Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / строительная отрасль / оценка конкурентоспособности / конкурентные преимущества / competitiveness / construction industry / competitiveness assessment / competitive advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аббасов Р.Ф.

Целью статьи является выявление параметров оценки конкурентоспособности и предложение метода оценки конкурентных преимуществ продукции строительной организации. В процессе достижения исследовательской цели автором выявлены следующие параметры оценки конкурентоспособности строительной продукции: качество материалов, эффективность технологий, экологическая устойчивость, ценовая политика, инновационность, удовлетворение потребностей клиентов, безопасность, сроки выполнения работ. Предложен метод расчета интегрального показателя конкурентоспособности строительной продукции как многомерного среднего отклонений параметров от среднерыночных значений. Основываясь на анализе конкурентных преимуществ, строительные организации могут разрабатывать конкурентные стратегии. Например, организации со средней и низкой конкурентоспособностью могут использовать стратегию сотрудничества с другими игроками с целью компенсации слабых сторон и расширения собственных рыночных возможностей. Также для компаний со средней и низкой конкурентоспособностью целесообразно применение стратегии специализации на определенных сегментах рынка, где у них есть преимущества или потенциал для роста. Компании с высокой конкурентоспособностью могут использовать стратегию диверсификации портфеля для расширения своего влияния на рынке, захвата новых сегментов и диверсификации рисков. Использование стратегии специализации для организаций с высокой конкурентоспособностью позволит усилить позиции в узкоспециализированных сегментах рынка и создать уникальные конкурентные преимущества. Использование предложенного метода оценки конкурентоспособности позволит игрокам строительной отрасли совершать обоснованный выбор конкурентных стратегий и обеспечивать высокую устойчивость в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS IN THE CONSTRUCTION INDUSTRY

The purpose of the article is to identify the parameters of competitiveness assessment and to propose a method for evaluating the competitive advantages of the products of a construction organization. In the process of achieving the research goal, the author identified the following parameters for assessing the competitiveness of construction products: quality of materials, efficiency of technologies, environmental sustainability, pricing policy, innovation, customer satisfaction, safety, deadlines. A method is proposed for calculating the integral indicator of the competitiveness of construction products as a multidimensional average of deviations of parameters from the average market values. Based on the analysis of competitive advantages, construction organizations can develop competitive strategies. For example, organizations with medium and low competitiveness can use a strategy of cooperation with other players in order to compensate for weaknesses and expand their own market opportunities. It is also advisable for companies with medium and low competitiveness to apply a specialization strategy in certain market segments where they have advantages or potential for growth. Companies with high competitiveness can use a portfolio diversification strategy to expand their market influence, capture new segments and diversify risks. Using a specialization strategy for organizations with high competitiveness will strengthen positions in highly specialized market segments and create unique competitive advantages. The use of the proposed method of assessing competitiveness will allow players in the construction industry to make an informed choice of competitive strategies and ensure high sustainability in the long term

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 4 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/oczenka-konkurentosposobnostiprodukczii-v-stroitelnoj-otrasli/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 339.137.2:69.003

DOI: 10.54861/27131211_2024_4_193

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ В

СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Аббасов Р.Ф., аспирант, Санкт-Петербургский государственный

архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Целью

статьи

является выявление параметров

оценки

конкурентоспособности и предложение метода оценки конкурентных преимуществ

продукции строительной организации. В процессе достижения исследовательской цели

автором выявлены следующие параметры оценки конкурентоспособности строительной

продукции: качество материалов, эффективность технологий, экологическая устойчивость,

ценовая политика, инновационность, удовлетворение потребностей клиентов,

безопасность, сроки выполнения работ. Предложен метод расчета интегрального

показателя конкурентоспособности строительной продукции как многомерного среднего

отклонений параметров от среднерыночных значений. Основываясь на анализе

конкурентных преимуществ, строительные организации могут разрабатывать

конкурентные

стратегии.

Например,

организации

со

средней

и

низкой

конкурентоспособностью могут использовать стратегию сотрудничества с другими

игроками с целью компенсации слабых сторон и расширения собственных рыночных

возможностей. Также для компаний со средней и низкой конкурентоспособностью

целесообразно применение стратегии специализации на определенных сегментах рынка,

где у них есть преимущества или потенциал для роста. Компании с высокой

конкурентоспособностью могут использовать стратегию диверсификации портфеля для

расширения своего влияния на рынке, захвата новых сегментов и диверсификации рисков.

