УДК 331.103
Ячменева Валентина Марьяновна,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента,
Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Ячменев Евгений Федорович,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Иванова Виктория Александровна,
старший преподаватель кафедры менеджмента,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Yachmeneva Valentina Maryanovna,
Doctor of Economics, Professor,
Head of the Department of Management,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Yachmenev Evgeniy Fedorovich,
PhD in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Management,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Ivanova VictoriaAlexandrovna,
Senior Lecturer of the Department of Management,
Institute of Economics and Management (structural subdivision),
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СРЕДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ
EVALUATION THE WORKING ENVIRONMENT QUALITY INA SERVICE
ORGANIZATION
Трансформация текущего уклада хозяйствования в сторону цифровизации общественно-экономических отношений особенно остро проявляется в функционировании организаций сферы услуг. Это обусловлено дуальным характером рабочего пространства таких организаций, которое одновременно служит для клиентов базисом получения услуги и для работников базисом выполнения своих трудовых функций.
Целью исследования является разработка алгоритма оценки качества рабочей среды организации сферы услуг.
В исследовании алгоритм оценки качества рабочей среды в организации сферы услуг формируется на основе группировки факторов, воздействующих на качество рабочего пространства. Эти факторы могут быть по отношению к рабочей среде как внешними, так и внутренними. Внешние факторы отражают те издержки, которые работодатель несет в связи с обеспечением рабочей среды для своих подчиненных всеми необходимыми средствами. Внутренние факторы подразумевают выгоды для работника, которые он получает в результате должного исполнения своих трудовых обязанностей. Алгоритм оценки качества рабочей среды в организации сферы услуг позволяет установить связи между этапами оценки, исключая повторы и дублирования, а сама последовательность — достичь конечной цели исследования.
Ключевые слова: качество рабочей среды, организация сферы услуг, метод анализа иерархий.
The transformation of the current way of managing towards digitalization of socio-economic relations is especially acute in the functioning of service sector organizations. This is due to the dual nature of the workspace of such
127
organizations, which at the same time serves as the basis for customers to receive services and the basis for the employee to perform his labor functions.
The aim of the study is to develop an algorithm for assessing the quality of the working environment of the organization of the service sector.
In the study, the algorithm for assessing the quality of the working environment in the organization of the service sector is formed on the basis of a grouping of factors affecting the quality of the workspace. These factors can be both external and internal to the work environment. External factors reflect the costs that the employer incurs in connection with the provision of all necessary means of the working environment for his subordinates. Internal factors imply the benefits to the employee that he receives as a result of the proper performance of his labor duties. The algorithm for assessing the quality of the working environment in the organization of the service sector allows you to establish relationships between the stages of evaluation, excluding repetitions and duplication, and the sequence itself — to achieve the ultimate goal of the study.
Key words: quality of the working environment, service organization, analytic hierarchy process.
ВВЕДЕНИЕ
Переход к цифровой экономике сопряжен с новыми формами занятости, преобразующими характер и условия труда, изменяя требования к профессиональным навыкам и заменяя традиционные формы организации рабочего процесса в организации. В свою очередь это влияет как на масштаб, так и на качество рабочей среды, т.к. новые технологии ставят под сомнение эффективность существующих инструментов рынка труда. В отличие от предыдущих периодов развития общественно-экономической жизни, которые опирались на промышленность, сегодня всё более важную роль в этом процессе играет сфера услуг [1]. Именно в сфере услуг большая часть процессов в первую очередь подвержена автоматизации [2; 3]. Тем не менее, замена ручного труда и стандартизация обслуживания не всегда приводит к росту качества рабочей среды, в которой пока еще остается незаменимым человек. Напротив, в связи с нарастающим внедрением технологий в рабочие процессы, труд человека еще больше интенсифицируется, подвергая рабочую среду дестабилизирующим факторам [4, с. 17-35].
Интенсификация процессов становления цифровой экономики в России порождает множество возможностей и угроз для рынка труда. В этой связи в последнее время появляются работы, отражающие перспективы потенциального развития в будущем необходимых компетенций работников [5; 6], моделирующие основные тренды на рынке труда и социально-трудовых отношений в Российской Федерации [7; 8; 9], а также природу конфликтов развития рынка труда [10; 11].
