Научная статья на тему 'РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ТРЕНДЫ / СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ОЦЕНКА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ / INNOVATION / INNOVATIVE POTENTIAL / INVESTMENT / INNOVATION MANAGEMENT / CURRENT TRENDS AND TRENDS / STRUCTURAL CHANGES / ECONOMIC MECHANISM / PERFORMANCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахунова О.Э.

Статья посвящена вопросам наращивания инновационного потенциала, обеспечивающего экономический рост Республики Узбекистан. На основе статистических данных в статье рассматриваются факторы, стимулирующие внедрение эффективных механизмов управления инновационной деятельностью на предприятиях мебельной промышленности республики. Автор показывает разницу между регионами в процессе внедрения инноваций, анализирует динамику инновационных изменений в период с 2012 по 2018 г. На примере деятельности предприятия FAYZ Holding анализируется результативность управления инновациями, определяются наиболее эффективные механизмы, обеспечивающие рост экономических показателей. Делается вывод, что особую роль в развитии инновационного потенциала предприятия играет привлечение инвестиций и использование новых, более экономичных способов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE STATE IN THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES AT ENTERPRISES OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the issues of building innovative potential that ensures the economic growth of the Republic of Uzbekistan. Based on statistical data, the article discusses the factors stimulating the introduction of effective mechanisms for managing innovative activities at the enterprises of the furniture industry of the republic. The author shows the difference between the regions in the process of introducing innovations, analyzes the dynamics of innovative changes from 2012 to 2018. Using the example of the FAYZ Holding company, it analyzes the effectiveness of innovation management, identifies the most effective mechanisms that ensure the growth of economic indicators. It is concluded that a special role in the development of the innovative potential of the enterprise is played by the attraction of investments and the use of new, more economical methods of production.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

УДК 339.13.027

О. Э. Ахунова

Ферганский государственный университет (Фергана, Узбекистан)

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Принята к публикации 06.02.2020

Статья посвящена вопросам наращивания инновационного потенциала, обеспечивающего экономический рост Республики Узбекистан. На основе статистических данных в статье рассматриваются факторы, стимулирующие внедрение эффективных механизмов управления инновационной деятельностью на предприятиях мебельной промышленности республики. Автор показывает разницу между регионами в процессе внедрения инноваций, анализирует динамику инновационных изменений в период с 2012 по 2018 г. На примере деятельности предприятия FAYZ Holding анализируется результативность управления инновациями, определяются наиболее эффективные механизмы, обеспечивающие рост экономических показателей. Делается вывод, что особую роль в развитии инновационного потенциала предприятия играет привлечение инвестиций и использование новых, более экономичных способов производства.

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, инвестиция, управление инновационной деятельностью, современные тенденции и тренды, структурные изменения, экономический механизм, оценка производительности.

DOI: 10.32324/2412-8945-2020-1-32-37

Практически во всех современных экономических теориях инновации признаны источником развития. Инновационный потенциал является основным источником роста, обеспечивающим развитие не только одного хозяйствующего субъекта, но и всей системы.

Модернизация экономики, техническое и технологическое перевооружение производства, развитие предпринимательской деятельности на основе программы локализации, насыщение внутреннего рынка импортозамещающими и экс-портоориентированными товарами, увеличение доходов и занятости способствуют развитию инновационной деятельности и наращиванию потенциала в стране. В результате число предприятий и организаций, производящих инновационные продукты и услуги в нашей стране, год от года увеличивается. Однако модернизация производства требует инновационного подхода не только к модернизации технологий, используемых на предприятиях, но и к управлению.

Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев, «инновации — это будущее». В целях дальнейшего повышения инновационного потенциала страны 29 ноября 2017 г. Президент Республики Узбекистан подписал Указ ПФ-5264 «О создании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан». В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил:

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2020. № 1 (19). © О. Э. Ахунова, 2020

«Если мы начнем строить наше большое будущее сегодня, мы должны начать с тех же самых инновационных идей и инновационных подходов. Поэтому мы создали Министерство инновационного развития и поставили перед ним конкретные задачи. Мы надеемся, что это министерство сыграет уникальную роль в реализации наиболее важных проектов не только в экономической сфере, но и в обществе в целом».

Глава нашего государства, принимая во внимание многочисленные обращения и комментарии, полученные от граждан на Президентском общественном приеме, Виртуальном приеме и при встречах на местах, а также от правительственных учреждений, объявил, что 2018 г. является «Годом поддержки предпринимательства, инновационных идей и технологий в нашей стране».

Учитывая изложенное, проанализируем развитие инновационной активности в стране на основе данных Статистического комитета Республики Узбекистан. Прослеживаются изменения в динамике предприятий-производителей товаров, работ и услуг для общей оценки процесса за 2012—2018 гг. (рис. 1).

