СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
© Гришина Е.Н.*, Трусова Л.Н.*
Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров
В работе рассмотрены основные составляющие инвестиционной деятельности регионов России, приведены результаты Национального Рейтингового Агентства по рейтинговой оценке инвестиционной привлекательности регионов, проведен анализ инвестиционной политики Кировской области и возможностей повышения инвестиционной привлекательности региона.
Ключевые слова инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, факторы инвестиционной привлекательности, рейтинг инвестиционной привлекательности, инвестиционный климат области, приоритетные инвестиционные проекты.
Одной из основных особенностей формирования рыночных отношений в экономике страны является развитие инвестиционной деятельности. Согласно законодательству Российской Федерации, инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [1].
Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как государства в целом, так и отдельных регионов. Тем более что децентрализация государственного управления экономикой страны привела к необходимости формирования сбалансированной стратегии инвестиционной деятельности, учитывающей различия в социально-экономическом развитии каждого региона.
Российский рынок для иностранных инвесторов - один из самых привлекательных и один из самых непредсказуемых. Тем не менее по состоянию на конец 2013 г. накопленный иностранный капитал (то есть общий объем иностранных инвестиций, полученных или произведенных с начала вложения с учетом погашения (выбытия), а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 384,1 млрд. долларов США, что на 6,0 % больше по сравнению с 2012 годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 65,7 % (на ко-
* Доцент кафедры Информационных технологий и статистики, кандидат экономических наук, доцент.
* Доцент кафедры Истории и философии, кандидат экономических наук.
нец 2012 г. - 60,1 %), доля прямых инвестиций составила 32,8 % (37,5 %), портфельных - 1,5 % (2,4 %).
В 2013 г. в экономику России поступило 170,2 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 10,1 % больше, чем в 2012 году. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил 127,2 млрд. долларов, или на 6,9 % меньше, чем в 2012 году.
При этом иностранные инвесторы ориентируются на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит критерием определения эффективности вложений в той или иной стране [3].
По мнению экспертов и данным многочисленных исследований:
- 71 % иностранных компаний считают главным препятствием для инвестиций коррупцию;
- 66 % - административные барьеры;
- 56 % - избирательное толкование и применение законов;
- 51 % - непрозрачность и противоречивость законодательства;
- 29 % - конфликт между государством и бизнесом.
Государственная инвестиционная политика России сейчас направлена
именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке.
Одним из главных стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению инвестиций должно стать завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Это будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата, что обеспечит перспективы роста отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Немаловажной является и работа над улучшением инвестиционного имиджа России, который формируется СМИ. Именно неудовлетворительный медиа-имидж России является, по мнению аналитиков, еще одним сдерживающим фактором для притока инвестиций в страну.
Основными составляющими инвестиционной привлекательности в целом являются инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Инвестиционный потенциал - совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала. При статистической оценке его уровня используется система показателей, характеризующих насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения [2].
Инвестиционный риск - совокупность переменных факторов риска инвестирования. В научной литературе выделяют множество критериев его оценки. Он характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данный объект, предприятие, отрасль, регион или страну. Степень инвестиционного риска может зависеть от целого ряда факторов: политической, социальной,
законодательной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуации в регионе. Не менее важной составляющей инвестиционного риска является кредитный риск.
Таким образом, инвестиционная привлекательность региона играет огромную роль в системе комплексного подхода к оценке эффективности функционирования региональной экономики. Конечным результатом эффективного функционирования региональной экономики непременно должно быть повышение качества и рост уровня жизни населения.
В долгосрочной перспективе региональные инвестиционные программы должны способствовать снижению социально-экономической дифференциации регионов, должны быть ориентированы на их самостоятельное развитие. Для этого необходимо не просто предоставлять депрессивным регионам субвенции из федерального бюджета, а именно осуществлять инвестиции в их реальный сектор. Необходимо формировать условия и стимулы для постепенного перехода от пассивного использования финансовой помощи центра к поддержке конкурентоспособных производств, пополняющих доходы региональных бюджетов. То есть желательно выделение инвестиций, адресно направленных на формирование «региональных полюсов роста», а не на отдельные разрозненные и мало влияющие на экономику региона проекты.
В связи с этим необходимо выявление конкурентных преимуществ территорий, определение перспективных отраслей экономики в каждом регионе. Задачами статистической оценки инвестиционной привлекательности региона являются:
- определение социально-экономического развития региона;
- установление влияния инвестиционной привлекательности на приток инвестиций;
- разработка мер, направленных на урегулирование инвестиционной привлекательности.
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. По данным Росстата индекс физического объема инвестиций в основной капитал на душу населения, рассчитанный в сопоставимых ценах предыдущего года, по стране в целом в 2013 году составил 99,8 % (таблица 1) [3].