Исследование рынка труда как неотъемлемой составляющей успешного перехода к цифровой экономике оправдано на макро- и мезоуровнях [12]. Однако не меньший интерес вызывает анализ качества конкретных рабочих сред организации в сложившихся условиях на данный момент времени. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью настоящего исследования является разработка алгоритма оценки качества рабочей среды организации сферы услуг. Для достижения данной цели решены следующие задачи:
• выявлены факторы, влияющие на качество рабочей среды;
• упорядочены этапы проведения оценки качества рабочей среды организации сферы услуг на базе методологии Т. Саати.
В ходе исследования использовались такие методы как абстрагирование, формализация и моделирование, а также методы исторического, сравнительного и системного анализа, что позволило авторам достичь поставленной цели.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая среда представляет собой систему восприятий и ожиданий работников и их непосредственного начальника по отношению друг к другу, а уровень оправданности этих восприятий и ожиданий служит показателем качества формируемой рабочей среды. Т.е. под уровнем качества рабочей среды понимается соотношение выгод, получаемых сотрудником, и издержек работодателя, связанных с организацией рабочего пространства и компенсацией затрат труда подчиненного.
Следует отметить, что программные приложения и программные продукты, позволяющие сформировать рабочее пространство организаций сферы услуг высокого качества, существенно изменяют соотношение издержки/выгоды. Высокоэффективные рабочие места выступают основой рабочего пространства и максимизируют выгоды работодателя. Например, оператор гостиниц высшего класса «Dorchester Collections» изменяет меню завтрака после анализа алгоритмами искусственного интеллекта отзывов посетителей, которые можно было установить по их предпочтениям при выборе блюд [13]. Использование мобильного приложения Lola для смартфонов для путешественников или туристов, позволяет комбинировать взаимодействие, основанное на технологии искусственного интеллекта вместе с человеческими помощниками, в помощи бронирования мест в гостиницах и выборе ресторана [14].
Многие экономисты утверждают, что такие технологии приводят к снижению доли издержек и повышению выгод для работодателя при формировании высокоэффективного рабочего пространства [15].
Рабочая среда предприятий по своей природе дуальна: одновременно выступает как рабочее пространство и как пространство взаимодействия производителя и потребителя услуг. С одной стороны, рабочая среда
128
должна удовлетворять потребностям пользователей предоставляемых услуг (например, рабочая среда отелей полностью ориентирована на запросы потребителей). С другой — рабочая среда организации — это среда, в которой работник выполняет свои трудовые функции. Качество и результативность их выполнения будет определяться множеством факторов: санитарно-гигиеническими, организационными, психологическими и др.
Согласно требованиям стандарта ИСО 9001:2015 организация обязана «определить, создать, обеспечить и поддерживать среду, необходимую для функционирования процессов, а также установить, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать рабочую среду» [16]. Поэтому представление работника о характере рабочей среды организации является важным источником информации для системы менеджмента качества, ориентированной на повышение удовлетворенности потребителя.
Для того чтобы трансформировать эти представления в конкретные измерители качества рабочей среды, необходим адекватный математический инструментарий. Использование методологии анализа иерархий Т. Саати [17] позволяет выстроить четкий алгоритм оценки качества рабочей среды для сферы услуг (рис. 1), в котором задействуются два субъекта: руководитель и его подчиненные как управляющая и управляемая подсистемы системы управления организации.
Рассмотрим последовательность этапов оценки качества рабочей среды в сфере услуг. На первом этапе руководство предприятия принимает решение о необходимости оценки качества рабочей среды и утверждает состав рабочей группы. Рекомендуется инициировать эту процедуру систематически (каждые полгода) для того, чтобы своевременно отслеживать отклонения и недостатки в организации рабочей среды, формируемой на предприятии. Независимо от результатов деятельности в отчетном периоде, для предприятия всегда остается актуальным поиск резервов повышения производительности труда управленцев. Инструментом такого поиска может выступать предлагаемый нами алгоритм.
Второй этап также реализует руководитель, определяя внутренние и внешние факторы, а также характеристики рабочей среды, присущие данной рабочей среде. Для декомпозиции характеристик, относящихся к данным факторам, целесообразно использование метода анализа иерархий [18].
