Научная статья на тему 'Оценка коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора'

Оценка коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА / КОММЕРЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА / БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА / INVESTMENT / INNOVATION INFRASTRUCTURE / BUSINESS-INCUBATOR / ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS-INCUBATOR PROJECT / COMMERCIAL EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS-INCUBATOR PROJECT / BUDGETARY EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS-INCUBATOR PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабайдаш Марина Владиславовна

Проведён анализ мирового опыта развития бизнес-инкубаторов как части инновационной инфраструктуры. Проблема оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора в настоящее время разработана недостаточно. Внимание исследователей сосредоточено в основном на изучении зарубежного и отечественного опыта, на анализе форм государственной поддержки. Проект создания бизнес-инкубатора имеет следующую особенность: несколько участников, (включая государство), в ходе реализации проекта используют разные ресурсы и стремятся к достижению разных целей. Оценка эффективности проекта базируется на двух принципах, установленных благодаря этой особенности: на принципе учёта альтернативных затрат в основе оценки коммерческой эффективности и на принципе оценки эффективности для всех участников проекта. Следуя этим принципам, оценку необходимо проводить в два этапа: 1) оценивать эффективность проекта в целом; 2) оценивать эффективность проекта для каждого из участников. На первом этапе определяются основные экономические параметры проекта: государственные субсидии на строительство или ремонт производственных и офисных помещений бизнес-инкубатора, производственное оборудование, оргтехнику, на возмещение текущих расходов; текущие доходы и расходы управляющей организации; налоги в бюджет. Предложена методика расчёта чистого денежного потока, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости по проекту в целом. В основе второго этапа лежит принцип учёта альтернативных затрат. Проводится оценка бюджетной, а также коммерческой эффективности реализации проекта для управляющей организации и субъектов малого предпринимательства, размещённых в бизнес-инкубаторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабайдаш Марина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF COMMERCIAL AND BUDGET EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS-INCUBATOR PROJECT

The article analyzes the world experience of developing business incubators as a part of the innovation infrastructure. The problem of assessing the commercial and budgetary effectiveness of the business incubator project is currently not sufficiently developed. The attention of researchers is mainly focused on studying foreign and domestic experience and analyzing the forms of state support. The project of creating a business incubator has the following specific feature: several participants, including the state, use different resources in the course of the project implementation and strive to achieve different goals. Efficiency assessment is based on two principles stated due to the feature mentioned above: a principle of accounting for opportunity costs in terms of assessment of commercial effectiveness; a principle of assessing efficiency of all the participants of a project Following these principles, the assessment should be carried out in two stages: 1) to assess the effectiveness of the project as a whole; 2) to assess the effectiveness of the project for each participant. At the first stage, the main economic parameters of the project are defined: state subsidies for the construction or repair of industrial and office premises of a business incubator, production equipment, office equipment, reimbursement of current expenses; current income and expenses of the managing organization; taxes to the budget. The methodology for calculating net cash flow, net discounted income, profitability index, internal rate of return and payback period for the project as a whole is proposed. The second stage is based on the principle of accounting for opportunity costs. The commercial efficiency of the project implementation for the managing organization, small business entities located in the business incubator and the budget efficiency of the project are estimated.

Текст научной работы на тему «Оценка коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора»

