Научная статья на тему 'Оценка конкурентной среды в розничной торговле Хабаровского края'

Оценка конкурентной среды в розничной торговле Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / POVERTY / THE KHABAROVSK TERRITORY / POVERTY REDUCTION / POVERTY LEVEL / STANDARD OF LIVING / FIGHT AGAINST POVERTY / ABSOLUTE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазанкова Татьяна Васильевна

Для обеспечения информацией всех заинтересованных сторон (органов государственной власти, местного самоуправления, предпринимателей) о состоянии конкурентной среды необходимы регулярные исследования уровня конкуренции, административных барьеров, работы органов власти по содействию развитию конкуренции. С целью выявления состояния и динамики развития конкурентной среды в торговле в статье поставлены задачи: выявить тенденции развития конкурентной среды в торговле Хабаровского края, их соответствие мировым и национальным тенденциям, основные проблемы в этой области и определить направления развития конкуренции в торговле. На основе изучения публикаций ученых в области развития торговли, официальных статистических данных, официальных отчетов органов исполнительной власти в статье показаны процессы, происходящие в торговле; произведена оценка конкурентной среды в Хабаровском крае и определены перспективы развития розничной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мазанкова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the competitive environment in the retail trade of the Khabarovsk territory

Modern retail development is undergoing consolidation, while increased concentration in the industry does not lead to less competition. Retail competition remains high. Enterprises compete due to multi-format, wide development of additional services, improving the quality of services, combining online and offline sales, the introduction of modern information technologies, etc. The level of competition, according to the Khabarovsk entrepreneurs, is significant. The barriers associated with obtaining a permit, starting a business are being reduced, while access to financial resources is becoming more complicated. The development of small business in retail is possible due to work in highly specialized niches, individual service, improving the quality of service, and optimizing business processes on a digital basis.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентной среды в розничной торговле Хабаровского края»

Э01 10.22394/1818-4049-2019-89-4-83-90 УДК 339.13(571.62)

Т. В. Мазанкова

Оценка конкурентной среды в розничной торговле

Хабаровского края

Для обеспечения информацией всех заинтересованных сторон (органов государственной власти, местного самоуправления предпринимателей) о состоянии конкурентной среды необходимырегулярные исследования уровня конкуренции, административных барьеров, работы органов власти по содействию развитию конкуренции С целью выявления состояния и динамики развития конкурентной среды в торговле в статье поставлены задачи: выявить тенденции развития конкурентной среды в торговле Хабаровского края, их соответствие мировым и национальным тенденциям, основные проблемы в этой области и определить направления развития конкуренции в торговле. На основе изучения публикаций ученых в области развития торговли, официальных статистических данных, официальных отчетов органов исполнительной власти в статье показаны процессы, происходящие в торговле; произведена оценка конкурентной среды в Хабаровском крае и определены перспективы развития розничной торговли.

Ключевые слова: торговля, конкурентная среда, административные барьеры, конкуренция, цифровая экономика, малое предпринимательство, розничная торговля.

В Стратегии развития розничной торговли Российской Федерации на 20152016 гг. и период до 2020 г., утвержденной приказом Минпромторга России от 25.12.2014 г. № 2733 указывается на необходимость создания равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия. Государство, заинтересованное в поддержании конкурентной среды, должно устанавливать прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавая благоприятные условия для осуществления торговой деятельности и содействуя соблюдению хозяйствующими субъектами установленных правил.

Как следствие этой работы, должно происходить увеличение количества торговых организаций и улучшение качества торгового обслуживания.

В то же время, официальные статистические данные по Хабаровскому краю свидетельствуют о снижении количества организаций как в целом по всем видам экономической деятельности, так и в торговле при увеличении оборота организаций. Число малых предприятий также снижается. С 2017 года Хабстат выделяет количество микропредприятий. В динамике 2017-2018 годов количество микропредприятий также снижается (табл. 1).

Данные о динамике предприятий по РФ (табл. 2) также свидетельствуют о снижении количества организаций и индивидуальных предпринимателей в торговле. Снижается количество розничных рынков и число торговых мест на рынках.

