Научная статья на тему 'Исторические аспекты производства и использования мелкоштучных бетонных стеновых и дорожных изделий'

Исторические аспекты производства и использования мелкоштучных бетонных стеновых и дорожных изделий Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
647
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕТОН / МЕЛКОШТУЧНЫЕ БЕТОННЫЕ ИЗДЕЛИЯ / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONCRETE / SMALL CONCRETE PRODUCTS / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рахманкулов Д. Л., Габитов А. И., Чуйкин А. Е., Мунасипов Р. Т.

Рассмотрены исторические этапы развития техники и технологии получения и применения бетона в качестве строительного материала, начиная с 17 в. до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF MANUFACTURE AND USE OF SMALL CONCRETE WALL AND ROAD PRODUCTS

The historical stages of development of engineering both technology of reception and application of concrete as a building material since XVII century up to now are considered.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты производства и использования мелкоштучных бетонных стеновых и дорожных изделий»

УДК 902

Д. Л. Рахманкулов 1, А. И. Габитов 2, А. Е. Чуйкин 2, Р. Т. Мунасипов 1

Исторические аспекты производства и использования мелкоштучных бетонных стеновых и дорожных изделий

1 Научно-исследовательский институт малотоннажных химических продуктов и реактивов 450029, г. Уфа, ул. Ульяновых, 75; тел/факс: (3472) 43-17-12 2 Уфимский государственный нефтяной технический университет 450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1; тел/факс: (3472) 28-22-00

Рассмотрены исторические этапы развития техники и технологии получения и применения бетона в качестве строительного материала, начиная с 17 в. до наших дней. Ключевые слова: бетон, мелкоштучные бетонные изделия, строительство

Бетон, главный строительный материал эпохи Римской империи, снова нашел широкое применение только в XX в. В средние века бетон применялся для фундаментов и в качестве сердечника в массивных пилонах, однако, по своим прочностным свойствам он уступал бетону Рима 1. Интерес к бетону возник снова во времена Ренессанса, но его полное возрождение как строительного материала тормозилось из-за непонимания химической основы римского бетона.

Первая удачная партия гидравлической извести была запатентована Джеймсом Паркером в 1796 г. Паркер измельчил известь до порошка, который он назвал римским цементом 2. Полученный природный цемент, вообще говоря, не имел ничего общего с «римским». В том же 1796 г. французский военный инженер Лесаж изготовил природный цемент из сырья, добытого в Булони 3. Производство цемента быстро распространилось в европейских странах. В 1818 г. первая партия природного цемента была изготовлена в США 4.

Кладка из бетонных блоков зародилась в США, где изготавливались большие и тяжелые цельные блоки путем формования смеси из извести и увлажненного песка с последующей просушкой паром 2.

Первые упоминания о бетонных блоках заводского изготовления («искусственные камни Рейнджера») появились в торговой рекламе в 1832 г. в Англии. Цельные блоки изготавливались из порошковой извести, мелкого заполнителя и кипящей воды для достижения быстрого затвердевания. Они использовались в 1830 гг. при строительстве ряда зданий в Лондоне и Брайтоне, в частности, домов на Пэлл

Мэлл и здания Королевской хирургической коллегии, которые стоят и по сей день 5.

Несколько более активно «искусственные камни» внедрялись в практике западноевропейских стран, где существовала давняя традиция возведения глинобитных построек. Камни «пизе» изготовлялись путем плотной укладки необожженой влажной глины или мела в форму. После затвердевания массы форма удалялась. Первые примеры укладки в форму бетонной массы известны с 1830 г., но новый материал приобрел известность во Франции и Англии только после 1850 г. 1.

Цельные блоки оказались непопулярными вследствие своего веса. В 1866 г. была улучшена технология формования пустотелых блоков с меньшим весом, и с 1866—1876-х гг. было выдано несколько патентов в США и Англии на их производство. Однако до 1900 г. массового

производства бетонных блоков не было орга-

2

низовано 2.