Количество предприятий, производящих инновационные продукты, работы и услуги в стране за исследуемый период, увеличилось в 8,2 раза — с 289 в 2012 г. до 2 374 в 2018 г. На первом этапе развития инновационной деятельности (2012— 2014) рост был небольшим, но в 2015—2018 гг. он значительно увеличился.

2500 2000 1500 1601 2134 2374

1000 500 842 ж Ш ■ 1

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Количество предприятий, производящих инновационные продукты, работы и услуги

В последние годы инновационная активность в стране имеет тенденцию к росту, но для более глубокого анализа этого процесса мы проанализируем изменения в количестве предприятий, которые были запущены впервые в отчетном го-

Количество предприятий, запущенных впервые в отчетном году, имело устойчивую тенденцию роста, исключая 2012 и 2018 гг., и увеличилось с 229 до 925. Рост достиг своего пика в 2017 г., составив 1 207 предприятий. Эти показатели свидетельствуют о развитии инновационной активности в стране. Однако, когда мы анализируем наши результаты на основе относительных показателей, мы оказываемся в другой ситуации. Поэтому мы определили долю предприятий, которые были созданы впервые в отчет-

ду, и их соотношение с общим количеством инновационных продуктов, работ и услуг, согласно данным Статистического комитета Республики Узбекистан (рис. 2).

ном году, в общем количестве предприятий, производящих инновационные продукты, работы и услуги. С учетом динамики данный показатель в 2012 г. составил 79,2 %, а в 2018 г. — 39 %. Основное снижение здесь произошло в последние три года.

Чтобы лучше понять эту ситуацию, рассмотрим динамику инновационных продуктов, работ, услуг и затрат за период 2012—2018 гг. Используя два заданных параметра, рассчитаем относительные показатели.

Рис. 2. Количество предприятий, впервые запущенных в отчетном году, и их доля в общем количестве предприятий, производящих инновационные продукты, работы и услуги

Чтобы оценить стоимость затрат на инновации, мы делим объем инновационных продуктов, работ, услуг на затраты и определяем объем производства на единицу затрат. И чем выше значение этого расчетного показателя, тем выше эффективность (рис. 3). Наши расчеты, основанные на данных Статистического комитета Республики Узбекистан, показывают, что, несмотря на устой-

чивую тенденцию роста инновационных продуктов, работ и услуг, расходы были нестабильными. В результате затраты были минимальными в те годы, когда стоимость одного предмета была высокой. В частности, в 2014 г. стоимость составила 11,7 тыс. сумов, что обеспечило резкий рост производства и снижение удельных затрат.

12000

'Объем инновационных продуктов, работ, углуг млрд сумов 'Расходы, млрд сумов

Инновационная продукция, работы, услуги стоимость единицы, суммы

Рис. 3. Соотношение объема инновационных продуктов, расходов и стоимости единицы продукции инновационных продуктов,

работ и услуг

Несмотря на сокращение расходов на 16 % в 2014 г., резко возросло производство инновационных продуктов, работ и услуг, что в 2,7 раза выше, чем в предыдущем году. К 2015 г., однако, наблюдается резкое изменение расходов, которое в 14,9 раза выше, чем в предыдущем году. В результате количество инновационного продукта на единицу стоимости составило 1 сум.

Еще одной проблемой в организации и управлении инновациями в нашей стране является неравномерное распределение инновационных продуктов, работ и услуг по всему региону. Ключевыми факторами, влияющими на это, являются, конечно, затраты на инновационную деятельность и различия в региональном развитии. Однако сегодня правительство реализует ряд практических мер и программ, направленных на сокращение различий в темпах развития между регионами.

В 2018 г. 48 % инновационной продукции, работ и услуг, произведенных в нашей стране, приходилось на Ташкент — 18,3 % и Республику Каракалпакстан — 9,3 %. Доля провинций составляет 24,4 %. Мы видим, что доля инновационных продуктов и услуг, производимых в Сур-хандарьинской, Джизакской, Навоийской, Бухарской, Хорезмской и Сырдарьинской областях, составляет даже менее 1 %. Однако в таких провинциях, как Андижан и Самарканд, она намного выше. Таким образом, производство инновационных продуктов и услуг, а также их объем напрямую связаны с развитием промышленности в ре-

гионе. Наш анализ подтверждает, что этот показатель высок в промышленно развитых регионах.

В 2018 г. каждая инновационно активная организация в республике внедрила в среднем две инновации. В разрезе регионов самый высокий показатель — 3,4 в Андижанской области. Город Ташкент и Ферганская область следующие — их цифры составляют 2,7 и 2,5 соответственно. Самый низкий уровень был в Джизакской области, где 44 организации внедрили 44 инновации, в среднем 1,1.

