Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента'

Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комарова С. Л., Дементус Ю. А.

Предложена методика многокритериальной оценки конкурентоспособности изделий, позволяющая своевременно применять управленческие решения при формировании ассортиментной политики промышленного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Комарова С. Л., Дементус Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of goods competitiveness is the determining factor of range of goods forming

The procedure of multicriterion estimation of goods competitiveness that allows to make administrative decisions in proper time while forming range of goods policy is proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности товара - определяющий фактор формирования ассортимента»



'X ЭКОНОМИКА.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658

С. Л. Комарова, Ю. А. Дементус

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА - ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА

Предложена методика многокритериальной оценки конкурентоспособности изделий, позволяющая своевременно применять управленческие решения при формировании ассортиментной политики промышленного предприятия.

Введение

В долгосрочном аспекте рыночная эффективность связана с уровнем финансового состояния предприятия. Так, дополнительная прибыль, извлекаемая из конкурентных преимуществ, повышает собственные средства предприятия, его ликвидность, финансовую маневренность [1, С. 132].

Сейчас в жестких условиях экономического выживания желательно применять логистические подходы в деятельности субъектов хозяйствования и использовать современные методики, позволяющие своевременно принимать управленческие решения для повышения эффективности работы предприятия [3, С. 15].

Развитие строительного рынка Республики Беларусь переживает расцвет. Деятельность крупных строительных организаций и предприятий строительной отрасли должна быть ориентирована на потребности рынка. А рынок требует новые виды продукции, т. к. идет активное строительство и благоустройство новых жилых районов. Предприятия стараются предложить более дешевые материалы, работы, услуги, потому что найти свободные деньги городскому бюджету и гражданам достаточно трудно. Важно найти новые пути решения этой проблемы.

Республиканское унитарное предприятие «Спецжелезобетон» работает уже

более 20 лет на рынке железобетонных изделий. За эти годы оно приобрело репутацию надежного делового партнера. Высоким качеством своих изделий предприятие обязано современному высокопроизводительному оборудованию, высокой квалификации производственного персонала и прекрасному качеству местных строительных материалов. Предприятие производит давно освоенные виды изделий, пользующихся устойчивым спросом. Однако проведенная недавно реконструкция позволила наладить выпуск новой продукции, необходимой для завоевания новых потребителей. В первую очередь, это элементы благоустройства: тротуарная плитка,

бордюр дорожный и тротуарный, производимые по немецкой технологии на импортном оборудовании.

Одним из способов повышения эффективности деятельности является совершенствование ассортиментной политики предприятия. Применительно к РУП «Спецжелезобетон» более рационально провести насыщение ассортимента, т. е. модернизировать уже имеющиеся изделия, чем разработать и внедрить новые. Подходящим изделием для проведения мероприятий по модернизации является плитка бетонная тротуарная, которая изготавливается на совре-

менном немецком оборудовании методом полусухого прессования и пользуется большим спросом как у строительных организаций, так и у индивидуальных предпринимателей и частных лиц. Плитка выпускается различной конфигурации (старый город, квадрат, волна, катушка, кирпич, ромб) и предназначена для устройст-

Цена тротуарной плитки зависит от ее цвета. Так, цена серой плитки составляет 16 190 р. за 1 м2, а цветной (ее выпускают в красном, желтом, голубом цвете) -20 410 р. Различие в цене достаточно существенное - 4 220 р. за 1 м и поэтому цветная плитка пользуется гораздо меньшим спросом, чем серая. Отсюда и производство цветной плитки в 2005 г. составило 24,4 %, а в 2006 - всего лишь 5,3 %. Снизить цену цветной плитки можно, если окрашивать ее не полностью, а только верхний слой приблизительно в 2 см. Оборудование позволяет проделать эту процедуру, не изменяя технологию. Такое нововведение позволит использовать в 4 раза меньше красящих веществ, которые значительно увеличивают себестоимость изделия, а следовательно, и его цену. При этом можно снизить цену окрашенной по

ва сборных покрытий тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, посадочных площадок общественного транспорта.

В табл. 1 приведены данные, характеризующие динамику производства плитки тротуарной за период с 2004 по 2006 гг.

новому методу плитки до 17 750 р. В 2006 г. предприятие включило выпуск плитки нового образца в производственную программу. В итоге выпуск 4 % модернизированного изделия позволил увеличить выручку предприятия на 12 968 млн р. по сравнению с прошлым годом. Обосновать эффективность этого нововведения можно, просчитав конкурентоспособность новой разновидности тротуарной плитки по отношению к старым образцам.

