Научная статья на тему 'ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»'

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество образования / образовательные услуги / культура и искусство / образовательная программа / обучающиеся / quality of education / educational services / culture and art / educational program / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Яковлева Евгения Анатольевна

В системе высшего образования существует различные механизмы по оценки качества образовательных услуг, существует довольно большой пласт нормативно-правовой документации и методических материалов, необходимых для оценки качества образовательных услуг. Проблемой исследования критериев оценки образовательных услуг посвящен довольно внушительный пласт научной литературы. Данными исследованиями занимались социологи, экономисты, а также педагоги и управленческий состав в образовательных учреждениях, здесь можно говорить о междисциплинарности данной проблемы. Вопрос качества образования можно рассматривать с нескольких позиций: с финансовой, организационной и конечно же содержательной. В соответствии с данными позициями мы считаем актуальным проведение анализа научной литературы , а также ее систематизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the higher education system, there are various mechanisms for assessing the quality of educational services, there is a fairly large layer of regulatory and legal documentation and methodological materials necessary to assess the quality of educational services. A rather impressive layer of scientific literature is devoted to the problem of studying the criteria for evaluating educational services. These studies were carried out by sociologists, economists, as well as teachers and management staff in educational institutions, here we can talk about the interdisciplinarity of this problem. The issue of the quality of education can be considered from several positions: with financial, organizational and of course meaningful. In accordance with these positions, we consider it relevant to conduct an analysis of scientific literature, as well as its systematization.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»»

необходимой информации, деловой активности. Интернет-пространство имеет сильное влияние на общественное поведение молодых людей, ведь данный возраст максимально чувствителен к различным воздействиям, включая и негативные.

Выводы. В настоящее время ядро пользователей интернета составляют молодые люди. Формирование ценностных ориентиров и предпочтений у молодежи происходит не без участия интернета и социальных сетей. Ценностные предпочтения молодёжи складываются из совокупности публичных и индивидуальных факторов, что влечёт за собой неоднозначность их ориентации. Среди важнейших ценностей для современной молодёжи выделяется семья. Работа также находятся в ряду важных ценностей, но, по мнению большинства, она должна приносить положительные эмоции. Молодёжь в целом аполитична, но при этом считает себя в большей степени настроенной патриотично. Современная молодёжь заявляет о своей религиозности, и много внимания уделяет религии.

Литература:

1. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. Adlndex: сайт - 2017. - URL: https://adindex.ru/news/researches/2017/03/10/158487.phtml/

2. Борзиева, З.М. Ценностные ориентации современной молодёжи / З.М. Борзиева // Молодой учёный. - 2018. - № 52 (238). - С. 56-60

3. Бурда, М.А. Современные особенности становления новых агентов политической социализации молодежи / М.А. Бурда, А.Р. Горчакова, Н.С. Стригина // Среднерусский вестник общественных наук. - 2020. - Т. 15,- № 2. - С. 99-109

4. Селина, М.В. Гордость и стыд российской молодёжи за события в истории России определяет их система ценностей/М.В. Селина//ВШЭ: сайт-2022,-URL: https://iq.hse.ru/news/556749440.html

5. Иоас, X. Возникновение ценностей / X. Иоас. - СПб.: Изд-во «Алетейя», 2013. - 312 с.

6. Кикель, П.В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П.В. Кикель, Э.М. Сороко- 2-е изд. -Минск: Изд-во «БГПУ». 2008.-266 с.

7. Кузнецова, К.В. Влияние интернета на формирование ценностей молодёжи / К.В. Кузнецова // Форум молодёжной науки. -2020. - С. 20-25

8. Социальные сети в России / Mail.Ru Group: сайт. - 2014. - URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-setej.pdf (дата обращения: 28.10.2023)

9. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» / «Российская газета». -№ 1(8352). -2021.

