Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ К ЦЕЛЯМ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ'

АДАПТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ К ЦЕЛЯМ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
промышленная политика / реиндустриализация / энергетические стратегии / стратегическое планирование / industrial policy / reindustrialization / energy strategies / strategic planning

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбенко А.В.

Необходимость разработки промышленной политики, отвечающей целям устойчивого экономического развития, требует проведения соответствующего научного теоретического и практического обоснования, а также анализа и оценки влияния разнородных факторов в структуре энергетической политики. Актуальность поставленных исследовательских задач обусловлена необходимостью разработки современных подходов к процессу государственного стратегического планирования. Цель исследования заключается в анализе состояния промышленной политики в области энергетики, а также разработке рекомендаций по формированию энергетических стратегий в условиях реиндустриализации экономики. В статье автором проведено исследование системной взаимосвязи энергетических стратегий и стратегий национальной безопасности, рассмотрено влияние геополитических факторов на структуру энергетической политики в период реиндустриализации. Подчеркивается важность разработки новой методологии и подхода к формированию энергетических стратегий, базирующихся на ключевых факторах и направлениях развития отрасли в глобальном масштабе. Особое внимание уделено классификации документов, регламентирующих содержание энергетических национальных стратегий. В статье подробно исследованы сценарные варианты развития энергетики, требующие углубленной научной проработки. Полученные результаты включают в себя разработку алгоритма государственного стратегического планирования в условиях реиндустриализации. Дальнейшие исследования автора будут направлены на выявление эффективных стратегий развития с целью повышения конкурентоспособности отечественных компаний энергетической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF NATIONAL ENERGY STRATEGIES TO THE GOALS OF REINDUSTRIALIZATION OF THE COUNTRY

The need to develop an industrial policy that meets the goals of sustainable economic development requires appropriate scientific theoretical and practical justification, as well as analysis and assessment of the impact of heterogeneous factors in the structure of energy policy. The relevance of the research tasks set is due to the need to develop modern approaches to the process of state strategic planning. The purpose of the study is to analyze the state of industrial policy in the field of energy, as well as to develop recommendations for the formation of energy strategies in the context of the reindustrialization of the economy. In the article, the author conducted a study of the systemic relationship between energy strategies and national security strategies, considered the influence of geopolitical factors on the structure of energy policy during the period of reindustrialization. The importance of developing a new methodology and approach to the formation of energy strategies based on key factors and directions of industry development on a global scale is emphasized. Special attention is paid to the classification of documents regulating the content of national energy strategies. The article examines in detail the scenario options for the development of energy that require in-depth scientific study. The results obtained include the development of an algorithm for state strategic planning in the context of reindustrialization. Further research by the author will be aimed at identifying effective development strategies in order to increase the competitiveness of domestic energy companies

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ К ЦЕЛЯМ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ»

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 6 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/adaptacziya-naczionalnyh-energeticheskih-strategij-k-czelyam-reindustrializaczii-strany/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 332.02

DOI: 10.54861/27131211_2024_6_211

АДАПТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ

К ЦЕЛЯМ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

Горбенко А.В. , кандидат экономических наук, Национальный

исследовательский университет «МЭИ», г. Москва, Россия

Аннотация. Необходимость разработки промышленной политики, отвечающей

целям устойчивого экономического развития, требует проведения соответствующего

научного теоретического и практического обоснования, а также анализа и оценки влияния

разнородных факторов в структуре энергетической политики. Актуальность поставленных

исследовательских задач обусловлена необходимостью разработки современных подходов

к процессу государственного стратегического планирования. Цель исследования

заключается в анализе состояния промышленной политики в области энергетики, а также

разработке рекомендаций по формированию энергетических стратегий в условиях

реиндустриализации экономики. В статье автором проведено исследование системной

взаимосвязи энергетических стратегий и стратегий национальной безопасности, рассмотрено влияние геополитических факторов на структуру энергетической политики в

период реиндустриализации. Подчеркивается важность разработки новой методологии и

подхода к формированию энергетических стратегий, базирующихся на ключевых факторах

и направлениях развития отрасли в глобальном масштабе. Особое внимание уделено

классификации

документов,

регламентирующих

содержание

энергетических

национальных стратегий. В статье подробно исследованы сценарные варианты развития

энергетики, требующие углубленной научной проработки. Полученные результаты

включают в себя разработку алгоритма государственного стратегического планирования в

условиях реиндустриализации. Дальнейшие исследования автора будут направлены на

выявление эффективных стратегий развития с целью повышения конкурентоспособности

отечественных компаний энергетической сферы.