Определение конкурентоспособности продукции является важнейшим элементом коммерческой деятельности предприятия, поэтому очень важно разработать систему оценки и управления конкурентоспособностью [5, С. 31].

Конкурентоспособность товаров раскрывается через систему ее показа-

Табл. 1. Общая оценка производства плитки тротуарной за 2004-2006 гг.

Показатель 2004 г. 2005 г. 2006 г. Абсолютное отклонение Темп изменения, %

2005 от 2004 г. 2006 от 2005 г. 2005 к 2004 г. 2006 к 2005 г.

Выпуск тротуарной плитки, м3 всего 5 350 8 249 13 051 2 899 4 802 154,2 158,2

в том числе серой 3 779 6 233 11 837 2 454 4 760 164,9 176,4

цветной 1 571 2 016 692 445 -481 128,3 76,1

нового образца 0 0 522 0 523 - -

Доля тротуарной плитки в общем объеме выпуска плитки, всего % 100 100 100 - - - -

в том числе серой 70,6 75,6 90,7 5,0 8,6 107,1 113,8

цветной 29,4 24,4 5,3 -5,0 -12,6 83,0 48,4,3

нового образца - - 4,0 - 4,0 - -

Выпуск тротуарной плитки в сопоставимых ценах, млн р. всего 1 187 1 804 2 689 617 885 152,0 149,1

в том числе серой 758 1 252 2 396 494 953 165,2 176,1

цветной 429 552 177 123 -184 128,7 66,7

нового образца - - 116 - 116 - -

телей. Они представляют собой совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности. Для потребителя наиболее значимыми являются экономические критерии. Но немалое значение имеют качественные характеристики товара. Товар с низким уровнем качества может быть конкурентоспособен при соответствующей цене. Однако при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще [2, С. 141].

Для оценки конкурентоспособности плитки тротуарной можно выделить три группы показателей. Первая группа - это технологические характеристики товара, к которым следует отнести: класс бетона, прочность на растяжение при изгибе, истираемость, водопоглощение, морозостойкость. Вторая группа показателей - потре-

При определении конкурентоспособности продукции будем использовать метод многокритериальной оптимизации, суть которого в использовании функции принадлежности. Данная функция определена в интервале от 0 до 1 и используется в качестве безразмерной шкалы для оценки уровня параметров сравниваемой продукции. Каждому фактическому значению функции придается конкретный экономический смысл, связанный с уровнем конкурентоспособности исследуемой продукции. Предполагаемый способ ре-

бительские характеристики товара: эстетические характеристики (цвет), количество штук в одном метре квадратном, количество метров квадратных, упакованных в один транспортный поддон. И в качестве последней группы показателей необходимо выделить экономическую характеристику товара - цену одного квадратного метра плитки.

Составим сводную таблицу показателей, характеризующих различные виды тротуарной плитки (табл. 2). Из данных таблицы следует, что рассматриваемые образцы плитки отличаются только по двум характеристикам - по цвету и по цене. Поэтому оценка конкурентоспособности проводится именно по этим двум параметрам.

шения можно разбить на следующие

этапы [4, С. 85].

1. Задается функция принадлежности ц і \ значение которой характеризует степень удовлетворения тротуарной плитки в і-й характеристике _]-м образцом продукции. Причем, если функция равна нулю, то значение і-й характеристики неудовлетворительно, а если единице, то потребность в і-й характеристике удовлетворена полностью. Любой исследуемый параметр может быть включен в функцию принадлежности и

Табл. 2. Значение показателей для различных видов тротуарной плитки

Показатель Новый образец Плитка серая Плитка цветная

1 Технологические параметры:

- класс бетона В 22,5 В 22,5 В 22,5

- прочность на растяжение при изгибе, не менее В* 3,2 В* 3,2 В* 3,2

- истираемость, г/см2, не более 0,7 0,7 0,7

- водопоглощение, %, не более 5 5 5

- морозостойкость Б 250 Б 250 Б 250

2 Потребительские параметры:

- цвет, в баллах (по 10-балльной шкале) 8 4 8

- количество в 1 м2 (в зависимости от формы), шт. 25-50 25-50 25-50

- количество в одном поддоне (в зависимости

от формы), м2 8,25-11,8 8,25-11,8 8,25-11,8

3 Экономические параметры: - цена за 1 м2, р. 17 750 16 190 20 410

должны быть заданы максимальные и минимальные его значения. В данном случае показатель, оценивающий потребительские характеристики плитки (ее цвет) определен по десятибалльной шкале. За минимальное значение возьмем единицу -при таком значении функция принадлежности равна нулю, а при 10 - единице. Принимаем минимальное значение показателя цены на уроне 30 тыс. р., а макси-

Табл. 3. Параметры функции принадлежности

мальное - 15 тыс. р.

