Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ / ЦЕНТР ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / PROFESSIONAL STANDARD / QUALIFICATION OF EMPLOYEES / QUALIFICATION ASSESSMENT CENTER / NATIONAL SYSTEM OF QUALIFICATIONS / TRAINING OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарская Н.А., Ильин С.М.

В статье рассматривается механизм оценки качества профессиональной квалификации работников в соответствии с профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самарская Н.А., Ильин С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF QUALITY OF PROFESSIONAL QUALIFICATION OF EMPLOYEES

The article examines the mechanism for assessing the quality of professional qualifications of employees in accordance with professional standards.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ»

УДК 331.45

Самарская Н.А. заместитель директора Ильин С.М. директор

Уральский межрегиональный филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Минтруда

России, г. Екатеринбург ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

РАБОТНИКОВ

Аннотация: В статье рассматривается механизм оценки качества профессиональной квалификации работников в соответствии с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, оценка квалификации работников, центр оценки квалификаций, национальная система квалификаций, подготовка специалистов.

Samarskaya N.A. deputy director Federal State Institution All-Russian Scientific-Research Institute for Labour

Ministry of Labor Russia Ural Interregional Branch, Ekaterinburg

Ilyin S.M. director

Federal State Institution All-Russian Scientific-Research Institute for Labour

Ministry of Labor Russia Ural Interregional Branch, Ekaterinburg EVALUATION OF QUALITY OF PROFESSIONAL QUALIFICATION OF EMPLOYEES

Abstract: The article examines the mechanism for assessing the quality of professional qualifications of employees in accordance with professional standards.

Keywords: professional standard, qualification of employees, qualification assessment center, national system of qualifications, training of specialists.

В современной экономике России назрела потребность в создании нового механизма оценки качества профессиональных квалификаций работников народного хозяйства. Этот механизм должен позволить, с одной стороны, оценить качество специалистов со стороны профессиональных объединений предпринимателей на соответствие профессиональным

стандартам или квалификационным требованиям, с другой стороны дать объективную оценку деятельности образовательных учреждений. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что такой механизм может быть реализован на основе применения добровольной системы сертификации профессиональной квалификации. От эффективности и результативности применения такой оценки будет зависеть качество и востребованность специалистов на рынке труда [1].

Актуальность создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций -сертификации профессиональных квалификаций - вызвана необходимостью повышения эффективности процессов обеспечения экономики страны квалифицированными кадрами.

Для решения данного вопроса создаются организации, уполномоченные системой оценки квалификаций осуществлять оценку квалификаций и выдавать квалификационные сертификаты. Это центры оценки квалификаций (ЦОК).

С их помощью на российском рынке труда должна сформироваться объективная и прозрачная процедура добровольной оценки квалификации граждан, которая гарантированно подтвердит квалификацию специалиста установленным требованиям, правилам и стандартам.

Формирование национальной системы квалификаций (НСК) в России вызвано необходимостью устранения серьезного качественного разрыва между спросом и предложением рабочей силы в профессионально -квалификационном разрезе. Для устранения этого разрыва было введено понятие «результаты обучения», которое является центральным при разработке образовательных программ и обеспечении их качества. Результаты обучения формулируются в сфере труда, т.е. работодателями, а в образовательном поле они оформляются в виде компетенций, интегрирующих знания, понимание, умения, опят, ценностные установки. Именно результаты обучения позволяют выделять квалификации и структурировать их в виде рамки [2].

Благодаря использованию результатов обучения (компетенций) рамка квалификаций становится инструментом классификации имеющихся квалификаций и разработки новых квалификаций, необходимость в которых возникает на рынке труда. Опираясь на результаты обучения, можно формулировать критерии, позволяющие относить квалификации к тому или иному уровню, что делает их одним из основных средств обеспечения прозрачности систем профессионального образования и квалификаций.

Ориентация на результаты обучения приводит:

1) к изменению содержания и характера, а также инструментов оценки, поскольку оценке подлежат именно комплексные, интегрированные достижения обучающихся, в связи с чем инструменты оценки становятся более ориентированными на определенные объективные критерии;

2) к формированию единой логики при оценке результатов лиц, поступающих на обучение, и их результатов, достигнутых по завершению обучения.

Результаты обучения, формирующие общие характеристики квалификации, называются «квалификационные дескрипторы», на основе которых осуществляется выстраивание уровней иерархии квалификаций и формирование рамки квалификаций.

Оценка результатов обучения лежит в основе присуждения квалификаций и выдачи соответствующего документа (сертификата, диплома, свидетельства). В таком виде результаты обучения в форме освоенных компетенций становятся собственностью человека и залогом его трудоустройства, профессионального роста и самореализации [2].

В России уже начался переход на образовательные стандарты профессионального образования, ориентированные на результаты обучения. Кроме того, отраслевые работодатели разрабатывают профессиональные стандарты и отраслевые рамки квалификаций под эгидой Российского союза промышленников и предпринимателей. Все это закладывает основу для формирования полноценной национальной рамки и системы квалификаций. Однако, для того, чтобы они выполняли свое предназначение, должен быть соблюден ряд условий [2].

Первым условием является понимание всеми заинтересованными сторонами (субъектами системы образования, сферы труда и государством) предназначения рамки и системы квалификаций как инструментов модернизации профессионального образования и гармонизации спроса и предложения квалификаций. Следующим условием является совместное участие всех заинтересованных сторон в формировании рамки квалификаций и последующем управлении ее поддержанием и развитием

[3].

