Инновации в образовательных учреждениях
УДК 37.06
J
л
Л.Н. Рагозинникова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАЗАМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
___________________________________________________Г
Аннотация. В статье анализируются критерии и показатели качества образования. Приводятся и комментируются результаты исследования степени удовлетворенности качеством образования всех субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: критерии оценки, степень удовлетворенности качеством образования, мониторинг качества образования.
Abstract. The article examines the criteria and indicators of quality of education. The article presents the results of the study of the degree of satisfaction with the quality of education of all participants of the educational process.
Keywords: criteria for assessing, the degree of satisfaction with the quality of education, monitoring the quality of education.
Сегодня о качестве образования много говорят и пишут. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы отмечается, что «в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, окружающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования» (Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы) Следовательно, определена стратегическая цель: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Надо отметить, что проблема повышения качества образования является актуальной для всех образовательных учреждений. Каждое ОУ пытается разрабатывать свою систему оценки качества образования (СОКО). Город Екатеринбург пошел дальше: в 2011 году была разработана единая муниципальная система оценки качества образования (МСОКО), и в апробацию МСОКО было включено ряд школ, в том числе и наша гимназия.
В большинстве СОКО закладываются критерии и показатели условий, процесса и результата. Процесс, условия и результат, являясь «внешне-внутренними» формами проявления качества образования, отражают его сущность, и совокупность свойств каждого из них определяет качество образования в целом. Оценить его - значит оценить качество каждого из составляющих качества образования свойств на основе специально отобранных критериев и показателей, способных адекватно передать их важнейшие содержательные характеристики [2, 5, 6, 7, 9, 11].
Таким образом, можно определить качество образования как совокупность отраженных в его результате, процессе и условиях сущностных свойств, отвечающих интересам государства, потребностям общества и образовательным запросам обучающихся и их родителей.
В МСОКО вошел набор критериев и показателей, учитывающий важнейшие свойства качества образования - результативные, процессуальные (организация образовательного процесса, содержание и технологии воспитания, средства обучения и воспитания) и ресурсные. Нашли свое место и показатели качества образования как степени удовлетворенности образовательным процессом главных заказчиков - родителей и обучающихся. На уровне нашего образовательного учреждения основные показатели и критерии МСОКО были конкретизированы и дополнены в ходе системной работы в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона [1,2, 3, 4, 8]. В
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
69
Инновации в образовательных учреждениях
целом существенными результативными свойствами качества образования признаны уровень обученности и обучаемости личности, уровень её воспитанности и развитости, социальная адаптапция и состояние здоровья. К важнейшим процессуальным свойствам качества образования отнесены организация образовательного процесса, его содержание, методы, технологии и средства обучения и воспитания. Ресурсными свойствами образования названы материально-техническое, учебно-методическое, кадровое обеспечение и социокультурная среда.
Инструментарий для оценивания качества образования родителями и обучающимися (субъектами образовательного процесса), на наш взгляд, является наименее разработанным или вообще не включается в систему оценки.
Учащиеся и родители - это не только потребители образовательной услуги, но и субъекты образовательного процесса, которые предъявляют свои требования к качеству образования и оценивают образовательные услуги.
Чтобы оценить степень удовлетворения образовательных потребностей учащихся и удовлетворенность родителей и учителей качеством образования, воспитания и условиями, созданными для детей в образовательном учреждении, в рамках апробации муниципальной системы качества образования проводилось исследование средством сетевого анкетирования.
Опрос проводился среди педагогов, родителей и учащихся 26 школ города. Общее число респондентов составило 6075 человек, в том числе: 2665 учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов, 1255 педагогических и руководящих работников, 2155 родителей учащихся 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9-х, 10-х, 11-х классов.
Обработка информации проводилась с помощью программного обеспечения IBM SPSS Statistics версии 19. Характер обработки информации на персональном компьютере предопределен поставленными задачами. (В статье использованы материалы сетевого анкетирования, обработанные начальником отдела мониторинга качества образования МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» Нифонтовым В. И.)
Итак, обратимся непосредственно к результатам анкетирования. Сначала исследовались социально-демографические характеристики социальной общности родителей учащихся, учителей: половозрастные показатели, уровень образования, социальный статус, материальное обеспечение семьи, семейное положение.