Третий и четвертый этапы включают построение иерархий внутренних и внешних факторов качества рабочей среды в организации.
Качество рабочей среды в организации отражается в результатах работы каждого конкретного сотрудника, а значит и прибыльности всей организации. Поэтому факторы, влияющие на качество организации рабочей среды необходимо рассмотреть с двух позиций:
• внутренние, подразумевающие выгоды для работника, которые он получает в связи с выполнением своих должностных обязанностей;
• внешние, подразумевающие издержки работодателя, направленные как на должное обеспечение рабочей среды для своих подчиненных всеми необходимыми средствами (техническими, организационными, информационными, финансовыми), так и на создание благоприятного морального климата в коллективе, нормальных отношений с подчиненными.
Выгоды, которые получает сотрудник в связи с выполнением должностных обязанностей на своем рабочем месте, в нашем понимании связаны не только с получением материального выражения затрат вложенного труда, но и с нематериальными элементами совершенствования работника как личности, приращением его интеллектуального капитала в связи с решением должностных задач. Эти выгоды могут быть выражены такими характеристиками как развитие способностей и навыков, а также мотивационными выплатами, зависящими от его производительности труда.
Обратимся к рассмотрению издержек, которые несет руководитель по организации рабочей среды. Данная группа факторов представляет собой сочетание затрат на обеспечение рабочей среды всем необходимым оснащением и моральных усилий руководителя, направленных на установление дружественных отношений в коллективе, а также сохранение при этом собственного авторитета и субординации в общении с подчиненными.
Иерархии выгод и издержек для третьего этапа оценки качества рабочей среды организации представлены на рис. 2.
Далее производится расчет иерархий выгод/издержек. Для этого на четвертом этапе формируются матрицы парных сравнений соответствующих факторов и характеристик работников, на основе построенных на предыдущем этапе иерархий.
Этап 5 реализуется путем внесения руководителем и подчиненными запрашиваемых оценок сравнительной важности тех или иных элементов рабочей среды.
Общий принцип расчета иерархии заключается в сравнении элемента каждого уровня с элементом выше по уровню, которому он подчиняется.
Предлагаемый нами алгоритм оценки качества рабочей среды в организации сферы услуг обеспечивает обратную связь между управляющим воздействием руководителя на подчиненного и его последующей ответной реакцией в виде определенного уровня производительности. Поэтому с позиции подчиненного он проводит самооценку важности выгод, которые он получает, работая в данной организации. Одновременно руководитель анализирует важность издержек для организации конкретной рабочей среды. Таким образом, независимость и обособленность проведения двухсторонних процедур нивелирует заинтересованность в завышении или занижении своих оценок каждым субъектом. Руководитель в данном случае получает объективную оценку восприятия подчиненным рабочей среды организации.
129
Принятие руководством предприятия решения о необходимости оценки качества рабочей среды
Определение руководителем внутренних факторов и характеристик рабочей среды, Fint
Определение руководителем внешних факторов и характеристик рабочей среды, Fext
^Построение иерархии внутренних факторов орга- | ' низации рабочей среды
^Построение иерархии внешних факторов органи-Т
.1.
J L.
зации рабочей с реды
Формирование матриц парных сравнений соответствующих характеристик
Ввод данных руководителем о сравнительной важности соответствующих элементов
Расчет важности/приоритетности ха-ракте рис тик рабоче й среды ' для руководства I 1________________________.
____________X____________
Расчет уровня качества рабочей среды
т
Формирование промежуточных выводов
Условные обозначения:
рабочая группа руко водитель
Формирование матриц парных сравнений соответствующих характеристик
I
Ввод данных подчиненными о сравнительной важности соответствующих элементов
Расчет важности/приоритетности ха- "1 рактеристик рабочей среды для подчиненных
/ I
Построение рейтинга качества рабочей среды для подчиненных
/
I t
/
т
подчиненные проверяемое условие Шс. 1. Алгоритм оценки качества рабочей среды (Составлено авторами)
130
а) Иерархия выгод
б) Иерархия издержек
Шс. 2. Иерархии для 3 этапа оценки качества рабочей среды в организации сферы услуг (Составлено авторами)
Иерархия выгод служит для сотрудников инструментом самооценки, а полученные результаты выступают мерой соотнесения характеристик каждого из них с характеристиками своих коллег. Поэтому оценка выгод проводится каждым сотрудником индивидуально, в результате чего будет получено п-векторов-рейтингов. Согласованность мнений сотрудников относительно уровня качества рабочей среды определяется методом Дельфи с помощью коэффициента конкордации.
