Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий: методические и практические подходы'

Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий: методические и практические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1669
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / гостиницы / анализ / методы оценки. / competitiveness / hotels / analysis / assessment methods.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фомин Сергей Владимирович, Муханов Александр Викторович

Развитие сферы гостеприимства активизирует рост конкуренции, что в свою очередь, повышает требования к качеству предлагаемого гостиничного продукта. Рост конкуренции в гостеприимстве повышает интерес гостиничных предприятий к выявлению сильных и слабых сторон своего бизнеса для выстраивания в дальнейшем эффективной конкурентной политики. Цель настоящего исследования состоит в поиске методических и практических подходов к оценке конкурентоспособности гостиничных предприятий. Для достижения обозначенной цели, были поставлены следующие задачи: изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности; оценить конкурентоспособности гостиницы «Холидей Инн Сущевский». В данном исследовании были применены методы сравнительного анализа, количественного измерения, а также метод контент-анализа и метод экспертный оценки. В результате проведенного исследования были обобщены теоретические подходы к оценке конкурентоспособности и проведен сравнительный анализ гостиничных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the competitiveness of hotel enterprises: methodological and practical approaches

The development of the hospitality industry activates the growth of competition, which in turn increases the quality requirements for the proposed hotel product. The growth of competition in hospitality increases the interest of hotel enterprises in identifying the strengths and weaknesses of their business in order to build an effective competitive policy in the future. The purpose of this study is to find methodological and practical approaches to assessing the competitiveness of hotel enterprises. To achieve this goal, several tasks were set: to study methodological approaches to assessing competitiveness; evaluate the competitiveness of the Holiday Inn Suschevsky hotel. In this study, we applied the methods of comparative analysis, quantitative measurement, the method of content analysis and the method of peer review. As a result of the conducted research, theoretical approaches to assessing competitiveness were generalized and a comparative analysis of hotel enterprises was carried out.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий: методические и практические подходы»

Оценка конкурентоспособности гостиничных предприятий: методические и практические подходы

Assessment of the competitiveness of hotel enterprises: methodological and practical approaches

Фомин С. В. Муханов А. В.

S. Fomin, A. Mukhanov

Развитие сферы гостеприимства активизирует рост конкуренции, что в свою очередь, повышает требования к качеству предлагаемого гостиничного продукта. Рост конкуренции в гостеприимстве повышает интерес гостиничных предприятий к выявлению сильных и слабых сторон своего бизнеса для выстраивания в дальнейшем эффективной конкурентной политики. Цель настоящего исследования состоит в поиске методических и практических подходов к оценке конкурентоспособности гостиничных предприятий. Для достижения обозначенной цели, были поставлены следующие задачи: изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности; оценить конкурентоспособности гостиницы «Холидей Инн Сущевский». В данном исследовании были применены методы сравнительного анализа, количественного измерения, а также метод контент-анализа и метод экспертный оценки. В результате проведенного исследования были обобщены теоретические подходы к оценке конкурентоспособности и проведен сравнительный анализ гостиничных предприятий.

The development of the hospitality industry activates the growth of competition, which in turn increases the quality requirements for the proposed hotel product. The growth of competition in hospitality increases the interest of hotel enterprises in identifying the strengths and weaknesses of their business in order to build an effective competitive policy in the future. The purpose of this study is to find methodological and practical approaches to assessing the competitiveness of hotel enterprises. To achieve this goal, several tasks were set: to

study methodological approaches to assessing competitiveness; evaluate the competitiveness of the Holiday Inn Suschevsky hotel. In this study, we applied the methods of comparative analysis, quantitative measurement, the method of content analysis and the method of peer review. As a result of the conducted research, theoretical approaches to assessing competitiveness were generalized and a comparative analysis of hotel enterprises was carried out. Ключевые слова: конкурентоспособность, гостиницы, анализ, методы оценки.

Key words: competitiveness, hotels, analysis, assessment methods.

Введение

В настоящее время в силу активного развития отраслевой экономики, одним из ключевых факторов успеха, является конкурентоспособность предприятия. Чем выше уровень конкурентоспособности продукции или услуг предприятия, тем выше его доходность и эффективность функционирования. Для того, чтобы занять лидирующие позиции на рынке, гостиничному предприятию необходимо предлагать продукцию или услуги, которые выгодно отличаются от конкурентов. Кроме того, предлагаемые продукты и услуги должны удовлетворять потребностям и быть доступными для потребителей.

