Научная статья на тему 'ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АФРИКАНСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ'

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АФРИКАНСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / внешнеэкономическое сотрудничество / санкционная политика / международный бизнес / геополитический кризис / economic security / foreign economic cooperation / sanctions policy / international business / geopolitical crisis

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пересыпкин З.И., Земсков В.В.

Целью статьи является выявление актуальных тенденций развития внешнеэкономического сотрудничества России с контрагентами из стран Африки. В статье рассматриваются актуальные тенденции развития внешнеэкономических отношений российского бизнеса и перспективных партнеров в лице африканских контрагентов, определяются проблемы и перспективы для обеспечения экономической безопасности, как на макро, так и на микроуровнях экономического регулирования. Исследование показало наличие внешнеэкономической взаимосвязи российского бизнеса с африканскими контрагентами, особенно с Египтом и Алжиром, основанной на многолетнем сотрудничестве и инвестициях в приоритетные отрасли. Россия стремится снизить санкционное давление и диверсифицировать внешнеэкономические связи через стратегические инвестиции и улучшение логистической инфраструктуры. Основные направления российско-африканского сотрудничества включают продовольственную сферу и продукцию военно-промышленного комплекса. Выявлено, что одним из ключевых факторов, негативно влияющих на развитие сотрудничества, является высокий уровень неопределенности и рисков, связанный с политической и финансовой нестабильностью как в России, так и в африканских странах. Санкционное давление также усиливает неопределенность и создает дополнительные барьеры в процессе формирования долгосрочных внешнеэкономических отношений. Определено, что в современных условиях актуальными направлениями сотрудничества российского бизнеса с африканскими контрагентами являются: усиление правоохранительной и контролирующей деятельности, внедрение практик управления экономической безопасностью, развитие национального бизнеса, научное обеспечение экономических институтов и обеспечение социально-политической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES FOR THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN ENTERPRISES IN COOPERATION WITH AFRICAN CONTRACTORS

The purpose of the article is to identify current trends in the development of foreign economic cooperation between Russia and counterparties from African countries. The article examines current trends in the development of foreign economic relations between Russian business and promising partners represented by African counterparties, identifies problems and prospects for ensuring economic security, both at the macro and micro levels of economic regulation. The study showed the existence of a foreign economic relationship between Russian business and African counterparties, especially with Egypt and Algeria, based on long-term cooperation and investments in priority sectors. Russia is striving to reduce sanctions pressure and diversify foreign economic relations through strategic investments and improved logistics infrastructure. The main areas of Russian-African cooperation include the food sector and products of the military-industrial complex. It is shown that one of the key factors negatively affecting the development of cooperation is the high level of uncertainty and risks associated with political and financial instability in both Russia and African countries. The sanctions pressure also increases uncertainty and creates additional barriers in the process of forming long-term foreign economic relations. It is determined that in modern conditions, the relevant areas of cooperation between Russian business and African counterparties are: strengthening law enforcement and supervisory activities, the introduction of economic security management practices, the development of national business, scientific support for economic institutions and ensuring socio-political stability.

Текст научной работы на тему «ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АФРИКАНСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ»

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 6 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/vyzovy-dlya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossijskih-predpriyatij-pri-sotrudnichestve-s-afrikanskimi-kontragentami/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.5

УДК 339.9

DOI: 10.54861/27131211_2024_6_146

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С

АФРИКАНСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ

Пересыпкин З.И., студент, Финансовый университет при Правительстве

РФ, г. Москва, Россия

Земсков В.В., доктор экономических наук, доцент, Финансовый

университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия

Аннотация. Целью статьи является выявление актуальных тенденций развития

внешнеэкономического сотрудничества России с контрагентами из стран Африки. В статье

рассматриваются актуальные тенденции развития внешнеэкономических отношений

российского бизнеса и перспективных партнеров в лице африканских контрагентов, определяются проблемы и перспективы для обеспечения экономической безопасности, как

на макро, так и на микроуровнях экономического регулирования. Исследование показало