Использование

стратегии

специализации

для

организаций

с

высокой

конкурентоспособностью позволит усилить позиции в узкоспециализированных сегментах

рынка и создать уникальные конкурентные преимущества. Использование предложенного

метода оценки конкурентоспособности позволит игрокам строительной отрасли совершать

обоснованный выбор конкурентных стратегий и обеспечивать высокую устойчивость в

долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: конкурентоспособность, строительная отрасль, оценка

конкурентоспособности, конкурентные преимущества.

193

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

ASSESSMENT OF THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS IN THE

CONSTRUCTION INDUSTRY

Abbasov R.F., Postgraduate student, St. Petersburg State University of

Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia

Abstract. The purpose of the article is to identify the parameters of competitiveness

assessment and to propose a method for evaluating the competitive advantages of the products of

a construction organization. In the process of achieving the research goal, the author identified the

following parameters for assessing the competitiveness of construction products: quality of

materials, efficiency of technologies, environmental sustainability, pricing policy, innovation,

customer satisfaction, safety, deadlines. A method is proposed for calculating the integral indicator

of the competitiveness of construction products as a multidimensional average of deviations of

parameters from the average market values. Based on the analysis of competitive advantages,

construction organizations can develop competitive strategies. For example, organizations with

medium and low competitiveness can use a strategy of cooperation with other players in order to

compensate for weaknesses and expand their own market opportunities. It is also advisable for

companies with medium and low competitiveness to apply a specialization strategy in certain

market segments where they have advantages or potential for growth. Companies with high

competitiveness can use a portfolio diversification strategy to expand their market influence,

capture new segments and diversify risks. Using a specialization strategy for organizations with

high competitiveness will strengthen positions in highly specialized market segments and create

unique competitive advantages. The use of the proposed method of assessing competitiveness will

allow players in the construction industry to make an informed choice of competitive strategies

and ensure high sustainability in the long term.

Keywords: competitiveness, construction industry, competitiveness assessment,

competitive advantages.

JEL classification: L25, L74, P23.

Для цитирования: Аббасов Р.Ф. Оценка конкурентоспособности продукции в

строительной отрасли // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 193–202. DOI:

10.54861/27131211_2024_4_193.

Статья поступила в редакцию: 16.04.2024 г. Одобрена после рецензирования:

30.04.2024 г. Принята к публикации: 30.04.2024 г.

For citation: Abbasov R.F. Assessment of the competitiveness of products in the

construction industry // Progressive Economy. 2024. No. 4. pp. 193–202. DOI:

10.54861/27131211_2024_4_193.

The article was submitted to the editorial office: 16/04/2024. Approved after review:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30/04/2024. Accepted for publication: 30/04/2024.

194

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Введение

Строительная отрасль играет ключевую роль в развитии экономики,

предоставляя комплексные строительные услуги для удовлетворения

растущих потребностей в недвижимости и сопутствующей инфраструктуре.

Так, по итогам первых семи месяцев 2023 года, вклад строительной отрасли и

смежных сфер жилищно-коммунального хозяйства в ВВП России составил

13% [3]. Строительная отрасль влияет на развитие инфраструктуры,

логистики, производства, строительства необходимых зданий, сооружений и

других сфер [6]. Кроме того, отрасль тесно связана с торговыми компаниями,

которые предоставляют широкий ассортимент расходных и строительных

материалов, а также с поставщиками коммунальных и сервисных услуг,

необходимых для успешного выполнения строительных проектов и

поддержания жизнедеятельности строительных объектов [10].

Отрасль строительства отличается высокой сложностью работы и

связанными с этими рисками. Вместе с тем на игроков строительной отрасли

оказывают влияние различные факторы, такие как погодные условиях,

производительность труда, материальное и ресурсное обеспечение. Высокая

значимость строительной и смежных с ней отраслей экономики актуализирует

исследования, направленные на выявление способов получения конкурентных

преимуществ организаций. Таким образом, целью статьи является выявление

параметров оценки конкурентоспособности и предложение метода оценки

конкурентных преимуществ продукции строительной организации.

Обзор литературы

Конкурентоспособность продукции в сфере строительства может быть

определена как способность продукции компании конкурировать на

международном и национальном рынках, генерировать прибыль,

обеспечивать высокий уровень качества и высокую удовлетворенность

клиентов [7]. Конкурентоспособность организации, с точки зрения O. Skripnik,

представляет собой способность оказывать конкурентоспособные услуги,

изменять или сохранять занимаемую долю рынка, рационально использовать

имеющиеся ресурсы и обеспечивать высокий уровень инвестиционной

привлекательности.

