Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности региона с учетом уровня его инновационного развития'

Оценка конкурентоспособности региона с учетом уровня его инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
415
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халабуда Ю. Э.

В статье рассматриваются методы оценки конкурентоспособности региона по различным методикам. Особое внимание уделено оценке конкурентоспособности региона во взаимосвязи с уровнем его инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Халабуда Ю. Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности региона с учетом уровня его инновационного развития»

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА С УЧЕТОМ УРОВНЯ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Специальность: Экономика и управление народным хозяйством Направление: Региональная экономика

Автор: Ю.Э. ХАЛАБУДА, заведующий учебно-научной лабораторией, соискатель кафедры экономики Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассматриваются методы оценки конкурентноспособности региона по различным методикам. Особое внимание уделено оценке конкурентноспособности региона во взаимосвязи с уровнем его инновационного развития.

In article methods of an assessment of competitiveness of region on various procedures are considered. The special attention is given to an assessment of competitiveness of region in interrelation with a level of its innovative progress.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инвестиции,

конкурентные преимущества.

Keywords: innovations, competitiveness, investments, competitive advantage.

Как показали исследования, конкурентоспособность региона целесообразнее всего определить, как его способность формировать, удерживать, развивать и использовать свои конкурентные преимущества во взаимоотношениях и взаимодействии с другими субъектами рыночных отношений с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона (или иной системы) и роста благосостояния его населения. Чем больше конкурентных преимуществ создано и накоплено регионом или просто унаследовано от природы, и чем полнее они реализуются, тем выше его конкурентоспособность. При этом только простое наличие тех или иных конкурентных преимуществ само по себе ещё не означает конкурентоспособности системы, поскольку их необходимо ещё реализовать.

Конкурентоспособность можно рассматривать и оценивать с двух сторон -количественной и качественной. Если говорить о первой, то уровень или степень конкурентоспособности обычно оценивается с помощью специальной системы показателей и соответствующих методик, которых в настоящее время весьма много, однако наиболее популярной и применимой в последние годы является рейтинговая система.

Как правило, берутся несколько групп показателей, например:

- уровень жизни населения;

- уровень инвестиционной привлекательности;

- уровень эффективности использования ресурсов.

По численному значению каждого из этих показателей проводится ранжирование регионов с определением соответствующих мест. Место, занятое регионом, умножается на весовое значение каждого показателя, полученные величины суммируются, после чего регионы располагаются по общей сумме набранных баллов, т.е. по рейтингу.

По итогам выделяется несколько групп регионов, например, с низкими, средними и высокими рейтингами конкурентоспособности. Иногда градаций берётся больше:

- крайне низкий уровень;

- низкий;

- ниже среднего;

- средний;

-выше среднего;

- высокий уровень конкурентоспособности.

Особое значение при определении названных рейтингов имеет расчёт одновременно двух индексов, например, по методике всемирного экономического форума (ВЭФ): индекса конкурентоспособности и

технологического индекса [4]. Их сопоставление позволяет однозначно утверждать, что регионы являюшнеся лидерами по показателю конкурентоспособности, одновременно выступают лидерами и в инновационном развитии, что не только не случайно, а напротив, отражает имеющую здесь место тесную взаимосвязь.

В 2004 г. ВЭФ предложила уточнённую методику опенки конкурентоспособности на основе расчёта, так называемого глобального индекса (ОС1), включающего 12 составляющих, которые детально характеризуют конкурентоспособность субъектов [4]. Этими составляющими являются:

- качество общественных институтов;

- инфраструктура;

- макроэкономическая стабильность;

- здоровье и начальное образование;

- высшее образование и профессиональная подготовка;

- эффективность рынка товаров и услуг;

- эффективность рынка труда;

- развитость финансового рынка;

- технологический уровень;

- размер внутреннего рынка;

- конкурентоспособность компании;

- инновационный потенциал.

Оценка осуществляется по каждой компоненте по 7-бальной шкале. При этом рейтинги конкурентоспособности основываются на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний, ежегодно проводимого ВЭФ совместно с сетью партнёрских организаций, которыми являются ведущие исследовательские институты и компании в анализируемых субъектах.

И хотя эта методика, строго говоря, предназначена для оценки конкурентоспособности стран, она, при условии организационного обеспечения (налаживания системы опросов) может быть с успехом применена и для регионов.

Интерес представляют расчёты, проведённые по этой методике в 2010 г., когда было опрошено более 11000 лидеров бизнеса в 133 странах [1, с. 2-3].

Наивысший рейтинг из них получила Швейцария. США вследствие ослабления финансовых рынков и снижения макроэкономической стабильности опустились на одну позицию и заняли второе место. В первую пятёрку стран-лидеров по индексу глобальной конкурентоспособности вошли Сингапур, Швеция и Дания. Сильные позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности имеют азиатские страны Сингапур (3-е место) и Япония (8-е место). Россия в этом списке занимает 63 место, спустившись по сравнению с 2008 - 2009 гг. на 12 пунктов. Однако в рейтингах по отдельным индексам-компонентам глобальной конкурентоспособности её позиции весьма сильно различаются. Например, по «размеру внутреннего рынка» Россия занимает 7-е место, по «макроэкономической стабильности» - 36-е, по «эффективности рынка труда» - 43-е, по «высшему образованию и профессиональной подготовке» - 51е, по «здоровью и начальному образованию» - 51-е, по «инновационному потенциалу» - 51-е, по «конкурентоспособности компаний» - 95-е, по «эффективности рынка товаров и услуг» - 108-е, по «качеству общественных институтов» - 114-е, по «развитости финансового рынка» - 119-е.