По результатам анкетирования в этой части исследования можно сделать следующие выводы:
• Родители учащихся гимназий и школ отличаются по уровню образования, социальному статусу, материальному обеспечению семьи. Это может обусловить различия в представлениях о качестве образования и в степени удовлетворенности различными его аспектами.
• Учителя, преподающие в «статусных» и обычных школах фактически не различаются по социально-демографическим характеристикам. В целом практиче-
ски все опрошенные учителя - это женщины, половина из них относится к старшей возрастной группе (старше 41 года), подавляющая доля имеет высшее педагогическое образование и значительный стаж педагогической работы. Семейное положение учителей отличается от положения родителей: среди учителей выше доля незамужних.
Более подробно остановимся на результатах анкетирования в разделе оценки качества образования родителями, учащимися и учителями.
Первая основная задача нашего исследования: выяснить представления учащихся, их родителей и учителей о качестве образования. Мы выясняли основные требования, которые разные социальные общности, вовлеченные в образовательный процесс, предъявляют к качественному образованию. В целом это высокий профессиональный уровень кадрового состава, а также взаимопонимание педагогов и учеников.
Таблица 1
Представления учащихся, родителей и учителей о качественном образовании (% от числа ответивших)
Качественное образование - это: Категория респондентов
Роди- тели (%) Уча- щиеся (%) ПиРР (%)
Высокий профессиональный уровень кадрового состава 70,3 58,1 85,0
Взаимопонимание педагогов и учеников 64,8 74,0 51,2
Индивидуальный подход к ученику 35,0 37,0 41,0
Подготовка ребенка к поступлению в вуз 33,1 40,1 11,1
Хорошие организационные условия образовательной деятельности 36,2 31,2 47,0
Сохранение здоровья и обеспечение безопасности ребенка 25,0 16,0 24,2
Творческое развитие детей 18,1 27,3 24,3
Соответствие получаемых знаний государственному образовательному стандарту 19,1 17,1 23,3
Другое 1,2 1,0 2,1
Всего: 302,8* 301,8* 309,2*
* Сумма процентов превышает 100, поскольку при ответе на вопрос респондент мог выбрать несколько ответов одновременно.
Из полученных данных видно, что требования к качественному образованию различаются у представителей разных общностей по нескольким позициям: по тому, что качественное образование - это подготовка к поступлению в вуз, взаимопонимание педагогов и учеников, сохранение здоровья и обеспечение безопасности ребенка, соответствие получаемых знаний государственному образовательному стандарту.
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
Инновации в образовательных учреждениях
Поступление в вуз - это, в первую очередь, успешная сдача ЕГЭ, а значит освоение учащимися определенных знаний, полученных в школе. По результатам исследования видно, что учителя зачастую не вкладывают это условие в понятие качественного образования.
Требование к уровню взаимопонимания педагогов и учеников различные. Возможно, это указывает на частично авторитарный характер взаимодействия со стороны педагогического состава. И, возможно, большая часть педагогов не рассматривает качественное образование, как образование, результаты которого соответствуют требованиям стандарта и удовлетворяют требования заказчика - родителей (законных представителей учащихся).
Значение показателя «сохранение здоровья и обеспечение безопасности ребенка». В ответах учащихся он значительно ниже, чем у родителей и педагогов. В понятие комплексной безопасности образовательного процесса входят показатели психологического и физического здоровье обучающихся. Уровень требований,а, следовательно, и уровень взаимопонимания между учащимися и педагогами различный, возможно, сказываются возрастные барьеры (в школах города работает 53,1% педагогов в возрасте старше 46 лет (в том числе старше 55 лет - 21,4%).
Развитие должно идти с сохранением здоровья - это один из основополагающих принципов развивающего обучения. Для полноценной жизни в будущем здоровье выступает главным фактором. Результаты исследования по данным позициям показали низкие значения участников образовательного процесса. Хотя учебные перегрузки, информационные стрессы постоянно отрицательно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Возможно, в нашем обществе жизненный успех неразрывно связан с получением высшего образования, потому у учащихся таким образом расставлены приоритеты (требования в вузах растут, и тенденция здесь не меняется).
Интересно отметить расхождение в том, должны ли получаемые знания соответствовать государственному стандарту. 1/5 часть родителей и 1/4 часть учителей считают это одним из условий качественного образования, и лишь 1/10 часть учеников согласна с этим.
