Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ'

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАРКИ / МУСОРНЫЕ ПОЛИГОНЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MUNICIPAL SOLID WASTE / MANAGEMENT / INNOVATIVE MECHANISM / INDUSTRIAL PARKS / LANDFILLS / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиев Т.Н., Исмайлов Б.В.

В статье раскрываются организационно-экономические и экологические аспекты инновационного механизма управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане, где обоснована актуальность темы, сформирована нормативно-правовая база организации и управления использованием твердых бытовых отходов в республике, государственной политикой в этой области и, на основе многолетних статистических и первичных отчетных данных проанализировано и оценено состояние образования вторичного сырья и отходов, их обезвреживание по сферам экономической деятельности, видам продукции, экономическим районам, состояние организации инновационных инфраструктур, их роль в развитии экономики, выделены организационно-управленческие основы Балаханского Промышленного Парка по переработке вторичных отходов, его инновационная деятельность и роль в обеспечении экологической безопасности в республике. Цель исследования. На основе комплексного анализа оценить состояние формирования инновационного механизма управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане, выявить резервы и разработать практические рекомендации по их рациональному использованию. Методы исследования. Системный подход; статистическая группировка; сравнительный анализ; графическое и схематичное изображение, применение авторского подхода по выявлению резервов. Результаты исследования. Классифицированы нормативно-правовые акты в области ООС и управления ТБО, систематизирована государственная политика в этой области, указаны роль и значение промышленных парков и кварталов в развитии экономики республики, разработаны методические и практические рекомендации по рациональному использованию отходов и совершенствование инновационного механизма управления указанными отходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SOLID MANAGEMENT MECHANISM DOMESTIC WASTE IN AZERBAIJAN

The article reveals the organizational, economic and environmental aspects of the innovative mechanism of solid waste management in Azerbaijan, where the relevance of the topic is substantiated, the regulatory framework for the organization and management of the use of solid household waste in the republic by state policy in this area and on the basis of long-term statistical and primary reporting The data analyzed and evaluated the state of formation of secondary raw materials and wastes, their neutralization by areas of economic activity, types of products, economic regions, the state of the organization of innovative infrastructures, their role in the development of the economy, the organizational and managerial foundations of the Balakhani Industrial Park for recycling secondary waste, its innovative activity and role in ensuring environmental safety in the republic. Purpose of the study. Based on a comprehensive analysis, assess the state of formation of an innovative mechanism for the management of municipal solid waste in Azerbaijan, identify reserves and develop practical recommendations for their rational use. Research Methods. Systems approach; statistical grouping; comparative analysis; graphic and schematic representation, application of the author's approach to identify reserves. The results of the study. The regulatory and legal outs in the field of environmental protection and solid waste management are classified, the state policy in this area is systematized, the role and importance of industrial parks and quarters in the development of the economy of the republic are indicated, methodological and practical recommendations for the rational use of waste are developed and the innovative mechanism for managing these wastes is improved.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ»

создания дополнительной стоимости в условиях сотрудничества всех заинтересованных сторон в экономике республики, находящейся на пути развития.

В указанной стратегической карте предусмотрены амбициозные планы на период после 2025 года, которые предусматривают построение сильной конкурентоспособной и разносторонней экономики, обеспечивающей рост общественного благополучия и максимального повышения Индекса развития человеческого потенциала (ИВ!) и основанной на развитии высоких технологий и оптимальной структуре экономики [1].

Для реализации этих приоритетных направлений в полном объеме необходимо интенсивное и качественное развитие бизнес-деятельности путем:

- привлечения инвестиций;

- обеспечение доступа к финансам;

- расширения бизнес-инициатив.

Составные элементы этих направлений нашли

свое отражение в разработанном рисунке 2.

В рамках успешных институциональных преобразований и для устойчивого и всестороннего развития экономики республики, на ближайшие 10 лет определены следующие стратегические направления реформы:

• Образование рациональной инфраструктуры;

• Формирование человеческого капитала и общественное благополучие;

• Привлечение в экономику необходимого объема инвестиций;

• Повышение инновационной активности и конкурентоспособности отраслей экономики;

• Создание делового климата на предприятиях;

• Совершенствование институциональной структуры;

• Повышение эффективности и результативности операций финансово-бюджетного сектора;

• Создание сильной и независимой конкурентной базы;

• Усиление методов корпоративного управления;

• Сохранение целостности окружающей среды.

Список литературы

1. Стратегическая Дорожная Карта перспективе национальной экономики Азербайджанской Республики. Баку, 2016, 125 с.