Рассматривая

проблему

повышения

конкурентоспособности предприятий на примере сферы жилищнокоммунального хозяйства, автор указывает на отсутствие четких критериев и

методов оценки конкурентоспособности предприятий в отрасли, а также на

высокие транзакционные расходы, оказывающие влияние на качество

конкурентоспособность предоставляемых коммунальных услуг [9]. Поскольку

сектор жилищно-коммунального хозяйства является смежным с сектором

строительства, повышение конкурентоспособности организаций-поставщиков

коммунальных услуг является актуальным. Создание конкурентной среды и

привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального

хозяйства, совершенствование системы отношений между собственниками

жилья,

застройщиками,

управляющими

организациями

и

195

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

ресурсоснабжающими организациями – являются важными элементами

повышения конкурентоспособности сектора [10].

Е.В. Гусев, Е.А. Угрюмов и И.М. Обронов указывают на несовершенство

существующих методик оценки конкурентоспособности строительных

организаций, опирающихся преимущественно на количество выигранных

тендеров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а

также цену контракта. Авторами также систематизированы основные методы

оценки конкурентоспособности продукции и организаций (табл. 1). Авторами

отмечено, что современные методы статичны и не отвечают требованиям

динамичного развития рынка строительства [1].

Таблица 1

Классификация методов оценки конкурентоспособности

Методы оценки

Методы оценки

Тип методов

конкурентоспособности

конкурентоспособности товара

организации

Модель Розенберга;

Рейтинговая оценка;

Оценка конкурентоспособности Оценка

на основе уровня продаж;

конкурентоспособности

Аналитические

Оценка конкурентоспособности на

основе

нормы

на основе соотношения цены и потребительской

качества.

стоимости.

Матрица Бостонской консалтинговой группы;

Графические

Матрица М. Портера;

Многоугольник конкурентоспособности.

Источник: составлено автором по данным [1]

Согласно подходу V. Leonie, концепция конкурентного преимущества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тесно связана с идеей цепочки создания стоимости, которая играет ключевую

роль в процессе оценки конкурентных преимуществ и недостатков компаний.

Интеграция концепции конкурентного преимущества с цепочкой создания

стоимости позволяет выявлять аспекты бизнеса, способствующие созданию

стоимости, и использовать данные аспекты для разработки стратегий с целью

получения конкурентного преимущества на рынке. Иными словами, авторская

позиция сводится к тому, что интеграция концепции конкурентного

преимущества с цепочкой создания стоимости обеспечивает глубокое

понимание конкурентных преимуществ выпускаемой продукции на рынке и

позволяет разрабатывать стратегии, направленные на обеспечение

устойчивого развития [8].

Л.А. Маркова в статье актуализирует проблематику обеспечения

конкурентных преимуществ и указывает на то, что конкурентные стратегии

должны также обеспечивать высокую конкурентоустойчивость предприятий.

Конкурентные преимущества должны обеспечивать успех предприятия на

длительной перспективе, не ограничиваясь извлечением дополнительной

прибыли в краткосрочном периоде [4]. Следовательно, для обеспечения

196

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

устойчивого развития как отдельных фирм, так и всей отрасли в целом,

необходимо стремление к устойчивым конкурентным преимуществам.

Анализ научных источников показал, что существующие классические

методики оценки не в полной мере отвечают требованиям строительной

отрасли, продукция которой отличается высокой сложностью и

капиталоемкостью.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования составляют методы анализа и

систематизации информации, методы обобщения и аналогии. Материалами

исследования выступают научные труды М. Портера [5], также научные

статьи В.В. Асаул, А.И. Таранова [1], V.D. Khoa и T. Chinda [7], посвященные

проблематике оценки конкурентоспособности продукции и услуг в

строительной отрасли.

Результаты и обсуждение

Понятие конкурентных преимуществ раскрыто в научных трудах М.

Портера, который предлагает универсальную модель конкурентного

поведения субъектов хозяйствования, выделяя основные детерминанты

конкурентных преимуществ (рис. 1). Факторы производства включают в себя

ресурсы, необходимые для производства товаров или услуг, такие как труд,

капитал, земля, и сырье. Качество и доступность этих факторов играют

ключевую роль в формировании конкурентных преимуществ. Смежные и

поддерживающие

отрасли,

такие

как

транспорт,

коммунальная

инфраструктура, торговля строительными материалами и спецтехникой –

также влияют на конкурентоспособность за счет создания благоприятных

условий для ведения строительного бизнеса. Параметры спроса включают в

себя предпочтения потребителей относительно объектов недвижимости, их

покупательную способность, требования к качеству и местоположению

строящихся объектов. С точки зрения подхода М. Портера, понимание

потребностей потребителей и адаптация к спросу являются важными

факторами успеха [5].

