Научная статья на тему 'Оценка качества портфеля кредитов Банка на примере ПАО «Сбербанк России»'

Оценка качества портфеля кредитов Банка на примере ПАО «Сбербанк России» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3107
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / ИПОТЕЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ / КРЕДИТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Финогина Полина Александровна

В статье приведена динамика показателей по российской банковской системе за 2016 2018 гг.: совокупных и рисковых активов, резервов на потери по ссудам, темпов прироста кредитного портфеля и просроченной задолженности в разрезе корпоративных кредитов и кредитов физическим лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка качества портфеля кредитов Банка на примере ПАО «Сбербанк России»»

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОРТФЕЛЯ КРЕДИТОВ БАНКА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ» Финогина П.А.

Финогина Полина Александровна - студент, базовая кафедра Сбербанка России, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в статье приведена динамика показателей по российской банковской системе за 2016 - 2018 гг.: совокупных и рисковых активов, резервов на потери по ссудам, темпов прироста кредитного портфеля и просроченной задолженности в разрезе корпоративных кредитов и кредитов физическим лицам. Ключевые слова: банковское дело, ипотечное кредитование, кредит.

УДК 336.71.078.3

ПАО «Сбербанк России» представляет собой 16 территориальных банков и более 16,5 тысячи отделений в 83 субъектах Российской Федерации от Калининграда до Владивостока. Зарубежная сеть Банка представлена из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, Центральной и Восточной Европе, и других странах.

Управление ПАО «Сбербанком России» основывается на принципе корпоративности в соответствии с Кодексом корпоративного управления, утвержденным годовым Общим собранием акционеров Банка в июне 2002 года. Все органы управления Банком формируются на основании Устава ПАО «Сбербанк России» и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационная структура управления ПАО «Сбербанк России» представлена на рисунке 1.

Органами управления Банка являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет Банка, коллегиальный исполнительный орган - Правление Банка, единоличный исполнительный орган - Президент, Председатель Правления Банка.

Общее собрание акционеров - высший руководящий орган ПАО «Сбербанк России». На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка.

Наблюдательный совет Банка состоит из семнадцати директоров, среди которых шесть представителей Банка России, два представителя ПАО «Сбербанк России», один внешний и восемь независимых директоров.

Правление Банка состоит из тринадцати членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка [1, с. 66].

Рис. 1. Организационная структура управления ПАО «Сбербанк России»

В целях повышения эффективности работы и развития бизнеса в Банке функционирует ряд коллегиальных органов (комитетов), подотчетных Правлению ПАО «Сбербанк России». Их основные задачи - решение вопросов и проведение единой согласованной политики по различным направлениям операционной деятельности и Банка [2, с. 34].

Об основных финансовых показателях деятельности банка можно судить по данным таблицы 1.

Таблица 1. Основные финансовые показатели деятельности ПАО «Сбербанк России»

за 2016 - 2018 гг.

Наименование показателей 2016 2017 2018

1 2 3 4

Операционные доходы до резервов, млрд руб. 1103,80 1300,70 1429,80

Прибыль до налогообложения, млрд руб. 455,70 374,20 331,20

1 2 3 4

Чистая прибыль, млрд руб. 362,00 290,30 222,90

Резерв под обесценение кредитного портфеля, млрд руб. -610 -870 -1197

Активы, млрд руб. 18210 25201 27335

Средства клиентов, млрд руб. 12064 15563 19798

За анализируемый период прибыль до налогообложения и чистая прибыль коммерческого банка снизились. Данный факт связан с негативными тенденциями в марко-экономической сфере в целом и финансовом секторе в частности. Так, прибыль до налогообложения снизилась с 455,7 до 331,2 млрд руб., а чистая прибыль - с 362 до 222,9 млрд руб.

Анализ процентных доходов банка проведем в таблице 2.

Процентные доходы 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

Тыс. руб- % Тыс. руб. % Тыс. РУб. % 2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

От размещения средств в кредитных организациях 44 883 860 2,33% 63 247 524 3,11 113 277 801 5,68% 140,91% 179,10%

От ссуд, предоставленных клиентам (не кредитным организациям) 1 748 674 156 90,87% 1 821 119 093 89,55 1 720 108 969 86,32% 104,14% 94,45%

От вложения в ценные бумаги 130 727 262 6,79% 5 524 631 0,27 977 580 0,05% 4,23% 17,69%

Всего 1 924 285 278 100,00% 2033 557 683 100,00 1 992 649 084 100,00% 105,68% 97,99%

Процентные доходы банка за 2017-2018 гг. увеличились. В 2017 году процентные доходы составляли 1924285278 тыс. руб. За 2018 год этот показатель увеличился на 5,68%, за 2018 год этот показатель снизился на 2,01% и составили 1992649084 тыс. руб. на конец 2018 года. Основную долю доходов составляют доходы от ссуд, предоставленных клиентам, - 90,87% в 2016 году, 89,55% в 2017 году 86,32% в 2018 году.

