Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С АСИММЕТРИЧНЫМ СЛУХОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С АСИММЕТРИЧНЫМ СЛУХОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ВАШ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербакова Яна Леонидовна, Янов Юрий Константинович, Кузовков Владислав Евгеньевич, Мегрелишвили Спартак Михайлович

Основным показателем эффективности слухоречевой реабилитации пациентов с асимметричным снижением слуха после кохлеарной имплантации является оценка качества жизни. Качество жизни - это восприятие индивидами своего положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека. Для оценки качества жизни используют различные анкеты и опросники, как универсальные, так и разработанные с учетом определенной нозологии (ВАШ, HHIA, GBI, PedsQL).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербакова Яна Леонидовна, Янов Юрий Константинович, Кузовков Владислав Евгеньевич, Мегрелишвили Спартак Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LIFE QUALITY OF PATIENTS WITH ASYMMETRIC HEARING LOSS AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

Assessment of life quality is the main criteria of hearing and speech rehabilitation of patients with assymetrical hearing loss after cochlear implantation. Life quality is the perception of its position in life by the person in the context of culture and system of values they live in in accordance with objectives, expectations and concerns. Life quality is determined by physical, social and emotional factorsof person's life. In order to assess life quality they use different questionnaires and surveys, both broad based and developed with regard to the specific nosology. (VAS, HHIA, GBI, PedsQL).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С АСИММЕТРИЧНЫМ СЛУХОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ»

УДК 616.283.1-089.168.1:614.2-056.2

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ С АСИММЕТРИЧНЫМ СЛУХОМ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ

Я. Л. Щербакова, Ю. К. Янов, В. Е. Кузовков, С. М. Мегрелишвили

ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»

Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

(Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАН, проф. Ю. К. Янов)

ASSESSMENT OF LIFE QUALITY OF PATIENTS

WITH ASYMMETRIC HEARING LOSS AFTER COCHLEAR IMPLANTATION

Y. L. Shcherbakova, Y. K. Yanov, V. E. Kuzovkov, S. M. Megrelishvili

Saint Petersburg ENT and Speech Research Institute, St. Petersburg, Russia

Основным показателем эффективности слухоречевой реабилитации пациентов с асимметричным снижением слуха после кохлеарной имплантации является оценка качества жизни.

Качество жизни — это восприятие индивидами своего положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами.

Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека. Для оценки качества жизни используют различные анкеты и опросники, как универсальные, так и разработанные с учетом определенной нозологии (ВАШ, HHIA, GBI, PedsQL).

Ключевые слова: анкетирование, качество жизни, ВАШ, HHIA.

Библиография: 11 источников.

Assessment of life quality is the main criteria of hearing and speech rehabilitation of patients with assymetrical hearing loss after cochlear implantation.

Life quality is the perception of its position in life by the person in the context of culture and system of values they live in in accordance with objectives, expectations and concerns.

Life quality is determined by physical, social and emotional factorsof person's life. In order to assess life quality they use different questionnaires and surveys, both broad based and developed with regard to the specific nosology. (VAS, HHIA, GBI, PedsQL).

Key words: questionnaire survey, Life quality, VAS, HHIA.

Bibliography: 11 sources.

Асимметричное снижение слуха - глухота на одно ухо (снижение слуха свыше 91 дБ) в сочетании с так называемым остаточным слухом на противоположном (снижение слуха до 90 дБ во всем частотном диапазоне) - встречается часто [1, 4, 9, 10].

Под асимметричным слухом в РФ считают различия порогов восприятия между ушами более 15 дБ, по-меньшей мере на двух частотах, а за рубежом критерием асимметрии считается инте-рауральная разница порогов восприятия, равная или более 30 дБ на четырех частотах [РТА 4 (хуже слышащее ухо) - РТА4 (лучше слышащее ухо) > 30 дБ] [6].

Таким образом, необходима более эффективная коррекции нарушений слуховой функции у данной группы пациентов, реабилитация которых осуществляется с помощью электроакустических методов (зачастую неэффективных), а также улучшение их качества жизни [8].

При неэффективности коррекции нарушений функции слуха с помощью слуховых аппаратов возможным способом реабилитации данной

группы пациентов является метод многоканальной кохлеарной имплантации.

По определению ВОЗ, качество жизни — это восприятие индивидами своего положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, в соответствии с целями, ожиданиями, нормами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, которые для него значимы [11, 12].