2. Определяются значения выбранных показателей оценки конкурентоспособности плитки, соответствующие узловым значениям функции принадлежности, что способствует использованию данной функции для оценки параметров различной размерности и порядка. Значения функции для показателей цены и цвета даны в табл. 3.

Шкала Исходные данные

по показателю цвета, балл по показателю цены, р.

0,00 1,00 30,00

0,20 2,80 27,00

0,37 4,33 24,45

0,63 6,67 20,55

0,80 8,20 18,00

1,00 10,00 15,00

3. На основе полученных значений рассчитываются коэффициенты аппроксимирующих функций для каждого показателя. Наилучший результат дает построение степенной функции 3-го порядка вида

y = ax3 + bx2 + cx + d . (1)

С помощью встроенных в Excel опций (Сервис / Поиск решения) подбираются значения коэффициентов a, b, c, d для данного показателя (табл. 4 - исходные данные для расчета коэффициентов, табл. 5 - значения коэффициентов аппроксимации, полученные в результате проведенных расчетов).

Одновременно с этим строится график функции, наиболее приближенный к графику шкалы (рис. 1 - график функции принадлежности для экономических показателей, рис. 2 - для потребительских показателей).

Для показателя цвета функция преобразуется в вид:

у1 = 0,00002318х3 + 0,00038718х2 + +0,1093189х - 0,10914055, (2)

а для показателя цены

у2 = 0,00034162х3 - 0,02543579х2 + +0,36559490х + 0,08633708, (3)

4. Подставляются в полученные аппроксимирующие функции значения показателей и находятся значения функции принадлежности. Значения функции для показателей цвета и цены каждого вида тротуарной плитки представлены в табл. 6.

5. Характеристики образца продукции разбиваются на потребительские и экономические.

Табл. 4. Исходные данные для расчета коэффициентов аппроксимации

Исходные данные Шкала Значение функции принадлежности Отклонение Квадрат отклонения

Для потребительских показателей (цвет, балл)

1,00 0,00 0,00054 0,00054 0,00000

2,80 0,20 0,19948 -0,00052 0,00000

4,33 0,37 0,36959 -0,00041 0,00000

6,67 0,63 0,63036 0,00036 0,00000

8,20 0,80 0,80053 0,00053 0,00000

10,00 1,00 0,99959 -0,00041 0,00000

0,00000

Для экономических показателей (цена, тыс. р.)

30,00 0,00 0,01133 0,01133 0,00013

27,00 0,20 0,18124 -0,01876 0,00035

24,45 0,37 0,35932 -0,01068 0,00011

20,55 0,63 0,64824 0,01824 0,00033

18,00 0,80 0,82102 0,02102 0,00044

15,00 1,00 0,97930 -0,02070 0,00043

0,00180

Табл. 5. Значение коэффициентов аппроксимации

Параметры a b c d

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цвет -0,000023 0,000387 0,109319 -0,109141

Цена 0,000182 -0,012452 0,209034 0,031005

1,20

30,000 27,000 24,450 20,550 18,000 15,000

Цена, тыс. р.

Рис. 1. График функции принадлежности для экономических показателей

Рис. 2. График функции принадлежности для потребительских показателей

Табл. 6. Значение функции принадлежности

Разновидность плитки Значение показателя Значение функции

цвет, балл цена, р. цвет цена

Новый образец 8 17 750 0,77832311 0,83641385

Серая 4 16 190 0,33284669 0,92404306

Цветная 8 20 410 0,77832311 0,65830470

Для каждой из групп находят агрегирующие функции цП и цПК, которые

предполагается рассчитывать как среднее геометрическое значение функции принадлежности по отдельным признакам, т. е.

ЦП = 5Пц1п ' ••• ' П ’ (4)

ЦЭк = Ц1ЭК ■ • ■ Ц5 ЭК ’ (5)

где цП и цЭзК - агрегирующие функции для потребительских и экономических показателей соответственно; 8П и 8ЭК - количество потребительских и экономических показателей соответственно.

Но поскольку для оценки используется всего по одному показателю в каждой группе, нет необходимости рассчитывать их среднее геометрическое значение. А значе-

ние агрегирующих функций по каждой разновидности плитки тождественно значению функции принадлежности.

6. Рассчитывается показатель конкурентоспособности как произведение агрегирующих функций:

ц = цП ■ цЭк , (6)

Более конкурентоспособным является образец, имеющий наибольший результат. Показатели конкурентоспособности представлены в табл. 7.

Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что новая разновидность плитки достаточно конкурентоспособна. Показатель конкурентоспособности данного вида изделия составляет 0,6510, что говорит о хорошем качестве, уровень которого выше, чем

среднемировой. По сравнению с серой плиткой новый образец лучше по потребительским качествам, т. е. удовлетворяет требования потребителей в цветовой гамме. А по цене она значительно дешевле

цветной, что также не менее важно. Это подтверждает целесообразность замены цветной плитки на выпуск плитки нового образца.

Табл. 7. Расчет показателей конкурентоспособности

Разновидность плитки мП Мэк Показатель конкурентоспособности

Новый образец 0,77832311 0,83641385 0,65100023

Серая 0,33284669 0,92404306 0,30756467

Цветная 0,77832311 0,65830470 0,51237376

Кроме того, можно предположить, что такое значительное снижение цены (на 1 435 р.) несомненно приведет к увеличению спроса на цветную плитку. Учитывая это, предприятие может изменить структуру производства: снять с производства цветную плитку и увеличить выпуск нового образца плитки. Расчет влияния изменения структуры ассортимента выпускаемой продукции на прибыль предприятия производится по формуле

ПР = RБ

п ґ £

і =1

(7)

где ЯБ - точка безубыточности, ЯБ = 28 938 млн р.; с - постоянные издержки предприятия независимо от объема производства, с = 4 050 млн р.; ^ -удельный вес данного изделия в общем объеме производства, %; - цена едини-

цы изделия, млн р.; V] - переменные издержки на единицу изделия, млн р.

Изменение структуры ассортимента продукции представлено на рис. 3.

Кроме того, необходимо рассматривать изменения в структуре производства непосредственно тротуарной плитки (рис. 4).

Данные для расчета прибыли от реализации в 2006 г. приведены в табл. 8.

Прибыль от реализации в 2006 г.

ПР 2006 = 28 938 ■ 0,20061 - 4 050 =

= 1755 млн р.

Таким образом, в 2006 г. прибыль от реализации РУП «Спецжелезобетон» составила 1,755 млрд р.

Для получения дополнительной прибыли при неизменном объеме выпуска продукции, структуру товарного ассортимента следует изменить следующим образом:

- прекратить выпуск раствора;

- уменьшить объем выпуска напорных железобетонных труб с 1,47 до 1,1 %;

- снизить выпуск безнапорных железобетонных и бетонных труб с 28,4 до 25,4 %;

- у в е личить выпуск плитки троту ар ной д о 20,27 %.

Кроме того, необходимо провести изменения в структуре выпуска самой плитки - прекратить производить цветную плитку, а долю нового образца в общем объеме выпуска изменить с 0,68 до 6,08 %.

Данные, характеризующие изменения структуры ассортимента, даны в табл. 9.

При новой структуре товарного ассортимента прибыль от реализации составит:

ПР нов = 28 938 ■ 0,20124 --4 050 = 1 773,483 млн р.

Прирост прибыли от реализации составит:

АИР = 1 773,483 -1 755 =

= 18,483 млн р.

В Беларуси проводится целенаправленная практическая работа по реализации мероприятий и заданий республиканской,

областных, городских и районных программ благоустройства населенных пунктов и наведения порядка на земле. Многим предприятиям поручено благоустроить прилегающую территорию.

15,3

□ структура 2006 г. ■новая структура

6,1

0,9 0,0 0,7 |

шштка серая плитка цветная нового образца

Рис. 4. Изменение структуры производства тротуарной плитки

Табл. 8. Расчет прибыли от реализации продукции 2006 г.

Ассортимент Цена, млн.р. Переменные издержки на 1 м 3 Выпуск продукции в 2006 г., м 3 Структура ассортимента, % Л - V , л,

