Научная статья на тему '«ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК'

«ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1012
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
зеленая логистика / зеленые технологии / логистические посредники / цепи поставок / окружающая среда / логистические процессы / green logistics / green technologies / logistics intermediaries / supply chains / environment / logistics processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.А. Белова, И.Ф. Жевтун, А.В. Карбышев

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во всем мире, наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса к применению и развитию «зеленых» технологий в цепи поставок. Такое пристальное внимание к этим технологиям вызвано тем, что глобальная транспортная отрасль является источником почти 6 % всех выбросов парниковых газов, и эта проблема усугубляется по мере роста масштабов мировой экономики и роста логистического сегмента. Данное научное направление имеет как экологический благоприятный эффект, так и экономический, и социальный, что вызывает необходимость подробного изучения и дальнейшего развития теоретических и практических положений. В рамках данной работы авторами был проанализирован зарубежный опыт применения «зеленых» технологий в логистике и управлении цепями поставок, проведен обобщенный анализ логистических процессов, определена целесообразность использования «зеленых» технологий, выявлены основные проблемы применения данных технологий в логистике и управлении цепями поставок, предложен алгоритм выбора логистического посредника с учетом критериев экологичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«GREEN» TECHNOLOGIES IN LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

The relevance of the research topic is due to the fact that all over the world, there is a steady trend of increasing interest in the application and development of "green" technologies in the supply chain. This focus on these technologies is due to the fact that the global transport industry is the source of almost 6% of all greenhouse gas emissions, and this problem is getting worse as the global economy grows and the logistics segment grows. This scientific direction has both an ecological favorable effect, and economic, and social, which causes the need for a detailed study and further development of theoretical and practical provisions. In this work, the authors analyzed the foreign experience of using "green" technologies in logistics and supply chain management, conducted a generalized analysis of logistics processes, determined the feasibility of using "green" technologies, identified the main problems of using these technologies in logistics and supply chain management, and proposed an algorithm for choosing a logistics intermediary, taking into account the criteria of environmental friendliness.

Текст научной работы на тему ««ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК»

DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11037

Е.А. Белова - к.с.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, belka11960@yandex.ru,

E. A. Belova - Ph. D., associate Professor of the Department Operation of motor transport of the «Pacific National University», belka11960@yandex.ru;

И.Ф. Жевтун - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, gevtun.ira@mail.ru,

I.F. Zhevtun - Senior lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University, gevtun.ira@mail.ru;

А.В. Карбышев - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, aleksandr_karbyshev@mail.ru,

A.V. Karbyshev - Senior Lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University, aleksandr_karbyshev@mail.ru.

«ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ И УПРАВЛЕНИИ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК «GREEN» TECHNOLOGIES IN LOGISTICS AND SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что во всем мире, наблюдается устойчивая тенденция повышения интереса к применению и развитию «зеленых» технологий в цепи поставок. Такое пристальное внимание к этим технологиям вызвано тем, что глобальная транспортная отрасль является источником почти 6 % всех выбросов парниковых газов, и эта проблема усугубляется по мере роста масштабов мировой экономики и роста логистического сегмента. Данное научное направление имеет как экологический благоприятный эффект, так и экономический, и социальный, что вызывает необходимость подробного изучения и дальнейшего развития теоретических и практических положений. В рамках данной работы авторами был проанализирован зарубежный опыт применения «зеленых» технологий в логистике и управлении цепями поставок, проведен обобщенный анализ логистических процессов, определена целесообразность использования «зеленых» технологий, выявлены основные проблемы применения данных технологий в логистике и управлении цепями поставок, предложен алгоритм выбора логистического посредника с учетом критериев экологичности.

Abstract. The relevance of the research topic is due to the fact that all over the world, there is a steady trend of increasing interest in the application and development of "green" technologies in the supply chain. This focus on these technologies is due to the fact that the global transport industry is the source of almost 6% of all greenhouse gas emissions, and this problem is getting worse as the global economy grows and the logistics segment grows. This scientific direction has both an ecological favorable effect, and economic, and social, which causes the need for a detailed study and further development of theoretical and practical provisions. In this work, the authors analyzed the foreign experience of using "green" technologies in logistics and supply chain management, conducted a generalized analysis of logistics processes, determined the feasibility of using "green" technologies, identified the main problems of using these technologies in logistics and supply chain management, and proposed an algorithm for choosing a logistics intermediary, taking into account the criteria of environmental friendliness.

