Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романова Татьяна Евгеньевна, Родина Анжелика Александровна, Романов Сергей Владимирович, Абаева Ольга Петровна

Пандемия COVID-19 привела к глобальной трансформации стратегии образования на каждом его уровне, в том числе для высшего образования. При этом в качестве двухосновных трендов образования в период пандемии специалисты выделяют нарушение образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения. Переход на дистанционные формы обучения студентов медицинских вузов в период пандемии потребовал адаптации к новой реальности всех составляющих учебного процесса, в том числе для дисциплин, обучение по которым традиционно считалось возможным только в условиях клиники. Цель - оценить готовность студентов медицинских вузов, обучающихся на старших курсах в период пандемии, к практической работе в медицинских организациях. Материал и методы. Материалами исследования стал опрос по авторским анкетам студентов медицинского вуза V-VI курсов, которые в течение последних 2 лет занимались преимущественно в дистанционном формате. Вопросы анкеты предусматривали субъективную оценку уровня теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной работе в медицинских организациях, а также оценку уровня основных компетенций, необходимых врачу для начала самостоятельной работы в клинике. Результаты. По оценке самих студентов, онлайн-образование не позволяет выпускникам чувствовать себя полностью подготовленными к самостоятельной работе врачами. 57% опрошенных считают недостаточным для начала практической работы уровень своей общетерапевтической подготовки (умение оценивать симптомы и синдромы, читать электрокардиограммы и рентгенограммы, назначать лекарственную терапию), 41% - уровень практических знаний и умений. Заключение. Выпускники медицинских вузов, обучающиеся в течение 2 лет преимущественно в дистанционной форме, считают недостаточным уровень своих практических навыков для самостоятельной работы, что, безусловно, потребует развития программ профессиональной адаптации от работодателей, в том числе развития института наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Романова Татьяна Евгеньевна, Родина Анжелика Александровна, Романов Сергей Владимирович, Абаева Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF TRAINING OF MEDICAL STUDENTS DURING THE COVID-19 PANDEMIC FOR FUTURE WORK IN PRACTICAL HEALTH CARE

The COVID-19 pandemic has Led to a global transformation of the education strategy at every level, including for higher education. At the same time, as the two main trends of education during the pandemic, experts single out the violation of the educational process and the forced transition to distance learning. The transition to distance learning for medical university students during the pandemic required adaptation to the new reality of all components of the educational process, including for disciplines that were traditionally considered possible only in a clinic. Aim - to assess the readiness of medical university students studying at senior courses during the pandemic to practice in medical organizations. Material and methods. The materials of the study were a survey on the author's questionnaires of students of a medical university of V-VI courses, who over the past 2 years have been engaged mainly in a distance format. The questionnaire questions provided for a subjective assessment of the level of theoretical and practical preparation of students for independent work in medical organizations, as well as an assessment of the level of basic competencies necessary for a doctor to start independent work in a clinic. Results. According to the students themselves, online education does not allow graduates to feel fully prepared for independent work as doctors. 57% of respondents consider the level of their general therapeutic training (the ability to assess symptoms and syndromes, read ECGs, X-rays, prescribe drug therapy) insufficient to start practical work, 41% - the level of practical knowledge and skills. Conclusion. Graduates of medical universities who have been studying for two years mainly by distance learning, consider their level of practical skills to be insufficient for independent work, which, of course, will require the development of professional adaptation programs from employers, including the development of a mentoring institute.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 ДЛЯ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ»

АКТУАЛЬНО СЕГОДНЯ

Оценка качества подготовки студентов медицинских вузов в период пандемии COVID-19 для будушей работы в практическом здравоохранении

Романова Т.Е.1, 2, Родина А.А.3, 4, Романов С.В.3, Абаева О.П.5_

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 603005, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

2 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области «Городская клиническая больница № 5 Нижегородского района города Нижнего Новгорода», 603005, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

3 Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» ФМБА России, 603001, Нижний Новгород, Российская Федерация

4 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 603022, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

5 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), 119991, г. Москва, Российская Федерация

Пандемия СОУШ-19 привела к глобальной трансформации стратегии образования на каждом его уровне, в том числе для высшего образования. При этом в качестве двухосновных трендов образования в период пандемии специалисты выделяют нарушение образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения. Переход на дистанционные формы обучения студентов медицинских вузов в период пандемии потребовал адаптации к новой реальности всех составляющих учебного процесса, в том числе для дисциплин, обучение по которым традиционно считалось возможным только в условиях клиники.