Структура отрасли определяет составляющие доходности вложений

капитала, а рыночная власть каждой отдельной фирмы определяет

особенности ценообразования, возможности получения монопольной

прибыли. Стратегии строительных компаний определяют особенности

позиционирования продуктов и услуг, а источником конкурентных

преимуществ является способность выполнять определенные виды работ с

меньшими совокупными затратами, чем у ближайших конкурентов. Другой

источник конкурентных преимуществ связан с созданием уникальных

объектов строительства. Эффективное использование стратегий может

обеспечить конкурентное преимущество, а анализ конкурентов и адаптация к

изменениям в конкурентной среде также играют ключевую роль в

обеспечении конкурентоспособности [7]. Среди причин, которые приводят к

конкурентному преимуществу, можно отметить также начальные условия и

управленческие решения. Начальные условия могут включать в себя уже

197

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

существующую репутацию, хорошо регулируемую деятельность в рамках

собственной цепочки создания стоимости и сформированные существующие

связи (поставщики, клиенты).

Согласно подходу М. Портера, случай и влияние правительства

включают в себя непредсказуемые факторы или случайные события, которые

могут оказать влияние на отрасль или фирму. Например, ужесточение правил

выдачи льготной ипотеки, барьеры на импорт строительных материалов и

прочие

факторы

неопределенности

оказывают

воздействие

на

конкурентоспособность игроков в отрасли.

Рис. 1. Система детерминант конкурентных преимуществ по М. Портеру

Источник: составлено автором по данным [5]

Представленные на рис. 1 детерминанты являются основными

параметрами, которые определяют конкурентное поведение организаций и их

конкурентные преимущества в современных рыночных условиях.

Следовательно, в процессе оценки конкурентоспособности игроков отрасли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

необходимо учитывать данные детерминанты. В табл. 2. представлены

параметры оценки конкурентоспособности строительной продукции, которые

охватывают различные аспекты качества, эффективности и удовлетворения

потребностей потребителей выпускаемой строительной организацией

продукции.

Таблица 2

Параметры оценки конкурентоспособности строительной продукции

Параметр

Качество

материалов

Эффективность

технологий

Характеристика

Оценка характеристик используемых материалов, таких как

прочность, долговечность, устойчивость к воздействию

окружающей среды и т.д.

Оценивается эффективность применяемых технологий и методов

строительства, их способность повысить производительность,

сократить время выполнения работ и снизить затраты.

198

Прогрессивная экономика

Progressive economy

Экологическая

устойчивость

Ценовая политика

Инновационность

Удовлетворение

потребностей

клиентов

Безопасность

Сроки выполнения

работ

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Учет экологических аспектов строительной продукции, таких как

использование экологически чистых материалов, сокращение

отходов и выбросов, энергоэффективность и т.д.

Оценка ценовой политики компании и соотношения цены и

качества

предлагаемой

продукции:

включает

в

себя

конкурентоспособность цен, доступность продукции для

различных категорий потребителей и т.д.

Оценка уровня инноваций в строительстве: внедрение новых

технологий, разработку уникальных продуктов или услуг, а также

способность к инновациям и адаптации к изменяющимся

требованиям рынка.

Оценка соответствия строительной продукции потребностям и

ожиданиям клиентов, включая функциональность, дизайн,

комфорт и другие факторы.

Оценка уровня безопасности строительной продукции для

работников и пользователей, включая соблюдение стандартов

безопасности, предотвращение несчастных случаев и т.д.

Оценка соблюдения сроков выполнения строительных работ и

доставки продукции, что является важным фактором для

заказчиков.

Источник: составлено автором

Представленные в табл. 1 параметры позволяют получить оценку

конкурентоспособности строительной продукции. Поскольку параметры

являются качественными, им может присваиваться оценка в баллах, например,

по шкале от 1 до 10. Для получения более содержательных выводов

относительно конкурентоспособности отдельной фирмы, необходимо

сопоставить полученные оценки со средними показателями в отрасли (1):

1

𝐼𝑘 = 𝑛 ∑𝑛𝑖=1

𝑥𝑖 −𝑥̅𝑖

𝑥̅𝑖

(1)

где 𝐼𝑘 − интегральный показатель конкурентоспособности строительной

продукции, рассчитываемый как многомерное среднее отклонений

параметров от среднерыночных значений; 𝑥𝑖 − оценка i-го критерия в баллах;

𝑥̅𝑖 − усредненная оценка i-го критерия в баллах по отрасли в целом; n –

количество параметров оценки.