Ключевые слова: промышленная политика, реиндустриализация, энергетические

стратегии, стратегическое планирование.

211

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

ADAPTATION OF NATIONAL ENERGY STRATEGIES TO THE GOALS

OF REINDUSTRIALIZATION OF THE COUNTRY

Gorbenko A.V., Candidate of Economic Sciences, National Research University

«MEI», Moscow, Russia

Abstract. The need to develop an industrial policy that meets the goals of sustainable economic development requires appropriate scientific theoretical and practical justification, as well as analysis and assessment of the impact of heterogeneous factors in the structure of energy policy. The relevance of the research tasks set is due to the need to develop modern approaches to the process of state strategic planning. The purpose of the study is to analyze the state of industrial policy in the field of energy, as well as to develop recommendations for the formation of energy strategies in the context of the reindustrialization of the economy. In the article, the author conducted a study of the systemic relationship between energy strategies and national security strategies, considered the influence of geopolitical factors on the structure of energy policy during the period of reindustrialization. The importance of developing a new methodology and approach to the formation of energy strategies based on key factors and directions of industry development on a global scale is emphasized. Special attention is paid to the classification of documents regulating the content of national energy strategies. The article examines in detail the scenario options for the development of energy that require in-depth scientific study. The results obtained include the development of an algorithm for state strategic planning in the context of reindustrialization. Further research by the author will be aimed at identifying effective development strategies in order to increase the competitiveness of domestic energy companies.

Keywords: industrial policy, reindustrialization, energy strategies, strategic planning.

JEL classification: P11, R28, O1.

Для цитирования: Горбенко А.В. Адаптация национальных энергетических

стратегий к целям реиндустриализации страны // Прогрессивная экономика. 2024. № 6. С.

211–226. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_211.

Статья поступила в редакцию: 23.06.2024 г. Одобрена после рецензирования: 08.07.2024 г. Принята к публикации: 09.07.2024 г.

For citation: Gorbenko A.V. Adaptation of National Energy Strategies to the Goals of Reindustrialization of the Country // Progressive Economy. 2024. No. 6. pp. 211–226. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_211.

The article was submitted to the editorial office: 23/06/2024. Approved after review: 08/07/2024. Accepted for publication: 09/07/2024.

212

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Введение

Современное общество сталкивается с проблемами, вызванными

изменением климата, ростом населения и увеличением потребления энергии, также актуальными становятся глобальные геополитические риски и

ограничения. В данном контексте тенденции глобализации и расширение

экономической власти транснациональных корпораций в мировой экономике

стали инструментами санкционного и политического давления в

многополярном мире. При неблагоприятных внешних факторах, таких как

замедление роста мировой экономики, продолжающийся мировой

геополитический кризис и антироссийские санкции, возможно негативное

влияние на потребление углеводородов и повышение цен на сырьевые товары

и энергоносители. Эффективным путем преодоления описанных выше

негативных тенденций и создания дополнительных возможностей для

экономического роста является реиндустриализация, направленная на

восстановление и развитие производственной базы внутри страны. Поскольку

энергетика – это одна из важнейших отраслей экономики, обеспечивающая

энергетическую безопасность страны и поддерживающая экономический рост

[3], формирование концепции комплексной промышленной политики в

области энергетики при реиндустриализации требует проведения

всестороннего

анализа

текущего

и

перспективного

состояния

электроэнергетического комплекса с определением стратегических целей и

приоритетов.

Таким образом, цель исследования заключается в анализе состояния

промышленной политики в области энергетики, а также разработке

рекомендаций по формированию энергетических стратегий в условиях

реиндустриализации

экономики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поставленная

цель

определяет

необходимость решения ряда следующих задач:

– анализ состояния промышленной политики в области энергетики, как

важнейшего звена в реализации мер по уравновешиванию этой политики для

обеспечения устойчивого развития в условиях реиндустриализации

экономики;

– исследование взаимосвязи энергетических стратегий и стратегий

национальной безопасности;

– выработка рекомендаций по формированию энергетических стратегий

в условиях реиндустриализации.

Обзор литературы

На сегодняшний день в научной литературе существует широкий спектр

определений и дефиниций промышленной политики. В ряде работ

прослеживается синонимизация понятия промышленной политики с

конкурентной [13] отраслевой, структурной, инвестиционной политикой [11].

