — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Associate Professor of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, PhD; Yu. V. Romanteeva — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky Associate Professor of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, PhD; О. V. Sinichkina — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Associate Professor of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, PhD; М. А. Berezutsky — Saratov State Medical University n. a. V. I. Razumovsky, Professor of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, DSc.

Дата поступления — 10.10.2019 г Дата принятия в печать — 28.02.2020 г.

Дурнова Н. А., Клоктунова Н. А., Сигарева Л. Е., Романтеева Ю.В., Синичкина О.В., Березуцкий М. А. Оценка личностных особенностей обучающихся вуза и методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Саратовский научно-медицинский журнал 2020; 16 (1): 122-126.

Цель: произвести анализ распределения первокурсников по уровням их самооценки и предпочтительной форме работы в коллективе, которые наилучшим образом реализуются при внедрении в учебный процесс разнообразных форм и методов обучения, позволяющих понять им значимость базовых биологических знаний для будущей практической деятельности врача в выбранной специальности. Материал и методы. В ходе работы использованы данные выборочного анкетирования 150 студентов-первокурсников по разработанным авторами анкетам. При обработке результатов рассчитывали относительные показатели (%). Результаты. Выделены группы обучающихся по индивидуальным особенностям, определяющим их стиль работы в коллективе, и уровню самооценки — отношению к себе. Большинство анкетируемых (95,8%) имеют высокий и средний уровни самооценки, которым по стилю работы в коллективе соответствуют лидирующий и сотрудничающий типы; респондентам с низкой самооценкой (4,2%) соответствует ведомый тип. Проанализирована роль внедрения разнообразных методов обучения для успешной адаптации первокурсников к учебному процессу в вузе. Заключение. В период обучения на первом курсе уровень самооценки во многом определяет успешную работу в коллективе и адаптацию студенческой молодежи к учебной нагрузке. Положительная мотивация в обучении, подразумевающая практическую значимость изучаемого материала с учетом будущей медицинской специализации, стимулирует познавательную активность обучающихся и способствует повышению их уровня самооценки.

Ключевые слова: самооценка, типы обучающихся, методы обучения.

Durnova NA, Kloktunova NA, Sigareva LE, Romanteeva YuV, Sinichkina OV, Berezutsky MA. Evaluation of personal features of students and methods of stimulation and motivation of educational activities. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2020; 16 (1): 122-126.

Aim: to analyze the distribution of first-year students by the levels of their self-esteem and the preferred form of work in the team, which are best implemented when various forms and methods of training are introduced into the educational process, which allow them to understand the significance of basic biological knowledge for the future practical work of a doctor on the chosen specialty. Material and Methods. During the course of the work, the data of a sample survey among first-year students were used. Results. The relative distribution of groups of students according to individual characteristics that determine their style of work in the team and the level of self-esteem — in relation to

oneself, is clarified. Most of the students surveyed by us (95.8%) have high and medium levels of self-esteem, which, according to the style of work in the team, correspond to the leading and collaborating types, and to respondents with low self-esteem (4.2%) — the slave. The role of introducing various teaching methods for the successful adaptation of freshmen to the educational process at the university is analyzed. Conclusion. During the first year of study, the level of self-esteem largely determines the successful work in a team and the adaptation of students to the workload. Positive motivation in training, implying the practical significance of the material studied, taking into account future medical specialization, stimulates the cognitive activity of students and helps to increase their level of self-esteem.

Key words: self-esteem, types of students, teaching methods.

Введение. В ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского» обучается молодежь не только из России, но и из ближнего и дальнего зарубежья. Студенты различаются не только по месту жительства до поступления в вуз, но и по социальному происхождению, условиям предыдущего воспитания и качеству образования, уровню культуры, потребностей и интересов, а также специфическим особенностям личности, активности и формам работы в коллективе. Первокурсники начинают учиться в качественно новых социальных и экономических условиях. Университет как место долговременного пребывания студента оказывает непосредственное влияние на его общее состояние, определяет ориентиры его мышления [1] и адаптацию к учебной нагрузке [2]. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования указывается на необходимость уже с первого курса формировать у обучающихся «способность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, развивать готовность к саморазвитию и самообразованию». В настоящее время совершенствование учебного процесса предусматривает сочетание как традиционных, так и инновационных технологий, позволяющих студентам в ходе поэтапного изучения отдельных тем дисциплины систематизировать конкретный материал, а кроме того, процесс обучения становится более творческим и увлекательным [3-5].