Качество жизни как социальная категория выражает степень удовлетворения всех потребностей человека в обществе с определенными культурно-историческими, социально-психологическими, моральными и этическими традициями, образом жизни и экономическим развитием [3].

Для оценки качества жизни используют различные анкеты и опросники - как универсальные, так и разработанные с учетом определенной нозологии [3].

Цель исследования. Оценка качества жизни у пациентов с асимметричным слухом до и после кохлеарной имплантации.

Т а б л и ц а

Гендерное соотношение пациентов исследуемых групп

Пол Абс. %

1-я группа

ж 10 45,5

м 12 54,5

2-я группа

ж 12 54,5

м 10 45,5

Пациенты и методы исследования. Оценку качества жизни проводили с использованием опросника HHIA (Hearing Handicap Inventory in Adults) у взрослых пациентов и детей старше 16 лет, а также опросника PedsQL (Pediatric Quality of Life Inventory) у детей в возрасте 7-16 лет.

Все пациенты были разделены на две группы в зависимости от возраста:

группа 1 - взрослые и дети старше 16 лет (22 пациента).

группа 2 - дети от 7 до 16 лет (22 пациента).

Первая группа включала 22 пациента, средний возраст которых составлял 34,8 ± 5,3 лет, вторая группа также включала 22 пациента, средний возраст которых - 10,2 ± 3,3 лет, гендерное соотношение исследуемых приведено в таблице.

Методы. Качество жизни оценивали с использованием опросников HHIA (Hearing Handicap Inventory in Adults) и PedsQL (Pediatric Quality of Life Inventory).

Опросник HHIA широко используется для оценки качества жизни у взрослых пациентов после слухопротезирования [2, 7].

HHIA представляет собой анкету, состоящую из 25 вопросов: 12 вопросов, относящихся к социальной сфере (социальная подшкала), и 13 - к вопросам эмоционального функционирования (эмоциональная подшкала) пациента. На каждый из перечисленных вопросов пациенту предоставляется несколько вариантов ответа с соответствующим балльным значением: ответ «да» оценивается 4 балла, ответ «иногда» - 2 балла, а ответ «нет» - 0 баллов. Суммарное количество баллов, которое варьирует от 0 до 100, характеризует выраженность имеющейся у пациента проблемы, связанной с наличием дефицита слуха и оказывающей влияние на социальную и эмоциональную сферу (оценка ведется отдельно по подшкалам). Чем больше общее количество баллов, тем более выражена проблема и тем самым хуже качество жизни опрашиваемого.

Опросник PedsQL прошел валидацию и используется для оценки качества жизни у детей в возрасте 8-18 лет [5].

Опросник состоит из 23 вопросов, объединенных в четыре шкалы:

- 8 вопросов - физическое функционирование;

- 5 вопросов - эмоциональное функционирование;

- 5 вопросов - социальное функционирование;

- 5 вопросов - ролевое функционирование (жизнь в школе).

В процессе шкалирования могут быть получены следующие суммарные баллы: суммарный балл физического компонента качества жизни (включает шкалу физического функционирования), суммарный балл психосоциального функционирования (включает шкалы эмоционального, социального и ролевого функционирования) и суммарный балл по всем шкалам опросника.

В связи с нарушением функции слуха нас интересовал показатель психосоциального функционирования, отражающий эмоциональное состояние самого ребенка и родителей, а также его адаптацию в социальной сфере.

Как уже было сказано выше, весь опросник, разделенный на соответствующие подразделы, состоит из 23 вопросов. На каждый из перечисленных вопросов, пациенту предлагается несколько вариантов ответа с соответствующим бальным значением: «никогда» - 0 баллов, «почти никогда» - 1 балл, «иногда» - 2 балла, «часто» - 3 балла, «почти всегда» - 4 балла. Результаты по каждой из шкал опросника варьируют от 0 до 100 баллов, и чем выше итоговое количество баллов, тем лучше качество жизни ребенка.

Опросник включает две формы для заполнения детьми и родителями, которые различаются грамматическими конструкциями вопросов, но сохраняют их общий смысл.

Результаты. Среднее общее количество баллов опросника НН1А у исследуемой группы: до операции 69,6 ± 7,4 балла, а через 12 месяцев 31,6 ± 2,8 балла (рис. 1).