Так, промышленная политика может рассматриваться как аспект структурной

государственной политики, нацеленной на повышение эффективности, расширение масштабов и повышение международной конкурентоспособности

213

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

отечественных промышленных предприятий в приоритетных секторах

экономики [12].

Исследованию

нового

содержания

промышленной

политики,

возможностей подъема экономики в случае крупного технического прорыва, технологического обновления и перехода к высокоэффективной и

прогрессивной структуре производства на основе реиндустриализации

промышленности посвящена научная статья А.Г. Аганбегяна [1]. Проблемам

достижения пропорционального, сбалансированного развития экономики

посвящены труды многих исследователей. Г.Б. Клейнер ввел концептуальное

понятие системного стратегического управления устойчивостью экономики

[6], О.В. Бабич и Е.Н. Корхова подчеркивают системный характер

промышленной политики, влияющей в целом на конкурентоспособность

страны [2]. По мнению А.С. Румянцева «целью государственной политики в

области атомной энергетики является развитие российского атомного

энергопромышленного

комплекса,

обеспечивающего

потребности

российского рынка конкурентной высокотехнологичной продукцией, и

достижение лидирующих позиций на мировых рынках сбыта в области

энергетики, ядерных технологий, материалов и услуг при соблюдении

стандартов гарантированной безопасности и режима нераспространения» [10].

Д. Родрик подчеркивает взаимосвязь экономического роста

национальных экономик у тех стран, которые использовали инструменты

государственной политики, направленные на стимулирование такого роста за

счет внедрения структурных преобразований [16]. Р. Пребиш рассматривает

особенности, преимущества и ограничения постепенной импортозамещающей

индустриализации [15]. Анализ научных источников показал, что в условиях

реиндустриализации содержание промышленной политики в сфере

энергетики должно носить системный характер, учитывать геополитические

факторы, соответствовать целям устойчивого экономического развития

общества, использовать инструменты государственного регулирования и

стратегического планирования.

Материалы и методы

Проблемы управления структурными изменениями в промышленности, формирования и реализации промышленной политики привлекают большое

внимание международных экономических организаций. Основные объекты

современных международных исследований в области структурных

изменений в промышленности и промышленной политики выделяются в

отчетах о промышленном развитии, подготовленных специализированной

организацией Организации Объединенных Наций с особыми полномочиями

по содействию, активизации и ускорению промышленного развития

(ЮНИДО). В отчете о промышленном развитии – 2024 ЮНИДО выделяется

значимая роль промышленного сектора в разработке приемлемых вариантов

для устойчивого развития, учитывая его существенное воздействие на

социальные и экологические аспекты.

214

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Реиндустриализация подразумевает борьбу с изменением климата, стимулирование экономического роста и создание рабочих мест при

использовании передовых технологий. В докладе особо отмечается, что на

каждое рабочее место, созданное в промышленности, приходится в среднем

2,5 рабочих места в других сферах экономики. Кроме того, промышленность

вносит значительный вклад в «зеленые» инновации по сравнению с другими

отраслями: 60% всех «зеленых» патентов в мире принадлежат промышленным

компаниям. Поэтому ускорение устойчивого промышленного развития играет

решающую роль в достижении Целей устойчивого развития (ЦУР).

В прогнозном отчете развития энергетики мира и России 2024 ИНэИ Ран

рассмотрены три глобальных сценария развития энергетики, которые

различаются по условиям торговли, государственной энергетической

политике и социально-экономическим показателям. Описанные в табл. 1

сценарии помогают понять возможные пути развития мировой энергетики и

их последствия для глобального сообщества.

Таблица 1

Сценарии развития энергетики

СЦЕНАРИЙ ТУМАН

Основные

Описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

характеристики

Мировая торговля

Ведется с ограничениями. Активно применяются торговые

барьеры и санкции.

Межстрановой

переток Сдержанный характер.

капиталов

Экономические интересы Страны исходят из собственных текущих экономических

интересов.

Глобальное развитие

Вопросы глобального развития уходят на второй план.

Трансфер технологий

Ограниченный.

Рынки

Относительно закрытые.

Глобальные механизмы Отсутствие работоспособных механизмов.

регулирования

Климатическая политика Остается

важным

элементом

международного

взаимодействия, но согласованность действий затруднена

из-за противоречий и ограниченных финансовых ресурсов.

Последствия: в условиях сценария «Туман» мировая энергетика сталкивается с

ограничениями в торговле и трансфере технологий, что замедляет развитие новых

энергетических решений и технологий.