Педагогика

УДК 378.2

доцент, кандидат педагогических наук Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Яковлева Евгения Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»

Аннотация. В системе высшего образования существует различные механизмы по оценки качества образовательных услуг, существует довольно большой пласт нормативно-правовой документации и методических материалов, необходимых для оценки качества образовательных услуг. Проблемой исследования критериев оценки образовательных услуг посвящен довольно внушительный пласт научной литературы. Данными исследованиями занимались социологи, экономисты, а также педагоги и управленческий состав в образовательных учреждениях, здесь можно говорить о междисциплинарности данной проблемы. Вопрос качества образования можно рассматривать с нескольких позиций: с финансовой, организационной и конечно же содержательной. В соответствии с данными позициями мы считаем актуальным проведение анализа научной литературы , а также ее систематизация.

Ключевые слова: качество образования, образовательные услуги, культура и искусство, образовательная программа, обучающиеся.

Annotation. In the higher education system, there are various mechanisms for assessing the quality of educational services, there is a fairly large layer of regulatory and legal documentation and methodological materials necessary to assess the quality of educational services. A rather impressive layer of scientific literature is devoted to the problem of studying the criteria for evaluating educational services. These studies were carried out by sociologists, economists, as well as teachers and management staff in educational institutions, here we can talk about the interdisciplinarity of this problem. The issue of the quality of education can be considered from several positions: with financial, organizational and of course meaningful. In accordance with these positions, we consider it relevant to conduct an analysis of scientific literature, as well as its systematization.

Key words: quality of education, educational services, culture and art, educational program, students.

Введение. В системе высшего образования существует различные механизмы по оценки качества образовательных услуг, существует довольно большой пласт нормативно-правовой документации и методических материалов, необходимых для оценки качества образовательных услуг. Стоит отметить, что в системе оценки качества образования участвуют все участники образовательного процесса, в том числе и студенты, посредством проведения регулярных анкетирований, тестирований и пр. Тем не менее, зачастую данные мониторинги сводятся к формальным требованиям. С нашей точки зрения, не всегда при составлении подобных критериев учитывается предметная область экспертируемой программы, такой подход можно назвать целостным, но можно говорить и о некоторой формализованное™. «Несмотря на большое количество исследований в сфере конкурентных отношений различного уровня, разработанные теории, механизмы обеспечения» [3, С. 4]. Мы полагаем, что стоит разработать и дифференцированную систему оценки образовательных услуг, в том числе и для программ в сфере креативных индустрий с охватом студентов гуманитарных направлений, являющихся потенциальными обучающимися по программам магистратуры в области культура и искусство. Современные условия создают необходимость пересмотра традиционных подходов к оценке качества образовательного продукта. Возникает необходимость оценить и проанализировать уже существующий инструментарий оценки образовательного продукта и на основании этого предложить новые решения, сущность которых заключалась бы в формировании единого подхода по улучшению качества образовательной программы.

Изложение основного материала статьи. Проблемой исследования критериев оценки образовательных услуг посвящен довольно внушительный пласт научной литературы. Данными исследованиями занимались социологи, экономисты, а также педагоги и управленческий состав в образовательных учреждениях, здесь можно говорить о междисциплинарности данной проблемы. Вопрос качества образования можно рассматривать с нескольких позиций: с финансовой, организационной и конечно же содержательной. В соответствии с данными позициями мы считаем целесообразным провести анализ научной литературы и систематизировать ее. С точки зрения исследователя-социолога Н.В. Щипачевой система критериев оценки высшего образования является своеобразным социальным заказом. Автор исследования описывает проблему разработки эффективных критериев оценки образовательных продуктов, предлагаемых высшей школой. Автор подчеркивает, что в механизмах оценки должны быть задействованы различные социальные группы, к которым относит профильные министерства, ведомства, административно-управляющий блок университета. Исследователь утверждает, что в конечном итоге абитуриенты и их родители должны обладать сведениями и данными о качестве образования того или иного университета. «Работники органов управления образованием, эксперты часто руководствуются формальными показателями, редко используя оценки результативности образования по таким параметрам, как уровень его соответствия современным потребностям развития страны, интересам различных социальных, групп; отсутствует комплексность, целостность оценки системы знаний, умений, навыков и опыта самостоятельной деятельности обучающихся» [5].