Ключевые слова: зеленая логистика, зеленые технологии, логистические посредники, цепи поставок, окружающая среда, логистические процессы.

Keywords: green logistics, green technologies, logistics intermediaries, supply chains, environment, logistics processes.

В последнее десятилетие логистический бизнес все более активно занимается вопросами влияния логистического процесса на экологию, поскольку на смену рыночным концепциям развития бизнеса, включая транспортно-логистический, приходит концепция устойчивого развития (sustainable development). Устойчивое развитие предполагает возможность удовлетворения потребностей человека без добычи ресурсов или производства отходов, превышающих регенеративную способность окружающей среды и тем самым переход на стратегию реализации «зеленых» технологий, в том числе в логистике и при управлении цепями поставок. Термин «зеленый» в значении «экологически-безопасный» стал применяться в конце 80-х гг. XX столетия, когда в мире был взят курс на устойчивое развитие и появилось понятие «социальная ответственность бизнеса». С этого времени в странах с развитой экономикой атрибут «зеленый» стал фактором конкурентного преимущества на предприятиях различных сфер деятельности. Начало развитию концепции применения «зеленых технологий» в управлении цепями поставок положено немецким ученым Эрвином Мюллером в 1989 г., в рамках которой он уделил большое внимание транспортной логистике, отметив сильную связь между логистикой, охраной окружающей среды и природными ресурсами [1]. Позднее ученые Технического университета Дрездена продолжили исследование и изучили взаимосвязь между бизнесом и окружающей средой [2]. При этом следует отметить, что еще на этапе становления и дальнейшего развития концептуальных основ применения зеленых технологий в управлении цепями поставок стало отождествляться с термином «зеленая логистика», «эколого-ориентированная» логистика, экологистика. Использование зеленых технологий в управлении цепями поставок

предполагает реализацию процессов с учетом основных принципов и функций управления (планирование, организация, мотивация и контроль) в рамках системы управления цепями поставок и оптимизации функционирования всей цепочки поставок с целью сокращения уровня негативного воздействия на окружающую среду. Наиболее распространенные «зеленые» технологии в управлении цепочками поставок: отбор поставщиков сырья с наименьшими затратами не возобновляемых ресурсов; уменьшение запасов для сокращения потребности в складских площадях; оптимизацию маршрутов транспортировки грузов в целях сокращения выбросов вредных газов; сокращение доли автомобильных перевозок в доли поставок другими видами транспорта, (морской, водный, железнодорожный); исключение из логистической цепочки промежуточных пунктов хранения и перевалки грузов; субституция бумажного документооборота, переход на электронные документы, облака и приложения. В рамках данной работы авторами был проанализирован зарубежный опыт применения «зеленых» технологий в логистике и управлении цепями поставок. На сегодняшний день каждая национальная экономика стремится применять «зеленые» технологии в управлении логистическими цепочками поставок и кроме сохранения окружающей среды получить экономический эффект от их функционирования. Так, проведенное исследование QSHE Global, основная цель которого заключалась в выявлении отношения респондентов (5400 чел.) к внедрению экологических технологий в бизнес-процессы современных компаний, показало, что в настоящий момент, 82 % используют принципы «зеленой» логистики для повышения имиджа, а 30 % респондентов уже готовы платить дополнительно за экологические технологии, из этого следует что в обществе активно формируется положительное отношение к термину «зеленый» (рисунок 1).

100 80 60 40 20 0

30

шш

Готовы дополнительно платить за экологические технологии

67

Заботятся об окружающей среде

Выбирают партнеров, ориентированных на "зеленую" логистику

Используют пинципы "зеленой" логистики для улучшения имиджа

Рисунок 1 - Результаты опроса QSHE Global

В ряде развитых стран принимаются масштабные государственные планы и программы по стимулированию развития экологических технологий и инноваций, создаются специализированные исследовательские центры и фонды. Принятые нормы, налоги, субсидии и другие меры поддержки со стороны государства являются важным стимулом для развития «зеленых» технологий. Агентством маркетинговых исследований Kantar TNS был проведен опрос среди стран, активно применяющих «зелёные» технологии. Данный опрос показал, что большая часть стран применяют и развивают инструменты экологичности на своих предприятиях, так как активная экологическая направленность логистики становится дополнительным конкурентным преимуществом цепочки поставок в целом, и каждого ее участника в частности.