В рабочих программах обозначена основная цель освоения дисциплины «Биология»: «обеспечение готовности обучающихся к овладению и способности применять знания, умения и владения по общим биологическим закономерностям, представляющим наибольший интерес для практического здравоохранения, а также формированию естественнонаучного мировоззрения и логики биологического мышления, необходимых для последующей успешной деятельности». Опыт преподавательской работы на кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники показал, что у первокурсников, как правило, отсутствует четкое представление о значимости базовых общебиологических знаний, как для изучения других дисциплин, так и для будущей врачебной деятельности. Не случайно первая вводная лекция по биологии начинается словами советского врача-патологоанатома И. В. Давыдовского: «Медицина — это прежде всего наука о человеке, но, взятая в плане теории, это прежде всего общая биология». В зависимости от задач практического занятия и методов стимулирования учебно-познавательной деятель-

Ответственный автор — Романтеева Юлия Викторовна Тел.: +7 (927) 6219377 E-mail: yuliyarom81@mail.ru

ности обучающихся на кафедре используются разнообразные модификации активных и интерактивных методов. Каждый метод содержит собственный набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать его на практике с учетом личностных особенностей первокурсников.

Цель: произвести анализ распределения первокурсников по уровням их самооценки и предпочтительной форме работы в коллективе, которые наилучшим образом реализуются при внедрении в учебный процесс разнообразных форм и методов обучения, позволяющих понять им значимость базовых биологических знаний для будущей практической деятельности врача в выбранной специальности.

Материал и методы. В ходе предпринятого исследования использованы данные выборочного анонимного анкетирования и проанализировано распределение первокурсников по типам студентов в зависимости от предпочтительного стиля работы в коллективе, а также по уровням самооценки или отношению к себе. Всего проанкетировано 150 респондентов. При обработке результатов рассчитывали относительные показатели (%).

Для выяснения типа студента респондентам было предложено выбрать один их четырех стилей работы в коллективе (лидирующий, сотрудничающий, ведомый и обособляющийся). Распределение респондентов по уровням самооценки (высокий, средний, низкий) выясняли с помощью разработанных авторами двух анкет с блоками вопросов (по десять в каждой), позволяющих судить об отношении личности к себе. Содержание вопросов касалось следующих тем: как студенты принимают критику в свой адрес; легко или тяжело общаются с однокурсниками и преподавателями; радуются или нет за других людей, когда они достигают успеха; заботятся или нет о своем здоровье; пытаются ли свалить свои ошибки на других и т.д. Блоки вопросов анкеты 1 и анкеты 2 составлены таким образом, чтобы ответы на них (в форме «да» или «нет») подтверждали откровенность респондентов при выборе ответов. Чем меньше дается ответов «да» на вопросы анкеты 1 и чем больше оказывается ответов «да» на вопросы анкеты 2, тем более высоким считается уровень самооценки респондента.

Результаты. Определена частота встречаемости типов обучающихся первокурсников с разными стилями работы в коллективе. Самую многочисленную группу (46,7%) составили респонденты, которые предпочитают объединяться и не занимать лидирующее положение; самую малочисленную группу (3,3%) образовали любители присоединиться к суждениям других (табл. 1).