DOI: 10.24143/2073-5537-2018-1-121-128 УДК 338.2

М. В. Сабайдаш

ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА

Проведён анализ мирового опыта развития бизнес-инкубаторов как части инновационной инфраструктуры. Проблема оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора в настоящее время разработана недостаточно. Внимание исследователей сосредоточено в основном на изучении зарубежного и отечественного опыта, на анализе форм государственной поддержки. Проект создания бизнес-инкубатора имеет следующую особенность: несколько участников, (включая государство), в ходе реализации проекта используют разные ресурсы и стремятся к достижению разных целей. Оценка эффективности проекта базируется на двух принципах, установленных благодаря этой особенности: на принципе учёта альтернативных затрат в основе оценки коммерческой эффективности и на принципе оценки эффективности для всех участников проекта. Следуя этим принципам, оценку необходимо проводить в два этапа: 1) оценивать эффективность проекта в целом; 2) оценивать эффективность проекта для каждого из участников. На первом этапе определяются основные экономические параметры проекта: государственные субсидии на строительство или ремонт производственных и офисных помещений бизнес-инкубатора, производственное оборудование, оргтехнику, на возмещение текущих расходов; текущие доходы и расходы управляющей организации; налоги в бюджет. Предложена методика расчёта чистого денежного потока, чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости по проекту в целом. В основе второго этапа лежит принцип учёта альтернативных затрат. Проводится оценка бюджетной, а также коммерческой эффективности реализации проекта для управляющей организации и субъектов малого предпринимательства, размещённых в бизнес-инкубаторе.

Ключевые слова: инвестиции, инновационная инфраструктура, бизнес-инкубатор, оценка эффективности проекта создания бизнес-инкубатора, коммерческая эффективность проекта создания бизнес-инкубатора, бюджетная эффективность проекта создания бизнес-инкубатора.

Введение

На текущий момент проблему оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора можно считать недостаточно исследованной, т. к. внимание исследователей сосредоточено, прежде всего: 1) на определении роли бизнес-инкубаторов в инновационной экономике; 2) на изучении зарубежного и отечественного опыта; 3) на анализе форм государственной поддержки. Методики оценки, предлагаемые исследователями, достаточно часто основаны на расчёте статических показателей [1-3], либо содержат общие рекомендации [4, 5].

Проект создания бизнес-инкубатора характеризуется следующей особенностью: несколько участников (в том числе государство), в ходе реализации проекта используют разные ресурсы и стремятся к достижению разных целей. В связи с вышеизложенным, необходимо уточнить принципы, на которые опирается методика, последовательность оценки, особенности расчёта системы показателей и период расчётов.

Принципы, последовательность и методика расчёта системы показателей оценки коммерческой и бюджетной эффективности

Бизнес-инкубатор является элементом инновационной инфраструктуры, наряду с индустриальными парками и технопарками. Многое изменилось с тех пор, как в 1959 г., в США был создан первый бизнес-инкубатор, но цель функционирования такого рода организаций осталась неизменной - поддержка малого и среднего бизнеса в коммерциализации инноваций.

Бизнес-инкубаторы первого поколения не были ориентированы на получение прибыли. Бесплатно, или по ценам ниже рыночных они предоставляли квалифицированные юридические, консалтинговые, бухгалтерские услуги, а также офисные и производственные помещения. Финансирование бизнес-инкубаторов первого поколения осуществлялось в основном государством или некоммерческими организациями.

Бизнес-инкубаторы второго поколения финансировались частными инвесторами, помогали начинающим предпринимателям в организации бизнеса за долю в будущих прибылях. В 70-е годы прошлого века бизнес-инкубаторы начали создавать крупнейшие корпорации, в том числе для того, чтобы сгладить последствия экономического кризиса и создать рабочие места для увольняемых работников.

В настоящее время появилось третье поколение бизнес-инкубаторов, трансформировавшихся в результате развития постиндустриальной экономики. Исследователи отмечают, что дешёвая аренда помещений потеряла своё значение как фактор успеха, и на первый план вышли: организация бизнеса, формирование сети стратегических партнёров, информационные технологии [6]. В Российской Федерации получила распространение модель бизнес-инкубатора первого поколения на основе государственной поддержки.

Законодательную основу инновационной деятельности на территории Российской Федерации составляют Федеральные законы, регламентирующие развитие науки и определяющие государственную научно-техническую политику [7-9]. Федеральным законодательством определены возможные меры по созданию и развитию инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [10]. Законодательством субъекта федерации утверждаются конкретные программы поддержки инновационных предприятий, действующие на территории субъекта, в частности, Санкт-Петербурга [11].

