Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса АПК'

Оценка конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
827
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБЪЕКТОВ / СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И КАЧЕСТВА / ИНДЕКСЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Субаева Асия Камилевна

В статье рассматриваются теоретические основы оценки конкурентоспособности услуг. Изучаются элементы конкурентоспособности. Выделяется система показателей оценки уровня конкурентоспособности продукции, включающая в себя: единичные, групповые, интегральные показатели. Предложен алгоритм расчета уровня конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса, работающих в агробизнесе, который предполагает следующие этапы: выбор продукции или услуг, сопровождающийся анализом рынка и исследованием запросов потребителей; сбор данных о конкурентах; формулировка требований к качеству ремонта; анализ цены потребления; определения перечня параметров и расчет экономических, техникотехнологических и нормативных параметров продукции; расчет интегрального показателя конкурентоспособности; разработка мер по повышению конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса работающих в агробизнесе. Для апробирования рассматриваемого подхода проведена оценка конкурентоспособности услуг ремонтно-обслуживающего предприятия ОАО «Казанская сельхозтехника». В качестве основного технического параметра использована наработка (ресурс). Коэффициент значимости параметров рассчитан на основе проведенных опросов потребителей ремонтнотехнических услуг в Республике Tатарстан. Результаты расчета конкурентоспособности техники, отремонтированной в условиях ремонтного предприятия, показывают, что отремонтированная техника очень близка и практически равна по конкурентоспособности новой К = 0,9, причем техника, отремонтированная на ремонтных предприятиях, значительно превосходит технику, отремонтированную в хозяйствах собственными силами, так как К = 0,6, что зависит от качества оказываемых ремонтно-технических услуг и затрат на ремонт. Tаким образом, проблема оценки конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса является актуальной для российских предприятий на современном этапе, что определяется следующим: снижение конкурентоспособности услуг является фактором риска для предприятия; выход из создавшегося тяжелого финансового положения возможен только в результате создания конкурентоспособного производства; в бизнес-планах инвестиционных проектов и планах финансового оздоровления предприятий недоучитываются вопросы оценки конкурентоспособности услуг и предприятия в целом; ценовая политика предприятия должна базироваться на оценке конкурентоспособности оказываемых услуг. Разработанная схема оценки конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса позволит правильно расставить ориентиры и направить деятельность предприятия в нужном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF COMPETITIVENESS OF THE SERVICES OF THE ENTERPRISES OF THE TECHNICAL SERVICE OF AIC

Key words: competitiveness of the objects, the ratio of price and quality, indices of competitiveness, competitiveness of the services of repair and service business, indicators of competitiveness. The article considers the theoretical basis for evaluating the competitiveness of the services. The elements of competitiveness are examined. A system of indicators of assessment of level of competitiveness of products is standed out, it includes: individual, group, integral indicators. An algorithm for calculating the level of competitiveness of the services of technical service, working in agribusiness, is offered, it includes the following stages: selection of products or services, accompanied by analysis of the market and the study of the demands of the consumers; the collection of data about competitors; the formulation of requirements to the quality of repair; the analysis of the prices of consumption; determination of the list of parameters and calculation of economic, technological and normative parameters of products; calculation of integral index of competitiveness; development of measures to improve the competitiveness of services of the enterprises of technical service operating in the agribusiness. To test this approach, the competitiveness of the services of repair and maintenance enterprise JSC «Kazan agricultural equipment» was assessed. The operating time (resource) was used as the main technical parameter. Coefficient of significance of the parameters is calculated on the basis of conducted surveys of consumers of repair and technical services in the Republic of Tatarstan. The results of calculations of the competitiveness of the technology, renovated in conditions of maintenance of the enterprise, show that the repaired machines is very close and almost equal to the competitiveness of the new K = 0.9, and equipment, repaired in the repair enterprises, greatly exceeds the equipment repaired in the farms of their own, as K = 0.6, which depends on the quality of repair and technical services and repair costs. Thus, the problem of evaluation of the competitiveness of the services of the enterprises of technical service is actual for Russian enterprises at the present stage, which is defined by following: decrease in the competitiveness of the services is a risk factor for the enterprise; the way out of the difficult financial situation is possible only as a result of the creation of competitive production; in the business plans of investment projects and plans of financial improvement of the enterprises the questions of an estimation of competitiveness of the services and the enterprise as a whole are underestimated; the pricing policy of the enterprise shall based on the assessment of the competitiveness of the services provided. The developed scheme of estimation of competitiveness of services of the enterprises of technical service allows to set targets and guide the work of the enterprise in the right direction.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса АПК»

