Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА'

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СУБЪЕКТЫ / РЕЙТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS / BUSINESS ENTITIES / RATING / ECONOMIC GROWTH / BUSINESS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Т.Н.

В статье раскрывается сущность институциональных преобразований, схематично изображены их определенные обстоятельства и существенное воздействие на процесс экономического роста; систематизированы факторы, обусловливающие рост ВВП; проанализированы происходящие изменения в структуре хозяйственных субъектов, указаны достигнутые успехи в экономике, рейтинг Азербайджана по результатам оценки Всемирного Банка по Doing Business; рассчитано влияние ликвидированных предпринимательских субъектов на макроэкономические показатели и указаны состав и структура основных направлений бизнес-деятельности в республике. Цель исследования. На основе многолетних статистических данных оценить состояние институциональных преобразований в экономике Азербайджана, выявить резервы и разработать практические рекомендации по их рациональному использованию. Методы исследования: системный подход; статистическая группировка, сравнительный анализ, применение авторского подхода по определению резервов. Результаты исследования. Были уточнены состав обстоятельств и существенных воздействий институциональной системы; систематизированы основные условия (факторы) обусловливающие рост ВВП в Азербайджане; разработаны практические рекомендации по расширению бизнес-деятельности, способствующих выходу из теневой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS IN THE ECONOMY OF AZERBAIJAN

The article reveals the essence of institutional transformations, schematically depicts their specific circumstances and significant impacts on the process of economic growth; systematized factors contributing to GDP growth; analyzed ongoing changes in the structure of economic entities, indicated successes in the economy, Azerbaijan's rating according to the World Bank's Doing Business assessment; The influence of liquidated business entities on macroeconomic indicators is calculated, and the composition and structure of the main lines of business activity in the republic are indicated. Purpose of the study. Based on long-term statistics, to assess the state of institutional changes in the economy of Azerbaijan, identify reserves and develop practical recommendations for their rational use. Research methods: systematic approach; statistical grouping, comparative analysis, application of the author's approach to determining reserves. The results of the study. The composition of circumstances and significant impacts of the institutional system was clarified; systematized the main conditions (factors) determining the growth of GDP in Azerbaijan; practical recommendations were developed to expand business activities that contribute to the exit from the shadow economy.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ АЗЕРБАЙДЖАНА»

ECONOMIC SCIENCES

ОЦЕНКА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ

АЗЕРБАЙДЖАНА

Алиев Т.Н.

зав. отделом Института Экономики НАН Азербайджана Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕ

ASSESSMENT OF INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS IN THE ECONOMY OF AZERBAIJAN

Aliyev T.

Head of Department, Institute of Economics, National Academy of Sciences of Azerbaijan

Аннотация

В статье раскрывается сущность институциональных преобразований, схематично изображены их определенные обстоятельства и существенное воздействие на процесс экономического роста; систематизированы факторы, обусловливающие рост ВВП; проанализированы происходящие изменения в структуре хозяйственных субъектов, указаны достигнутые успехи в экономике, рейтинг Азербайджана по результатам оценки Всемирного Банка по Doing Business; рассчитано влияние ликвидированных предпринимательских субъектов на макроэкономические показатели и указаны состав и структура основных направлений бизнес-деятельности в республике.

Цель исследования. На основе многолетних статистических данных оценить состояние институциональных преобразований в экономике Азербайджана, выявить резервы и разработать практические рекомендации по их рациональному использованию.

Методы исследования: системный подход; статистическая группировка, сравнительный анализ, применение авторского подхода по определению резервов.

Результаты исследования. Были уточнены состав обстоятельств и существенных воздействий институциональной системы; систематизированы основные условия (факторы) обусловливающие рост ВВП в Азербайджане; разработаны практические рекомендации по расширению бизнес-деятельности, способствующих выходу из теневой экономики.

Abstract

The article reveals the essence of institutional transformations, schematically depicts their specific circumstances and significant impacts on the process of economic growth; systematized factors contributing to GDP growth; analyzed ongoing changes in the structure of economic entities, indicated successes in the economy, Azerbaijan's rating according to the World Bank's Doing Business assessment; The influence of liquidated business entities on macroeconomic indicators is calculated, and the composition and structure of the main lines of business activity in the republic are indicated.

Purpose of the study. Based on long-term statistics, to assess the state of institutional changes in the economy of Azerbaijan, identify reserves and develop practical recommendations for their rational use.

Research methods: systematic approach; statistical grouping, comparative analysis, application of the author's approach to determining reserves.

