Научная статья на тему 'Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза'

Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУРАТОРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СКРИНИНГ-ОПРОС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION / ECOLOGICAL EDUCATION / HEALTHY LIFESTYLE / PROFESSIONAL SKILLS / SCREENING / SUPERVISION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугаева И.О., Андронова Т.А., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С.

Рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса на кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники СГМУ. Важнейшей составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении наряду с обучением является воспитание. Обучение и воспитательный процесс на кафедре осуществляются в рамках соблюдения основных принципов дидактики. Анализируются ключевые направления воспитательной работы: профессиональное, гражданско-патриотическое, нравственное, культурно-эстетическое, экологическое, медико-профилактическое (пропаганда здорового образа жизни), кураторство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугаева И.О., Андронова Т.А., Дурнова Н.А., Березуцкий М.А., Шереметьева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of education of students at a highe medical school

The article considers the issues of organization of the educational process at the Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany of Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky. The most important component of the educational process at higher schools is education. Teaching and educational process at the department is carried out with the observance of the basic principles of didactics. The analysis of the main directions of educational work is carried out: professional, civil and patriotic, moral, cultural and aesthetic, ecological, medical-prophylactic (promotion of healthy lifestyle) and supervision.

Текст научной работы на тему «Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 61:378.14.013-057.875 (045)

воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза

И. О. Бугаева — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой гистологии, профессор, доктор медицинских наук; Т. А. Андронова — ФГБОУ ВО «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, доцент кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, кандидат биологических наук; Н. А. Дурнова — ФГБОУ Во «(Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, заведующая кафедрой общей биологии, фармакогнозии и ботаники, доцент, доктор биологических наук; М. А. Березуцкий — ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, профессор кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники, доктор биологических наук; А. С. Шереметьева — ФГБОУ Во «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава России, преподаватель кафедры общей биологии, фармакогнозии и ботаники.

PRINCIPLES OF EDUCATION OF STUDENTS AT A HIGHER MEDICAL SCHOOL

I. O. Bugaeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of Histology, Professor, Doctor of Medical Sciences; T. A. Andronova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, Assistant Professor, Candidate of Biological Sciences; N. A. Durnova — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Head of Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, Assistant Professor, Doctor of Biological Sciences; M.A. Berezutsky — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, Professor, Doctor of Biological Sciences; A. S. Sheremetyeva — Saratov State Medical University n.a. V. I. Razumovsky, Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany, Assistant.

Дата поступления — 12.03.2018 г. Дата принятия в печать — 16.08.2018 г.

Бугаева И. О., Андронова Т. А., Дурнова Н. А., Березуцкий М. А., Шереметьева А. С. Воспитание студентов в образовательном процессе медицинского вуза. Саратовский научно-медицинский журнал 2018; 14 (3): 457-460.

Рассматриваются вопросы организации воспитательного процесса на кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники СГМУ. Важнейшей составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении наряду с обучением является воспитание. Обучение и воспитательный процесс на кафедре осуществляются в рамках соблюдения основных принципов дидактики. Анализируются ключевые направления воспитательной работы: профессиональное, гражданско-патриотическое, нравственное, культурно-эстетическое, экологическое, медико-профилактическое (пропаганда здорового образа жизни), кураторство.

Ключевые слова: образовательный процесс, воспитание, профессиональные навыки, экологическое образование, скрининг-опрос, здоровый образ жизни, гражданско-патриотическое воспитание, кураторство.

Bugaeva IO, Andronova TA, Durnova NA, Berezutsky MA, Sheremetyeva AS. Principles of education of students at a highe medical school. Saratov Journal of Medical Scientific Research 2018; 14 (3): 457-460.

The article considers the issues of organization of the educational process at the Department of General Biology, Pharmacognosy and Botany of Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky. The most important component of the educational process at higher schools is education. Teaching and educational process at the department is carried out with the observance of the basic principles of didactics. The analysis of the main directions of educational work is carried out: professional, civil and patriotic, moral, cultural and aesthetic, ecological, medical-prophylactic (promotion of healthy lifestyle) and supervision.