Проект создания бизнес-инкубатора предусматривает регистрацию управляющей им организации, которая выбирается на конкурсной основе государственными органами. Управляющая организация за счёт государственных субсидий строит или ремонтирует офисные и производственные помещения, которые в дальнейшем поступают на её баланс. Субсидии перечисляются управляющей организации из бюджета Санкт-Петербурга в размере документально подтверждённых затрат на текущее содержание бизнес-инкубатора. Субсидии на возмещение затрат управляющей организации должны быть учтены в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год.

Таким образом, в создании бизнес-инкубатора участвуют три стороны:

1) государство, представленное соответствующей организационной структурой;

2) управляющая организация (УО);

3) субъекты малого предпринимательства (СМП), зарегистрированные в Санкт-Петербурге и осуществляющие деятельность в Санкт-Петербурге не более двух лет, соблюдающие требования к СМП, установленные Положением о деятельности бизнес-инкубатора.

Выбор претендентов осуществляется на основе конкурса бизнес-планов. Управляющая организация предоставляет СМП, размещённым в бизнес-инкубаторе, следующие услуги:

— почтово-секретарские, маркетинговые и рекламные;

— предоставление в аренду офисных и производственных помещений с пониженной, по сравнению с рыночной, ставкой арендной платы;

— консультирование, связанное с кредитованием, правовой защитой, обучением, повышением квалификации;

— экспертное сопровождение проектов СМП с привлечением специально созданной группы экспертов;

— мониторинг развития проектов СМП, выработка рекомендаций и принятие мер, направленных на развитие проекта;

— внешнее бухгалтерское обслуживание;

— предоставление юридических консультаций, составление типовых договоров, помощь в оформлении заявок для получения кредитов и банковских гарантий;

— технологическое сопровождение производственных проектов (проектирование, разработка технического задания для создания прототипа и первой мелкой серии производственной продукции, промышленный дизайн продукции, другие виды подготовки производства для выпуска новой продукции).

Предлагаемая методика оценки коммерческой и бюджетной эффективности проекта создания бизнес-инкубатора основана на методике, принятой в странах с рыночной экономикой для оценки эффективности инвестиционных проектов. Её российский аналог разработан с учётом достижений отечественной экономической науки и особенностей инвестиционного и налогового законодательства [12].

В основе предлагаемой методики лежит принцип оценки эффективности для всех участников проекта, сформулированный в методических рекомендациях по оценке эффективности

инвестиционных проектов [12]. Для реализации этого принципа оценку эффективности проекта создания бизнес-инкубатора целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе необходимо оценить эффективность проекта в целом так, будто у него только один участник - управляющая организация. В качестве периода расчётов вернее всего будет принять срок полезного использования основной группы производственного оборудования. На этом этапе рассчитываются основные экономические параметры проекта:

- государственные субсидии на строительство или ремонт производственных и офисных помещений бизнес-инкубатора, производственное оборудование, оргтехнику;

- доходы УО;

- текущие расходы УО на содержание бизнес-инкубатора и оказание услуг СМП, размещённым в бизнес-инкубаторе;

- государственные субсидии на возмещение текущих расходов управляющей организации;

- налоги в бюджет.

На первом этапе оценки экономической эффективности проекта в целом чистый денежный поток УО на каждом шаге t рассчитывается по формуле:

ЧДПУО =- СИ + Д + СТ - Р, - Нал + ОСА, (1)

где СИ - бюджетные субсидии УО на возмещение инвестиционных затрат по проекту; Д - доходы УО; СТ - ежегодные бюджетные субсидии в размере произведённых и документально подтверждённых текущих затрат; Р, - расходы УО; Нал, - единый налог УО; ОС(А - доход от реализации активов, равный остаточной стоимости активов бизнес-инкубатора на последнем шаге расчёта.

Все показатели, если иное не оговорено специально, измеряются в денежных единицах. Доходы УО состоят из доходов от сдачи в аренду офисных и производственных помещений. В соответствии с законодательством, ставки арендной платы для предприятий, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе, первые три года существенно ниже рыночных, и только на четвёртый год составляют 100 %. Доходы УО в ,-ом году рассчитываются по формуле:

д=ДОф+ДПр, (2)

где Д°Ф - доходы от аренды офисных помещений; Д™ - доходы от аренды производственных помещений.