Для родителей характерно следующие тенденции:
1) соответствие знаний государственным стандартам важнее для родителей учащихся выпускных классов и образовательных учреждений повышенного статуса;
2) родители гимназистов настойчивее, нежели родители школьников, в отношении того, что качественное образование - это в первую очередь высокий профессиональный уровень кадрового состава;
3) Большая часть родителей учащихся средних общеобразовательных школ (66,9%) не требуют от учителей подготовки ребенка к поступлению в вуз;
Тенденции, характерные для учащихся:
1) подготовка к сдаче ЕГЭ становится значимым требованием к выпускным классам;
2) развитие способностей, творческое развитие, как требование к качественному образованию, важно в равной степени как для девочек, так и для мальчиков.
И, наконец, тенденции, характерные для учителей:
1) такое требование к качественному образованию, как индивидуальный подход к ученику, чаще выдвигают учителя, не имеющие детей;
2) учителя «статусных» ОУ реже соглашаются с утверждением о том, что качественное образование подразумевает индивидуальный подход к ученикам, чем учителя обычных школ). Здесь видно противоречие между заявленным повышенным уровнем качества образования и реализуемыми технологиями организации образовательного процесса.
Это отдельные тенденции, выявленные в ходе анализа данных, полученных после проведения анкетирования учителей, учащихся и их родителей. Теперь обратимся к данным, полученным после фокус-групп с учащимися старших классов.
В целом данные фокус-групп подтверждают первостепенное значение для качественного образования квалифицированных, компетентных учителей и взаимопонимание в отношениях учителей и учеников. Учащиеся отмечали хороший уровень материального обеспечения образовательного процесса: новое оборудование, современные материальные условия, качественные учебные пособия. Кроме качества условий респонденты говорили о результатах, которые должно приносить качественное образование. Их можно разделить на несколько групп:
1. Результат, связанный с нахождением места в жизни, самоидентификацией: «помощь с выбором будущей профессии», «поможет найти свое место в жизни» и т. п.
2. Результат, направленный на дальнейшее продолжение образования: «поступление в вуз на бюджет», «успешная сдача экзаменов, поступление в колледж, вуз», «дает знания для поступления в вуз, для поступления на работу во время учебы в колледже, вузе», «подготовка к сдаче ЕГЭ» и т. п.
3. Результат, достигаемый путем развития личности учащегося в ОУ: «формирование личных качеств человека: целеустремленность, ответственность за свои действия и решения», «стремление учиться дальше», «совершенствовать знания английского языка», «свое будущее связываю с жизнью за границей» т. п.
Далее посмотрим, от кого зависит качество образования в целом. Среди учеников мнения разделились между ответами «от ученика и учителя в равной степени» и «только от нас (то есть от учеников)».
Учителя чаще указывали на то, что качество образования зависит от всех трех субъектов, родители же больше ответственности возлагают на школу, нежели на себя и своих детей (см. табл. 2). Особенно это характерно для родителей учащихся «статусных» школ.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
71
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 2
От кого зависит качество образования (распределение по категории респондентов)
Качество образования зависит... Категория респондентов
Родители ПиРР
Число отве- тивших % * Число отве- тивших % *
от учителя 1295 59,6 742 58,2
от ребенка 368 17,1 170 14,0
от родителей 238 11,2 84 6,7
от учителя, ребенка, родителей 254 12,1 259 21,1
Всего 2155 100,0 1255 100,0
* % от числа ответивших
Итак, полученные данные указывают на признание ответственности за обеспечение качества образования за учителями и учениками. Это, скорее всего, объясняется тем, что именно ученики и учителя непосредственно включены в образовательный процесс.
Посмотрим, как обстоят дела при рассмотрении отдельно каждого этапа обучения: на ком, по мнению учащихся, родителей и учителей, лежит ответственность за тот или иной результат образования?
Школа, по мнению респондентов, должна сыграть основную роль в переходе ребенка в 5-й и 10-й классы (см. табл. 3, 4).