Страны фокусируются на собственных интересах, что приводит к фрагментации усилий

по борьбе с климатическими изменениями и снижению эффективности глобальных

инициатив.

СЦЕНАРИЙ РАСКОЛ

Основные

Описание

характеристики

Мировая торговля

Фрагментируется.

Полюса

В мире появляются два основных полюса, внутри которых

продолжается активная торговля.

215

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Товаропотоки

Между полюсами формируются существенные ограничения, включая прямые запреты и высокие заградительные

пошлины.

Страны вне полюсов

Продолжают торговать со всеми, извлекая преимущество, но

не имея доступа к дополнительным механизмам поддержки, сформированным внутри полюсов.

Последствия: сценарий «Раскол» приводит к созданию двух крупных торговых блоков, что ограничивает глобальную кооперацию и обмен технологиями. Страны, не входящие

в эти блоки, оказываются в менее выгодном положении, что может замедлить их

экономическое развитие и доступ к передовым энергетическим технологиям. Внутри

блоков может наблюдаться ускоренное развитие, но глобальные усилия по устойчивому

развитию и борьбе с климатическими изменениями будут затруднены.

СЦЕНАРИЙ КЛЮЧ

Основные

Описание

характеристики

Мировая торговля

Практика торговых барьеров теряет актуальность.

Международное

Страны начинают действовать консолидированно.

сотрудничество

Цели

устойчивого Учитываются при выборе путей развития.

развития

Глобальные задачи

Решаются совместно, с учетом общемировых задач.

Последствия: сценарий «Ключ» представляет собой наиболее оптимистичный вариант

развития мировой энергетики. В этом сценарии страны находят механизмы для

разрешения противоречий и достижения компромиссов по ключевым вопросам. Это

позволяет снизить торговые барьеры, улучшить трансфер технологий и ускорить

глобальные усилия по достижению целей устойчивого развития. В результате мировая

энергетика развивается более гармонично и эффективно, что способствует решению

климатических проблем и улучшению качества жизни на планете.

Источник: составлено автором по данным [9]

Рассмотренные выше сценарии развития энергетики показывают, как

различные условия торговли, государственной политики и социально-экономические факторы могут влиять на глобальное развитие энергетики.

Сценарий «Туман» характеризуется ограничениями и фрагментацией,

«Раскол» – созданием торговых блоков и ограничениями между ними, а

«Ключ» – международным сотрудничеством и совместным решением

глобальных задач. Понимание данных сценариев позволяет лучше

подготовиться к возможным вызовам и возможностям в области энергетики в

будущем. По данным Международного энергетического агентства World Energy Outlook, изменение структуры генерации постепенно смещается в

сторону увеличения доли возобновляемой энергетики, сейчас составляя в

среднем 20-30 % от общего объема генерации, а согласно результатам

проведенных исследований экспертами ЮНИДО, мощности производства

энергии из возобновляемых источников генерации увеличились за последние

20 лет в 4 раза (Рис.1).

216

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Рис. 1. Динамика роста мощности производства энергии

Источник: составлено автором по данным [14]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты и обсуждение

Энергетика относится к ключевой инфраструктурной отрасли

экономики, поэтому развитие электроэнергетики рассматривается как одно из

наиболее

приоритетных

и

стратегически

важных

направлений

государственной политики [8]. Энергетическая политика значительно влияет

на будущий ландшафт мировой энергетики. При разработке энергетической

политики государства в первую очередь руководствуются тремя основными

принципами:

– обеспечение доступности энергии в необходимых объемах и по

приемлемым ценам;

– гарантирование надежности и безопасности энергоснабжения;

– внимание к экологическим аспектам.

Важно также учитывать другие компоненты Целей устойчивого

развития, предложенных Генеральной Ассамблеей ООН. В частности, в

областях, где население сталкивается с бедностью, голодом, серьезными

проблемами в здравоохранении и образовании, основным ориентиром

энергетической политики остается обеспечение доступности энергии до

решения этих проблем. Современная промышленная политика в области

энергетики должна в полной мере соответствовать целям устойчивого

развития, учитывать формирующиеся глобальные мировые тенденции

энергетического перехода, четвертой промышленной революции, динамику

мировых производственных и торговых потоков, а также демографические

изменения.