Особенно значительным является снижение объемов привлечения инвестиций в основной капитал в Северо-Западном и Дальневосточном федеральном округе (-22,9 % и -19,5 % соответственно). Темп прироста объема инвестиций в Приволжском федеральном округе составил 4,6 %, что соответствует динамике данного показателя в Центральном федеральном округе.
Для оценки характера распределения регионов России по размеру инвестиций в основной капитал была проведена группировка, в результате которой построен интервальный ряд распределения, состоящий из 7 групп, с величиной интервала 30 тыс. руб.
Таблица 1
Показатели инвестиционной деятельности субъектов РФ в 2013 г.
ВРП на душу населения в текущих основных ценах, рублей Удельный вес лиц с высшим образованием в численности, занятых в экономике, % Объем вкладов (депозитов) физических лиц в Сбербанке РФ на душу населения, рублей Удельный вес прибыльных организаций в общем числе организаций, % Инвестиции в основной капитал на душу населения, рублей Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к 2012 г.
на рублевых счетах на валютных счетах
Российская Федерация 348598,9 31,7 47039 6392 69,0 92369 99,8
Центральный федеральный округ 451536,8 37,3 73834 14106 68,5 84836 105,0
Северо-Западный федеральный округ 384165,9 33,4 57995 7432 67,4 87099 77,1
Южный федеральный округ 227618,4 29,0 34416 2373 69,0 102501 108,7
Северо-Кавказский федеральный округ 127640,0 30,1 19017 1210 68,2 44596 102,9
Приволжский федеральный округ 265544,3 28,5 34417 2925 71,7 74881 104,6
Кировская область 160461,8 24,7 28662 1076 69,4 43221 107,8
Уральский федеральный округ 582666,7 29,1 37717 6645 69,1 171417 98,2
Сибирский федеральный округ 267126,0 27,5 32866 1897 69,6 71437 90,5
Дальневосточный федеральный округ 431452,7 31,1 49671 2981 65,3 130541 80,5
В первой группе оказалось 8 регионов с наименьшим размером инвестиций на душу населения (менее 40 тыс. руб.).
Во 2-ой группе (с интервалом от 40,1 тыс. руб. до 70,0 тыс. руб.) находится наибольшее число регионов России - 33. В этой же группе находятся 9 из 14 регионов Приволжского федерального округа, включая Кировскую область. В среднем по группе размер инвестиций составил 56,1 тыс. руб. на душу населения при среднем отклонении от этого уровня 6,4 тыс. руб., или 11,4 %.
В Приволжском федеральном округе лишь в Республике Татарстан размер инвестиций на душу населения (135,8 тыс. руб.) превышает средний по Российской Федерации уровень. По отношению к ВРП, произведенному в Татарстане в 2012 г., размер инвестиций в основной капитал составил 34 % (в Кировской области - 25 %).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, на развитие экономики и социальной сферы области в январе-декабре 2013 года направлено 56836,4 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составило 107,8 процента к аналогичному периоду 2012 года [4].
Организациями (без субъектов малого предпринимательства) за 2013 год инвестировано в основной капитал 35626,7 млн. рублей (без учёта средств на долевое строительство). Наибольшая их доля приходилась на обрабатывающие производства (28,8 %), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (23,1 %), транспорт и связь (14,5 %), сельское хозяйство,
охоту и лесное хозяйство (9,2 %). В обрабатывающих производствах наибольший объём (30,8 %) инвестиционных вложений направлен в развитие химического производства, производство резиновых и пластмассовых изделий (10,6 %), производство пищевых продуктов, включая напитки (10 %), обработку древесины и производство изделий из дерева (4,4 %).
Нестабильность экономической ситуации в 2014 году оказала негативное влияние на динамику инвестиционной деятельности в регионах страны. Так, в Кировской области в 1 -м полугодии размер инвестиций в основной капитал сократился на 11 %, а за 9 месяцев 2014 года в экономику направлено инвестиций на 7,9 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Произошли изменения в структуре финансирования инвестиций. Если в 2013 году средства бюджетов всех уровней занимали 43 %, то в январе-сентябре 2014 года на их долю приходилось 20 %. В то же время доля кредитов банков за данный период возросла с 35 % до 40 %.
Приток иностранных инвестиций в региональную экономику в последние годы также нестабилен. Как уже было отмечено, это обусловлено рядом причин.
Так, в течение 2013 года в экономику области поступило лишь 96,5 млн. долларов США иностранного капитала (включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США). Основными странами-инвесторами являлись Германия, Латвия и Италия (на долю этих стран приходилось 68,5 % общего объема поступлений иностранного капитала).
