Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности российской продукции в мире, на рынках СНГ, ЕврАзЭС и дальнего зарубежья'

Оценка конкурентоспособности российской продукции в мире, на рынках СНГ, ЕврАзЭС и дальнего зарубежья Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2579
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фальцман Владимир Константинович

В статье на основе статистических показателей внешней торговли анализируются состояние и динамика конкурентоспособности России на рынках стран СНГ, в том числе ЕврАзЭС, дальнего зарубежья и мира в целом. Анализ выполнен по продукции машиностроения, металлургии, химической, топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности российской продукции в мире, на рынках СНГ, ЕврАзЭС и дальнего зарубежья»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

В.К. Фальцман

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ПРОДУКЦИИ В МИРЕ, НА РЫНКАХ СНГ, ЕврАзЭС И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЕ

В статье на основе статистических показателей внешней торговли анализируются состояние и динамика конкурентоспособности России на рынках стран СНГ, в том числе ЕврАзЭС, дальнего зарубежья и мира в целом. Анализ выполнен по продукции машиностроения, металлургии, химической, топливной, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленности.

Конкурентоспособность, согласно принятому в мировой экономической науке определению, - это способность экономики удовлетворять возрастающий совокупный спрос (aggregate demand) и поддерживать экспорт. Об утрате конкурентоспособности обычно свидетельствуют такие признаки, как увеличение импорта и падение экспорта [2].

В соответствии с этим в качестве индикатора конкурентоспособности в работе принято соотношение экспорта (Э) и импорта (И): Р=100хЭ/И. Показатель в характеризует внешнеторговое сальдо российского товара на мировых рынках. Чем больше его значение, тем выше конкурентоспособность исследуемой товарной группы. Конкурентоспособность оценивается как низкая, если в<100.

Заметим, что показатель в не является идеальным измерителем качества и цены товара, поскольку экспорт и импорт отражают следующие моменты:

- конкурентоспособность экономики страны в целом, а не конкретного товара, которая зависит от состояния макроэкономики (инфляции, инновационного климата, структуры госбюджета, стабильности валютного курса, уровня занятости и др.); от эффективности государственного управления (общественный порядок, правовое регулирование, институциональная среда); состояния инфраструктуры, включая инновационный потенциал, тарифы, налоги, пошлины и т.д.;

- патернализм взаимодействующих государств, поддерживающих отечественных производителей, экспорт их продукции и ограничивающих в целях безопасности (экономической, экологической, оборонной и т.п.) импорт и импортную зависимость [3];

- особенности запросов рынка, менталитета населения, традиций, цен на трудовые и другие производственные ресурсы, природно-климатических условий, технологического уровня промышленности и других отраслей народного хозяйства [4].

При этом само понятие «импорт» является не вполне корректным, так как не включает продукцию, состоящую из преимущественно импортных компонентов [5].

Конкурентоспособность российских товаров оценивается нами на рынках стран СНГ, в том числе ЕврАзЭС2, дальнего зарубежья и мира в целом.

1 Статья подготовлена по результатам НИР, выполненной в соответствии с Государственным заданием Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (см. также [1]).

2 ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество) — объединение с участием стран СНГ, в которое, кроме России, входят Беларусь, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

Специфика взаимодействия с Россией стран ближнего зарубежья (СНГ) обусловлена общностью истории их развития, технологического и инновационного укладов, претерпевающих, однако, в последнее 30-летие значительные изменения, однонаправленные, но неравномерные для каждой страны в отдельности. В частности, создание Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси устраняет таможенные границы, создавая благоприятные условия для межстранового товарного обмена.

В табл. 1 приведены показатели конкурентоспособности продукции машиностроения.

Таблица 1

Экспорт и импорт продукции машиностроения России, млн. долл.

Рынок Показатель 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Э 9071 25717 2,8

Мир в целом И 10649 147197 13,8

в, % 85 17 -

В том числе:

Э 2346 9855 4,2

СНГ И 2565 14093 5,5

в, % 91 70 -

Э 3026 4794 1,6

из них ЕврАзЭС* И 2325 5940 2,6

в, % 129 81 -

Э 6725 15863 2,4

дальнее зарубежье И 8085 133104 16,5

в, % 83 12 -

* Показатели для стран ЕврАзЭС во всех таблицах приведены за 2005 и 2011 гг.