Именно в этом году Хармон С. Палмер получил в США патент на свою машину из чугуна, с удаляемым каналом и регулируемыми стенками, которая положила начало современной индустрии изготовления бетонных блоков 4. Появлению экономичных пустотелых бетонных блоков, несомненно, способствовало изобретение улучшенной технологии помола и обжига портландского цемента. Цемент изготавливали из смеси извести и глины, которую обжигали при высокой температуре и затем сильно измельчали 1.

Производство портландцемента и производство бетонных блоков всегда были тесно связаны, и эти обе отрасли пережили стремительный взлет в первом десятилетии ХХ в. Как писали американские газеты в 1906 г., «Бетонные блоки были практически неизвестны в 1900 г., но можно спокойно утверждать, что сейчас более тысячи компаний и одиночных производителей заняты их производством в США» 4. В американском штате Омаха каме-

Дата поступления 18.01.06

нотес Нельс Петерсон, увидев новый бетонный блок, задался вопросом: «Зачем мне обтесывать камни, если я могу изготовить их при помощи формы?» На свои сбережения он купил машину для изготовления блоков и основал компанию «Ideal Cement Stone». Изготовление бетонных блоков стало действительно быстрым, дешевым и простым делом. Цена машины составляла около 60 долларов, ее производители заявляли, что наличие опыта «не требовалось» и «каждый может справиться с этой работой». Каталог Сирса и Роэбука за 1917 г. утверждал, что данное устройство окажется «выгодным для производства блоков как для собственных нужд, так и на продажу. При производстве блоков для собственных нужд Вы можете делать это в свободное время или в дождливые дни» 4.

Существует много свидетельств того, что некоторые индивидуальные производители, действительно, изготавливали блоки для собственных нужд, но, в основном, блоки выпускали люди, уже занятые в строительной отрасли.

На ранней стадии размеры бетонных блоков превышали современные, достигая габаритов 610 х 305 х 205 мм, а производительность первых машин составляла около 200 блоков за 8 ч 1.

С первой четверти XX в. в мировой практике строительства бетонные блоки производятся и широко используются в конструкциях каменных кладок в США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Италии и многих других странах (табл. 1). Мировой рост объемов строительства, наметившийся в 1980-е гг., показал увеличивающуюся популярность бетонных камней, которые, в силу низкой энергоемкости их производства, успешно конкури-

ровали с керамическими, значительно сокращая рынки сбыта последних.

Американские производители бетонных камней объединены ассоциациями производителей изделий и оборудования для их производства, ведущей из которых является National Concrete Masonry Association (NCMA). Ассоциации осуществляют технико-экономическую поддержку предприятий производителей и потребителей бетонных изделий различного назначения.

По прогнозам NCMA, в ближайшее десятилетие производство бетонных камней и блоков на территории США будет расширяться в связи со значительным ростом объемов жилищного строительства 6.

Американская компания ORCO Block Co., Inc. (Stanton, California) является одним из крупнейших производителей бетонных изделий в США, производит более 500 наименований изделий различного назначения: стеновые бетонные блоки, облицовочные бетонные изделия, тротуарную плитку, камни для создания ландшафта.

Номенклатура производимых фирмой стеновых изделий, имеющих сквозные пустоты, включает блоки толщиной 190 мм, 140 мм и 240 мм при высоте 190 мм, 140 мм и 90 мм. Облицовочные блоки производятся с различной фактурой лицевой грани и различных цветов.

В настоящее время ORCO Block Co., Inc. эксплуатирует двенадцать линий по производству бетонных изделий.

Подобная номенклатура бетонных камней производится в США фирмами RCP Block & Brick, Western Block Company, Blocklite, Quality Block Company и многими другими 6.

