Научная статья на тему 'Оценка криминогенного влияния дефектной нормы'

Оценка криминогенного влияния дефектной нормы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЯ ЗАКОНА / КРИМИНОГЕННЫЙ ЗАКОН / ПРЕСТУПНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кысыкова Гульнара Бауржановна

Уровень криминогенного влияния дефектной нормы может быть выражен через количество совершённых (прогнозируемых) преступлений, а также тяжесть этих преступлений и форму выражения нормы (причина или условия) в качестве обстоятельства совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка криминогенного влияния дефектной нормы»



60 1. КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРАСЛИ

УДК 343.9 ББК 67.51

Г.Б. Кысыкова*

ОЦЕНКА КРИМИНОГЕННОГО ВЛИЯНИЯ дефектной нормы

Выжимка: Уровень криминогенного влияния дефектной нормы может быть выражен через количество совершённых (прогнозируемых) преступлений, а также тяжесть этих преступлений и форму выражения нормы (причина или условия) в качестве обстоятельства совершения преступления.

Ключевые слова: криминология закона; криминогенный закон; преступность.

G.B. Kysykova

THE ASSESSMENT OF CRIMINOGENIC EFFECT of defective NORMS

Summary: The degree of the criminogenic effect of a defective norm can be expressed through the number of committed (predicted) offences, their gravity and the form of expressing norms (cause or condition) as the circumstances of an offence.

Key words: criminology of law; criminogenic law; crime.

Согласно семантической концепции преступности преступность законодательства или законодательная преступность — есть свойство законотворчества порождать криминогенные и преступные законы.1 Теория криминогенного закона, под которым понимается закон, положения которого способствуют совершению преступлений,2 разрабатывается криминологией закона. В практических интересах мы считаем целесообразным выяснить критерии оценки криминогенной нормы.

В данном случае интерес вызывает следующий вопрос: «Имеются ли различия во влиянии на преступное множество двух криминогенных законов, и каким образом

* Гульнара Бауржановна Кысыкова — кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ государства и права им. Гайрата Сапаргалиева (Астана, Республика Казахстан). E-mail: gkyssyko-va@mail.ru.

© Г.Б. Кысыкова, 2013

1 См.: Шестаков Д.А. Криминология: преступность как свойство общества. Краткий курс. — СПб., 2001. — С. 22; его: Школа преступных подсистем: парадигма, отрасли, влияние вовне // Российский криминологический взгляд. — 2005. — № 1. — С. 48—49.

2 Шестаков Д.А. Криминология: преступность как свойство общества. — С. 22.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

можно определить степень негативного влияния (преступного) отдельной дефектной нормы?».

В настоящей работе представим следующий механизм оценки дефектности нормы, где одним из критериев является, в первую очередь, тяжесть преступлений, совершению которых может способствовать норма. Статья 10 Уголовного кодекса Республики Казахстан гласит: «Деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления». Аналогичные категории преступлений закреплены в ст. 15 УК РФ. Данный критерий является качественным показателем влияния криминогенной нормы.

Количественную сторону отражает количество совершенных или прогнозируемых преступлений, которые будут совершены вследствие работы криминогенной нормы. При расчёте преступного влияния нормы количество преступлений может быть взято из официальной статистики

зарегистрированных преступлений. При этом необходимо наложить отдельные ограничения, в частности, выделив круг субъектов преступлений. Например, государственных служащих, иностранных граждан и т.д., которые по анализируемому закону будут входить в группу субъектов преступлений.

Третий момент, который также отражается на оценке нормы — коэффициент формы выражения нормы, как обстоятельства преступления: выражение нормы как прямой причины преступления, либо

- лишь в качестве одного из условий, которое может только некоторым образом способствовать совершению преступления.

Таким образом, уровень негативного воздействия нормы, а также самого нормативного правового акта может быть вычислен через следующие переменные: количество совершённых или прогнозируемых преступлений; тяжесть преступлений, могущих возникнуть при реализации нормы; форма выражения нормы, как обстоятельства преступления.

Уровень негативного воздействия нормы определим в интервале от 0 до 1, следовательно, составляющие также обозначаются через коэффициент от 0 до 1. Применим в коэффициенте качества интервал 0,25: преступления небольшой тяжести определим как 0,25, средней — 0,5, тяжкие — 0,75, особо тяжкие — 1,00. В связи с тем, что формы выражения нормы только две (причина и условие), то их коэффициенты соответственно будут: для нормы-условия — 0,5; для нормы-причины

— 1. Таким образом, формула приобретает следующий вид:

Е = х/хп X у х z, где

Е — уровень криминогенного влияния нормы;

х. — количество преступлений той категории, которые будет провоцировать норма (по данным прошлого года);

хп — общее количество преступлений, совершённых за прошедший год;

у — качественный коэффициент (0,25; 0,5; 0,75; 1,00);

ъ — коэффициент формы выражения нормы (0,5; 1).

