Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИИ / ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ / ИНДЕКС ДОХОДНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ДОХОДНОСТИ / ЧИСТЫЙ ПРИВЕДЕННЫЙ ДОХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРИБЫЛЬ / ECONOMY / INVESTMENTS / POLICY / STATE / BUDGET / INFLATION INDEX / PROFITABILITY INDEX / INTERNAL RATES OF RETURN / NET PRESENT VALUE / EFFICIENCY / PROFIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эргашева Ш. Т.

В статье рассматриваются вопросы инвестиционного потенциала Республики Узбекистан, возможности и перспективы развития экономики страны. Опираясь на принятые правительством республики стратегические документы, автор анализирует государственные программы, стимулирующие инвестиционные процессы. Описываются основные регуляторы инвестиционного климата, рассматриваются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов. Особое внимание уделено проблемам, связанным с реализацией инвестиционной политики республики Узбекистан. Даны рекомендации по использованию инвестиционных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INVESTMENT POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article deals with issues of investment potential of the republic of Uzbekistan, opportunities and prospects for economy development of the country. Based on the strategic documents adopted by Government of republic, author analysis nationals programs that encourage investment processes. The regulators of investment climate are described, the approaches for estimate of efficiency investment projects are considered. Special attention is paid to the problems of investment policy the republic of Uzbekistan. Recommendations for using of investment resources were advised.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 336.531.2

Ш. Т. Эргашева

Ташкентский государственный экономический университет (Ташкент, Узбекистан)

ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Принята к публикации 02.09.2020

В статье рассматриваются вопросы инвестиционного потенциала Республики Узбекистан, возможности и перспективы развития экономики страны. Опираясь на принятые правительством республики стратегические документы, автор анализирует государственные программы, стимулирующие инвестиционные процессы. Описываются основные регуляторы инвестиционного климата, рассматриваются подходы к оценке эффективности инвестиционных проектов. Особое внимание уделено проблемам, связанным с реализацией инвестиционной политики республики Узбекистан. Даны рекомендации по использованию инвестиционных ресурсов.

Ключевые слова: экономика, инвестиции, политика, государство, бюджетные средства, индекс инфляции, индекс доходности, внутренняя норма доходности, чистый приведенный доход, эффективность, прибыль.

DOI: 10.32324/2412-8945-2020-3-17-19

На новом этапе экономического развития Республики Узбекистан особое значение приобретают проведение глубоких структурных преобразований в различных отраслях экономики, ускорение процесса перехода к конкурентной рыночной экономике с формированием полноценных рынков товаров и услуг, совершенствование и укрепление системы социальной защиты населения, внедрение рыночных принципов в управлении государственными активами.

Практическая реализация Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах, нацеленной на проведение кардинальных реформ по либерализации и развитию экономики, улучшению деловой среды, повышению конкурентоспособности отраслей экономики, обеспечивает устойчивую положительную динамику социально-экономического развития страны. Принятые в республике меры по обеспечению макроэкономической стабильности, либерализации валютного рынка, внедрению рыночных методов реализации высоколиквидных товаров, стимулированию и поддержке предпринимательства создали благоприятные условия для активного вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, а также обеспечили основу для дальнейшего продвижения экономических реформ.

В целях обеспечения дальнейшей либерализации и развития экономики, последовательной реализации мер по расширению экономического потенциала, повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности субъектов пред-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 3 (21). © Ш. Т. Эргашева, 2020

принимательства, роста на этой основе благосостояния населения, а также в соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах утвержден пакет следующих документов:

— разработанная при участии Всемирного банка и других международных финансовых институтов дорожная карта основных направлений структурных реформ Республики Узбекистан на период 2019—2021 годов (УП РУз от 8 января 2019 г. № 5614);

— Государственная программа по реализации Стратегии действий Республики Узбекистан в «Год активных инвестиций и социального развития» (УП РУз от 17 января 2019 г. № 5635).

В рамках практического воплощения в жизнь принятой Государственной программы на 2018 г. реализованы 76 тыс. проектов на сумму 21 трлн сумов и 1 млрд долл. США. В соответствии с программами «Благоустроенное село» («Обод кишлок») и «Благоустроенная махалла» («Обод махалла») 3 трлн сумов направлены на благоустройство более чем 400 сел и махаллей с целью создания условий для благополучной жизни. На программы «Каждая семья — предприниматель» и «Молодежь — наше будущее» в общей сложности направлено около 2 трлн сумов для осуществления более 2 600 бизнес-проектов на местах. Пристальное внимание уделялось развитию социальной сферы, усилению социальной защиты населения и дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда, что позволило повысить реальные доходы населения на 12 % по сравнению с 2017 г. Значительно расширены возможности для получения высшего образования благодаря открытию

РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

новых учебных направлений и увеличению квоты приема. Внедрение концептуально нового порядка налогового администрирования позволило оставить в распоряжении местных бюджетов 5,5 трлн сумов от перевыполнения прогнозных показателей налоговых сборов, что в 6 раз превосходит показатели 2017 г. и в 32 раза — 2016 г.