На седьмом этапе определяется качество рабочей среды в организации. Расчет иерархии выгод (Ь;) и издержек (с) для рабочей среды М1,М2, ..., М формирует векторы-рейтинги соответственно Ь1,Ь2, ..., Ь и с1, с, Сп [Щ.
Невозможность использования в нашем исследовании сугубо стоимостных показателей обусловлена необходимостью учета ряда специфических качественных показателей рабочей среды. Интенсивность труда — специфическая категория, которая слабо поддается формализации применительно к рабочей среде в сфере услуг. Поэтому мы используем понятие качества рабочей среды по критерию выгоды/издержки на основе учета мнений опрашиваемых работников. Это позволяет осуществлять адекватную оценку и формировать рейтинг рабочих сред для последующей оптимизации их условий (этап 8 и 9):
Е=ь - ср (1)
где Е. — качество ьтой рабочей среды; Ь;— выгоды для работника относительно использования рабочей среды; с—издержки работодателя по обеспечению рабочей среды; 1 = 1, ..., п.
По результатам проведенной оценки качества рабочей среды «правило решения» по Саати можно сформулировать так: рабочая среда считается наилучшей, если выполняются два условия: 1) соблюдается наивысший общий приоритет издержек; 2) разность между издержками сравниваемой рабочей среды и каждой из остальных анализируемых рабочих сред не компенсируются разностью между их выгодами [19].
131
Поскольку мы рассматриваем сравнительное качество рабочей среды, то при их сравнении между собой не важны абсолютные значения соответствующих выгод и издержек. Более информативны их относительные значения, т.е. сравниваются приращения выгод с приращениями издержек. Поэтому подтверждением того, что качество рабочей среды является лучшей из анализируемых, выступают выгоды, которые компенсируют издержки, направленные на повышение качества рабочей среды из худшего в лучшее.
ВЫВОДЫ
Таким образом, рассматривая качество рабочей среды организации с двух позиций (внутренней и внешней) в рамках предложенного алгоритма формируется комплексная релевантная оценка качества, дающая возможность сопоставить выгоды для работника (внутренние факторы рабочей среды) и издержки для работодателя (внешние факторы). К внутренним факторам рабочей среды, подразумевающим выгоды для работника, относятся: развитие способностей и навыков работника (таких как личностные и профессиональные качества, опыт работы) и мотивированность работника, которая определяется удовлетворенностью предшествующим вознаграждением и ожиданием вознаграждения за текущую работу. Внешние факторы рабочей среды, подразумевающие издержки работодателя, включают: обеспеченность рабочего места (техническая, информационная, организационная и финансовая) и моральный климат, формируемый теми взаимоотношениями, которые складываются между подчиненными и начальством, а также с коллективом.
Разработанный алгоритм проведения оценки качества рабочей среды для организации сферы услуг позволяет осуществлять мониторинг восприятия сотрудниками выгод/затрат, связанных с организацией рабочего пространства. В результате такой оценки формируется рейтинг качества рабочей среды для сотрудников конкретного подразделения организации, который обосновывает: наибольшие издержки, направленные на повышение качества рабочей среды; качество рабочей среды как инструмент получения наибольшей выгоды; выгоды, превалирующие над издержками, которые свидетельствуют о высоком уровне качества рабочей среды для определенного подразделения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аналитический материал «Качество рабочего места в платформенной экономике»: [Электронный ресурс] // Международная организация труда. Женева. — 2018. — 10 с. — Режим доступа: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— dgreports/—cabinet/documents/publication/wcms_618382.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
2. Борисова Е.С. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики / Е.С. Борисова, А.В. Комаров [Электронный ресурс] // Наука. Общество. Оборона. — 2019. — № 3. — Режим доступа: www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2019-3-20/article-0197-1/ (дата обращения: 30.01.2020).
