Научная статья на тему 'Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран'

Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТЫ ОЦЕНКИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / САМООБСЛЕДОВАНИЕ / INTERNAL AND EXTERNAL INTERNATIONALIZATION / INDICATORS OF INTERNATIONALIZATION PERFORMANCE ASSESSMENT / SELF-SURVEY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Красильникова Надежда Валентиновна

В статье описаны основные компоненты внутренней и внешней интернационализации высшего образования. Дана краткая характеристика процесса оценки интернационализации вуза. Проведен анализ показателей инструмента оценки интернационализации высшего образования, разработанного немецким Центром развития высшего образования (CHE).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бирюкова Наталья Алексеевна, Красильникова Надежда Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Performance Assessment of Higher Education Internationalization: Experience of European Countries

The article describes the main components of internal and external internationalization of higher education. It characterizes briefly performance assessment of a higher educational institution internationalization process and analyses the indicators of performance assessment developed by the German Centre of Higher Education (CHE).

Текст научной работы на тему «Оценка интернационализации высшего образования: опыт европейских стран»

Психолого-педагогические науки Psychology and Education

УДК 378.1

Н. А. Бирюкова, Н. В. Красильникова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Оценка интернационализации высшего образования:

опыт европейских стран

В статье описаны основные компоненты внутренней и внешней интернационализации высшего образования. Дана краткая характеристика процесса оценки интернационализации вуза. Проведен анализ показателей инструмента оценки интернационализации высшего образования, разработанного немецким Центром развития высшего образования (CHE).

Ключевые слова: внешняя и внутренняя интернационализация, инструменты оценки интернационализации, самообследование.

Принятие активных мер по гармонизации систем образования стран-участниц Болонского процесса и участие вузов этих стран в развитии Единого европейского пространства высшего образования становятся для вузов своего рода стимулом для развития их интернационализации. Дополнительными факторами, подталкивающими вузы к повышению уровня их интернационализации, является сокращение финансирования со стороны государства, а также неблагоприятная демографическая ситуация в ряде стран. Интернационализация в данном контексте рассматривается вузами как способ повышения качества высшего образования, повышения репутации университета на национальном и международном уровнях, привлечения дополнительных материальных и человеческих ресурсов. Следует отметить, что эффективное развитие интернационализации высшего образования, ставшей в современных условиях одним из ключевых направлений деятельности любого европейского вуза, возможно лишь при активном участии всех заинтересованных сторон в разработке стратегии интернационализации и осуществлении мониторинга ее развития. Важным первоначальным шагом в данном контексте становится четкое понимание содержания процесса интернационализации.

Наиболее общепризнанным является определение процесса интернационализации, предло-

женное профессором университета Торонто Джейн Найт. Автор трактует интернационализацию высшего образования как «процесс интеграции международного, межкультурного и глобального измерений в цель, функции и процесс предоставления высшего образования» [6, с. 21].

По мнению ряда российских исследователей, «интернационализация высшего образования на институциональном уровне представляет собой процесс добровольного принятия образовательным учреждением правил и процедур ведения всех видов своей деятельности, признанных и используемых мировым сообществом, с ориентацией на предоставление академическому персоналу и учащимся возможности в результате обучения получить знания, умения и компетентности, которые были бы востребованы в любой стране мира» [2].

В силу того, что интернационализация представляет собой многокомпонентный процесс, принято рассматривать все составляющие интернационализации в рамках двух ее видов: внутренней (internationalisation at home) и внешней (internationalisation abroad).

Основной целью развития внутренней интернационализации или, как ее принято называть, «интернационализации учебных планов и программ» является формирование межкультурной компетенции учащихся в родном вузе. В соответствии

с этим основными направлениями деятельности в рамках развития внутренней интернационализации выступают: включение в учебный план обязательных и факультативных дисциплин, в рамках которых рассматриваются международные и национальные вопросы; вовлечение в процесс обучения приглашенных преподавателей и исследователей; приглашение на занятия зарубежных студентов, обучающихся в данный момент в вузе; введение как для преподавателей, так и для студентов курсов регионоведения и страноведения; преподавание дисциплин на иностранном языке; создание виртуальной аудитории студентов из разных стран [5, с. 24].