На вопрос «Готовы платить больше за экологичные товары и услуги» мнения респондентов распределись следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2 - Результаты опроса на вопрос «Готовы платить больше за экологичные товары и услуги»

Так по результатам следует сделать вывод, что странах Юго-Восточной Азии из 100 % респондентов более 70 % готовы к повышению цены на товары и услуги в следствии применения «зеленых» технологий, что несомненно является плюсом для производителей, которые будут внедрять и развивать в своей деятельности экологичные инструменты (рисунок 3).

70%

Япония Австралия Сингапур Таиланд Южная Малайзия Гонконг Другие

Корея страны

Рисунок 3 - Результаты исследования по вопросу «Принимают надбавку в виде 5 % к цене товара/услуги за экологичность»

Таким образом, следует отметить, что в Японии потребители проявили наибольший энтузиазм, и 70% из них приняли 5 % надбавку к цене за экологичность, в Австралии и Сингапуре половина опрошенных согласны и поддерживают то, что цена на товары и услуги возрастет в связи с внедрением «зелёных» технологий. Среди других стран к надбавке к цене готовы всего 10 % опрошенных (рисунок 4).

60%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Гонконг Австралия Япония Другие страны

Рисунок 4 - Результаты опроса о готовности взять потребителей часть расходов на себя при переходе к «зелёным» технологиям

Более 50 % опрошенных согласны на то, чтобы понести часть расходов при принятии концепции «зеленых» технологий. Большинство респондентов полагает, что для производителей товаров и услуг следует принимать и реализовывать практику применения «зеленых» технологий в управлении цепями поставок (см. рисунок 4).

В 2019 году по результатам исследования на Всемирном экономическом форуме аналитической группой был представлен отчет о глобальной конкурентоспособности стран мира, использующих экологические инструменты, который показывает уровень строгости соблюдения норм и правил по защите окружающей среды [3] (рисунок 5).

7 —6,4

Рисунок 5 - Рейтинг стран по соблюдению экологически норм

Стоит отметить, что во всем мире наблюдается устойчивая тенденция к развитию и внедрению «зелёных» технологий, растет понимание того, как производство товаров и оказание услуг могут влиять на окружающую среду. Лидером рейтинга является Германия, в которой соблюдаются все существующие правила и норм в рамках «зелёных» технологий. Китай занимает последнюю строчку в данном рейтинге, но имеет потенциал к внедрению экологических норм, принимаются трансформации в нормативно-правовой базе при внедрении технологий процессов экологизации, так как по оценкам экспертов тема «зеленых» цепей поставок более актуальна в регионах с более высокой плотностью населения и активная экологическая направленность логистики становится дополнительным конкурентным преимуществом цепочки поставок в целом, и каждого ее участника в частности. По данным опроса Green Trends в исследовании «На пути к устойчивой логистике», 59 % бизнес-структур считают, что «зеленые» перевозки станут определяющим фактором в завоевании клиентов в будущем [6]. Увеличенный интерес компаний к «зеленому» аспекту в ходе своей деятельности также обусловлен и такими тенденциями, как повышение осведомленности потребителей через экологическую маркировку, повышение спроса на специалистов-экологов, растущее значение экономических факторов для сохранения окружающей среды, а также усиление политического влияния и регулирования в этом направлении.

В России тема «зелёных» технологий в управлении цепями поставок находится пока на стадии развития, хотя уже сегодня многие российские компании заимствуют передовой зарубежный опыт и начинают переход на использование «зеленых» технологий. Применение «зеленых» технологий и тем самым уменьшение вредного воздействия производственно-логистической деятельности на природные сферы рассматривается на всех этапах технологического цикла продукта и звеньях цепи поставок, что в целом согласуется с подходами, распространенными в зарубежной практике. Основными субъектами, способствующими и одновременно воздействующими на внедрение «зеленых» технологий при управлении цепями поставок, являются: государственные структуры, производители, потребители и др. Субъекты формируют концепцию и ее ориентацию, и влияние на логистические потоки на макроуровне, определяют вектор развития на уровне отдельного участника цепи поставок с учетом технологического цикла продукта в звеньях цепи (снабжение, производство, транспортировка, складирование, упаковка, сортировка, переработка и др.) и возможности применения «зеленых технологий» (энергосберегающие, ресурсосберегающие, рециклинговые и др.).