наличие внешнеэкономической взаимосвязи российского бизнеса с африканскими

контрагентами, особенно с Египтом и Алжиром, основанной на многолетнем

сотрудничестве и инвестициях в приоритетные отрасли. Россия стремится снизить

санкционное давление и диверсифицировать внешнеэкономические связи через

стратегические инвестиции и улучшение логистической инфраструктуры. Основные

направления российско-африканского сотрудничества включают продовольственную

сферу и продукцию военно-промышленного комплекса. Выявлено, что одним из ключевых

факторов, негативно влияющих на развитие сотрудничества, является высокий уровень

неопределенности и рисков, связанный с политической и финансовой нестабильностью как

в России, так и в африканских странах. Санкционное давление также усиливает

неопределенность и создает дополнительные барьеры в процессе формирования

долгосрочных внешнеэкономических отношений. Определено, что в современных

условиях актуальными направлениями сотрудничества российского бизнеса с

африканскими контрагентами являются: усиление правоохранительной и контролирующей

деятельности, внедрение практик управления экономической безопасностью, развитие

национального бизнеса, научное обеспечение экономических институтов и обеспечение

социально-политической стабильности.

Ключевые

слова:

экономическая

безопасность,

внешнеэкономическое

сотрудничество, санкционная политика, международный бизнес, геополитический кризис.

146

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

CHALLENGES FOR THE ECONOMIC SECURITY OF RUSSIAN

ENTERPRISES IN COOPERATION WITH AFRICAN CONTRACTORS

Peresypkin Z.I., student, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Zemskov V.V., Doctor of Economics, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The purpose of the article is to identify current trends in the development of foreign economic cooperation between Russia and counterparties from African countries. The article examines current trends in the development of foreign economic relations between Russian business and promising partners represented by African counterparties, identifies problems and prospects for ensuring economic security, both at the macro and micro levels of economic regulation. The study showed the existence of a foreign economic relationship between Russian business and African counterparties, especially with Egypt and Algeria, based on long-term cooperation and investments in priority sectors. Russia is striving to reduce sanctions pressure and diversify foreign economic relations through strategic investments and improved logistics infrastructure. The main areas of Russian-African cooperation include the food sector and products of the military-industrial complex. It is shown that one of the key factors negatively affecting the development of cooperation is the high level of uncertainty and risks associated with political and financial instability in both Russia and African countries. The sanctions pressure also increases uncertainty and creates additional barriers in the process of forming long-term foreign economic relations. It is determined that in modern conditions, the relevant areas of cooperation between Russian business and African counterparties are: strengthening law enforcement and supervisory activities, the introduction of economic security management practices, the development of national business, scientific support for economic institutions and ensuring socio-political stability.

Keywords: economic security, foreign economic cooperation, sanctions policy, international business, geopolitical crisis.

JEL classification: D74, F52, G3.

Для цитирования: Пересыпкин З.И., Земсков В.В. Вызовы для экономической

безопасности российских предприятий при сотрудничестве с африканскими контрагентами

// Прогрессивная экономика. 2024. № 6. С. 146–158. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_146.

Статья поступила в редакцию: 20.06.2024 г. Одобрена после рецензирования: 04.07.2024 г. Принята к публикации: 04.07.2024 г.

For citation: Peresypkin Z.I., Zemskov V.V. Challenges for the economic security of Russian enterprises in cooperation with African contractors // Progressive Economy. 2024. No. 6.

p. 146–158. DOI: 10.54861/27131211_2024_6_146.

The article was submitted to the editorial office: 20/06/2024. Approved after review: 04/07/2024. Accepted for publication: 04/07/2024.

147

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Введение

Сложившаяся геополитическая ситуация обуславливает необходимость

для российских предприятий активно искать новые международные рынки, что связано с множеством экономических рисков и угроз как на микро-, так и

на макроуровне. Африка представляет собой один из перспективных рынков с

точки зрения российских копаний. Так, согласно данным Федеральной

таможенной службы, в 2023 году российский экспорт в африканские страны

достиг показателя в 19,8 млрд долл., что на 53% превышает показатель 2022

года (12,9 млрд долл.). Импорт в 2023 году также вырос, составив 3 млрд долл.