Источник информации для этой и последующих таблиц [5; 6].

Товарооборот России со странами СНГ по продукции машиностроения (машины, оборудование, транспортные средства) составляет: импорт 14 млрд. долл. (около 10% общего импорта этой продукции), экспорт - почти 10 млрд. долл. (примерно 38%). Бывшие союзные республики остаются для России важными потребителями техники: рынок СНГ играет весьма заметную роль в продаже российской продукции машиностроения.

На рубеже XXI столетия экспорт продукции российского машиностроения на мировые рынки незначительно уступал по объему импорту (в=85%). Аналогичная картина наблюдалась в 2000 г. в странах дальнего зарубежья (в=83%). В странах СНГ в 2000 г. этот показатель составлял 91%, что также свидетельствовало о некотором превышении импорта продукции машиностроения над ее экспортом. На рынке стран ЕврАзЭС в 2005 г. экспорт даже преобладал над импортом машин, оборудования и транспортных средств российского производства (в=129%).

За период с 2000 по 2011 г. ситуация заметно ухудшилась: Россия активно теряла внешние рынки продукции машиностроения. Увеличивалась импортная зависимость. В целом индикатор конкурентоспособности продукции российского машиностроения снизился на мировом рынке до 17%. Наибольшее снижение (до 12%) показателя наблюдалось на рынках стран дальнего зарубежья. Но процесс снижения показателя конкурентоспособности происходил и на рынках СНГ (в 2011 г. в=70% по сравнению с Р=91% в 2000 г.), и стран ЕврАзЭС (129% в 2005 г. и 81% в 2011 г.). Следует отметить, что процесс «потери» конкурентоспособности на постсоветском пространстве происходил медленнее, чем на рынках стран дальнего зарубежья. Таким образом, Россия теряла свои позиции во внешней торговле продукцией машиностроения как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья. Но

показатель конкурентоспособности продукции машиностроения в странах ближнего зарубежья оставался на более высоком уровне, чем в мире в целом.

В табл. 2 приведено распределение экспорта и импорта трех важнейших продуктов российского машиностроения по отдельным странам СНГ. Так, импорт легковых автомобилей в Россию в 3,2 раза превышает экспорт. Основные поставщики иномарок - Беларусь, Узбекистан, Украина. Пока Россия защищала отечественного производителя, эти государства, используя опыт западных стран, освоили производство конкурентоспособной автомобильной продукции. Скромный по масштабам экспорт легковых автомобилей Россия осуществляет преимущественно в Украину, Казахстан и Азербайджан.

Экспорт грузового автотранспорта в страны СНГ в 1,8 раза превышает импорт из этих стран (Р=180%). Украина и Казахстан - главные потребители этой продукции, а Беларусь - главный ее поставщик. Величина внешнеторгового оборота России со странами СНГ по грузовым автомобилям, составляющая 27,5 тыс. шт. при годовом объеме их выпуска, равном 207 тыс. шт., невелика.

Таблица 2

Внешняя торговля России со странами СНГ продукцией машиностроения, тыс. шт.

Продукция машиностроения Всего В том числе:

Беларусь Казахстан Украина Азербайджан Узбекистан

Автомобили легковые

Э 76,4 - 15,8 39,6 14,3 -

И 242,2 108,0 0,8 39,4 - 93,9

Автомобили грузовые

Э 17,7 1,6 6,5 7,6 0,6 -

И 9,8 9,0 - 1,4 - -

Тракторы

Э 3,3 0,9 0,8 - - 1,3

И 37,4 36,0 - 1,4 - -

В 2011 г. Россия выпустила 13,2 тыс. сельскохозяйственных и 1,7 тыс. гусеничных тракторов, при этом экспорт тракторов составил 3,3 тыс., а импорт 37,4 тыс. Основной поставщик тракторов - Беларусь.