The results of the study. The composition of circumstances and significant impacts of the institutional system was clarified; systematized the main conditions (factors) determining the growth of GDP in Azerbaijan; practical recommendations were developed to expand business activities that contribute to the exit from the shadow economy.

Ключевые слова: институциональные преобразования, предпринимательские субъекты, рейтинг, экономический рост, бизнес-деятельность.

Keywords: institutional transformations, business entities, rating, economic growth, business activity.

Переход от административно-планового хозяйства к рыночной экономике настоятельно требовал осуществления экономической реформы, которая требует постепенного преобразования действующих институтов: государственного управления, форм собственности, финансовой системы и социальной инфраструктуры. Подобные системные (институциональные) преобразования дают возможность создать опорные точки будущего экономического роста. При этом государственная политика должна быть ориентирована на создание условий

для выхода из кризиса с сохранением потенциала будущего роста. История институционализма насчитывает более ста лет и в ходе развития неоднократно менялись его направления.

Институциональная система, как интегральное явление, представляет собой исторически обусловленную совокупность организационных социальных институтов, находящихся в отношениях взаимозаменяемости и взаимовлияния. При этом центральным вопросом является создание надежного

механизма социального контроля, экономики, который обеспечивал бы стабильное и управляемое развитие.

В настоящее время весьма актуальным является пересмотр методологических основ оценки факторов влияющих на институциональные составляющие экономического развития. Сегодня, как никогда для роста производства, повышения качества

выпускаемой продукции требуется такая институциональная среда, которая могла бы стимулировать производственную активность, накопление капитала, побуждение к обучению и внедрению инноваций. Как видно, воздействие институциональной системы на экономику многогранно и его можно рассматривать по различным направлениям.

Инновационный характер экономики; Необходимость диверсификации экономики; Повышенное требование к качеству выпускаемой продукции (работ, услуг);

Повышенное требование к качеству человеческого капитала;

Усиление роли информационно-коммуникационных технологий;

Развитие специализации и разделения труда; Необходимость развития региональной экономики; Повышенное требование к привлечению иностранных инвестиций;

Необходимость развития ненефтяного сектора экономики;

Определяет механизмы защиты рыночной конкуренции; Осуществляет спецификацию прав собственности; Создает открытость и прозрачность экономической деятельности для инвесторов, собственников и предпринимателей;

Обеспечивает реализацию инвестиционных и инновационных проектов;

Позволяет избегать распределительных конфликтов; Способствует структурной оптимизации субъектов предпринимательской деятельности;

Формирует необходимую мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности;

Обеспечивает стабильность экономики посредством малых и постепенных изменений;

Формирует условия для защиты собственников и рыночной конкуренции

Рис. 1. Состав обстоятельств и существенных воздействий институциональных систем на процесс

экономического развития (составлено автором)

Определяющий характер институциональной системы в современном экономическом развитии дает нам возможность выделить перечень определенных обстоятельств и ее существенные воздействия на процесс экономического роста (рис.1.).

После восстановления своей независимости в экономике Азербайджана произошли важные институциональные преобразования, сказывающиеся на качестве социально-экономического развития страны. Это произошло поэтапно. В первой половине 90-х годов началась приватизация государственных имуществ. С этой целью был принят соответствующий Закон и Первая Программа приватизации государственных имуществ, которая охватила в основном социальные сферы (торговля, общественное питание, коммунальные и бытовые

услуги и другие). В результате, образовались многочисленные кооперативы, малые предприятия, ассоциации, концерны, частные банки. За этот период многие промышленные предприятия, лишившись своих традиционных поставщиков сырья и потребителей продукции, резко снизили темп роста производства, а продолжающие свою деятельность работали убыточно. Макроэкономическая ситуация выходила из-под контроля. В отдельные годы уровень инфляции доходил до 1800 процентов. Словом период 1991-1994 гг. характеризовался региональной нестабильностью, высокой инфляцией и безработицей.

В эти трудные годы по настоянию народа всемирно известный политический деятель Гейдар

Алиев начал возглавлять республику. Под его руководством 20 сентября 1994 года был подписан «Контракт века» и подготовлена Нефтяная Стратегия, что способствовало созданию многочисленных иностранных и совместных предприятий и притоку иностранных инвестиций.