Таблица 3
Ведущая роль в подготовке ребенка при переходе в 5 класс основной школы (распределение по категории респондентов)
Респонденты Категория респондентов
Учащиеся Родители ПиРР
Число отве- тивших % * Число отве- тивших % * Число отве- тивших % *
Ребенок 1338 50,1 451 20,9 25 2,0
Родители 1287 47,7 614 28,5 277 22,1
Репетитор 64 2,2 41 1,9 3 0,2
Итого 2665 142 2155 100 1255 100
Учащиеся могли выбрать несколько ответов, поэтому сумма процентов у этой категории респондентов превышает 100.
Таблица 4
Ведущая роль в подготовке ребенка при переходе в 10 класс основной школы (распределение по категории респондентов)
Респонденты Категория респондентов
Учащиеся Родители ПиРР
Число ответив- ших % * Число отве- тивших % * Число отве- тивших % *
Учителя 974 46,2 973 45,2 707 56.3
Ребенок 1293 62,1 633 29,4 299 23,8
Родители 824 39,0 441 20,5 225 17,9
Репетитор 280 13,4 108 5,0 24 1,9
Итого 2655 160,7 2155 100 1255 100
Учащиеся могли выбрать несколько ответов, поэтому сумма процентов у этой категории респондентов превышает 100
Ведущую роль школы отмечают родители и педагоги и при подготовке учащихся к поступлению в учреждения среднего профессионального образования, а также к подготовке к Городским контрольным работам. На этих четырех этапах немаловажную роль играет семья.
При подготовке учащихся к итоговой аттестации (ЕГЭ, выпускным экзаменам), по мнению респондентов, должна сохраниться ведущая роль школы.
На данной ступени считается необходимым привлечение репетиторов (15,7%). Шестая часть родителей считает, что на данном этапе в равной степени важны и школа, и репетитор, а также усилия самого ребенка. Несколько иначе обстоит ситуация с поступлением в ВУЗ: здесь, по мнению родителей, школа играет менее значительную роль (37,5%), чем на предыдущем этапе (59,3%), а влияние репетиторов усиливается (21,2).
Говоря о поступлении в вуз, 44% учащихся отметили большое значение помощи и поддержки семьи и усилий самого ученика (61,1%).
Таким образом, репетиторы востребованы на старшей ступени обучения. Это, по всей видимости, обусловливается недостаточным для поступления в вуз уровнем знаний, усвоенных учеником в школе. Роль семьи изначально достаточно сильна, она снова возрастает только к концу обучения, когда обучающийся становится перед выбором дальнейшего пути. Также это можно объяснить и тем, что средства на оплату репетиторов, курсовой подготовки к сдаче ЕГЭ, выделяют именно родители.
В итоге можно сказать, что ответственность за качество образования в целом возложена на ОУ и учителей. На различных этапах обучения ответственными, по мнению респондентов, должны являться различные акторы. При подготовке к переходу из младшего в среднее звено, из среднего в старшее, а также при подготовке к поступлению в учреждения профессионального образования, основная роль должна принадлежать родителям, при подготовке к городским контрольным работам и к итоговой аттестации (выпускным экзаменам, ЕГЭ) - учителям и репетиторам.
Касаясь темы итоговой аттестации 11-х классов, мы задавали респондентам вопрос о том, могут ли результаты ЕГЭ (Единого государственного экзамена) дать адекватную оценку качества образования ребенка в школе (см. табл. 5).
Таблица 5
ЕГЭ как оценка качества образования
Ответы респондентов Категория респондентов
Учащиеся Родители ПиРР
Число отве- тивших % * Число отве- тивших % * Число отве- тивших % *
Нет 367 13,8 389 18,1 82 6,5
Скорее нет, чем да 390 14,6 555 25,8 281 22,4
Сложно ответить однозначно 512 19,2 445 20,6 229 18,2
Скорее да, чем нет 721 27,1 509 23,6 542 43,2
Да 675 25,3 257 11,9 121 9,7
2665 100 2155 100 1255 100
* % - от числа ответивших
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
Инновации в образовательных учреждениях
Приведенная выше таблица демонстрирует различия между точками зрения родителей и ПиРР Большая часть родителей считает, что ЕГЭ не может дать оценку качества образования, и 35,5% родителей считает обратное. Родители обычных и статусных школ имеют схожие мнения: около 35% родителей воспринимают ЕГЭ как адекватную оценку качества образования. Более половины учащихся согласны с тем, что ЕГЭ можно рассматривать как оценку качества образования. Это мнение разделяют и педагоги.