Key words: educational process, education, professional skills, environmental education, screening, healthy lifestyle, civil-patriotic education, supervision.

Важнейшей составляющей образовательного процесса в высшем учебном заведении наряду с обучением является воспитание, так как решение задач воспитания способствует обучению. Основные направления воспитательной работы в Саратовском государственном медицинском университете им. В. И. Разумовского: профессионально-трудовое, гражданско-патриотическое, деонтологическое, нрав-

Ответственный автор — Андронова Тамара Алексеевна Тел.: +7 (960) 3525160 E-mail: andronova1010@mail.ru

ственное, правовое, культурно-эстетическое, экологическое, медико-профилактическое (пропаганда здорового образа жизни), кураторство. Главная задача преподавателя вуза — учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая в единстве с научной работой, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работой студентов, направленная на формирование творческой личности. В соответствии с ФГОС ВО до 40% занятий в системе высшего образования должны осуществляться на основе интерактивных технологий, построенных на субъект-субъектном взаимодействии преподавателей и обучающихся

458 ПЕДАГОГИКА и ОБРАЗОВАНИЕ

[1, с. 61]. Активное использование современных педагогических технологий на кафедре [2-4] позволяет научить студентов мыслить нестандартно, является необходимой основой для овладения профессиональными знаниями. Учебное заведение не может быть конкурентоспособным без привлечения в образовательный процесс современных педагогических и инновационных технологий [5]. Обучение и воспитательный процесс на кафедре общей биологии, фармакогнозии и ботаники СГМУ тесно взаимосвязаны и проводятся в рамках соблюдения основных принципов дидактики.

Кафедра осуществляет преподавание дисциплины «Биология» на всех факультетах вуза. В системе медицинского образования биологии принадлежит особая роль. Будучи фундаментальной дисциплиной, биология формирует представления о законах развития природы, неотъемлемой частью которой является человек, способствует выработке философских, мировоззренческих позиций. Основные разделы дисциплины: «Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем»; «Онтогенетический уровень организации биологических систем»; «Популяционно-видовой уровень организации биологических систем»; «Био-геоценотический и биосферный уровни организации биологических систем». Важно довести до умов первокурсников, будущих врачей, что овладение специальными знаниями начинается с овладения общебиологическими знаниями: «Медицина — это прежде всего наука о человеке, но, взятая в плане теории, это прежде всего общая биология» — так считал выдающийся советский врач И. В. Давыдовский.

Информированность студентов-первокурсников о значимости биологических знаний в системе медицинского образования призвана способствовать пониманию правильности сделанного профессионального выбора. Познавательный потенциал еще не познанного предмета бесконечно возрастает, если этот предмет преемственно связан с уже познанным [6, с. 25].

Цель преподавателей естественно-научного цикла — продемонстрировать возможности изучаемого предмета, его ценность в плане формирования профессиональных навыков и гражданских позиций. От качества образования и воспитания врачей зависит качество оказываемой медицинской помощи. Во многом качество будущей профессиональной деятельности врача объясняется его личностными характеристиками, поэтому одной из основных особенностей организации обучения в медицинском вузе является осуществление рационального совмещения и сохранения общих принципов образовательного процесса с индивидуальным подходом к каждому студенту [7, с. 44]. Врач — особая профессия. Он несет ответственность за каждое свое действие, манипуляцию, его решения в буквальном смысле определяют жизнь и здоровье. Справедливы слова М. Я. Мудрова, выдающегося деятеля отечественной медицинской науки, одного из основоположников медицинского образования в России (1776-1831): «Невежественный актер — жалок, невежественный инженер — убыточен, невежественный врач — опасен». Он призывал «преуспевать в подвигах добродетели, в строгом воспитании самих себя и в постоянном стремлении духа к совершенству до конца жизни» [8]. Современный выпускник медицинского вуза должен быть не только востребованным в профессии, владеть специальными знаниями, уме-

ниями, навыками, но и быть высокообразованным человеком в широком смысле этого слова. При совмещении принципов образовательного и воспитательного процессов педагогу необходимо помнить, что каждый студент — это личность, которая должна обладать не только профессиональными знаниями, но и высоким уровнем общего развития, культуры.