Доходы от аренды офисных площадей в ,-ом году рассчитываются по формуле:

ДОФ =1 к Д ОФ, (3)

где Д°Ф - доходы от сдачи в аренду офисных помещений предприятиям, которые зарегистрированы в бизнес-инкубаторе к-й год (к = 1 - 4 в соответствии с законодательством). Доходы УО от сдачи в аренду офисных помещений за к-й год рассчитываются по формуле:

ДОФ = ДОфк, • ДАПк, • Кзаг • 8ОФ • АПОФ, (4)

где ДОфк, - доля полезной площади офисных помещений, которую занимают предприятия, зарегистрированные в бизнес-инкубаторе; ДАПк, - доля рыночной арендной платы за съём офисных помещений для предприятий, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе к-й год; Кзаг - средний коэффициент загрузки офисных и производственных помещений бизнес-инкубатора;

8ОФ - полезная площадь офисных помещений, м2; АП°Ф - рыночная стоимость аренды офисных помещений, тыс. руб./м2 в год.

Доходы от сдачи в аренду производственных помещений бизнес-инкубатора из формулы (2) определяются по аналогии с формулами (3) и (4).

Расходы управляющей организации рассчитываются по формуле:

р = фот+сс,+Р,+О, + Об, + КР, + Св, + М + Пр,+ЗО,, (5)

где ФОТ, - фонд оплаты труда сотрудников УО, обеспечивающих деятельность бизнес-инкубатора; СС, - взносы за социальное страхование; Р, - расходы на ремонт и реконструкцию офисных и производственных зданий; О, - стоимость оргтехники и установка программного обеспечения; Об, - стоимость оборотных активов; КР, - коммунальные расходы и расходы на охрану; Св, - расходы на связь, интернет, почтовые расходы; М, - расходы на маркетинг и рекламу; Пр, - проценты по кредиту; ЗО, - расходы на замещение оргтехники.

В соответствии с законодательством все юридические лица, включая УО, используют упрощённую систему налогообложения (УСН).

На основе инвестиций в проект УО и чистого денежного потока, рассчитанного по формуле (1), определяются значения показателей эффективности инвестиционного проекта. Чистый дисконтированный доход проекта в целом рассчитывается по формуле:

ЧДДПР = Х, ЧДП(уО / (1 + Е )(-\ (6)

где Е - ставка дисконта; - первый шаг расчёта.

Для расчёта индекса доходности используется формула:

ИДПР = ЧДДПР/ СИ/ (1 + Е+1. (7)

Внутренняя норма доходности определяется как решение уравнения:

X, ЧДПУО/ (1 + ВНД)"0 = 0. (8)

Простой и дисконтированный срок окупаемости рассчитывают на основе ЧДП^ нарастающим итогом с учётом и без учёта дисконтирования соответственно. Показатели, рассчитанные по формулам (6-8) необходимо сравнить с нормативными значениями и сделать вывод об эффективности проекта в целом. Как известно, для эффективного проекта чистый дисконтированный доход должен быть неотрицательным, индекс доходности - больше единицы или равен ей, внутренняя норма доходности - больше ставки дисконта или равна ей.

На втором этапе оценивается коммерческая и бюджетная эффективность проекта для СМП. В основе оценки коммерческой эффективности лежит один из главных принципов экономической науки - учёт альтернативных затрат. Использование данного принципа выражается в сравнении двух вариантов реализации инвестиционного проекта. Первый вариант предполагает размещение СМП в бизнес-инкубаторе, в то время как второй - не предполагает. В связи с тем, что исследование не ставит задачи, которая будет заключаться в оценке эффективности конкретного инновационного проекта СМП, размещённого в бизнес-инкубаторе, то коммерческую эффективность следует оценивать на основе экономии расходов, возникших вследствие этого размещения.