Такая динамика показателей может

Татьяна Васильевна Мазанкова - канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления на предприятиях торговли, Хабаровский государственный университет экономики и права (360042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134). E-mail: mazankovat@gmail.com

Таблица 1

Основные показатели развития торговли в Хабаровском крае

Показатель 2015 2016 2017 2018

Количество предприятий, на конец года, всего 46114 45403 42172 40478

В том числе, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 14421* 13992 12851 12086

Оборот организаций по видам экономической деятельности, млн руб. 1015359,3 1344166,5 1344166,5 1660974,9

В том числе, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 398443,5* 583935,1 583935,1 826615,0

Число малых предприятий, всего на конец года 2489 2459 2181 2157

В том числе торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 805* 819* 788 769

Число микропредприятий, всего, на конец года - - 25470 23757

В том числе торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - - 9383 8426

* Данные представлены по группе «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.»

Источники: Хабаровский край в цифрах. 2019. Крат. стат. сб. // Хабаровск-стат. г. Хабаровск, 2019. С. 39-42 ; Хабаровский край в цифрах. 2018. Крат. стат. сб. // Хабаровскстат. Хабаровск, 2018. С. 34-38 ; Хабаровский край в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. // Хабаровскстат. Хабаровск, 2017. С. 43-46; Хабаровский край в цифрах. 2016: Крат. стат. сб. // Хабаровскстат. Хабаровск, 2016. С. 43-46.

Таблица 2

Число хозяйствующих субъектов розничной торговли на конец года, по данным государственной регистрации в РФ, тыс. единиц

Показатель 2015 2016 2017

Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования** 308,5 352,3 327,2

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования тыс.человек* 1418,7 1384,7 1294,3

Розничные рынки** 1308 1158 1091

Число торговых мест на рынках, тыс. мест** 352,4 311,0 282,2

* По данным государственной регистрации.

** По данным сплошного обследования розничных рынков.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы1 государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/

свидетельствовать о многих процессах: развитии сетевой торговли; укрупнении предприятий; консолидации в целях повышения эффективности деятельности; о росте конкуренции; об усилении барьеров на вход, ведение предпринимательской деятельности, ухудшающих деловой климат в отрасли и, как следствие, приводящее к сворачиванию деятельности и др.

Для более глубокого изучения данных процессов проанализированы доступные публикации ряда авторов.

Агалаковой О.С., Тетенькиной О.Л. [Агалакова, Тетенькина, 2016, С. 12] изучались особенности конкуренции в РФ. В своей работе эти авторы выделили особенности конкуренции на разных этапах развития торговли. Современный этап развития торговли (с 2001 г. по настоящее время) по классификации авторов характеризуется конкуренцией среди торговых сетей; насыщенностью продовольственного рынка; широким развитием дополнительных услуг и различных форм стимулирования продаж, направленных на повышение культуры торговли; мультиформатностью; развитием конкуренции среди международных сетей.

В работе Л. И. Бургановой [Бурганова, 2014, С. 47-48] также представлена периодизация развития торговли. Усиление конкурентной борьбы на российском рынке наблюдалось уже на этапе 2001-2005 гг., для которого было характерно также региональное расширение столичных сетей, появление локальных торговых компаний, усиление конкурентной борьбы на российском рынке между отечественными компаниями и иностранными сетями, увеличение числа сделок по поглощениям и слияниям в регионах. Следующий этап развития торговли, начавшийся с 2005 и продолжающийся по настоящее время, характеризуется высоким уровнем конкуренции.

Высокий уровень конкуренции отмечают также Е. В. Бакальская, К. Е. Краснова [Бакальская, Краснова, 2017, С. 78]. В своей работе эти авторы выделили два основных направления конкуренции, непосредственно связанных между собой: а) борьба с конкурентами за поставщиков (в данном случае конкурентными преимуществами будут являться различные выгоды, извлекаемые поставщиком из сотрудничества именно с этим пред-

приятием); б) борьба с конкурентами за потребителей (для данной группы важными факторами выступают ассортимент и выбор товаров; качество обслуживания клиентов; расположение торговой точки; размер торговых наценок; методы навигации и расположения товаров).

Исследование конкурентной среды в торговле в Краснодарском крае представлено в работе Воробей Е.К. [Воробей, 2019, С. 238-242]. По результатам опроса респондентов Воробей Е. К отмечает преимущественно высокий уровень конкуренции, усиление административных барьеров в области нормативно-правовой базы, налоговой нагрузки. В то же время наблюдалось снижение барьеров в области получения различных разрешений, проявлений коррупции со стороны органов власти, оказания услуг в рамках системы госзакупок, давления со стороны правоохранительных органов. При оценке величины барьеров, влияющих на ведение текущей торговой деятельности или открытие новой торговой организации, высокие оценки получили «уровень конкуренции на рынке», «доступ к финансовым ресурсам», «уровень квалификации работающего персонала», «высокие транспортные тарифы», «теневой сектор».