В воспитательной работе со студентами всех факультетов особое внимание при изучении практически всех разделов дисциплины «Биология» уделяется овладению навыками здорового образа жизни. Врач, пренебрежительно относящийся к своему здоровью, не может быть примером для своих пациентов. Негативное влияние на состояние здоровья оказывают курение, наркотики, алкоголь, гиподинамия, стрессы. На лекционных и практических занятиях по разделу «Клеточный и молекулярно-генетический уровни организации биологических систем» в первую очередь обращается внимание на то, что признаки (болезни) формируются в онтогенезе в результате взаимодействия генов (их продуктов) со средой: все признаки человека, в том числе и здоровье, примерно на 70% зависят от среды, а на 30% от генотипа. Раздел программы «Онтогенетический уровень организации биологических систем» включает вопросы, касающиеся особенностей репродукции человека, вредного влияния на здоровье различных ксенобиотиков. Кураторы групп в обязательном порядке проводят цикл бесед о профилактике ВИЧ-инфекции, о вреде употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Анализируя факторы приверженности некоторых студентов первого курса такой вредной привычке, как курение, исходя из наблюдений кураторов, полученных, в частности, в ходе доверительных бесед со студентами, можно отметить следующее: важную роль в формировании никотиновой зависимости играет психоэмоциональная причина: неумение преодолеть проблемы, возникшие в новой среде, неспособность рационально организовать свой распорядок дня. Помочь адаптироваться к новой среде — одна из главных задач куратора студенческой группы. Организация досуга, приобщение к миру прекрасного, занятиям физкультурой и спортом существенно облегчают отказ от курения и его дальнейшую профилактику. Среди курящих студентов у многих курят родители, т.е. модель поведения также является достаточно убедительным мотивом к курению. Следует отметить, что коллектив нашей кафедры привержен здоровому образу жизни, курящих среди сотрудников нет. Преобладающее большинство студентов вуза — девушки, будущие матери, поэтому тем более важно донести до их сознания, что здоровье будущих поколений зависит от поведения нынешнего. Профилактика табакокурения — важнейшая часть программы сохранения здоровья нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхолегочных заболеваний, рака легких и других болезней.

Возможность воспитывать понимание ценности здоровья и условий его сохранения уже с первого года обучения студентов-медиков предоставляет изучение экологии. Экологическая грамотность необходима врачу любой специальности, так как главный объект деятельности врача — человек. Любая деятельность человека влияет на окружающую среду, а ухудшение состояния природной среды опасно для всех живых существ, в том числе людей. Повышение

степени экологизации высшего образования связано с воспитанием экологического мышления, формирующего осознание необходимости сохранения среды обитания для дальнейшего существования человечества [9, с. 13]. Задача нашего поколения — повернуть существующую экологическую проблему вспять, думая о будущем страны и людей, в ней живущих [10, с. 262]. Показатель качества среды обитания — состояние здоровья населения. Не случайно 2017 год объявлен Годом экологии. В связи с этим Президент Российской Федерации В. В. Путин на встрече с детьми центра «Сириус» сказал: «Мне хотелось бы обратить внимание общества на те сложные процессы, которые происходят у нас в этой сфере, на те угрозы, с которыми мы сталкиваемся или перед которыми мы стоим или будем стоять в ближайшее время, с тем чтобы и административные структуры, и общественные организации объединили свои усилия в решении экологических проблем...». Принимая во внимание важность экологического образования и воспитания в системе медицинского вуза, коллектив кафедры ставит задачу формирования у студентов системных знаний в области экологии человека. На это направлена организация самостоятельной учебной деятельности студентов (подготовка тематических сообщений, кроссвордов, написание сценариев) в рамках изучения раздела программы по биологии «Биогеоценотический и биосферный уровни организации биологических систем», включающего темы, посвященные экологии человека.