В рамках данной работы авторами был проведен обобщенный анализ логистических процессов, определена целесообразность использования «зеленых» технологий в управлении цепями поставок (сбыт - 5 %, склад - 8 %, снабжение - 15 %, производство - 23 % и транспорт - 49 % (значения усредненные)) и выявлены основные проблемы применения данных технологий в логистике и управлении цепями поставок.

Узловые проблемы внедрения «зеленых» технологий в управлении цепями поставок:

1. Высокий уровень издержек, связанных с утилизацией отходов обусловленный недостатками в организации процессов в цепи поставок и контроле за процессами (таблица 1).

Таблица 1 - Использования отходов производства в сравнении

Использование отходов производства, % Россия США Япония

Сжигание 8 14 26

Захоронение 86 48 4

Рециклинг 6 38 70

Так, в рамках существующих технологий 80 % приходится на захоронение, что наносит непоправимый вред окружающей среде, в то время как в Японии более половины (70 %) отходов производства проходят переработку. Рециклингу отходов в России по сравнению с США (38 %) и Японией (70 %) подлежит всего 6 %, это связано с тем, что в России путь к раздельному сбору мусора только начался, с 1 января 2019 года вступил в силу закон о раздельном сборе мусора.

2. Малая заинтересованность общества к вопросам рационального использования природных ресурсов и негативных последствий антропогенного воздействия.

3. Низкий уровень конкурентоспособности экологически чистых товаров и услуг в текущих рыночных условиях. Данная проблема связана с тем, что значительная часть населения не готово переплачивать за такие преобразования.

Авторами работы проведен опрос пользователей транспортных услуг, по итогам которого были получены следующие результаты:

На вопрос «Готовы ли Вы доплачивать за внедрение экологических инструментов?» около 50 % респондентов отметили что не готовы доплачивать за «зеленые» технологии. Почти каждый пятый (около 20 %) согласен доплачивать, но не более 1 %. Около 12 % опрошенных готовы платить в интервале от 1 % до 5 % только 3 % опрошенных могут позволить себе увеличить плату за услуги транспортно-логистических компаний более чем на 10 %.

4. Нерациональная политика обновления основных фондов. К данной проблеме относится высокая степень физического и морального износа логистической инфраструктуры, так, по данным российского аналитического агентства «Автостат», по состоянию на 1 января 2019 года, парк грузовых автомобилей насчитывает порядка 4,7 млн единиц, при этом, на долю машин, пребывающих в возрасте старше 15 лет, приходится 75,2 %. Основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать [5]. Сложившаяся ситуация приводит к снижению уровня экологической безопасности транспортного процесса.

5. Недостатки в организации процессов доставки. Данная проблема заключается в недостаточном использовании экологичных технологий перевозочного процесса - оптимальная комбинация видов транспорта, ориентированная на уменьшение доли автомобильного транспорта при мультимодальных и контрейлерных перевозках. Количество выбросов в атмосферу СО2 при применении мультимодальной и контрейлерной схемы перевозки меньше, в сравнении с выполнением перевозки автомобильным транспортом. Выбросы в атмосферу на 10 км пути составляют в среднем около: 10,9 кг автомобильный транспорт; 1,3 кг мультимодальная и контрейлерная схемы перевозки.

6. Недостаточное использование цифровых технологий. Отсутствие современных транспортных технологий, помогающих снизить негативное воздействие на окружающую среду, особенно отсутствие экологического консалтинга. Также сегодня в России нет унифицированной формы, которая позволяла бы по единому шаблону предоставлять компаниям отчеты по показателям «зеленых» технологий в управлении цепочками поставок.

Публичное раскрытие информации об экологическом ущербе наглядно покажет результаты деятельности каждой компании и поможет клиентам сделать более рациональный выбор перевозчика.

7. Высокие издержки по обеспечению соблюдения требований в части негативного воздействия на окружающую среду. К таким издержкам относятся компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды (выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов) и другие виды вредного воздействия на неё. Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду [6].

