Раздел 2. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 332.1
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ С ЦЕЛЬЮ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Абрамова Елена Анатольевна ([email protected]) Рычихина Наталья Сергеевна ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет» Рассматриваются отечественные и зарубежные методические подходы оценки инвестиционной привлекательности регионов. На основании данных национального рейтингового агентства (НРА), рейтингового агентства стратегических инициатив, а также с использованием методик отечественных ученых Е.О. Стариковой, А.Э. Саака, О.А. Колчиной проводится оценка уровня инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов Ивановской области. Отдельные составляющие инвестиционного потенциала области и существующие виды рисков для иностранных инвесторов исследуются авторами посредством методики рейтингового агентства «Эксперт РА» и данных Госкомстата. По результатам исследования предлагаются мероприятия по наращиванию инвестиционного потенциала области.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, региональная экономика, Ивановская область, риски.
Значение иностранных инвестиций для российских регионов обусловлено целым рядом факторов, среди которых особо выделяют: возможность дополнительного финансирования крупных инвестиционных проектов; получение доступа к новейшим технологиям и технике, передовым методам организации производства путем вложения капитала и инновационные проекты; величина рынка сбыта; наличие квалифицированной рабочей силы; улучшение имиджа региона. Управление инвестиционными инвестициями представляет собой комплекс мероприятий по оценке инвестиционной привлекательности региона и привлечению зарубежных денежных средств для развития внутренней экономики региона.
Исследованием и оценкой инвестиционной привлекательности российских регионов занимаются рейтинговое агентство «Эксперт РА» [12], совет по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ и РАН [9], национальное рейтинговое агентство (НРА) [10], агентство стратегических инициатив [8]. Методическим аспектам оценки инвестиционной привлекательности региона посвящены работы ученых Л.Н. Депутатова, М.А. Лутченко [4], Е.О. Стариковой [17], А.Э. Саака, О.А. Колчиной [16], А.П. Косинцева [6] и
др.
Рассмотрим перечисленные методики оценки инвестиционной привлекательности региона более подробно.
Методика рейтингового агентства «Эксперт РА» функционирует на базе расчетов потенциалов и рисков для инвесторов. Величина инвестиционного потенциала определяется значениями ресурсно-сырьевого, трудового, производственного, инновационного, институционального, инфраструктурного,
финансового, потребительского и
туристического потенциалов, каждый из которых описывается системой показателей [12]. Инвестиционный риск отражает весомую долю потерь от внедрения инвестиций. Он включает в себя перечень частных видов рисков, среди которых: экономические, финансовые, политические, социальные, законодательные, экологические и
криминальные. Оценка весов вклада каждой составляющей в совокупный потенциал получается в результате опросов, проводимых среди экспертов. Результатом является сформированный рейтинг, согласно которому регионы распределены по группам. Преимуществом методики является его реализация на практике, а недостатками — трудоемкость и дороговизна.
Методика совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ и РАН [9] базируется на оценке уровня инвестиционной привлекательности исследуемого региона, соотнося инвестиционную активность и привлекательность. Инвестиционная
активность региона определяется на основе показателей производственно - финансовой, законодательной, социальной деятельности региона. При оценке инвестиционной привлекательности учитывается уровень риска вложений путем исследования безработицы в регионе, преступности, конфликтности трудовых отношений и других факторов. Преимуществами методики являются: определение функции причинно-следственной взаимосвязи инвестиционной
привлекательности и активности; возможность обоснования достоверности результатов (для этого применяется критерия степени тесноты
корреляционной связи между категориями); точность результатов оценки (большинство показателей оценивается статистическими методами, бальные оценки используются для менее чем 1/10 показателей).
В рейтинге Национального Рейтингового Агентства рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности [10]: обеспеченность региона природными ресурсами, качество окружающей среды, трудовые ресурсы, инфраструктура, внутренний рынок, производственный потенциал, институциональная среда, финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона. Используемый в рамках методики подход рейтинговой оценки, позволяет все регионы разделить на категории: регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности, регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности и регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности.