При этом, как отмечают современные авторы, современная

энергетическая политика должна основываться на принципах сотрудничества

и интеграции, расширения возможностей субъектов энергетического рынка за

счет регулирования полномочий крупных энергетических компаний, имеющих статус монопольного положения и контролирующих значительную

долю рынка [2; 12]. Процессы принятия и обоснования решений при

217

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

управлении развитием энергосистемы требуют создания методологии, которая позволит сочетать преимущества государственного регулирования с

эффективностью рыночных механизмов [5]. В период обострения мировых

кризисов,

неизбежно

сопровождающий

переход

к

политике

реиндустриализации,

отстаиванию

национальных

интересов,

геополитический аспект приобретает решающее значение в структуре

энергетической политики (Рис. 2).

Доступность

Энергетическая политика

Надежность и

Экологичность

безопасность

Доступность

Экологичность

Энергетическая

Надежность и

безопасность

политика

Геополитические

факторы

Рис. 2. Основные направления энергетической политики в период

реиндустриализации

Источник: составлено автором

В периоды продолжительных конфликтов и геополитических

напряженностей, трехэлементная проблема трансформируется в четыре

ключевых аспекта из-за появления важного фактора – геополитики, который

накладывает дополнительные ограничения на международное торговое

взаимодействие, вступая в противоречие с другими элементами проблемы: 218

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

– ухудшается доступность топлива и технологий как с точки зрения

цены, так и физической;

– увеличиваются риски ненадежности энергоснабжения из-за отказа от

использования проверенной временем инфраструктуры, нарушения

контрактов, физических атак на объекты энергетического комплекса;

– ухудшаются экологические показатели из-за неоптимальных и

длительных маршрутов доставки, перехода на менее экологически чистые, но

более доступные источники энергии. В результате воздействия данного

фактора днимо искать новые решения, в которых определенные аспекты, включая экологические вопросы, могут временно уступить.

По прогнозам аналитиков Института исследований и экспертизы

Внешэкономбанка, в Российской Федерации на среднесрочном горизонте

2024-2026 гг. ослабление темпов роста мировой экономики и введение

санкций окажут отрицательное воздействие на добывающий сектор.

Стимулами развития становятся промышленные отрасли: машиностроение, металлургия,

производство

продуктов

питания

и

химическая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

промышленность (табл. 2).

Таблица 2

Прогнозный анализ отраслевых показателей экономического развития

РФ на среднесрочном горизонте

Показатель, % г/г

2023

2024

2025

2026

(прогноз)

(прогноз)

Добыча полезных ископаемых

-1,0

1,6

1,6

1,1

Обрабатывающие производства

7,9

3,5

2,6

3,1

производство пищевых продуктов,

включая напитки, и табака

5,5

1,8

2,4

2,0

текстильное и швейное производство,

производство кожи, изделий из кожи и

4,9

4,9

4,7

4,1

обуви

обработка древесины и производство

изделий из дерева;

0,1

4,7

5,9

5,3

целлюлозно-бумажное производство

производство кокса и нефтепродуктов

1,8

0,6

0,9

0,7

химическое производство;

производство резиновых и

5,2

3,3

4,3

5,0

пластмассовых изделий

производство прочих неметаллических

минеральных продуктов

5,0

2,8

3,5

2,7

металлургическое производство и

производство готовых металлических

9,7

5,0

2,2

3,5

изделий

машиностроительные отрасли

17,5

5,5

2,5

3,7

Обеспечение электрической энергией,

газом и паром; кондиционирование

0,7

-0,1

-0,1

-0,2

воздуха

Источник: составлено автором по данным [9]

219

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Промышленная политика в области энергетики строится на основе

комплекса взаимосвязанных нормативных документов, стратегий и программ, формирующих основу для развития отрасли на базе развития принципов

энергетической безопасности; энергоэффективности; инновационного и

технологического

развития;

конкурентоспособности;

экологической

устойчивости и социальной ответственности (табл. 3).

Таблица 3

Структура промышленной политики в области энергетики при

реиндустриализации

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Энергетический Кодекс

Регулятор правовых отношений в сфере энергетики, включая производство, передачу, распределение и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребление энергии.

Закон

об Правовые основы экономических отношений в сфере

электроэнергетике

электроэнергетики, определяются полномочия органов

государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики

при

осуществлении

деятельности

в

сфере

электроэнергетики.