Как известно уголовный закон выполняет помимо прочих превентивную функцию, поскольку установление ответственности за то или иное общественно опасное деяние сдерживает совершение преступлений. В свою очередь наличие в норме криминогенных рисков, связанных с неопределенностью объектно-предметного и субъектного состава, отсутствием установленной ответственности и других рисков, обозначенных, например, в Методических рекомендациях по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь3 могут стать условием законодательной преступности.

Соответственно пробел в законодательстве, в том числе и в уголовном, проявленный отсутствием санкции за общественно опасные деяния, можно назвать криминогенным риском, который следует обозначить в качестве обстоятельства, повышающего преступную опасность. В целом пробельность позволяет субъектам правоотношений действовать по своему усмотрению и желанию, так как закон в этом случае уклоняется от регулирования. Подобное упущение в нормативных правовых актах, которые по своей природе должны быть императивными, приводит к вседозволенности и совершению преступлений. В этом случае необходимо ориентироваться на понятие преступления в криминологическом смысле, которое определяется как виновное деяние, представляющее для человека и общества значительное зло, безотносительно к тому, признаёт ли закон такое деяние преступлением.4 В этой связи не исключено наличие криминогенного риска в Уголовном кодексе, основанного на отсутствии уголовной санкции за преступление.

Подобное положение имеет место, так как в основном законодательство не

3 Методические рекомендации по проведению криминологической экспертизы проектов законов Республики Беларусь: Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 17 сентября 2007 года № 35 // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2009. — № 2 (17) — С. 44—50.

4 Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. — С. 80; его: Введение в криминологию закона. — СПб., Издательство «Юридический центр Пресс». — 2011. — С. 14—15.

2(29)2013

62 1. криминологические отрасли

успевает за развитием общественных отношений. Помимо этого вероятны иные причины, объективного и субъективного характера. Возможно не только случайное, но и намеренное внедрение в законопроект криминогенного риска разработчиком проекта, в целях использования его в правоприменительной практике в своих интересах. Так в интересах коррупционера исключение уголовной ответственности за коррупционные преступления и иные преступления против интересов государственной службы и государственного управления. Аналогичное отсутствие части 1-1 статьи 259 «Незаконные приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере» позволит избежать уголовной ответственности виновным лицам, вместе с тем фактически общественно опасное деяние будет иметь место. При этом уровень негативного влияния исключения такого состава преступления будет выглядеть следующим образом:

— во-первых, определяем соотношение: 1213 преступлений зарегистрировано по части 1-1 статьи 259 УК РК к 287 681 преступлению (по данным 2012 года), всего зарегистрированных в отчетном периоде, получаем коэффициент количества при округлении х = 0,004 (следует отметить, что х1 целесообразно значительно увеличить, так как предполагаем фактический рост данного вида преступления при исключении статьи из уголовного закона);

— во-вторых, определяем качественный коэффициент. Так как незаконные приобретение, перевозка или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в особо крупном размере наказываются лишением свободы на срок от трёх до семи лет, то преступление по части 1-1 статьи 259 является тяжким, следовательно, у = 0,75;

— в-третьих, на основании того, что

криминогенный риск нормы станет условием совершения преступления, а не его прямой причиной, обозначаем ъ = 0,5;

На основании вышеизложенного получаем Е = 0,004 х 0,75 х 0,5 = 0,0015.

В случае если норма будет в качестве последствий иметь преступления разных категорий, а также выражаться различными формами для разных видов преступлений, то невозможно их соотношение с неподходящими количественными данными преступлений другой категории. В связи с чем, следует применять сложение коэффициентов, тогда формула будет следующей:

Е = (х/хпх У х ъ).

Например, если в качестве последствий принятия нормы предполагается совершения трёх категорий преступлений, то Е будет определено как сумма уровней различных преступлений:

Е = (17 620 / 206 801 х 0,25 х 0,5) + (156 002 / 206 801 х 0,5 х 0,5) + (29 657 / 206 801 х 0,75 х 0,5) = 0,01 + 0,18 + 0,05 = 0,24.

Следовательно, по указанной формуле можно определить не только уровень отдельной нормы, но и уровень негативного влияния на общественные отношения нормативного правового акта в целом.

Заметим, что уровень преступности прогнозируется на тот период времени, который ещё не наступил, следовательно, в качестве количественного показателя должна использоваться статистическая информация будущего времени. Однако, исходя из предположения, что зарегистрированная преступность предыдущего года будет отличаться незначительно от последующего года, то можно использовать в формуле именно её. Между тем для того, чтобы получить наиболее точные данные, корректировке необходимо подвергнуть количественный коэффициент, обосновав прогнозируемое количество преступлений.

Криминология

ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.