Таким образом, на примере внешнеторгового сальдо этих трех видов машин можно сделать вывод, что Россия конкурентоспособна на рынках СНГ только по грузовым автомобилям. Что же касается рынков легковых автомобилей и тракторов, то для России характерен преимущественно импорт из стран СНГ.

Россия - страна железных дорог. Большие государственные средства на их развитие намечено вложить в будущем. Между тем Россия быстро теряет свои позиции в области собственного производства железнодорожного подвижного состава, импортируя как локомотивы, так и вагоны, о чем свидетельствуют следующие данные:

2000 г. 2011 г.

Импорт, млн. долл. 79,5 3633

Экспорт, млн. долл. 203 1273

р, % 255 35

Перспективы импортозамещения машиностроительной продукции на рынках России, возможного роста экспорта в страны СНГ, ЕврАзЭС, а при благоприятных обстоятельствах и в страны дальнего зарубежья открывает развитие сборочного производства иномарок, которое, хотя и с запозданием, активно началось в России.

В принципе возможно развитие подобного сборочного производства также других видов техники массового применения, например, строительно-дорожных и сельскохозяйственных машин, металлообрабатывающих станков.

Таблица 3

Экспорт и импорт авиационной и судостроительной техники России, млн. долл.

Продукция 2000 г. 2010 г. 2010/2000

Авиационная техника

Э 1165 4859 4,2

И 558 3895 7,0

р, % 209 125 -

Суда и другие плавучие средства

Э 1002 2347 2,3

И 237 1055 4,4

р, % 422 222 -

Из данных табл. 3 следует, что как авиационная, так и судостроительная продукция России в значительной мере ориентирована на экспорт, объемы которого превышают импорт. Экспортную ориентацию этих видов экономической деятельности обеспечивает, главным образом, продукция оборонного назначения: истребители, вертолеты, подводные лодки и т.д. Доля России на мировых рынках гражданской авиационной техники не превышает 1%. В военном кораблестроении Россия занимает второе место в мире после США, а по объемам гражданского судостроения страна находится на 21-м месте. Наличие у авиастроительных и судостроительных предприятий компетенций по выпуску конкурентоспособной продукции оборонного назначения позволяет надеяться, что в будущем они справятся с выпуском конкурентоспособных самолетов и судов гражданского назначения.

Лидерские позиции Россия занимает на мировом рынке продукции атомного машиностроения: экспорт ядерных реакторов и сопутствующего оборудования составляет 1202 млн. долл. при импорте 5 млн. долл.

Если бы удалось сконцентрировать ресурсы на развитии производства гражданской авто- и авиационной промышленности, атомного машиностроения, разумеется, с частичным использованием зарубежных инновационных заимствований, структура и российского производства, и внешней торговли могла бы быть существенно усовершенствована, в том числе на основе развития экономической интеграции рынков стран СНГ и ЕврАзЭС.

В табл. 4 приведены данные о внешней торговле России металлургической продукцией, включающей черные и цветные металлы, а также драгоценные камни (алмазы и др.). Эта российская продукция обладает высокой конкурентоспособностью на рынках мира, в том числе на рынках СНГ, включая ЕврАзЭС. Индикатор конкурентоспособности (в) по всем четырем анализируемым рынкам существенно превышает 100%, что свидетельствует о превышении российского экспорта над импортом. Значение показателя в особенно велико на рынке стран дальнего зарубежья, где экспорт металлургической продукции и драгоценных камней более чем в 3 раза превышает импорт. Для стран ЕврАзЭС экспорт этой продукции почти в 2 раза больше импорта (в=194%).

Металлургическая продукция и драгоценные камни составляют в экспорте российской продукции 11% и занимают 2-е место после нефти, газа и другого минерального сырья, на долю которого приходится 71% российского экспорта. При всем этом в период с 2000 по 2011 г. импорт металлургической продукции и драгоценных камней в Россию увеличивался быстрее, чем рос их экспорт (в 8,1 и 2,6

раза соответственно). Эта тенденция особенно ярко проявилась в странах дальнего зарубежья. Вследствие этого значение показателя в, оставаясь высоким, тем не менее уменьшалось, что свидетельствует о тенденции к снижению конкурентоспособности России в целом на мировом рынке.