Биологии принадлежит ведущая роль в естественно-научной и мировоззренческой подготовке врача. При решении актуальных проблем профилактической и лечебной медицины должны учитываться фундаментальные законы биологии. Средой для овладения основами биологических знаний является не только учеба, но и научно-исследовательская деятельность. Научный кружок на кафедре биологии, фармакогнозии и ботаники работает много лет, имеет свои традиции [11]. На заседаниях кружка, которые проводятся в форме открытых обсуждений докладов, дискуссий или в виде инновационных форм (деловая игра, мультимедийные презентации результатов экспериментальной работы, представление проектов исследований), обсуждаются актуальные вопросы биологии, касающиеся медицинских знаний, и медико-биологические проблемы в рамках основных научных направлений кафедры: «Молекулярная генетика» и «Фармаког-ностический анализ лекарственного растительного сырья». Работа в СНО развивает интерес к предмету, создает базовые знания для освоения медицинских дисциплин, способствует построению системы знаний по курсу биологии, развитию творческого потенциала, повышению личностного статуса. Многие кружковцы участвуют в научных конференциях, проводимых в СГМУ, а также на региональных и всероссийских конференциях, публикуют материалы своих исследований в научных журналах [12].

Важнейшая составная часть воспитательной работы — кураторство. Кураторская работа со студентами 1-го курса СГМУ включает все аспекты системы кураторства, сложившиеся в большинстве российских вузов, и направлена на реализацию главной задачи — обеспечение воспитательной деятельности, но в то же время имеет сосственную специфику, поскольку эти студенты — будущие врачи. Врач должен проявлять дипломатичность, терпимость, обладать психологической культурой и коммуникативными на-

выками. Нравственная культура врача определяет уровень его профессионализма. Успешность воспитания студента зависит от профессионализма самого педагога, владеющего современными педагогическими технологиями, а также от умения педагогов грамотно выбирать информационные ресурсы [13, с. 91]. Студенчество — многочисленная, активная часть гражданского общества, поэтому воспитание социальных качеств является первостепенной задачей на современном этапе его развития. Однако для решения острых проблем воспитательной работы требуется большая научно-методическая поддержка. Необходимо, чтобы в начале учебного года до кураторов доводились планы по воспитательной работе вуза, факультета [14, с. 17]. Во избежание дублирования некоторых мероприятий, проводимых с целью воспитательной работы кураторами, совет молодежного самоуправления СГМУ также должен комплексировать с ними свою деятельность. Работу в группе куратор начинает с ознакомления студентов с Уставом вуза, с их правами и обязанностями, выясняет необходимость организации помощи в тех или иных социальных вопросах, информирует о различных мероприятиях, проводимых в вузе, городе (научных, культурных, спортивных), составляет совместно со студентами план предполагаемых мероприятий. Очень важным для первокурсников является рациональная организация своего времени. В этом несомненную помощь может оказать опыт старшекурсников. Стала традицией организация встреч первокурсников со студентами старших курсов — активистами общественной жизни университета, обладающими успешной успеваемостью, которые рассказывают о важности правильной организации своего времени, о необходимости посещения лекций, участия в культурной и общественной жизни университета, в работе научных студенческих кружков. Выбор правильной модели поведения очень важен в процессе становления личности, это залог успеха в будущей профессии.