Результаты данных по уровням самооценки показали, что среди участников анкетирования преобладают индивиды с высоким уровнем самооценки. Только на 1-2 вопроса анкеты 1 ответили «да»

Таблица 1

Частота встречаемости типов обучающихся по предпочтительному стилю работы в коллективе, %

Тип обучающихся по предпочтительному стилю работы в коллективе Характеристика Доля встречаемости, %

Лидирующий С удовольствием выполняют общественную работу 29,3

Сотрудничающий Любят объединяться при выполнении учебных заданий, но не занимать лидирующее положение 46,7

Ведомый С удовольствием присоединяются к суждениям других 3,3

Обособляющийся Одиночки, которые имеют собственную точку зрения, но редко ее высказывают 20,7

Номера вопросов в анкете Рис. 1. Диаграмма распределения респондентов по уровням самооценки

Распределение респондентов по уровням самооценки

Таблица 2

Число ответов «да» на вопросы 1-10 анкеты 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22,8% 22,8% 31,5% 8,7% 10,0% 2,8% 1,4% 0,0 0,0 0,0

Уровень самооценки

Высокий Средний Низкий

45,6% 50,2% 4,2%

Таблица 3

Распределение групп респондентов по уровню самооценки и типу предпочтительной работы в коллективе

Уровень самооценки % Тип предпочтительной работы в коллективе %

Высокий 45,6 Лидирующий и обособляющийся 50,0

Средний 50,2 Сотрудничающий 46,7

Низкий 4,2 Ведомый 3,3

45,6% респондентов; на 9-10 вопросов анкеты 2 ответили «да» 71,5% (рис. 1).

Используя данные ответов на вопросы анкеты 1, мы условно распределили респондентов на три группы по уровням самооценки: высокому, среднему, низкому (табл. 2).

Большинство (95,8%) анкетируемых первокурсников оказались с высоким и средним значениями са-

мооценки. Далее мы сравнили результаты по уровню самооценки с распределением респондентов по типу предпочтительной работы в коллективе (табл. 3). Показатели практически совпали.

Обсуждение. Самооценка — это оценка личностью себя, своих возможностей. Она является важным регулятором поведения, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, отношение к учебе,

к успехам и неудачам [6]. При высокой самооценке человек чувствует себя успешным, способным хорошо учиться и работать, однако акцентирует внимание только на своих сильных качествах, упуская при этом недостатки. Средний (нормальный) уровень самооценки — это показатель умения анализировать собственные промахи, свидетельство отсутствия серьезных проблем с окружающим социумом. Этот уровень признан оптимальным. При низкой самооценке человек чувствует себя неуспешной личностью, ощущает неспособность хорошо учиться, не умеет хвалить себя и постоянно сравнивает с другими, более успешными. Обучающиеся с высоким уровнем самооценки — это, как правило, индивиды, с удовольствием выполняющие общественную работу, участвующие в олимпиадах, учебных и научно-практических конференциях, активно работающие в студенческом научном кружке. Средний уровень самооценки характеризует молодых людей сотрудничающего типа, любящих объединяться при выполнении учебных заданий и общественной работы, но не занимать лидирующее положение. Индивиды с низким уровнем самооценки — ведомые, которые с удовольствием присоединяются к суждениям других и не доверяют себе, обязательно сравнивают собственный результат выполнения учебного задания с тем, как сделали его однокурсники, и даже исправляют свое правильно выполненное задание на неправильное.

Исследования психологов свидетельствуют о том, что лица, страдающие вредными привычками (курение, алкоголизм, употребление наркотиков), обычно имеют низкую самооценку. В статье И. О. Бугаевой с соавторами [1] отмечается, что первокурсники, оказавшиеся в новом коллективе, могут ошибочно следовать принятому в молодежной среде образу поведения, ложно принятому за положительный, не умея противостоять давлению сверстников, и приобщиться к вредным привычкам. Причина употребления наркотиков у каждого своя: у одних — это любопытство или получение удовольствия, у других — протест против гипер- или гипоопеки в семье, у третьих — неспособность противостоять давлению сверстников и неумение отказаться от предложения попробовать [7, 8].

В системе медицинского образования воспитание правильного подхода к оценке студентами своего здоровья и здоровья своих близких имеет первостепенное значение. Информированность первокурсников о пагубном влиянии наркотиков и алкоголя на здоровье имеет не только обучающее, но и воспитательное значение, ориентирующее на здоровый образ жизни [9]. Поэтому тема «Самооценка и вредные привычки» обсуждается на объединенном кураторском часе подшефного потока и одном из занятий, проводимом в форме конференции, по разделу биологии «Индивидуальное развитие человека. Критические периоды. Влияние тератогенных факторов на развивающийся плод и взрослый организм человека».