Ключевыми компонентами внешней интернационализации, по мнению ряда зарубежных (У. Бранденбург, М. ван дер Венде, Х. де Вит, Э. Джонс, Дж. Найт, У. Тайхлер, Дж. Худзик) и отечественных (И. В. Аржанова, М. В. Ларионова, В. М. Филиппов) исследователей, являются: академическая мобильность студентов, преподавателей, исследователей и других сотрудников вуза; проведение совместных с зарубежными вузами исследовательских проектов, реализация программ двойных/совместных дипломов, открытие филиалов вуза за рубежом.

Следует отметить, что часть перечисленных направлений деятельности, реализуемых в процессе развития внешней и внутренней интернационализации, отражена в стратегических документах европейских вузов в качестве запланированных мероприятий. Те направления деятельности вуза, которые уже реализуются и дают положительные результаты в области его интернационализации, перечислены как достоинства вузов и рассматриваются в качестве ресурсов, способствующих дальнейшему развитию интернационализации. К данным преимуществам, в частности, относятся: признанное высокое качество учебной и исследовательской деятельности; включение в программы обязательного семестра обучения за рубежом; развитая входящая и исходящая мобильность студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала; реализация образовательных программ на иностранном языке (английский, немецкий), программ совместных и двойных дипломов; проведение международных летних школ; значительное количество действующих партнерств с зарубежными университетами; членство вузов в международных ассоциациях университетов и профессиональных сообществах.

Примерами вузов, имеющих разработанные стратегические документы по развитию интернационализации, являются Университет Лидса, Оксфордский университет (Великобритания), Университет Сиднея (Австралия), Болонский университет (Италия), Университет Мангейма (Германия) и многие другие европейские вузы.

С целью проведения оценки эффективности реализации стратегии интернационализации европейские вузы осуществляют регулярный мониторинг достижения поставленных целей. Проведение данного мониторинга позволяет вузам определить уровень их интернационализации на момент получения информации либо проследить изменения, которые произошли за определенный период, и обозначить дальнейшие задачи по развитию интернационализации.

В силу того, что мотивы и задачи оценки интернационализации являются весьма разнообразными, выбор инструментов ее оценки также является достаточно обширным. В целом при проведении оценки интернационализации высшего образования чаще всего проводится анализ следующей информации:

- входные данные: ресурсы, способствующие развитию интернационализации (финансы, люди, разработанные стратегии);

- выходные данные: направления деятельности, реализуемые с целью развития интернационализации;

- конечные результаты [4, с. 14].

Наиболее распространенными процедурами,

проводимыми с целью оценки интернационализации высшего образования, являются самообследование, аккредитация, аудит и сертификация, ранжирование и бенчмаркинг. Несмотря на отличия в организации и проведении данных процедур, все эти оценочные инструменты применяются с целью установления соответствия отдельных образовательных программ или вуза в целом установленным стандартам или показателям.

Анализ вышеуказанных инструментов оценки интернационализации высшего образования позволяет сделать вывод, что проведение самообследования является для вуза наиболее оптимальным методом оценки интернационализации в силу того, что периодичность проверки, а также набор показателей устанавливаются вузом самостоятельно в зависимости от поставленных целей. Данная возможность исключается, если вуз проходит аккредитацию или участвует в рейтингах. Следует отметить, что процедура самообсле-

дования может проводиться вузом/программой в рамках внутреннего мониторинга развития интернационализации либо являться одним из этапов аккредитации, проводимой внешней независимой организацией. Набор показателей, в свою очередь, может включать как количественные, так и качественные критерии оценки.

Одним из существующих инструментов оценки уровня интернационализации, позволяющих вузам самостоятельно выбирать набор показателей для проведения самообследования, является инструмент, разработанный четырьмя вузами Германии совместно с немецким Центром развития высшего образования (CHE) в 2006 году [3]. Отличительной чертой данного инструмента является то, что в результате проведения самообследования вуз получает числовые и качественные (описательные) значения показателей интернационализации. Общее число показателей составляет 186, все показатели объединены в несколько групп.

Из большого числа количественных показателей, применяемых в рассматриваемом инструменте оценки интернационализации, мы отобрали те показатели, которые, по нашему мнению, являются базовыми и могут быть использованы для мониторинга интернационализации российских вузов.