Закон

об Правила и меры по повышению энергоэффективности и

энергосбережении

снижению потребления энергоресурсов.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой

населением

О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии

Об утверждении правил согласования инвестиционных программ субъектов

естественных монополий

Об утверждении положения об отнесении объектов электросетевого хозяйства к единой

национальной электрической сети

О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода

ПРИКАЗЫ И РАСПОРЯЖЕНИЯ

СТРАТЕГИИ И КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

Энергетическая стратегия Определяет основные направления и приоритеты развития

отрасли на долгосрочную перспективу.

Стратегия

социально- Определяет приоритеты, цели и задачи органов власти в

экономического развития сфере управления социально-экономическим развитием

территории на долгосрочный период.

Стратегия национальной Определяет

безопасности

национальные интересы Российской Федерации и

стратегические национальные приоритеты;

обеспечение национальной безопасности и механизмы ее

реализации.

Стратегия

научно- Определяет

цели

и

основные

задач

научно-

технологического

технологического развития на долгосрочный период как

развития

фактора социально-экономического развития и обеспечения

национальной безопасности.

220

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Стратегия

Определяет приоритеты,

цели

и

задачи

пространственного

регионального развития

развития

Концепция перехода к Указывает на необходимость развития возобновляемых

чистым

источникам источников энергии и сокращения углеродных выбросов.

энергии

ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ

Программа

повышения Направлена на сокращение энергопотребления и внедрение

энергоэффективности

современных технологий.

Программа

Стимулирование технологического прогресса, повышение

инновационного развития конкурентоспособности

и

обеспечение

устойчивого

развития отрасли.

Нормативно-технические документы

Стандарты

Устанавливают требования к защите работников и

энергетической

оборудования в области энергетики.

безопасности

Нормы по энергоаудиту

Регламентируют

порядок

и

методику

проведения

энергоаудита

на

предприятиях

для

оптимизации

энергопотребления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ

Программа

развития Направлена

на

развитие

солнечной,

ветровой,

альтернативной

гидроэнергетики и других возобновляемых источников.

энергетики

Государственная

Обеспечивает финансовую и налоговую поддержку

поддержка инноваций в инновационным проектам в сфере энергетики.

энергетике

Источник: составлено автором по данным [9]

Промышленная политика в области энергетики в дискурсе

реиндустриализации направлена на создание благоприятных условий для

развития энергетического сектора в национальной экономике. Пошаговый

алгоритм государственного стратегического планирования разработан с

учетом приоритетов промышленного развития национальной экономики и

включает последовательные взаимоувязанные компоненты, представленные

на рис. 3.

221

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Шаг 1

• Анализ текущего состояния энергетического сектора

Шаг 2

• Определение стратегических целей и приоритетов

Шаг 3

• Разработка стратегического плана действий

Шаг 4

• Участие заинтересованных сторон

Шаг 5

• Мониторинг и оценка результатов

Рис. 3. Алгоритм государственного стратегического планирования

Источник: составлено автором

На первоначальном этапе проводится анализ текущего состояния

энергетического сектора, который включает:

– аналитическое структурирование энергетического сектора, выявление

приоритетных секторов и факторных преимуществ;

– Оценка уровней технологической и производственной готовности

формируемой энергетической инфраструктуры;

– Выявление проблемных зон и несоответствий, требующих доработки.

Определение стратегических целей и приоритетов предусматривает:

– Разработку целей реиндустриализации в области энергетики, учитывающих потребности отрасли и стратегические интересы страны;

– Установление приоритетов в развитии альтернативных источников

энергии, повышении энергоэффективности и развитии инноваций.

Разработка стратегического плана действий включает несколько этапов:

– формирование перечня конкретных мероприятий, списка проектов

для достижения поставленных целей реиндустриализации в области

энергетики;

– определение горизонта планирования, сроков исполнения, объемов

требуемых ресурсов, достаточных и необходимых для реализации

стратегического плана;

– регламентация бизнес-процессов, назначение структур и центров

ответственности за выполнение отдельных мероприятий.

Участие заинтересованных сторон проводится в форме консультаций со

всеми заинтересованными сторонами, включая предприятия энергетического

сектора, академическое сообщество, общественные организации в целях

обеспечения прозрачности процесса принятия стратегических решений и

активной обратной связи с общественностью.

222

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Установление

системы мониторинга и оценки выполнения

стратегического плана, проведение регулярного анализа достижения целей

позволяет проводить корректировку стратегии в случае необходимости.

Публичное представление результатов и оценок обеспечивает прозрачность и

учет мнения общественности. Вместе с тем существует целый ряд факторов

сдерживания промышленной энергетической политики, достижение

планового уровня эффективности ограничивается размерами инвестиций, дефицитом квалифицированных кадров и другими проблемами, которые

препятствуют внедрению перспективных технологий, и в целом

эффективному развитию отрасли [4].