На этом этапе оценки эффективности проекта рассчитывается чистый денежный поток СМП по шагам расчёта, выраженный, как указывалось ранее, в экономии расходов. Экономия расходов СМП равна разности расходов на аренду офисных и производственных помещений, рассчитанных по рыночным ставкам аренды, и фактических расходов на аренду этих помещений в бизнес-инкубаторе. Фактические расходы на аренду офисных и производственных помещений равны доходам УО от сдачи их в аренду. Предположим, что СМП будут оплачивать все услуги, которые бизнес-инкубатор предоставляет им бесплатно:

ЧДПСМП = АП°Ф • 8ОФ + АП^ • 8ПР + РСУ, - Д°Ф - Д™, (9)

где РСУ, - рыночная стоимость бухгалтерских, юридических, маркетинговых консультационных и других видов услуг.

Оценка коммерческой эффективности проекта проводится на основе суммы чистого денежного потока УО из формулы (1) и СМП:

ЧДПКОМ = ЧДПУ0 + ЧДПСМП. (10)

Чистый дисконтированный доход, который СМП получат в результате реализации проекта:

ЧДДКОМ = ЧДПК°М / (1 + Ер . (11)

Кроме того, необходимо рассчитать показатель коммерческого эффекта на рубль бюджетных инвестиций:

ИДКОМ = ЧДДКОМ / СИ / (1 + Е). (12)

Внутренняя норма доходности проекта для СМП рассчитывается так же, как в формуле (8), в числителе - чистый денежный поток для расчёта коммерческой эффективности из формулы (10). На основе этого показателя нарастающим итогом рассчитываются простой и дисконтированный сроки окупаемости.

Оценка бюджетной эффективности проводится на основе расчёта денежных потоков бюджета. Положительные денежные потоки - это доходы бюджета за счёт поступления налогов УО и СМП, зарегистрированных в бизнес-инкубаторе. В бюджет субъекта федерации эти организации платят единый налог и налог на доходы физических лиц из сумм начисленной заработной платы.

ЧДП = ЕНуО + ЕНСМП + НДФЛуО + НДФЛуМП - СИ - СТ, (13)

ШУО ~ сттСМП

t - единый налог управляющей организации; ЕН, - единый налог организаций, размещённых в бизнес-инкубаторе; НДФЛуО - налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет УО; НДФЛСМП - налог на доходы физических лиц, перечисляемый в бюджет

СМП; СТ - бюджетные субсидии УО на возмещение текущих затрат по проекту.

Чистый денежный поток из формулы (13) является основой для расчёта системы показателей бюджетной эффективности: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности и срока окупаемости, которые сравниваются с соответствующими нормативными значениями.

При оценке бюджетной эффективности целесообразно использовать ставку дисконта для бюджетных инвестиций.

Выводы

Проект создания бизнес-инкубатора имеет особенность, которую необходимо учитывать при оценке его эффективности. Участниками проекта, в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга, являются: государство, представленное соответствующей организационной структурой, управляющая организация и субъекты малого предпринимательства. Чтобы оценить эффективность реализации проекта для каждого участника, целесообразно разбить процесс оценки на два этапа. На первом этапе необходимо сделать допущение, что проект реализуется единственным участником - управляющей организацией. На этом этапе на основе денежных потоков управляющей организации рассчитываются и сравниваются с нормативными показателями показатели эффективности инвестиционного проекта. На втором этапе оценивается коммерческая и бюджетная эффективность проекта с помощью расчёта чистого денежного потока и чистого дисконтированного дохода субъектов малого предпринимательства, показателя коммерческого эффекта на рубль бюджетных инвестиций. Оценка бюджетной эффективности проводится на основе расчёта денежных потоков бюджета.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гапоненко Н. В. [и др.]. Бизнес-инкубаторы в Национальной инновационной системе. М.: Современная экономика и право, 2006. 240 с.

2. Давыдянц Д. Е., Казанчев И. Т., Гударенко Ю. А. Бизнес-инкубаторы при вузах: теоретические и практические аспекты, эффективность: моногр. Ставрополь: ООО «Мир данных», 2010. 52 с.