Методикой агентства стратегических инициатив [8] определяется Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Рейтинг строится на основе статистических данных, экспертных, специальных и общих опросов респондентов из региона. Рейтинг состоит из 45 показателей, которые группируются в 17 факторов, составляющих 4 направления: регуляторная среда, институты для бизнеса, инфраструктура и ресурсы и поддержка малого предпринимательства.
Методика Минэкономразвития РФ [9] для характеристики инвестиционного климата российских регионов используют систему показателей, в составе которой выделяют измерители: инвестиционной
привлекательности, инвестиционного
потенциала региона, инвестиционного риска, инвестиционной активности в регионе, эффективности использования
инвестиционного потенциала региона и др.
Саак А.Э., Колчина О.А. инвестиционный климат рассматривают во взаимосвязи с типом воспроизводства, присущим тому или иному региону. Авторами предлагается
многоуровневый подход к оценке (общенациональный, региональный и внутрирегиональный) с использованием кластерного анализа [16].
Особенностью методики Е. О. Стариковой [17] является сведение к минимуму количества экспертных оценок, что позволяет уменьшить субъективность принимаемого решения об инвестиционной привлекательности инвестиционном климате того или иного субъекта РФ. Метод характеризуется относительно небольшим числом показателей, которые, обеспечивают
достаточно полный охват составных элементов общей инвестиционной привлекательности регионов.
Среди зарубежных методик оценки инвестиционной привлекательности региона выделим наиболее значимые:
- методика Гарвардской школы бизнеса, в основе который лежит оценка инвестиционной привлекательности исходя из рисков, которым подвергается инвестор в том или ином регионе;
- методика журнала «Euromoney» состоит из девяти групп показателей, с помощью которых оцениваются: уровень политического риска, кредитоспособность региона, доступность банковского кредитования, эффективность экономики, доступность долгосрочного ссудного капитала, краткосрочного финансирования;
- методика журнала «Forbes» содержит 15 параметров, разбитых на шесть групп, описывающих разные стороны экономической жизни: социально-демографические характеристики, деловой климат, обеспеченность населения, экономическое положение, инфраструктура, комфортность ведения бизнеса.
Авторское исследование инвестиционной привлекательности зарубежных стран и практического опыта привлечения инвестиций в России доказывает, что иностранные инвесторы с осторожностью относятся к регионам, имеющим среднюю или низкую инвестиционную привлекательность. Именно поэтому оценка инвестиционной привлекательности, как и формирование инвестиционного имиджа, имеет такое важное для региона значение [1; 2].
На основании ранее рассмотренных методик проведем оценку инвестиционной привлекательности Ивановской области для иностранных инвесторов.
Результаты рейтинга инвестиционной привлекательности Ивановского региона по данным Национального рейтингового агентства по итогам 2016 года представлены в таблице 1. Инвестиционная привлекательность региона определяется в рейтинге НРА как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории региона. Ивановская область по шкале Национального рейтингового агентства на 2016 год снизила свои позиции по сравнению с 2015 годом и заняла место в категории пониженный уровень инвестиционной привлекательности.
Состояние инвестиционного климата Ивановской области по данным Рейтингового агентства стратегических инициатив представлено в таблице 2.