3. Ячменева В.М. Цифровая рабочая среда как направление цифрового развития экономики / В.М. Ячменева, Е.Ф. Ячменев [Электронный ресурс] // Тенденции развития интернет и цифровой экономики / Труды II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Симферополь-Алушта, 30 мая - 01 июня 2019 г. — Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2019. — С. 74-75. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37636188 (дата обращения: 30.01.2020).
4. World Development Report 2019 «Changing the nature of labor» [Electronic resource] // The World Bank. Washington. — 2019. — 150 p. —Access mode: elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/978-1-4648-1328-3 (date ofthe application: 30.01.2020).
5. Сенокосова О.В. Воздействие цифровизации на рынок труда России / О.В. Сенокосова [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2018. — № 10 (2). — С. 81-83. — Режим доступа: cyberleninka.ra/article/n/ vozdeystvie-tsifrovizatsii-na-rynok-truda-rossii (дата обращения: 30.01.2020).
6. Кознов А.Б. Влияние цифровизации на рынок труда / А.Б. Кознов [Электронный ресурс] // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 4-2. — С. 177-179. — Режим доступа: elibrary.ru/download/ elibrary_38075754_25601632.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
7. Ахапкин Н.Ю. Развитие цифровой экономики и перспективы трансформации российского рынка труда / Н.Ю. Ахапкин, Н.Н. Волкова, А.Е. Иванов [Электронный ресурс] // Вестник Института экономики РАН. — 2018. — № 5. — С. 51-65. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-ekonomiki-i-perspektivy-transformatsii-rossiyskogo-rynka-truda (дата обращения: 30.01.2020).
8. Алексеева Н.В. Анализ степени влияния цифровой экономики на формирование основных трендов на рынке труда и социально-трудовых отношений в Российской федерации / Н.В. Алексеева, А.А. Сазонов [Электронный ресурс] // Вестник МГОУ Серия: Экономика. — 2019. — № 2. — С. 28-36. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/analiz-stepeni-vliyaniya-tsifrovoy-ekonomiki-na-formirovanie-osnovnyh-trendov-na-rynke-truda-i-sotsialno-trudovyh-otnosheniy-v-rossiyskoy (дата обращения: 30.01.2020).
9. Коровникова Н.А. The labour market and the digital economy: trends and prospects / Н.А. Коровникова [Электронный ресурс] // Экономические и социальные проблемы России. — 2018. — № 1. — С. 96-110. — Режим доступа: cyberleninka.ru/ article/n/the-labour-market-and-the-digital-economy-trends-and-prospects (дата обращения: 30.01.2020).
10. Кауфман Н.Ю. Генезис конфликтов развития рынка труда в условиях цифровой экономики / Н.Ю. Кауфман [Электронный ресурс] // Вестник университета. — 2019. — № 5. — С. 16-22. — Режим доступа: doi.org/10.26425/1816-4277-2019-5-16-22 (дата обращения: 30.01.2020).
11. Brougham D. Smart Technology, Artificial Intelligence, Robotics, and Algorithms (STARA): Employees' perceptions of our future workplace / D. Brougham and J. Haar [Electronic resource] // Journal of Management & Organization. — 2018. — № 24 (2) — С. 239-257. — Access mode: doi.10.1017/jmo.2016.55 (date of the application: 30.01.2020).
12. Ячменева В.М. Трудовые отношения в цифровой экономике / В.М. Ячменева, Е.Ф. Ячменев [Электронный ресурс] // Теория и практика экономики и предпринимательства / Труды XVI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Симферополь-Гурзуф, 18-20 апреля 2019 г.) / под ред. проф. Апатовой Н.В. — Симферополь: ИП Зуева Т.В., 2019. — С. 51-52. — Режим доступа: elibrary.ru/item.asp?id=37332729 (дата обращения: 30.01.2020).
132
13. Bernstein J. The algorithm that reads luxury hotel reviews to predict what the ultra-wealthy want / J. Bernstein [Electronic resource]. — Access mode: www.buzzfeednews.com/article/josephbernstein/the-algorithm-that-predicts-what-the-ultra-wealthy-want (date of the application: 30.01.2020).
14. The ultimate travel bot list [Electronic resource]. — Access mode: https://www.30secondstofly.com/ai-software/ultimate-travel-bot-list/#3_Lola_an_iPhone_app_connecting_users_to_travel_agents (date of the application: 30.01.2020).
