Международный научно-исследовательский журнал
«Прогрессивная экономика»
№ 6 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_l/konczeptualnye-osnovy-oczenki- Прогрессивная
konkurentosposobnosti-predpriyatij-toplivno-energeticheskogo-kompleksa/ экономика
Научная статья / Original article ■
Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3 _ч
УДК 65.011.12:330
DOI: 10.54861/27131211 2024 6 85
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Шадыжев И.Т., студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Россия
Аннотация. Целью статьи является анализ и систематизация подходов к оценке конкурентоспособности предприятий на примере топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Анализ показал, что конкурентоспособность предприятий ТЭК определяется не только показателями финансового состояния, а включает возможности предприятий оперативно реагировать на происходящее изменения во внешней и внутренней среде, способности бизнес-моделей к адаптации и обеспечению долгосрочной устойчивости и высокой эффективности. Сделан вывод, что сочетание инструментов финансового анализа, SWOT-анализа, SNW-анализа, построение многоугольника конкурентоспособности предприятия, а также расчет специальных коэффициентов, отражающих положение предприятия в конкурентной среде, позволяют оперативно выявлять «узкие места», негативно влияющие на конкурентоспособность и корректировать стратегии развития в соответствии с выявленными резервами обеспечения высокого уровня конкурентоспособности. Показано, что для эффективного управления конкурентоспособностью предприятиями топливно-энергетического комплекса необходимо разрабатывать долгосрочные стратегии, включающее стратегические цели, задачи и мероприятия по обеспечению получения конкурентных преимуществ. В процессе управления деятельностью компаний ТЭК целесообразно производить регулярный мониторинг ключевых показателей конкурентоспособности для выявления сильных и слабых сторон компании, а также внесения корректировок в стратегии развития.
Ключевые слова: оценка конкурентоспособности, конкурентоспособность компании, топливно-энергетический комплекс, обеспечение конкурентоспособности предприятий.
CONCEPTUAL FOUNDATIONS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN THE FUEL AND ENERGY
COMPLEX
Shadyzhev I.T., student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The purpose of the article is to analyze and systematize approaches to assessing the competitiveness of enterprises on the example of the fuel and energy complex (FEC). The analysis shows that the competitiveness of fuel and energy complex enterprises is determined not only by the indicators of financial condition, but also includes the ability of enterprises to respond quickly to changes in the external and internal environment, the ability of business models to adapt and ensure long-term sustainability and high efficiency. It is concluded that the combination of financial analysis tools, SWOT-analysis, SNW-analysis, construction of the enterprise competitiveness polygon, as well as the calculation of special coefficients reflecting the position of the enterprise in the competitive environment, allow to promptly identify "bottlenecks" that negatively affect competitiveness and adjust development strategies in accordance with the identified reserves to ensure a high level of competitiveness. It is shown that for effective management of competitiveness of fuel and energy complex enterprises it is necessary to develop long-term strategies, including strategic goals, objectives and measures to ensure competitive advantages. In the process of managing the activities of fuel and energy complex companies, it is advisable to regularly monitor the key indicators of competitiveness to identify the strengths and weaknesses of the company, as well as to make adjustments to the development strategies.
Keywords: assessment of competitiveness, competitiveness of the company, fuel and energy complex, ensuring the competitiveness of enterprises.
JEL classification: L53, L72, O44.
Для цитирования: Шадыжев И.Т. Концептуальные основы оценки конкурентоспособности предприятий топливно-энергетического комплекса // Прогрессивная экономика. 2024. № 6. С. 85-97. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_85.
Статья поступила в редакцию: 15.05.2024 г. Одобрена после рецензирования: 26.06.2024 г. Принята к публикации: 26.06.2024 г.
For citation: Shadyzhev I.T. Conceptual foundations for assessing the competitiveness of enterprises of the fuel and energy complex // Progressive Economy. 2024. No. 6. pp. 85-97. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_85.
The article was submitted to the editorial office: 15/05/2024. Approved after review: 26/06/2024. Accepted for publication: 26/06/2024.
