Научная статья на тему 'Оценка качества сна студентов выпускных курсов'

Оценка качества сна студентов выпускных курсов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
714
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / STUDENTS / СОН / SLEEP / КАЧЕСТВО СНА / SLEEP QUALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мусалимова Р.С., Варфоломеева А.С.

В статье представлены результаты оценки качества сна студентов выпускных курсов. Для исследования качества сна использовалась анкета балльной оценки субъективных характеристик сна и шкала дневной сонливости Эпворта (Epworth Sleepiness Scale (ESS), которая содержит вопросы вероятности развития сонливости в различных бытовых ситуациях. Исследования проводились дважды: в период зимней экзаменационной сессии и в межсессионный период. Исследования показали, что средние значения качества сна студентов в межсессионный период указывают на пограничные ее значения, а в период сессии они снижаются до показателей характерных для нарушенного сна. Средние значения дневной сонливости в межсессионный период и в период сессии указывают на слабую сонливость студентов. Однако, сонливость студентов в период сессии достоверно выше, чем в межсессионный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мусалимова Р.С., Варфоломеева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the sleep quality assessment in senior university students. To study sleep quality two methods were used: the questionnaire of subjective sleep characteristics and Epworth Sleepiness Scale (ESS), which contains questions measuring the possibility of developing sleepiness in various conditions. The research was conducted twice: during the winter examinations and during the in-between examinations period. The study showed that the average values of the students sleep quality in between examinations are borderline, whereas during the examinations week they are closer to the levels of disturbed sleep. The averages of daytime sleepiness between examinations and during the examination week indicate low sleepiness in students. However, the sleepiness of the students during the session was significantly higher than that in between examinations.

Текст научной работы на тему «Оценка качества сна студентов выпускных курсов»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СНА СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНЫХ

КУРСОВ

Р.С. Мусалимова1, А.С. Варфоломеева ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа, Россия

В статье представлены результаты оценки качества сна студентов выпускных курсов. Для исследования качества сна использовалась анкета балльной оценки субъективных характеристик сна и шкала дневной сонливости Эпворта (Epworth Sleepiness Scale (ESS), которая содержит вопросы вероятности развития сонливости в различных бытовых ситуациях. Исследования проводились дважды: в период зимней экзаменационной сессии и в межсессионный период. Исследования показали, что средние значения качества сна студентов в межсессионный период указывают на пограничные ее значения, а в период сессии они снижаются до показателей характерных для нарушенного сна. Средние значения дневной сонливости в межсессионный период и в период сессии указывают на слабую сонливость студентов. Однако, сонливость студентов в период сессии достоверно выше, чем в межсессионный период.

Ключевые слова: студенты, сон, качество сна

Assessing sleep quality in senior university students. The article presents the results of the sleep quality assessment in senior university students. To study sleep quality two methods were used: the questionnaire of subjective sleep characteristics and Ep-worth Sleepiness Scale (ESS), which contains questions measuring the possibility of developing sleepiness in various conditions. The research was conducted twice: during the winter examinations and during the in-between examinations period. The study showed that the average values of the students sleep quality in between examinations are borderline, whereas during the examinations week they are closer to the levels of disturbed sleep. The averages of daytime sleepiness between examinations and during the examination week indicate low sleepiness in students. However, the sleepiness of the students during the session was significantly higher than that in between examinations.

Key words: students, sleep, sleep quality

В последнее время большое внимание уделяется проблеме нарушения сна в молодом возрасте. Литературные данные свидетельствуют что, студенты вузов имеют нарушения качества сна по сравнению с общей популяцией. Такие симптомы стресса, как повышенная утомляемость, нарушение сна, избыточная дневная сонливость, тревога, раздражительность и депрессия, обычны для студентов [3].

Учеба в университете сопровождается довольно интенсивной учебной нагрузкой и большим количеством стрессов, которые приводят к расстройствам сна. Зачастую студенты не информированы об этих проблемах, что приводит к неблагоприятным последствиям [2]. Вопросы, касающиеся качества сна студентов становятся особенно актуальными в сессионный период. Не редко студенты в период экзаменационной сессии, чтобы не терять время, лишают себя полноценного

Контакты: 'Мусалимова Р.С. - E-mail: <m.rida.s@mail.ru>

сна, что отражается на их успеваемости [3]. Расстройства сна часто наблюдаются у тех студентов, кто нарушает режим сна и бодрствования, так же отмечается и у студентов, которые имеют какие-либо проблемы (как личностного характера, так и связанные с учебой). Грубые нарушения режима труда и отдыха отражаются на усвоении студентами вузовской программы, а также на их физическом и психическом здоровье [2; 6]. Нормальный здоровый сон имеет тонизирующий эффект на организм, обеспечивает отдых организма, способствует переработке и хранению информации, восстанавливает иммунитет [7].