В работе Е. Р. Бостоганашвили [Босто-ганашвили, 2018, С. 157-163] представлена оценка развития глобального рынка торговли. Как отмечает автор, на глобальном рынке розничной торговли наблюдается значительное ужесточение конкуренции, усиление консолидации рынка, а также банкротство крупных компаний отрасли. Данные тенденции прослеживаются в странах Западной Европы и США. Происходит активное развитие виртуальных компаний, компании розничной торговли стремятся к совмещению онлайн и оффлайн продаж, открытию «магазинов без продавцов» («умных магазинов»), созданию сети роботизированных магазинов, задействуют современные информационные технологии, внедряют различные каналы продаж, используют сенсорные киоски, мобильные устройства, системы самообслуживания для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Увеличивающий спрос на внедрение цифровых технологий со стороны супермаркетов, гипермаркетов, магазинов у дома стимулирует рост рынка автоматизации

розничной торговли. В итоге наблюдается сокращение численности персонала.

И. Ю. Храмова, В. Б. Лещева [Храмова, Лещева, 2014, С. 209-210] отмечают усиление концентрации международной торговли и конкуренции на розничном рынке.

Обобщая выводы разных исследователей [ Агалакова, Тетенькина, 2016; Бакаль-ская, Краснова, 2017; Бостоганашвили, 2018; Бурганова, 2014; Воробей, 2019; Лопаткин, Голикова, 2016, С. 261; Таш-кинова, 2014; Храмова, Лещева, 2014] отметим, что в российской розничной торговле проявляются те же процессы, что и в мировой, а именно:

1. В розничной торговле происходят процессы консолидации, увеличивается количество сделок по поглощению и слиянию предприятий;

2. Происходит усиление конкуренции как между международными и российскими компаниями, так и между отечественными компаниями;

3. В борьбе за клиента предприятия внедряют современные информационные и цифровые технологии, совмещают офлайн и онлайн продажи, расширяют каналы продаж, развивают трансграничную торговлю, повышают качество обслуживания и т. д.;

4. Усиление конкуренции сопровождается увеличением и изменением структуры административных барьеров, связанных с началом и ведением деятельности в торговом бизнесе. Уменьшаются барьеры, связанные с получением разрешений, проявлению коррупции, в тоже время увеличивается значимость барьеров, связанных с получением доступа к финансовым, материальным и трудовым ресурсам.

Таким образом, можно сделать вывод, что динамика предприятий розничной торговли сходна с динамикой международной и национальной торговли. В торговле Хабаровского края также наблюдаются процессы консолидации, развития сетевой торговли. В этой связи важно проанализировать, как Хабаровские предприниматели в сфере торговли оценивают состояние конкурентной среды и барьеры, существующие на рынке. В открытом доступе представлены ежегодные доклады о состоянии и развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг Хабаров-

ского края:«Отчет по результатам мониторинга рынка розничной торговли Хабаровского края, 2014 год (Министерство экономического развития Хабаровского края) [Отчет..., 2014]; аналитический отчет «Исследование состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг Хабаровского края, 2016 год» (руководитель д.э.н. М. И. Разумовская) [Исследование..., 2019]; Отчет «Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Хабаровского края, 2017 год» («АС-Холдинг») [Мониторинг..., 2017]; ежегодный региональный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынке товаров и услуг Хабаровского края в 2018 году (Минэкономразвития Хабаровского края) [Ежегодный..., 2018]. К сожалению, методология проведения исследований для каждого из указанных выше отчетов разная. Общим является использование выборочных исследований, анкетирования. В то же время количество опрашиваемых респондентов, количество заданных вопросов, формулировка вопросов, шкалы ответов на вопросы разные. Попытаемся обобщить информацию из отчетов по двум вопросам, а именно - оценка конкурентной среды на рынке и виды административных барьеров на вход и ведение бизнеса.