15. Mai Chi Dao et al. Why is labor receiving a smaller share of global income? / Mai Chi Dao et al. [Electronic resource] // Theory and empirical evidence. IMF working paper number 17/169. July 247. — Access mode: https://www.imf.org/~/media/ Files/Publications/WP/2017/wp 17169.ashx (date of the application: 30.01.2020).
16. Система менеджмента качества. Требования ISO 9001:2015. М. — 2015. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: meganorm.ru/Data2/1/4293759/4293759339.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
17. Саати Т. Л. Принятие решений при зависимостях и обратных связях: аналитические сети / Т. Л. Саати. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 360 с.
18. Саати Т. Л. Аналитическое планирование. Организация систем / Т. Л. Саати, К. Кернс. — М.: «Радио и связь», 1991. — 215 с.
19. Саати Т. Л. Об измерении неосязаемого. Подход к относительным измерениям на основе главного собственного вектора матрицы парных сравнений / Т.Л. Саати [Электронный ресурс] // Cloud Of Science. — 2015. — Т. 2. — № 1. — Режим доступа: cloudofscience.ru/sites/default/files/pdf/CoS_2_5.pdf (дата обращения: 30.01.2020).
SPISOK UTERATURY
1. Analiticheskiy material «Kachestvo rabochego mesta v platformennoy ekonomike»: [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnaya organizatsiya truda. Zheneva. — 2018. — 10 s. — Rezhim dostupa: www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/— dgreports/—cabinet/documents/publication/wcms_618382.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2020).
2. Borisova Ye.S. Sovremennyy rynok truda v usloviyakh stanovleniya i razvitiya tsifrovoy ekonomiki / Ye.S. Borisova, A.V. Komarov [Elektronnyy resurs] // Nauka. Obshchestvo. Oborona. — 2019. — № 3. — Rezhim dostupa: www.noo-journal.ru/nauka-obshestvo-oborona/2019-3-20/article-0197-1/ (data obrashcheniya: 30.01.2020).
3. Yachmeneva V.M. Tsifrovaya rabochaya sreda kak napravleniye tsifrovogo razvitiya ekonomiki / V.M. Yachmeneva, Ye.F. Yachmenev [Elektronnyy resurs] // Tendentsii razvitiya internet i tsifrovoy ekonomiki / Trudy II Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii. Simferopol'-Alushta, 30 maya - 01 iyunya 2019 g. — Simferopol': IP Zuyeva T.V., 2019. — S. 74-75. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37636188 (data obrashcheniya: 30.01.2020).
4. World Development Report 2019 «Changing the nature of labor» [Electronic resource] // The World Bank. Washington. — 2019. — 150 p. —Access mode: elibrary.worldbank.org/doi/abs/10.1596/978-1-4648-1328-3 (date ofthe application: 30.01.2020).
5. Senokosova O.V. Vozdeystviye tsifrovizatsii na rynok truda Rossii / O.V. Senokosova [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2018. — № 10 (2). — S. 81-83. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-tsifrovizatsii-na-rynok-truda-rossii (data obrashcheniya: 30.01.2020).
6. Koznov A.B. Vliyaniye tsifrovizatsii na rynok truda / A.B. Koznov [Elektronnyy resurs] // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk. — 2019. — № 4-2. — S. 177-179. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/download/ elibrary_38075754_25601632.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2020).
7. Akhapkin N.Yu. Razvitiye tsifrovoy ekonomiki i perspektivy transformatsii rossiyskogo rynka truda / N.Yu. Akhapkin, N.N. Volkova, A.Ye. Ivanov [Elektronnyy resurs] // Vestnik Instituta ekonomiki RAN. — 2018. — № 5. — S. 51-65. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovoy-ekonomiki-i-perspektivy-transformatsii-rossiyskogo-rynka-truda (data obrashcheniya: 30.01.2020).