8. Недостатки в организации цепи поставок. Зачастую в логистической цепи принимает участие большое количество посредников на всей цепочке поставок, что приводит к снижению уровня управляемости и контроля в том числе с точки зрения соблюдения экологических требований, а также повышение уровня затрат и увеличение нагрузки на экологическую составляющую. Нельзя не отметить, что применение «зеленых» технологий, прежде всего требует комплексного подхода в решении следующих частных задач: внедрение и дальнейшее использование в производстве экологически чистых и безопасных материалов, а также минимизация употребления не подлежащих утилизации сырья и упаковки; внедрение и дальнейшее применение в процессе производства природной энергии в целях минимизации загрязнения окружающей среды; максимальное использование отходов производства как вторичного сырья, возврат и утилизация отходов; внедрение и дальнейшее применение новых технологий для использования вторичного сырья; внедрение и дальнейшее применение экологически чистых технологий складирования и транспортировки продукции. Очевидно, что «зеленые» технологии должны способствовать определению и минимизации негативного воздействия деятельности на окружающую среду по всей цепочке поставок и повышать потребительскую ценность продукции за счет применения энерго- и ресурсосберегающих технологий.

На основании изучения передового мирового опыта и выявленных проблем в «зеленой» цепочки управления поставок, авторами предлагается алгоритм выбора логистического посредника с учетом критериев экологичности (рисунок 6).

На первом этапе предполагается выявление, выбор критериев для оценки логистических посредников и их дальнейшая группировка на количественные (стоимость услуги, время исполнения и пр.), качественные (надежность выполнения условий договора, учет требований клиентуры, квалификация персонала, репутация, надежность поставок и др.); экологические (наличие сертификатов, санитарно-экологических заключений,

наличие публикаций по снижению экологических последствий, наличие информации о возможности утилизации, рециклинга использованной продукции, экологическая направленность закупок, участие в экологических рейтингах, и др.). Список экологических критериев, предлагаемых к рассмотрению, и их ранжирование для дальнейшего принятия во внимание при выборе логистического посредника может варьироваться как с точки зрения количества, так и с точки зрения порогового уровня с учетом направления ограничений и будет определяться общей экологической стратегией компании.

Анализ рынка и идентификация всех потенциальных ЛП позволяет выбрать потенциальных поставщиков и на этапе предварительной оценки в случае выхода за установленные пределы пороговых уровней для каждой группы критериев, логистических посредник, не с соответствующий заявленным критериям может быть исключен из выборки.

При проверке степени соответствия ЛП сформированным критериям для определения значений количественных показателей, дополнительно с экспертными оценками могут использоваться разнообразные источники информации (отчеты, справочники, прайс-листы, результаты обследований и опросов и т. п.). Для получения оценок показателей качества предлагается использовать функцию желательности. Использование функции желательности позволяет свести качественные оценки показателей к количественным оценкам, при этом те и другие находятся в интервале от 0 до 1.

Выбор критерии! д!А оценки ЛП

т

Группировка критериев

*

Кпесткяшк Количественные Крятерш зкологнчностя

Определение пороговых урОЯМб для 1:аадон группы критериев с направлениями

ограничений (не более, не менее) *

Рдн&ирсыние СГруШЛрОНВШП КрИТ*рНеВ ПО степсии ЗНАЧИМОСТИ при принятии правильного управленческого решети

--Т -

Алалнг рынка н идентификация гсотеяннальныл ЛП

--т п-

Предварительная оценка н отбор ЛИ

_ + _

Проверка степени соответствия ЛП сформированным критериям (соответствует, не ооапетспует)

Проверка отооранных ЛП в оценка степени соответствия заявленному пороговому

уровнх> с учетам направлении ограничений

+ =

Ранжирование полученных значений с учетом значимости критериев в процессе

деятельности н елняння при принятии правильного управленческого решения

*

Расчет интегрального пеказателл л выбор оптимы ьис го ЛП при шнучешп значения*

Рисунок 6 - Алгоритм выбора логистического посредника с учетом критериев экологичности

Соответствие критериям экологичности подтверждается количественной оценкой в баллах, значения по показателям экологичности зависят от наличия у предприятия сертификатов, выданных третьей (независимой) стороной, которые подтверждают соблюдение критериев экологичности, или собственных (внутренних) систем контроля соблюдения критериев экологичности.

На завершающем этапе, производится расчет интегрального показателя (рейтинга) и выбор оптимального ЛП при полученных значениях. Интегральная оценка представляет собой сумму оценок показателей работы логистического посредника с учетом веса критерия, что позволяет сделать выбор логистического посредника, соответствующего заявленным критериям.