По мнению исследователя-экономиста A.B. Волошина, основным двигателем в развитии конкурентноспособности высшего образования является необходимость в удовлетворении предпочтений заказчиков образовательных услуг [3]. Автор выделяет основные элементы, способствующие повышению конкурентноспособности вуза. К ним относит: репутация, бренд, доступность образовательных продуктов. Автор справедливо отмечает, что в исследовании сущности конкурентноспособности стоит выделить процесс изучения системы взаимодействия абсолютно всех участников образовательного процесса Г31.

По мнению A.B. Буркова высшее образование находится под влиянием рыночных отношений. Автор выделяет важнейший критерий занятости, по которому возможно оценивать качество предоставляемых образовательных услуг. Автор справедливо отмечает, «что с переходом к рынку, демократизацией и появлением в высшей школе платного образования российское общество столкнулось с проблемой несоответствия качества высшего профессионального образования запросам современной инновационной экономики, что еще более усугубило проблему трудоустройства молодых специалистов» [11. Стоит выделить мнение исследователя Е.В. Бурмистровой, которая справедливо отмечает, что «исследование мнений потребителей является особенно актуальным в силу его длительного игнорирования, что привело к ряду проблем, стоящих в настоящее время перед российскими вузами и системой образования в целом» ¡2].

Анализ научной литературы показывает, что на данный момент не существует наиболее оптимального подхода к оценке качества образовательных услуг, который был бы применим и направлен на анализ качества образовательных услуг высшего образования в сфере культура и искусство, или как сейчас установлено нормативными документами, в сфере креативных индустрий в образовании.

В этой связи мы считаем, что стоит разработать систему оценки качества образовательных услуг, включающую в себя несколько этапов. Первоначальным этапом, с нашей точки зрения, стоит выделить исследование динамики удовлетворенности потребителей уровнем образовательных услуг сферы культура и искусство в условиях высшего образования. Данное экспериментальное исследование будет проводиться в рамках реализации программ сферы культура и искусство в Нижегородской области. Также мы полагаем, что стоит исследовать мнения студентов в динамики до вынужденного перехода на дистанционный формат, во время ограничительных мер, а также после. Стоит сказать, что в период необходимого перехода образовательных программ на дистанционный формат обучения в 2020 году, обусловленного пандемией. У обучающихся появился опыт и сформировалось мнение относительно внедрения дистанционных технологий в образование.

Цель исследования - анализ научной литературы по проблемам изучения качества образования, а также создание адекватного инструментария для измерения уровня удовлетворенности студентов образовательными программами предметной области «Культура и искусство».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести обзор научной литературы в области исследования проблемы разработки критериев оценки образовательных услуг;

- проанализировать содержание образовательных программ сферы культура и искусство;

- разработать анкету для обучающихся по программам высшего образования сферы культура и искусство.

В ходе исследования в соответствии с его целью и задачами проводился анализ и систематизация научной литературы, а также разработка авторской анкеты обучающихся по образовательным программам предметной облатис «Культура и искусство».