Введение
Актуальность изучения вопросов повышения конкурентоспособности организаций топливно-энергетического комплекса (ТЭК) обусловлена высокой значимостью сектора в формировании ключевых
макроэкономических показателей России. Так, в 2023 году доходы российского бюджета от топливно-энергетического комплекса составили около 9 трлн рублей, а вклад ТЭК в ВВП России оценивается в 20% [ 8]. Поскольку топливно-энергетический сектор играет ключевую роль в экономике страны, повышение конкурентоспособности отрасли является важным фактором для обеспечения устойчивого развития экономической системы в целом.
Конкуренция в топливно-энергетическом комплексе проявляется как стремление компаний к максимальной эффективности использования ресурсов при производстве и распределении энергетических ресурсов, включая оптимизацию производственных процессов, логистики и управления запасами. Воздействие конкурентного окружения выступает в качестве стимула к внедрению инноваций и развитию новых технологий для повышения производительности, сокращения издержек и улучшения качества услуг. В условиях глобальной экономики, где ресурсы становятся все более ограниченными, а требования к экологической устойчивости возрастают, компании ТЭК должны стремиться к устойчивому развитию, обеспечивая при этом конкурентные преимущества на мировом рынке.
Санкции, введенные против России, существенно ограничили доступ к зарубежным технологиям, инвестициям и финансовым рынкам, изменение рыночных условий требует от предприятий топливно-энергетического комплекса пересмотра собственных экспортных стратегий и переориентации потоков сырья, в частности нефти и газа, на новые рынки. Таким образом, анализ концептуальных основ повышения конкурентоспособности российского топливно-энергетического комплекса представляет собой исследовательскую задачу, характеризующуюся высокой теоретической и практической значимостью. Целью статьи является анализ и систематизация подходов к оценке конкурентоспособности предприятий на примере топливно-энергетического комплекса.
Обзор литературы
Конкуренция и конкурентоспособность являются ключевыми понятиями в экономике, которые активно исследуются современными авторами. Конкуренция и конкурентоспособность не являются статичными категориями, интерпретация данных понятий меняется под воздействием таких факторов, как технологический прогресс, глобализация, изменение предпочтений потребителей, трансформация социально-экономических условий и т.д. [1]. Конкуренция представляет собой процесс взаимодействия между экономическими субъектами, стремящимися к достижению лучших результатов в своей деятельности. К числу важнейших функций конкуренции относятся: увеличение доступности товаров и услуг для широкого круга потребителей, поощрение повышения качества продукции, обеспечение эффективности распределения ресурсов и др. Задачами конкуренции выступают: обеспечение эффективности деятельности и потребительского
выбора, создание условий для инновационного развития, предотвращение монополизации рынков, балансировка рыночного спроса и предложения [6].
Конкуренция и конкурентная среда являются определяющими факторами развития современных предприятий, поскольку именно конкуренцией регламентируется стратегические и тактические и оперативные принципы управления [10]. Эффективность деятельности организаций напрямую зависит от того, насколько тщательно и грамотно проводится мониторинг рыночного положения и определение конкурентных позиций. Сущность, функции и задачи конкуренции образуют производное понятие -конкурентоспособность, которое может изучаться в разрезе нескольких уровней (рис. 1).
Рис. 1. Уровни конкурентоспособности
Источник: составлено автором по данным [6]
Поскольку понятие конкурентоспособности является сложным и комплексным, в табл. 1 систематизированы основные подходы к его
определению.
Таблица 1
Обзор определений понятия конкурентоспособность организации
Авторы Определение
А.Г. Казакова «Состояние, характеризующее реальную или потенциальную возможность продолжения ведения хозяйственной деятельности в условиях возможного противодействия конкурентов» [2]
М.В. Калениченко «Реальная и потенциальная способность предприятия производить и реализовывать товары, которые характеристикам более привлекательными для потребителя, чем продукция ближайших конкурентов» [3]
Е.В. Левкина, «Способность предприятия выпускать и продавать товары
Д.А. Якимова или оказывать услуги, в которых есть объективная потребность у потребителей» [4]
Р.А. Петров «Возможность предприятия производить и продавать продукцию по цене, обеспечивающей возможности для роста коммерческого потенциала и повышения эффективности предприятия» [5]
Источник: составлено автором по данным [2; 3; 4; 5]
Таким образом, конкурентоспособность можно охарактеризовать как возможность хозяйствующего субъекта реализовывать и производить товары по выгодным для него самого условиям, а главной задачей повышения конкурентоспособности для организаций является создание таких условий, в которых покупатель среди множества компаний и товаров (услуг) выберет именно эту компанию для покупки или сотрудничества.