Таблица 4

Экспорт и импорт российской металлургической продукции и драгоценных камней, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 22370 59009 2,6

И 2824 22961 8,1

в, % 792 257 -

В том числе:

СНГ

Э 1425 8005 5,6

И 1718 6997 4,0

в, % 83 114 -

из них ЕврАзЭС

Э 2487 4823 1,9

И 970 2485 2,6

в, % 256 194 -

дальнее зарубежье

Э 20944 51004 2,4

И 1107 15964 14,4

в, % 1892 319 -

В отличие от этого рост экспорта металлов и драгоценных камней в страны СНГ обгонял их импорт: Россия расширяла рынки этой продукции в странах СНГ. Причем, если в 2000 г. на рынке металлов СНГ ß=83%, то к концу периода порог конкурентоспособности был превышен (ß=114%). Что касается рынка стран ЕврАзЭС, то в период 2000-2011 гг. значение показателя конкурентоспособности российских металлов и драгоценных камней, оставаясь высоким, показало тенденцию к снижению (ß=256% в 2000 г. и ß=194% в 2011 г.), что, возможно, было связано с сокращением спроса на цветные металлы.

Российская черная металлургия за счет реконструкции резко повысила конкурентоспособность своей продукции - автолиста и труб большого диаметра. В результате, развитие автомобильной индустрии в настоящее время обеспечено высококачественным холоднокатаным и оцинкованным листом, который поставляется новым, введенным в 2011-2012 гг. цехом холодной прокатки ММК. Новолипецкий металлургический комбинат освоил поставку листа первой группы отделки поверхности, что не удавалось отечественным металлургам многие годы. Завод «Северсталь» поставляет металл заводу «КамАЗ» для рамы автомобиля сложной конфигурации, с гарантированной штампуемостью, не уступающей зарубежным аналогам. «Северсталь» имеет договоры на поставку металлопроката заводам Volkswagen, «Соллерс», Renault, Hyundai-Kia, Газ и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инновационное развитие черной металлургии востребовано газо- и нефтепро-водным транспортом России. При этом экстремальные условия развития нефтегазового сектора потребовали создания металла, пригодного для работы в условиях низких температур, ледовых и сейсмических воздействий, коррозионностойкости в активной окружающей среде. Выпуск труб большого диаметра, в том числе с коррозионной защитой, возрос в России в десятки раз. Высокопрочные трубы большого диаметра, выпускаемые Ижорским трубным заводом, не имеют аналогов в мире.

Эти и другие инновации открывают дополнительные возможности для развития экспорта продукции черной металлургии в страны СНГ и дальнего зарубежья. При

этом Россия при поставке черных и цветных металлов на мировой рынок вынуждена учитывать сокращение спроса и переизбыток мощностей по производству стали, алюминия и некоторых других металлов.

В табл. 5 приведены данные, позволяющие судить о конкурентоспособности продукции химической промышленности и ее динамике.

Таблица 5

Экспорт и импорт российской продукции химической промышленности, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 7392 32520 4,4

И 6080 46171 7,6

в, % 122 70 -

В том числе:

СНГ

Э 1414 7343 5,2

И 1465 4085 2,8

в, % 97 180 -

из них ЕврАзЭС

Э 1602 3457 2,2

И 1093 2140 2,0

в, % 147 162 -

дальнее зарубежье

Э 5978 25177 4,2

И 4616 42086 9,1

в, % 130 60 -

За период с 2000 по 2011 г. конкурентоспособность продукции российской химической промышленности на мировом рынке и рынках стран дальнего зарубежья снизилась. Если в 2000 г. индикатор конкурентоспособности химической продукции на мировом рынке был равен в=122%, то к 2011 г. он снизился до в=70%. Для стран дальнего зарубежья показатель конкурентоспособности снизился еще значительнее: со 130 до 60%. Рост импорта в Россию этой продукции существенно превышал экспорт. Россия теряла мировой рынок химической продукции.