Цель - оценить готовность студентов медицинских вузов, обучающихся на старших курсах в период пандемии, к практической работе в медицинских организациях.

Материал и методы. Материалами исследования стал опрос по авторским анкетам студентов медицинского вуза У-У1 курсов, которые в течение последних 2 лет занимались преимущественно в дистанционном формате. Вопросы анкеты предусматривали субъективную оценку уровня теоретической

и практической подготовки студентов к самостоятельной работе в медицинских организациях, а также оценку уровня основных компетенций, необходимых врачу для начала самостоятельной работы в клинике.

Результаты. По оценке самих студентов, онлайн-образование не позволяет выпускникам чувствовать себя полностью подготовленными к самостоятельной работе врачами. 57% опрошенных считают недостаточным для начала практической работы уровень своей общетерапевтической подготовки (умение оценивать симптомы и синдромы, читать электрокардиограммы и рентгенограммы, назначать лекарственную терапию), 41% - уровень практических знаний и умений.

Заключение. Выпускники медицинских вузов, обучающиеся в течение 2 лет преимущественно в дистанционной форме, считают недостаточным уровень своих практических навыков для самостоятельной работы, что, безусловно, потребует развития программ профессиональной адаптации от работодателей, в том числе развития института наставничества.

Ключевые слова:

подготовка кадров в здравоохранении; качество обучения врачей в период COVID-19

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов. Дизайн исследования, работа с заключениями, описание результатов исследования -Романова Т.Е.; сбор материала, оформление статьи - Родина А.А.; общее руководство исследовательским проектом, обсуждение результатов исследования - Романов С.В.; анализ материалов - Абаева О.П.

Для цитирования: Романова Т.Е., Родина А.А., Романов С.В., Абаева О.П. Оценка качества подготовки студентов медицинских вузов в период пандемии COVID-19 для будущей работы в практическом здравоохранении // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2022. Т. 8, № 1. С. 75-81. DOI: https://doi. org/10.33029/2411-8621-2022-8-1-75-81

Статья поступила в редакцию 16.02.2022. Принята в печать 10.03.2022.

Assessment of the quality of training of medical students during the

COVID-19 pandemic for future work in practical health care

Romanova Т.Е.1,2, 1 PrivoLzhsky Research Medical University, 603005, Nizhny

Rodina A.A.34, Novgorod, Russian Federation

Romanov S.V.3, 2 City Clinical Hospital # 5, 603005, Nizhny Novgorod, Rus-

Abaeva O.P.5 sian Federation

3 Volga District Medical Center under FMBA of Russia,

603001, Nizhny Novgorod, Russian Federation

4 National Research Lobachevsky State University

of Nizhny Novgorod, 603022, Nizhny Novgorod, Russian

Federation

5 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

(Sechenov University), 119991, Moscow, Russian Federa-

tion

The COVID-19 pandemic has Led to a global transformation of the education strategy at every Level, including for higher education. At the same time, as the two main trends of education during the pandemic, experts single out the violation of the educational process and the forced transition to distance learning. The transition to distance learning for medical university students during the pandemic required adaptation to the new reality of all components of the educational process, including for disciplines that were traditionally considered possible only in a clinic.

Aim - to assess the readiness of medical university students studying at senior courses during the pandemic to practice in medical organizations.

Material and methods. The materials of the study were a survey on the author's questionnaires of students of a medical university of V-VI courses, who over the past 2 years have been engaged mainly in a distance format. The questionnaire questions provided for a subjective assessment of the level of theoretical and practical preparation of students for independent work in medical organizations, as well as an assessment of the level of basic competencies necessary for a doctor to start independent work in a clinic.

Results. According to the students themselves, online education does not allow graduates to feel fully prepared for independent work as doctors. 57% of respondents consider the level of their general therapeutic training (the ability to assess symptoms and syndromes, read ECGs, X-rays, prescribe drug therapy) insufficient to start practical work, 41% - the level of practical knowledge and skills.

Conclusion. Graduates of medical universities who have been studying for two years mainly by distance learning, consider their level of practical skills to be insufficient for independent work, which, of course, will require the development of professional adaptation programs from employers, including the development of a mentoring institute.