Успешность усвоения учебного материала дисциплины первокурсниками с любым стилем активности в коллективе и уровнем самооценки во многом зависит от хорошей обеспеченности учебного процесса пособиями и учебно-методической документацией. В учебных пособиях, разработанных преподавателями кафедры по всем разделам изучаемой дисциплины, в доступной форме изложена основополагающая информация по теме занятия с привлечением медицинской тематики, приведены задания для вне-

аудиторной и аудиторной самостоятельной работы [10-12]. Среди заданий аудиторной работы в пособиях есть такие, которые разработаны в плане УИРС и включают элементы учебно-исследовательской работы, так как обычно в большей мере усваивается информация, получаемая в процессе самостоятельного анализа и исследования. По результатам этой работы обучающиеся могут выступить на научном студенческом кружке или конференции, принять участие в ежегодной Всероссийской неделе науки с международным участием, опубликовать материалы в научных журналах [13].

В настоящее время интерактивные методы обучения, как наиболее эффективные для достижения результатов освоения дисциплины и внедренные в учебный процесс на кафедре, составляют 15-20% от всех аудиторных занятий. Это разнообразные игровые приемы или занятия-конференции. Соревновательный момент в процессе игрового приема и желание обучающихся быть успешными обеспечивают более творческий и увлекательный характер процесса обучения, а кроме того, позволяют первокурсникам повысить свой уровень самооценки [14]. Задача активных и интерактивных методов — довести до сознания первокурсников, что самым важным стимулирующим фактором в освоении общебиологической дисциплины является подготовка к дальнейшей профессиональной деятельности, а основной мотивирующий фактор — стать хорошим специалистом.

Заключение. В период обучения на первом курсе уровень самооценки во многом определяет успешную работу в коллективе и адаптацию студенческой молодежи к учебной нагрузке. Положительная мотивация в обучении, подразумевающая практическую значимость изучаемого материала с учетом будущей медицинской специализации, стимулирует познавательную активность обучающихся и способствует повышению их уровня самооценки.

Успешная реализация образовательного процесса и формирование у первокурсников определенных компетенций предусматривают использование разнообразных форм и методов организации учебного процесса, что, в свою очередь, позволяет первокурсникам с различными индивидуальными особенностями раскрыть свой потенциал и проявить лидерские качества.

Через изучение дисциплины происходит не только образование, но и воспитание обучающихся. Первокурсники должны усвоить, что необходимо не на словах, а на деле следить за своим здоровьем, уметь противостоять давлению сверстников и отказаться от пагубных привычек.

Авторы благодарят респондентов, принявших участие в анкетировании.

Конфликт интересов отсутствует.

References (Литература)

1. Bugaeva IO, Kloktunova NA, Kuligin AV, Solovyova VA. Forming value orientations on healthy lifestyle among students. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2017; 13 (2): 284-8. Russian (Бугаева И. О., Клоктунова Н. А., Кулигин А. В., Соловьева В. А. Формирование у обучающихся ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Саратовский научно-медицинский журнал 2017; 13 (2): 284-8).

2. KostylesAN,Alekseenko SN, Pil'shykova VV, et al. Evaluation of personal orientating motivation of students for successful studying at the institutions of higher education. Modern problems of science and education 2017; (5). URL: http://www.science-education.ru/r u/article/view?id=26768. Russian (Костылев А. Н., Алексеен-ко С. Н., Пильщикова В. В. и др. Оценка личностноориентиро-ванной мотивации студентов к успешности обучения в вузе.

Современные проблемы науки и образования 2017; (5). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26768 (дата обращения: 03.03.2019).

3. Suslikova IYu, Skuratova MN, Reshetov PV. The modeling of practical chemistry lesson for students of medical university with a combination of different educational technologies. In: University pedagogy 2017: Proceedings of the conference. Krasnoyarsk, 2017; p. 231-5. Russian (Сусликова И. Ю., Скуратова М. И., Решетов П. В. Моделирование практического занятия по химии для студентов медицинских вузов с применением комплекса различных образовательных технологий. В сб.: Вузовская педагогика 2017: сб. трудов конф. Красноярск, 2017; с. 231-5).