по сравнению с 2,8 млрд долл. в 2022 году [2]. Однако усиление санкционного

воздействия и ухудшение дипломатических отношений может негативно

отразиться на экономических связях. Взаимодействие с новыми

иностранными партнерами, особенно из Африки, сопровождается высоким

уровнем неопределенности и недостаточным пониманием их целей и

намерений. Таким образом, целью статьи является выявление актуальных

тенденций развития внешнеэкономического сотрудничества России с

контрагентами

из

стран

Африки.

Актуальность

поставленной

исследовательской цели обусловлена ведением диалога России со странами

Африки в сфере обеспечения информационной безопасности и формирования

цифровой экономики [9].

Обзор литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблематика обеспечения экономической безопасности России в

контексте сотрудничества со странами Африки представляет собой

актуальное направление научных исследований. Высокая доля научных статей

приходится на период с 2021 по 2023 годы. Так, М.И. Диоманде в рамках

своего исследования рассматривает актуальное состояние и перспективы

взаимодействия российского бизнеса с многочисленными африканскими

партнерами, выделяя возможности и угрозы такого взаимодействия в

долгосрочной перспективе [5]. А.Н. Саенко приходит к аналогичному выводу

о наличии высокого потенциала Африки в контексте международного

взаимодействия [13]. В статье О.А. Мироновой также поднимаются вопросы

формирования и развития взаимных интересов между странами и субъектами

бизнеса, которые ведут международную экономическую деятельность [7].

Важную роль в рамках исследования занимает научная работа В.А. Носкова, В.В. Некрасова и Д.В. Хилова, посвященная анализу проблем экономической

безопасности внешнеэкономической деятельности предприятий России и

Африки [8]. В целях рассмотрения ретроспективного опыта высокое значение

занимают также результаты оценки политических рисков в рамках

сотрудничества между Россией и Египтом, что представлено в формате

доклада широкого круга отечественных исследователей [10]. В последнюю

очередь выделим исследование, посвященное обеспечению экономической

безопасности России в рамках развития актуальной тенденции укрепления

внешнеэкономического взаимодействия со странами Африки, реализованное

А.И. Селивановым, В.Г. Старовойтовым и Д.В. Трошиным [14]. Анализ

148

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

литературных источников указывает на актуальность исследуемой темы и на

необходимость систематизации научных знаний с целью определения

актуальных

тенденций

развития

российско-африканского

внешнеэкономического сотрудничества.

Материалы и методы

В основе теоретического и аналитического анализа данного

исследования лежат исследовательские труды различных авторов, относящихся, как к отечественным научным деятелями, так и к зарубежным

исследователям, заинтересованным в теме развития внешнеэкономических

отношений с российскими предприятиями. Материалы исследования

опираются на актуальные данные внешнеэкономического взаимодействия, в

частности в рамках экспортно-импортных отношений указанных стран. Для

оценки механизма обеспечения экономической безопасности в статье

приводятся примеры международной практики разработки и реализации

деловой стратегии ключевых компаний в сфере внешнеэкономического

сотрудничества.

Результаты и обсуждение

В первую очередь необходимо обозначить наиболее приоритетные

сферы

сотрудничества

российских

предприятий

с

африканскими

контрагентами. Актуальные тенденции сотрудничества России и стран

Африки в большей степени ориентированы на сферу продовольствия, в

частности на счет выстроенных долгосрочных отношений в рамках поставок

пшеницы, поскольку Россия является одним из лидеров в данном направлении

международной торговли (таблица 1).

Таблица 1

Топ стран-лидеров по экспорту пшеницы по показателям 2021 года

Сумма стоимости

Доля в мировом

Динамика с 2020

Страна

экспорта (млн

экспорте, %

годом, %

долл. США)

1

Россия

7302

12,9

-8

2

США

7287

12,9

+15

3

Австралия

7247

12,8

+167

4

Канада

6639

11,7

+5

5

Украина

4723

8,4

+31

6

Франция

4551

8,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+0

7

Аргентина

2973

5,3

+46

8

Германия

1982

3,5

-6

9

Румыния

1820

3,2

+92

10

Индия

1723

3,0

+609

Источник: составлено авторами по данным [6]

Согласно

официальной

статистике

Продовольственной

и

сельскохозяйственной организации ООН, в сезоне 2021–2022 гг. Россия

экспортировала 32,6 млн тонн пшеницы. Следом за ней идут США с

показателем в 24,1 млн тонн, Канада (21,5 млн тонн), Украина (19,4 млн тонн) 149

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

и Франция (16,1 млн тонн). Ведущими производителями пшеницы остаются

Китай и Индия, однако их производство направлено преимущественно на

удовлетворение внутреннего спроса [11]. В числе африканских стран

значительными объемами импорта на тот же период характеризуются Египет

и Алжир, импортировавшие продукцию на общую сумму 2807 млн долларов.