Иная тенденция сложилась на рынках СНГ и ЕврАзЭС: если в 2000 г. конкурентоспособность российской продукции химической промышленности в странах ближнего зарубежья определялась примерным равенством экспорта и импорта, то в 2011 г. экспорт стал явно преобладать над импортом (в=180% на рынках СНГ и Р=162% - ЕврАзЭС).

При этом в состав продукции химической промышленности входят как высококонкурентные товары, российский экспорт которых на мировой рынок в 2000-2011 гг. быстро возрастал (аммиак и другие продукты неорганической химии, а также органические соединения, удобрения азотные, калийные и смешанные, каучук, для которого Р=1585%), так и низкоконкурентные товары, к которым относятся лекарственные средства, полимеры и пластмассы (Р=25%), а также шины (Р=50%).

Из данных табл. 6 следует, что на мировом рынке лекарственных средств Россия присутствует в качестве импортера (Р=3%). На рынке стран дальнего зарубежья Россия также является импортером, практически ничего не поставляя взамен. Россия обеспечена лекарствами собственного производства не более чем на 20%.

На рынке стран СНГ индикатор показывает высокую конкурентоспособность (Р=253%), которая в период с 2000 по 2011 г. возросла за счет опережающего импорт экспорта.

Что касается внешней торговли российскими шинами, то на рынке стран СНГ, в отличие от стран дальнего зарубежья, экспорт преобладал над импортом (5,8 и

2,9 млн. шт. соответственно). Главными покупателями российских шин являются Украина (2,5 млн. шт.) и Казахстан (2,1 млн. шт. в год).

Минеральные удобрения - высококонкурентная продукция России, которая поставляет ее, главным образом, в Украину и Казахстан.

Таблица 6

Экспорт и импорт российской продукции на рынке лекарственных средств,

млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 103 341 3,3

И 1150 10963 9,5

в, % 9 3 -

В том числе:

СНГ

Э 90 296 3,3

И 59 117 2,0

в, % 153 253 -

дальнее зарубежье

Э 12 45 3,8

И 1091 10846 9,9

в, % 1 0,4% -

Минеральные продукты составляют основу российского экспорта. Главными из них являются нефть (около 50% стоимости российского экспорта), нефтепродукты (26%), природный газ (17%) и каменный уголь (3%). Во внешней торговле минеральными продуктами экспорт России на мировом рынке и рынке СНГ явно преобладает над импортом, а показатель конкурентоспособности выражается трех- и четырехзначными числами и в 2000-2011 гг. продолжал расти (табл. 7).

Таблица 7

Экспорт и импорт российских минеральных продуктов, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 55488 367280 6,6

И 2137 10488 4,9

в, % 2597 3502 -

В том числе:

СНГ

Э 6793 44189 6,5

И 1758 7669 4,4

в, % 386 576 -

из них ЕврАзЭС

Э 7495 21847 2,9

И 1833 4412 2,4

в, % 409 495 -

дальнее зарубежье

Э 48695 323091 6,6

И 379 2779 7,3

в, % 12848 11656 -

Бесспорно высокая и продолжающая возрастать конкурентоспособность России на рынках минеральных продуктов заслуживает двух примечаний.

1. На мировых рынках углеводородов усиливается конкуренция, прежде всего за счет «сланцевой революции» и открытия новых месторождений нефти и газа, при том, что иссякают активно эксплуатируемые российские запасы наиболее доступных месторождений.

2. Переработка сырой нефти в России нуждается в коренной модернизации: уровень и глубина переработки российской нефти существенно ниже, чем в среднем в мире, тем более, чем в Западной Европе. Причем основными продуктами переработки являются не высококачественный бензин, а мазут и дизельное топливо. Окружающую атмосферу загрязняют как устаревшие нефтеперерабатывающие предприятия, так и их некачественная продукция.

Еще одна сырьевая экспортная отрасль России - лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (табл. 8).