Достижение высокого уровня конкурентоспособности выступает в качестве важнейшей задачи стратегического уровня для любой организации. С целью решения указанной задачи, несомненно, необходимо оценивать уровень конкурентоспособности, как фундаментальной основы успешной деятельности на рынке.
Материалы и методы
Методологической базой исследования являются: системный анализ, обобщение, сравнение и аналогия. Научным результатом выступает предложение подхода к оценке конкурентоспособности, сочетающей классические подходы менеджмента (SWOT-анализ, SNW-анализ, многоугольник конкурентоспособности) и расчет специальных коэффициентов, отражающих положение предприятия в конкурентной среде.
Результаты и обсуждение
Для анализа концептуальных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий топливно-энергетического комплекса важно учитывать, что ТЭК включает компании, занимающиеся добычей, производством, транспортировкой и распределением топлива и энергии, такие как нефтегазовые и угольные компании, производители электроэнергии, а также предприятия, обеспечивающие транспортировку и распределение энергоресурсов. Широкий спектр экономической деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса определяется специфическими потребностями рынка и высоким спросом на продукцию отрасли. Благодаря своей экономической, финансовой, управленческой, научно-технической и кадровой мощи, транснациональные компании ТЭК могут разрабатывать и применять передовые международные маркетинговые технологии, что при их масштабе деятельности приносит существенную прибыль и обеспечивает высокую мировую конкурентоспособность.
К основным факторам конкурентоспособности организаций ТЭК можно отнести следующие:
- эффективное управление производственными процессами, включая снижение затрат и оптимизацию использования ресурсов;
- инновационные технологии и методы добычи, производства и распределения энергетических ресурсов;
- диверсификация и гибкость в поставках и распределении энергии, чтобы адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям;
- эффективная система контроля качества и безопасности производства и транспортировки энергетических ресурсов;
- развитая инфраструктура и логистика, необходимые для обеспечения надежности поставок энергии потребителям;
- усиление партнерских отношений с другими участниками рынка и государственными органами.
Конкурентоспособность организации ТЭК зависит от умения подстраиваться под внешние условия, которые изменяются порой очень быстро. И тактика, которая направлена на удержание уровня или повышение конкурентоспособности и развитие конкурентного потенциала, также должна изменяться в зависимости от ситуации на рынке и в отрасли. В частности, успех организаций в конкурентной борьбе зависит от из способности оценивать риски в долгосрочной перспективе [9].
Критерии конкурентоспособности организации ТЭК представляют собой признаки, на основании оценки которых могут быть сделаны определенные выводы о текущем состоянии предприятия, оценены его рыночные позиции в сравнения с конкурентами. Основные показатели, которые чаще всего используются для оценки уровня конкурентоспособности и определения конкурентного потенциала организаций ТЭК представлены в табл. 2. Отметим, что перечень показателей может быть значительно шире, и зависит от масштабов деятельности, характера производства или оказываемых услуг.
Таблица 2
Критерии и показатели конкурентоспособности организаций ТЭК
Критерий Показатели
Эффективность производственной деятельности Рентабельность производства - Фондоотдача; - Фондоемкость
Финансовое состояние - Показатели имущественного положения; - Ликвидность и платежеспособность; - Финансовая устойчивость; - Деловая активность.
Эффективность продвижения Показатели эффективности связей с общественностью, продвижения на внутренних и мировых рынках.
Конкурентоспособность продукции или услуг - Качество продукции или услуг;
- Доля на рынке; - Ассортимент.
Управление производственными процессами Снижение затрат и оптимизация использования ресурсов
Стандарты качества и безопасности Выполнение стандартов качества при производстве и транспортировке энергетических ресурсов.
Инфраструктура и логистика Развитая инфраструктура и логистика для обеспечения надежной поставки энергии потребителям.
Ответственный бизнес Соблюдение законодательства и нормативных требований в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Технологии Инновационные технологии и методы добычи, производства и распределения энергетических ресурсов.
Адаптивность Гибкость и адаптивность в условиях изменяющегося рынка и технологических трендов.