УДК 631.15:33+631.3.004.67

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА АПК

Субаева Асия Камилевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК»

ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина»

432017, г.Ульяновск, бульвар Новый Венец, 1 тел.: 8(84663) 56-78-94, е-таН'.виЬавуа[email protected]

Ключевые слова: конкурентоспособность объектов, соотношение цены и качества, индексы конкурентоспособности, конкурентоспособность услуг ремонтно-обслуживающего предприятия, показатели конкурентоспособности.

В статье рассматриваются теоретические основы оценки конкурентоспособности услуг. Изучаются элементы конкурентоспособности. Выделяется система показателей оценки уровня конкурентоспособности продукции, включающая в себя: единичные, групповые, интегральные показатели.

В теории и на практике применяется множество различных способов оценки конкурентоспособности продукции и услуг. Конкурентоспособность товара и услуг в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:

- свойствами данного товара или услуги,

- свойствами конкурирующих товаров или услуг,

- особенностями потребителей.

М.Портер несколько расширяет список составляющих конкурентоспособности товара: «В любой отрасли экономики - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:

- угрозой появления новых конкурентов;

- угрозой появления товаров или услуг-заменителей;

- способностью поставщиков комплектующих изделий и т.д. торговаться;

- способностью покупателей торговаться;

- соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой».

Действие механизма товарной конкурентоспособности приводит к формированию пропорций распределения объемов продажи товаров и предприятий-изготови-телей, а также поставщиков на этом рынке.

Следует выделить следующую систему показателей оценки уровня конкурентоспособности продукции, включающую в себя:

- единичные показатели - процентное соотношение какого-либо технического или экономического параметра данного товара и соответствующего параметра товара-кон-курента;

- групповой показатель - сводный показатель, объединяющий единичные показатели и отражающий уровень конкурентоспособности товаров по одинаковым группам параметров (технические, нормативные, экономические);

- интегральный показатель - количественная характеристика конкурентоспособности товара в виде соотношения суммы группового показателя по техническим и неценовым параметрам к групповому показателю по экономическим параметрам [1].

Считаем, что аналогичную систему показателей оценки уровня конкурентоспособности можно применить и при оценке конкурентоспособности предприятий технического сервиса, работающих в агробизнесе.

Систематизация широкого научного материала по оценке конкурентоспособности продукции позволила разработать схему оценки конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса, работающих в агробизнесе. (рис 1).

Анализ рынка предприятий технического сервиса

Анализ цены потребления

Алгоритм решения, представленный на данной схеме, основан на традиционном методе оценки конкурентоспособности продукции.

Алгоритм расчета уровня конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса, работающих в агробизнесе, предполагает следующие этапы:

1) выбор продукции, сопровождающийся анализом рынка и исследованием запросов потребителей;

2) сбор данных о конкурентах;

3) формулировка требований к качеству ремонта;

4) анализ цены потребления;

2. Выделяют наиболее значимые для потребителя критерии, которые делятся на потребительские (экологическая безопасность) и экономические (цена потребления товара).

Значение критерия у базисной модели - Р , у сравниваемого образца - Р..

3.По каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности ^). Если увеличение значения критерия влечет за собой повышение качества, то

Р\

СП =----

Рю

где q. -единичный параметрический показатель конкурентоспособности по иму параметру (\ = 1, 2,3,...,п);

Р. - величина 1-го

I

параметра для анализируемого товара;

Р. - величина иго

Ю

параметра, при кото-

ром потребность удовлетворяется полностью; п - количество параметров.

Если снижение, то

, Рю

= — (2)

4. Внутри каждой группы критериев проводят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: а .