Кроме того, принята Концепция совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан, направленная на стимулирование экономического развития, улучшение деловой среды и инвестиционной привлекательности, повышение доходов населения и снижение налогового бремени для бизнеса. Так, снижение до 12 % ставки единого социального платежа и отмена обязательных отчислений в государственные целевые фонды, взимаемых с оборота (выручки) юридических лиц, создали условия для оставления в распоряжении предприятий дополнительных средств. В 2018 г. совершено 18 межгосударственных визитов и достигнуты договоренности по инвестиционным проектам на сумму около 50 млрд долл. США.

В настоящее время за счет иностранных инвестиций в стране реализуются 456 проектов на сумму 23 млрд долл. США.

Утвержденная Государственная программа по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» предусматривает реализацию проектов на общую сумму 16,9 трлн сумов и 8,1 млрд долл. США, которые будут направлены:

— в сферу совершенствования системы государственного и общественного строительства:

— в сферу обеспечения верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы;

— в сферу развития экономики и активного привлечения инвестиций;

— в сферу социального развития;

— в сферу обеспечения безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, а также внешней политики.

Инвестиционная деятельность является сложной и многоаспектной категорией, оказывающей влияние на социально-экономическое развитие страны, регионов, отраслей и предприятий. Инвестиционные проекты, направленные на разработку и реализацию решений, связанных с реформированием производства, техническим перевооружением, внедрением технологических нововведений, обусловливают необходимость преобразования организационных структур хозяйственных предприятий.

Исследования показали, что в системе мероприятий по формированию и регулированию инвестиционного климата и созданию условий по повышению инвестиционной активности особое значение имеет разработка и внедрение рыночной системы осуществления инвестиционного проектирования, которая означает прежде всего формирование и регулирование правовых, социаль-

но-экономических, организационных и технологических основ подготовки и реализации конкретного инвестиционного мероприятия с учетом интересов участников (объекта и субъекта).

Выбор оптимального варианта проекта можно осуществить на основе методических рекомендаций, включающих следующую последовательность расчетов: ранжирование проектов по направленности, формирование классов эффективности, определение границ качества проектов, подготовку предложений по совершенствованию проектных решений. В настоящее время для оценки эффективности и ранжирования инвестиционных проектов по их значимости используются следующие критерии:

— суммарная прибыль в год (абсолютная прибыль);

— прибыль в расчете на 1 тыс. сумов капиталовложений (относительная прибыль);

— вероятность сбыта всей произведенной продукции;

— время до ввода объекта в действие;

— вероятность полного использования проектных мощностей;

— число вновь созданных рабочих мест.

Методология разработки инвестиционного

проекта включает следующие этапы:

— описание инвестиционного проекта;

— расчет объемов капитальных вложений;

— определение источников финансового обеспечения;

— оценку экономической эффективности инвестиционного проекта.

Предметом наших исследований являются производственные инвестиции в рамках механизма хозяйствования, направленного на формирование рыночной системы воспроизводства основного капитала. При этом следует иметь в виду, что основная задача, которая лежит в основе оценки этого механизма, заключается в оценке доходности инвестиций для заказчика (инвестора). При этом она осуществляется, в отличие от сложившейся в экономико-хозяйственной практике страны системы, на всех этапах инвестиционного процесса — от принятия инвестиционного решения, разработки его проекта до его реализации. При этом в качестве основных оценочных показателей при выборе объекта инвестирования, независимо от уровня принятия инвестиционного решения, определяющими являются измеряемые (оценочные) конечные результаты инвестиций.

В настоящее время можно выделить две основные значимые группы подходов. При этом их выделение основано на условии — учитывают или не учитывают они фактор времени.

Как известно, учет фактора времени предполагает приведение основных экономических показателей оценки к временному интервалу (году) и называется дисконтированием. В связи с этим показатели этой группы называют дисконтными. Показатели второй группы называют бухгалтерскими в силу того, что их применение не требует дисконтирования инвестиционных показателей [1].

