# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования
ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ
THE EVALUATION OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY POST-GRADUATES COMPETITIVENESS FROM THE PERSPECTIVE OF THE EMPLOYER
В.А. Адольф, М.Г. Янова, V.A. Adolf, M.G. Yanova,
Т.А. Кондратюк, Н.Е. Строгова, М.С. Зайцева T.A. Kondratyuk, N.E. Strogova, M.S. Zaitseva
Модульно-компетентностный подход, профессиональные компетенции, педагогическая интернатура, уровнево-критериальные характеристики компетенций, профессионально-педагогическая деятельность, интегрированная модель выпускника педагогического университета, карта компетенций. В статье характеризуется современное педагогическое образование в период реформирования. Изучаются профессиональные компетенции и трудовые действия бакалавра как его способность осуществлять обучение, воспитание, развитие обучающихся и готовность к самоорганизации и самообразованию. Предлагается авторское видение алгоритма конструирования карты компетенций как обоснованной совокупности вузовских требований к уровню сформирован-ности выделенных компетенций; соотнесены уров-нево-критериальные характеристики и компетенции с трудовыми действиями выпускника, что выражается в продуктах портфолио выпускника.
Module competency-based approach, professional competencies, pedagogical internature, level-criteria characteristics of competencies, professional-pedagogical activity, the integrated model of a pedagogical university post-graduate, card of competencies.
The article characterizes modern pedagogical education in the period of reforming. It also studies professional competencies and work actions of a bachelor as his/her ability to teach, educate and develop students and readiness for self-organization and self-education. The article offers the author's position of the algorithm to construct a card of competencies as a grounded complex of university demands to the level of these competencies formed-ness; it also correlates level-criteria characteristics and competencies with work actions of a post-graduate, which is reflected in the products of a postgraduate's portfolio.
В период реформирования отечественной системы образования процесс подготовки бакалавров педагогического образования базируется на принципах компетентност-ного подхода, что предполагает успешность их в будущей профессионально-педагогической деятельности. Сегодня важны не столько традиционные результаты (профессиональные знания, умения, навыки) освоения образовательных программ, сколько профессиональные компетенции (способность критически мыслить, культуротворческие способности, способы деятельности), отражающие готовность бакалавров
к решению профессиональных задач. Современное педагогическое образование носит транзитивный характер, обусловленный реформами, проводимыми в образовательной системе России. Процесс реформирования сопровождается разработкой и внедрением новых стандартов [Янова, Игнатова, Адольф, 2013, с. 177-182]. Стандарт высшего образования педагогического направления 3++ предполагает интеграцию действующих стандартов высшего образования 3+ и профессионального стандарта «Педагог» и нацелен на формирование универсальных педагогических компетенций (рис.).
В.А. АДОЛЬФ, М.Г. ЯНОВА, Т.А. КОНДРАТЮК, Н.Е. СТРОГОВА, М.С. ЗАЙЦЕВА. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Выпускник, способный решать профессиональные задачи
Профессиональный стандарт «Педагог»
БАКАЛАВР
\
ФГОС ВО 3+
Рис. Интегрированная модель выпускника педагогического университета
В оценке результатов освоенных знаний студентов наблюдается смещение акцентов с оценивания традиционного освоения образовательной программы к оценке уровня сфор-мированности базовых профессиональных компетенций (далее - компетенции). С этой целью в университете разработана карта результатов освоения базовых профессиональных компетенций выпускником (далее - карта компетенций).
Использование карт компетенций для оценки результатов освоения основных образовательных программ в высшей школе предложено Р.Н. Азаровой, Н.В. Борисовой, В.Б. Ку-зовым, рассматривающими данную карту как «обоснованную совокупность вузовских требований к уровню сформированности компетенций по окончании освоения основной образовательной программы» [Дука Н.А., Дука Т.О., 2013, с. 119].
В рамках разработки карты компетенций в университете возник продукт, являющийся: инструментом оценки конкурентоспособности выпускника педагогического университета с позиции работодателя; дорожной картой развития компетенций, которая способствует ориентированию студента на результаты подготовки в соответствии с современными требованиями со стороны рынка труда.
Карта компетенций предполагает ориентацию подготовки выпускника на решение профессиональных задач:
1) «видеть» ученика в образовательном процессе;
2) планировать и организовывать образовательный процесс;
3) выстраивать субъет-субъектные взаимодействия в процессе образования;
4) формировать образовательную среду школы и использовать ее возможности;
5) проектировать траектории саморазвития и самообразования;
6) работать с информацией;
7) управлять образовательным процессом и профессиональной деятельностью [Адольф, Яковлева, 2016, с. 45-46].