Рассмотрим состав, структуру и динамику непроцентных доходов банка (таблица 3).

За 2017 год непроцентные доходы увеличились на 11,09%, в 2018 году на 16,02%. Наибольшую долю в структуре непроцентных доходов занимают прочие операционные доходы.

Таблица 3. Анализ непроцентных доходов

Непроцентные доходы 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % 2017 г. к 2016 г. 2018 г. К 2017 г.

Открытие и ведение счетов -28 761 -0,52% -32 641 -0,54% -17 472 -0,25% 113,49% 53,53%

Расчетно-кассовое обслуживание -3092171 -56,44% -3 447 353 -56,64% -4 605 506 -65,23% 111,49% 133,60%

Консультационные и информационные услуги -47582 -0,87% -71 096 -1,17% -58 439 -0,83% 149,42% 82,20%

Реализация приобретенных прав требования -12644 -0,23% -12 869 -0,21% -5 885 -0,08% 101,78% 45,73%

Валютный контроль -12788347 -233,43% -1 367 255 -22,47% -2 932 089 -41,53% 10,69% 214,45%

Брокерские и аналогичные услуги 699891 12,78% 584 760 9,61% 806 384 11,42% 83,55% 137,90%

Прочие комиссионные доходы 1035204 18,90% 913 434 15,01% 1 092 172 15,47% 88,24% 119,57%

Всего -15 969 505 -291,50% -4 931 214 -81,03% -7 619 391 -107,91% 30,88% 154,51%

Как видно из таблицы 3, наибольшую долю в доходах банка в 2016-2018 гг. составляли процентные доходы - 100,84 % в 2016 году, 100,24% в 2017 году, 100,38% - в 2018 году. Непроцентные доходы имеют отрицательное значение, что свидетельствует о том, что банк по этим видам деятельности терпит убытки

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

2017 г. к 2016 г. 2018 г. к 2017 г.

Балансовая прибыль 572 162 594 787 945 081 1 060 603 065 137,71% 134,60%

Чистая прибыль 236 256 123 516 987 788 674 119 836 218,83% 130,39%

Уд. вес чистой прибыли в балансовой 0,41 0,66 0,64 158,90% 96,87%

Таким образом, отмечается положительная динамика прибыли в 2017 году. В 2018 году прибыль снизилась на 3,13%.

На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что финансовые показатели банка в 2018 ухудшились, что требует принятия кардинальных мер по изменению существующей тенденции.

Стратегическая цель ПАО «Сбербанк России» — рост капитализации бизнеса, вхождение в топ-10 российских банков по активам, капиталу и эффективности деятельности за счет развития бизнеса с корпоративными клиентами в целевых отраслях экономики, расширения спектра и увеличения объемов операций на рынке ценных бумаг, построения высокотехнологичного розничного бизнеса и предложения полного спектра услуг в области частного банковского обслуживания.

Для достижения указанной цели ПАО «Сбербанк России» продолжит развитие финансовой, технологической и организационной инфраструктуры, способной решать задачи обеспечения сохранности и преумножения активов акционеров и клиентов. Используя комплексную систему управления рисками и современный менеджмент обеспечить положительную динамику основных показателей деятельности и рост рыночной стоимости Банка [3, с. 62].

В рамках реализации Стратегии ПАО «Сбербанк России» акцентирует внимание на решении следующих задач:

1. Реализовать программу привлечения корпоративных клиентов, имеющих хорошие показатели и перспективу развития бизнеса,

2. Развить документарный бизнес и отношения с иностранными финансовыми институтами;

3. Планомерно улучшать качество кредитного портфеля, не допуская роста объема просроченной задолженности.