Источник: составлено автором
В целом требования, предъявляемые к конкурентоспособности организации ТЭК, включают в себя эффективное управление производственными процессами, использование инновационных технологий и методов, диверсификацию и гибкость в поставках, эффективную систему контроля качества и безопасности, развитую инфраструктуру и логистику, а также укрепление партнерских отношений с другими участниками рынка и государственными органами. Отметим, что в текущий период для компаний ТЭК особенно привлекательными являются рынки развивающихся стран, в которые вкладывается много иностранных инвестиций. Инвестиционные планы крупных компаний ТЭК включают в себя вложения в экономику этих стран, где имеются не только доступные ресурсы и рабочая сила, но и перспективы для экономического роста. В то же время, норма прибыли от прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах в среднем вдвое выше, чем в промышленно развитых странах [1].
Для анализа и определения уровня конкурентоспособности организации ТЭК существуют различные методы и подходы к оценке. Это связано с тем, что характер и масштабы их деятельности различны, поэтому ко всем не может быть применен единый метод оценки. В основе оценки лежит ряд задач, представленных на рис. 2.
Определение состояния конкурентоспособности на момент обелсдования
г \ Выявление тенденций и закономерностей в повышении
конкурентоспособности предприятия за исследуемый период
Г N Определение "узких мест", отрицательно вляиющих на
конкурентоспособность предприятия
/■ ч Выявление резервов, которые могут быть использованы для повышения
уровня конкурентоспособности
Рис. 2. Задачи, решаемые в ходе анализа конкурентоспособности
Источник: составлено автором
Показатель конкурентоспособности промышленного предприятия в продуктовых методах рассчитывается через средневзвешенное значение среди показателей конкурентоспособности по каждому виду продукции, который, в свою очередь, находится с помощью экономического и параметрического индексов (1):
К = = (1)
где К - конкурентоспособность исследуемого промышленного предприятия; ai - удельный вес ьго вида продукции в общем объеме продаж; П - параметрический индекс; Э - экономический индекс; Ы - весовой коэффициент ьго параметра; gа - фактическое значение оцениваемого параметра; gэ - эталонное значение оцениваемого параметра; За - совокупные затраты потребления анализируемой продукции; Зэ - эталонные затраты потребления. Данный показатель конкурентоспособности позволяет оценить внутренние возможности и резервы организации, поскольку учитывает особенности производственных процессов и позволяет получить количественную оценку конкурентоспособности производимой продукции.
Однако, на практике оценки внутренних факторов на основе расчета коэффициента конкурентоспособности недостаточно для определения реального предприятия в рыночной среде, характеризующейся ростом конкуренции. Для качественной оценки внутренних и внешних факторов конкурентоспособности используются SWOT-анализ, SNW-анализ и многоугольник конкурентоспособности. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны, а также определить возможности и угрозы
развития организации топливно-энергетического комплекса. Анализ позволяет оценить внутренние ресурсы и возможности компании в контексте внешней среды. SNW-анализ представляет собой модификацию SWOT-анализа и фокусируется на трех ключевых аспектах: сильные стороны, нейтральные стороны и слабые стороны. Метод позволяет детально оценить текущую ситуацию в компании, посредством выявления нейтральных аспектов, которые могут быть улучшены в контексте повышения конкурентоспособности. Многоугольник конкурентоспособности является графическим методом, позволяющим визуализировать различные аспекты конкурентоспособности компании. В его основе лежит построение многоугольника, где каждая вершина представляет собой ключевой фактор конкурентоспособности, например, качество продукции, уровень инноваций, рыночная доля, финансовая устойчивость и т.д., метод позволяет оценить баланс и соотношение различных факторов, влияющих на конкурентоспособность компании. Преимущества и недостатки каждого из методов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Преимущества и недостатки методов оценки конкурентоспособности
организации ТЭК
Метод Преимущества Недостатки
SWOT-анализ Позволяет определить сильные и слабые стороны организации, выявить существующие возможности развития, разработать стратегические направления будущего развития. Относительная субъективность оценки при создании матрицы экспертами. Отсутствие количественных оценок, невозможность сопоставления данных.
SNW-анализ Сильные стороны, выявленные в процессе проведения SWOT-анализа, отображаются и в этом методе. По каждому фактору выявляется значение, в соответствии с которым разрабатываются дальнейшие рекомендации Используется в совокупности с финансовым анализом и другими методами оценки, редко используется как самостоятельный инструмент оценки.