Мы полагаем, что для повышения конкурентноспообности образовательной программы стоит опираться на мнение обучающихся, являющихся заказчиками образовательных услуг, в связи с чем мы провели опрос обучающихся Мининского университета по программам сферы культура и искусство, а также гуманитарных направлений уровня высшего образования бакалавриат и специалитет. Здесь стоит процитировать исследователя E.H. Геворкяна: «Какие задачи являются наиболее актуальными? Во-первых, как уже говорилось, привлечение работодателей к оценочным процедурам, во-вторых -привлечение к оценке образовательного учреждения или качества образовательной услуги студентов. Это необходимые условия в рамках реализации Болонской декларации». Нами были выбраны студенты творческих направлений подготовки, а также студенты гуманитарных направлений, которые являются потенциальными обучающимися по программам магистратуры сферы культура и искусство, направление 55.05.04 Продюсерство, 54.03.01 Дизайн, 44.03.01 Педагогическое образование, профили: «Музыка», «Изобразительное искусство», 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям), профиль «Дизайн и декоративно-прикладное искусство», а также 50.03.02. Изящные искусства «Театральная педагогика», уровней высшего образования специалитет и бакалавриат, с первого по третий курсы. В исследовании планируется опросить 453 человека. Данная анкета разработана с учетом оценки уровня цен на образовательные программы высшего образования сферы культура и искусство, а также удовлетворенности уровнем качества образовательных услуг по программам сферы культура и искусство. (Таблица 1).

Анкета обучающихся

Таблица 1

Укажите специальность, по которой Вы обучаетесь

Укажите факультет

Какой курс обучения?

Какова стоимость обучения по специальности, по которой Вы обучаетесь?

Вам предоставлялась скидка на обучение?

Вас устраивает стоимость обучения? -да. - нет, цены завышены.

Вы согласны с ежегодным увеличением цен на процент инфляции? -да. - нет.

По какому принципу Вы выбрали данную специальность? - призвание. - совет родителей. - совет друзей. - подходящие ЕГЭ. - подходящая стоимость обучения. - авторитет вуза.

Вы бы рекомендовали данную специальность в данном вузе Вашим друзьям? -да. - пока не определился. - нет.

Как вы охарактеризуете кадровый состав программы: - высококвалифицированный. - квалификация удовлетворяет. - низкий квалификационный уровень.

Вас устраивает логистика и расписание занятий? -да. - хотелось бы более удобного графика. - нет.

Вас устраивает материально-техническая база? -да. - хотелось бы улучшить МТО программы. - нет.

Осуществляется ли внеучебная деятельность в рамках специальности? -да. - проводится, но не устраивает формат проведения внеучебных мероприятий. - нет.

В рамках специальности используются ли цифровые технологии? -да. - используются, но не устраивает специфика их применения. - нет.

По Вашему мнению, использование средств дистанционных технологий положительно влияет на уровень качества образовательной программы сферы культура и искусство?

определенно «отрицательно»/затрудняюсь ответить

скорее положительно, чем отрицательно

определенно «положительно»

Испытывали ли Вы затруднения в рамках деятельности по использованию цифровых технологий в рамках изучения дисциплин по образовательной программе сферы культура и искусство?

определенно «да»/затрудняюсь ответить

скорее нет», чем «да»

определенно «нет»

определенно «пользу»

Преподаватели, участвующие в реализации обладают ли достаточным уровнем сформированности компетентности в области применения профильных цифровых технологий в сфере культура и искусство? - уровень достаточный. - хотелось бы более высокого уровня. - низкий уровень.

По Вашему мнению, возможен ли полный переход на дистанционное обучение по программам сферы культура и искусство?

«затрудняюсь ответить»/определенно «нет»

скорее «да», чем «нет»

определенно «да»

Как Вы считаете, какие формы обучения можно перенести в дистанционный режим?

практические

лекционные

все формы занятий

Стоит ли снижать уровень цен на образовательные услуги, если часть образовательных компонентов будет реализована в дистанционном формате?

определенно «да»

скорее «да», чем «нет»

определенно «нет»/ «затрудняюсь ответить»

Если будет возможность организовать часть занятий в дистанционном формате, вы будете рекомендовать обучение своим знакомым по данным направлениям подготовки?