Для разработки карты компетенций авторами статьи разработан алгоритм ее конструирования.
1. Соотнесение трудовых действий, сформулированных в профессиональном стандарте «Педагог» с компетенциями ФГОС ВО 3+ с учетом профессиональных задач подготовки выпускника, согласованных с работодателями.
2. Определение продуктов деятельности выпускника, позволяющих оценить сформи-рованность компетенций (готовность, способность, качество).
3. Определение уровней сформированно-сти компетенций и критериев их оценки.
4. Обсуждение карты компетенций с экспертами из профессионального педагогического сообщества и работодателями.
5. Корректировка карты с учетом предложений и замечаний.
Такой подход позволяет представить совокупность основных показателей компетенций наглядно в структурированном виде.
Результаты освоения компетенций сформулированы как трудовые действия, согласно профессиональному стандарту «Педагог», раскрыта семантическая компонента формулируемых компетенций, охарактеризованы уровни сформированности компетенций с их признаками, и обоснован набор продуктов деятельности бакалавра (табл. 1).
<
нО.
§
С
pq
Р Ü!
ь <
х
х
щ
m и
2L
<
CJ ^
о о о Ö
и щ
=Т X
& С *
S
и
н
и
W
оз
Таблица 1
Соотнесение уровнево-критериальных характеристик компетенций с трудовыми действиями и продуктом портфолио выпускника
Компетенция по федеральному ГОСу высшего образования Продукт в портфолио выпускника Пороговый уровень сформированности компетенции (60-72 балла) Базовый уровень сформированности компетенции (73-86 баллов) Продвинутый уровень сформированности компетенции (87-100 баллов)
1 2 3 4 5
Трудовое действие из профессионального стандарта «Педагог»: формирование общекультурных компетенций и понимание места предмета в общей картине мира
ОК-6. Способность к самоорганизации и самообразованию Отчет о проведении воспитательного (культурно-массового, культурно-спортивного, спортивно-оздоровительного) мероприятия. Документы, подтверждающие достижения в учебной, научной и других видах деятельности Имеет начальные знания о структуре самосознания, о видах самооценки и об этапах профессионального становления личности. Определяет цели и задачи самообразования и повышения квалификации и педагогического мастерства. Самостоятельно приобретает и использует новые знания и умения. Выявляет и фиксирует условия, необходимые для самоорганизации и самообразования, повышения квалификации и педагогического мастерства. Решает на практике конкретные задачи, сформулированные преподавателем или работодателем. Владеет навыками познавательной, учебной деятельности, навыками разрешения проблем. Испытывает трудности в самостоятельном поиске методов решения практических задач, применении различных методов познания Имеет полные знания о структуре самосознания, о видах самооценки, об этапах профессионального становления личности и механизмах социальной адаптации. Создает необходимые условия для самообразования, повышения квалификации и педагогического мастерства. Анализирует и сопоставляет результаты решения практических задач, самостоятельно сформулированных, с поставленной целью самообразования, повышения квалификации и педагогического мастерства. Владеет навыками самоанализа результатов практических задач с поставленной целью самообразования, повышения квалификации и педагогического мастерства, навыками организации процессов самоорганизации и самообразования, технологиями приобретения и использования психологических и профессиональных знаний. Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Имеет системные знания о структуре самосознания, о видах самооценки, об этапах профессионального становления личности и механизмах социальной адаптации. Осуществляет анализ социальной действительности с позиций профессиональных знаний и мировоззренческой рефлексии. Вырабатывает мотивацию на дальнейшее повышение профессиональной квалификации и педагогического мастерства. Оценивает уровень самоорганизации и самообразования. Прогнозирует последствия своей социальной и профессиональной деятельности. Владеет навыками самоанализа социальной действительности с позиций профессиональных знаний и мировоззренческой рефлексии, навыками организации процессов самоорганизации и самообразования, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных, психологических и профессиональных знаний. Способен к самооценке уровня самоорганизации и самообразования. Владеет навыками прогнозирования последствий своей социальной и профессиональной деятельности
Трудовое действие из профессионального стандарта «Педагог»: 1. Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 2. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. 3. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показате-лей уровня и динамики развития ребенка_
ОПК-2. Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
Характеристика с места прохождения государственной практики / интернатуры
Знает социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся; основные закономерности возрастного развития; законы развития личности.