В рамках формируемых проблем внешнеэкономического характера после 2022

года большинство зарубежных экспертов отмечали наличие рисков для

продовольственной безопасности большинства стран Африки на фоне

нарушения логистики поставок туда экспортируемой продукции, в том числе

из России [6].

Значимым направлением актуального сотрудничества России со

странами Африки является военно-техническая сфера, в рамках которой

российские предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК) реализуют

ряд дорогостоящей продукции на рынке африканских стран. Российско-африканское сотрудничество в сфере ВПК осуществляется только с

официально признанными властями, для целей предотвращения обострения

вооруженных конфликтов на территории стран Африки и противодействия

развитию терроризма [15]. Рост оборонных бюджетов стран Африки

предусматривает прямой вклад в импорт продукции ВПК России, что также

усиливает перспективы для будущего более тесного внешнеэкономического

взаимодействия,

обмена

технологиями

и

развития

собственных

промышленных сфер. Ранее упомянутые крупные африканские страны по

импорту пшеницы (Египет и Алжир) также лидируют и по импорту продукции

ВПК России, кроме того, сюда также включен следующий перечень стран: Судан и Ангола, также Уганда, Руанда, Нигерия, Южноафриканская

Республика, Камерун, Мали, Южный Судан, Замбия, Буркина-Фасо, Республика Конго (Браззавиль), Экваториальная Гвинея, Кот д’Ивуар [15].

Кроме продовольственной торговли и наращивания объемов экспорта

продукции ВПК из Россию в страны Африки достаточно продолжительное

время реализуется активная поддержка прямого инвестирования. На рис. 1

представлена динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Северную

Африку из России. В 2020 году прямые инвестиции между Россией и странами

Северной Африки составили 2 млн. долл. В 2016 году, когда отток ПИИ из

России в Северную Африку был наибольшим, общий отток ПИИ из России

составил 22,3 млн долл., и на страны Северной Африки пришлось лишь 0,25%

этой суммы. Практически весь отток прямых инвестиций из России

направляется в Египет, тогда как остальные страны Северной Африки

(Марокко, Ливия, Тунис, Алжир) остаются практически неинтересными для

России в инвестиционном плане [12].

150

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

60

56.8

50

40

32.3

30

22.8

20

13.3

13.3

8.2

10

7.5

6.7

5

6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0.9

0.8

0.7

2

0

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рис. 1. Отток ПИИ из России в страны Северной Африки, млн долл.

Источник: составлено авторами по данным [12]

Наряду с ростом показателя ПИИ также одновременно наращивался и

экспорт из России в страны Северной Африки, что говорит о формировании

долгосрочных планов между государствами и предприятиями, которые

организовывали сотрудничество. Долевая структура экспорта из России в

страны Северной Африки представлена на рис. 2.

Египет демонстрирует самый высокий уровень экономического

развития в регионе, что обеспечивает более высокую покупательную

способность местного населения. Кроме того, Египет реализует политику

инвестиционного взаимодействия с Россией и российскими корпорациями, что также благоприятно влияет на развитие экономически отношений между

странами. Если рассматривать Северную Африку в целом, то основными

товарными группами российского экспорта, помимо зерновых культур, являются нефть и нефтепродукты, железо и сталь, транспортные средства, древесина и изделия из нее, а также неорганическая химия.