2. Стратегическая Дорожная Карта по производству потребительских товаров на уровне малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике. Баку, 2016, 96 с.

3. Статистические показатели Азербайджана. Баку, ЦСУ, 2011, 848 с; 2019 - 780 с.

4. «Социальный экономический рост». Ежемесячный статистический бюллетень №12 Баку, ЦСУ, 2010, 194 с.; 2015 - 203 с.; 2016- 200 с; 2017 - 194 с.; 2018 - 198 с.; 2019 - 201 с.

5. Экономика Азербайджана: обзор реформ. Подготовленный Центром экономических реформ и коммуникаций Азербайджанской Республики. Баку, 2018, 17 с.

6. Шрз://геро11:.а7>Ьи7пе55>а7ег-baydzhan_voshel_v_top_20_reformatorskih_stran/

7. https://www.trend.az.azerbaijan/buzi-ness/:3190235.html

8. https://www.finmarket.ru>data-bace/news5149958

9. https://capitalnews.az>capitalnews-33

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Алиев Т.Н.

зав. отделом Института Экономики HAH Азербайджана, доктор экономических наук, профессор, академик Международной Эко-энергетической академии

Исмайлов Б.В.

доцент кафедры «Экономика промышленности и менеджмента» Азербайджанского

Технического Университета, кандидат экономических наук

INNOVATIVE SOLID MANAGEMENT MECHANISM DOMESTIC WASTE IN AZERBAIJAN

Aliyev T.

Head Department of the Institute of Economics NAS of Azerbaijan, Doctor of Economic sciences, professor,

academician of International Eco-Energy Academy

Ismayilov B.

Docent of Department "Economics of Industry and Management" of Azerbaijan Technical University, Candidate of Economic Sciences

Аннотация

В статье раскрываются организационно-экономические и экологические аспекты инновационного механизма управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане, где обоснована актуальность темы, сформирована нормативно-правовая база организации и управления использованием твердых бытовых отходов в республике, государственной политикой в этой области и, на основе многолетних статистических и первичных отчетных данных проанализировано и оценено состояние образования вторичного сырья и

отходов, их обезвреживание по сферам экономической деятельности, видам продукции, экономическим районам, состояние организации инновационных инфраструктур, их роль в развитии экономики, выделены организационно-управленческие основы Балаханского Промышленного Парка по переработке вторичных отходов, его инновационная деятельность и роль в обеспечении экологической безопасности в республике.

Цель исследования. На основе комплексного анализа оценить состояние формирования инновационного механизма управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджане, выявить резервы и разработать практические рекомендации по их рациональному использованию.

Методы исследования. Системный подход; статистическая группировка; сравнительный анализ; графическое и схематичное изображение, применение авторского подхода по выявлению резервов.

Результаты исследования. Kлассифицированы нормативно-правовые акты в области ООС и управления ТБО, систематизирована государственная политика в этой области, указаны роль и значение промышленных парков и кварталов в развитии экономики республики, разработаны методические и практические рекомендации по рациональному использованию отходов и совершенствование инновационного механизма управления указанными отходами.

Abstract

The article reveals the organizational, economic and environmental aspects of the innovative mechanism of solid waste management in Azerbaijan, where the relevance of the topic is substantiated, the regulatory framework for the organization and management of the use of solid household waste in the republic by state policy in this area and on the basis of long-term statistical and primary reporting The data analyzed and evaluated the state of formation of secondary raw materials and wastes, their neutralization by areas of economic activity, types of products, economic regions, the state of the organization of innovative infrastructures, their role in the development of the economy, the organizational and managerial foundations of the Balakhani Industrial Park for recycling secondary waste, its innovative activity and role in ensuring environmental safety in the republic.

Purpose of the study. Based on a comprehensive analysis, assess the state of formation of an innovative mechanism for the management of municipal solid waste in Azerbaijan, identify reserves and develop practical recommendations for their rational use.

Research Methods. Systems approach; statistical grouping; comparative analysis; graphic and schematic representation, application of the author's approach to identify reserves.

The results of the study. The regulatory and legal outs in the field of environmental protection and solid waste management are classified, the state policy in this area is systematized, the role and importance of industrial parks and quarters in the development of the economy of the republic are indicated, methodological and practical recommendations for the rational use of waste are developed and the innovative mechanism for managing these wastes is improved.

Ключевые слова: твердые бытовые отходы, управление, инновационный механизм, промышленные парки, мусорные полигоны, экологическая безопасность.