Понимает необходимость использования этих знаний в реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) и строит свою педагогическую деятельность с учетом культурных различий обучающихся.
Частично применяет анализ учебной деятельности обучающегося для определения оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. Может использовать отдельные методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
Знает социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных траекторий жизни, их возможные девиации; законы развития личности и проявления личностных качеств, психологические законы периодизации и кризисы развития; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся для организации учебно-воспитательного процесса во время практики. Осознает значимость использования этих знаний в реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) и строит свою педагогическую деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Применяет анализ учебной деятельности обучающегося для определения оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития. Использует современные методы диагностики и оценки показателей уров-ня и динамики развития ребенка_
Знает социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности обучающихся; основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализацию личности, индикаторы индивидуальных траекторий жизни, их возможные девиации; законы развития личности и проявления личностных качеств, психологические законы периодизации и кризисы развития; основы организации работы с обучающимися с разным уровнем развития; возрастные и индивидуальные особенности обучающихся для организации учебно-воспитательного процесса в своей профессионально-педагогической деятельности. Осознает ценность системы методов и различных технологий в реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) и строит свою педагогическую деятельность с учетом культурных различий обучающихся, половозрастных и индивидуальных особенностей, выявляя на практике имеющих особые индивидуальные образовательные потребности.
В зависимости от педагогической задачи применяет адекватные методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития обучающегося
ТЗ Гр у у т л- у/* КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО
О Хл V-/ 1 ДУПл ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА им. В.П. АСТАФЬЕВА
1 2 3 4 5
Трудовое действие из профессионального стандарта «Педагог»: разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
ПК-1. Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов Рабочая программа по дисциплине Знает требования ФГОС основного общего, среднего общего образования и особенности построения образовательных программ по учебному предмету в соответствии с этими требованиями. Осознает необходимость разработки и реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов в различных образовательных организациях Знает требования ФГОС основного общего, среднего общего образования и особенности построения образовательных программ по учебному предмету в соответствии с этими требованиями. При разработке и реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов: - осознает их значимость; - способен выполнять запланированные действия и соотносить полученные результаты с запланированными результатами самообразования; - осуществляет системный анализ полученного опыта Знает требования ФГОС основного общего, среднего общего образования и особенности построения образовательных программ по учебному предмету в соответствии с этими требованиями. При разработке и реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов: - осознает их ценность; - владеет методическими основами отбора образовательных программ применительно к специфике образовательной организации, потребностям обучающихся; - способен выполнять запланированные действия и контролировать данный процесс; - способен к эффективной организации обратных связей при трансляции полученных результатов; - придает большое значение развитию творческих способностей обучающихся; - осуществляет системный анализ полученного опыта
В.А. АДОЛЬФ, М.Г. ЯНОВА, Т.А. КОНДРАТЮК, Н.Е. СТРОГОВА, М.С. ЗАЙЦЕВА. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА С ПОЗИЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ
Современные требования к результатам профессиональной подготовки выпускника актуализировали необходимость модернизации образовательного процесса в части внедрения модульного подхода к проектированию учебных планов, изменения структуры и содержания подготовки, в том числе педагогической практики, которая реализуется в формате интернатуры.
В институте физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина спроектирован учебный план на основе модульно-компетентностного подхода, который представляет собой модель организации образовательного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает совокупность компетенций обучающегося, а в качестве средства ее достижения - модульное построение содержания и структуры процесса обучения.
Профессиональные компетенции формируются у бакалавров не только в образовательном процессе вуза, но и в ходе педагогической практики / интернатуры.
Интернатура - это эффективная форма сопровождения процесса профессиональной подготовки педагога в университете, развитие его профессиональной компетентности, расширение спектра его профессиональных ролей, формирование его готовности к реализации различных видов профессиональной деятельности непосредственно на местах образовательной практики, обеспечивающее скоординированную деятельность университета, образовательных организаций различного уровня, студентов [Временное положение..., 2017].
Мы обращаем внимание на то, что компетентность студента-бакалавра характеризуется палитрой личных знаний и личного практического опыта и обеспечивается присвоением сознанием и осознанием необходимой информации, овладением многообразными видами профессионально-педагогической деятельности. Выполнение практических заданий, мини-исследований, проектов, рекомендованных
методистами, преподавателями, учителями в ходе решения задач педагогической практики / интернатуры в учебно-воспитательном процессе образовательной организации, позволяет развивать необходимые компетенции и влиять на поведение, стиль и отношение к профессиональной деятельности будущих педагогов [Бакшеева, Строгова, Зайцева, 2016, с. 49].