Выбор

г

Сбор данных о конкурентах

Исследование запросов пот енциальных покупателей

■ ^Формулировкатребований к качеству услуг предприятий технического

Определение перечня параметров, подлежащих оценке

Экономические

параметры

Нормативные

параметры

Определение единичных показател ей по экономическим параметрам

Определение единичных показател ей по нормативным параметрам

Определение группового показателя ко нкур енто СП0С ООН ости по экономическим параметрам

Определение группового показателя конкурентоспособности по нормативным параметрам

Определение

единичных

показателей по

техническим

параметрам

Определение

группового

показателя

КОНКур ЄНТ0СП0С00-

но стн услуг по

техническим

параметрам

Расчёт интегрального показателя конкурентоспосооности

Разработка мер по повышению конкурентоспосооности услуг предприятий технического сервиса

Технике -технологические параметры

Рис. 1 - Схема оценки конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса

- для потребительских, аэ. - для экономических показателей.

5. Рассчитывают групповой показатель как свободный параметрический индекс конкурентоспособности:

п т

Од Эш 5 01 аэ; 5

и 1=1

где Цп и Од - свободные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительным и экономическим свойствам соответственно.

6.Рассчитывают интегральный показатель конкурентоспособности (К):

к=0ц

. . йэ

Если К>1, то товар конкурентоспособен; если К<1, то является неконкурентоспособным на данном рынке.

Для апробирования рассматриваемого подхода проведем оценку конкурентоспособности услуг ремонтно-обслуживающего предприятия ОАО «Казанская сельхозтехника».

В качестве основного технического параметра использовалась наработка (ресурс). Коэффициент значимости параметров рассчитан на основе проведенных опросов потребителей ремонтно-технических услуг в Республике Татарстан (табл.1).

Продажная цена товара определяется ценой новой машины, отремонтированной в условиях ремонтного предприятия, собственными силами.

Для отремонтированной в условиях ремонтного предприятия и собственными силами цена техники будет ниже цены новой машины и зависит от на-

расчета конкурентоспособности техники, отремонтированной в условиях ремонтного предприятия, представленные в таблице 3, показывают, что отремонтированная техника очень близка или практически равна по конкурентоспособности к новой - К =

0,9; причем техника, отремонтированная на ремонтных предприятиях, значительно превосходит технику, отремонтированную в хозяйствах собственными силами, так как К= 0,6, что зависит от качества оказываемых ремонтно-технических услуг и затрат на ремонт. Однако данный подход всего лишь ориентировочный и по нему довольно сложно судить о реальной конкурентоспособности ОАО «Казанская сельхозтехника».

Необходим более детальный учет при оценке конкурентоспособности уровня качества услуг, показателей надежности отремонтированной техники и ее эффективности применения в эксплуатации.

Полученные оценки микроконкурентоспособности ОАО «Казанская сельхозтехника» свидетельствует об их специфичности, необходимости уточнения и модификации общепринятых методик, проведения дополнительных исследований, позволяющих произвести необходимые расчеты.

Оценку конкурентоспособности технических услуг можно представить в виде сле-

работки. Рис. 2 - Модель оценки конкурентоспособности предприятий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты технического сервиса.

дующей модели (рис. 2):

Каждый вектор в своем предельном значении представляет собой соответствующий максимальному значению (идеальный вариант) оценочного показателя.

Состав учтенных в модели факторов и ее структура могут быть подвергнуты корректировке в ходе совершенствования мо-

дели.