Еще одним комплексным вопросом в контексте промышленной

политики в области энергетики, является экологическая повестка.

Соблюдение на практике энергетическими компаниями экологических

стандартов и правил, исключающих негативное воздействие на окружающую

среду, позволит гармонизировать данную сферу взаимодействия [7]. Вопросы

экологизации энергетики связаны с необходимостью расширения

использования возобновляемых источников энергии. В самой проблеме

истощения традиционных источников энергии (нефть, газ, уголь) заложен

интервал времени, с течением которого вопросы разработки и использования

возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, малая атомная энергетика, гидроэнергетика и другие, становятся все более

актуальными. Применение фискальных мер (налогов и субсидий), установление стандартов и нормативов для топлива, потребительской

инфраструктуры и оборудования, прямые запреты на определенные

технологии – все это изменяет конкурентные условия работы и приоритеты в

энергетическом секторе.

Заключение

Промышленная политика в области энергетики является стратегическим

звеном общенациональной промышленной политики. Ее основная цель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

заключается в обеспечении устойчивого экономического развития, поддержании конкурентоспособности отечественных предприятий, создании

инновационной продукции и технологий. В результате проведенного

исследования автором разработана классификация, структурирующая систему

стратегических,

нормативных,

программных

документов,

которые

регламентируют элементы энергетических национальных стратегий на

различных уровнях иерархической структуры промышленной политики при

реиндустриализации.

С учетом приоритетов промышленного развития национальной

экономики автором разработан алгоритм, включающий взаимоувязанные

стадии, необходимые для обеспечения эффективного государственного

стратегического планирования. Сделан вывод о том, что обеспечение

энергетической безопасности страны является одним из главных условий

энергетической политики в рамках реиндустриализации экономики. При этом

энергетические стратегии имеют подчиненное положение к стратегиям

223

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

национальной безопасности и стратегиям социально – экономического

развития, основаны на стратегиях пространственного развития, закладывают

основы для формирования генеральных схем размещения энергетических

объектов, государственных программ, инновационных программ развития

корпораций.

Показано, что геополитический фактор приобретает приоритетное

значение в структурном концепте энергетических стратегий в дискурсе

реиндустриализации, а развитие энергетического сектора тесно связано с

воздействием на экологию, включая вопросы изменения климата. Следование

принципам экологической ответственности с целью сокращения вредных

выбросов в окружающую среду становится главенствующим приоритетом при

разработке положений страновой промышленной политики.

Литература

1.

Аганбегян А. О новой промышленной политике // ЭКО. 2012. Т. 2.

№ 6. С. 4–22.

2.

Бабич О.В., Корхова Е.Н. Новая промышленная политика – основа

конкурентоспособности страны // Глобальный научный потенциал. 2021. № 8

(125). С. 166–168.

3.

Баранова Л.В. Категория «энергетическая безопасность» в

концепции обеспечения экономической безопасности в теоретических

воззрениях современников // Прогрессивная экономика. 2024. № 2. С. 45–61.

4.

Васильева М.В., Урбанович А.Р. Стратегические направления и

ориентиры социально-экономического развития регионов // Стратегия

развития экономики 2011. №. 2 (95). С. 30–38.

5.

Горбенко А.В. Системный подход в методологии обоснования

развития электроэнергетического комплекса при освоении новых рынков //

Финансовые рынки и банки. 223. № 11. С. 151–155.

6.

Клейнер Г.Б., Белкин В.Д. Системная сбалансированность

экономики и цены единого уровня // Избранные труды. Москва: ЦЭМИ РАН, 2015. С. 11–19.

7.

Мантуров Д.В. Государственное регулирование отрасли на

протяжении 25 лет. Промышленность в 2000-2009 гг. // Вопросы

государственного и муниципального управления. 2016. №. 4. С. 99–116.

8.

Овинников В.А. Развитие отрасли электроэнергетики в России //

Прогрессивная экономика. 2022. №2. С. 42–55.

9.

Прогноз развития энергетики мира и России 2024 // Институт

энергетических

исследований

Российской

академии

наук.

URL:

https://www.eriras.ru/data/1426/rus.

10.

Румянцев А.С. Промышленная политика России в условиях

модернизации // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 10

(044). С. 172–176.

224

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

11.