Очевидно, что устранение непропорционального экономического роста в регионах будет способствовать дальнейшему развитию инновационной деятельности в стране.

Развитие сотрудничества с научно-исследовательскими институтами и вузами в разработке и внедрении новых технологий будет способствовать дальнейшему повышению инновационного потенциала.

Рассматриваемый в нашей статье процесс развития инновационного потенциала Узбекистана направлен на анализ затрат в целом и по регионам. Далее мы бы хотели сосредоточиться на анализе экономических механизмов управления инновационным потенциалом промышленных предприятий Республики Узбекистан на примере холдинга «FAYZ».

Учитывая, что FAYZ Holding имеет значительную долю в отечественной промышленности, а также свою многолетнюю историю, компания была включена в качестве объекта нашего анализа.

FAYZ Holding является крупнейшим производителем мебели в Узбекистане и Центральной Азии. Компания успешно работает в национальной экономической системе Республики Узбекистан с 1978 г., предоставляя высококачественную мебельную продукцию для населения и отраслей экономики.

На долю этой компании приходится 25— 30 % всего производства мебели в стране. Также ассортимент производимых предприятием товаров народного потребления составляет около 500 наименований.

Компании, входящие в состав холдинга, оснащены высокотехнологичным оборудованием ведущих производителей Германии, Италии, Польши, Словении и Турции. Международные партнеры включают в себя группу Всемирного банка, международную финансовую корпорацию, Spectrum Furniture (ОАЭ, Дубай) и др.

Качество обслуживания на предприятии также очень высокое: компания стремится подой-

ти к каждому клиенту индивидуально, что позволяет ей быть одним из лидеров отрасли.

FAYZ Holding является одним из ведущих производителей продукции DSP, LDSP и MDF на рынке Узбекистана.

Мы рассмотрим некоторые экономические показатели деятельности холдинговой компании FAYZ, и в частности совместного предприятия «Файз», чтобы проанализировать некоторые из ее экономических показателей и дать обзор управления инновационным потенциалом предприятия на основе полученных результатов.

Прежде всего мы хотели бы сосредоточиться на изменении количества предприятий, входящих в холдинг, поскольку их сокращение приводит к снижению социально-экономических показателей холдинга. Согласно статистике, в 2012 г. в холдинг входило 25 компаний, но к 2018 г. их было 12.

В последние годы в холдинге FAYZ наблюдается спад производства (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения объема производства холдинга «FAYZ», млн сумов

Год Количество предприятий Объем реализованной продукции, работ и услуг Объем продукции для каждого предприятия

Стоимость Изменения к предыдущему году, % Стоимость Изменения к предыдущему году, %

2012 25 12 458,530 109 498 105

2013 23 11 639,190 93 506 102

2014 22 80 79,385 69 367 73

2015 21 5 228,248 65 249 68

2016 18 5 200,546 99 289 116

2017 12 1 450,369 28 121 42

2018 12 1 915,514 132 160 132

Примечание. Таблица составлена на основании годовых отчетов холдинга «FAYZ» и Статистического комитета Республики Узбекистан.

Для расчета реальной стоимости объема промышленных товаров, работ и услуг взят исходный показатель за 2009 г., пересчитанный при помощи Индекса реальных цен производителей за последующие годы.

При анализе инновационной деятельности предприятия важно, чтобы финансирование инноваций, в том числе привлечение и расходование средств в рамках инвестиционной программы, осуществлялось по программе локализации (табл. 2).

Таблица 2

Динамика реализации программы привлечения и развития фондов и локализации инвестиционных программ в СП «Файз»

Год Привлечение средств по инвестиционным программам, тыс. долл. Выплата средств по инвестиционной программе, тыс. долл. Выполнение программы локализации, млн. сумов

2012 700 700 10 083,7

2013 700 620 4 793,7

2014 419 670 7 210,7

2015 200 200 6 869,0

2016 329 170 2 502,2

2017 000 000 996,4

2018 000 000 0,0

Примечание. Таблица составлена на основании годовых отчетов холдинга «FAYZ» и Статистического комитета Республики Узбекистан.

Анализируя управление инновационным потенциалом на предприятии, следует отметить, что уровень привлечения и использования инвестиций является важным фактором. Исходя из данных, приведенных в табл. 2, сосредоточимся на уровне привлечения и использования инвестиционных программ холдинга «FAYZ». Показатели реализации программы локализации приведены здесь с учетом инфляции.