Гражданско-патриотическое воспитание заслуживает особого внимания. В этом направлении особенно важны мероприятия, на которых студенты знакомятся с конкретными людьми, жизнь и труд которых служат примером для подражания, или узнают о событиях, составляющих гордость нации. В СГМУ имеется музей истории вуза, созданный по инициативе заслуженного врача РСФСР Л. Г. Горчакова в январе 1985 г. Музей предоставляет широкие возможности для воспитания, идеологического и эмоционального воздействия на студентов, освещает всю многогранную деятельность университета с момента его открытия и по настоящее время. На стендах и витринах музея расположены материалы, свидетельствующие об определенных этапах развития высшего медицинского образования в Поволжском регионе, многочисленные документы и сведения о замечательных преподавателях, лучших выпускниках и студентах вуза, знаменитых врачебных династиях Саратова. Специальный зал музея посвящен памяти сотрудников, выпускников и студентов — участниках Великой отечественной войны. Глаза первокурсников после посещения музея — наглядное свидетельство эмоциональной и духовной значимости экскурсии в это хранилище истории вуза. Более того, многие изъявляют желание участвовать в студенческой научной конференции, ежегодно проходящей в СГМУ, с докладами, тематика которых посвящена подвигу медицинских работников в годы ВОВ.

460 ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

Процесс воспитания будущих врачей предполагает становление морально устойчивой, гуманной личности, способной к милосердию и состраданию. «Милосердие справедливее любой справедливости» — эти слова Е. Евтушенко должны быть девизом для будущих врачей. В ситуации, сложившейся в стране и мире в последние годы (конфликты, очаги социальной напряженности, локальные войны, религиозная нетерпимость), особенно важно воспитание толерантности. Наш вуз — многонациональный коллектив. Многие студенты в подшефных группах прибыли из других субъектов РФ, многие из стран ближнего и дальнего зарубежья. Академический социум требует от студента-первокурсника новой, подчас более сложной модели поведения, что закономерно может вызывать конфликты с новой социальной средой [15]. Воспитанию толерантности по отношению к разным религиям и культурным обычаям людей разных национальностей, нетерпимости к расизму, экстремизму уделяется значительное внимание. Студенты участвуют в проводимых кураторами тематических дискуссиях: «Расогенез и этногенез», «Мировые религии», «Мир без экстремизма и войн», «О толерантности». При изучении темы «Экологическая дифференциация человечества» преподаватели кафедры применяют метод круглого стола, используют деловые игры, позволяющие организовать обсуждение темы человеческого единства и разнообразия, высказать собственную точку зрения по этой теме.

2018 год объявлен в России Годом добровольца (волонтера). Соответствующий Указ подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, о чем глава государства сообщил 6 декабря 2017 г. на церемонии вручения ежегодной Всероссийской премии «Доброволец России». Президент подчеркнул особую значимость волонтерского движения: «Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». Волонтерское движение несет мощный воспитательный потенциал, позволяет повысить гражданскую активность, сделать людей менее равнодушными, и в обязанность преподавателя вуза, медицинского в первую очередь, входит задача пропагандировать и поддерживать его.

Авторский вклад: написание статьи — И. О. Бугаева, Т. А. Андронова, Н. А. Дурнова, М. А. Березуц-кий, А. С. Шереметьева; утверждение рукописи для публикации — И. О. Бугаева.

References (Литература)

1. Retivyh MV. Innovative technologies of education in high school: conceptual foundations, pedagogical means, forms and types. Bulletin of Belgorod University 2015; (1): 61-65. Russian (Ретивых М. В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды. Вестник Белгородского университета 2015; (1): 61-65).

2. Andronova TA, Durnova NA. Business game «Type of Arthropods. The Class of Arachnida». In: Actual problems of modern science. Tomsk, 2013; p. 105-106. Russian (Андронова Т. А., Дурнова Н. А. Деловая игра «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные». В сб.: Актуальные проблемы современной науки. Томск, 2013; c. 105-106).

3. Andronova TA. Increase of professional motivation of students: Interactive forms of training. International journal of applied and fundamental research 2017; 11 (1): 143-146. Russian (Андронова Т. А. Повышение профессиональной мотивации студентов: Интерактивные формы проведения занятий. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2017; 11 (1): 143-146).

4. Alipov VV, Sigareva LE, Durnova NA, et al. The role of environmental education in the system of modern medical education: Interactive method of training in the form of «Own game». International journal of experimental education 2016; (5-2): 195-197. Russian (Алипов В. В., Сигарева Л. Е., Дурнова Н. А. и др. Роль экологического воспитания в системе современного медицинского образования. Интерактивный метод проведения занятия в форме «Своя игра». Международный журнал экспериментального образования 2016; (5-2): 195-197).