4. Protopopov AA, Averyanov AP, Dorogoykin DL, et al. Innovations in Medical Education: Results and Prospects. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2013; 9 (1): 140-4. Russian Протопопов А. А., Аверьянов А. П., Дорогой-кин Д. Л. и др. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы. Саратовский научно-медицинский журнал 2013; 9 (1): 140-4).

5. Durnova Na, Berezutsky MA, Sigareva LE, et al. New technologies in the educational process as the method of stimulation and motivation of students' learning activity. Modern problems of science and education 2018; (4). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27978. Russian (Дурнова Н. А., Березуцкий М. А., Сигарева Л. Е. и др. Новые технологии в образовательном процессе как метод стимулирования и мотивации учебной деятельности обучающихся. Современные проблемы науки и образования 2018; (4). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27 978 (дата обращения: 03.03.2019).

6. Kuzmina YuV. Self-assessment of the level of health and lifestyle of students in relation to biosocial factors and personal resources: PhD abstract. Tomsk, 2011; 24 p. Russian (Кузьмина Ю. В. Самооценка уровня здоровья и образа жизни студентов во взаимосвязи с биосоциальными факторами и личностными ресурсами: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2011; 24 c.).

7. Porodenko Va, Anuprienko SA, Samarskaya VK, Shatskaya EA. Dynamic analysis of the relation to drugs students of medical school. Modern problems of science and education 2018; (4). URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27747. Russian (Породенко В. А., Ануприенко С. А., Самарская В. К., Шацкая Е. А. Динамический анализ отношения к наркотикам студентов медицинского вуза. Современные проблемы науки и образования 2018; (4). URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=27747 (дата обращения: 06.05.2019).

8. Nikitina AS. The attitude of students of universities of Krasnoyarsk to the use of narcotics in Russia (on materials of sociological research among students of Siberian Federal University). Krasnoyarsk, 2017. Russian (Никитина А. С. Отношение студентов вузов г. Красноярска к употреблению наркотиков в России (по материалам социологического исследования среди студентов СФУ). Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017; 75 c.).

9. Bugaeva IO, Andronova TA, Durnova NA, et al. Principles of education of students at a higher medical school. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (3): 457-60. Russian (Бугаева И. О., Андронова Т. А., Дурнова Н. А. и др. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (3): 457-60).

10. Durnova NA, Belyanina SI, Polukonova NV, et al. Molecular-genetic level of the organization of biological systems. Saratov, 2014; 81 p. Russian (Дурнова Н. А., Белянина С. И., Полуконова Н. В. и др. Молекулярно-генетический уровень организации биологических систем. Саратов, 2014; 81 с.).

11. Durnova NA, Polukonova NV, Belyanina SI, et al. Cellular level of the organization of biological systems. Saratov, 2013; p. 57-73. Russian (Дурнова Н. А., Полуконова Н. В., Беляни-на С. И. и др. Клеточный уровень организации биологических систем. Саратов, 2013; c. 57-73).

12. Durnova NA, Polukonova NV, Belyanina SI, et al. Medical aspects of ecology of the person. Saratov, 2016; 59 p. Russian (Дурнова Н. А., Белянина С. И., Полуконова Н. В. и др. Медицинские аспекты экологии человека. Саратов, 2016; 59 с.).

13. Alipov VV, Sigareva LE, Belonogova YuV, et al. Motivation of activity of students' educational and research work. International journal of experimental education 2017; (3): 212-3. Russian (Алипов В. В., Сигарева Л. Е., Белоногова Ю. В. и др. Мотивация активности учебно-исследовательской работы студентов. Международный журнал экспериментального образования 2017; (3): 212-3).

14. Alipov VV, Sigareva LE, Durnova NA, et al. The role of environmental education in the system of modem medical education: Interactive method of training in the form of «Own game». International journal of experimental education 2016; 5 (2): 195-7. Russian (Алипов В. В., Сигарева Л. Е., Дурнова Н. А. и др. Роль экологического воспитания в системе современного медицинского образования: Интерактивный метод проведения занятия в форме «Своя игра». Международный журнал экспериментального образования 2016; 5 (2): 195-7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.