5. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984.
УДК 338.47
Полухина Е.А., магистр экономики старший преподаватель учреждение «Университет «Туран» Казахстан, г. Алматы ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛУГ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОСРЕДНИКА
Аннотация: на сегодняшний день существует два подхода к решению проблемы выбора перевозчика: аналитический и экспертный. Кроме того, в оценке качества услуг перевозчика целесообразно использовать «контрольные листы» и «контрольные карты».
Ключевые слова: транспортно-логистические схемы, посредники, оценка качества посредников, контрольный лист, контрольная карта.
Polukhina E.A., Master of Economics
Senior Lecturer Institution "University "Turan" Kazakhstan, Almaty EVALUATION OF QUALITY OF LOGISTIC MEDIATOR
SERVICES
Abstract: To date, there are two approaches to solving the problem of selecting a carrier: analytical and expert. In addition, it is advisable to use "control sheets" and "control charts" in assessing the quality of the carrier's services.
Keywords: transport-logistical schemes, intermediaries, quality assessment of intermediaries, checklist, control card
Многие операции в транспортно-логистических схемах невозможны без привлечения посредников - но в то же время, это приводит к возрастанию различного рода рисков. А существенно снизить такие риски позволяет использование системы оценки качества логистических посредников, в частности - перевозчиков.
В настоящее время используется два подхода к решению проблемы выбора перевозчика: аналитический, работающий на основе набора формул, описывающих параметры деятельности перевозчика, на основе которых будет производиться выбор; экспертный, базирующийся на экспертных оценках параметров, характеризующих логистического посредника, и последовательности получения экспертных оценок (рейтингов). На практике более распространен именно экспертный подход, дающий возможность более глубокого анализа качества предоставляемых услуг перевозчика [1].
В основном, в экспертом подходе используются следующие критерии выбора перевозчика: риск несвоевременности доставки, тарифы на перевозку, время в пути, гибкость изменения условий договоров, репутация
перевозчика; возможность обеспечения сохранности груза, использование современных информационных технологий, наличие разработанных транспортно-логистических схем доставки груза, и т.д. - то есть, те параметры, которые отвечают потребностям компании, которой требуются услуги посредника. Кроме того, в данный набор показателей необходимо включать контроль качества функционирования логистического посредника.
После определения набора показателей, подлежащих экспертной оценке, необходимо провести ранжирование показателей, согласовать выбор весовых коэффициентов (показателей важности критерия) и построить ранжированные показатели. Простейший (и наиболее популярный) алгоритм выбора перевозчика заключается в прямом сравнении суммарного рейтинга перевозчиков.
Для оценки качества услуг перевозчика также целесообразно использовать такие инструменты как контрольные листы и контрольные карты. Собранные данные должны быть представлены в структурированной и удобной для обработки форме. Для этого, а также для уменьшения вероятности возникновения ошибок при проведении оценки применяют контрольный лист. По сути, это - бумажный бланк, на котором представлены параметры, в отношении которых при помощи пометок заносятся необходимые и достаточные данные.
При подготовке контрольных листков следует использовать наиболее простые способы их заполнения. Число контролируемых параметров должно быть по возможности минимальным (но достаточным для получения релевантных выводов), а форма листа - как можно понятнее и удобнее для заполнения даже неквалифицированным персоналом.
Для контроля качества услуг перевозчика необходимо указывать: объект исследования; задание на перевозку (обычно в заголовке); период регистрации данных; источник данных; данные работника, регистрирующего показатели и их параметры; условные обозначения для регистрации полученных данных.
Ведение контрольных листов в электронном виде позволит исключить ошибки подсчетов, а также упростит ввод данных в случае осуществления контроля на разных участках поставок разными людьми.
Следует уточнить, что создание электронных версий таких листов не требует специализированного программного обеспечения - для этого вполне подходит Ехе1. Форма контрольного листа может быть расширена дополнительными показателями, учитывая потребности компании, пользующейся услугами перевозчиков [2].
Контрольные карты позволяют отслеживать динамику показателя качества во времени, а также корректировать логистический процесс для предотвращения выхода показателя качества за допустимые пределы. Для каждого показателя составляется индивидуальная карта. Все отклонения показателя качества делятся на случайные и неслучайные. Случайные отклонения имеют место при нормальном ходе процесса, и на контрольной
карте они не выходят за рамки контрольных границ. Если же показатели попадают за контрольные пределы или принимают необычную форму, то процесс считается вышедшим из-под контроля. При этом процесс характеризуется как нестабильный и неуправляемый. Таких воздействий можно избежать: бывают ситуации, когда изменения вызваны несоблюдением требований, предъявляемых к системе доставки, или применением неверных норм к данному виду доставки [3].
Критерии для построения контрольной карты аналогичны критериям для построения контрольного листа, но карта позволяет отслеживать динамику процесса посредством выстраиваемой на ее основе диаграммы.
Использованные источники:
1. Барабанова О.А .,Васильев В.А., Одиноков С.А. Семь инструментов контроля качества. www.pqm-online.com
2. Статистические методы контроля и управления качеством. Контрольные карты. Анализ точности и стабильности. Возможности процессов. http: //window.edu.ru
3. Контрольные карты. кНр://ш^ст^от^рЬи.га/Контрольные_карты
4. Построение контрольных карт. https://lib.sale/proizvodstvennyiy-menedj ment-knigi/postroenie-kontrolnyih-kart-73303. html