Чем больше участников рынка в той или иной сфере или отрасли, тем

выше уровень конкуренции, а значит требования к качеству товаров и услуг

становятся выше. Таким образом, конкурентоспособность является

ключевым фактором успеха предприятий на рынке, а, следовательно,

изучение основных конкурентов предприятия и выявление их сильных и

слабых сторон - это актуальное направление исследований. Несмотря на то,

что в российской науке и практике проблема конкурентоспособности

довольно популярна у исследователей, еще остается не мало вопросов,

требующих дополнительного изучения и, в частности, в области

конкурентоспособности гостиничных предприятий. В этой связи,

62

актуальность и практическая значимость выбранной темы исследования достаточно высока. В качестве объекта данного исследования выступила московская гостиница «Холидей Инн Сущевский».

Гипотеза исследования состоит в том, что оценка конкурентоспособности гостиницы позволяет найти оригинальные характеристики гостиницы, на основе которых можно будет разработать эффективную стратегию функционирования и развития гостиничного предприятия.

Основная часть

По мнению авторов Захаров А.Н. и Зокин А.А. конкурентоспособность предприятия - это критерий, который отражает эффективность деятельности субъектов экономики1.

Как правило, если у предприятия нет четкой стратегии, а также финансовой цели, то ей сложно уставить задачи, которые связаны с повышением уровня конкурентоспособности. Для повышения уровня конкурентоспособности предприятиям в области гостиничного бизнеса, необходимо2:

- обновлять технику и технологическое оборудование;

- исследовать внутренний и внешний рынок;

- проводить маркетинговые исследования;

- изучать сильные и слабые стороны конкурентов, а также устанавливать свои преимущества.

Необходимо отметить, что на качество гостиничного продукта оказывает существенное влияние уровень квалификации сотрудников. Чем выше уровень квалификации работников предприятия, чем выше качество предлагаемых услуг, а значит и уровень конкурентоспособности.

1 Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. - 2014. - № 1-2. - С. 34-39

2 Заступов А.В. Инновационное развитие предприятий промышленных отраслей в условиях цифровой модернизации экономики // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 1 (50). - С. 244-250.

Кроме того, необходима заинтересованность сотрудников в повышении доходов предприятия, для этого необходима эффективная система мотивации. Оценка конкурентоспособности проводится среди предприятий из одной конкурентной группы, продающих или производящих идентичную продукцию или услуги. Организацию считают конкурентоспособной, если покупатель готов приобретать ее товар или услуги на постоянной основе, а, значит удовлетворен качеством товаров или услуг.

Авторы Зиновьева Е.Б. и Заступов А.В. выделяют следующие характеристики конкурентоспособного предприятия3:

- высокий уровень прибыли от продаж;

- эффективная реклама;

- качество продукции;

- высокий уровень финансовой устойчивости.

Продуктивность использования всех видов ресурсов отражает эффективность функционирования, а значит и конкурентоспособность. Для выявления уровня конкурентоспособности устанавливают определенные параметры, по которым проходит оценка. Например, в гостиничном бизнесе это может быть:

- уровень квалификации сотрудников;

- техническая оснащенность гостиницы;

- система бронирования и т.д.

Конкурентоспособность предприятия обычно не имеет количественного измерения. Авторы Казанцева П. И., Шевцова Н. В. утверждают, что оценка конкурентоспособности организации - это деятельность, в процессе которой на основе расчета комплекса показателей формируется представление, как о составляющих конкурентоспособности организации, так и о конкурентоспособности организации в целом4.

3 Зиновьева Е.Б., Заступов А.В. Конкурентоспособность предприятия и направления ее повышения // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. - 2021. - №1. - с. 15-19

4 Казанцева П.И., Шевцова Н.В. Анализ основных методик оценки конкурентоспособности

64

ходе проведения оценки конкурентоспособности компания получает необходимую информацию, которая способствует установлению адекватных целей и задач, а также формулировке грамотной стратегии развития. Информация, которая получена в ходе проведенного анализа и оценки конкурентоспособности, применяется для принятия эффективных и своевременных управленческих решений в области. Изучая подходы к оценке конкурентоспособности предприятий, разные авторы выделяют следующие методы5. На рисунке 1 представим три группы методов для оценки конкурентов предприятия.

Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Расчетно-аналитические Графические Стоимостные

Продуктовые Матричные Методы оценки стоимости бизнеса

Операционные Методы построения многоугольника конкурентоспособно сти

Комбинированные

Рис. 1. Методы оценки конкурентоспособности предприятия.