Ш. Т. Эргашева. Оценка инвестиционного потенциала Республики Узбекистан

В мировой практике инвестиционного планирования достаточно широкое применение нашли показатели первой группы: чистый приведенный доход, внутренняя норма доходности, дисконтируемый срок окупаемости и индекс доходности.

Анализ существующих методов оценки эффективности инвестиционных проектов показал, что в условиях инфляции нестабильности внешней среды в дополнение к традиционным необходимо использовать и другие критерии инвестиционной привлекательности хозяйствующих субъектов. В частности, в дотационных отраслях экономики, регулярно получающих государственную финансовую поддержку, мы ранее предлагали вести расчет коэффициента эффективности использования бюджетных ресурсов [2], который представляет собой отношение процентного изменения объема производства продукции за отчетный период по сравнению с базисным к процентному хозяйствующему субъекту в отчетном периоде по сравнению с базисным, скорректированный с учетом темпов инфляции за этот период:

Кэ.б.р. = (01 / 00) / (Л / (/0 • I инфл)) = ОЦ • /'инфл) / i1,

где Кэ.бр. — коэффициент эффективности использования бюджетных ресурсов;

бь бо — физический объем производства продукции, соответственно в базисном и отчетном году;

/1, /0 — объем предоставленных бюджетных ресурсов, соответственно в базисном и отчетном году;

¡инфл — индекс инфляции отчетного года по сравнению с базисным;

— индекс физического объема производственной продукции отчетного года по сравнению с базисным;

— индекс объема бюджетных средств отчетного года по сравнению с базисным.

Важный вывод, который необходимо сделать на основе анализа существующих методик оценки эффективности использования инвестиционных ресурсов, заключается в том, что имеющиеся нормативные материалы и разработанные методики микро- и макроэкономического подходов к проблеме не отвечают всем требованиям императивной системы управления экономикой. К их недостаткам, во-первых, следует отнести отсутствие системной классификации экономической эффективности по ее видам и требованиям к исходным данным, что влияет на процедуру оценки эффективности (выбор решения), а значит, и на

результат. Во-вторых, существующие методики во многом не коррелируют с требованиями теории управления производством, так как основаны на абсолютизировании теории экономической эффективности и именно поэтому очень часто приходят в противоречие с практикой хозяйственной деятельности.

И проблема заключается в том, что ранее в Республике Узбекистан не существовало экономического механизма хозяйствования в инвестиционной сфере на всех уровнях управления (предприятие, регион, отрасль, народное хозяйство), а организационная структура отвечала задачам централизованного управления. За годы реформирования она была упразднена без соответствующей замены на эффективную, адекватную рыночным отношениям, а также без создания механизма экономического управления инвестиционными процессами. Поэтому инвестиционная сфера, являясь одной из основных приоритетов в системе управления государством, отраслями, развитием регионов и предприятий, отреагировала на внедрение рыночных механизмов кризисом во всех его проявлениях.

Необходимо отметить, что в условиях рыночного хозяйствования указанные в экономике Узбекистана недостатки ликвидируются путем применения экономических методов воздействия на инвестиционные процессы, а именно посредством ценовой, налоговой, финансово-кредитной политик, способствующих инвестиционной активности и регулирующих инвестиционные потоки. Применительно к методологии и теории эффективности экономистами развитых стран мира предлагается использование условных допущений, в частности таких, как понятие приведенной стоимости.

Очевидно, что внедрение в управление инвестиционной сферой Республики Узбекистан современных технологий и методик ускорит развитие экономики страны.

Список литературы

1. Арефьев М. И. Механизм анализа факторов воздействия на инвестиционную деятельность в экономике // Финансы и кредит. 2001. № 18. С. 42—48.

2. Эргашева Ш. Т. Организация и финансирования инвестиции : учеб. пособие. Ташкент : Иктисод-молия, 2010. 218 с.

Sh. T. Ergasheva

ASSESSMENT OF THE INVESTMENT POTENTIAL OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article deals with issues of investment potential of the republic of Uzbekistan, opportunities and prospects for economy development of the country. Based on the strategic documents adopted by Government of republic, author analysis nationals programs that encourage investment processes. The regulators of investment climate are described, the approaches for estimate of efficiency investment projects are considered. Special attention is paid to the problems of investment policy the republic of Uzbekistan. Recommendations for using of investment resources were advised.

Keywords: economy, investments, policy, State, budget, inflation index, profitability index, internal rates of return, net present value, efficiency, profit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.