Таблица 8

Экспорт и импорт продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 4460 11564 2,6

И 1293 6749 5,2

в, % 345 171 -

В том числе:

СНГ

Э 417 2639 6,3

И 291 1197 4,1

в, % 143 220 -

из них ЕврАзЭС

Э 575 1367 2,4

И 213 331 1,6

в, % 270 413 -

дальнее зарубежье

Э 4043 8925 2,2

И 1002 5552 5,5

в, % 403 161 -

На долю леса приходится 2,2% российского экспорта на мировой рынок и 3,4% - на рынки стран СНГ. Однако хищническая эксплуатация лесных богатств России наносит огромный ущерб окружающей среде не только в России, но и во всем мире. Основными продуктами этого экспорта являются:

% суммарной стоимости экспорта

Мир СНГ

Пиломатериалы необработанные 17 2

Пиломатериалы обработанные 30 27

Целлюлоза 11 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бумага газетная 7 3

Фанера 8 4

Среди проблем инновационного развития отрасли можно выделить следующие.

1. Восстановление в России производства мелованной бумаги, которое было прекращено в 2010 г. Мелованную бумагу Россия приобретает по импорту в Германии, Финляндии, в Литве, а в последнее время - в Китае. Для решения этой проблемы готовится запуск бумагоделательной машины в Архангельской области.

2. Увеличение выпуска упаковочных материалов и гофрокартона: на душу населения в России выпускается 18 кг гофроматериалов (для сравнения - в Германии 63 кг). Между тем гофрокартон отличается от полимерной, металлической и стеклянной упаковки низкой ценой и в 3-4 раза меньшим весом.

3. Необходимость перехода к интенсивной модели лесного хозяйства, включающей эффективное лесовосстановление, качественный уход. Тем более, что лесные ресурсы, пригодные для эффективной эксплуатации, с каждым годом «отстают» от потребности в них производства.

Неконкурентоспособность российской легкой промышленности широко известна. Это подтверждается данными как для мирового рынка в целом, так и рынков стран СНГ, ЕврАзЭС и дальнего зарубежья (табл. 9). В относительно благоприятный для России экономический период (с 2000 по 2011 г.) показатель в на мировом рынке снизился с 41 до 5%, в том числе на рынках стран дальнего зарубежья - с 62 до 2%.

Таблица 9

Экспорт и импорт товаров легкой промышленности, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 817 901 1,1

И 1991 16764 8,4

в, % 41 5 -

В том числе:

СНГ

Э 282 616 2,2

И 1132 2263 2,0

в, % 25 27 -

из них ЕврАзЭС

Э 387 473 1,2

И 725 1437 2,0

в, % 53 33 -

дальнее зарубежье

Э 534 285 0,5

И 859 14502 16,9

в, % 62 2 -

В этих условиях Россия, которая в историческом прошлом была главным поставщиком в Европу ситцевых и льняных тканей, в 2000-2011 гг. практически потеряла мировой рынок, проиграв не только развитым, но и развивающимся странам. Потребности в продукции легкой промышленности в России стали обеспечиваться за счет средств, вырученных от продажи нефти и другого минерального сырья.

Ситуация конкурентоспособности легкой промышленности России на рынках стран СНГ более благоприятная. Доля Содружества в экспорте российских изделий легкой промышленности составляла в 2011 г. 68%, а в импорте - всего 13%. Эти цифры свидетельствуют о том, что Россия заинтересована в поставках в эти страны больше, чем в закупках их продукции.

Индикатор конкурентоспособности российской легкой промышленности на рынках СНГ в этот период оставался низким (25%). Это естественно: качество изделий легкой промышленности бывших союзных республик мало отличалось от среднероссийского. За рассматриваемый период экспорт России увеличился на этом рынке в 2,2 раза, несколько опережая рост импорта в Россию (в 2,0 раза). Иначе говоря, в 2000-2011 гг. Россия сохранила в СНГ рынок изделий легкой промышленности на неизменном уровне и даже незначительно повысила конкурентоспособность своих товаров.