Keywords: municipal solid waste, management, innovative mechanism, industrial parks, landfills, environmental safety.

Введение За последние несколько десятилетий в промышленно развитых и развивающихся странах политика в области управления отходами подвергается существенным изменениям и ориентирована на снижение количества образующихся отходов, на развитие методов их максимального использования путем внедрения инновационных механизмов. Среди этих стран Азербайджан занимает свое достойное место и среди 180 стран по положению окружающей среды его рейтинг занимает 59-ое место. Это неслучайно, так как за последние 20 лет в республике для обеспечения экологической безопасности были приняты ряд законов национальных планов и программ, а также Национальная Стратегия по усовершенствованию управления твердыми бытовыми отходами на период до 2022 года. Только за 2010-2018 годы для рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ООС) сумма средств, направленных в основной капитал увеличилась на 130,5%и достигла 248 млн. манат. В Азербайджане создан первый промышленный парк во вторичной переработке бытовых отходов. В его структуре создан и успешно функционирует ряд перерабатывающих

предприятий по обработке твердых бытовых отходов. Несмотря на все это, за указанный период количество производственных и потребительских отходов во всей сфере экономической деятельности республики увеличилось на 126,9%, а количество опасных непереработанных и выброшенных в окружающую среду отходов в 3,5 раза По итогам 2018 года количество производственных и потребительских отходов на душу населения в год в целом по республике составлял 295 кг, а по городу Баку -350 кг. Все эти факты свидетельствуют о том, что проблема бытовых отходов, особенно твердых является весьма актуальной, поскольку ее решение связано с необходимостью обеспечения стабильной жизнедеятельности населения, санитарно-эпидемиологическим состоянием городов, охраны окружающей среды и ресурсосбережения. Значит, для рационального управления и использования твердых бытовых отходов в республике необходима разработка и осуществление комплекса организационно-экономических и инновационных мер.

Нормативно-правовая база и государственная политика в области использования и управ-

ления твердыми бытовыми отходами За последние 25 лет в Азербайджане в области охраны окружающей среды (ООС) и экологической безопасности был принят ряд законов [1;2]. В этих нормативных актах имеется ряд пунктов по ООС и использованию производственных и бытовых отходов; предусмотрены задачи государственных исполнительных органов и муниципалитетов, а также ограничения и штрафы в этой области. В контексте реализации механизма этих законов соответствующими указами и распоряжениями Президента Азербайджанской Республики утверждены многочисленные комплексные планы, Национальная Стратегия, Стратегическая Дорожная Карта и другие [3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Согласно государственной политике, Указом Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2011 года, 19 декабря 2012 был сдан в эксплуатацию Балаханский Промышленный Парк (BSP), для вторичной переработки бытовых отходов и оказания соответствующих услуг под управлением ОАО «Чистый город» (Tamiz Shahar).

В мировой практике поэтапный переход от полигонного захоронения к промышленной переработке на основе инновационного подхода является основной задачей решения проблемы использования твердых бытовых отходов (ТБО). Оптимальная санитарная очистка городов (населенных пунктов) во многом, обеспечивается правильной инновационной и финансово-экономической политикой государства при решении вопросов управления ТБО. Такая политика должна базироваться на объективном анализе состояния и тенденций развития мировой практики, ориентироваться на лучшие мировые достижения.

Государственная инновационная политика Азербайджана направлена на решение и выполне-

ние таких задач, как: развитие и совершенствование нормативно-правовой поддержки инновационных и стимулирующих механизмов, определение инновационной стратегии государства, обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, экономических и научных организаций, т.е. всех тех видов деятельности, в том числе рациональное управление ТБО, которые направлены на инновационный путь развития экономики республики. При этом важное значение имеет следующее:

■ выделение долгосрочных перспективных приоритетных областей в инновационной сфере государственного, отраслевого и регионального уровней;

■ содействие малому инновационному предпринимательству и бизнесу;

■ развитие инновационных структур всех форм собственности;

■ совершенствование действующего инновационного механизма управления ТБО;

■ поддержка функционирования и дальнейшего развития современной инновационной инфраструктуры в области ТБО;

■ стимулирование развития фундаментальных исследований в области управления ТБО

Инновационная система управления отходами - это формированный новый комплекс организационно-экономических и технико-технологических мер по сбору, переработке транспортировке и вторичному использованию (или утилизации) отходов, а также контроль за указанными процессами.