Многоугольник конкурентоспособности Наглядность оценки при небольшом количестве конкурентов Субъективность оценки, не применяется при большом количестве конкурентов в отрасли.
Источник: составлено автором по данным [7]
Качественные методы оценки дополняются анализом, основанным на динамических методах, которые представляют собой анализ экономических показателей организации, что позволяет определить ее финансовое состояние, а также сравнить его с показателями конкурентов. Данный анализ показателей результатов деятельности необходим для общего понимания финансовой устойчивости компании. Актуальным инструментом оценки конкурентоспособности компании ТЭК представляется модификация динамического метода оценки конкурентоспособности предприятий, которая дополняется математической моделью показателей сопоставления уровня ликвидности компаний - конкурентов. Модель динамического метода оценки конкурентоспособности предприятий представлена как композиция показателей операционной эффективности, стратегического позиционирования и финансового состояния (2):
К = КкхК1хКк, (2)
где К - конкурентоспособность анализируемой компании топливно-энергетического комплекса; К - коэффициент операционной эффективности; К1 - коэффициент стратегического позиционирования; Кь - коэффициент финансового состояния.
Коэффициент операционной эффективности организации находится по формуле (3):
К = Яд/Яв, (3)
где Яд - операционная эффективность исследуемого предприятия; Яб -операционная эффективность предприятий в отрасли. При расчете показателя Яб целесообразно рассматривать ближайших конкурентов.
Коэффициент стратегического позиционирования находится по формуле (4):
К: = 1д/1в, (4)
где 1А - индекс изменения выручки анализируемой организации за отчетный период; К - индекс изменения выручки по выборке предприятий-конкурентов в отрасли за отчетный период.
Коэффициент финансового состояния определяется по формуле (5):
Кь = Ьд/Ьв, (5)
где Ьд - ликвидность анализируемого предприятия на конец отчетного периода; Ьб - ликвидность по выборке предприятий-конкурентов в отрасли на конец отчетного периода.
В рамках данной модели, чем выше значение общего коэффициента конкурентоспособности К, тем лучше, тем более высоким считается уровень конкурентоспособности рассматриваемого предприятия. Если значение коэффициента превышает единицу (К>1), конкурентоспособность рассматриваемый организации является более высокой, чем у ближайших конкурентов. При значении коэффициента равном единице (К=1), уровень конкурентоспособности идентичен положению конкурентов, а при значении показателя от нуля до единицы (0 < К < 1), конкурентоспособности организации является низкой. Расчет коэффициента является удобным инструментом мониторинга конкурентоспособности организации, а главной задачей системы менеджмента является обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности в сравнении с конкурентами.
Изучение методов анализа, их целей и задач позволяет сделать следующий вывод о том, что в современных рыночных условиях организации ТЭК вынуждены оперативно подстраиваться под изменения во внешней и внутренней среде. Для того, чтобы обеспечить эту быструю перестройку, необходимо постоянно анализировать изменения и тенденции рынков, как внутреннего, так и внешних, активно исследовать спрос, искать наиболее рациональные пути коммуникации с контрагентами.
Заключение
Проведенный анализ показал, что конкурентоспособность предприятий топливно-энергетического комплекса определяется не только финансовыми показателями, такими как ликвидность, деловая активность, операционная эффективность и др. Конкурентоспособность включает возможности предприятий оперативно реагировать на происходящее во внешней и внутренней среде изменения, адаптировать бизнес-модели, обеспечивая долгосрочную устойчивость и высокую эффективность деятельности. Сочетание инструментов финансового анализа, SWOT-анализа, SNW-анализа, построение многоугольника конкурентоспособности и расчет динамических коэффициентов, отражающих положение предприятия в конкурентной среде, позволяют успешно выявлять «узкие места», негативно влияющие на конкурентоспособность и корректировать стратегии развития в соответствии с выявленными возможностями обеспечения конкурентоспособности.
Для эффективного управления конкурентоспособностью необходимо разрабатывать долгосрочные стратегии для обеспечения конкурентных преимуществ, включающее цели, задачи, а также комплекс мероприятий по достижению поставленных целей. В процессе управления деятельностью предприятий топливно-энергетического комплекса необходим регулярный мониторинг ключевых показателей конкурентоспособности для выявления сильных и слабых сторон. На основании результатов мониторинга вносятся корректировки в стратегии развития и процессы управления.