На основе представленного рисунка, мы видим, что существует большое количество методов оценки конкурентоспособности. Каждый из данных методов имеет свои достоинства и недостатки. На выбор конкретного

предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. - 2021. - №2 (22). - с. 8-17

5 Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - СП-б.: Питер, 2005. - 630 с., Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес-бук, 2005. - 301 с., Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Маркет ДС, 2008. - с.19-22.,., Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванов. - М.: Феникс, 2008. -298 с.,

метода оценки конкурентоспособности продукции влияет цель анализа и ресурсы, которыми располагает организация, а также сфера деятельности компании. Как правило, для более точной оценки уровня конкурентоспособности используют несколько методов, например, построение многоугольника и интегральный расчет.

В практической части исследования предлагается использовать экспертный метод с применением бальной оценки. Экспертный метод оценки применяется в различных отраслях. Данный метод основан на анализе мнения экспертов. В результате полученных экспертных мнений, информация преобразуется в определенную, удобную форму для дальнейшего анализа. Обработка полученной информации будет проводиться с помощью бального метода, который позволяет упорядочить совокупность чисел, а также использовать гибкий математический алгоритм.

Далее предлагается провести оценку конкурентоспособности на примере гостиницы «Холидей Инн Сущевский» (находится по адресу: ул. Сущевский Вал д. 74) и ее стратегических конкурентов.

В качестве стратегических конкурентов выступят гостиницы, находящиеся близко территориально:

1. «Azimut отель Олимпик»

2. «Radisson Blu Олимпийский»

В качестве метода оценки будем использовать метод построения многоугольника конкурентоспособности.

Основные критерии для оценки конкурентоспособности гостиницы «Холидей Инн Сущевский» следующие:

- удобство и наличие сайта в сети Интернет;

- уровень квалификации персонала гостиницы;

- место расположение гостиницы, близость к достопримечательностям;

- материально-техническое оснащение.

Для анализа удобства использования и эффективности сайта в сети Интернет, были выделены следующие параметры оценки:

-наличие логотипа и его узнаваемость; -наличие системы бронирования;

- полнота информации;

- внешний вид, привлекательность;

- простота в использовании.

Оценим данные параметры по 10 бальной шкале (таблица 1).

Таблица 1

Анализ сайтов в сети Интернет исследуемых гостиниц

Наименование гостиницы Наименование показателя

Логотип Наличие системы бронирования Полнота информации Внешний вид Простота в использовании Средний балл

Hüliday inn Сущевский 9 8 8 8 9 8,4

Azimut Отель Олимпик 8 8 9 8 7 8

Radisson Blu Олимпийский 9 9 8 9 9 8,8

В таблице 1 проведена оценка сайтов анализируемых гостиниц, исходя из 10-ти бальной шкалы, чем выше качество показателей, тем выше балл. Далее обозначим баллы по остальным параметрам оценка конкурентоспособности, используя 10-ти бальную систему.

Уровень квалификации персонала установим в % выражении, в зависимости от количества персонала в гостиницах с высшим образованием (таблица 2).

Таблица 2.

Анализ гостиниц по оцениваемым параметрам

Параметры оцениваемой компании Наименование гостиницы

НоМау шп Сущевский Azimut Отель Олимпик Radisson В1и Олимпийский

Сайт 8,4 8 8,8

Уровень квалификации персонала, % 80 75 85

Местоположение 8 9 9

Материально-техническое оснащение 8 7 9

С целью определения уровня конкурентоспособности составим матрицу оценки гостиниц (таблица 3).

Таблица 3

атрица оценки гостиниц

Параметры Уровни оценки фирм

0 неудовлетворительно 5 удовлетворительно 10 хорошо 15 отлично

Сайт От 7 и ниже От 7 до 8 От 8 до 9 От 9 и выше

Уровень Ниже 50 От 60 до 50 От 80 до От 80 до

квалификации 60 100

персонала, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Местоположение Ниже 5 От 5 до 7 От 7 до 9 От 9 и 10

Материально- Ниже 5 От 5 до 7 От 7 до 9 От 9 и 10

техническое

оснащение

Далее составим многоугольник конкурентоспособности оцениваемых гостиниц (рисунок 2).

14 12 10 8 6

Сайт Уровень квалификации Местоположение

персонала

• Hоliday inn Cущевский • Azimut Отель Олимпик—Radisson Blu Олимпийский

Материально-техническое оснащение офиса

4

2

0

Рис. 2. Многоугольник конкурентоспособности гостиниц

Далее рассчитаем общий индекс конкурентоспособности для анализируемых гостиниц в таблице 4.