В настоящее время Кировская область является дотационным регионом и остро ощущает недостаток в инвестициях. В этих условиях рост инвестиционной привлекательности области является особенно актуальным.
Национальным Рейтинговым Агентством (НРА) для оценки инвестиционной привлекательности каждого региона рассматриваются семь факторов [5].
1. Обеспеченность региона природными ресурсами и качество окружающей среды: наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства.
2. Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда.
3. Региональная инфраструктура: уровень развития транспортной, энергетической, телекоммуникационной, жилищной инфраструктуры. В понятие «жесткой» инфраструктуры включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих, из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение имеет финансовая инфраструктура.
4. Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.
5. Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования).
6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе.
7. Финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также оценка финансового положения предприятий региона (прибыльность (убыточность) фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).
Для оценки перечисленных семи факторов специалистами НРА был составлен набор из 53 показателей (прокси-переменных). В методике НРА используются данные, предоставленные Росстатом, Банком России, Генеральной прокуратурой РФ, Министерством финансов РФ, Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, Министерством природных ресурсов и экологии РФ, результаты опросов руководителей организаций из всех регионов России, экспертные оценки аналитиков НРА и независимых экспертов.
Процедура присвоения рейтинговых оценок включает в себя несколько этапов. На первом этапе собирают данные по каждому из 53 используемых показателей для всех 80 регионов, рассматриваемых в рамках исследования. На втором этапе исходные статистические, опросные и экспертные показатели преобразуют в расчетные индикаторы на основе соотнесения значения показателя каждого отдельного региона с минимальным, максимальным и средним значениями среди всех рассматриваемых регионов. Затем с использованием экспертных весов рассчитывают агрегированные оценки всех факторов инвестиционной привлекательности, а также интегральный индекс инвестиционной привлекательности для каждого региона. На заключительном этапе определяют пороговые значения индекса инвестиционной привлекательности.
Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделенной на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три уровня:
I категория - «регионы с высоким уровнем инвестиционной привлекательности»:
- группа IC1 (высокая инвестиционная привлекательность - первый уровень);
- группа IC2 (высокая инвестиционная привлекательность - второй уровень);
- группа IC3 (высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень).
II категория - «регионы со средним уровнем инвестиционной привлекательности»:
- группа IC4 (средняя инвестиционная привлекательность - первый уровень);
- группа IC5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень);
- группа IC6 (средняя инвестиционная привлекательность - третий уровень).
III категория - «регионы с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности»:
- группа IC7 (умеренная инвестиционная привлекательность - первый уровень);
- группа IC8 (умеренная инвестиционная привлекательность - второй уровень);
- группа IC9 (умеренная инвестиционная привлекательность - третий уровень).
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2013 года показал наличие двух ярко выраженных причин, позволяющих регионам быть привлекательными для инвесторов. Первой причиной является обладание региона базовыми преимуществами, привлекательными для инвесторов. К таким базовым характеристикам относятся, прежде всего, богатые запасы природных ресурсов, столичный статус и выгодное географическое положение. Второй причиной роста инвестиционной привлекательности региона является целенаправленная работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, способствующей привлечению крупных инвесторов и развитию бизнеса. Регионам, ведущим такую работу, удалось войти в число регионов с высокой инвестиционной привлекательностью.
Кировская область оказалась в числе регионов с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности (группа IC8). Регионы этой группы обладают недостаточно высокой инвестиционной привлекательностью, т.к. по большинству показателей, включенных в методику НРА, находятся на уровне ниже среднероссийского. Оптимальным решением для них может стать использование опыта их ближайших соседей - субъектов Федерации, значительно более успешных в привлечении инвестиций.
Например, Республика Татарстан, территориально граничащая с Кировской областью, является практически уникальным примером выгодного сочетания всех факторов инвестиционной привлекательности. По каждому из семи факторов инвестиционной привлекательности, рассматриваемых в рейтинге, Татарстан входит в число 12 лучших регионов страны. Особенно уверенно регион выглядит в таких вопросах как обеспеченность природными и трудовыми ресурсами, уровень развития инфраструктуры и качество институциональной среды. Опыт руководства Татарстана в области создания благоприятного инвестиционного климата в настоящее время активно используется в качестве «лучшей практики».
По мнению губернатора Кировской области Н.Ю. Белых, область «... стремится идти по пути интенсивного развития в плане инвестиционной привлекательности, укрепления производственного сектора, социальной сферы. Регион обладает большой минерально-сырьевой базой, имеет высокий производственный, научный и кадровый потенциал, развитую телекоммуникационную систему. Из сырьевых ресурсов наибольшее значение для экономики региона имеют лес, крупнейшие в Европе залежи фосфоритов, значительные запасы торфа, полезных ископаемых для производства строительных материалов, богатые источники минеральных вод и лечебных грязей» [6].