Таблица 1

Крупнеишие мировые производители бетонных блоков

Страна Название производителя Вид продукции Количество наименований Объемы производства, млн. усл. блоков в год

США ORCO Block Co., Inc. стеновые и облицовочные бетонные блоки, кирпич, тротуарная плитка, ландшафтные изделия, лотки, трубы >500 52,3

RCP Block & Brick >400 34,1

Western Block Company 350 30,5

Blocklite >250 28,0

Quality Block Company >250 21,5

Великобритания Evered Concrete Products то же >400 32,7

ARC Powell Duffrym Brick >300 26,0

Германия Schlosser und Co. GmbH то же 340 36,3

G.P.O. Stoelok Aussenhandel GmbH >250 28,6

Transswerke Maurin стеновые блоки из легких и ячеистых бетонов >100 12,3

Sikabrick 80 14,1

Франция Damiani Freres стеновые бетонные блоки 220 33,5

Carrieres Biallais стеновые блоки из легких и ячеистых бетонов >100 20,7

Siporex >100 17,4

Италия Leca Beton то же >150 23,3

Planblock >100 16,7

В Великобритании бум строительства, наметившийся в 1980-е г., показал увеличивающуюся популярность бетонных камней. Ранее применение бетонных камней было ограничено районами Великобритании со значительными залежами известняка. В настоящее время ситуация изменилась, и, несмотря на некоторый спад строительства в Великобритании в последнее время, с каждым годом отмечается рост потребления бетонных камней. Многие производители бетонных камней, такие как Evered Concrete Products, ARC Powell Duffrym Brick увеличили свои мощности и расширили свои рынки сбыта.

Большой ассортимент многопустотных стеновых бетонных камней выпускается в Германии, в частности, фирмами Schlosser und Co. GmbH. и G.P.O. Stoelok Aussenhandel GmbH.

Во Франции многие производители строительных материалов занимаются выпуском стеновых камней из тяжелых бетонов. В частности, фирма Damiani Freres выпускает бетонные камни различных типоразмеров, предназначенные для кладки несущих и ненесущих стен. Камни AF-A с двумя сквозными вертикальными пустотами имеют номинальные размеры 400 х 200 х 200 мм и массу около 20 кг. Камни AF-8 корытообразной формы имеют номинальные размеры 400 х 200 х 130 мм и массу около 12 кг 7.

За рубежом и в нашей стране широкое применение получили стеновые камни и мелкие блоки из легких бетонов на пористых заполнителях и из ячеистых бетонов. Их производством занято большое количество зарубежных фирм, в частности, Transswerke Maurin и Sikabrick (Германия), Carrieres Biallais и Siporex (Франция), Leca Beton и Planblock (Италия) и др 8.

В ряде стран производятся камни из легкого бетона с пустотами, заполненными эффективными теплоизоляционными материалами. По данным специалистов Италии и Германии, такие камни отличаются улучшенными теплоизоляционными свойствами (на 43%) по сравнению с камнями без заполнения пустот. Наряду с камнями из легкого бетона с пустотами, заполненными эффективными теплоизоляционными материалами, развивается производство трехслойных камней со средним теплоизоляционным слоем. Такие камни производятся фирмами Association pour development du bloc и ADB (Франция), Bau-Innovation (Австрия).

До 1990 г. на территории СССР доля выпуска бетонных стеновых камней составляла около 2.5 % всех стеновых материалов (примерно 2.0 млрд шт. усл. кирпича в год) 9. С середины 1990-х гг. в России и, в частности, Башкортостане началось активное производство и применение мелкоштучных стеновых и дорожных бетонных изделий, производимых по различным технологиям (литьевой, виброформования и вибропрессования).

В соответствии с отечественными нормативами 10 11, по объемному весу бетоны и бетонные камни подразделяются на блоки из тяжелых бетонов (плотностью более 1800 кг/м3); блоки из легких бетонов (плотностью до 1800 кг/м3); блоки из ячеистых бетонов (плотностью менее 1200 кг/м3).

Плотность бетона определяется его структурой и видом заполнителя. Тяжелые бетоны для камней изготовляют на щебне и гравии плотных каменных пород, а также на металлургических шлаках. Легкие бетоны — на щебне и гравии пористых естественных и искусственных материалов (туфа, пемзы, керамзита, гранулированных шлаков). Ячеистые бетоны получают путем искусственного порообразования смеси вяжущего, кремнеземистого компонента и воды при помощи газообразо-вателя (газобетон, газосиликат) или пенообразователя (пенобетон, пеносиликат).

Бетонные камни изготавливаются сплошными (полнотелыми) и пустотелыми.

