Гладышев Д.Ю. Некоторые аспекты уголовной ответственности за преступления, посягающие на животный мир, по законодательству Бразилии
рубежные авторы10, наказания, назначаемые за преступления против животных, не являются достаточно серьезными, чтобы сдерживать рост таких преступлений, а закон не исполняется в полном объеме.
Примечания
1. Environmental Crimes Law of Brazil // www.animallaw. info/nonus/ statutes/ stbrecl1999.htm
2. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды //www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ declarathenv. shtml
3. Moraes Alexandre (2000). Direito Constitucional (p. 645). Sao Paulo: Atlas.
4. Sao Paulo State Law n. 12.916.
5. Levai, Laerte (2004). Direito dos Animais (p. 32). Campos do Jordro: Editora Mantigueira.
6. Вивисекция — операция, производимая на живом организме с целью изучения функций какого-либо органа.
7. Projeto de lei №? 215, DE 2007 // www.animallaw .info/nonus/ statutes /stat _pdf/stbr2007 proposedlaw.pdf
8. Рекреационная охота — отстрел больных, ослабленных животных, с различными нарушениями (вроде неправильно сформировавшихся рогов и т. д.).
9. Под товарами в бразильском законодательстве понимают вещи, произведенные из животного, где животные выступают в качестве сырья. Выделяют два вида товаров: скоропортящиеся (мясо, печень и т. д.) и не скоропортящиеся (шкура, рога и т. д.)
10. Tripoli R. Brazil House of Representatives. Retrieved April 05, 2011.
A.B. Голубев
Гэлубев Алексей Владимирович — адъюнкт кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел
Академии управления МВД России
E-mail: [email protected]
Оценка как средство стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел
Статья посвящена вопросам стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел. Автором вносятся предложения по совершенствованию сложившейся в МВД России системы оценки деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Article contains the analysis of the problems of assessment as a motivation measure of the Internal Affairs Authorities Officers. Author moves design change proposal in the assessment of the Internal Affairs Authorities Officers activity.
Оценка результатов труда — одна из функций по управлению персоналом,направленная на определение уровня эффективности выполнения работы.
В современной науке и практике место и роль оценки состоит в определении видов и методик оценки, установлении наиболее объективных критериев, указывающих на результаты деятельности конкретных подразделений системы МВД России, соответствие качеств кандидата на должность существующим требованиям, результатов деятельности различных категорий сотрудников органов внутренних дел.
В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; внутренние войска; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.
В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения, научно-исследовательские,
медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел1.
В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ образовано 8 департаментов, 8 главных управлений, 9 управлений, 12 главных центров, центров, 3 бюро2.
В МВД России существует ведомственная система оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Наиболее известные и многоаспектные системы критериев оценки утверждались приказами МВД России № 473 — 1995 год, № 252 — 1997 год, № 75 — 2003 год, № 815 — 2003 год, № 25 — 2010 год.
С 1 января 2012 года данное направление оперативно-служебной деятельности регламентируется Приказом МВД России № 7353.
Главная цель оценки заключается в выявлении и познании общих закономерностей оперативнослужебной и управленческой деятельности конкретного органа внутренних дел, определении путей и способов повышения результативности работы.
Задачами оценки являются:
— исследование установленных ведомственными нормативными правовыми актами отдельных показателей оперативно-служебной и управленческой деятельности и определение на этой основе ее фактического состояния;
— оценка эффективности оперативно-служебной деятельности и определение степени влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка;
— выявление неиспользованных резервов и возможностей повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений.
Исследование отдельных проблем оперативнослужебной деятельности органов внутренних дел осуществляется в рамках частного анализа оперативной обстановки. Этот этап в аналитической работе органов внутренних дел является одним из самых сложных и ответственных, поскольку именно он отвечает на вопрос, как система МВД выполняет свое предназначение, насколько эффективно она функционирует.
В качестве показателей применяются учетные данные, которые детализируются с помощью индикаторов, характеризующих результаты оперативно-служебной деятельности. В свою очередь, все показатели условно принято объединять в несколько основных групп4:
1) показатели, которые опосредованно (косвенно) отражают итог оперативно-служебной деятельности. Это, прежде всего, показатели движения (изменения) правонарушительства. Их анализ и оценка позволяют сделать предварительный общий вывод относительно влияния работы личного состава органов внутренних дел на состояние преступности, общественного порядка и общественной безопасности;
2) показатели, прямо свидетельствующие о количестве и качестве проделанной работы (оперативно-служебных действий, операций, мероприятий и т. д.). Они отражают объем оперативно-служебной деятельности;
3) показатели, отражающие результаты использования сил и средств, осуществляющих оперативно-служебную деятельность. Сюда входят данные об использовании личного состава и подсобных сил, технических и денежных средств, показатели различного рода нагрузок, временных затрат;
4) так называемые показатели-нормативы, качественно выражающие требования, предъявляемые к оперативно-служебной деятельности конкретных сотрудников или органов внутренних дел.
Названный комплекс взаимосвязанных показателей отражает объективную картину состояния оперативно-служебной деятельности, которая подлежит оценке на предмет получения выводов об эффективности этой деятельности.
В этой связи возникает проблема выработки максимально объективных критериев оценки оперативно-служебной деятельности, причем именно таких, которые отражали бы общественно значимые беспристрастные позиции, устраняли в этом важном деле субъективный подход, не подавляющих деловую активность сотрудников и органов внутренних дел в целом, а стимулирующих ее5.
Критерий — это мера, позволяющая объективно оценивать какую-либо деятельность или ее результаты — положительно или отрицательно. Критерии оценок лежат в основе формирования оценочных показателей и способа их сравнения с эталонными значениями.
