Научная статья на тему 'Оценка качества аэрофотосъемочных маршрутов'

Оценка качества аэрофотосъемочных маршрутов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
79
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Дударев В. И.

The article describes the methods for determinations of air-strips offsets from the forward directions. To solve this problem, it is necessary to know the plane coordinates of initial and terminal points of the route. On board a plane an air photographer should have a satellite receiver, which fixes spatial positions of the route points.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF AIR-STRIPS QUALITY

The article describes the methods for determinations of air-strips offsets from the forward directions. To solve this problem, it is necessary to know the plane coordinates of initial and terminal points of the route. On board a plane an air photographer should have a satellite receiver, which fixes spatial positions of the route points.

Текст научной работы на тему «Оценка качества аэрофотосъемочных маршрутов»

УДК 528.7:629.78 В.И. Дударев СГГ А, Новосибирск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА АЭРОФОТОСЪЕМОЧНЫХ МАРШРУТОВ

V.I. Dudarev SSGA, Novosibirsk

ASSESSMENT OF AIR-STRIPS QUALITY

The article describes the methods for determinations of air-strips offsets from the forward directions. To solve this problem, it is necessary to know the plane coordinates of initial and terminal points of the route. On board a plane an air photographer should have a satellite receiver, which fixes spatial positions of the route points.

Наряду с имеющимися классическими методами оценки качества выдержанных маршрутов при аэрофотосъемочных работах можно применять современные технологии, использующие GPS-измерения. Так как требования к точности прокладываемого маршрута - это единицы метров, то для выполнения работы достаточно использовать только один спутниковый приемник.

Для оценки качества выполненных маршрутов с помощью GPS-технологий может применяться следующая схема. Спутниковыми приемниками или иными методами определяются координаты точек начала и окончания маршрута в залете. Отклонения S маршрута от прямой линии определяются в плане, поэтому начальная и конечная точки будут иметь по две плоские прямоугольные координаты (например, в проекции Гаусса -Крюгера): для начальной точки А - (XA , YA), для конечной точки B - (XB , YB) (см. рис.).

T

Гт

A

r

На рисунке обозначено: Гт - вектор текущего положения

аэрофотосъемщика, г - маршрутный вектор, Т - текущая точка маршрута.

На борту аэрофотосъемщика (самолета, вертолета и т. п.) устанавливается спутниковый приемник, который во время залета с заданной дискретностью (в зависимости от скорости перемещения) определяет пространственные координаты текущих точек Т.

S

Пространственные координаты преобразуются в плоские прямоугольные координаты (XT, YT). В результате векторы rT и г будут определены как

Гг = [ Xt-Xa, Yt-Ya] = (AXt, AYt) и r = [Xb-Xa, Yb-Ya] = (AX, AY).

Далее, отклонение S аэрофотосъемщика от заданного маршрута для каждой текущей точки можно определить как

АХТ • AY - АХ • AYT

S = — ---—-

лі АХ2 + AY2 '

Характеристику качества выполненного маршрута в залете можно оценить, например, средней квадратической ошибкой единицы веса ц

В формуле обозначено: Si - отклонение аэрофотосъемщика от

прямолинейного маршрута в текущий момент времени (і = 1, 2, ..., п), п -число измерений текущих координат спутниковым приемником, установленном на борту аэрофотосъемщика.

Представленная методика может применяться и в других задачах, при выполнении которых требуется выдерживать строго определенные направления передвижения, например, отработка галсов при съемке шельфовых зон и т.д. Для повышенной точности решения задачи требуются два спутниковых приемника: один устанавливается в исходной точке, другой - на борту аэрофотосъемщика. В этом случае текущее положение аэрофотосъемщика будет характеризоваться ошибкой в несколько сантиметров. С такой же точностью будут определяться и отклонения S.

© В.И. Дударев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.