Итак, можно сделать несколько выводов:
1. При определении требований к качественному образованию в первую очередь всеми группами респондентов называются высокий профессиональный уровень кадрового состава, а также взаимопонимание педагогов и учеников. Таким образом, на первый план выходит качество условий образования, оставляя за собой характеристики качества процесса.
2. От школы требуются определенные результаты, связанные с будущей жизнью учащихся: формирование, воспитание личности, самоопределение как в личном, так и в профессиональном плане и т. д.
3. Получение качественного образования - это результат совместных действий в первую очередь школы и родителей.
4. Более половины педагогов и учащихся рассматривают ЕГЭ как адекватную оценку качества образования, только 35% родителей разделяют это мнение.
Следующая реализованная нами задача: выяснить степень удовлетворенности родителей качеством образования в ОУ и отдельными его аспектами. Практически все родители удовлетворены и скорее удовлетворены качеством образования (88,3%).
Для проверки искренности ответов на данный вопрос мы также спрашивали, выбрали бы респонденты данное ОУ для обучения своего ребенка снова. В итоге выяснилось, что на этот вопрос утвердительно и скорее утвердительно ответило большинство родителей (83,9%) Это говорит о том, что ответы родителей, касающиеся качества образования, являются достоверными.
Необходимо отметить, что между показателями удовлетворенности качеством образования в целом и выбором ОУ вновь существует прямая взаимосвязь: родители, удовлетворенные качеством образования, с большей вероятностью выберут эту же школу вновь, тогда как неудовлетворенные родители скорее предпочтут другую.
Представители всех трех общностей скорее положительно оценивают уровень преподавания, уровень требований школы, психологическую атмосферу в ОУ, материально-техническое оснащение, информационное обеспечение.
Важно отметить и различия в оценках отдельных аспектов качества образования. Отношения между учителями и учениками менее всего устраивают самих учеников. По всей видимости, учащихся не устраивает та модель отношений, которую учителя считают опти-
мальной. А родители в свою очередь могут не знать о реальной ситуации в школе.
Наличие индивидуального подхода к ученику и раскрытия его индивидуальных способностей оставляет желать лучшего. Учителя считают, что в школе реализуется индивидуальный подход. По мнению родителей и учащихся индивидуальный подход, как и раскрытие индивидуальных особенностей ребенка, проявляются недостаточно.
Вследствие вовлеченности непосредственно в образовательный процесс учителя оценивают учебно-методическое обеспечение школ (мебелью, аудио - и видеотехникой, компьютерами и т. д.) гораздо ниже, чем родители.
Учителя скорее удовлетворены обеспечением качественным питанием. Уровень удовлетворенности детей и родителей по этому пункту ниже. Это же подтверждается информацией, полученной в результате проведения фокус-групп. Дети недовольны качеством питания. Администрация школ знает об этой проблеме и объясняет это низкой культурой питаний привитой ребенку в семье.
Родители в основном удовлетворены системой охраны и укрепления здоровья обучающихся. А вот система психолого-педагогического сопровождения учащихся не совсем устраивает родителей и самих школьников. В пубертатный период подросткам особенно требуется поддержка компетентных взрослых, с которыми можно обсудить личные вопросы, требующие принятия решения молодых людей. Учителя и родители в этот период для старшеклассников являются менее авторитетными.
Система психолого-педагогического сопровождения работы учителя не устраивает и педагогов. Синдром эмоционального выгорания наблюдается у большей части учителей. Очень важно своевременно обеспечить педагогу психологическую поддержку, т. к. эмоциональные перегрузки оказывают разрушающее действие на человека. Возможно, поэтому составы педагогических коллективов образовательных учреждений обновляются медленно, приток молодых специалистов незначителен.
В целом оценки качества образования представителей всех трех социальных общностей различаются при детальном рассмотрении отдельных аспектов качества образования. Таким образом, степень удовлетворенности качеством образования будет выше у педагогического состава ОУ, ниже - у учащихся и их родителей, не подтверждается по педагогам и учащимся.
Другой задачей исследования было установление степени вовлеченности учащихся, их родителей и учителей в жизнь ОУ. Мы предположили, что вовлеченность представителей названных социальных общностей в жизнь ОУ будет влиять на удовлетворенность качеством образования: чем активнее участие в школьной жизни, тем выше будет уровень удовлетворенности качеством образования.