Средние количества баллов социального функционирования в исследуемой группе: до операции 36,9 ± 2,8 балла, через 12 месяцев после подключения аудиопроцессора 18,7 ±1,7 балла (рис. 2).

Среднее количество баллов эмоционального функционирования в исследуемой группе: до операции 31,4 ± 4,5 балла через 12 месяцев 12,8 ± 1,7 балла (рис. 3).

Как видно из представленных рисунков, после КИ качество жизни у пациентов в целом стало значительно лучше (о чем свидетельствует сокращение количества баллов опросника), а также уменьшилось эмоциональное напряжение и улучшилась их адаптация в социуме.

До операции Через 12 мегнцев после К'И

Рис. 1. Сравнение средних общих количеств баллов опросника НН1А.

До операции Через 12 месяцев nur.iv К'И

Рис. 2. Сравнение средних количеств баллов социального функционирования

опросника НН1А.

30

31,4

I 12,8

20

10

До операции Через 12 меенцев после КИ

Рис. 3. Сравнение средних количеств баллов эмоционального функционирования опросника НН1А.

60

65

70

75

80

85

90

95

100

65,8

' 93,7

До операшш

Через 12 месяцев после КИ

Рис. 4. Сравнение средних значений баллов психоэмоционального функционирования опросника PedsQL (форма для детей).

Рис. 5. Сравнение средних значений баллов психоэмоционального функционирования опросника PedsQL.

Средние количества баллов психосоциального функционирования опросника PedsQL (форма для заполнения детьми) у исследуемой группы: до операции 65,8 ± 5,4 балла, через 12 месяцев -93,7 ± 2,5 балла (рис. 4).

Средние количества баллов психосоциального функционировани опросника PedsQL (форма для заполнения родителями) у исследуемой группы наблюдались: до операции 59,7 ± 5,6 балла, а через 12 месяцев 89,2 ± 3,0 балла (рис. 5).

Заключение. В группах исследуемых было выявлено статистически значимое различие (р < 0,05) средних количеств баллов используемых опросников до и после КИ.

По НН1А общее количество баллов до операции: 69,6 ± 7,4 балла, после оперативного вмешательства 31,6 ± 2,8 балла (см. рис. 1).

Полученные результаты демонстрируют улучшение качества жизни у пациентов с асимметрич-

ным снижением слуха после кохлеарной имплантации - уменьшение проблем в ситуациях, с которыми сталкивается пациент в повседневной жизни.

Также отмечалось уменьшение эмоциональной напряженности и улучшение адаптации пациентов в социальной среде. По эмоциональной подшкале среднее количество баллов: до операции 31,4 ± 4,5, через 12 месяцев после КИ 12,8 ± 1,7 балла (рис. 3). Среднее количество баллов по социальной подшкале до операции 36,9 ± 2,8, через 12 месяцев после подключения аудио-процессора 18,7 ± 1,7 балла (см. рис. 2).

По опроснику PedsQL средние количества баллов психосоциального функционирования, при заполнении формы детьми: до операции 65,8 ± 5,4 балла, через 12 месяцев после КИ 93,7 ± 2,5 балла (см. рис. 4). При заполнении формы родителями, средние количества баллов психосоциального функционирования: до опе-

рации - 59,7 ± 5,6 балла, через 12 месяцев после подключения речевого процессора 89,2 ± 3,0 балла (см. рис. 5).

После проведения кохлеарной имплантации у детей с асимметричным слухом отмечается улуч-

шение качества их жизни и жизни родителей. Дети качество своей жизни оценивали значительно лучше, чем родители, вероятно, это связано с не объективным отношением ребенка к своему состоянию и сопутствующим ситуациям.

Выводы

Для оценки качества жизни у пациентов со снижением слуха в предоперационном периоде и после проведения КИ рекомендуется использовать опросники HHIA у взрослых пациентов и PedsQL у детей.

При статистической обработке опросников было доказано, что у пациентов с асимметричным слухом после проведения кохлеарной имплантации качество жизни улучшается по сравнению с предоперационными данными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабияк В. И., Накатис Я. А. Клиническая оториноларингология: руководство для врачей. - СПб.: Гиппократ, 2005. - 800 с.

2. Голованова Л. Е. Использование опросников для оценки эффективности слухопротезирования // Рос. отори-нолар. - 2008. - № 5. - С. 20-25.