Keywords:

training of doctors in healthcare; quality of training of doctors in the period of COVID-19

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

Contribution. Design of the study, work with conclusions, description of the results of the study - Romanova T.E.; collection of material, design of the article - Rodina A.A.; general management of the research project, discussion of the research results - Romanov S.V.; analysis of materials - Abaeva O.P.

For citation: Romanova T.E., Rodina A.A., Romanov S.V., Abaeva O.P. Assessment of the quality of training of medical students during the COVID-19 pandemic for future work in practical health care. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2022; 8 (1): 75-81. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2022-8-1-75-81 (in Russian) Received 16.02.2022. Accepted 10.03.2022.

Пандемия СОУШ-19 привела к глобальной трансформации стратегии образования на каждом его уровне [1], в том числе для высшего образования [2]. При этом в качестве двухосновных трендов образования в период пандемии специалисты выделяют нарушение

образовательного процесса и вынужденный переход на дистанционные формы обучения [1]. Вышеизложенное относится в том числе к медицинскому образованию, основные проблемы качества которого в нашей стране в последние годы были связаны преимущественно с недо-

статком практических навыков выпускников медицинских вузов [3].

Переход на дистанционные формы обучения студентов медицинских вузов в период пандемии был неизбежен, он потребовал адаптации к новой реальности всех составляющих учебного процесса [4], в том числе для дисциплин, обучение по которым традиционно считалось возможным только в условиях клиники [5]. В связи с этим преподаватели вузов считают актуальным вопрос качества получаемых студентами медицинских вузов практических навыков при дистанционном обучении и готовность применить их в практической работе [6], что особенно важно в современных условиях допуска выпускника к самостоятельной работе в ряде должностей после прохождения процедуры первичной аккредитации, минуя обязательный ранее этап подготовки в ординатуре или интернатуре. Согласно опросам студентов, большинство из них отмечают снижение качества подготовки в период пандемии, в первую очередь тревогу студентов вызывает приобретение практических навыков и опыта общения с пациентами [7-9].

Цель работы - оценить готовность студентов медицинских вузов, обучающихся на старших курсах в период пандемии, к практической работе в медицинских организациях.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

■ провести анализ субъективной оценки студентами уровня своей теоретической и практической подготовки;

■ оценить значение работы в медицинских организациях студентов в период пандемии для приобретения ими практических навыков;

■ определить основные факторы мотивации для современного поколения выпускников медицинского вуза при трудоустройстве.

Материал и методы

Материалом исследования стал опрос по авторским анкетам студентов медицинского вуза У-У1 курсов, которые в течение последних 2 лет занимались преимущественно в дистанционном

формате. Все респонденты обучаются в вузе по целевому направлению от Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр» Федерального медико-биологического агентства. Исследование имело сплошной характер, число единиц наблюдения составило 44 респондента.

Вопросы анкеты предусматривали:

■ субъективную оценку по традиционной 5-балльной системе уровня теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной работе в медицинских организациях;

■ субъективную оценку уровня основных компетенций, необходимых врачу для начала самостоятельной работы в клинике;

■ информацию о работе студентов в медицинских организациях в период пандемии и субъективной оценке студентами влияния данной работы на объем полученных практических навыков;

■ информацию о наиболее значимом для студентов субъекте при оценке их знаний и навыков, а также о необходимости наставника в начале самостоятельной работы;

■ сведения о наиболее значимых факторах, мотивирующих выпускников медицинских вузов приступить к работе во врачебных должностях.

Результаты и обсуждение

Уровень теоретической подготовки был оценен студентами в интервале между удовлетворительным и хорошим - средний балл составил 3,57 балла, уровень практической подготовки был значительно ниже - 3,18 балла.

Респонденты субъективно считают недостаточными для начала практической работы:

■ уровень своей общетерапевтической подготовки (умение оценивать симптомы и синдромы, читать электрокардиограммы, рентгенограммы, назначать лекарственную терапию) - 57% опрошенных;

■ уровень практических знаний и умений -41% опрошенных;

■ навыки заполнения медицинской документации - 34% опрошенных;

■ знания нормативных документов, действующих в сфере здравоохранения, -32% опрошенных;

■ знания основ трудового законодательства - 27% опрошенных;

■ объем коммуникативных навыков общения с пациентами и в трудовом коллективе - 14% опрошенных.