Рынок услуг розничной торговли Хабаровского края характеризуется как высококонкурентный с низким уровнем концентрации. Высокий уровень конкуренции отметили в 2018 г. 56% опрошенных, при этом в динамике доля оценок высокого уровня конкуренции повысилась. Оценка доступности информации о рыночной ситуации показывает, что в целом у предпринимателей есть возможность получить информацию о конкурентной ситуации, о потребительском рынке. Около 60% предпринимателей хотели бы получать информацию о состоянии конкурентной среды, но 17% предпринимателей указали, что такую информацию получить трудно или ее совсем нет. В тоже время определенная часть предпринимателей, согласно ответам, не нуждается в данной информации.

Наблюдается неравномерность по годам оценок предпринимателями административных барьеров. Большая часть опрошенных оценивает административ-

ные барьеры как высокие и средние. В то же время есть предприниматели (приблизительно пятая часть), отметившие отсутствие барьеров. Вызывают трудности у предпринимателей поиск и предоставление помещений, земельных участков, лицензирование отдельных видов деятельности, инспекционный контроль, отсутствие финансовых средств для начала и ведения деятельности, высокие расходы на электроэнергию, высокие тарифы на перевозку товаров, нехватка кадров и другие барьеры. В динамике наблюдается увеличение финансовых барьеров, связанных с отсутствием финансовых средств и существенными суммами перечисляемых налогов, хотя в 2014 г. такие трудности не были названы. Увеличивается также доля лиц, столкнувшихся с проявлениями коррупции.

Было отмечено, что предприниматели сталкивались с проверочными процедурами пожарной инспекции, налоговых органов, органов рострудинспекции, прокуратуры, росприроднадзора, внебюджетных фондов, МВД, антимонопольного регулирования, местных властей. Часть ответивших вообще не сталкивались с вмешательством государства.

Имеющиеся институты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в инновационной деятельности (прежде всего: финансирование начальной стадии развития организации, гарантия непрерывности поддержки) со стороны органов власти края в Ежегодном региональном докладе «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Хабаровского края в 2018 году» получили низкую оценку со стороны предпринимателей.

В целом следует отметить, что:

— численность опрашиваемых предпринимателей очень низка по сравнению с количеством предпринимателей, зарегистрированных и ведущих деятельность на территории Хабаровского края, что снижает достоверность исследований;

— министерству экономического развития Хабаровского края следует разработать единую методологию проведения исследования конкурентной среды и использовать ее при проведении ежегодного мониторинга конкурентной среды.

Учитывая значимость торгового биз-

неса в формировании среднего класса, в сглаживании социальной напряженности [Блинова, Торопова, 2018, Ташкино-ва, 2014], создавая условия для развития конкуренции в сфере розничной торговли в регионе, органы власти должны решать задачи обеспечения физической и ценовой доступности товаров народного потребления для населения края, а также улучшение конкурентной среды за счёт создания прозрачных и недискриминационных условий доступа на розничный рынок новых участников. Основная работа должна быть направлена на содействие развитию конкуренции. В связи с этим следует усилить работу по информационной поддержке предпринимателей по вопросам создания и ведения бизнеса; оказывать содействие в поиске помещений, предоставлении земельных участков, лицензировании деятельности, разрабатывать программы и проекты, упрощающие получение финансовых средств для начала ведения бизнеса; разрабатывать программы подготовки кадров; продолжать работу антикоррупционной направленности.

Дальнейшее развитие розничной торговли в Хабаровском крае также будет проходить в направлении усиления концентрации, развития торговых сетей на современной цифровой информационно-коммуникационной основе, в тоже время усиление концентрации в отрасли не ведет к уменьшению конкуренции. Предприятия будут конкурировать за счет мультиформатности, широкого развития дополнительных услуг, повышения качества обслуживания, совмещения онлайн и офлайн продаж, внедрения современных информационных технологий и др. Развитие малого торгового бизнеса будет происходить за счет формирования уникального ассортимента, ухода в узкоспециализированные ниши, более высокой индивидуализации услуг, работы над глубиной и шириной ассортимента, оптимизации бизнес-процессов, умения кооперироваться.

Список литературы:

1. Агалакова О. С., Тетенькина О. Л. Развитие конкуренции в современной розничной торговле и ее периодизация

// Вектор экономики. 2016. № 4 (4). С. 12. Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_27222393_90109231. pdf

2. Бакальская Е. В., Краснова К. Е. Конкуренция в розничной торговле // Аллея науки. 2017. Т. 2 № 15. С. 77-80. Режим доступа: https: / / elibrary.ru / download / elibrary_32299888_74759957.pdf

3. Блинова Т. Н., Торопова Т. А. Развитие конкуренции в сфере торговли: роль государства и бизнеса, методики оценки / / Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 3. С. 42-48. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_36387948_ 87015206.pdf

4. Бостоганашвили Е. Р. Мировой и российский рынки розничной торговли в условиях цифровой экономики // Экономика: вчера, сегодня, завтра.