Полнотелые камни из тяжелого бетона применяют при полном использовании их прочности в тяжело нагруженных конструкциях или в кладке, находящейся в условиях повышенной влажности.

Производство камней из ячеистых бетонов в нашей стране имеет тенденцию роста. Если в 1965 г. выпуск таких камней составлял всего 0.12 млн м3, то к 1990 г. он возрос до 5.0 млн м3, а к 2000 г. их выпуск предполагалось увеличить до 46 млн м3 8. Для производства стеновых камней и блоков из ячеистых бетонов используются широко распространенные природные сырьевые материалы, а также вторичные продукты и отходы промышленности. В качестве вяжущего компонента применяется известь либо ее смесь с цементом.

Развитие дорожного строительства связано с непрерывным совершенствованием конструктивных решений тротуарных покрытий. А. А. Тимофеев в своей монографии 12 приводит анализ развития конструкций сборных покрытий тротуаров.

Строительство дорог с использованием мелкоштучных бетонных изделий получило распространение с первой половины XX в., когда наряду со строительством дорог с моно литными бетонными покрытиями, в странах Западной Европы были применены сборные бетонные покрытия из элементов сравнительно небольших размеров. Наибольшее распространение этот способ строительства дорог получил в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии и Германии, С Í950-X гг. во многих странах мира повысился интерес к сборным бетонным покрытиям городских и внегородских дорог, а также тротуаров. В ряде стран тротуары стали устраивать из сборных бетон ных плит небольших размеров 12.

В Чехословакии в 1934—1935 гг. было устроено около 300 тыс. м2 мостовой из бетонных блоков размером 50 х 50 х 12 см. Верхний слой этих блоков состоял не из чистого бетона, а содержал вкрапления гранитного камня неправильной формы, но с ровной верхней гранью, высотой до 10 см (рис. 1).

утугт ~ a- •• —»<■—

■ íü'HAwí

TTfrff

, \ л

ж

A-Jf

Рис. 1. Бетонная плита сборщого покрытия в Чехословакии с вкраплением в слой износа камня прочных пород

При изготовлении блоков в металлической разборной опалубке камни укладывали лицевой поверхностью вниз, причем по краям и углам плит старались укладывать ровные камни, а оставшееся пространство бетонировали. После непродолжительной выдержки блоки доставляли на место укладки, опалубку переворачивали и снимали крышку, а затем отделяли стенки.

Опыт показал, что использование бетонных дорожных изделий снижает расход бетона по сравнению с расходом бетона на строительство монолитных бетонных покрытий, обеспечивает устойчивость дорожного покрытия и позволяет изготовлять элементы заводским способом.

Для замощения тротуаров и различных площадок в Чехословакии в с 1950 х гг. применяют рифленые квадратные бетонные плитки размером 30 х 30 х 5 см; в г, Готвальдове, на пример, тротуары замощены только такими плитками 13.

В Польше В 1934 г. была освоена новая си стема дорожных покрытий из бетонных элементов и построено несколько опытных участков. Элементы покрытия имели размер 50 х 20 х 20 см, причем каждый из них изготовляли из трехслойного бетона : верхний слой имел соотношение цемента и песка 1 : 2, средний — 1 : 3 и нижний 1 : 5. В качестве крупного заполнителя применяли гранитный или известковый щебень.

Блоки изготовляли в металлической фа сонной опалубке, обеспечивающей зигзаго образное очертание боковых поверхностей. Благодаря этому между боковыми гранями блоков образовывались клиновидные щели, в которые заливали цементный раствор 1 : 1 (рис. 2). Блоки укладывали на песчаную по душку толщиной 3-5 см.

Рис.2 Общий вид сборного покрытия, применяемого в Польше

До второй мировой войны в Польше, За падной Украине и Западной Белоруссии полу чило распространение производство шести угольных малых бетонных плит системы инженера Трилинского. Плиты имеют форму правильного шестиугольника со стороной 20 см, толщиной 15 см (рис. 3). Масса плиты 35—37 кг. Бетонные плиты с заполнителем из крупного щебня прочных горных пород (ба зальт, гранит и др.) изготовляли в металлических формах. Прочность бетона к моменту укладки плит составляла не менее 20 мПа.