Подавляющее большинство респондентов (95%) в период пандемии привлекались к практической работе в медицинских организациях по трудовому договору или в качестве волонтера. Анализируя итоги волонтерской деятельности, 36% студентов отметили, что работа в качестве волонтера позволила им быть более уверенным в себе и своих знаниях, 22,7% заявили о получении большого практического опыта. Однако 27,3% респондентов ответили, что волонтерство не дало им в плане образования ничего полезного и только отвлекало от учебы.

При этом, по мнению будущих врачей, наиболее точно оценить уровень их профессиональной подготовки смогут коллеги (70,5% ответов), заведующий отделением (52,3%), преподаватели вуза (18%), пациенты (16%). Подавляющее большинство респондентов (79,5%) заявили о потребности в наставнике для помощи в работе с пациентами и адаптации в медицинском коллективе.

Основными мотивирующими факторами для работы в качестве врача после завершения вуза студенты назвали профессиональный интерес и возможность карьерного роста - 75%, а также желание помогать больным - 56%. Заработок как мотивирующий фактор отметили 27%, а статус профессии врача - 20% опрошенных.

Заключение

Таким образом, по оценке самих студентов, онлайн-образование не позволяет выпускникам чувствовать себя полностью подготовленными к самостоятельной работе врачами, в первую очередь в аспекте получения практических навыков. Одним из путей решения данной проблемы стало участие студентов-медиков в волонтерском

движении. Наши результаты свидетельствуют о высокой готовности студентов старших курсов в оказании помощи практическому здравоохранению, что в аспекте VI курса соответствует результатам, полученным О.В. Головко и соавт. [10]. В то же время субъективная оценка опыта волонтерской деятельности в приобретении практических навыков у студентов диаметрально отличается (от положительного до резко отрицательного), что, на наш взгляд, в первую очередь связано с характером выполняемой работы.

Одним из ключевых векторов развития современной системы здравоохранения является пациентоориентированность, однако студенты в наименьшей степени ориентированы на оценку своего труда со стороны пациентов. При этом профессиональное развитие воспринимается студентами как важнейший фактор мотивации в будущей работе, а наличие наставника - ключевое условие ее успешности. Вышеизложенное еще раз подчеркивает необходимость готовности у будущих работодателей, в том числе направивших студентов на обучение по целевому приему, программ профессиональной адаптации начинающих врачей.

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что:

■ выпускники медицинских вузов, обучающиеся в течение 2 лет преимущественно по дистанционной форме, считают недостаточным уровень своих практических навыков для самостоятельной работы, что, безусловно, потребует развития программ профессиональной адаптации от работодателей;

■ студенты старших курсов медицинских вузов имеют высокий уровень готовности к помощи практическому здравоохранению в период пандемии, однако результаты этой работы в плане приобретения практических навыков студенты оценивают неоднозначно;

■ ведущим мотивационным фактором для будущих врачей при трудоустройстве в медицинские организации является возможность профессионального развития и помощи пациентам.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Романова Татьяна Евгеньевна (Tatyana E. Romanova) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной медицины и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «ПИМУ»; заместитель главного врача по внутреннему контролю качества медицинской помощи ГБУЗ НО «ГКБ № 5 г. Нижнего Новгорода», Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: romanova_te@mail.ru http://orcid.org/0000-0001-6328-079X

Родина Анжелика Александровна (Anjelika A. Rodina) - кандидат медицинских наук, главный врач Клинической больницы № 3 ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России; доцент кафедры экспериментальной и ядерной медицины ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: Kb3@pomc.ru http://orcid.org/0000-0002-7453-5302

Романов Сергей Владимирович (Sergey V. Romanov) - доктор медицинских наук, доцент, директор ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России, Нижний Новгород, Российская Федерация E-mail: info@pomc.ru http://orcid.org/0000-0002-1815-5436

Абаева Ольга Петровна (Olga P. Abaeva) - доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), Москва, Российская Федерация

E-mail: abaevaop@inbox.ru http://orcid.org/0000-0001-7403-7744

ЛИТЕРАТУРА

1. Радина Н.К., Балакина Ю.В. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 178-194.

2. Стратегии дня трансформация системы образования в условиях пандемии // Аккредитация в образовании. 2020. № 2 (118). С. 6-9.