В связи с вышеизложенным, целью настоящего исследования явилось оценка качества сна студентов выпускных курсов.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования явились студенты выпускных курсов педагогического университета. В эксперименте приняли участие 72 студента (26 юношей, 46 девушек) в возрасте 21-23 лет. Исследования проводились дважды: в период зимней экзаменационной сессии и в межсессионный период, с добровольного согласия испытуемых, в первой половине дня. В ходе экспериментальной работы испытуемые были предварительно ознакомлены с основными задачами исследования, условиями и методами проведения экспериментов.

Оценка качества сна проводилась по методике балльной оценки субъективных характеристик сна [5], которая включает 6 показателей качества сна, оцениваемых по 5-балльной шкале. Значение в 22 балла и более - представляют показатели, характерные для здоровых испытуемых без нарушений сна (сон нормальный), 19-21 балл - пограничные значения, менее 19 баллов - патологические состояния (сон нарушен).

Изучение дневной сонливости проводилось по шкале Эпворта (Epworth) (Ep-worth Sleepiness Scale (ESS), которая содержит вопросы вероятности развития сонливости в различных бытовых ситуациях. Испытуемому предлагалось оценить возможность задремать или даже уснуть в различных ситуациях и оценить вероятность этого в баллах [4]. Максимальное количество возможных баллов 24. Чем выше суммарная оценка, тем выше степень дневной сонливости: от 2 до 7 - норма, от 8 до 12 - слабая сонливость, от 13 до 17 - умеренная сонливость, от 18 и выше - сильная сонливость [1].

Статистический анализ данных проводился методам описательной статистики и сравнительного анализа. Вычисляли среднее значение (М), среднее квадратичное отклонение (сигма). Сравнительный анализ проводили по t-критерию Стью-дента, различия считали достоверными при уровне p<0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Потребность во сне зависит от возраста, общая продолжительность сна взрослых в норме составляет 7-8 часов в сутки. У обследованных нами студентов продолжительность сна в межсессионный период составил 6,8±0,7 часов у юношей, и 7,6±0,9 часов в девушек. Продолжительность сна у студентов в межсессионный период в целом соответствует норме, причем у девушек продолжительность сна

несколько больше, чем у юношей.

В период сессии продолжительность сна, как и следовало ожидать, становится меньше и у юношей составляет 6,3±1,1, а у девушек 6,9±1,8 часов. Как и в межсессионный период, в период сессии продолжительность сна девушек несколько выше, чем у юношей.

Сон имеет особое значение при напряженной умственной и физической работе. Для студента необходимо считать обычной нормой ночного монофазного сна 7,5-8 часов. Это, как правило, отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Беспорядочный сон может привести к бессоннице, другим нервным расстройствам. Самым напряженным и ответственным периодом для студентов являются зачетно-экзаменационные сессии, поэтому особенно важным является соблюдение режима сна и отдыха во время сессии.

В межсессионный период юноши встают в среднем около 8 часов утра, а в период сессии - приблизительно в 7 часов утра. Подъем у девушек в межсессионный период происходит между 7-8 часами, а в период сессии приблизительно в 7 часов, т.е. как девушки, так и юноши в период сессии встают несколько раньше. Отход ко сну у студентов юношей в период сессии в среднем приходится на 2 часа ночи, в межсессионный период - на 24 часа. У девушек отход ко сну в период сессии в среднем около 23 часов, а в межсессионный период - около 24 часов, т,е время отхода ко сну в период сессии отодвигается приблизительно на час.

Таким образом, можно сделать вывод, что при больших эмоциональных и умственных нагрузках, которые испытывают студенты во время сессии, продолжительность сна у них имеет тенденцию к уменьшению.

Оценка субъективных характеристик сна показала, что в период сессии у 29,2% студентов юношей наблюдаются признаки нарушения сна, а в межсессионный период нарушения сна характерны лишь для 25,0% юношей. У девушек в сессионный период признаки нарушения сна были выявлены у 41,3%, а в межсессионный период лишь у 28,3%. Таким образом, доля студентов с нарушением сна в период сессии увеличивается. Пограничные значения качества сна в период сессии наблюдается у 58,3% юношей и 37,0% девушек. В межсессионный период доля студентов с пограничными значениями среди девушек составляет 41,3%, среди юношей - 45,8%. Нормальный сон в период сессии наблюдается у 12,5% юношей и 21,7% девушек, в межсессионный период доля студентов с нормальным сном несколько больше - 29,2% юноше и 30,4% девушек (табл. 1).