Таблица 1
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2016 года
Регион Рейтинг 2016 года Действие
Чеченская республика IC9 Подтвержден
Кабардино - Балкарская Республика IC9 Подтвержден
Ивановская область IC9 Понижен
Республика Алтай IC9 Понижен
Карачаево - Черкесская Республика IC9 Подтвержден
Республика Ингушетия IC9 Подтвержден
Республика Калмыкия IC9 Подтвержден
Республика Тыва IC9 Подтвержден
Таблица 2
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России на 2015 год
III группка факторов - низкая инвестиционная привлекательность
Субъект РФ Рейтинг по интегральному индексу Рейтинг по направлениям
Регуляторная среда Институты для бизнеса Инфраструктура и ресурсы Поддержка малого предпринимательства
Ярославская обл. III С B D B
Вологодская обл. III В C D B
Камчатский край III В D D A
Мурманская обл. III В B C D
Липецкая обл. III D B D B
Брянская обл. III B B B D
Ивановская обл. III С B C C
Астраханская обл. III B C C C
Алтайская обл. III C B D C
Карачаево - Черкесская Республика III B D B D
Республика Башкортостан III B D B D
Республика Саха III D C D A
Республика Коми III B C C D
Удмурская респ. III C B D B
Республика Карелия III B C D C
Самарская обл. III E B C B
Нижегородская обл. III D B D B
Свердловская обл. III C D D A
Приморский край III C C C D
Республика Хакасия III D C C C
Саратовская обл. III B C E C
Обзор ситуации показал, что Ивановская область относится к III группе, регион с низкой инвестиционной привлекательностью. По данной методике проблемными местами для Ивановской области оказались:
- регуляторная среда, что говорит о наличии значительных административных барьеров для ведения бизнеса;
- инфраструктурные ресурсы, что говорит о слабой развитости физической и инвестиционной инфраструктур.
Помимо вышесказанного, в Ивановской области наблюдается слабый уровень поддержки малого и среднего предпринимательства. Все эти факторы также говорят о низкой инвестиционной привлекательности данного субъекта РФ.
Рассмотрим результаты оценки инвестиционной привлекательности
Ивановской области по данным агентства «Эксперт Ра» за 2016 год. В 2016 году Ивановская область, как и в 2015 году находится в диапазоне пониженного инвестиционного потенциала и умеренного инвестиционного риска (табл. 3).
Проведем оценку инвестиционного риска Ивановской области для иностранных инвесторов воспользовавшись информацией рейтингового агентства «Эксперт Ра» и статистическими данными по иностранному инвестированию в регионе (табл. 4) [13;14].
Таблица 3
Место Ивановской области в рейтинге инвестиционной привлекательности
по оценке «Эксперт РА»
Составляющие инвестиционного климата Инвестиционный потенциал Инвестиционный риск
2010 64 63
2011 61 63
2012 60 57
2013 57 47
2014 57 57
2015 60 59
Таблица 4
Инвестиционный риск Ивановской области
Год Ранг риска Инвестиционный риск Ивановской области
Социальный Экономический Финансовый Криминальный Экологический Управленческий
2010 63 46 80 66 61 32 35
2011 63 46 80 66 61 32 35
2012 57 33 70 56 49 33 55
2013 47 31 74 72 29 35 6
2014 57 21 59 72 32 33 43
2015 59 29 59 71 47 36 38
Анализ видов риска показал, что в общем объеме инвестиционных рисков большую долю занимают экономические. Экономический риск связан с факторами неопределенности, оказывающими влияние на экономическую составляющую инвестиционной деятельности в регионе и на деятельность субъекта при реализации инвестиционного проекта. Наименьшую долю риска для иностранных инвесторов представляют экологические риски.
Составляющие инвестиционного
потенциала Ивановской области и их ранг представлены в таблице 5. Из приведенной выше таблицы видно, что инвестиционный потенциал Ивановской области находится в промежутке от 34 до 81 ранга, что свидетельствует о его пониженном уровне.