В СССР первое упоминание о применении дорожных плит мощения относится к 1946 г., когда в Челябинске и Нижнем Тагиле для тро туаров, посадочных площадок трамваев и под ходов к мостам стали широко применять армированные бетонные плиты размерами 50 х 50 х б и 50 х 70 х 7 см 13.

80

Башкирский химический журнал, 2006. Том 13. AS 2

Рис. 3. Конструкция шестиугольных бетонных плит: а примыкания к боковым сторонам дорожных покрытий участках

В 1956 г. Дормостпроект (Москва) разработал сборные конструкции тротуаров. Основные размеры таких плит были следующими: 30 х 30 х 6; 50 х 50 х 8; 75 х 75 х 6; 150 х 75 х 6 см. Последние два типа плит были

13

предусмотрены армированными .

В 1962 г. Мосинжпроект предложил конструкцию тротуарных вибропрокатных плит размером 320 х 160 х 15 см с расходом арматуры 3.9 кг/м2 13.

В 1950—1960-х гг. для сборных покрытий тротуаров в Москве применяли главным образом крупноразмерные плиты, а в городах Литвы, Украины, в Краснодаре, Новороссийске, Ереване плиты размерами 20 х 20; 30 х 30; 33 х 33; 40 х 40 см. В Краснодаре плиты размером 20 х 20 х 3.5—5 см производились на прессе СМ-481. Производительность составляла 7.5 тыс. шт. в смену. Плитки изготовлялись из цементно-песчаного раствора состава 1 : 1.5 с расходом цемента до 650 кг/м3. Плиты размером 50 х 50 х 6 см изготовляли на пресс-автомате СМ-672 в Литовской ССР 14.

Гипрокоммундортранс Министерства коммунального хозяйства РСФСР в 1965 г. выпустил альбом № Э-395 сборных покрытий тротуаров, в нем рекомендуется два типоразмера тротуарных плит: ПТ-25 (25 х 25 х 5 см) и ПТ-50 (50 х 50 х 5 см) с гладкой и рифленой внеш-

13

ней поверхностью 13.

Значительный интерес представлял опыт строительства тротуаров в бывшей Литовской ССР. В 1964 г. Госстрой Литовской ССР принял решение о повсеместном применении в строительстве покрытий тротуаров в городах и поселках сборных цементно-бетонных плит. Применение цементно-бетонных плит позволило вести работы в течение всего года, облегчило ремонтные работы, улучшило санитарно-гигиенические условия городской среды. Размеры плит составляли 50 х 50 х 6; 33 х 33 х 5 и 25 х 25 х 5 см. Как правило, их изготавливали из двухслойного бетона.

— план; б — разрез; в — дополнительный элемент для ; г — дополнительный элемент в концевых торцевых

Применялись и другие виды покрытий. Большое распространение получили сборные конструкции покрытий тротуаров в виде базальтовых плит размером 30 х 30 х 5 см в Болгарии. Такие конструкции применяют не только в крупных городах (София, Пловдив, Варна), но и в населенных пунктах сель-

15

ской местности 15.

Покрытия тротуаров из каменных или бетонных плиток весьма распространены в Великобритании 16. Каменные плитки изготовляют из наиболее твердого песчаника размером в плане до 0.6—0.9 м и толщиной 50—70 мм.

Сборные бетонные тротуарные покрытия получили значительное распространение в Нидерландах. Выпускаемые плитки имеют в плане два основных размера — 30 х 30 и 25 х 25 см, причем наибольшее применение нашли плитки первого типа. Толщина плиток колеблется от 3 до 10 см. Для тротуаров с обычным пешеходным движением чаще всего применяют плитки толщиной 4.5—5 см, а там, где имеется интенсивное движение, толщину плит соответственно увеличивают 16.

Кроме обычных серых плиток, в Нидерландах налажено изготовление плиток, верхний слой которых окрашен в желтый, красный, синий и белый цвета. Для замащивания участков, примыкающих к зеленым насаждениям в зоне тротуаров, применяют особые плитки. Они имеют закругленные вырезы, через которые свободно проходит вода и воздух. Размеры их те же (не считая вырезов), что и обычных плиток, благодаря чему их можно укладывать в любом месте тротуара и в случае необходимости заменять обычными плитками.