3. Александрова О.А., Ярашева А.В. Экспертные оценки проблем профессиональной подготовки врачей // Здоровье мегаполиса. 2020. Т. 1, № 1. С. 31-37. DOI: https://doi.org/10.47619/ 2713-2617.zm.2020.v1i1;31-37

4. Иванов Д.О., Алекандрович Ю.С., Орел В.И., Эсауленко Е.В., Новак К.Е., Дитковская Л.В. и др. Пандемия коронавирусной инфекции: вызов высшему медицинскому образованию и реагирование // Педиатр. 2020. Т. 11, № 3. С. 5-12.

5. Ермолаев В.Л., Шурыгина Е.П. Первый опыт использования дистанционного преподавание хирургии в Уральском медицинском университете // Вестник Уральского государственного медицинского университета. 2020. № 4. С. 11-13.

6. Седаков И.Е., Золотухин С.Э., Заика А.Н., Анищенко А.А., Рогалев А.В., Бутенко Е.В. и др. Проблемы и перспективы дис-

танционного обучения в сфере медицинского образования в ГОО ВПО «ДОННМУ им. М. Горького» в реалиях пандемии // Новообразование. 2020. Т. 12, № 3 (30). С. 105-108.

7. Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии СОУЮ-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2020. № 2. С. 3-9.

8. Калиева Ш.С., Корниенко Ю.Ю., Абушахманова А.Х., Юх-невич Е.А., Ким Т.В., Сагадатова Т.К. Проблемы дистанционного образования в медицинском вузе // Медицина и экология. 2021. № 1. С. 70-75.

9. Абаева О.П. Отношение студентов и преподавателей к дистанционному обучению в период эпидемии коронавирусной инфекции нового типа // Главврач. 2020. № 6. С. 36-43.

10. Головко О.В., Шмакова О.В., Салтанова Е.В. Готовность студентов медицинского вуза работать в медицинских учреждениях в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2020. Т. 1, № 2. С. 54-58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Radina N.K., Balakina J.V. Challenges for education during 2. Strategies of the day transformation of the education system

the pandemic: an overview of literature. Voprosy obrazovaniya [Prob- in a pandemic. Akkreditatsiya v obrazovanii [Accreditation in Educa-lems of Education]. 2021; (1): 178-94. (in Russian) tion]. 2020; 2 (118): 6-9. (in Russian)

3. Aleksandrova O.A., Yarasheva A.V. Expert assessments of the problems of professional training of doctors. Zdorov'e megapolisa [Health of Megapolis]. 2020; 1 (1): 31-7. (in Russian)

4. Ivanov D.O., Alexandrovich Y.S., Orel V.l., Esaulenko E.V., Novak K.E., Ditkovskaya L.V., et al. The COVID-19 pandemic: higher medical education challenges and responses. Pediatr [Pediatrician]. 2020; 11 (3): 5-12. (in Russian)

5. Emolaev V.L., Shurygina E.P. The first experience of using the remote teaching surgery at the Ural medical university. Vestnik Ural'skogo gosudarstvennogo meditsinskogo Universiteta [Bulletin of Uralic State Medical University]. 2020; (4): 11-3.(in Russian)

6. Sedakov I.E., Zolotukhin S.E., Zaika A.N., Anishchenko A.A., Rogalev A.V., Butenko E.V., et al. Problems and prospects of the distance education in the sphere of medical study within state educational institution of higher professional education «M. Gorky DONNMU». Vovoobrazovanie [Neoplasm]. 2020; 12 (30): 105-8. (in Russian)

7. Levanov V.M., Perevezentsev E.A., Gavrilova A.N. Distance education in a medical university during a pandemic COVID-19: the first experience through the eyes of students. Zhurnal tele-meditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya [Journal of Telemedicine and E-Health]. 2020; (2): 3-9. (in Russian)

8. Kalieva Sh.S., Komienko Yu.Yu., Abushakhmanova A.Kh., Yukhnevich E.A., Kim T.V., Sagadatova T.K. Problems of distance education in a medical university. Meditsina i ekologiya [Medicine and Ecology]. 2021; (1): 70-5. (in Kazakh)

9. Adaeva O.P. Attitude of students and teachers to distance learning during the new type of coronavirus epidemic. Glavvrach [Chief Physician]. 2020; (6): 36-43. (in Russian)

10. Golovko O.V., Shmakova O.V., Saltanova E.V. Readiness of medical university students to work in medical institutions in the context of a coronavirus pandemic. Vestnik obshchestvennykh i gi-manitarnikh nauk [Bulletin of Social and Humanitarian Sciences]. 2020; 1 (2): 54-8.(in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.