Как результат эффективность использования «зелёных» технологий при выборе логистического посредника, основанная на количественных, качественных и экологических критериях, отражает стремление компаний соответствовать экологическим требованиям и использовать в своей деятельности всевозможные инструменты, использование которых способствует снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. Поэтому, выбор логистических посредников, это сложная и ответственная задача, так как от них во многом зависит непрерывность производственных процессов, репутация компании. Смена логистического посредника -сложная процедура с неопределенными последствиями. Таким образом, предложенный алгоритм выбора логистического посредника с учетом критериев экологичности, является обобщением существующих подходов, позволяет формализовать процесс и повышает объективность экспертных оценок. Несмотря на существующие проблемы Россия заявляет о своей готовности интегрироваться в международное экологическое пространство и продолжает использовать все возможные инструменты для разработки и внедрения «зеленых технологий» в управлении цепочками поставок. Сегодня применение политики «зелёных» технологий в управлении цепями поставок - это концепция ведения современного бизнеса. Применение основных принципов экологической составляющей в цепочке поставок может быть значительным конкурентным преимуществом для как российских компаний, так и для страны в целом.

Источники

1. Появление и развитие концепции «Цепь поставок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.xzbu.eom/2/view-6731117.htm.

2. Сергеев, В.И. Логистика : информационные системы и технологии : учебно-практическое пособие [Текст] / В.И. Сергеев, М.Н. Григорьев, С.А. Уваров. - М. : Изд-во «Альфа-Пресс». - 2008. - 608 с.

3. Green Supply Chain Management in Asia-Pacific [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.m-brain.com/wp-content/uploads/2015/04/2775.pdf

4. Джонсон, Д. Современная логистика [Текст] / Д. Джонсон, Д. Вуд, Д. Ворд-лоу, М. Поль. - М. : Изд. дом «Вильяме», 2005. - 624 с.

5. Современное состояние транспортной инфраструктуры и проблемы развития транспортной логистики в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id4027/Sovremennoe-sostojanie-transportnoi-infrastruktury-i-problemy-razvitija-transportnoi-logistiki-v-RF

6. Эльяшевич, И.П. Перспективы развития экологической логистики в России [Текст] / И.П. Эльяшевич, Е.Р. Элья-шевич // Логистика и управление цепями поставок. - 2011. - № 2. - С. 19-27.

7. Angheluta, A. Sustainable go-green logistics solutions for Istanbul metropolis [Текст] / A. Angheluta // Transport problems. - 2019. - № 4. - Р. 59-67.

8. Christof Dr., Ehrhart E. Delivering Tomorrow: Towards Sustainable Logistics. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.delivering-tomorrow. com.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. The emergence and development of the concept of "Supply chain" [Electronic resource]. - Access mode: http://www.xzbu.com/2/view-6731117.htm.

2. Sergeev, V.I. Logistics: information systems and technologies: training manual [Text] / V.I. Sergeev, M.N. Grigoriev, S.A. Uvarov. - M.: Publishing house "Alfa-Press". - 2008 .-- 608 p.

3. Green Supply Chain Management in Asia-Pacific [Electronic resource]. - Access mode: https://www.m-brain.com/wp-content/uploads/2015/04/2775.pdf.

4. Johnson, D. Modern logistics [Text] / D. Johnson, D. Wood, D. Word-low, M. Paul. - M.: Izd. house "Williams", 2005. - 624 p.

5. The current state of transport infrastructure and the development of transport logistics in the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://www.informio.ru/publications/id4027/Sovremennoe-sostojanie-transportnoi-infrastruktury-i-problemy-razvitij a-transportnoi-logistiki-v-RF.

6. Elyashevich, I.P. Prospects for the development of environmental logistics in Russia [Text] / I.P. Elyashevich, E.R. El-yashevich // Logistics and supply chain management. - 2011. - No. 2. - P. 19-27.

7. Angheluta, A. Sustainable go-green logistics solutions for Istanbul metropolis [Text] / A. Angheluta // Transport problems. - 2019. - № 4. - Р. 59-67.

8. Christof Dr., Ehrhart E. Delivering Tomorrow: Towards Sustainable Logistics. [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.delivering-tomorrow. com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.