Экспорт продукции российских изделий легкой промышленности в страны ЕврАзЭС составил в 2011 г. 473 млн. долл., (52% общего экспорта этой продукции на мировой рынок и 77% на рынки СНГ), а импорт - 1437 млн. долл. (8% общего импорта в Россию и 63% из стран СНГ). Показатель конкурентоспособности, оставаясь низким (в=33%), был для ЕврАзЭС в 2011 г. все же несколько выше, чем для стран СНГ в целом. Импорт из стран дальнего зарубежья возрос в 2000-2011 гг. почти в 17 раз при абсолютном сокращении экспорта. Легкая промышленность - единственная отрасль, экспорт продукции которой в дальнее зарубежье абсолютно сократился почти в 2 раза.

Преобладающими товарами российского импорта продукции легкой промышленности являются:

% общего импорта легкой продукции

Мир СНГ

Одежда трикотажная 21 21

Одежда текстильная 22 18

Обувь кожаная 14 5

Россия, располагая огромными сельскохозяйственными ресурсами земли и воды, имеет отрицательное внешнее сальдо по продовольствию, которое в 2011 г. достигло 29 млрд. долл. (13,3 - 42,5 = -29,2) (табл. 10). Причем в 2000 г. оно составляло 5,8 млрд. долл., т.е. увеличилось за период 2000-2011 гг. в 5 раз.

Таблица 10

Экспорт и импорт России на внешних рынках продовольствия, млн. долл.

Рынок 2000 г. 2011 г. 2011/2000

Мир в целом

Э 1623 13324 8,2

И 7384 42544 5,8

в, % 22 31 -

В том числе:

СНГ

Э 739 4169 5,6

И 2072 6588 3,2

в, % 36 63 -

из них ЕврАзЭС

Э 1202 2283 1,9

И 1466 3398 2,3

в, % 82 67 -

дальнее зарубежье

Э 884 9155 10,3

И 5312 35956 6,7

в, % 17 25 -

Рынок продовольствия СНГ показал в 2011 г. также отрицательное внешнеторговое сальдо России - 2,5 млрд. долл. В торговле продовольствием России со странами ЕврАзЭС импорт превышал экспорт на 1,1 млрд. долл. Основная часть отрицательного сальдо России во внешней торговле продовольствием приходится на страны дальнего зарубежья: -26,8 млрд. долл. Компенсация этого огромного убытка происходит за счет средств, вырученных от продажи нефти, газа, другого минерального сырья. Нагрузку по обеспечению страны продовольствием взял на себя в основном ТЭК, подтвердив симптом «голландской болезни»: добывать и продавать минеральное сырье оказалось выгоднее и проще, чем заниматься сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Впрочем, индикатор конкурентоспособности российского продовольствия показал некоторый его рост в мировой торговле: с 22% в 2000 г. до 31% в 2011 г. Более заметно росла конкурентоспособность продовольствия в странах СНГ: с 36% в 2000 г. до 63% в 2011 г. На рынках стран СНГ рост экспорта в 2000-2011 гг. опережал увеличение импорта. В странах ЕврАзЭС, однако, роста конкурентоспособности российского продовольствия не наблюдалось.

В импорте продовольствия в Россию в 2011 г. преобладали:

% суммарного импорта продовольствия

Мир СНГ

Алкогольные и безалкогольные напитки 6 7

Мясо и мясопродукты 14 15

Рыба 4 -

Цитрусовые 4 -

Масло растительное 3 3

Сахар 4 2

Табак и сигареты 3 1

В табл. 11 приведена итоговая оценка конкурентоспособности важнейших групп российских товаров, выполненная на основе предшествующего анализа по СНГ, ЕврАзЭС и дальнему зарубежью. При этом принято, что конкурентоспособность является высокой, если в 2011 г. наблюдается положительное внешнеторговое сальдо (Э>И) и в>100%, и низкой - при в<100%. Рост и падение показателя в характеризует его изменение в 2011 г. по отношению к 2000 г.