3. Кузовков В. Е. Оценка качества жизни больных хроническим гнойным отитом: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2003. - 22 с.

4. Масюнин А. М. Использование остатков слуха глухонемых школьников при устранении дефектов произношения фразы // Спец. шк. - 1960. - № 3. - С. 28-35.

5. Никитина Т. П. Разработка и оценка свойств русской версии опросника PedsQL для исследования качества жизни детей 8-18 лет: автореф дис. ... канд. мед. наук. - СПб., 2004. - 28 с.

6. Практическое руководство по сурдологии / А. И. Лопотко [и др.]. - СПб.: Диалог, 2008. - 274 с.

7. Сугарова С. Б. Оценка качества жизни у пациентов после установки имплантируемых слуховых систем // Рос. оторинолар. - 2014. - № 1. - С. 202-206.

8. Cadieux J. H., Firszt J. B., Reeder R. M. Cochlear implantation in non-traditional candidates: preliminary results in adolescents with asymmetric hearing loss // Otol. Neurotol. - 2013. - Vol. 34, N 3. - P. 408-415.

9. Cochlear implantation in patients with substantial residual hearing / R. D. Cullen [ et al.] // Laryngoscope. - 2004. -Vol. 114. - P. 2218-2223.

10. Cochlear implants for children with significant residual hearing / S. J. Dettman [et al.] // Arch. otolar. head neck surg. - 2004. - Vol. 130 - P. 612-618.

11. Kind P., Williams A. Measuring success in health care - the time has come to do it properly. - Health Policy Matter. -2004. - Is. 9. - Р. 1-8.

12. Artyushkin S. A., Yanov Y. K., Kuzovkov V. E. Factors influensing the parents' satisfaction level after cochlear implantation // Abstracts of 10rd International Conference on Cochlear Implants and other Implantable Technologies / San Diego, California, USA, 2008. - P. 256.

Щербакова Яна Леонидовна - мл. н. с. отдела диагностики и реабилитации нарушений слуха НИИЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел. 8 (812) 316-45-79, e-mail: [email protected]

Янов Юрий Константинович - засл. врач РФ, член-корр. РАН, докт. мед. наук, профессор, директор НИИЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел. 8(812) 316-2256, e-mail: [email protected]

Кузовков Владислав Евгеньевич - докт. мед. наук, зав. отделом диагностики и реабилитации нарушений слуха НИИЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел. 8 (812)317-84-42, e-mail: [email protected]

Мегрелишвили Спартак Михайлович - зав. сурдологическим отделением НИИЛОР. Россия, 190013, Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9; тел. 8(812) 316-28-83, e-mail: [email protected]

Russian otorhinolaryngology [Rossijskaja otorinolaringologija]. 2014. N 6. P. 99-104.

Shcherbakova Y. L., Yanov Y. K., Kuzovkov V. E., Megrelishvili S. M. Ocenka kachestva zhizni pacientov s asimmetrichnym sluhom posle kohlearnoj implantacii [Assessment of life quality of patients with asymmetric hearing loss after cochlear implantation]

Shcherbakovа Yana L. - junior research officer of hearing disorders diagnostics and rehabilitation division, ENT Reserch Institute, Russia. 190013, Saint-Petersburg, Bronnitskaya str., 9; phone: 8(812)316-45-79, e-mail: [email protected]

Yanov Yuri K. - Honoured Doctor RF, corresponding member of RAS, Doctor of Medical Sciences, professor, Director ENT Research Institute. Russia. 190013, Saint-Petersburg, Bronnitskaya str., 9; phone: 8(812) 316-2256, e-mail: [email protected]

Kuzovkov Vladislav E. - Doctor of Medical Sciences, head of hearing disorders diagnostics and rehabilitation division, ENT Research Institute, Russia. 190013, Saint-Petersburg, Bronnitskaya str., 9; phone: 8(812)317-84-42, e-mail: [email protected]

Megrelishvili Spartak M. - head of audiological sub department of ENT Research Institute. Russia, 190013, Saint-Petersburg, Bronnitskaya str., 9; phone: 8(812)316-28-83, e-mail: [email protected]

References

1. Babijak V. I., Nakatis Ja. A. Klinicheskaja otorinolaringologija: Rukovodstvo dlja vrachej. SPb.: Gippokrat, 2005, 800 p.