Таблица 5
Инвестиционный потенциал Ивановской области
Год Ранг риска Инвестиционный потенциал Ивановской области
Трудо вой Потреб ительск ий Производ ственный Финансов ый Инстит уциона льный Инновац ионный Инфрастру ктурный Природ ный Туристич еский
2010 64 57 61 57 62 58 64 32 79 45
2011 61 47 61 56 63 52 62 34 79 45
2012 60 44 58 56 61 51 52 35 79 41
2013 57 46 55 55 60 50 28 34 79 40
2014 57 53 54 56 60 51 31 32 79 42
2015 60 53 54 55 60 47 41 33 81 44
Авторами был проведен анализ инвестиционной привлекательности Ивановской области по методикам Е.О. Стариковой, А.Э. Саака, О.А. Колчиной [3] которые также показали пониженный уровень инвестиционного потенциала области. 12
На основании данные рейтинговых агентств и исследования отдельных составляющих инвестиционной привлекательности посредством научных методов, авторами сделан вывод, что Ивановская область имеет пониженный рейтинг инвестиционной привлекательности. Инвести-
ционный потенциал области следует развивать. В настоящее время география стран, чьи компании вкладывают средства в проекты Ивановских предприятий, достаточно широка: Германия, Белоруссия, Кипр, Казахстан, Китай, Великобритания и др. [15]. Для укрепления инвестиционных отношений с данными странами регион регулярно участвует в выставочных -ярмарках во Франции, в Германо-Российском форуме «Деловой и инвестиционный потенциал регионов России», форуме палаты экономики Австрии [7]. Именно в рамках этих мероприятий ивановская экономика продемонстрировала свои инвестиционные возможности, что вызвало интерес у западных промышленников, а компании области получили предложения по поставкам своей продукции за рубеж.
Одна из приоритетных стран в развитии внешнеэкономических связей для Ивановской области это Китай. Для работы с китайскими инвесторами было подписано соглашения о сотрудничестве с Деловым клубом ШОС. В настоящее время специалисты Делового клуба ШОС прорабатывают с деловыми кругами Китайской Народной Республики конкретные предложения развития сотрудничества с Ивановской областью [15].
Для повышения инвестиционной привлекательности региона реализуется Правительством области ряд государственных программ способствующих перспективе развития и управлению иностранными инвестициями в Ивановской области [5]:
1. Программа «Долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области», утвержденная постановлением Правительства Ивановской области от 30.10.2013 № 429-п;
2. Закон Ивановской области от 17.05.2007 № 62-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Ивановской области», предусматривающий увеличение размера возмещения за счет средств областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым на инвестиционные цели в российских кредитных организациях и др.
Правительством области инициируется ряд мероприятий по привлечению инвестиций в регион:
1. Налоговое стимулирование, предоставление отсрочки по налоговым платежам, компенсация части процентной ставки по кредитам, предоставление государственных гарантий (Гарантийного фонда Ивановской области);
2. Создание механизма венчурного финансирования (Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно- технической сфере).
3. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на реализацию инвестиционных проектов;
4. Создание инвестиционного фонда Ивановской области; разработка механизма его формирования, процедуры участия фонда в финансировании инвестиционных проектов, реализуемых в области.
В завершении хотелось бы сказать, что международная деятельность Ивановской области постепенно формируется в отдельную отрасль экономики, которую с целью привлечения инвестиций в регион надо поддерживать и развивать, путем системной реализации не только областных, но и отраслевых мероприятия. При разработке инвестиционной стратегии развития региона следует разрабатывать мероприятия, направленные на удержание имеющихся в регионе инвесторов, а также на внешнее позиционирование региона, т.е. на формирование положительного имиджа Ивановской области, направленного на передачу потенциальным кандидатам на инвестирование позитивного настроя и уверенности в правильности своего выбора.
Литература
1. Абрамова, Е.А., Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику Ивановского региона Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством». - 2011. - №2. - С. 74-77.
2. Абрамова, Е.А. Механизм антикризисного саморазвития регионов: методология анализа и управления [монография]/ Е.А. Абрамова; Иван. гос. хим.-технол. ун-т. - Иваново, 2015. - 240с.
3. Абрамова, Е.А. Управление внешнеэкономической деятельностью: микро-, мезо- и макроуровень [монография] / Е.А. Абрамова, Н.С. Рычихина, Т.Н. Беляева, О.А. Смирнова, И.Е. Зотова, Иван. гос. хим.-технол. ун-т.- Иваново, 2017.-156 с.
4. Депутатова, Л.Н. Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности региона/ Л.Н. Депутатов, М.А. Лутченко // Известия Саратовского ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13, вып. 2. С. 215-218.