3. Лысенков П. М., Чулкин С. Г. Эффективность инвестиций в инновации на водном транспорте // Вестн. Гос. ун-та мор. и реч. флота им. адм. С. О. Макарова. 2013. № 1 (20). С. 127-137.

4. Горбунов В. Л. Бизнес-инкубаторы и предпринимательство: моногр. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИН-ФРА-М, 2014. 215 с.

5. Борисоглебская Л. Н., Дибраева Э. Ш. Концептуальные и методические основы организации системы управления бизнес-инкубаторами в условиях инновационной экономики: моногр. СПб.: Изд-во СПбТЭИ, 2012. 144 с.

6. Васин С. М., Гамидуллаева Л. А. Повышение эффективности управления бизнес-инкубатором как социально-экономической системой: моногр. Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. 218 с.

7. Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 15.01.2018).

8. Федеральный закон от 21.07.2011 № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике"» (послед. ред.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_117193/ (дата обращения: 15.01.2018).

9. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» (с изм. и доп. от 30.06., 15.08 и 09. 11.2011 г.; 26.12.2015 г.; 25.05, 8.06, 29.06, 10.08, 29.12.2016 г., 31.03, 17.08.2017 г.). URL: http://base.garant.ru/70644224/ (дата обращения: 15.01.2018).

10. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.01.2018).

11. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 28.08.2013 № 1610-р «Об утверждении специальной программы "Бизнес-инкубатор"» (с изм. на 14 июня 2017 года). URL: http://gov.spb. ru/law?d&nd= 537939788&nh=0 (дата обращения: 15.01.2018).

12. Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. [и др.]. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (вторая ред.). М.: Экономика, 2000. 421 с.

Статья поступила в редакцию 19.12.2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Сабайдаш Марина Владиславовна - Россия, 198035, Санкт-Петербург; Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры коммерческой эксплуатации водного транспорта; [email protected].

M. V. Sabaydash

EVALUATION OF COMMERCIAL AND BUDGET EFFECTIVENESS OF THE BUSINESS-INCUBATOR PROJECT

Abstract. The article analyzes the world experience of developing business incubators as a part of the innovation infrastructure. The problem of assessing the commercial and budgetary effectiveness of the business incubator project is currently not sufficiently developed. The attention of researchers is mainly focused on studying foreign and domestic experience and analyzing the forms of state support. The project of creating a business incubator has the following specific feature: several participants, including the state, use different resources in the course of the project imple-

mentation and strive to achieve different goals. Efficiency assessment is based on two principles stated due to the feature mentioned above: a principle of accounting for opportunity costs in terms of assessment of commercial effectiveness; a principle of assessing efficiency of all the participants of a project Following these principles, the assessment should be carried out in two stages: 1) to assess the effectiveness of the project as a whole; 2) to assess the effectiveness of the project for each participant. At the first stage, the main economic parameters of the project are defined: state subsidies for the construction or repair of industrial and office premises of a business incubator, production equipment, office equipment, reimbursement of current expenses; current income and expenses of the managing organization; taxes to the budget. The methodology for calculating net cash flow, net discounted income, profitability index, internal rate of return and payback period for the project as a whole is proposed. The second stage is based on the principle of accounting for opportunity costs. The commercial efficiency of the project implementation for the managing organization, small business entities located in the business incubator and the budget efficiency of the project are estimated.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: investment, innovation infrastructure, business-incubator, assessment of the effectiveness of the business-incubator project, commercial effectiveness of the business-incubator project, budgetary effectiveness of the business-incubator project.

REFERENCES

1. Gaponenko N. V. [i dr.]. Biznes-inkubatory v Natsional'noi innovatsionnoi sisteme [Business-incubators in the national investment system]. Moskow, Sovremennaia ekonomika i pravo, 2006, 240 p.

