Научная статья на тему 'Оценка качества жизни студентов медицинского университета на начальных этапах обучения'

Оценка качества жизни студентов медицинского университета на начальных этапах обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
328
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прачёва А. А., Иноземцева Е. Е.

В статье рассмотрена характеристика качества жизни студентов медицинского университета начального этапа обучения на основании субъективной оценки по опроснику Всемирной организации здравоохранения "качество жизни-100" (ВОЗКЖ-100). Наименьшая удовлетворенность отмечена в сфере жилищно-бытовых условий и качестве организации медицинской помощи. В психологическом аспекте качества жизни неудовлетворённость связана с уровнем когнитивных способностей и самооценкой. При этом максимальные значения удовлетворенности отмечены в сфере независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Прачёва А. А., Иноземцева Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества жизни студентов медицинского университета на начальных этапах обучения»

3. Белинская Е. П. Интернет-зависимость: аддик-тивные формы поведения // Нар. образование (Информационный иммунитет). — 2009. — №2 7. — С. 268-275.

4. Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопр. психологического здоровья детей и подростков. — 2005. — № 2. — С. 20-27.

5. Короленко Ц. П. Личностные и диссоциативные

расстройства: расширение границ диагностики и терапии // Новосибирск : Изд-во НГПУ 2006. — 448 с.

6. Саглам Ф. А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения // Пед. образование и наука (Регион крупным планом: Казань). — 2009. — № 5. — С. 88-90.

7. Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. — Минск : Изд-во МИУ, 2010. — 180 с.

УДК 61:378.1

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

А. А. Прачёва, Е. Е. Иноземцева

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ключевые слова: качество жизни, студенты, адаптация

Аннотация. В статье рассмотрена характеристика качества жизни студентов медицинского университета начального этапа обучения на основании субъективной оценки по опроснику Всемирной организации здравоохранения «Качество жизни-100» (ВОЗКЖ-100). Наименьшая удовлетворенность отмечена в сфере жилищно-бытовых условий и качестве организации медицинской помощи. В психологическом аспекте качества жизни неудовлетворенность связана с уровнем когнитивных способностей и самооценкой. При этом максимальные значения удовлетворенности отмечены в сфере независимости.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF LIFE OF MEDICAL STUDENTS IN THE FIRST YEAR STUDIES IN THE UNIVERSITY

A. A. Pracheva, E. E. Inozemceva

SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Keywords: the quality of life, students, adaptations

Abstract. The article describes the characteristics of the quality of life of medical students at the initial stage of training at the university on the basis of a subjective assessment by questionnaire WHOQOL-100. The lowest satisfaction was noted in the area of housing and living conditions and the quality of medical care. The psychological aspect of quality of life related dissatisfaction for the level of cognitive abilities and self-esteem. The maximum contentment in the parameter «independence».

Актуальность. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования нередко связана с ухудшением физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [3]. В успешной адаптации студентов важную роль играет качество их жизни, рассматриваемое специалистами ВОЗ как восприятие человеком его положения в жизни в контексте той культуры и системы ценностей, в которой он живет, а также в связи с его целями, ожиданиями, стандартами и интересами.

Авторы опросника В0ЗКЖ-100 (WHOQOL-100), предназначенного для определения субъективно воспринимаемого человеком качества жизни, включают в это понятие шесть основных сфер жизни человека

(физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда, духовная сфера). Выбор этих сфер основан на экспериментальных исследованиях наиболее значимых параметров при оценке своего качества жизни [4].

Показатели качества жизни, характеризующие удовлетворенность жизнью, могут определять адаптационный ресурс студента, столь важный для прогнозирования дальнейшей успешности обучения.

Цель исследования: оценка качества жизни студентов на этапе адаптации к вузу.

Материалы и методы. В первом этапе исследования приняли участие 45 студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»,

Материалы конференций

на добровольной основе, в возрасте 18 лет. Для определения качества жизни студентов был выбран опросник ВОЗКЖ-100 (WHOQOL-100), который направлен на измерение качества жизни, связанного с физическим и психологическим здоровьем. Мате-матико-статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel 2010, с применением показателей первичной описательной статистики (Ме — медиана и с — стандартное отклонение).

Результаты и их обсуждение. На основании анализа шкал опросника ВОЗКЖ-100 наименьшая удовлетворенность жизнью студентами отмечена в сферах «Окружающая среда» и «Психологическая сфера» (67,15 % и 69,10 % соответственно). Максимальные значения отмечены в сфере «Уровень независимости» (83,45 %). Значения по остальным сферам составили в среднем 73 %. «Уровень независимости» складывается из возможности студентов самостоятельно передвигаться, выполнять повседневные дела, а также работоспособности и независи-

мости от лекарственных средств. Высокие значения в данной сфере характеризуют первокурсников как достаточно самостоятельных индивидуумов, свободных в принятии решений и распоряжении своим временем и ресурсами, что говорит о высоком уровне самостоятельности.