В 1995 году под руководством общенационального Лидера Гейдара Алиева была принята Первая Конституция Суверенного Азербайджана. Верховным Советом, далее Милли Меджлисом, принимались многочисленные законы, заменяющие законы СССР. В рамках разработанной Нефтяной Стратегии началась интенсивная работа с участием иностранных компаний по освоению нефтяных месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли» в азербайджанском секторе Каспия. В ноябре 1997 года первая ранняя азербайджанская нефть, добываемая из указанных месторождений с помощью реконструированного трубопровода «Баку-Новороссийск» была вывезена на международный рынок. Тем самым началась стабилизация в экономике, доведен до минимума уровень инфляции. Период 1995-2003 гг. характеризовался политической стабильностью, осуществлением комплекса экономических реформ, строительством нового государства и макроэкономической стабильностью. За эти годы рост ВВП составил 5,9%. В 2001 году была

утверждена Вторая Программа приватизации государственных имуществ, которая охватила промышленный сектор, за исключением стратегически важных объектов. В указанный период на территории республики были ликвидированы все ранее действующие колхозы и совхозы, их имущества были приватизированы, началась создание широкой сети фермерских хозяйств, появились индивидуальные предприниматели во всех сферах экономики. В результате всего этого началось заметное изменение в соотношении государственной и частной собственности. Так, если в 2000 году из общего объема ВВП 70,8% приходилось на долю частного сектора, то в 2010 г. Оно достигло 81,7%, а в 2019 г. - 85%. При этом доля промышленной продукции составила: 48,4%; 87,4% и 41,4% - соответственно. Заметное изменение произошло в структуре предпринимательских субъектов. В результате, если в 2010 году из общего количества этих субъектов 88,3% были характерны для частных и муниципальных, а 11,7% - государственных, то в 2019 г. это соотношение резко изменилось и составило: 92,8% и 7,2% - соответственно (рис.2). За указанный период количество зарегистрированных хозяйственных субъектов увеличилось на 156,5%, в том числе микро и малых предприятий - на 163,5%. Удельный вес последних в общем числе хозяйственных субъектов увеличился на 3,6 пункта (табл.1).

Диаграмма 2. Структура предпринимательских субъектов в Азербайджане по формам собственности (в процентах к итогу). Составлено автором согласно данных источника [4].

Таблица 1.

Количество зарегистрированных хозяйственных субъектов в Азербайджане_

Показатели Годы Темп роста 2019 г..к 2010 г в%-х

2010 2015 2019

Хозяйственные субъекты Всего, из них: 93416 100325 146233 156,5

Микро и малые предприятия (организации) 77225 79037 126203 163,5

Удельный вес микро и малых предприятий (организаций) в общем числе хозяйственных субъектов, в процентах 82,7 78,8 86,3 +3,6

Источник: Ежемесячный стат. сборник ЦСУ «Социальный, экономический рост» за 2010-2019 гг. (составлено и рассчитано автором) [4].

В числе предпринимательских субъектов в Азербайджане заметное место занимают иностранные и совместные предприятия. По данным ЦСУ

республики, только за 2000-2019 гг. их количество в республики увеличилось в 5,2 раза и на начало

2020 года, составило 2870 единиц. Объем произво- составляет более 60% от общего ВВП. За рассмат-димой ими продукции (работ, услуг) за эти годы риваемый вырос в 2,1 раза и составил 49,4 млрд. манат, что

Таблица 2.

Условия (факторы), обусловливающие рост ВВП в Азербайджане_

Годы Рост в %-ах Обусловливающие условия (факторы)

2004-2010 16,9 Бурный экономический рост

Страна с уровнем доходов от высокого до среднего

Современная инфраструктура

Страна, лидирующая в процессе реформирования

Макроэкономическая стабильность

2011-2015 2,4 Переход экономического роста в ненефтяной сектор

Низкие темпы роста

2016 -3,1 Новая экономическая модель

От ресурсно-ориентированной экономики к экономике, базируемой на производстве

От фиксированного к гибкому курсу валют

2017 0,1 Сбалансирование экономики

Макроэкономическая стабильность

Восстановление экономического роста

Укрепление государственных институтов

2018-2020 2,87 Дальнейшая диверсификация экономики

Эффективная борьба с теневой экономикой

Источник: таблица составлена автором на основе данных Центра экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики [5]

период эти иностранные и совместные предприятия (И и СП) вложили в экономику республики 10,4 млрд. долларов инвестиций. По итогам 2019 года из общего количества И и СП 23,7% представляет Турцию; 10,5% - Иран, 5,3% - Россию; 5,0% -Великобританию; 2,0% - США; 1,2% - Германию и остальные 52,3% - другие страны мира [3; 4].