Правительство области проводит активную работу по формированию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности региона. Так, распоряжением Правительства Кировской области от 03.09.2014 № 247 «Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов» утверждены приоритетные инвестиционные проекты Кировской области. В этот перечень включены 19 инвестиционных проектов 14 предприятий области.
В числе наиболее значимых проектов Правительством области определены проекты со значительными объемами инвестиций и высокими показателями экономической, бюджетной и социальной эффективности. Среди них:
- биомедицинский холдинг: производство фармпрепаратов на основе наноносителей с использованием пористого кремния и других на-номатериалов на базе биомедицинского комплекса «Нанолек» (ООО «Нанолек»);
- развитие кабельного производства на открытом акционерном обществе «Кирскабель» (ОАО «Кирскабель»);
- модернизация оборудования прокатного производства закрытого акционерного общества «Омутнинский металлургический завод» (ЗАО «Омутнинский металлургический завод»);
- комплексное развитие производственных мощностей, инфраструктуры, научно-технологического потенциала и логистического центра открытого акционерного общества «Веста» (ОАО «Веста»);
- реконструкция Кировской ТЭЦ-3 с применением ПГУ (ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5»).
Начиная с 2014 года агентство стратегических инициатив (АСИ) внедряет в российскую практику отечественный вариант рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. В число регионов для проведения пилотных исследований вошли Москва, Санкт-Петербург, республики Татарстан, Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Алтайский край, Красноярский край, Краснодарский край, Ставропольский край, Приморский край, Хабаровский край, Ленинградская, Калужская, Костромская, Владимирская, Ульяновская, Самарская, Томская, Свердловская, Челябинская, Ростовская области.
Основывается рейтинг на официальной статистике и опросах бизнесменов. Рейтинг составляется по образцу классификаций Doing Business, Moody's и Fitch. Правда, в отличие от них, результаты отечественного рейтинга разобьют на группы со значениями средних и лучших результатов по стране [7].
Главным показателем инвестиционной привлекательности станет решение базовых проблем бизнеса - например, срок и стоимость сбора документов или подключение к электросетям. Второй параметр - общеэкономические институты, такие как доступность транспорта или качество законодательных актов. Третий параметр будет заключаться в наличии инфраструктуры для малого и среднего бизнеса. Разработка рейтинга напрямую связана с результатами внедрения национальной предпринимательской инициативы в регионах.
Цель определения рейтинга - оценка результатов работы органов власти в регионах по созданию благоприятного делового климата. При этом оцениваются и территориальные управления федеральных структур, и непосредственно региональные органы исполнительной власти и муниципальные власти.
Полномасштабное внедрение рейтинга в субъектах РФ начнется в 2015 году. Кировская область не вошла в пилотный список, но в области было проведено дополнительное исследование по уже опробованной в пилотных регионах методологии. Кировская область стала единственной, которая, помимо пилотных регионов, добровольно стала объектом исследования.
Оценка области проводилась по 54 показателям, которые были разделены на 4 основных группы: регуляторная среда, институциональная среда, доступность ресурсов и качество инфраструктуры, эффективность поддержки малого предпринимательства.
По результатам исследования Кировская область отнесена к III группе регионов наряду с Владимирской, Ростовской, Челябинской и Ленинградской областями. При этом она заняла 11 место среди 22 сильнейших регионов страны из пилотного списка.
Формирование перечня приоритетных инвестиционных проектов является важным направлением эффективного развития инвестиционной деятельности на территории Кировской области.
Но для того, чтобы инвестор принял решение о реализации инвестиционного проекта в Кировской области, необходимы два условия: активное и настойчивое продвижение региона, нацеленное на преодоление имиджа депрессивной территории, и реальные социально-экономические реформы, направленные в первую очередь на снижение рисков и улучшение условий ведения бизнеса. Использование вышеназванных инструментов позволит не только сформировать благоприятный инвестиционный климат, но и реализовать инвестиционную политику, которая должна быть направлена как на поиск наиболее эффективных источников финансирования, так и на поддержку предприятий и максимальное использование производственного, природного и научного потенциала.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями)
2. Статистика: учебник / И.И. Елисеева [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой. -М.: Проспект, 2013. - 448 с.
3. Инвестиции в России. 2013: Стат.сб. / Росстат. - М., 2013. - 292 с.
4. Кировская область в 2013 году: стат. Ежегодник: в 3 ч. Ч. 2: Экономика. - Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2014. - 244 с.: ил.
5. http://[email protected].
6. http://www.invest.kirovreg.ru/.
7. http://www.asi.ru/.