Педагогическая практика / интернатура нацелена на осознание бакалаврами скорее не как необходимость аттестации, невозможность уклониться от требований и заданий методиста, организатора, а как необходимость быть успешным наряду с другими студентами-практикантами.
Бакалавр в период педагогической практики / интернатуры выполняет определенный объем требований и заданий, направленных на приобретение им умений и навыков профессиональной педагогической деятельности, профессионально-педагогического опыта, поведения, стиля педагогической деятельности, личной позиции, «видения» результатов своей деятельности и необходимости в накопительном портфолио, в котором обозначены продукты профессиональной деятельности.
Потребность в достижении нового результата стимулирует поиск новых ситуаций, в которых будущий бакалавр мог испытывать или удовлетворение от достигнутого успеха, или неудовлетворенность от неудачи. Эффект педагогической практики / интернатуры - это познание и ощущение в собственном опыте сущности профессиональной педагогической деятельности, формирование (становление) личности бакалавра в целом, его компетенций профессионально-педагогической деятельности [Бакшеева, Строгова, Зайцева, 2016, с. 49].
Портфолио выпускника-бакалавра выступает в роли итоговой документации, свидетельствующей о теоретической и практической подготовке выпускника, и моделирует сценарий поведения в будущей профессиональной деятельности (табл. 2).
<С £
и
т
0
ь
к
1 м ш Е-
и о-
о ^ о о
О Й
3
ш Е-
к
о
Рч
м
13
0
1 к
«
о м :г X
ь
и
<с «
м с
д
н и
щ м
# ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. Теория и методика профессионального образования
Таблица 2
Целевые ориентиры педагогических действий в интернатуре
Студента Работодателя Преподавателя
Подготовка к профессиональной педагогической деятельности Профессиональный отбор будущих сотрудников Организация деятельности обучающихся при реализации ООП
Основание для разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся по педагогическому направлению подготовки Оценка содержательного аспекта подготовки педагогов-бакалавров Единые педагогические требования в профессиональной подготовке студента
Условие развития индивидуального педагогического творчества Готовность бакалавра совершенствоваться и повышать свой профессиональный уровень Возможность конструировать индивидуальные образовательные маршруты студентов, план их саморазвития и самообразования
Набор универсальных инструментов для успешной образовательной деятельности Ориентация бакалавра в многообразии нормативно-правовых документов в сфере образования Внедрение системы независимого менеджмента качества образования студентов
Акцентирование на фокус-точках самоорганизации и самообразования обучающихся Понимание и принятие бакалавром профессиональных задач, их выражение в профессиональной деятельности
Таким образом, требования к результа- 2. ту подготовки, сформулированные в стандарте ВО 3++ и профессиональном стандарте «Педагог», проявляются в сформированности общекультурных и профессиональных компетенций и выражаются в продукте образовательной де- 3. ятельности, которым является выпускник университета, владеющий необходимым комплексом компетенций. Карта результатов освоения уровнево-критериальных характеристик компетенций с трудовыми действиями и продуктом портфолио выпускника отражает уровень профессиональной подготовки бакалавра с позиции работодателя. 4.
Библиографический список
1. Адольф В.А., Яковлева Н.Ф. Профессиональные задачи как целевой вектор реализации компетентностного подхода в образовании 5. // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1 (35). С. 43-47.
Бакшеева З.К., Строгова Н.Е., Зайцева М.С. Совершенствование педагогической практики студентов-бакалавров с позиций компетентностного подхода // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 3 (37). С. 46-49. Временное положение о педагогической интернатуре КГПУ им. В.П. Астафьева / Утверждено 28.05.2013 № 269(п). URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015 /01/29/42d38746e9a347634d6b59b602c819 af/vremennoe-polozhenie-o-pedagogicheskoj-internature-kgpu-im-vp-astafeva.pdf (дата обращения: 16.03.2017).
Дука Н.А., Дука Т.О. Карты компетенций в оценке результатов повышения квалификации педагога // Академический вестник Института педагогического образования и образования взрослых РАО. 2013. № 4 (37). С. 118-122. Янова М.Г., Игнатова В.В., Адольф В.А. Педагогическое образование: транзитивные характеристики // Научное мнение. 2013. № 4.