В целом реализуемая широкомасштабная экономическая реформа способствовала росту ВВП за 2000-2019 гг в 17,4 раза [3]. Подобный высокий рост ВВП был обусловлен целым рядом условий (факторов), составляющих органический элемент проводимых социально-экономических реформ. Перечень этих условий и результаты экономического роста по годам отражены в таблице 2.

Интенсификация институциональных преобразований способствовала созданию новых и ликвидации действующих предпринимательских субъектов, не выдержавших в конкурентной борьбе. Так, по данным ЦСУ республики только в 20102019 гг. число вновь зарегистрированных предпринимательских субъектов увеличилось на 12152 ед., или рост составил в 3,8 раза. Из общего числа вновь созданных субъектов 99,1% имели статус частной собственности, из них порядка 20% приходилось на долю иностранных и совместных предприятий. За указанный период число предпринимательских субъектов муниципалитетов увеличилось в 4,8 раза (табл. 3)

Таблица 3

Число вновь созданных предприятий в Азербайджане по фирмам собственности

ы д о и о L- (D О m В том числе Из них

Предприятия в государ-ственной собственности Предприятия в муниципальной собственности Предприятия в частной собственности Иностранные пред-при-ятия Совместные пред-при-ятия

2010 4296 146 4 3631 435 80

2014 9130 1607 7 7516 533 147

2015 6266 255 55 5956 412 115

2016 8012 200 8 7804 536 135

2017 11934 159 5 11770 786 190

2018 12504 133 2 12369 1361 261

2019 16448 130 19 16299 2882 359

Темп роста 2019 к 2010 г в %-ах в 3,8 раза 89,0 в 4,75 раза в 4,5 раза в 6,6 раза в 4,5 раза

Источник: таблица составлена автором на основе данных ежемесячного стат. сборника ЦСУ «Социальный экономический рост» за 2010-2019 гг. [4]

Проведенный нами анализ показал, что за тот же период по различным объективным и субъективным причинам (нехватка денежных средств, необходимого сырья, невозможность получения кредита из-за его высокой ставки, некомпетентности руководителя, жесткой конкурентной борьбы и т.д.) были ликвидированы 4440 предпринимательских субъектов, из них 80% субъектов находились в частной собственности, а 20% - в государственной. Непримечателен тот факт, что из общего числа ликвидированных предпринимательских субъектов, находящихся в частной собственности, 28,2% являлись иностранными и совместными предприятиями.

В составе ликвидированных предприятий точка тяжести падала на малые предприятия. Конечно, все это отразилось на макроэкономических показателях. Расчеты, произведенные согласно собственной методики, показали, что только в 2015-2019 гг. условно потерянный объем продукции по ликвидированным малым предприятиям составил 92,7 млн. ман, а по иностранным и совместным предприятиям - 8,6 млрд. ман. При этом количество условно потерянных мест составило: 16 тыс. и 24,7 тыс. мест - соответственно. Объем условно потерянных продукций по указанным категориям предпринимательских субъектов в среднем составил 2,87% от общей суммы ВВП по республике, а условная потерянная сумма подходного налога составила 122, 1 млн. ман.

Ликвидация указанных категорий предприятий отрицательно повлияла на отраслевую структуру промышленного производства. Если в 2015 году удельный вес продукции обрабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства составил 29,9 то в 2019 г. он снизился до 25,3%, что в основном характерно для предприятий пищевой и легкой промышленности, металлургии, производства машин и оборудования. Однако наличие этих недостатков не снижает ту высокую оценку Всемирного Банка по «Doing Business», которая определила рейтинг Азербайджана среди 1 90 стран мира. Отрадно отметить, что Азербайджан вошел в 20 самых реформаторских стран в рейтинге Doing Business-2020. Из стран СНГ в Т0П-20 вошли также Россия, Таджикистан и Узбекистан. Согласно рейтинговой оценке Азербайджан

за последние два года неизменно занимал 9-е место по индикатору «Открытие бизнеса». Значительно продвинулись позиции республики по индикатору «Получение кредита» - 1-е место, по сравнению с 22-м в 2019 году, а также по индикатору «Получение разрешения на строительство - с 61-го на 5-е место».

В указанном отчете Всемирного Банка отмечается, что в 2020 году Азербайджан расположился на 28-ом месте по индикатору «Обеспечение исполнения контрактов», занял 40-е место - «Налогообложение», 44-е - «Регистрация собственности», 47-е «Разрешение неплатежеспособности»; 80-е «Подключение в системе электроснабжения», 83-е -«Международная торговля» и 105-е - «Защита миноритарных инвесторов». В целом, Азербайджан в рейтинге Doing Business - 2020 занял 34-е место, ухудшив свою позицию на 9 пунктов среди 190 стран [6].