151

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Ливия, 2.90%

Тунис, 8.00%

Марокко, 11.90%

Египет, 47.40%

Алжир, 29.70%

Рис. 2. Долевая структура экспорта из России в страны Северной

Африки, %

Источник: составлено авторами по данным [12]

Как отмечают Е.С. Родионова и А.Н. Саенко, перспективным

направлением экспорта для России и ее предприятий является атомная

энергетика, в частности экспорт электроэнергии и возможные перспективы

проектирования и совместного финансирования крупных международных

проектов на территории стран Африки [12; 13]. Обращаясь к исследованию

К.В. Бандурина, выделяется значительная роль взаимодействия России с

североафриканскими

контрагентами

в

рамках

рыбохозяйственного

сотрудничества [1]. Учитывая все вышесказанное, отметим, что большинство

сфер деятельности и отраслей промышленности в Африке еще находится на

этапе активного развития или зарождения, однако представляемые прогнозы

роста численности населения, скорости основания инновационных

технологий и прочие аспекты свидетельствуют о приоритетности развития

внешнеэкономического сотрудничества России со странами Африки на фоне

геополитического кризиса.

Ретроспективная

практика

развития

внешнеторговых

и

производственных отношений с африканскими странами характерна для

актуальных лидеров экономического роста таких как Китай, который активно

развивает внешнеэкономические связи с африканскими странами. Однако, как

показывает анализ, стратегия Китая имеет существенные недостатки, касающиеся экономической безопасности на макроуровне. Так, китайские

инвестиции в африканскую экономику формируют высокорисковый

152

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

портфель. Согласно официальной статистике, в 2020 году 84% китайских

инвестиций в развитие африканского партнерства и предприятий относились

к категории среднего и высокого риска, что указывает на низкую или вероятно

отрицательную рентабельность таких вложений [3].

Применительно к России, в процессе развития внешнеэкономических

отношений с африканскими контрагентами, наблюдается наличие барьеров, главным образом связанных с агрессивной санкционной политикой Запада и

США. Хотя санкции не оказывают существенного давления непосредственно

на

африканские

страны,

существует

вероятность

возникновения

неблагоприятных ситуаций, приводящих к резкому разрыву отношений

зарубежных партнеров с российским бизнесом. Угроза усиления

санкционного давления создает значительные риски в контексте

экономической безопасности, особенно в условиях продолжающегося

активного развития партнерства России с африканскими странами [4].

Угроза дальнейшего усиления санкционного воздействия является

одной из наиболее существенных в случае выделения инвестиций на развитие

отечественного бизнеса в странах Африки. Разрыв внешнеэкономических

отношений может стать критическим с точки зрения финансовой

устойчивости ключевых игроков рынка, что служит основным барьеров для

инициации крупных инвестиционных проектов.

Интересны также результаты и выводы совместного доклада

российского и египетского советов по международным делам в отношении

сформированных в них вызовов, в частности локального характера, на основе

чего также были смоделированы возможности развития экономических

отношений двух государств [10]. Прежде всего в настоящее время

наблюдается разморозка ранее активно развивающегося партнерства: на

данный момент количество африканских стран, которые строят планы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

совместного ведения бизнеса и развертывания партнерского взаимодействия, расширилось. Ключевые вызовы и риски данного сотрудничества

формируются в силу ужесточения внешнеэкономического влияния на

торговые отношения России с ключевыми партнерами. Вводятся

дополнительные санкции в отношении зарубежных компаний, которые

продолжают активно сотрудничать с российским бизнесом, а также сферой

ВПК. Именно этот вызов является одним из значимых барьеров формирования

взаимовыгодных отношений стран Северной Африки с Россией.

Отдельно, В.В. Земсков выделяет высокую значимость научно-технического суверенитета, отмечая следующее: «Одной из первоочередных

защитных мер от западных санкций является использование механизма

антисанкционного маневра России, способствующего, по мнению автора, поддержанию национальной экономики в устойчивом развитии» [5, С. 1331].

В рамках описанного механизма защиты преобладает рационализация

использования инвестиций, наряду с новыми партнерами в отношении

совместного развития отраслей экономики. Ряд авторов, таких как А.И.