Таким образом, система профессионального образования и обучения, ориентированная на результаты обучения, предполагает наличие трех типов стандартов:

1) профессиональных стандартов (описывающих функции, которые человек должен выполнять, и требования к компетенциям, необходимым для выполнения этих функций);

2) стандартов оценки (описывающих, что, как и кем должно оцениваться для присуждения квалификации);

3) образовательные стандарты (описывающие результаты обучения, необходимые для получения квалификации, задачи и методы обучения и контекст обучения).

На уровне отдельных областей профессиональной деятельности за последние несколько лет в профессиональном сообществе сформирована новая парадигма управления качеством подготовки специалистов, основанная на профессиональных стандартах как более современной форме

формализованного описания профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты имеют ряд существенных отличий от других способов описания требований к специалисту.

Во-первых, они позволяют систематически раскрыть профессиональную деятельность специалистов, связанных общей технологической задачей, в соответствии со структурой целостного технологического процесса и преемственностью деятельности на различных квалификационных уровнях.

Во-вторых, представленная в них структура описания предусматривает использование современной конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям и компетенциям, профессиональному опыту, что позволяет обеспечить преемственность профессиональных стандартов, положений национальной рамки квалификаций (НРК), с одной стороны, и образовательных стандартов и программ - с другой.

В-третьих, профессиональные стандарты дают возможность выделить сертифицируемые виды профессиональной деятельности, в которых особенно заинтересован работодатель, и таким образом сфокусировать задачу независимой оценки и сертификации квалификаций на ограниченном поле существенных характеристик. Эти и некоторые другие особенности профессиональных стандартов делают их чрезвычайно полезными элементами национальной системы квалификаций (НСК), связывающими сферы труда и профессиональной подготовки [4].

Требования к кадрам постоянно меняются, поэтому нужны инструменты, позволяющие установить прочную связь между рынком труда и сферой образования. Такими инструментами являются профессиональные стандарты, независимая оценка квалификации работников и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Понятие профессионального стандарта было внесено в Трудовой кодекс в конце 2012 года в связи с тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, часто уже не соответствовали современной ситуации на рынке труда. В настоящее время при определении наименования должности, тарификации работ, установлении системы оплаты труда работодатели могут в равной степени использовать как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Профессиональные стандарты отличаются от квалификационных справочников в основном тем, что структура описания использует более современную конструкцию, сочетающую требования как к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, так и к опыту работы.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» [5], согласно которому подтвердить соответствие профессиональному стандарту можно в Центре независимой оценки квалификации.

Центр оценки квалификаций выполняет следующие функции:

1) предоставляет соискателям необходимую информацию о правилах и процедурах независимой оценки квалификации;

2) организует и проводит в соответствии с руководящими и методическими документами совета по профессиональным квалификациям (СПК) независимую оценку квалификаций на соответствие требованиям профессиональных стандартов;

3) формирует сведения о результатах оценки квалификаций и передает их в СПК для обработки, экспертизы, анализа и внесения в Федеральный реестр и осуществления мониторинга деятельности ЦОК;

4) оформляет и выдает соискателю заключение квалификационной комиссии и, в случае успешного прохождения оценки квалификации, свидетельство о профессиональной квалификации.

Работник проходит независимую оценку по собственному желанию или по инициативе работодателя (в том числе, потенциального работодателя). Проводят независимую оценку Центры оценки квалификаций в форме профессионального экзамена.

Независимая оценка квалификаций осуществляется в целях:

1) повышения профессиональной мобильности работников;

2) оценки качества профессионального образования и обучения;

3) создания условий для участия работников в непрерывном образовании;

4) усиления роли профессиональных сообществ в развитии профессиональных квалификаций;

5) установления и (или) подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта;

6) повышения конкурентоспособности на рынке труда лиц, прошедших независимую оценку квалификации.

Таким образом, цель процедуры независимой оценки квалификаций -создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя, или в образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей.

Использованные источники:

1. Зворыкина Т.И. Модель взаимодействия участников системы оценки и сертификации квалификации персонала в сфере сервиса // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2012, № 2. с.25-29

2. Муравьева А.А. Международный опыт формирования национальной системы квалификации // Высшее образование в России. 2010, № 5. с. 62-69

3. Олейников О.Н., Муравьева А.А., Коулз М. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009. 115 с.

4. Лейбович А.Н. Разработка и применение национальной системы

квалификаций // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015, №1. с. 6-10

5. Федеральный закон № 238-Ф3 от 3 июля 2016 года «О независимой оценке квалификации»

УДК 504.06

Сапронов Е. С. студент 4 курса кафедра «ПТ и ТБ» Кустов А. А. студент 3 курса кафедра «ПТ и ТБ»

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова научный руководитель: Шанина Е.В., к.техн.н.

доцент Россия, г. Абакан ПРОБЛЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ В АЭРОПОРТАХ Аннотация: в данной работе рассматривается проблема образования основных видов отходов в аэропортах. Выделяются основные источники отходов и их состав. Кроме того, представлена классификация отходов, образующихся в процессе работы аэропорта. Дается краткая оценка существующей схемы утилизации отходов. Оценивается влияние отходов на окружающую среду, выделяя основные последствия утилизации различными способами. Формируются предложения на основе литературных источников по утилизации мусора с последующей возможностью вторичного использования отходов.

Ключевые слова: отходы, окружающая среда, отходы производства, отходы потребления, твердые отходы.

Sapronov E.S. student

4 year, department "PT and TB" KhakasState University. N.F. Katanova

Russia, Abakan city Kustov A.A. student

3year, department "PTand TB" Khakas State University. N.F. Katanova

Russia, Abakan city

Scientific adviser: Shanina E. V.

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor THE PROBLEM OF WASTE MANAGEMENT IN AIRPORTS Abstract: In this paper, the problem of the formation of the main types of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.