Продолжающаяся в республике широкомасштабная социально-экономическая реформа способствовала значительному улучшению ее рейтинга в 2015-2020 гг, о чем свидетельствуют данные таблицы 4.

Следует подчеркнуть, что в 2019 году рост ВВП в Азербайджане составлял 2,2%; в ненефтяном секторе - 3,5%. При этом рост промышленного производства составил 1,5% (в том числе в ненефтяном секторе - 14%), в сельском хозяйстве - около 7%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За год инфляция значилась на уровне 2,6%, а рост номинального денежного дохода населения-7,4%; валютный резерв страны вырос на 6,4 млрд. долл. и достиг рекордного уровня - 51 млрд. долл. Заметные сдвиги произошли во внешней торговле и оборот составил 33,3 млрд. долл., что на 7,7% больше, чем в 2018 году [8].

При подобном интенсивном росте экономики в республике были предприняты серьезные шаги по повышению уровня ее прозрачности и по сокращению масштабов теневой экономики. Последняя в Азербайджане в основном сказывается в виде не декларированных доходов, нелегальной занятости и ведения двойной бухгалтерии. Это сферы, которые имеют большой потенциал в сфере налогообложения и повышения поступлений в государственный бюджет [9].

Таблица 4.

Рейтинги Азербайджана в отчете Всемирного Банка «Doing Business» за 2015-2020 гг.

Показатели рейтинга Годы

2015 2016 2017 2018 2019 2020

Число стран 189 189 190 190 190 190

Общий рейтинг 80 63 65 57 25 34

Открытие бизнеса 12 7 5 18 9 9

Получение разрешения на строительство 150 114 127 161 61 59

Подключение к системе электроснабжения 159 110 105 102 74 80

Регистрация собственности 10 22 22 21 17 44

Получение кредита 104 109 118 122 22 1

Защита миноритарных (малых) инвесторов 51 36 32 10 2 105

Налогообложение 33 34 40 35 28 40

Международная торговля 166 94 83 83 84 83

Обеспечение исполнения контрактов 31 40 44 38 40 28

Доступность банкротства 94 84 86 47 45 47

Источник: Doing Business 2020 - World Bank Group http://www.worldbank.org

На пресс-конференции на тему «Налоговые реформы: из тени к свету», которая проходила в феврале 2020 года, министр экономист отметил, что в последнее время предпринимаются меры в плане построения прозрачных деловых отношений по схеме «государство-бизнес». Государством была заложена основа для новой трансформации данных отношений, веден мягкий налоговый контроль.

На конференции посвященной итогам первого года осуществления «Государственной программы социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики в 2019-2020 гг.» Президент страны однозначно заявил, что для выхода национальной экономики на новый качественный уровень необходимо в первую очередь повысить эффективность борьбы с теневой экономикой. Благодаря действенной реформе осуществленные в этой области, в 2019 году налоговые и таможенные органы обеспечили поступление в бюджет свыше установленного прогноза более одного миллиарда манатов [7].

Социально-экономические реформы, проводимые в Азербайджане, открывают перед субъектами, занимающимися бизнес-деятельностью широкие

горизонты. Однако от экономического потенциала многих бизнес инфраструктур, особенно в отраслях обрабатывающей промышленности, в агроперера-ботке, в сфере платных услуг используются недостаточно. В их деятельности продолжают иметь место: низкая инновационная активность, экспортные возможности, диверсификация производства, недостаток собственных оборотных средств, низкая мотивация труда, высокая текучесть кадров, нехватка высококвалифицированных специалистов, низкий темп внедрения целевых инвестиционных проектов, рост остатков готовой продукции на складах производителей, слабое внедрение прогрессивных норм и нормативов материальных, энергетических и трудовых затрат, международных стандартов, рост себестоимости продукции, слабая связь оплаты труда с конечным результатом производства. Поэтому неслучайно в Стратегической Дорожной Карте по национальной экономике на период до 2025 года предусматривается повышение конкурентоспособности, за счет

Различные системы поощрения;

Введение принципа «единого окна» и упрощение процедур; Защита прав инвесторов;

Усиление процесса приватизации государственных имуществ; Интеграция в глобальный процесс

Меры по стимулированию инвестиций

Освобождение от налога на прибыль в размере 50% сроком на 7 лет;