Более подробный анализ субсфер, входящих с состав сферы «Окружающая среда», позволяет выявить области, вызывающие наибольшую озабоченность у студентов. Это «окружающая среда дома», характеризующая текущие жилищные условия. Возможно, низкие значения в этой сфере связаны с высоким процентом иногородних студентов, вынужденных кардинально поменять условия и образ жизни в связи с поступлением в высшее учебное заведение, часто в худшую сторону. Также наибольшее беспокойство вызывают финансовые ресурсы и доступность медицинской помощи и ее качество. В психологической субсфере наиболее низкие оценки получили уровень самооценки и собственные когнитивные функции (табл. 1).

Таблица 1

Показатели качества жизни студентов начального этапа обучения в университете по субсферам опросника ВОЗКЖ-100 (Ме ± с, п = 45)

Сферы Субсферы Значения субсфер

Физическая сфера 14,33 ± 2,36 Физическая боль и дискомфорт 16,00 ± 3,00

Жизненная активность, энергия и усталость 13,00 ± 2,65

Сон и отдых 14,00 ± 3,68

Психологическая сфера 13,80 ± 2,74 Положительные эмоции 15,00 ± 3,37

Мышление, обучаемость, память и концентрация (познавательные функции) 12,00 ± 2,39

Самооценка 13,00 ± 3,61

Образ тела и внешность 15,00 ± 3,68

Отрицательные эмоции 14,00 ± 4,16

Уровень независимости 16,75 ± 1,65 Подвижность 18,00 ± 2,60

Способность выполнять повседневные дела 15,00 ± 2,68

Зависимость от лекарств и лечения 20,00 ± 3,38

Способность к работе 16,00 ± 2,83

Социальные отношения 14,67 ± 3,24 Личные отношения 15,00 ± 4,10

Практическая социальная поддержка 16,00 ± 3,37

Сексуальная активность 12,00 ± 4,80

Окончание таблицы 1

Сферы Субсферы Значения субсфер

Окружающая среда 13,13 ± 1,66 Физическая безопасность и защищенность 14,00 ± 3,00

Окружающая среда дома 12,00 ± 4,49

Финансовые ресурсы 13,00 ± 2,76

Медицинская и социальная помощь (доступность и качество) 13,00 ± 2,64

Возможности для приобретения новой информации и навыков 16,00 ± 3,18

Возможности для отдыха и развлечений и их использование 15,00 ± 3,11

Окружающая среда вокруг (загрязненность/шум/климат/ привлекательность) 12,00 ± 2,10

Транспорт 14,00 ± 2,25

Духовная сфера 16,00 ± 3,87 Духовность / религия / личные убеждения 16,00 ± 3,87

Общий уровень жизни в среднем составил 87,73 ± 10,90 при максимально возможном значении 285, что характеризует его как достаточно низкий. Однако полученные результаты в целом согласуются с рядом исследований качества жизни студентов других регионов России. В частности, с показателями качества жизни студентов Воронежской государственной медицинской академии и Волгоградского медицинского государственного университета. Средние оценки по удовлетворенности физической сферой жизни студентов данных регионов составили 14,2 ± 0,23 и 11,8 ± 0,80; психологической сферой — 13,23 ± 0,11 и 10,50 ± 1,56; уровнем независимости — 19,61 ± 0,18 и 12,30 ± 1,21; духовной сферой — 15,98 ± 0,27 и 12,5 ± 0,87 соответственно [1, 2].

Выводы. Удовлетворенность качеством жизни обследованных студентов первого курса медицинского университета на начальном этапе обучения остается невысокой. Особенно остро это проявляется в жилищно-бытовых условиях и организации системы здравоохранения. Внимания требует также психологическая сфера, в частности состояние функциональных ресурсов центральной нервной системы, обеспечивающих успешность учебной деятельности. В сравнении с другими регионами России оценка удовлетворенности качеством жизни студентов

ЮУГМУ остается на среднем уровне, что указывает на отсутствие специфических проблем, связанных с особенностями среды проживания и учебно-образовательным процессом.

Несмотря на это, условия жизни студентов нуждаются в более глубоком изучении с целью повышения качества высшего образования и поддержания психологического здоровья студентов.

Литература

1. Губина О. Н. Оценка и анализ качества жизни и профессиональной адаптации студентов медицинского вуза : дис. ... канд. тех. наук. — Воронеж : Воронежская государственная медицинская академия, 2007. — 129 с.

2. Пивоварова Е. В., Мандриков В. Б., Мицули-на М. П. Оценка качества жизни студентов с синдромом вегетативной дисфункции // Вестник Волгоградского государственного мед. университета. — 2012. — № 2. — С. 32-35.

3. Хоч Н. С. Психологическая жизнестойкость как ресурс адаптации студентов из Тувы к образовательной среде научных центров Сибири // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — URL: http://science-education.ru/113-10953.

4. The WHOQOL Group // World Health Forum. — 1996. — Vol. 17, № 4. — Р. 354.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.