5. Verbitsky AA. Active learning in higher school: contextual approach. Moscow: Higher school, 1991; 207 p. Russian (Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991; 207 с.).

6. Bakshaeva NA, Verbitsky AA. Psychology of motivation of students: textbook. Moscow: Logos, 2006; 184 p. Russian (Бак-шаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006; 184 с.).

7. Katz JA, Tsarev MO. Integrative method and its features in the educational process of medical school. In: Management of educational process in medical school. Saratov, 2017; p. 4345. Russian (Кац Я. А., Царева М. О. Интегративный метод и его особенности в образовательном процессе медицинского вуза. В сб.: Управление образовательным процессом в медицинском вузе: материалы внутривуз. метод. конф. Саратов, 2017; с. 43-45).

8. Mudrov MYa. The word about the way to teach medicine practically. In: Selected works. Moscow: USSR Academy of Medical Sciences, 1949; 298 p. Russian (Мудров М. Я. Слово о способе учить медицине практически. В кн.: Избранные произведения. М.: АМН СССР, 1949; 298 с.).

9. Andronova TA. Ecological component in studying biology by students of medical University. International journal of experimental education 2017; (6): 12-15. Russian (Андронова Т. А. Экологическая составляющая в системе изучения биологии студентами медицинского вуза. Международный журнал экспериментального образования 2017; (6): 12-15).

10. Andronovа TA, Aleshechkina MM. Problems of ecology of the Volga river. In: Modern Russian science through the eyes of young researchers. Krasnoyarsk, 2011; p. 260-262. Russian (Андронова Т. А., Алешечкина М. М. Проблемы экологии реки Волга. В сб.: Современная российская наука глазами молодых исследователей. Красноярск, 2011; с. 260-262).

11. Andronova TA, Belyanina SI. Student scientific circle as a way to increase professional motivation. In: Medical education in the era of new information technologies. Saratov, 2013: 3-6. Russian (Андронова Т. А., Белянина С. И. Студенческий научный кружок как способ повышения профессиональной мотивации. Медицинское образование в эпоху новых информационных технологий. Саратов, 2013: 3-6).

12. Andronova TA, Morrison VA, Moiseeva YuM, Moiseev AA. Zoonotic infestation — toxocariasis and its connection with dermatitis. Bulletin of the Saratov State University n.a. N. I. Vavilov 2012; (6): 5-7. Russian (Андронова Т. А., Моррисон А. В., Моисеева Ю. М., Моисеев А. А. Зоонозная инвазия — токсокароз и связь с дерматозами. Вестник Саратовского госуниверситета им. Н. И. Вавилова 2012; (6): 5-7).

13. Romanova TP, Uvarov IA, Romanov PV. Features of Patriotic education of students in the educational process of medical school. Management of educational process in medical high school. Saratov, 2017: 91-94. Russian (Романова Т. П., Уварова И. А., Романов П. В. Особенности патриотического воспитания студентов в образовательном процессе медицинского вуза. Управление образовательным процессом в медицинском вузе. Саратов, 2017: 91-94.)

14. Bibik ON, Demidova NG. Adaptation of freshmen-the main task of the curator. Modern problems of educational process in high school. Kemerovo, 2013: 16-18. Russian (Бибик О. Н., Демидова Н. Г. Адаптация первокурсников — основная задача куратора. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе. Кемерово, 2013: 16-18.)

15. Uskov gS, Shalyakin LA. Problems of education of civil-law mentality in the higher school of modern Russia. Modern problems of educational process in high school. Kemerovo, 2013: 76-77. Russian (Усков Г. С., Шалякин Л. А. Проблемы воспитания гражданско-правового менталитета в высшей школе современной России. Современные проблемы воспитательного процесса в вузе. Кемерово, 2013: 16-18.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.