Рассмотрим вовлеченность учеников, их родителей и учителей в жизнь школы (см. табл. 6).
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
73
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 6
Школьники о своем участии в жизни образовательного учреждения
Участвуете ли Вы... Число ответив- ших % от числа ответивших*
В НПК, олимпиадах 1145 43,1
В культурно-развлекательных мероприятиях 1283 48,1
В творческих коллективах (кружках, студиях, театрах и др.) 928 35,2
В спортивных соревнованиях 1192 45,2
В социальных акциях 530 20,0
В деятельности органов самоуправления школой (гимназией, лицеем) 494 18,2
Не участвует ни в чем 233 9,1
Затрудняюсь ответить 202 8,2
Всего 2665 227,1
* сумма процентов превышает 100, поскольку респонденты имели право выбора нескольких вариантов ответа.
Данные показывают, что около половины учащихся вовлечены в культурно-развлекательные мероприятия, проводимые в школе (48,1%), примерно столько же детей участвует в НПК и олимпиадах (43,1%). Эти же данные подтвердили и учащиеся на фокус-группе: «У нас все участвуют в школьной олимпиаде, кто-то потом идет дальше, а кто-то нет». Лишь каждый десятый обучающийся не принимает участия в жизни школы.
Здесь необходимо отметить, что учащиеся, принимающие участие в НПК, олимпиадах, чаще отмечают удовлетворенность качеством образования.
Говоря о своем участии в жизни школы, родители называют следующие виды собственной деятельности: оказание спонсорской помощи хозяйственной деятельности школы (34,1%), подготовка ребенка к НПК, олимпиадам, проектной работе (29,1%), к конкурсам (33,2%). Шестая часть родителей вовлечена в деятельность органов общественного управления школой (16,2%). Среди родителей сравнительно высок процент тех, кто не вовлечен ни в один из перечисленных видов деятельности (22,4%).
Наконец, последняя группа респондентов - это учителя. Многие из них участвуют в подготовке учащихся к НПК, олимпиадам, проектной деятельности (76,1%), в работе методических объединений (76,5%). Четвертая часть учителей участвует в составлении и обсуждении учебного плана школы (25,1%), намного меньше педагогов участвует в разработке локальных актов (16,6%). Более % всех педагогов вовлечены во внеурочную жизнь школы (82,1%).
Мы пришли к выводу, что активное участие в школьной жизни не влияет на степень удовлетворенности качеством образования по категориям педагогов и учащихся.
Непосредственно с качеством образования связана профессиональная деятельность учителя. Мы ставили
задачу выявления степени удовлетворенности и отношения учителей к различным аспектам своей профессиональной деятельности (см. табл. 7).
Таблица 7
Степень удовлетворенности учителей различными аспектами профессиональной деятельности
Аспекты профессиональной деятельности педагога Степень удовлет- ворен- ности, усл.ед.
Продолжительностью отпуска 0,81
Наличием четких образовательных целей ОУ 0,66
Возможностью учить и воспитывать детей 0,67
Возможностью видеть результат своего труда 0,67
Возможностью повышения квалификации 0,46
Возможностью обмена опытом 0,56
Взаимоотношениями с администрацией 0,57
Взаимоотношениями в коллективе 0,57
Возможностью творческой самореализации 0,64
Графиком работы 0,52
Заботой о сохранении здоровья 0,28
Справедливостью в распределении моральных и материальных поощрений 0,33
Престижем деятельности 0,16
Уровнем своей заработной платы -0,09
*** условный индекс интерпретируется следующим образом:
-1 характеризует крайне отрицательное отношение,
0 характеризует нейтральное отношение,
+ 1 характеризует крайне положительное отношение.
В целом можно сказать, что учителя удовлетворены собственной профессиональной деятельностью. Вместе с тем из приведенных выше данных видно, что учителя не вполне удовлетворены уровнем своей заработной платы, престижем профессии, справедливостью в распределении моральных и материальных поощрений, заботой о сохранении здоровья.
Таким образом, мы увидели, что в целом учителя удовлетворены своей профессиональной деятельностью (варианты ответов «да» и «скорее да»), за исключением уровня заработной платы и престижем профессии.