К основным критериям системы оценки деятельности органов внутренних дел можно отнести6:
— оценку ресурсного потенциала органа внутренних дел, прежде всего кадрового, количественное состояние и рациональное использование которого зависит от соотв етствующих подраздел ений или органа;
— оценку профессиональной выучки сотрудников органов внутренних дел, его способность и готовность выполнять возложенные функции и обязанности в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом и государством.
Следует отметить, что на сегодняшний день в МВД России недостаточно уделяется внимание оценке результатов труда различных категорий сотрудников органов внутренних дел, которые выполняют различные задачи. На практике результативность работы отдельных сотрудников оценивается лишь субъективно его руководителем.
В МВД России существует иерархия подчинения нижнего уровня управления вышестоящему, отсюда и оценка результативности работы руководителя оценивается вышестоящим руководителем.
В соответствии с требованиями МВД России главным критерием оценки деятельности руководящего состава всех уровней считается способность обеспечить безусловное выполнение задач, возложенных на конкретное подразделение.
Лишь приказами МВД России от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности», от 16 сентября 2002 года № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции» определен порядок оценки деятельности сотрудников данных подразделений системы органов внутренних дел.
Оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел используется при формировании кадрового состава органов внутренних дел7.
Предметом оценки сотрудников выступают их профессиональные и личностные качества; уровень развития их профессионального правового сознания и правовой культуры; результативность служебной деятельности. Оценивая результативность деятельности сотрудников, исходим из вносимого вкла-
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2012, № 18
167
Голубев А.В. Оценка как средство стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел
Голубев А.В. Оценка как средство стимулирования деятельности сотрудников органов внутренних дел
да сотрудника в результаты деятельности того органа, подразделения, в котором он служит.
Оценка личных и профессиональных качеств существенно дополняет оценку итогов труда сотрудника. Поэтому личные и профессиональные качества должны оцениваться в тесной связи с задачами, стоящими перед коллективом или отдельным сотрудником.
Так, оценка результатов труда руководителей характеризует их способность оказывать непосредственное влияние на деятельность возглавляемого подразделения или управленческого звена. В самом общем виде результат труда сотрудника аппарата управления характеризуется уровнем или степенью достижения цели управления при наименьших затратах. При этом важное практическое значение имеет правильное определение количественных или качественных показателей, отражающих конечные цели органа или подразделения.
Показатели, по которым оцениваются работники, разнообразны. К ним относятся качество выполняемой работы, ее количество, ценностная оценка результатов. Для оценки результативности труда требуется довольно большое количество показателей, которые охватывали бы и объем работы, и ее результаты.
Необходимо выделить и такое ключевое понятие, как критерий оценки — своего рода порог, за которым состояние показателя будет удовлетворять или неудовлетворять установленным требованиям.
Поэтому при выборе критериев оценки следует учитывать, во-первых, для решения каких конкретных задач используются результаты оценки (служебный рост, увольнение и т. п.), и, во-вторых, для какой категории и должности сотрудников устанавливаются критерии, учитывая, что они будут дифференцироваться в зависимости от сложности, ответственности и характера деятельности сотрудника.
Так, результат труда руководителя, как правило, выражается через итоги оперативно-служебной, хозяйственной деятельности возглавляемого органа или отдельных его подразделений, а также через социально-экономические условия труда подчиненных ему сотрудников.
Результат труда сотрудников (исполнителей) определяется исходя из объема, полноты, качества, своевременности выполнения закрепленных за ними должностных обязанностей. При выборе показателей, характеризующих ключевые, основные результаты труда руководителей и сотрудников, следует учитывать, что они оказывают непосредственное и решающее влияние на результат всей деятельности органа.
Кроме того, сотрудники органов внутренних дел оцениваются по их правовой, служебной, огневой и физической подготовке8. Оценке подлежат действия сотрудника по вопросам гражданской обороны, которые оцениваются в ходе ее проверок, а также строевая выучка — при проведении строевых смотров личного состава.
На основании индивидуальных оценок сотрудников выставляется оценка органу (подразделению, организации) внутренних дел по правовой и служебной подготовке.
На практике при оценке результативности труда руководителей и сотрудников наряду с количественными показателями, то есть прямыми, используются и косвенные характеризующие факторы, влияющие на достижение результатов. К таким факторам результативности относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность труда, сложность труда, качество труда и т. п. В отличие от прямых показателей результатов труда косвенные оценки характеризуют деятельность работника по критериям, соответствующим идеальным представлениям о том, как следует выполнять должностные обязанности и функции, составляющие основу данной деятельности, и о том, какие качества должны быть проявлены в связи с этим.
Следует отметить, что согласно статье 28 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» сотрудник полиции имеет право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности.
Используемые сегодня подходы к оценке деятельности органов внутренних дел и ее методика не являются окончательными.
Вводимая в практику система оценки должна стимулировать интенсивную и профессионально грамотную работу сотрудников органов внутренних дел по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.
Примечания
1. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».
2. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
3. Приказ МВД России от 29 июня 2011 года № 735 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».
4. См.: Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. — М., 2009.
5. См.: Магура М.И. Оценка работы персонала. Практическое пособие для руководителей / М.И. Магура, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. — 2008. — № 13 (191).
6. См.: Сухарев В.Ф. Совершенствование системы контроля и оценки деятельности органов внутренних дел. — М., 2006.
7. Пункт 2 статьи 75 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант».
8. Пункты 141, 143 Приказа МВД России от 29 июня 2009 года № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «Гарант».