4. Оптимизировать полнофункциональную систему управления рисками, которая позволит не только обеспечивать эффективную защиту от принятых рисков, но и будет носить упреждающий характер, оказывая активное влияние на деятельность конкретных направлений Банка;

5. Обеспечить сбалансированность структуры активов и пассивов. Диверсифицировать ресурсную базу Банка, в том числе используя внешнее международное фондирование и выпуск долговых инструментов Банка;

6. Повысить рентабельность капитала и активов, активно управляя затратами и издержками;

7. Обеспечить гибкое и оперативное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры, внедряя и развивая новые продукты и финансовые инструменты;

8. Повысить качество обслуживания клиентов с закреплением клиентских менеджеров, основываясь на адресном подходе с учетом специфики деятельности клиентов;

9. Реализовывать адекватную рынку и целям Банка кадровую политику;

10. Внедрить современные стандарты корпоративного управления, поддерживая гибкую систему управления Банком;

11. Получить международный кредитный рейтинг Банка и планомерно его улучшать;

12. Развить высокотехнологичную ИТ-платформу;

13. Построить эффективные каналы продаж банковских продуктов и услуг;

14. Разработать и внедрить новейшие программы обучения/повышения квалификации сотрудников Банка.

В области развития и диверсификации клиентской базы:

1. Увеличение доли в общем кредитном портфеле сегмента малого и среднего бизнеса, не менее 40% общего кредитного портфеля, в том числе расширение продуктовой линейки с целью предоставления комплексных финансовых решений предприятиям, их владельцам, менеджменту и сотрудникам;

2. Ориентация бизнеса Банка на обслуживание 4 ключевых для Банка клиентских сегментов:

1) крупные корпоративные клиенты с годовым оборотом свыше 1 000 млн руб.;

2) компании малого и среднего бизнеса с годовым оборотом до 1 000 млн руб.;

3) розничные клиенты (работники юридических лиц - корпоративных клиентов Банка, частные лица со средним уровнем доходов);

4) физические лица с высоким уровнем доходов.

3. Участие банка в инвестиционных программах (в том числе иностранных) для малого и среднего бизнеса;

4. Диверсификация отраслевых рисков методом снижения их концентрации и снижение зависимости за счет сбалансированности доли участия юридических и физических лиц в кредитном портфеле Банка;

5. Развитие розничного бизнеса за счет роста карточного бизнеса и разработки автоматизированных комплексных пакетов услуг;

6. Пересмотр маркетинговой стратегии с учетом вновь разрабатываемых продуктов, услуг, пакетов предложений;

7. Полная автоматизация кредитных процессов, создание учетной базы клиентов и автоматизированного архива данных [4, с. 51].

Таким образом, на деятельность банка влияют не только опасности и угрозы, но и изменения в экономике, политике, тенденциях рынка. Зная данную информацию, можно быть активно развивающимся банком, который держит руку на пульсе.

Далее целесообразно провести анализ просроченных кредитов ПАО «Сбербанк» в 2017-2018 годах (таблица 5).

В 2018 году отмечается тенденция к снижению просроченной задолженности, что положительно характеризует кооператив. На это оказало влияние снижение просроченной задолженности по кредитам индивидуальным предпринимателям и физическим лицам.

Таблица 5. Просроченная задолженность по кредитам ПАО «Сбербанк» в 2017-2018 годах по

валюте, тыс. руб.

Показатель 2017 год 2018 год Откл. 2018 год к 2017 г.

тыс. руб. %

Юридические лица 6 981 7 446 465 106,66

Физические лица 591 351 -240 59,33

Индивидуальные предприниматели 3 882 1 512 -2 370 38,95

Итого 11 454 9 309 -2 145 81,27

На конец 2017 года просроченная задолженность по кредитам физическим лицам составляла 591185 тыс. руб. За 2018 год этот показатель снизился на 240 тыс. руб. или 40,67% и составил на конец 2018 г. 351 тыс. руб. Просроченная задолженность по кредитам индивидуальным предпринимателям на конец 2017года составляла

3882 тыс. руб. За 2018 год отмечается снижение данного показателя на 2370 тыс. руб. или 61,05%. Пророченная задолженность по кредитам юридическим лицам за 2018 год увеличилась на 465 тыс. руб. или 6,66% и составила 7446 тыс. руб.

Список литературы

1. Никонец О.Е., Марченко А.В. Модернизация подходов к оценке кредитоспособности заемщика как один из факторов формирования конкурентной стратегии банка // Евразийский союз ученых, 2019. № 10-5 (19). С. 124-129.

2. Гусев А. Ипотечное жилищное кредитование. Жилье взаймы. М.: Феникс, 2016. 627 с.

3. Аверченко В. Принципы жилищного кредитования. М.: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2016. 276 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Журавлева Н.В. Кредитование и расчетные операции в России. М.: Экзамен, 2016. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.