Доля студентов с нарушениями сна и пограничными значениями качества сна, как в межсессионный период, так и во время сессии превалирует над студентами с нормальным сном. В целом по выборке, нормальный сон в межсессионный период наблюдается у 30,0% студентов (в период сессии у18,6% студентов), пограничные значения характерны для 42,9 студентов (в период сессии у44,3% студентов), нарушения сна в межсессионный период имеют 27,1% студентов (в период сессии - 37,1% студентов).

Средний балл качества сна в межсессионный период у юношей составляет 20,5±1,8, в период сессии он достоверно (р<0,05) снижается до 18,3±2,9. У девушек также, качество сна достоверно (р<0,05) снижается в период сессии - с 19,7±2,3 в межсессионный период до 17,3±3,9 в период сессии. В целом по вы-

борке качество сна достоверно (р<0,05) снижается с 20,0±2,2 в межсессионный период до 17,6±3,6 в период сессии.

Таблица 1

Качество сна студентов

\ Испытуемые Юноши (п=24) Девушки (п=46) В целом по выборке (п=70)

межсессионный период период межсессионный период период межсессионный период период

Качество сна \ сессии сессии сессии

Нормальный сон (%) 29,2 12,5 30,4 21,7 30,0 18,6

Пограничное значение (%) 45,8 58,3 41,3 37,0 42,9 44,3

Нарушенный сон (%) 25,0 29,2 28,3 41,3 27,1 37,1

Средний балл качества сна (М+т) 20,5±1,8 * 18,3±2,9 * 19,7±2,3 * 17,3±3,9 * 20,0±2,2 * 17,6±3,6 *

Примечание: * - достоверность различий в межсессионный период и во время сессии (р<0,05)

Таким образом, средние значения качества сна в межсессионный период указывают на пограничные значения, а в период сессии они снижаются до значений характерных для нарушенного сна.

У студентов, так же, как и у всех людей, часто наблюдается дневная сонливость. Причинами этого являются многие факторы, это первую очередь плохое качество сна, недостаточная продолжительность сна, повышение физических, умственных и эмоциональных нагрузок и т.д. Частая или постоянная сонливость -неприятное явление, которое ухудшает самочувствие, снижает продуктивность в учебе. Исследование дневной сонливости студентов проводилось по шкале дневной сонливости Эпворта, по которой предлагается оценить возможность задремать или заснуть в различных ситуациях. Чем выше суммарная оценка, тем выше степень дневной сонливости.

Оценка выраженности дневной сонливости показало, что в межсессионный период у 25,0 % юношей наблюдается нормальная сонливость, слабая сонливость характерна для 54,2% юношей, умеренная сонливость - у 20,8 % юношей, юношей с сильной сонливостью выявлено не было (табл. 2).

В период сессии для 8,3 % юношей характерна нормальная сонливость, для 58,4 % юношей - слабая сонливость, умеренная сонливость - у 33,3 % юношей, также, как и в межсессионный период юношей с сильной сонливостью выявлено не было. У 30,4 % девушек в межсессионный период наблюдается нормальная сонливость, слабая сонливость характерна для 50,0 % девушек, умеренная сонливость - у 19,6 % девушек, девушек с сильной сонливостью выявлено не было. В

период сессии нормальная сонливость характерна для 19,6 % девушек, слабая сонливость наблюдается у 34,8 %, умеренная сонливость отмечается у 45,6 % девушек, девушек с сильной сонливостью выявлено не было.

В целом по выборке в межсессионный период 28,6 % студентов имеют нормальную сонливость, 51,4 % - слабую сонливость, у 20,0 % отмечается умеренная сонливость, сильной сонливости не отмечается. В период сессии для 15,7 % студентов характерна нормальная сонливость, у 42,9 % студентов отмечается слабая сонливость, 41,4 % студентов имеют умеренную сонливость. Сильная сонливость в период сессии у студентов отсутствует.