Таблица 4

Данные для расчета индекса конкурентоспособности гостиниц

Наименование параметра

Наименованы е гостиницы Сайт Уровень квалификац ии персонала Местопол ожение Материально-техническое оснащение офиса Индекс конкурентоспособно сти

Holiday inn Сущевский 10 10 10 10 10

Azimut Отель Олимпик 5 10 15 5 8,75

Radisson Blu Олимпийский 10 15 15 15 13,75

Расчет индекса конкурентоспособности:

Индекс конкурентоспособности (Ик) = Сумма оценок по анализируемым показателям)/общее количество анализируемых показателей.

1. Общий индекс конкурентоспособности для компании «Holiday inn Сущевский» - Ик = (10+10+10+10)/4 =10

2. Общий индекс конкурентоспособности для компании «Azimut Отель Олимпик» - Ик = (5+10+15+5)/4 =8,75

3. Общий индекс конкурентоспособности для компании «Radisson Blu Олимпийский» - Ик = (10+15+15+15)/4 =13,75.

На рисунке 3 графически представим общий индекс конкурентоспособности анализируемых гостиниц.

14 12 10

Holiday inn Сущевский Azimut Отель Олимпик Radisson Blu Олимпийский

Рис. 3. Индекс конкурентоспособности анализируемых гостиниц.

По результатам проведенных расчетов на первом месте гостиница «Radisson Blu Олимпийский», что вполне ожидаемо, так как данная гостиница имеет категорию 5 звезд, она хорошо технически оснащена, а также у нее выгодное местоположение и высокий уровень квалификации персонала.

8

6

4

2

0

Гостиница «Holiday inn Сущевский» получила среднее значение по всем анализируемым показателям. В свою очередь гостиница «Azimut Отель Олимпик» заняла последнее - 3 место в представленном рейтинге, что тоже объяснимо, та как у данной гостиницы, не совсем удобный сайт, а также не в полной мере конкурентоспособное материально-техническое оснащение.

По результатам проведенного анализа и оценки индекса конкурентоспособности можно сделать вывод, что отель «Holiday Inn Сущевский» имеет довольно высокие оценки по всем показателям, однако для поддержания конкуренции с отелями более высокой категории, требуется развивать материально-техническую базу и проводить корпоративное обучение с целью повышения квалификации сотрудников гостиницы.

Заключение

Резюмируя выше изложенное, необходимо отметить, что значение оценки конкурентоспособности в сфере гостеприимства довольно значимо. Сравнительный анализ конкурентов позволяет выявить отрицательные и слабые стороны гостиниц, и разработать мероприятия по их нейтрализации. В процессе оценки конкурентоспособности гостиницы «НоШау inn Сущевский» было установлено, что гостиница хорошо оснащена и 80% ее сотрудников имеют высшее образование, что дает отелю определенные преимущества. Сайт гостиницы достаточно прост в использовании, что можно оценить положительно, сам отель имеет узнаваемый логотип.

Чем выше уровень конкурентоспособности гостиницы, чем выше качество гостиничного продукта. А значит больше клиентов и выше доход предприятия. В этой связи следует подчеркнуть, что управление конкурентоспособностью -залог успеха компании на рынке гостиничных услуг.

Представленный в работе метод оценки конкурентоспособности позволяет выявить отрицательные и положительные значения показателей в рамках выделенных критериев.

Кроме того, использование данного метода, позволяет выявить сильные

стороны конкурентов, например, высокий уровень квалификации или

71

удобное местоположение. Данная информация может стать основой для разработки конкурентной стратегии и политики гостиничного предприятия.

Следует также отметить, что постоянный мониторинг основных конкурентов гостиницы, дает возможность постоянно проводить работу по совершенствованию качества предлагаемых услуг.

Литература

1. Заступов А.В. Инновационное развитие предприятий промышленных отраслей в условиях цифровой модернизации экономики // Бизнес. Образование. Право. - 2020. - № 1 (50). - С. 244-250.

2. Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. - 2014. - № 1-2. - С. 34-39

3. Зиновьева Е.Б., Заступов А.В. Конкурентоспособность предприятия и направления ее повышения // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. - 2021. - №1. - с. 15-19

4. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванов. - М.: Феникс, 2008. - 298 с.,

5. Казанцева П.И., Шевцова Н.В. Анализ основных методик оценки конкурентоспособности предприятия // Менеджмент социальных и экономических систем. - 2021. - №2 (22). - с. 8-17

6. Калбаева Р.Д. Современное состояние гостиничного рынка и их анализ // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - №12. - с. 16-22

7. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер. - СП-б.: Питер, 2005. - 630 с.,

8. Портер, М. Конкурентная стратегия / М. Портер. - М.: Альпина Бизнес-бук, 2005. - 301 с.,

9. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Маркет ДС, 2008. - с.19-22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.