Таблица 11

Итоговая оценка конкурентоспособности российских товаров

Продукция СНГ ЕврАзЭС Дальнее зарубежье

Машины, оборудование, транспортные средства Металлы и драгоценные камни Химическая продукция Минеральные продукты Древесина и целлюлозно-бумажные изделия Текстиль и обувь Продовольственные товары и сырье Низкая и падает Высокая и растет Высокая и растет Высокая и растет Высокая и растет Низкая и растет Низкая и растет Низкая и падает Высокая и падает Высокая и растет Высокая и растет Высокая и растет Низкая и падает Низкая и падает Низкая и падает Высокая и падает Низкая и падает Высокая и растет Высокая и падает Низкая и падает Низкая и растет

На рынках СНГ высока конкурентоспособность металлов и драгоценных камней, химической продукции, древесины и целлюлозы. Их поставки растут опережающими темпами. Продукция машиностроения бывших союзных республик на рынках России оказалась более востребованной, чем российская техника в этих странах. Кроме того, страны СНГ поставляют в Россию одежду, обувь и продукты питания. Рынки стран ЕврАзЭС демонстрируют аналогичную конкурентоспособность российской продукции, как и в СНГ в целом. Исключение представляют металлы, по которым конкурентоспособность России, оставаясь высокой, в ЕврАзЭС показывает тенденцию к снижению. Что касается рынков стран дальнего зарубежья, то на них высока конкурентоспособность металлов, древесины и, конечно, нефти, газа и других минеральных продуктов.

Машиностроительная, химическая продукция, текстиль и продовольственные товары российского производства на рынках дальнего зарубежья неконкурентоспособны. По всем этим товарам, кроме продовольствия, наблюдается тенденция к дальнейшему снижению конкурентоспособности.

Подводя итоги статистического исследования, следует отметить, что страны СНГ, ЕврАзЭС и прочие государства мира подвержены воздействию различных факторов, формирующих условия для внешней торговли - инфляции, валютных курсов, инновационного и инвестиционного климата, таможенных барьеров и многих других. Они, бесспорно, влияют на экспорт и импорт, но не являются определяющими. Об этом, в частности, свидетельствует совпадение оценок уровня и тенденций изменения конкурентоспособности для столь непохожих групп стран. Поэтому качество и цена товара, по-видимому, оказывают доминирующее влияние на внешнюю торговлю.

Оценка ситуации в целом показывает, что процессы модернизации за счет закупки импортной техники и пластмасс пока не дали ожидаемых результатов. Вклад сырьевого фактора в российскую экономику растет, а конкурентоспособность снижается, в первую очередь машиностроения, текстильной, обувной и других видов обрабатывающей промышленности. Только по достижении сбалансированности экспорта и импорта (в=100%) можно говорить о прекращении снижения конкурентоспособности данного вида экономической деятельности, а по мере дальнейшего опережающего развития экспорта - о сокращении отставания. Накопленная технологическая отсталость во многих отраслях экономики и промышленности не пре-

одолена. Исключением, пожалуй, в первую очередь являются информационно-коммуникационные технологии, спутниковая связь и металлургия, в которых закупка импортной техники и технологий привела к качественным сдвигам. При этом сохраняется накопленный в прошлом технологический приоритет России в оборонном, авиа- и судостроении, в производстве других вооружений, в атомной промышленности, в ракетокосмической сфере. Однако он нуждается в подкреплении со стороны российской науки.

В этих условиях преждевременными представляются надежды на переход от сырьевой к инновационной экономике, по крайней мере, до тех пор, пока не удастся сконцентрировать ресурсы на определенных направлениях промышленного развития (например, на догоняющем развитии автомобильной промышленности, подъеме отечественного гражданского авиа- и судостроения). Реальные возможности для инновационной структурной перестройки экономики России за счет этих ключевых отраслей, бесспорно, имеются.

Литература

1. Фальцман В.К. Измерение конкурентоспособности технически сложной продукции //Проблемы прогнозирования, 2012. № 5.

2. Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь Мир». 1998.

3. Фальцман В.К Россия на пороге модернизации: распространение технологических инноваций (1990-2010). М.: Изд-во «Дело», 2011.

4. Идрисова В.В. Теоретические вопросы применения нетарифных мер регулирования во внешней торговле. Автореф. дисс. М.: 2012.

5. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. М.: ТС, 2012.

6. Российский статистический ежегодник 2012. Росстат, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.