Таблица 2

Особенности дневной сонливости студентов

\ Испытуемые Дневная сонливость \ Юноши (П=24) Девушки (П=46) В целом по выборке (П=70)

межсессионный период период сессии межсессионный период период сессии межсессионный период период сессии

Нормальная сонливость (%) 25,0 8,3 30,4 19,6 28,6 15,7

Слабая сонливость (%) 54,2 58,4 50,0 34,8 51,4 42,9

Умеренная сонливость (%) 20,8 33,3 19,6 45,6 20,0 41,4

Сильная сонливость (%) - - - - - -

Средний балл дневной сонливости (М+m) 9,7±3,2 * 11,2±2,8 * 9,1±2,9 * 11,7±3,4 * 9,3±3,0 * 11,5±3,2 *

Примечание: * - достоверность различий в межсессионный период и во время сессии (р <0,05)

Средний балл дневной сонливости в период сессии составляет 11,2±2,8, в межсессионный период он достоверно (р<0,05) снижается до 9,7±3,2. У девушек также, дневная сонливость достоверно (р<0,05) снижается с 11,7±3,4 в период сессии до 9,1±2,9 в межсессионный период. В целом по выборке дневная сонливость достоверно (р<0,05) снижается с 11,5±3,2 в период сессии до 9,3±3,0 в межсессионный период. Таким образом, средние значения дневной сонливости в межсессионный период и период сессии указывают на слабую сонливость студентов.

ВЫВОДЫ

Качество сна студентов снижается с 20,0±2,2 в межсессионный период до 17,6±3,6 баллов в период сессии. Средние значения качества сна в межсессионный

период указывают на пограничные ее значения, а в период сессии они снижаются до показателей характерных для нарушенного сна.

Средние значения дневной сонливости в межсессионный период и в период сессии указывают на слабую сонливость студентов. Однако, сонливость студентов в период сессии достоверно выше, чем в межсессионный период (11,5±3,2 и 9,3±3,0, соответственно, р<0,05).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотова С.Л. Индивидуально-типологические особенности вегетативной реактивности у лиц молодого возраста с различным сомнологическим статусом /С.Л.Болотова - Волгоград, 2006. - 140 с.

2. Дунай В.И. Особенности нарушения сна у студентов / В.И.Дунай, Н.Г. Аринчина, В.Н. Сидоренко // Медицинский журнал. - 2013. - №3. - С.139-142.

3. Кантимирова Е.А., Эффективность сна как маркер здоровья студентов младших и старших курсов медицинского университета / Е.А.Кантимирова, Т.С.Маховская, А.Ю.Галась, М.М.Петрова, Н.А.Шнайдер, Д.В.Дмитренко, К.А.Газенкампф, О.С.Грушкина, И.В.Романова, Н.Н.Медведева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №4. -C. 1-5.

4. Пальман А.Д. Синдром обструктивного апноэ во сне в терапевтической практике /А.Д.Пальман /Под ред. А.И.Синопальникова - М.: 2007. - 77с.

5. Рассказова Е. И. Клиническая психология сна и его нарушений / Е.И.Рассказова, А.Ш.Тхостов. - М.: Смысл - 2012. - 320с.

6. Сякина Г.Е. Сон в образе жизни студентов / Г.Е.Сякина, М. А Бирюковав, М.А.Сякина // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. -№ 4-1. - С. 58-60.

7. Цыган В.Н. Физиология и патология сна / В.Н.Цыган, М.М.Богословский, В.Я.Апчел, И.В.Князькин. - М.: Спец. Лит, 2006. - 166 с.

REFERENCES

1. Bolotova S.L. Individual'no-tipologicheskie osobennosti vegetativnoi reak-tivnosti u lits molodogo vozrasta s razlichnym somnologicheskim statusom: dis. ... kand. med. nauk. Volgograd: 2006. 140 s.

2. Dunai V.I., Arinchina N.G., Sidorenko V.N. Osobennosti narusheniya sna u studentov // Meditsinskii zhurnal. 2013. N 3. S.13 9-142.

3. Kantimirova E.A., Makhovskaya T.S., Galas' A.Yu. Effektivnost' sna kak marker zdorov'ya studentov mladshikh i starshikh kursov meditsinskogo universiteta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. N 4. C. 1-5.

4. Pal'man A.D. Sindrom obstruktivnogo apnoe vo sne v terapevticheskoi prak-tike / pod red. A.I.Sinopal'nikova. M.: 2007. 77 s.

5. Rasskazova E.I., Tkhostov A.Sh. Klinicheskaya psikhologiya sna i ego narushenii. M.: Smysl, 2012. 320s.

6. Syakina G.E., Biryukovav M.A, Syakina M.A. Son v obraze zhizni // Novaya nauka: problemy i perspektivy. 2016. N 4-1. S. 58-60.

7. Tsygan V.N., Bogoslovskii M.M., Apchel V.Ya. Fiziologiya i patologiya sna. M.: Spets. Lit, 2006. 166 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.