Посмотрим далее на различия между учителями так называемых «статусных» школ и школ обычных. Первые в большей степени удовлетворены взаимоотношениями в коллективе, возможностью творческой самореализации, взаимоотношениями с администрацией. Как показал дальнейший анализ данных, эти показатели непосредственно связаны с удовлетворенностью качеством образования: чем выше удовлетворенность отдельными аспектами профессиональной деятельности учителя, тем выше оценку получает качество образования.
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
Инновации в образовательных учреждениях
Кроме названных сторон учительской работы, с удовлетворенностью качеством прямо связаны такие характеристики учительского труда, как возможность учить и воспитывать детей и возможность видеть результат своего труда. Именно эти стороны, на наш взгляд, показывают специфику работы учителя. Мы сделали вывод, что педагоги, для которых является важной возможность учить и воспитывать детей, видеть результат своего труда, в большей мере удовлетворены качеством образования и своей работой.
Выше мы уже говорили о значимости взаимоотношений с администрацией ОУ Теперь выясним влияние стиля управления, который реализуется администрацией, на взаимоотношения в коллективе. Стиль управления мы просили характеризовать через две категории: требовательность и справедливость. В более чем % части школ реализуется наиболее оптимальный на наш взгляд стиль управления - требовательный, но справедливый.
Заслуживают внимания данные еще по нескольким показателям. Кратко остановимся на каждом из них.
Учителям задавался вопрос о том, как они оценивают уровень собственного профессионализма. Половина учителей оценивают его как высокий (54,7%), и примерно такая же доля считает, что их уровень по сравнению с другими специалистами в их сфере, средний (44,5%).
Почти половина педагогов проходила курсы повышения квалификации менее полугода назад (40,4%), практически все остальные были на курсах менее 5 лет назад (53,9%), что должно работать на повышение качества образования.
На повышение качества процесса обучения также должно повлиять и использование персональных компьютеров (ПК) и сети Интернет при подготовке к урокам, использование средств информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. В целом уровень пользователя ПК у педагогов самый различный: от начинающего до профессионала. Высока доля продвинутых пользователей (58,1%), умеющих работать с таблицами, диаграммами, владеющих навыками поиска информации в Интернете, создания презентаций и т. д. Значительна доля начинающих (30,8%), владеющих элементарными навыками работы в текстовом редакторе. При этом такие средства ИКТ, как компьютер, мультимедиа комплексы, интерактивные доски, использует в учебном процессе более половины учителей (73,9%).
Завершая анализ полученной информации, обратимся к мнению учащихся, самих участников образовательного процесса: большая часть учащихся образовательных учреждений повышенного статуса
выбрали бы для себя вновь образовательные учреждения данного типа,их и родителей устраивает не только уровень преподавания, но и психологическая атмосфера в классе; большая часть учащихся обычных школ считают, что раскрытие индивидуальных способностей школьников, как и применение индивидуального подхода со стороны педагогического коллектива к обучающимся, проявляется в средних общеобразовательных школах в большей мере.
Проведенное исследование стало стартовой площадкой для нашего образовательного учреждения в плане коррекции системы качества образования (мониторинга), а также, учитывая мнение всех субъектов образования, позволило спланировать жизнедеятельность гимназии на 2011-2012 учебный год.
Литература
1. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), С. 32-42.
2. Давыдова Н. Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учрежде-нии//Образование и наука. Известия УрО РАО, № 6 (63) т. 2, 2009, С. 13-26
3. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутри гимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000//Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 1,
С.37-42.
4. Давыдова Н. Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы//Инновационные проекты и программы в образовании, 2011, № 4, С.21-26.
5. Ишкова Л. В. Теория и практика педагогической оценки в образовании старшеклассников и взрослых: моногр. Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000, 187 с.
6. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании. Изд. испр. и доп. М.: Интеллект-Центр, 2005., 424 с.
7. Матрос Д. Ш, Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга, М.: Пед. о-во России, 1999. - 96 с.
8. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008, № 4.
9. Стариченко Б. Е, Шуняева Н. В.. Стариченко Н. А. Методы педагогической статистики в работе учителя//Управ-ление качеством образования: сущность, направления, технологии: Материалы науч.-практ. конф. Екатеринбург, 6-7 июля 2000 г. - Екатеринбург, 2000. - Ч. 1. - С. 86-102.
10. Строкова Т. А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки//Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2009, № 4 (61), С.36-45.
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/1
75