Научная статья на тему 'Оценка качества школьного географического образования в условиях перехода на ФГОС'

Оценка качества школьного географического образования в условиях перехода на ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1113
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ВВОДНЫЙ КОНТРОЛЬ / ASSESSMENT OF QUALITY OF SCHOOL EDUCATION / OBJECTS OF CONTROL AND ESTIMATED ACTIVITY / GEOGRAPHICAL COMPETENCE OF PUPILS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / INTRODUCTION CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каткова Ольга Анатольевна

Проблема оценки качества школьного географического образования очень актуальна при переходе на ФГОС. В статье показана возможность оценки качества географического образования при диагностике учебных достижений посредством выполнения учащимися диагностических заданий. Предлагаются задания для вводного контроля, позволяющие отследить сформированность некоторых умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каткова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment quality of school geographical education in conditions of transition to the federal state educational standards

The problem of evaluating the quality of school geographical education is very relevant in the passing to the federal state educational standards. The article shows the possibility of assessing the quality of geographical education in the diagnostics of educational achievements through the performance of diagnostic tasks by students. There are offered tasks for introductory control, allowing tracing the formation of certain skills.

Текст научной работы на тему «Оценка качества школьного географического образования в условиях перехода на ФГОС»

4. Алексеев, Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Н. Г. Алексеев ; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М., 2002. - 41 с.

5. Бочкарёва, И. А. Пути создания рефлексивно-инновационной среды в процессе профессиональной практической подготовки студентов // И. А. Бочкарёва // Инновации в подготовке учителя : сб. ст. № 66 / под ред. И. А. Бочкарёвой [и др.]. - М., 2002. - С. 54-65.

6. Новожилов, В. Ю. Педагогика как наука - рефлексирующая система / В. Ю. Новожилов // Педагогика в военном вузе как наука и как учебный предмет : сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф. - СПб. : С.-Петерб. военный ин-т внутренних войск МВД России, 2012. - Ч. 1. - С. 174 .

7. Аниканов, М. В. Стратегии рефлексивного обучения в вузах [Электронный ресурс] / М. В. Аниканов // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -

Режим доступа : http://www.science-education.ru/. с экрана (дата обращения: 10.09.2015).

Загл.

БАБИЧЕВ Александр Анатольевич, старший преподаватель кафедры «Двигатели». Адрес для переписки: [email protected] СМОЛИН Андрей Александрович, кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры высшей математики.

Адрес для переписки: [email protected] БАБИЧЕВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры физико-математических дисциплин. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.10.2015 г. © А. А. Бабичев, А. А. Смолин, И. В. Бабичева

УДК 37 013 О. А. КАТКОВА

Тюменский областной государственный институт развития регионального образования

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

Проблема оценки качества школьного географического образования очень актуальна при переходе на ФГОС. В статье показана возможность оценки качества географического образования при диагностике учебных достижений посредством выполнения учащимися диагностических заданий. Предлагаются задания для вводного контроля, позволяющие отследить сформированность некоторых умений.

Ключевые слова: оценка качества школьного образования, объекты контрольно-оценочной деятельности, географическая компетентность учащихся, универсальные учебные действия, вводный контроль.

Системе оценки достижения планируемых результатов обучения уделяется большое внимание при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт.

Современные педагогические исследования развивают два концептуальных подхода в определении целей оценки качества. Первый подход реализует идеи совершенствования качества подготовки обучаемых и ориентирован на запланированные результаты и сохранение устойчивого состояния образовательной системы. Главными объектами контрольно-оценочной деятельности служат конечные результаты образовательного процесса (сформированные знания, компетенции, ценностные ориентации). Второй подход связан с развитием идей управления качеством образовательного процесса, он позволяет быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и учитывать новые потребности общества и личности. Объектами контрольно-оценочной деятельности становятся все элементы образовательного процесса и факторы, оказывающие влияние на конечный результат. При определении критериев и показателей основой выступают достижения учащихся [1, 2].

Оценка формирующих достижений составляет наиболее важную область современных методиче-

ских исследований. В условиях перехода на ФГОС важно знать не только состояние учебных достижений школьников по географии, но и их возможные причины. Например, уровень базовой подготовки по предмету; развитие мотивации ученика и его умение учиться.

В условиях реализации компетентностного подхода при переходе на ФГОС выделяются компетент-ностно-ориентированные умения, являющиеся составной частью географических компетенций. Компетентность является интегральной характеристикой личности, представляющая собой совокупность географических знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств обучающихся, основанная на понимании географической картины мира и «языка географии» посредством овладения географическим мышлением [3, 4]. Компетентностный подход в российском школьном образовании, основные положения которого нашли отражение в трудах таких ученых, как И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и других, представляется как ориентация образовательной практики на развитие интегральных качеств личности, характеризующаяся способностью и готовностью учащихся решать проблемы, возникающие в актуальных для них жизненных ситуациях [5, 6].