Селиванов, В.Г. Старовойтов, Д.В. Трошин, приводят перечень основных

153

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

угроз экономической безопасности при отсутствии развития африканского

направления для российской сферы бизнеса и экономики в целом:

угрозы геоэкономического характера, а также развитие рисков

формирования антироссийской политики в странах Африки в перспективе;

передача значительных геополитических и экономических

преимуществ в рамках развития африканского сотрудничества между

стратегическими противниками настоящего времени (США, Великобритания, другие недружественные страны);

потеря

доли

экономического

взаимодействия

и

внешнеэкономических связей также на уровне существующих партнеров в

Азии, в частности в сравнении с Китаем и Индией, которые также активно

увеличивают экономическое воздействие в африканском регионе;

усиление демографической проблемы, решение которой, по

мнению российский властей заключается, как в формировании необходимых

условий развития населения, так и за счет рационализации миграционной

политики, учитывая привлечение африканского контингента в Россию, что

частично уже реализуется;

потеря доли в добыче уникальных ресурсов, таких как бокситам, уран и так далее, которые добываются в Африке и импортируются в Россию

[14].

Однако на фоне формирования необходимого потенциала развития

внешнеэкономических отношений отечественного бизнеса и африканских

контрагентов,

современные

исследователи

выделяют

целый

ряд

существенных и наглядных проблем:

санкционное давление, упоминалось неоднократно, но в рамках

перечня проблем, должно занимать наивысшее положение, поскольку именно

на фоне развития данного давления формируется основная доля последующих

проблем и вызовов;

логистические

сложности

предусматривают

отказ

от

сотрудничества с российским бизнесом значимых логистических

транснациональных компаний (Maersk и CMA CGM). Этот фактор

одновременно создает необходимость рационализации иных путей логистики, а также негативно сказывается, как на росте затрат на логистические операции, так и на сроки, что снижает экономическую эффективность ведения такой

совместной

деятельности,

что,

конечно,

противоречит

основам

экономической безопасности [16];

недостаточный или низкий уровень технологического развития и

соответствия инфраструктуры современным запросам, ориентированным на

обеспечение высокопроизводительных процессов в структуре управления

бизнесом. Несмотря на то, что за счет инвестиций в страны Африки и

соответствующей проделанной внутренней работы в этих странах темпы

развития активно наращиваются, на данный момент этой динамики может

быть недостаточно из-за наличия большого количества рисков [8].

154

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

Описанные проблемы и характерные особенности развития в условиях

развития экономического кризиса и значительного санкционного давления

формируют необходимость установления четкого перечня союзных

государств, в особенности по экономическим интересам, что не всегда можно

проследить в рамках угасающего сотрудничества с Европейским Союзам, цели которого давно расходятся с приоритетными направлениями

российского бизнеса по вопросам интеграции и корпоративного управления

на момент 2024 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальными векторами перспективного сотрудничества между

российскими субъектами бизнеса и африканскими контрагентами определим:

усиление правоохранительной и контролирующей деятельности

для стабилизации политико-экономического уклада в ряде наименее развитых

африканских странах;

внедрение практик управления экономической безопасностью на

марко и микроуровнях за счет интеграции контрольно-надзорной практики в

африканские страны или корпоративные принципы управления;

обеспечение развития национального бизнеса, который должен

задать направления сотрудничества и практику взаимодействия африканским

контрагентам;

общее научное обеспечение экономических институтов и сфер

предпринимательства на уровне международного обмена знаниями и

компетенциями;

укрепление социально-политической стабильности на континенте

и формирование независимого политического устройства, опирающегося на

многолетний опыт сотрудничества с партнерами [7].

Таким образом, развитие африканского направления является

стратегически важным для укрепления экономической безопасности России и

расширения ее международных экономических связей.

Заключение

В

рамках

проведенного

исследования

была

выявлена

внешнеэкономическая взаимосвязь российского бизнеса и африканских

контрагентов, обусловленная многолетним опытом сотрудничества и

инвестирования в различные приоритетные отрасли стран Африки, особенно

ее Северного континента. Ключевые внешнеэкономические партнеры России

на данный момент – это Египет и Алжир. Стремясь снизить воздействие

санкционного давления и диверсифицировать свои внешнеэкономические

связи, Россия активно развивает стратегические инвестиции в Африке.