«затрудняюсь ответить»/ определенно «да»

скорее «нет», чем «да»

определенно «нет»

Выводы. Таким образом обзор научной литературы в области исследования проблемы разработки критериев оценки образовательных услуг показал, что существует некоторые противоречия в системе оценки качества образовательных услуг, выражающиеся в формализованное™ экспертизы образовательной программы. С целью стратегического развития, а также улучшения качества образования мы полагаем, что целесообразно рассмотреть возможность дифференциации форм учебных занятий по программам сферы культура и искусство, практические занятия по творческим дисциплинам определить исключительно в очном формате обучения, лекционные - в дистанционном, с целью удобства для обучающихся, в этой связи возможно достичь показателя снижения стоимости образовательных услуг, за счет экономии аудиторного фонда в учебных корпусах. Мы полагаем, что стоит включить данные из опросов в систему оценки качества образовательных программ.

Литература:

1. Бурков, A.B. Методология экономико-статистической оценки и моделирования качества высшего образования с учётом критерия занятости: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.12 / Бурков Алексей Владимирович; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т|. - Самара, 2009. - 38 с.

2. Бурмистрова, Е.В. Исследование рынка образовательных услуг с целью оценки удовлетворенности потребителей / Е.В. Бурмистрова // Экономика образования. - 2006. - № 1 (32). - С. 55-57

3. Волошин, A.B. Обзор методических подходов к оценке конкурентоспособности организаций [Текст] / A.B. Волошин, Ю.Л. Александров // Финансы, учет и менеджмент: теоретические и практические разработки: сб. науч. трудов. - 2017.

4. Волошин, A.B. Формирование механизма повышения конкурентоспособности организаций высшего образования на рынке образовательных услуг диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Волошин Андрей Владимирович; [Место защиты: Сиб. федер. ун-т|. - Красноярск, 2017. - 304 с.

5. Заборова, E.H. Качество образования в системе высшей школы: опыт социологического анализа / E.H. Заборова, Н.В. Щипачева // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2004. - № 9. - С. 76-83. - EDN MVZZBF

6. Петрова, Н.С. Развитие обучающихся в теории и методике профессионального образования / Н.С. Петрова, А.Ю. Петров, М.А. Абдуллина // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 213-216

7. Сизова, O.A. Виртуальное пространство как способ организации дистанционного обучения в условиях реализации программ культуры и искусства / O.A. Сизова, Т.Ю. Медведева // Перспективы науки. - 2020. - № 11(134). - С. 151-153

Педагогика

УДК 378

аспирант, ассистент кафедры вычислительной техники Скоропупов Леонид Вадимович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МИРЭА - Российский технологический университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки Трубица Сергей Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» (г. Санкт-Петербург)

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения игровых технологий при организации дистанционного обучения. Обсуждаются вопросы, с которыми сталкиваются педагоги при адаптации учебного процесса к обучающимся, применяя на практике разные стили обучения и новые техники для более эффективного усвоения знаний. Представлены различные определения и теории геймифицированного обучения. Показано, что игровые технологии являются перспективной методологией во всех областях, включая сферу образования. Авторы делают выводы о том, что игровые технологии (геймификация) применяются в образовательных учреждениях различного уровня по всему миру с целью удовлетворения образовательных потребностей, а также реализации мотивационных потребностей обучающихся в игре. Рост применения методов геймификации в последние годы обусловлен следующими факторами: широким распространением теории геймифицированного обучения по всему миру, достигнутыми положительными результатами при внедрении данной теории в образовательную практику разных стран; постоянно растущим интересом населения всех возрастных групп к играм, в том числе, в образовательных целях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, геймификация, игровые технологи, высшее образование. Annotation. The article discusses the use of gaming technologies in the organization of distance learning. The issues that teachers face when adapting the educational process to students are discussed, applying in practice different learning styles and new techniques for more effective assimilation of knowledge. Various definitions and theories of gamified learning are presented. It is shown that gaming technologies are a promising methodology in all fields, including education. The authors conclude that game technologies (gamification) are used in educational institutions of various levels around the world in order to meet educational needs, as well as to implement the motivational needs of students in the game. The growth in the use of gamification methods in recent years is due to the following factors: the wide spread of the theory of gamified learning around the world, the positive results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.