Поскольку отклонения от среднерыночных значений могут быть как

положительными, так и отрицательными, индекс конкурентоспособности

𝐼𝑘 может принимать значения в диапазоне от -1 до 9, в зависимости от того,

насколько каждый параметр превосходит или отстает от среднерыночного

значения. Оценка конкурентоспособности продукции строительной компании

может производиться на основе значений индекса. Так, отрицательное

значение 𝐼𝑘 указывает на низкую конкурентоспособность: по большинству

параметров сравнения оцениваемая организация хуже ближайших

конкурентов. Значения индекса 𝐼𝑘 в диапазоне от 0 до 4,5 указывают на

199

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

среднюю конкурентоспособность, а значения, превышающие 4,5 – на высокую

конкурентоспособность продукции строительной организации.

Согласно подходу В.В. Асаул и А.И. Таранова, проведение мероприятий

конкурентной разведки с целью сбора информации является эффективным

инструментом

определения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стратегических

целей.

Поскольку

конкурентоспособность выступает относительным понятием и подразумевает

сравнение с другими игроками в отрасли, конкурентная разведка и

сопоставление достижений представляет собой важный элемент системы

оценки конкурентоспособности и определения конкурентных преимуществ

[1]. Таким образом, основываясь на проведенном анализе конкурентных

преимуществ, строительная организация может разрабатывать собственные

конкурентные стратегии. Например, компания может принять решение об

инвестировании во внедрение новых технологий и методов строительства,

которые могут существенно повысить эффективность работ, снизить затраты

и повысить качество выпускаемой продукции.

Также в зависимости от степени конкурентоспособности целесообразно

выбирать наиболее оптимальные стратегии развития. Например,

строительные организации со средней и низкой конкурентоспособностью

могут использовать стратегию партнерства и сотрудничества с другими

игроками для компенсации собственных слабых сторон и расширения

имеющихся рыночных возможностей. Также для компаний со средней и

низкой конкурентоспособностью целесообразно применение стратегии

специализации на определенных сегментах рынка, в которых у данных

компаний имеются сравнительные преимущества или потенциал для роста.

Компании с высокой конкурентоспособностью могут использовать

стратегию диверсификации портфеля с целью увеличения рыночной власти,

захвата новых сегментов и диверсификации рисков. Использование стратегии

специализации для организаций с высокой конкурентоспособностью позволит

усилить позиции в узкоспециализированных сегментах рынка и создать

уникальные конкурентные преимущества. Выбор конкурентных стратегий,

основанный на анализе конкурентоспособности, позволит строительным

компаниям эффективно использовать имеющиеся экономические ресурсы,

усилить рыночные позиции и достичь долгосрочного успеха.

Заключение

В

процессе

исследования

автором

было

выявлено,

что

конкурентоспособность – это способность строительной компании

адаптироваться к изменениям рынка и сохранять рост бизнеса. Высокая

конкурентоспособность может отражаться высокой удовлетворенностью

клиентов,

прибылью,

качеством

строительных

работ,

высокой

производительностью, долей рынка и инновациями. Каждый проект является

уникальным и строится в разных местах с использованием разных трудовых

ресурсов, материалов и оборудования. Чтобы обеспечить долгосрочную

конкурентоспособность, игроки строительной отрасли должны поддерживать

отношения с постоянными старыми клиентами, привлекать новых, внедрять

200

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

инновации в рабочие процессы и создавать устойчивые конкурентные

преимущества.

Выбор оптимальной конкурентной стратегии строится на основании

расчета интегрального показателя конкурентоспособности строительной

продукции

как

многомерного

среднего

отклонений

параметров

конкурентоспособности продукции от среднерыночных значений. В качестве

параметров сравнения выступают: качество материалов, эффективность

технологий,

экологическая

устойчивость,

ценовая

политика,

инновационность, удовлетворение потребностей клиентов, безопасность,

сроки выполнения работ. Использование предложенного метода оценки

конкурентоспособности позволит совершать обоснованный выбор

конкурентной стратегии и обеспечивать высокую устойчивость игроков в

строительной отрасли.