Важным направлением является улучшение логистической инфраструктуры, что необходимо для преодоления сложностей, вызванных отказом крупных

международных логистических компаний от сотрудничества с российским

бизнесом. Отечественный бизнес ориентируется на продовольственную

сферу и реализацию продукции ВПК в страны Африки, наряду с развитием

совместного бизнеса. Все описанные меры направлены на долгосрочное

155

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

укрепление экономической безопасности России и наращивание присутствия

в африканском регионе.

Актуальная

ситуация

формирует

все

больше

проблем

внешнеэкономического сотрудничества на уровне российского бизнеса и

субъектов африканских стран, что связано с развитием рисков ужесточения

санкционного давления и его реального влияния на упразднение

определенных направлений взаимодействия. Несмотря на наличие влияния

США и ЕС на некоторые страны Африки, на данный момент отечественная

практика отражает значительные успехи в направлении формирования новых

союзов, ориентированных на совместное социально-экономическое развитие.

В рамках формирования перспектив для развития исследуемых

внешнеэкономических отношений необходимо возобновлять сотрудничество

и реализацию национальной инвестиционной политики в угоду стран Африки

на фоне отказа от сотрудничества менее надежных зарубежных партнеров в

лице ЕС и США, в частности по направлениям продовольствия и развития

военной промышленности.

Литература

1.

Бандурин К.В., Маслянкин Г.Е. Основные направления научного

рыбохозяйственного сотрудничества России со странами Северо-Западной

Африки // Рыбное хозяйство. 2022. № 5. С. 13–20.

2.

Внешняя торговля Российской Федерации // Федеральная

таможенная служба. URL: https://customs.gov.ru/statistic.

3.

Дейч Т., Кулькова О. Проблемы мира и безопасности в

сотрудничестве Китая со странами Африки // Пути к миру и безопасности.

2023. № 2 (65). С. 123–147.

4.

Диоманде М.И. Африка – Россия: состояние и перспективы

стратегического сотрудничества // Мир науки и мысли. 2023. № 4. С. 116–122.

5.

Земсков В.В. Научно-технологический суверенитет: новые

вызовы и решения // Экономическая безопасность. 2023. Т. 6. № 4. С. 1321–

1334.

6.

Матвеев И. Роль России в обеспечении продовольственной

безопасности арабских стран: вызовы, возможности и перспективы // Пути к

миру и безопасности. 2022. № 2 (63). С. 62–81.

7.

Миронова О.А. Россия и Африка: взаимные интересы и векторы

сотрудничества // Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы VIII Международной научной

конференции. Донецк: Донецкий государственный университет, 2023. С. 273–

275.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.

Носков В.А., Некрасов В.В., Хилов Д.В. Проблемы экономической

безопасности России в условиях интеграции со странами Африки //

Инновационное развитие экономики. 2022. № 5 (71). С. 269–274.

9.

Паламарчук О.А. Роль и место России в процессах цифровизации

мировой экономики // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 69–82.

156

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

10.

Политические риски российско-египетского сотрудничества в

Северной Африке : доклад № 68/2021 / А.В. Кортунов, Н.Ю. Сурков, Л.Л.

Басангов [и др.]. Москва : «Российский совет по международным делам», 2021.

76 с.

11.

Продовольственная

сельскохозяйственная

организация

Объединенных

Наций

//

ФАОСТАТ.

URL:

https://www.fao.org/faostat/ru/#home.

12.

Родионова Е.С., Приходько Д.В. Анализ торгового и

инвестиционного сотрудничества Российской Федерации со странами

Северной Африки // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б.

Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 57–62.

13.

Саенко А.Н. Потенциал Африки в освоении высокотехнологичных

мировых цепочек поставок // Прогрессивная экономика. 2023. № 10. С. 96–110.

14.

Селиванов А.И., Старовойтов В.Г., Трошин Д.В. Исследования

экономической безопасности России в контексте развития Африки //

Экономическая наука современной России. 2019. № 4 (87). С. 112–125.

15.

Сидорова Г.М. Африка выбирает Россию: военно-техническое

сотрудничество набирает обороты // Вестник Дипломатической академии

МИД России. Россия и мир. 2021. № 1 (27). С. 168–185.