Литература
1. Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Основы бизнеса : учебник и практикум. М. : Юрайт, 2022. 330 с.
2. Дроценко Е.Ю. Пути повышения конкурентоспособности торгового предприятия сетевого формата на местном рынке // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. 2020. Т. 6. № 1(5). С. 172-177.
3. Емельянцева М.И. Эффективность внедрения мероприятий по повышению конкурентоспособности торгового предприятия // Фундаментальные науки и современность. 2019. № 10 (31). С. 29-45.
4. Казакова А.Г. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Инженерные кадры - будущее инновационное экономики России. 2019. № 8. С. 117-119.
5. Калениченко М.В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рыночной экономики // Современная экономика: проблемы и перспективы. - 2019. - С 94-97.
6. Соловьева Ю.Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг : учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023. 139 с.
7. Юшков И.В., Дроздова Ю.Д. Актуальные факторы конкурентоспособности предприятий топливно-энергетического комплекса с учетом современных тенденций глобального энергетического рынка // РППЭ. 2020. №5 (115). URL: https://cyberlenmka.ra/artide/n/aktualnye-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiy-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-s-uchetom-sovremennyh-tendentsiy (дата обращения: 10.01.2024).
8. ТЭК России: итоги года 2023 и ожидания 2024 // МГИМО. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/tek-rossii-
2023/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.c om&utm_referrer=google.com
9. Киселев А.А. Риск-ориентированный подход как фактор обеспечения конкурентоспособности отечественных организаций // Прогрессивная экономика. 2023. № 11. С. 50-63.
10. Маркова Л.А. Пути повышения конкурентоустойчивости промышленного предприятия // Прогрессивная экономика. 2022. № 1. С. 5-15.
References
1. Bobrova O.S., Cybukov S.I., Bobrov I.A. Osnovy biznesa : uchebnik i praktikum. M. : YUrajt, 2022. 330 s.
2. Drocenko E.YU. Puti povysheniya konkurentosposobnosti torgovogo predpriyatiya setevogo formata na mestnom rynke // Sovremennye tendencii razvitiya i perspektivy vnedreniya innovacionnyh tekhnologij v mashinostroenii, obrazovanii i ekonomike. 2020. T. 6. № 1(5). S. 172-177.
3. Emel'yanceva M.I. Effektivnost' vnedreniya meropriyatij po povysheniyu konkurentosposobnosti torgovogo predpriyatiya // Fundamental'nye nauki i sovremennost'. 2019. № 10 (31). S. 29-45.
96
4. Kazakova A.G. Innovacii kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya // Inzhenernye kadry - budushchee innovacionnoe ekonomiki Rossii. 2019. № 8. S. 117-119.
5. Kalenichenko M.V. Konkurentosposobnost' predpriyatiya v usloviyah rynochnoj ekonomiki // Sovremennaya ekonomika: problemy i perspektivy. - 2019. - S 94-97.
6. Solov'eva YU.N. Konkurentnye preimushchestva i benchmarking : uchebnoe posobie dlya vuzov. 2-e izd., ispr. i dop. M. : YUrajt, 2023. 139 s.
7. YUshkov I.V., Drozdova YU.D. Aktual'nye faktory konkurentosposobnosti predpriyatij toplivno-energeticheskogo kompleksa s uchetom sovremennyh tendencij global'nogo energeticheskogo rynka // RPPE. 2020. №5 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-faktory-konkurentosposobnosti-predpriyatiy-toplivno-energeticheskogo-kompleksa-s-uchetom-sovremennyh-tendentsiy (data obrashcheniya: 10.01.2024).
8. TEK Rossii: itogi goda 2023 i ozhidaniya 2024 // MGIMO. URL: https://mgimo.ru/about/news/experts/tek-rossii-
2023/?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.c om&utm_referrer=google.com
9. Kiselev A.A. Risk-orientirovannyj podhod kak faktor obespecheniya konkurentosposobnosti otechestvennyh organizacij // Progressivnaya ekonomika. 2023. № 11. S. 50-63.
10. Markova L.A. Puti povysheniya konkurentoustojchivosti promyshlennogo predpriyatiya // Progressivnaya ekonomika. 2022. № 1. S. 5-15.