Характерной особенностью тротуарных плиток, применяемых в Нидерландах, является то, что их изготовляют из двухслойного бетона. Верхний, наиболее прочный истираемый слой выполняют из бетона с гравийным или базальтовым заполнителем. Нижний слой

делают из цементного раствора или из бетона, но с менее прочными заполнителями.

В 1993—1995 гг.разработаны варианты применения фибробетона в качестве специального слоя на лицевой поверхности плит, что позволяет обеспечить повышенную износостойкость и прочность рабочей поверхности двухслойной дорожной плиты, что позволяет использовать такие плиты в районах с суровы-

17

ми климатическими условиями ".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Германии уже несколько десятилетий широко используют для покрытий тротуаров сборные бетонные плитки. Применяют плитку размерами 30 х 30; 35 х 35; 40 х 40 и 50 х 50 см. Толщина плиток от 4.5 до 7 см в зависимости от величины нагрузки и требований по долговечности 18.

В Германии сборные покрытия применяют также для устройства парковых дорожек. При застройке новых кварталов тротуарные покрытия устраивают из плит 80 х 80 х 10 см с шириной тротуаров до 5.6 м. Плиты, как правило, не имеют арматуры. Помимо обычных часто применяют цветные плиты, особенно в местах переходов и на перекрестках. Плиты имеют шероховатую поверхность.

В Германии производство бетонных плит для пешеходных и велосипедных дорожек и автостоянок было начато в 1950-х гг. В 1967 г. в строительные организации уже поступило 14 млн м2 плит. С тех пор масштаб производства плит увеличивался в среднем на 12% в год, и в 1978 г. выпуск плит достиг 44 млн м2. В настоящее время Германии производят 40 различных конфигураций плит, включая криволинейные. Плиты изготовлива-ют толщиной 60—80 мм 16.

В Нидерландах в 1976 г. было изготовлено 15.8 млн м2 малых бетонных призматических плит для устройства покрытий на пешеходных и велосипедных дорожках; плиты напоминают бетонную брусчатку; размеры плит в плане 21.1 х 10.5 мм и 21.1 х 6.9 мм; толщина плит 7—12 мм 16. В этой стране создано полностью механизированное и автоматизированное производство этих плит на специальных формовочных машинах.

Покрытия из такой бетонной брусчатки получили широкое распространение вследствие ее низкой стоимости. В настоящее время не менее существенным преимуществом считается удобство содержания и ремонта, в том числе ремонтных работ, связанных с подземными коммуникациями, а также благоприятный внешний вид.

В США в последние годы используются

для покрытия площадей, местных проездов цементобетонные плиты размерами в плане 40 х 60 и 61 х 61 см и толщиной 10.2 см, а также плиты размерами в плане 45 х 45 и 61 х 92 см той же толщины 12. Эти плиты изготавливают из обычного портландцемента с заполнителями в виде песка, щебня и мелких кусков металла (стружка, опилки, обломки и т. д.). Прочность бетона в возрасте 28 дней до 35 мПа, водонасы-щение не более 5%. Производительность изготовления плит на одном заводе до 700—800 плит в сутки. Плиты имеют шпунтовое соединение по боковым граням, что улучшает показатели ровности покрытия и повышает его прочность.

В середине 1990-х гг. в США производилось ежегодно свыше 2 млн м2 таких плит для покрытий тротуаров и местных проездов. Покрытие из этих плит наиболее эффективно

с точки зрения охраны окружающей среды " 19

и здоровья людей 19.

Опыт строительства сборных тротуарных покрытий как в СССР, так и за рубежом послужил основой для составления общесоюзного государственного стандарта на этот вид изделий, который был составлен впервые в нашей стране в 1972 г. и переработан в 1981 г. (ГОСТ 17608-81) и 1991 г. 20.

На некоторых заводах России освоено производство армированных тротуарных плит, изготовленных из пластичных бетонных смесей с фильтрацией излишней воды 21, высокие эксплуатационные свойства и долговечность которых позволяют использовать их при устройстве сборных покрытий тротуаров и дорог районов Севера и Сибири 22.