Основы и специфика компетентностного подхода в школьном географическом образовании раскрывается в работах И. И. Бариновой, В. П. Макса-ковского, В. В. Николиной, В. Д. Сухорукова и других. Уровень развития географической компетентности учащихся характеризуют сформированные географические умения. Географические умения — это приобретенная готовность субъекта сознательно и успешно решать учебные географические задачи в изменяющихся условиях образовательной среды. Умения проявляются в учебной деятельности, которая имеет ярко выраженный сознательный характер. Под опытом деятельности понимаются общедидактические умения.

Основополагающими признаками географической образованности выпускника средней школы, являются следующие компетентности, которые у него сформированы в процессе обучения [7]: осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно-техногенных, техногенных процессов, объектов; умелое применение знаний и навыков в субъектно-объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности; умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Для формирования компетентности ученики должны освоить универсальные учебные действия. Беловолова Е. А. выделяет следующие универсальные действия, осваиваемые в процессе географического образования [8]: умение пользоваться одним из языков международного общения — географической картой; умение пользоваться современными информационными технологиями; владение научными географическими понятиями; умение видеть проблемы и ставить вопросы; умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать и ее группировать; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве; умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики.

В педагогике существуют различные формы оценки компонентов географической компетентности учащихся, среди которых наибольшее распространение получили такие формы как диагностические беседы, наблюдение, комплексные задания, тесты, учебные исследовательские проекты, кейсы и т.п. Данные формы оценки позволяют выявить сформированность географической компетентности, обнаружить отдельные детали и характеристики ее проявления в конкретных видах учебной деятельности. Диагностические задания могут быть представлены в письменной и устной форме, индивидуально или сразу всем учащимся. Задания могут включаться в урок соответствующей тематики на этапе контроля и оценки географических знаний и умений учащихся или предлагаться в удобное для учителя время независимо от типа и темы урока. Кроме того, если есть необходимость, диагностика посредством выполнения учащимися диагностических заданий может проводиться во внеурочное время при условии соответствия требованиям организации образовательного процесса в школе. Учащимся даются инструкции и время для выполнения работы [4].

Диагностика учебных достижений включает в себя контроль (выявление и измерение), учет (накопление статистических данных), а также анализ

статистических данных. Базовым этапом диагностики является контроль. Его систематичность повышает эффективность диагностики и является основой образовательного мониторинга [9].

Для оценки качества географического образования важны все виды контроля. Например, при переходе к изучению начального курса географии в 5 классе, важно провести вводный контроль и проверить сформированность некоторых умений. Ниже представлены задания, которые можно использовать для проведения вводной диагностики в 5 классе. В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получают возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, получают основы географических знаний. Задания по географии для вводного контроля в 5 классе составлены с учетом планируемых результатов учащихся начальной школы [10].

Планируемый результат: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Умение: различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию.

Задания повышенного уровня:

1. В местности, где живет Денис, протекает река Белая, которая впадает в оз. Светлое. В реку Белую впадают две небольшие речки, названия которых приведены на схеме. Рассмотри рис. 1 и выполни задания:

— обведи кружком на схеме устье р. Белой;

— подчеркни на схеме правый приток р. Белой.

Планируемый результат: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний.

Умение: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений.

1. Прочитай текст и выполни задания

Вода удивительное вещество. Только она может переходить из одного состояния в другое, не меняя своих свойств. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Они, скапливаясь, образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Благодаря ветрам облака оказываются над сушей и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть воды просачивается в почву, часть стекает в реки

Рис. 1

76

Таблица 1

Пункт наблюдения Координаты пункта наблюдения Высота Солнца над горизонтом Температура воздуха, °С Время наблюдения, МСК

Санкт-Петербург 60° с.ш. 30° в .д. 30° + 4 °С 13 ч

Москва 56° с.ш. 37° в .д. 34° + 1 °С 13 ч 28 мин

Липецк 53° с.ш. 40° в .д. 37° + 6 °С 13 ч 40 мин

Астрахань 46° с.ш. 48° в .д. 44° + 8 °С 14 ч

и другие водоемы. А они, в свою очередь, несут свои воды обратно в океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и большой круг «океан —атмосфера — суша — океан» замыкается.

Задание базового уровня

Выпишите из текста, в каких состояниях может существовать вода?

Задание базового уровня

Выберите подходящее название для данного текста. Обведи номер ответа.

1) Жидкость

2) Образование облаков

3) Вода — удивительное вещество

4) Свойства воды

Задание повышенного уровня

Как называется непрерывный процесс природы Земли, описанный в данном тексте? Обведи номер ответа:

1) Малый круговорот воды в природе

2) Большой круговорот воды в природе

3) Конденсация водяного пара при охлаждении

4) Большой круг

При переходе в 6, 7, 8, 9 классы тоже следует провести вводный контроль. Ниже представлены примерные задания вводного контроля в 9 классе. При составлении заданий использованы КИМы для подготовки к основному государственному экзамену по географии в 9 классе.

Планируемый результат: умение выявлять географические закономерности на основе анализа географической информации (умение работать с текстом (извлекать нужную информацию); умение работать с иллюстрациями, картами, диаграммами).

Задание базового уровня:

Для какой обозначенной на карте России (рис. 2) территории характерны землетрясения?