Прежде всего рассмотрим 2013 и 2016 гг., поскольку в эти годы инвестиции в инвестиционную программу выше, чем в другие за исследуемый период. Всего расходование средств по инвестиционной программе за эти годы составило 89 и 52 % соответственно.

В 2014 г. привлеченные инвестиционные средства составили 419 тыс. долл. , а выделенный капитал — 670 тыс. долл. Данные, предоставленные Программой локализации, показывают, что основная работа в этой области была проделана в 2012 и 2014—2015 гг.

Согласно приведенным данным и результатам анализа, компания не привлекала и не расходовала средства в течение последних лет. В то же время реализация программы локализации достигла своей самой низкой точки.

Финансовые показатели деятельности предприятия характеризуют его как рентабельное. Важнейшими из них являются показатели прибы-

ли, которые являются основой экономического развития предприятия.

Как известно, прибыль — часть чистой прибыли предприятия, созданная в процессе производства и реализованная в процессе продвижения. Только после продажи товара будет получен чистый доход. Поскольку прибыль и рентабельность взаимосвязаны, то чем выше рентабельность предприятия, тем выше его прибыль.

Проанализируем динамику прибыльности холдинга «FAYZ» за 2012—2018 гг., используя два показателя — реальный и номинальный. Индекс цен производителя использовался для определения реальной стоимости.

Номинальная стоимость прибыли по каждому предприятию в 2016 г. составила 87,7 млн су-мов и достигла наивысшего уровня. Балансовая прибыль компании увеличилась в 5,64 раза в этом году, несмотря на снижение числа компаний на 14 % (табл. 3). Ключевым фактором, способствующим этому изменению, является увеличенная программа локализации в 2014—2015 гг.

С учетом реальных значений средняя прибыль на душу населения в 2012 г. составила 66,5 млн сумов и достигла наивысшего уровня. В 2016 г. номинальная стоимость компании увеличилась в 5,64 раза, по сравнению с предыдущим годом, тогда как в реальном выражении она составила 4,91 раза.

Таблица 3

Общий балансовый доход и средняя балансовая прибыль в СП «Файз», млн сумов

Год По номиналу В реальной стоимости

Общий По каждому предприятию Общий По каждому предприятию

2012 1 934,8 77,40 1 662,2 66,50

2013 531,3 23,10 379,1 16,50

2014 410,6 18,70 264,4 12,00

2015 280,0 13,30 160,0 7,60

2016 1 578,0 87,70 785,5 43,60

2017 575,0 47,90 251,5 21,00

2018 539,0 44,90 214,3 17,90

Темпы роста в 2018 г. по сравнению с 2012 г. 1,35 0,540

Примечание. Таблица составлена на основании годовых отчетов холдинга «FAYZ» и Статистического комитета Республики Узбекистан.

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить, что наблюдается снижение показателей, влияющих на инновационный потенциал холдинга. К сожалению, в 2017—2018 гг. объем освоенных инвестиций в рамках программы и объем локализованных средств в 2018 г. были равны нулю. По нашему мнению, ориентация на привлечение и развитие инвестиций увеличит инновационный потенциал.

Вывод заключается в том, что нет никакой корреляции между реализацией программы локализации на СП «Файз», привлечением средств в рамках инвестиционной программы, развитием капитальных вложений, производством товаров,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

прибылью и убытками. Привлечение инвестиций в предприятие увеличит его инновационный потенциал и еще больше улучшит управление его инновационной деятельностью. Успех устойчивого развития предприятия — это прежде всего постоянное совершенствование всех аспектов его предпринимательской деятельности, и управление бизнесом — это не жесткая схема, а динамический гибкий механизм. Желательно внедрить в рассматриваемой отрасли концепцию экономичного производства, которая является одной из современных теорий управления и одним из подходов к оптимизации бизнес-процессов, доказавших свою эффективность в зарубежной практике.

O. E. Akhunova

ROLE OF THE STATE IN THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES AT ENTERPRISES

OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article is devoted to the issues of building innovative potential that ensures the economic growth of the Republic of Uzbekistan. Based on statistical data, the article discusses the factors stimulating the introduction of effective mechanisms for managing innovative activities at the enterprises of the furniture industry of the republic. The author shows the difference between the regions in the process of introducing innovations, analyzes the dynamics of innovative changes from 2012 to 2018. Using the example of the FAYZ Holding company, it analyzes the effectiveness of innovation management, identifies the most effective mechanisms that ensure the growth of economic indicators. It is concluded that a special role in the development of the innovative potential of the enterprise is played by the attraction of investments and the use of new, more economical methods of production.

Keywords: innovation, innovative potential, investment, innovation management, current trends and trends, structural changes, economic mechanism, performance assessment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.