Трубы железобетонные напорные 0,478 0,387 1 139 1,47 0,00279

Трубы безнапорные и трубы бетонные 0,348 0,261 21 931 28,40 0,07100

Шпалы 0,368 0,309 28 946 37,48 0,05997

Кольца для колодцев 0,183 0,145 284 0,37 0,00078

Плиты перекрытия 0,390 0,312 59 0,08 0,00016

Днища для колодцев 0,250 0,021 56 0,07 0,00064

Брусья стрелочных переводов 0,345 0,262 2 332 3,02 0,00725

Элементы ограждений 0,388 0,291 371 0,48 0,00120

Блоки ФБС 0,091 0,076 4 308 5,58 0,00893

Плитка тротуарная всего в том числе - - 13 051 16,90 0,03551

серой 0,202 0,160 11 837 15,33 0,03219

цветной 0,256 0,207 692 0,89 0,00169

нового образца 0,222 0,169 522 0,68 0,00163

Бордюр 0,189 0,149 4 183 5,42 0,01138

Раствор - - 6 0,01 0

Товарный бетон 0,064 0,056 565 0,73 0,00095

Итого - - 77 231 100,0 0,20061

Табл. 9. Расчет прибыли от реализации при новой структуре ассортимента

Ассортимент Цена, млн р. Переменные издержки на 1 м 3 Выпуск продукции, м 3 Новая структура ассортимента, % Ї-V , Л,

Трубы железобетонные напорные 0,478 0,387 850 1,10 0,00209

Трубы безнапорные и трубы бетонные 0,348 0,261 19 617 25,40 0,06350

Шпалы 0,368 0,309 28 946 37,48 0,05997

Кольца для колодцев 0,183 0,145 284 0,37 0,00078

Плиты перекрытия 0,390 0,312 59 0,08 0,00016

Днища для колодцев 0,250 0,021 56 0,07 0,00064

Брусья стрелочных переводов 0,345 0,262 2 332 3,02 0,00725

Элементы ограждений 0,388 0,291 371 0,48 0,00120

Блоки ФБС 0,091 0,076 4 308 5,58 0,00893

Плитка тротуарная всего в том числе - - 15 660 20,27 0,04439

серой 0,202 0,160 10 962 14,19 0,02980

нового образца 0,222 0,169 4 698 6,08 0,01459

Бордюр 0,189 0,149 4 183 5,42 0,01138

Товарный бетон 0,064 0,056 565 0,73 0,00095

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого - - 77 231 100,0 0,20124

Поэтому реализация железобетонных конструкций и изделий увеличивается в среднем на 15,7 % ежегодно. Если учесть и этот факт, прибыль предприятия от реализации продукции

АИР' = 18,483-1,157 = 21,384 млн р.

Выводы

Предложены пути совершенствования ассортимента продукции РУП «Спец-железобетон» - мероприятия по насыщению ассортимента (разработка и производство нового образца тротуарной плитки). Для начала проведена оценка конкурентоспособности всех трех образцов изделия (серой, цветной плитки и плитки нового образца) методом многокритериальной оптимизации. Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод, что новая разновидность плитки достаточно конкурентоспособна - по сравнению с серой плиткой новый образец лучше по потребительским качествам, т. е. удовлетворяет требования потребителей в цветовой гамме, а по цене она значительно дешевле цветной, что также не менее важно. Это подтверждает целесообразность замены цветной плитки на выпуск плитки нового образца. Кроме того, можно предположить, что такое значительное снижение цены (на 1 435 р.) несомненно приведет к увеличению спроса на цвет-

ную плитку. Учитывая это, предприятие может изменить структуру производства: снять с производства цветную и увеличить выпуск нового образца плитки. Это позволит увеличить прибыль от реализации на 18,483 млн р. А учитывая тот факт, что среднегодовой прирост реализации продукции составляет 15,7 %, прирост прибыли предприятия от реализации плитки тротуарной увеличится на 21,384 млн р.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабук, И. М. Инвестиции: финансирование и оценка экономической эффективности / И. М. Бабук. - Минск : Вуз-Юнити, 1996. -161 с.

2. Бичик, С. В. Основы экономической теории / С. В. Бичик. - Минск : Университетское, 2001. - 231 с.

3. Гриневич, М. Н. Многокритериальная оценка конкурентоспособности предприятия / М. Н. Гриневич, Н. В. Зеленковская // Проблемы экономики и организации производственных и социальных систем : материалы междунар. науч.-практ. конф. - Минск : Университетское, 2001. -231 с.

4. Гриневич, М. Н. Производственная стоимость и конкурентоспособность предприятия : монография / М. Н. Гриневич, В. А. Усти-нович, Н. В. Зеленковская. - Могилев : Бело-рус.-Рос. ун-т, 2004. - 208 с.

5. Лапин, Г. Н. Оценка конкурентоспособности строительных организаций / Г. Н. Лапин // Экономика строительства. - 2000. -№ 7. - С. 31-34.

Белорусско-Российский университет Материал поступил 09.01.2008

S. L. Komarova, Y. A. Dziamentus Estimation of goods competitiveness is the determining factor of range of goods forming

The procedure of multicriterion estimation of goods competitiveness that allows to make administrative decisions in proper time while forming range of goods policy is proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.