1) А 2) В 3) С 4) Б

Задания повышенного уровня:

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Учащиеся нескольких школ, находящихся в разных городах России, обмениваются результатами наблюдений, которые проводятся ими на географических площадках. 21 марта в полдень по солнечному

времени каждого из городов (во всех городах действует московское время) они определили высоту Солнца над горизонтом и зафиксировали температуру воздуха.

Результаты их наблюдений приведены в табл. 1.

Какую из изученных на уроках географии закономерностей подтверждают собранные данные?

1) Континентальность климата увеличивается в направлении с северо-запада на юго-восток.

2) Температура воздуха изменяется в течение суток.

3) Высота Солнца изменяется в зависимости от географической широты местности.

4) Высота Солнца изменяется в течение дня в зависимости от времени наблюдения.

Планируемый результат: умение извлекать информацию из картографических источников.

Задания повышенного уровня:

Установите соответствие между рекой, обозначенной цифрой, и ее расположением на карте (рис. 3).

РЕКА РАСПОЛОЖЕНИЕ НА КАРТЕ

A) Дон 1) 1

Б) Амур 2) 2

B) Лена 3) 3

4) 4

Планируемый результат: уметь выявлять существенные признаки географических объектов и явлений (логические действия).

Задания повышенного уровня:

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Определите страну по её краткому описанию.

Эта высокоразвитая страна занимает территорию четырёх крупных и нескольких тысяч мелких островов. Особенностью природы является преобладание горного рельефа, высокая сейсмичность, активный вулканизм. Страна бедна полезными ископаемыми. Из-за вытянутости в меридиональном направлении климатические условия разнообразны. Более 60% территории, главным образом горы, покрыто лесами: смешанными, широколиственными и переменно-влажными (в том числе муссонными). Средняя плотность населения превышает 100 человек на 1 км2.

Рис. 3

Задания вводного контроля можно использовать для оценки качества географического образования. Планируемый результат некоторых заданий — умение работать с текстом. В основной школе работа с различными видами текстов является одной из важных задач. Диагностические задания помогут учащимся и учителям отследить этапы формирования этого умения.

Задания, проверяющие умения выявлять географические закономерности на основе анализа географической информации в настоящее время стало особенно актуальным, поскольку нацеливает на работу со статистическими источниками информации, на сопоставление и преобразование одного вида информации в другой, на анализ текстов. Источники географической информации целесообразно использовать при контроле для проверки сформирован-ности географических понятий и владения географической терминологией. Также их можно использовать для формирования умения делать выводы на основе имеющиеся информации.

Планируемые результаты диагностических заданий проверяют сформированность умения извлекать информацию из картографических источников. Географическая карта является важным инструментом для проверки сформированности умений, отражающих требования ФГОС. Поскольку планируемые результаты обучения географии включают требование: овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения.

Систематический контроль, являющийся основой мониторинга учебных достижений, позволит обеспечить дальнейшее совершенствование системы оценки достижения планируемых результатов по географии.

Библиографический список

1. Хлебосолова, О. А. Перспективные направления оценки качества школьного географического образования / О. А. Хлебосолова // География и экология в школе XXI в. — 2011. — № 3. - С. 43-46.

2. Каткова, О. А. Мониторинг как средство повышения качества школьного географического образования / О. А. Каткова // Актуальные проблемы модернизации российского

образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30 июня 2011 г. ; под ред. М. Н. Арцева. — Тверь : Ин-т «Верхневолжье», 2011. — 102 с.

3. Адольф, В. А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления : моногр. /

B. А. Адольф. — Красноярск : ИПК ППРО, 2007. — 190 с.

4. Бахир, М. А. Оценка географических знаний как компонента географической компетентности учащихся / М. А. Бахир // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2013. — № 161. — С. 238.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя ; М-во образования и науки РФ [и др.] ; Исслед. центр проблем подготовки специалистов Моск. гос. ин-та стали и сплавов (Технол. ун-та). Сектор гуманизации образования. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

6. Хуторской, А. В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования / А. В. Хуторской, Л. Н. Хуторская // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода : межвуз. сб. науч. тр. ; под ред. А. А. Орлова. — Тула : Изд-во Тульского гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2008. — Вып. 1. — С. 117 — 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Розанов, Л. Л. Географическая компетентность выпускника школы — концептуальная основа среднего географического образования [Электронный ресурс] / Л. Л. Розанов // География. — 2001. — № 14. — Режим доступа : Иир://део. 1september.ru/articles/2001/14/04 (дата обращения: 12.09.2015).

8. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5—9 классы : метод. пособие / Е. А. Беловолова. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 224 с.

9. Мониторинг и статистика в образовании: учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов /

C. А. Иванов [и др.]. — М. : АПК и ППРО, 2007. — 128 с/

10. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3 ч. Ч. 2 / Под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2011. — 240 с.

КАТКОВА Ольга Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), заведующая кафедрой естественно-математического образования. Адрес для переписки: [email protected] Статья поступила в редакцию 23.09.2015 г. © О. А. Каткова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.