2. Golovanova L. E. Ispol'zovanie oprosnikov dlja ocenki jeffektivnosti sluhoprotezirovanija. Rossijskaja otorinolaringologija, 2008, N 5, pp. 20-25.

3. Kuzovkov V. E. Ocenka kachestva zhizni bol'nyh hronicheskim gnojnym otitom: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. SPb., 2003, 22 p.

4. Masjunin A. M. Ispol'zovanie ostatkov sluha gluhonemyh shkol'nikov pri ustranenii defektov proiznoshenija frazy. Special'naja shkola, 1960, N 3, S. 28-35.

5. Nikitina T. P. Razrabotka i ocenka svojstv russkoj versii oprosnika PedsQL dlja issledovanija kachestva zhizni detej 8-18 let: avtoref dis. ... kand. med. nauk. SPb., 2004, 28 p.

6. Prakticheskoe rukovodstvo po surdologii. A. I. Lopotko [et al.]. SPb.: Dialog, 2008, 274 p.

7. Sugarova S. B. Ocenka kachestva zhizni u pacientov posle ustanovki implantiruemyh sluhovyh sistem. Rossijskaja otorinolaringologija, 2014, N 1, pp. 202-206.

8. Cadieux J. H., Firszt J. B., Reeder R. M. Cochlear implantation in non-traditional candidates: preliminary results in adolescents with asymmetric hearing loss. Otol. Neurotol., 2013, Vol. 34, N 3, pp. 408-415.

9. Cochlear implantation in patients with substantial residual hearing. R. D. Cullen [ et al.]. Laryngoscope, 2004, vol. 114, pp. 22182223.

10. Cochlear implants for children with significant residual hearing. S. J. Dettman [et al.]. Arch. otolar. head neck surg., 2004, vol. 130, pp. 612-618.

11. Kind P., Williams A. Measuring success in health care - the time has come to do it properly. Health Policy Matter, 2004, Is. 9, pp. 1-8.

12. Artyushkin S. A., Yanov Y. K., Kuzovkov V. E. Factors influensing the parents' satisfaction level after cochlear implantation. Abstracts of 10rd International Conference on Cochlear Implants and other Implantable Technologies. San Diego, California, USA, 2008, pp. 256.

УДК 616.28-008.1-08-039.73+616.283.1-089.843

НАРУШЕНИЯ СЛУХА И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

Я. Л. Щербакова, Ю. К. Янов, В. Е. Кузовков, С. М. Мегрелишвили

ФГБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи»

Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

(Директор - засл. врач РФ, член-корр. РАН, проф. Ю. К. Янов)

HEARING DISORDERS AND THEIR CORRECTION METHODS

I. L. Shcherbakova, Y. K. Yanov, V. E. Kuzovkov, S. M. Megrelishvili

Saint Petersburg ENT and Speech Research Institute, St. Petersburg, Russia

Слух - это важнейший интеллектуальный, эмоциональный и социальный орган чувств. Нарушения слуха являются широко распространенной проблемой в современном обществе, причины которых весьма разнообразны (воспалительные и невоспалительные заболевания в среднем ухе, применение ото-токсических препаратов).

За последние десятилетия отмечается тенденция к увеличению количества пациентов, имеющих проблемы со слухом, и, по результатам глобальной оценки распространенности нарушений слуха, на 2012 г. снижением слуха страдали 360 млн человек.

Существуют различные классификации нарушений слуха, которые представлены в данной статье. В работе сделана попытка обобщить современное состояние вопроса классификации тугоухости и коррекции нарушений слуха в связи с тем, что появляются новые технологические решения, расширяется спектр хирургических методов коррекции слуха при помощи различных технических средств.

Ключевые слова: классификация нарушений слуха, слуховые аппараты, кохлеарная имплантация.

Библиография: 34 источников.

Hearing is the most important intellectual, emotional and social organ of senses. Hearing disorders are widely spread problem in modern society; their reasons are quire varied (inflammatory and non-inflammatory illnesses of the middle ear, use ototoxic medications).

Within last decades there is a tendency of increase of the patients, who have hearing disorders, and according to global estimation of hearing disorders for 2012, 360 mln. people suffer from hearing loss.

There are different classifications of hearing disorders based on various criteria, which are provided in this article. The article makes an attempt the present day state of hearing disorders classification and hearing

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.