Список базовых показателей представлен в таблице. Как видно из заголовков колонок, отдельные группы показателей представляют собой именно те ресурсы и результаты использования данных ресурсов, которые и составляют основу эффективного развития интернационализации. Подтверждением этого служит и тот факт, что именно преподаватели, молодые исследователи (как правило, до 35 лет), исследователи и студенты являются целевой аудиторией наиболее известных программ Европейского союза в области высшего образования (например, программ, входящих в проект Erasmus +), одной из задач которых является развитие интернационализации высшего образования.

Не менее важную роль в повышении уровня интернационализации, как известно, играет финансирование, как внутреннее, так и внешнее, а также деятельность подразделений вуза, отвечающих за международную деятельность. Сотрудники международных отделов являются своего рода связующим звеном между всеми подразделениями университета и внешними партнерами, будь то иностранные студенты, преподаватели

и исследователи или фонды и организации, инициирующие международные проекты в области высшего образования.

Еще одним фактором повышения уровня интернационализации вуза в условиях развития Единого европейского пространства высшего образования и Единого европейского научно-исследовательского пространства, безусловно, является развитое международное сотрудничество университета и реализация совместных исследовательских проектов. Однако необходимо отметить, что на современном этапе развития высшей школы одним из препятствий для расширения связей университета с международным образовательным и научным сообществом становится низкий уровень развития внутренней интернационализации вуза, ключевые составляющие которой были указаны выше. Поэтому, как показывает практика, современные вузы начинают уделять больше внимания преподаванию дисциплин на английском языке, увеличению часов английского языка и открытию образовательных программ на английском языке.

Отдельного внимания заслуживают показатели, с помощью которых проводится оценка управления процессом интернационализации в вузе (описательные значения) [3, с. 13-14]:

• Подчиняется ли лицо, ответственное за международные отношения, непосредственно руководству университета?

• Есть ли член ректората университета, ответственный за международные отношения?

• Является ли интернационализация постоянной темой/вопросом на повестке совещаний ректората?

• Существует ли стратегия интернационализации, содержащая программу мероприятий по ее реализации?

• Интегрирована ли стратегия интернационализации в стратегию университета и дает ли это результаты?

Таким образом, проанализировав деятельность ряда европейских вузов по развитию интернационализации, можно сделать вывод об активизации их деятельности с целью повышения уровня интернационализации. Разработанные в вузах стратегии не только получают практическое применение, но и проводится регулярная оценка эффективности их реализации, постоянный мониторинг отдельных аспектов интернационализации.

Базовые показатели оценки интернационализации вуза [3]

Студенты, выпускники Международное сотрудничество, международные исследовательские проекты

- число и доля студентов, приезжающих / уезжающих в рамках программ академической мобильности; - число студентов, приезжающих / уезжающих по программам обмена в рамках партнерских соглашений; - число и доля иностранных студентов, закончивших вуз; - число и доля студентов, прошедших зарубежную практику; - число и доля студентов, обучающихся по программам, предполагающим обязательное обучение за рубежом (не менее 3 мес.); - число и доля студентов, обучающихся по программам совместных / двойных дипломов - количество партнерств, в рамках которых реализуются программы академической мобильности; - количество исследовательских проектов, выполняемых совместно с зарубежными партнерами; - количество исследовательских проектов, выполняемых совместно с зарубежными партнерами за счет внешнего финансирования (ЕС и т. д.); - объем и соотношение внешнего финансирования на выполнение международных проектов с зарубежными партнерами в год; - количество преподавателей, вовлеченных в международные исследовательские проекты; - количество международных патентов, приходящихся на одного профессора/исследователя

Преподаватели Образовательные программы

число и доля зарубежных приглашенных преподавателей; число и доля преподавателей, читающих лекции на иностранном языке; число и доля преподавателей, которые работали в зарубежном вузе в качестве приглашенных преподавателей как минимум один семестр; число и доля преподавателей, получивших ученую степень за рубежом доля дисциплин, преподаваемых на иностранном языке; доля кредитных единиц, выделяемых на дисциплины на иностранном языке, по отношению к общему количеству кредитных единиц; количество академических часов иностранного языка в неделю по отношению к общему числу студентов; - количество летних курсов/программ для иностранных студентов

Молодые преподаватели (исследователи) Ресурсы

- число и доля молодых преподавателей (исследователей), приглашенных из-за рубежа; - число и доля молодых преподавателей (докторантов), проводивших исследование за рубежом (не менее 3 мес.); - число и доля молодых преподавателей (исследователей), получивших высшее образование за рубежом - размер и доля бюджета университета, выделяемого на международное сотрудничество; - число выделяемых университетом стипендий для иностранных аспирантов и докторантов; - доля бюджета университета, выделяемого на приглашение зарубежных преподавателей; - число сотрудников (полная ставка) и доля сотрудников (от общего числа административного персонала), ответственных за консультирование по заявкам на международные проекты