Освобождение от налога и пошлин на импорт в течение 7/лет; Освобождение от налога на собственность и землю в течение 7 лет

Расширение финансовой доступности (страховое покрытие);

Формирование устойчивой и гибкой финансовой системы:

Укрепление финансовой инфраструктуры; Повышение финансовой грамотности; Перевод финансовых услуг в цифровую форму уплаты; Постоянное развитие финансовых рынков

Другие меры по расширению бизнес-инициатив

Совершенствование нормативно-правовой базы для доступа на зарубежные рынки;

Стимулирование экспорта в ненефтяном секторе; Комплексные меры для поощрения аграрного сектора; Торговые представители в дипломатических организациях; Заключение соглашений с зарубежными странами о: свободной торговле, инвестициях и двойном налогообложении

Рис. 2. Состав и структура основных направлений бизнес-деятельности в Азербайджане (составлено

автором на основе данных источника [5]).

создания дополнительной стоимости в условиях сотрудничества всех заинтересованных сторон в экономике республики, находящейся на пути развития.

В указанной стратегической карте предусмотрены амбициозные планы на период после 2025 года, которые предусматривают построение сильной конкурентоспособной и разносторонней экономики, обеспечивающей рост общественного благополучия и максимального повышения Индекса развития человеческого потенциала (ИБ1) и основанной на развитии высоких технологий и оптимальной структуре экономики [1].

Для реализации этих приоритетных направлений в полном объеме необходимо интенсивное и качественное развитие бизнес-деятельности путем:

- привлечения инвестиций;

- обеспечение доступа к финансам;

- расширения бизнес-инициатив.

Составные элементы этих направлений нашли

свое отражение в разработанном рисунке 2.

В рамках успешных институциональных преобразований и для устойчивого и всестороннего развития экономики республики, на ближайшие 10 лет определены следующие стратегические направления реформы:

• Образование рациональной инфраструктуры;

• Формирование человеческого капитала и общественное благополучие;

• Привлечение в экономику необходимого объема инвестиций;

• Повышение инновационной активности и конкурентоспособности отраслей экономики;

• Создание делового климата на предприятиях;

• Совершенствование институциональной структуры;

• Повышение эффективности и результативности операций финансово-бюджетного сектора;

• Создание сильной и независимой конкурентной базы;

• Усиление методов корпоративного управления;

• Сохранение целостности окружающей среды.

Список литературы

1. Стратегическая Дорожная Карта перспективе национальной экономики Азербайджанской Республики. Баку, 2016, 125 с.

2. Стратегическая Дорожная Карта по производству потребительских товаров на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике. Баку, 2016, 96 с.

3. Статистические показатели Азербайджана. Баку, ЦСУ, 2011, 848 с; 2019 - 780 с.

4. «Социальный экономический рост». Ежемесячный статистический бюллетень №12 Баку, ЦСУ, 2010, 194 с.; 2015 - 203 с.; 2016- 200 с; 2017 - 194 с.; 2018 - 198 с.; 2019 - 201 с.

5. Экономика Азербайджана: обзор реформ. Подготовленный Центром экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики. Баку, 2018, 17 с.

6. Шрз://геро11:.а7>Ьи7пе55>а7ег-baydzhan_voshel_v_top_20_reformatorskih_stran/

7. https://www.trend.az.azerbaijan/buzi-ness/:3190235.html

8. https://www.finmarket.ru>data-bace/news5149958

9. https://capitalnews.az>capitalnews-33

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Алиев Т.Н.

зав. отделом Института Экономики НАН Азербайджана, доктор экономических наук, профессор, академик Международной Эко-энергетической академии

Исмайлов Б.В.

доцент кафедры «Экономика промышленности и менеджмента» Азербайджанского

Технического Университета, кандидат экономических наук

INNOVATIVE SOLID MANAGEMENT MECHANISM DOMESTIC WASTE IN AZERBAIJAN

Aliyev T.

Head Department of the Institute of Economics NAS of Azerbaijan, Doctor of Economic sciences, professor,

academician of International Eco-Energy Academy

Ismayilov B.

Docent of Department "Economics of Industry and Management" of Azerbaijan Technical University, Candidate of Economic Sciences

Аннотация

В статье раскрываются организационно-экономические и экологические аспекты инновационного механизма управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане, где обоснована актуальность темы, сформирована нормативно-правовая база организации и управления использованием твердых бытовых отходов в республике, государственной политикой в этой области и, на основе многолетних статистических и первичных отчетных данных проанализировано и оценено состояние образования вторичного сырья и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.