Структурно-инвестиционная политика в целях обеспечения

экономического роста в России: монография / под науч. ред. акад. В.В.

Ивантера. М.: Научный консультант. 2017. 196 с.

12.

Чайковский А.М. Инструменты повышения эффективности

промышленной политики в газовой отрасли // Прогрессивная экономика. 2023.

№ 12. С. 96–109.

13.

Шаститко А.Е. Промышленная и конкурентная политика: от

теории к практике взаимодействия // Журнал Новой экономической

ассоциации. 2014. № 2 (22). С. 205–209.

14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Industrial Development Report 2024 // United Nations Industrial Development Organization. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/unido-publications/2024-06/Industrial%20Development%20Report%202024.pdf.

15.

Prebisch R. Argentine Economic Policies since the 1930s: Recollections. In: di Tella, G., Platt, D.C.M. (eds) The Political Economy of Argentina, 1880–1946. St Antony’s. Palgrave Macmillan, London. 1986. P. 133–

153.

16.

Rodrik D. The Return of Industrial Policy // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/the-return-of-industrial-policy-2010-04.

References

1.

Aganbegyan A. O novoj promyshlennoj politike // EKO. 2012. T. 2. №

6. S. 4–22.

2.

Babich O.V., Korhova E.N. Novaya promyshlennaya politika – osnova konkurentosposobnosti strany // Global'nyj nauchnyj potencial. 2021. № 8 (125). S.

166–168.

3.

Baranova L.V. Kategoriya «energeticheskaya bezopasnost'» v koncepcii

obespecheniya

ekonomicheskoj

bezopasnosti

v

teoreticheskih

vozzreniyah sovremennikov // Progressivnaya ekonomika. 2024. № 2. S. 45–61.

4.

Vasil'eva M.V., Urbanovich A.R. Strategicheskie napravleniya i orientiry social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov // Strategiya razvitiya ekonomiki 2011. №. 2 (95). S. 30–38.

5.

Gorbenko A.V. Sistemnyj podhod v metodologii obosnovaniya razvitiya elektroenergeticheskogo kompleksa pri osvoenii novyh rynkov //

Finansovye rynki i banki. 223. № 11. S. 151–155.

6.

Klejner G.B., Belkin V.D. Sistemnaya sbalansirovannost' ekonomiki i ceny edinogo urovnya // Izbrannye trudy. Moskva: CEMI RAN, 2015. S. 11–19.

7.

Manturov D.V. Gosudarstvennoe regulirovanie otrasli na protyazhenii 25 let. Promyshlennost' v 2000-2009 gg. // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2016. №. 4. S. 99–116.

8.

Ovinnikov V.A. Razvitie otrasli elektroenergetiki v Rossii //

Progressivnaya ekonomika. 2022. №2. S. 42–55.

225

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

9.

Prognoz razvitiya energetiki mira i Rossii 2024 // Institut energeticheskih

issledovanij

Rossijskoj

akademii

nauk.

URL:

https://www.eriras.ru/data/1426/rus.

10.

Rumyancev A.S. Promyshlennaya politika Rossii v usloviyah modernizacii // Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy. 2012. № 10 (044).

S. 172–176.

11.

Strukturno-investicionnaya

politika

v

celyah

obespecheniya

ekonomicheskogo rosta v Rossii: monografiya / pod nauch. red. akad. V.V. Ivantera.

M.: Nauchnyj konsul'tant. 2017. 196 s.

12.

CHajkovskij

A.M.

Instrumenty

povysheniya

effektivnosti

promyshlennoj politiki v gazovoj otrasli // Progressivnaya ekonomika. 2023. № 12.

S. 96–109.

13.

SHastitko A.E. Promyshlennaya i konkurentnaya politika: ot teorii k praktike vzaimodejstviya // ZHurnal Novoj ekonomicheskoj associacii. 2014. № 2

(22). S. 205–209.

14.

Industrial Development Report 2024 // United Nations Industrial Development Organization. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/unido-publications/2024-06/Industrial%20Development%20Report%202024.pdf.

15.

Prebisch R. Argentine Economic Policies since the 1930s: Recollections. In: di Tella, G., Platt, D.C.M. (eds) The Political Economy of Argentina, 1880–1946. St Antony’s. Palgrave Macmillan, London. 1986. P. 133–

153.

16.

Rodrik D. The Return of Industrial Policy // Project Syndicate. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/the-return-of-industrial-policy-2010-04.

226

Document Outline

АДАПТАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ К ЦЕЛЯМ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.