8. Alekseyeva N.V. Analiz stepeni vliyaniya tsifrovoy ekonomiki na formirovaniye osnovnykh trendov na rynke truda i sotsial'no-trudovykh otnosheniy v Rossiyskoy federatsii / N.V. Alekseyeva, A.A. Sazonov [Elektronnyy resurs] // Vestnik MGOU. Seriya: Ekonomika. — 2019. — № 2. — S. 28-36. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/analiz-stepeni-vliyaniya-tsifrovoy-ekonomiki-na-formirovanie-osnovnyh-trendov-na-rynke-truda-i-sotsialno-trudovyh-otnosheniy-v-rossiyskoy (data obrashcheniya: 30.01.2020).
9. Korovnikova N.A. The labour market and the digital economy: trends and prospects / N.A. Korovnikova [Elektronnyy resurs] // Ekonomicheskiye i sotsial'nyye problemy Rossii. — 2018. — № 1. — S. 96-110. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/ article/n/the-labour-market-and-the-digital-economy-trends-and-prospects (data obrashcheniya: 30.01.2020).
10. Kaufman N.Yu. Genezis konfliktov razvitiya rynka truda v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki / N.Yu. Kaufman [Elektronnyy resurs] // Vestnik universiteta. — 2019. — № 5. — S. 16-22. — Rezhim dostupa: doi.org/10.26425/1816-4277-2019-5-16-22 (data obrashcheniya: 30.01.2020).
11. Brougham D. Smart Technology, Artificial Intelligence, Robotics, and Algorithms (STARA): Employees' perceptions of our future workplace / D. Brougham and J. Haar [Electronic resource] // Journal of Management & Organization. — 2018. — № 24 (2) — С. 239-257. — Access mode: doi.10.1017/jmo.2016.55 (date of the application: 30.01.2020).
12. Yachmeneva V.M. Trudovyye otnosheniya v tsifrovoy ekonomike / V.M. Yachmeneva, Ye.F. Yachmenev [Elektronnyy resurs] // Teoriya i praktika ekonomiki i predprinimatel'stva / Trudy XVI Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii (Simferopol'-Gurzuf, 18-20 aprelya 2019 g.) / pod red. prof. Apatovoy N.V. — Simferopol': IP Zuyeva T.V., 2019. — S. 51-52. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/item.asp?id=37332729 (data obrashcheniya: 30.01.2020).
13. Bernstein J. The algorithm that reads luxury hotel reviews to predict what the ultra-wealthy want / J. Bernstein [Electronic resource]. — Access mode: www.buzzfeednews.com/article/josephbernstein/the-algorithm-that-predicts-what-the-ultra-wealthy-want (date of the application: 30.01.2020).
14. The ultimate travel bot list [Electronic resource]. — Access mode: https://www.30secondstofly.com/ai-software/ultimate-travel-bot-list/#3_Lola_an_iPhone_app_connecting_users_to_travel_agents (date of the application: 30.01.2020).
15. Mai Chi Dao et al. Why is labor receiving a smaller share of global income? / Mai Chi Dao et al. [Electronic resource] // Theory and empirical evidence. IMF working paper number 17/169. July 247. — Access mode: https://www.imf.org/~/media/ Files/Publications/WP/2017/wp 17169.ashx (date of the application: 30.01.2020).
133
16. Sistema menedzhmenta kachestva. Trebovaniya ISO 9001:2015. M. — 2015. — [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: meganorm.ru/Data2/l/4293759/4293759339.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2020).
17. Saati T.L. Prinyatiye resheniy pri zavisimostyakh i obratnykh svyazyakh: analiticheskiye seti / T.L. Saati. — M.: Izdatel'stvo LKI, 200S. — 3б0 s.
1S. Saati T.L. Analiticheskoye planirovaniye. Organizatsiya sistem / T.L. Saati, K. Kerns. — M.: «Radio i svyaz'», 1991. — 215 s.
19. Saati T.L. Ob izmerenii neosyazayemogo. Podkhod k otnositel'nym izmereniyam na osnove glavnogo sobstvennogo vektora matritsy parnykh sravneniy / T.L. Saati [Elektronnyy resurs] // Cloud Of Science. — 2015. — T. 2. — № 1. — Rezhim dostupa: cloudofscience.ru/sites/default/files/pdf/CoS_2_5.pdf (data obrashcheniya: 30.01.2020).
Статья поступила в редакцию 17 марта 2020 года Статья одобрена к печати 23 марта 2020 года
134