Профессора (исследователи) Подразделения вуза, курирующие международную деятельность

- число зарубежных приглашенных исследователей (пребывание в вузе не менее 1 недели) за год; - число и доля профессоров, которые работали в зарубежном вузе как минимум один семестр; - число зарубежных командировок за год по отношению к числу профессоров; - число и доля профессоров, которые получили докторскую степень за рубежом - количество должностей (полная ставка) в подразделениях университета, ответственных за международную деятельность; - число сотрудников международных отделов, для которых владение иностранным языком является обязательным условием при приеме на работу; - число и доля сотрудников международных отделов, имеющих опыт работы за рубежом (не менее 3 мес.)

Следует отметить, что российская высшая школа пока не обладает значительным опытом разработки и реализации стратегий интернационализации. В связи с этим большая часть российских вузов не проводит оценку данного процесса. Несмотря на то, что интернационализация высшего образования частично оценивается в рамках ежегодного мониторинга эффективности российских вузов, полученные данные не отражают полной картины развития интернационализации в вузе. По нашему мнению, использование зарубежного опыта оценки интернационализации может стать важным шагом при разработке собственных оценочных инструментов.

—т—-

1. Бирюкова Н. А. Особенности реализации функций классического университета в современных условиях // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2010. № 3 (67). Т. 2. С. 33-39.

2. Университетское международное сотрудничество: процесс интернационализации в мире и на региональном уровне / Л. Коршунов, О. Хомутов, Н. Никонов, Е. Никоно-ва. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. 240 с.

3. Brandenburg U., Federkeil G. How to measure interna-tionality and internationalisation of higher éducation institutions! Indicators and key figures. Gütersloh: Centre for Higher Education Development, 2007. 39 p.

4. De Wit H. Measuring success in the internationalisation of higher education. EAIE Occasional Paper 22. Amsterdam, Netherlands: European Association for International Education (EAIE), 2009. 142 p.

5. Internationalisation at Home. A Position Paper / P. Crow-ther, M. Joris, M. Otten, B. Nilsson, H. Teekens, B. Wächter. Amsterdam, Netherlands: European Association for International Education (EAIE), 2000. 42 p.

6. Knight J. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 241 p.

1. Biryukova N. A. Osobennosti realizatsii funktsiy klassi-cheskogo universiteta v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. 2010. № 3 (67). T. 2. S. 33-39.

2. Universitetskoe mezhdunarodnoe sotrudnichestvo: prot-sess internatsionalizatsii v mire i na regionalnom urovne / L. Korshunov, O. Khomutov, N. Nikonov, E. Nikonova. Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2009. 240 s.

3. Brandenburg U., Federkeil G. How to measure interna-tionality and internationalisation of higher education institutions? Indicators and key figures. Gütersloh: Centre for Higher Education Development, 2007. 39 p.

4. Brandenburg U., Federkeil G. How to measure interna-tionality and internationalisation of higher education institutions? Indicators and key figures. Gütersloh: Centre for Higher Education Development, 2007. 39 p.

5. De Wit H. Measuring success in the internationalisation of higher education. EAIE Occasional Paper 22. Amsterdam, Netherlands: European Association for International Education (EAIE), 2009. 142 p.

6. Internationalisation at Home. A Position Paper / P. Crowther, M. Yoris, M. Otten, B. Nilsson, H. Teekens, B. Wächter. Amsterdam, Netherlands: European Association for International Education (EAIE), 2000. 42 p.

7. Knight Y. Higher Education in Turmoil. The Changing World of Internationalisation. Rotterdam: Sense Publishers, 2008. 241 p.

Natalya A. Biryukova, Nadezhda V. Krasilnikova Mari State University, Yoshkar-Ola

Performance Assessment of Higher Education Internationalization: Experience of European Countries

The article describes the main components of internal and external internationalization of higher education. It characterizes briefly performance assessment of a higher educational institution internationalization process and analyses the indicators of performance assessment developed by the German Centre of Higher Education (CHE).

Key words: internal and external internationalization, indicators of internationalization performance assessment, self-survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.