5. Инвестиционный портал Ивановской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.invest-ivanovo.ru. (дата обращения: 18.05.2017).
6. Косинцева, А.П. Иностранные инвестиции / под ред. А. П. Косинцева. — М.: КноРус, 2014. — 210 с.
7. Левашов, Р.О. Повышение инвестиционного потенциала Ивановской области по средст-
вам создания регионального банка развития / Р.О. Левашов// Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение № 4.-2015.-С.72-80.
8. Официальный сайт агентства стратегических инициатив о национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://old.asi.ru/ (дата обращения к ресурсу: 15.02.2017).
9. Официальный сайт совета по изучению производительных сил Министерства экономического развития РФ - Режим доступа: http://www.sops.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).
10. Официальный сайт национального рейтингового агентства - Режим доступа: http://www.ra-national.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).
11. Официальный сайт агентства стратегических альтернатив - Режим доступа: http://asi.ru/ (дата обращения: 15.02.2017).
12. Пшиканокова, Н.И. Региональная инвестиционная политика: институционально - экономический механизм стратегического управления. // Вестник АГУ.2013. № 4.
13. Рейтинговое агентство - Эксперт Ра. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.raexpert.ru/ (дата обращения 15.05.2017).
14. Рычихина, Н.С. Управление развитием социально-экономических систем на основе инновационной реструктуризации: монография // Иван. гос. хим.-технол. ун-т. -Иваново, 2016. - 200 с.
15. Рычихина, Н.С. Реструктуризация в управлении развитием предприятий текстильной отрасли // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2017. -№2. - С. 63-69.
16. Рычихина, Н.С. Инновационная реструктуризация социально-экономических систем // Экономика, финансы и управление производством. - 2016- №4, с.55-60.
17. Саак, А.Э., Колчина О.А. Инвестиционный менеджмент муниципального образования [текст]. - СПб.: Питер, 2013. - 336 с.
18. Старикова, Е.О. Привлекательность Ивановского региона для иностранных инвесторов: методика оценки, перспективы развития и управления / Е.О.Старикова // Всероссийская научно - практическая конференция с международным участием «Инновационная экономика тенденции и перспективы развития» (16-17 февраля 2017 г). -С.204-208.
УДК 332.14
НОВОСИБИРСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Балашов Алексей Михайлович ( [email protected]) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» В статье рассматриваются особенности Новосибирской модели инновационного развития и место в ней предпринимательства. Своеобразие данной модели заключается в ориентации на сферу услуг, при важности операций с недвижимостью, при низкой доле в экономике области промышленности, но с упором на наукоемкие производства. Сегодня, когда федеральная власть основной акцент делает на регионы, в каждом из них следует сформировать механизм эффективной деятельности местных властей, предпринимательства и ученых. Поэтому подчеркивается необходимость превращения региональной власти в агента модернизации, для этого, прежде всего, следует повысить профессионализм чиновников, предпринимателей и снизить коррупционную составляющую. Автор обращает внимание, что в период четвертой индустриализации цель инноваций не только в развитии экономики, промышленности, но главным является человеческий капитал и все преобразования следует осуществлять в целях его увеличения и повышения качества. В связи с этим нужно не только восстанавливать жилищно-коммунальное хозяйство, дороги, но и создавать инновационные отрасли индустрии, востребованные населением и экономикой.
Ключевые слова: инновации, социальная ответственность предпринимательства, человеческий капитал, уровень управления экономикой, регион, технопарки, наукоёмкие производства, ученые, студенты, изучающие основы предпринимательства.
Период формирования инновационной экономики ставит перед экономической наукой задачу исследования механизма эффективного партнерства региональных властей, науки и предпринимательства для освоения интенсивной модели территориального развития, основанной на приоритетном использовании высо-14
котехнологичных, наукоёмких производств. Актуальность данной темы обусловлена огромными видоизменениями, произошедшими в инвестиционной деятельности России, которые связаны с частным предпринимательством и высокой степенью риска в нем. При усилении нестабильности и непредсказуемости экономи-