16.

Baronina S.V., Baranova T.V. International cooperation in modern Africa // Foreign-language communicative discourse : Collection of articlesbased on the student scientific seminars. Russian State University for the Humanities, 2023.

P. 28–39.

References

1. Bandurin K.V., Maslyankin G.E. Osnovnye napravleniya nauchnogo rybohozyajstvennogo sotrudnichestva Rossii so stranami Severo-Zapadnoj Afriki //

Rybnoe hozyajstvo. 2022. № 5. S. 13–20.

2. Vneshnyaya torgovlya Rossijskoj Federacii // Federal'naya tamozhennaya sluzhba. URL: https://customs.gov.ru/statistic.

3. Dejch T., Kul'kova O. Problemy mira i bezopasnosti v sotrudnichestve Kitaya so stranami Afriki // Puti k miru i bezopasnosti. 2023. № 2 (65). S. 123–147.

4. Diomande M.I. Afrika – Rossiya: sostoyanie i perspektivy strategicheskogo sotrudnichestva // Mir nauki i mysli. 2023. № 4. S. 116–122.

5. Zemskov V.V. Nauchno-tekhnologicheskij suverenitet: novye vyzovy i resheniya // Ekonomicheskaya bezopasnost'. 2023. T. 6. № 4. S. 1321–1334.

6. Matveev I. Rol' Rossii v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti arabskih stran: vyzovy, vozmozhnosti i perspektivy // Puti k miru i bezopasnosti.

2022. № 2 (63). S. 62–81.

7. Mironova O.A. Rossiya i Afrika: vzaimnye interesy i vektory sotrudnichestva // Doneckie chteniya 2023: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : Materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii.

Doneck: Doneckij gosudarstvennyj universitet, 2023. S. 273–275.

157

Прогрессивная экономика

2024, №6.

ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy

2024, Iss. 6.

https://progressive-economy.ru/

8. Noskov V.A., Nekrasov V.V., Hilov D.V. Problemy ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii v usloviyah integracii so stranami Afriki // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. 2022. № 5 (71). S. 269–274.

9. Palamarchuk O.A. Rol' i mesto Rossii v processah cifrovizacii mirovoj ekonomiki // Progressivnaya ekonomika. 2024. № 4. S. 69–82.

10. Politicheskie riski rossijsko-egipetskogo sotrudnichestva v Severnoj Afrike : doklad № 68/2021 / A.V. Kortunov, N.YU. Surkov, L.L. Basangov [i dr.].

Moskva : «Rossijskij sovet po mezhdunarodnym delam», 2021. 76 s.

11. Prodovol'stvennaya sel'skohozyajstvennaya organizaciya Ob"edinennyh Nacij // FAOSTAT. URL: https://www.fao.org/faostat/ru/#home.

12. Rodionova E.S., Prihod'ko D.V. Analiz torgovogo i investicionnogo sotrudnichestva Rossijskoj Federacii so stranami Severnoj Afriki // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo imeni V.B. Bobkova filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2022. № 1 (81). S. 57–62.

13. Saenko A.N. Potencial Afriki v osvoenii vysokotekhnologichnyh mirovyh cepochek postavok // Progressivnaya ekonomika. 2023. № 10. S. 96–110.

14. Selivanov A.I., Starovojtov V.G., Troshin D.V. Issledovaniya ekonomicheskoj

bezopasnosti

Rossii

v

kontekste

razvitiya

Afriki

//

Ekonomicheskaya nauka sovremennoj Rossii. 2019. № 4 (87). S. 112–125.

15. Sidorova G.M. Afrika vybiraet Rossiyu: voenno-tekhnicheskoe sotrudnichestvo nabiraet oboroty // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii.

Rossiya i mir. 2021. № 1 (27). S. 168–185.

16. Baronina S.V., Baranova T.V. International cooperation in modern Africa

// Foreign-language communicative discourse : Collection of articlesbased on the student scientific seminars. Russian State University for the Humanities, 2023. P.

28–39.

158

Document Outline

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ СОТРУДНИЧЕСТВЕ С АФРИКАНСКИМИ КОНТРАГЕНТАМИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.