Универсальный характер рассматриваемой модели позволяет варьировать номенклатуру оцениваемых параметров конкурентоспособности предприятий технического сервиса, исходя из информационных возможностей, уровня квалификации привлекаемых экспертов, степени специализа-

Таблица 1

Основные параметры качества ремонтно-технических услуг

Наименование параметров Коэффициент значимости параметров Значение параметра

Новая техника, узел или деталь Отремонти-рованная в собственной мастерской Отремонтирован-ная в условиях ремонтного предприятия

Наработка(ресурс), моточас 0,90 8000 3500 5000

Гарантийное обслуживание, мес 0,10 24 - 18

Таблица 2

Стоимостные показатели услуг-конкурентов и оцениваемых услуг

Стоимостные характеристики Новая техника, узел или деталь Отремонтированная в собственной мастерской Отремонтирован-ная в условиях ремонтного предприятия(оцениваемая)

Цена реализации, тыс.руб. 500 250 320

Суммарные расходы потребителей за период реализации наработки, тыс.руб. 620 310 410

Эксплуатационные затраты потребителя, тыс.руб. 430 217 290

Затраты на поддержание работоспособности мобильной техники за период гарантийной наработки или ресурса, тыс.руб. 190 93 120

Таблица 3

Результаты расчета конкурентоспособности техники, узла или детали отремонтированной в условиях ремонтно-технического предприятия

Значения составляющих коэффициента конкуренто-способности Новая техника, узел или деталь Отремонти-рован-ная в собственной мастерской Отремонтирован-ная в условиях ремонтного предприятия(оцениваемая)

Индекс технических параметров 1,6 0,3 0,6

Индекс экономических параметров 1,52 0,5 0,6

Коэффициент конкурентоспособности 1,05 0,6 0,9

ции производства.

Данный методический подход дает возможность анализировать влияние отдельных факторов, обеспечивающих конкурентное положение предприятия на рынке, а также оценивать возможные последствия их изменения в будущем.

Рынок технических услуг является са-морегулироемой и сбалансированной системой, отражающей взаимоотношения потребителей и товаропроизводителей с позиций объективной оценки соответствия характеристик платежеспособного спроса и производственных возможностей, когда посредством коммерческих сделок достигается компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны, участвующие в процессе рыночного обмена.

Сопоставление положения конкурентоспособности предприятий технического сервиса в общей модели рыночного равновесия дает возможность количественной оценки его конкурентных позиций и обоснования стратегических перспектив его функционирования. Удельный вес конкретного товаропроизводителя на рынке дает возможность интерпретировать его реальные позиции по сравнению с конкурентами на товарном на рынке.

Такой подход является методической основой для обоснования приемлемого сценария рыночного поведения предприятий технического сервиса. Результаты ситуационного анализа предопределяют выбор управленческого решения.

Универсальный характер рассматриваемой модели позволяет оценить не только внутренние возможности предприятия, но и действительную реакцию рынка на возможный сценарий его поведения в конкретной ситуации.

Использование данной модели в практических целях обеспечивает снижение рисков управленческих решений и может служить основой для оценки их эффективности. Предложенная методика приемлема для обоснования решений относительно управ-

ления текущей деятельностью предприятий технического сервиса, а также может выступать аргументом, подтверждающим целесообразность инвестиционных решений.

Таким образом, проблема оценки конкурентоспособности услуг предприятий технического сервиса является актуальной для российских предприятий на современном этапе, что определяется следующим: снижение конкурентоспособности услуг является фактором риска для предприятия; выход из создавшегося тяжелого финансового положения возможен только в результате создания конкурентоспособного производства; в бизнес-планах инвестиционных проектов и планах финансового оздоровления недоучитываются вопросы оценки конкурентоспособности услуг и предприятия в целом; ценовая политика предприятия должна базироваться на оценке конкурентоспособности оказываемых услуг. Вместе с тем, вопросы управления конкурентоспособностью являются недостаточно проработанными в отечественной литературе и практике. Это объясняется значительной продолжительностью работы предприятий в условиях отсутствия конкуренции. Положение «на грани банкротства» вынуждает руководителей менять ориентиры деятельности. В качестве инструментов управления должны выступать те или иные факторы конкурентоспособности продукции в зависимости от фазы жизненного цикла, а также факторы внутреннего потенциала предприятия. Оценка конкурентоспособности является важнейшим элементом анализа рассогласований в системе управления ею, и для оценки конкурентоспособности объекта в целом, как более емкого понятия, необходимо использовать более широкий спектр групп показателей.

Библиографический список

1. Мищенко, А.П.Маркетинг: учебное пособие / А.П. Мищенко.-М: Кнорус,2006.-283с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.