С 1990 г. по 2005 г. на способы и технологическое оборудование по производству бетонных мелкоштучных стеновых и дорожных изделий в России получено более 15 авторских свидетельств и патентов 7. Предлагаемые конструкторские разработки основаны на принципах вибрации или прессования бетонных смесей и отличаются производительностью, уровнем прессующего давления и уровнем прочностных характеристик, получаемых изделий.

Таким образом, можно констатировать, что технологии получения мелкоштучных бетонных стеновых и дорожных изделий получили широкое распространение, а затем бурное развитие с середины XX в.

Основными достоинствами бетонных изделий являются их высокая долговечность и прочность на сжатии, низкие энергозатраты на производство, возможность использования при их изготовлении местных строительных материалов.

Литература

1. Коуэн Г. Д. Строительная наука XIX—XX вв.-М.: Стройиздат, 1982.- 359 с.

2. Davey N. A History of Building Materials.-London: Phoenix House, 1961.- 260 p.

3. Коуэн Г. Д. Мастера строительного искусства.-М.: Стройиздат, 1982.- 240 с.

4. E. M. ope. Studies of Building History.-London: Odhams, 1961.- 287 p.

5. Allsopp B. A History of Classical Architecture.-London: Pitman, 1965.- 215 p.

6. Вейнер Т. М., Ружанский С. Я. // Строительные материалы.- 1993.- №5.- С. 29.

7. Бабков В. В., Колесник Г. С., Габитов А. И. и др. Каменные и армокаменные конструкции на основе вибропрессованных бетонных изделий.- Уфа: изд.-во «Реактив», 2001.- 182 с.

8. Макаричев В. В. и др. Конструкции из ячеистого бетона / Макаричев В. В., Рогатин Ю. А.: Обзорная информация / ВНИИНТПИ.- М.: 1990.- 77 с.

9. Чистова Т. П. Бетонные стеновые камни и блоки / Чистова Т. П.: Обзорная информация. Сер. Строительные материалы / ВНИИНТПИ.- М.: 1993.- Вып.2.- 77 с.

10. ГОСТ 6133-84. Камни бетонные стеновые. Общие технические условия.- М.: 1984.- 26 с.

11. СНиП 2.03.01-84. Бетонные и железобетонные конструкции / Госстрой СССР.- М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1989.- 88 с.

12. Тимофеев А. А. Сборные бетонные и железобетонные покрытия городских дорог и тротуаров.— М.: Стройиздат, 1986.— 315 с.

13. Гольдин Э. М., Бега Р. И. Сборные покрытия тротуаров и пе-шеходных дорожек.— М.: ЦБНТИ Минжилкомхоза РСФСР, 1973.- 54 с.

14. Гуревич Л. В., Соскин Г. М. Плитные покрытия тротуаров и пешеходных дорожек.- М.: Стройиздат, 1970.- 80 с.

15. Гольдин Э. М., Бега Р. И. Декоративные покрытия тротуаров и парковых дорожек в городской застройке.- М.: ГосИНТИ, 1975.- 88 с.

16. Бусурин К. А., Тимофеев А. А. Современные конструкции одежд городских дорог.- М.: Стройиздат, 1980.- 210 с.

17. Лещев В. А., Романенко М. А., Татаренко В. Н. / /Строительные материалы.- 1996 г.- №1.- С. 7.

18. Белиловская К. И., Мамонова И. Г. Современные отечественные и зарубежные сборные железобетонные покрытия трамвайных путей.- М.: ГосИНТИ, 1973.- 30 с.

19. Лепин А. А. // Строительные материалы.-1995.- №6.- С. 18.

20. ГОСТ 17608-91. Плиты бетонные тротуарные. Технические условия.- М.: 1992.- 22 с.

21. А. с. № 419387 (СССР). Способ формования бетонных изделий / Р. Я. Фурман/

22. Карпов Б. Н., Симановский А. М., Цветков А. Б. Эффективные сборные покрытия для районов Севера и Сибири.- Л.: Стройиздат, 1986.- 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.