Литература

1.

Асаул В.В., Таранов А.И. Конкурентная разведка как инструмент

повышения конкурентоспособности организации // Вестник гражданских

инженеров. 2020. № 6 (83). С. 214–219.

2.

Гусев Е.В., Угрюмов Е.А., Обронов И.М. Оценка

конкурентоспособности

строительных

предприятий

на

основе

организационно-технических показателей // Вестник ЮУрГУ. Серия:

Экономика и менеджмент. 2013. №3. С. 122–127.

3.

Доля строительной отрасли в ВВП России превысила 13% //

Информационное

Агентство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL:

https://www.akm.ru/press/dolya_stroitelnoy_otrasli_v_vvp_rossii_prevysila_13/#:

~:text=В%20частности%2C%20по%20итогам%20первых,председатель%20Пр

авительства%20РФ%20Михаил%20Мишустин.

4.

Маркова Л.А. Пути повышения конкурентоустойчивости

промышленного предприятия // Прогрессивная экономика. 2022. № 1. С. 5–15.

5.

Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и

конкурентов. Пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2011. 453 с.

6.

Северухин К.В., Крапухин Г.А. Строительная отрасль Российской

Федерации: перспективы и барьеры развития // Прогрессивная экономика.

2022. № 3. С. 18–29.

7.

Khoa V.D., Chinda T. Assessment of Construction Competitiveness

through Knowledge Management Process Implementation // Sustainability. 2023.

№15 (22). P.15897.

8.

Leonie V. The competitive advantage in the construction industry - a

theoretical approach // CES Working Papers. № 14 (3). P. 285–305.

9.

Skripnik O. Increase in competitiveness of housing-and-communal

services // IOP Conference Series. Khabarovsk: Institute of Physics Publishing,

2017. P. 012144.

10. Skrypnik O. Reform of housing-and-communal services at the federal,

regional and municipal levels of management, as the basis of improvement of

201

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 4.

2024, Iss. 4.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

communication of the state and its population // MATEC Web of Conferences.

Saint-Petersburg: EDP Sciences, 2017. P. 08099.

References

1.

Asaul V.V., Taranov A.I. Konkurentnaya razvedka kak instrument

povysheniya konkurentosposobnosti organizacii // Vestnik grazhdanskih

inzhenerov. 2020. № 6 (83). S. 214–219.

2.

Gusev

E.V., Ugryumov E.A., Obronov I.M. Ocenka

konkurentosposobnosti stroitel'nyh predpriyatij na osnove organizacionnotekhnicheskih pokazatelej // Vestnik YUUrGU. Seriya: Ekonomika i menedzhment.

2013. №3. S. 122–127.

3.

Dolya stroitel'noj otrasli v VVP Rossii prevysila 13% // Informacionnoe

Agentstvo.

URL:

https://www.akm.ru/press/dolya_stroitelnoy_otrasli_v_vvp_rossii_prevysila_13/#:

~:text=V%20chastnosti%2C%20po%20itogam%20pervyh,predsedatel'%20Pravite

l'stva%20RF%20Mihail%20Mishustin.

4.

Markova

L.A.

Puti

povysheniya

konkurentoustojchivosti

promyshlennogo predpriyatiya // Progressivnaya ekonomika. 2022. № 1. S. 5–15.

5.

Porter M. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslej i

konkurentov. Per. s angl. 4-e izd. M.: Al'pina Pablisher, 2011. 453 s.

6.

Severuhin K.V., Krapuhin G.A. Stroitel'naya otrasl' Rossijskoj

Federacii: perspektivy i bar'ery razvitiya // Progressivnaya ekonomika. 2022. № 3.

S. 18–29.

7.

Khoa V.D., Chinda T. Assessment of Construction Competitiveness

through Knowledge Management Process Implementation // Sustainability. 2023.

№15 (22). P.15897.

8.

Leonie V. The competitive advantage in the construction industry - a

theoretical approach // CES Working Papers. № 14 (3). P. 285–305.

9.

Skripnik O. Increase in competitiveness of housing-and-communal

services // IOP Conference Series. Khabarovsk: Institute of Physics Publishing,

2017. P. 012144.

10. Skrypnik O. Reform of housing-and-communal services at the federal,

regional and municipal levels of management, as the basis of improvement of

communication of the state and its population // MATEC Web of Conferences.

Saint-Petersburg: EDP Sciences, 2017. P. 08099.

202

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.