2018. Т.8. № 2А. С. 155-165. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_35192351_54028756.pdf

5. Бурганова Л. И. Этапы трансформации имиджа розничной торговли / / Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2014. Т. 220. № 4. С. 132136. Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_22742388_58108804.pdf

6. Воробей Е. К. Развитие конкурентной среды на рынке розничной торговли Краснодарского края как фактор устойчивого развития экономики региона / / SochiJournalofEconomy.

2019. Т. 2. № 13. С. 233-245. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/ elibrary_41085962_72752206.pdf

7. Ежегодный региональный доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Хабаровского края в 2018 году». Министерство экономического развития Хабаровского края. Режим доступа: https://minec.khabkrai. ru/Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/416 (дата обращения 10.05.2019)

8. Исследование состояния и развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг Хабаровского края. ФГБОУ ВО

Библиографическое описание статьи

Дальневосточный государственный университет путей сообщения, руководитель темы д.э.н., профессор М.И. Разумовская. Министерство экономического развития. Режим доступа: https: //minec.khabkrai. ru/Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/416 (дата обращения 18.02.2019).

9. Лопаткин Д. С., Голикова О. М. Оценкасовременного состояния интернет-торговли в Российской Федерации // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 259261. Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_28383494_11147744. pdf

10. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынке товаров, работ и услуг Хабаровского края. Отчет «АС-Холдинг». Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru/Deyatelnost/ Razvitie-konkurencii/416 (дата обращения 12.02.2019)

11. Отчет по результатам мониторинга рынка розничной торговли Хабаровского края, 2014 Министерство экономического развития. Режим доступа: https://minec.khabkrai.ru/Deyatelnost/ Razvitie-konkurencii/416 (дата обращения 12.02.2019).

12. Ташкинова Т. В. Предпринимательская среда и методы оценки эффективности малого и среднего бизнеса в розничной торговле / / Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2014. № 2 (5). С. 249-256. Режим доступа: https: / / elibrary.ru/download / elibrary_22826447_15102822.pdf

13. Храмова И. Ю., Лещева В. Б. Концентрация бизнеса: угрозы и возможности развития конкуренции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-1. С. 205-212. Режим доступа: https: / / elibrary.ru / download / elibrary_22251936_42473885.pdf

14. Чкалова О. В., Наливайко К. А. Розничная торговля России в современной экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 23 (422). С. 16-25. Режим доступа: https://elibrary.ru/ download/elibrary_23616572_30960214.pdf

Мазанкова Т.В. Оценка конкурентной среды в розничной торговле Хабаровского края // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 4 (89). С. 83-90. Б01 10.22394/1818-4049-2019-89-4-83-90

Tatyana V. Mazankova - Candidate of Economics, Associate Professor, the chair of economics and management at the trade enterprises, the Khabarovsk State University of Economics and Law (134, Tikhookeanskaya Str., Khabarovsk, 680042, Russian Federation). E-mail: mazankovat@gmail.com

Assessment of the competitive environment in the retail trade of the Khabarovsk territory

Modern retail development is undergoing consolidation, while increased concentration in the industry does not lead to less competition. Retail competition remains high. Enterprises compete due to multi-format, wide development of additional services, improving the quality of services, combining online and offline sales, the introduction of modern information technologies, etc. The level of competition, according to the Khabarovsk entrepreneurs, is significant. The barriers associated with obtaining a permit, starting a business are being reduced, while access to financial resources is becoming more complicated. The development of small business in retail is possible due to work in highly specialized niches, individual service, improving the quality of service, and optimizing business processes on a digital basis.

Keywords: poverty, the Khabarovsk territory, poverty reduction, poverty level, standard of living, fight against poverty, absolute approach.

References:

1. Agalakova O. S., Tetenkina O. L. The development of competition in modern retail trade and its periodization Vektor ekono-miki [Vector of Economics] 2016, no. 4 (4), pp. 12. Access mode: https://elibrary.ru/ download/elibrary_27222393_90109231. pdf (In Russian).