Безусловно, что такое состояние конкурент о способности российской экономики создаёт общий, не совсем благоприятный фон для соответствующей деятельности в регионах. И выход на сегодня здесь видится только один -повышение инновационной активности регионов, ускорение их инновационного развития, выступающее в современных условиях главным фактором роста конкурентоспособности. Это тем более актуально, что большинство продуктов, производимых в российских регионах, в силу объективных причин природноклиматического характера, не может конкурировать на внешних рынках. «Мировой экономике, - подчёркивает В.И. Суслов, - нужны лишь наши природные ресурсы («кладовая») и, при некоторых условиях, географическое положение («мост» между континентами). И только резкое увеличение доли интеллектуального труда в стоимости производимого продукта способно нейтрализовать действие негативных факторов» [3, с. 9-10].

Инновационность ещё более важна с учётом сегодняшней глобализации мирохозяйственных связей, оказывающей непосредственное влияние на конкурентоспособность через создание новых возможностей в межотраслевом и межрегиональном взаимодействии и общее усиление регионализации стран, через смещение развития интеграционных процессов на региональный уровень в результате возрастающей конкуренции на мировых рынках, через активизацию экономической деятельности регионов, выступающей существенным фактором противодействия транснациональным корпорациям и др.

Влияние нововведений на конкурентоспособность региона осуществляется

через создание нового типа конкурентных преимуществ - инновационных, которые, в отличие от многих других, например, природно-ресурсных, являющихся в конечном счёте неисчерпаемыми, не ограничены ни по возможному потенциалу воздействия, ни временными рамками. Они способны обеспечить непрерывный и устойчивый экономический рост и поступательное развитие региона как в текущем периоде, так и в стратегическом плане в любой перспективе.

Таким образом, взаимосвязь инновационности и конкурентоспособности говорит о единстве количественной и качественной стороны последней и фактически означает новое качество конкурентоспособности.

Что же касается анализа собственно качественной стороны исследуемой категории, то здесь имеет смысл воспользоваться подходом М. Портера, который, как известно, выделяет в развитии конкурентоспособности четыре взаимосвязанные стадии: факторов производства, инвестиций, инноваций и богатства [2, с. 605-608].

На первой стадии конкурентоспособность достигается за счёт конкурентных преимуществ, связанных с наличием и использованием людских и финансовых ресурсов. На этой стадии экономическая система наиболее чувствительна к таким явлениям, как экономические кризисы, колебания валютных курсов и т.п., что, кстати, весьма характерно как для экономики современной России в целом, так и её регионов.

Например, даже в Республике Татарстан, являющейся одним из наиболее развитых и конкурентоспособных регионов страны, в кризисном 2009 г. валовой региональный продукт сократился на 8%. в то время как в 2008 г. вырос на 7%.

На второй стадии - стадии инвестиций конкурентоспособность обеспечивается эффективной и даже «агрессивной» инвестиционной политикой, направленной на разработку и внедрение улучшенных технологий и расширение масштабов производства и сбыта, на увеличение вложений в наукоёмкие производства, на создание эффективной научно-технической и экономической инфраструктуры.

Особое значение имеет третья, инновационная стадия, когда конкурентоспособные преимущества активно образуются самими субъектами хозяйствования, а отечественные предприятия не только улучшают иностранные технологии, но и создают свои собственные. Эта стадия характеризуется широким использованием инноваций во всех сферах экономики и управления, созданием стимулов для введения новой техники и технологий, ростом количества научных учреждений и организаций, ориентированных непосредственно на запросы фирм и отраслей и т.п. В качестве примера здесь можно привести разработку в Республике Татарстан собственных инновационных технологий по освоению ресурсов природных битумов, являющемуся сложной научно-технической задачей. Однако таких примеров по регионам сравнительно немного.

Что касается стадии на основе богатства, то она, по М. Портеру, в отличие от первых трёх, означает спад конкурентоспособности и постепенную утрату

завоёванных конкурентных позиций, запаздывание с модернизацией и обновлением производства и постепенное снижение уровня жизни населения.

Таким образом, из анализа качественной стороны конкурентоспособности можно сделать вывод, что регионы Российской Федерации находятся в основном на первой и второй стадиях развития, с отдельными элементами третьей.

Список литературы

1. Гуськова Н.Д., Салимова Т.А., Огарёва Н.П. Формирование политики в области повышения качества и конкурентоспособности: национальный и региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. -№ 14 (149). - С. 2-7.

2. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993. - 896 с.

3. Суслов В.И. Сценарии экономического развития: инновационные аспекты // ЭКО. - 2010. - № 2. - С. 2-15.

4. ^е Global Competitiveness Report 2002-2003: World Есоnоmic Forum 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.weforum.org.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.