2. Davydiants D. E., Kazanchev I. T., Gudarenko Iu. A. Biznes-inkubatory pri vuzakh: teoreticheskie i prakticheskie aspekty, effektivnost': monografiia [Business-incubators in the universities: theoretical and practical aspects, effectiveness: monograph]. Stavropol', OOO «Mir dannykh», 2010, 52 p.

3. Lysenkov P. M., Chulkin S. G. Effektivnost' investitsii v innovatsii na vodnom transporte [Efficiency of investments in innovations on water transport]. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo i rechnogo flota imeni admirala S.O. Makarova, 2013, no. 1 (20), pp. 127-137.

4. Gorbunov V. L. Biznes-inkubatory i predprinimatel'stvo: monografiia [Business-incubators and entre-preneurship: monograph]. Moskow, ITs RIOR: NITs «INFRA-M», 2014, 215 p.

5. Borisoglebskaia L. N., Dibraeva E. Sh. Kontseptual'nye I metodicheskie osnovy organizatsii sistemy up-ravleniia biznes-inkubatorami v usloviiakh innovatsionnoi ekonomiki: monografiia [Conceptual and methodological grounds of organizing the system of management for business-incubators in conditions of innovation economy: monograph]. Saint-Petersburg, Izd-vo SPbTEI, 2012, 144 p.

6. Vasin S. M., Gamidullaeva L. A. Povyshenie effektivnosti upravleniia biznes-inkubatorom kak sotsi-al'no-ekonomicheskoi sistemoi: monografiia [Rise of efficiency of a business-incubator management as a social and economic system: monograf]. Penza, Izd-vo PGU, 2013, 218 p.

7. Federal'nyi zakon ot 23.08.1996 no. 127-FZ «O nauke I gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi poli-tike» (posledniaia redaktsiia) [''On science and the state scientific and technological policy'' (the latest edition)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (accessed: 15.01.2018).

8. Federal'nyi zakon ot 21.07.2011 no. 254-FZ «O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon "O nauke I gosudarstvennoi nauchno-tekhnicheskoi politike"» (posledniaia redaktsiia) [Federal Law no. 254-FZ dated July 21, 2011 «On amendments to Federal Law "On science and the State scientific and technological policy"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117193/ (accessed: 15.01.2018).

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelia 2014 g. no. 316 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi pro-grammy Rossiiskoi Federatsii «"Ekonomicheskoe razvitie i innovatsionnaia ekonomika"» [Resolution of the RF Government No. 316 of April 15, 2014 "On establishing the State program of the Russian Federation "Economic development and innovative economy" (the latest edition)] (s izm. idop. ot 30.06., 15.08 i 09. 11.2011 g.; 26.12.2015 g.; 25.05, 8.06, 29.06, 10.08, 29.12.2016 g., 31.03, 17.08.2017 g.). Available at: http:// base.garant.ru/ 70644224/ (accessed: 15.01.2018).

10. Federal'nyi zakon ot 24.07.2007 no. 209-FZ «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii». [Federal Law No. 209-FZ of July 24, 2007 ''On development of small and medium entrepre-neurship in the Russian Federation'']. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed: 15.01.2018).

11. Rasporiazhenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 28.08.2013 no. 1610-r «Ob utverzhdenii spetsial'noi programmy "Biznes-inkubator"» [Order of the Government of St. Petersburg No. 1610-r of August 28, 2013 ''On approval of special program "Business-incubator''] (s izm. na 14 iiunia 2017 goda). Available at: http://gov.spb.ru/law?d&nd=537939788&nh=0 (accessed: 15.01.2018).

12. Kossov V. V., Livshits V. N., Shakhnazarov A. G. [i dr.]. Metodicheskie rekomendatsiipo otsenke effek-tivnosti investitsionnykh proektov. (vtoraia redaktsiia) [Methodological recommendations on assessment of efficiency of innovative projects (the second edition). Moskow, Ekonomika, 2000, 421 p.

The article submitted to the editors 19.12.2017

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sabaydash Marina Vladislavovna - Russia, 198035, Saint-Petersburg; Admiral Makarov State University of Maritime and Inland Shipping; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Commercial Operation of Water Transport; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.