2. Bakalskaya E. V., Krasnova K. E. Competition in the retail trade Alleya nauki [Alley of Science], 2017, vol. 2, no. 15, pp. 77-80. Access Mode: https://elibrary.ru/ download/elibrary_32299888_74759957. pdf (In Russian).

3. Blinova T. N., Toropova T. A. Development of competition in the field of trade: the role of the state and business, assessment methods Vestnik Khabarovskogo gosudarst-vennogo universiteta ekonomiki i prava [Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law], 2018, no. 3, pp. 42-48. Access Mode: https://elibrary.ru/ download/ elibrary_36387948_ 87015206. pdf (In Russian).

4. Bostoganashvili E. R. The global and Russian retail markets in the digital economy Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow], 2018, v. 8, no. 2A, pp. 155-165. Access Mode: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_35192351_54028756.pdf (In Russian).

5. Burganova L. I. Stages of transforma-

tion of the retail image Uchenyye zapiski Kazanskoy gosudarstvennoy akademii veterinarnoy meditsiny im. N.E. Baumana [Uchenye zapiski Kazan State Academy of Veterinary Medicine named after N.E. Bauman], 2014, v. 220, no. 4, pp. 132136. Access Mode: https://elibrary.ru/ download/elibrary_22742388_58108804. pdf (In Russian).

6. Sparrow E.K. The development of a competitive environment in the retail market of the Krasnodar Territory as a factor in the sustainable development of the regional economy SochiJournalofEconomy [Sochi-JournalofEconomy], 2019, vol. 2, no. 13, pp. 233-245. Access Mode: https: / / elibrary.ru/ download/elibrary_41085962_72752206. pdf (In Russian).

7. Annual regional report "Status and development of the competitive environment in the markets of goods and services of the Khabarovsk Territory in 2018". Ministry of Economic Development of the Khabarovsk Territory. Access mode: https: / / minec. khabkrai.ru/Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/416 (accessed 05/10/2019) (In Russian).

8. The study of the state and development of the competitive environment in the market of goods and services of the Khabarovsk Territory. FSBEI of HE Far-Eastern State University of Railway Engineering, topic leader Doctor of Economics, Professor M.I. Razumovskaya. Ministry

of Economic Development. Access mode: https://minec.khabkrai.ru/Deyatelnost/ Razvitie-konkurencii/416 (accessed February 18, 2019). (In Russian).

9. Lopatkin D. S., Golikova O. M. Assessment of the current state of Internet commerce in the Russian Federation Azimut nauchnykh issledovaniy: ekono-mika i upravleniye [Azimuth of scientific research: economics and management], 2016, vol. 5, no. 4 (17), pp. 259-261. Access Mode: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_28383494_11147744.pdf (In Russian).

10. Monitoring the status and development of the competitive environment in the market of goods, works and services of the Khabarovsk Territory. Report "AS-Holding". Access mode: https://minec.khabkrai.ru/ Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/416 (accessed February 12, 2019) (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Report on the results of monitoring the retail market of the Khabarovsk Territory, 2014 Ministry of Economic Development. - Access mode: https://minec.khabkrai. ru/Deyatelnost/Razvitie-konkurencii/416 (accessed February 12, 2019).

12. Tashkinova T. V. Entrepreneurial

environment and methods for assessing the effectiveness of small and medium-sized businesses in retail Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya [Innovative economy: prospects for development and improvement], 2014, no. 2 (5), pp. 249-256. Access Mode: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_22826447_15102822.pdf (In Russian).

13. Khramova I.Yu., Leshcheva V. B. Business Concentration: Threats and Opportunities for Competition Development Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University N.I. Lobachevsky], 2014, no. 3-1, pp. 205-212. Access Mode: https://elibrary.ru/download/ elibrary_22251936_42473885.pdf (In Russian).

14. Chkalova O. V., Nalyvayko K. A. Retail trade of Russia in the modern economy Ekonomicheskiy analiz: teoriya i praktika [Economic analysis: theory and practice], 2015, no 23 (422), pp. 16-25. Access Mode: https://elibrary.ru/down-load/elibrary_23616572_30960214.pdf (In Russian).

Reference to the article

Mazankova T. V. Assessment of the competitive environment in the retail trade of the Khabarovsk territory // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 4 (89). Pp. 83-90. DOI 10.22394/1818-4049-2019-89-4-83-90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.