В зависимости от природно-географических условий и структуры обрабатывающей промышленности созданы различные концепции в области системы управления отходами. Вот некоторые из них:

я

a

s и

о U B"

s -

и

H

ci &

H

u -

S

о

4 sa я

H u о

a

a H

Л &

H

U

Я

Si

s

H о H

s a о s a В

Расширение процесса сбора твердых бытовых отходов по всей территории республики,

Эффективное и безопасное обезвреживание всех видов отходов, не подлежащих вторичному использованию; Повышение потенциала восстановления запаса твердых отходов путем: сортировки, обработки и повторного использования; расширения компании, общественного образования и просвещения; внедрение новых систем и расширение рынка Рациональное управление потенциала опасных отходов с целью снижения отрицательных воздействий на окружающую среду

Поэтапная ликвидация открытых мусорных полигонов, не отвечающих экологическим требованиям

Повышение эффективности качества управления путем использования передового опыта и прогрессивной технологии в области управления твердыми отходами;

Расширение материально-технической базы, строительства новых инфраструктурных объектов и обеспечение отрасли современной техникой и оборудованием;

Расширение деятельности управления твердыми отходами на основе Международных Стандартов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтапное уменьшение субсидий, выделяемых из государственного бюджета для управления твердыми бытовыми отходами путем внедрения новых тарифных систем и механизмов сбора;

Реализация современных методов по получению энергии от твердых бытовых отходов.

Рис.1. Классификация основных целей и приоритетов Национальной Стратегии Азербайджана в области управления твердыми бытовыми отходами (разработано авторами) [8, с.6; 12, с.47].

■ Иерархия управления отходами основывается на трех принципах: утилизация, вторичное использование и переработка, что лежит в основе классификации разрабатываемых стратегий по сокращению до минимума отходов. При этом цель этой концепции - извлечь максимальную практическую пользу из потребляемого продукта при минимальном получении отходов.

■ Расширение сфер ответственности производителя - стратегия, разработанная для включения в рыночную цену продукта затрат, необходимых на протяжении всего срока его эксплуатации (включая расходы на его утилизацию). Концепция подразумевает собой возложение на производителя полной ответственности за весь жизненный цикл продукта и его упаковочный материал.

■ Принцип «загрязняешь - плати» - стратегия, предусматривающая возмещение причиненного вреда окружающей среде, т.е. производитель обязан возместить расходы на утилизацию собственных отходов [10; 11; 18].

Государственная политика Азербайджана в области управления ТБО нашла свое отражение в соответствующей Национальной Стратегии, цели и

приоритеты которой указаны на разработанном нами рисунке 1. Как видно из рисунка, основные идеи указанных концепций, принятых в мировой практике, в основном учтены и в Национальной стратегии Азербайджана в области ТБО.

Образование отходов по сферам экономической деятельности. По данным ЦСУ республики за 2010-2018 годы из всех сфер экономической деятельности количество выброшенных в окружающую среду отходов увеличилось в 1,7 раза, в том числе, по сельскому хозяйству - в 8,9 раза; строительству - в 6,2 раза; производству, распределению электроэнергии, газа и воды - в 2,9 раза; обрабатывающей отрасли - на 179,5%, а по другим сферам экономической деятельности - в 27, 8 раза. За этот период количество твердых бытовых отходов увеличилось на 109,1%. Расчеты показали, что в 2018 году из общего количества образованных отходов 65,3% падают на долю обрабатывающей; 18,0% -добывающей промышленности; 2,1% - сельское хозяйство, а 14,6% - другие сферы экономики.

Диаграмма 1. Образованные опасные отходы в промышленном секторе Азербайджана (в процентах к

итогу) [15, с. 323; 232].

Исследованием выявлено, что в 2010-2018 годы при уменьшении числа промышленных предприятий на 0,5% от количества опасных отходов, выброшенных в окружающую среду, увеличилось на 182,3%. При этом подобное соотношение в обрабатывающей промышленности показывает противоположные результаты. Так, при уменьшении количества обрабатывающих предприятий на 125 ед., или на 106,5% - количество опасных отходов, выброшенных в окружающую среду, увеличилось в 2,6 раза [15, с.232; 323]. Отрадно то, что за указанный период количество опасных отходов, образованных в добывающей промышленности, уменьшилось на 33,6 пунктов, что связано с реализацией

Опасные отходы "

комплекса организационно-технологических мер по экологической безопасности. В контексте сказанного в структуре опасных отходов в промышленности произошли заметные изменения, о чем свидетельствует разработанная нами данная диаграмма 1.

Произведенные нами другие расчеты показали, что за 2010-2018 годы удельный вес твердых бытовых отходов в общем объеме всех выброшенных в окружающую среду отходов уменьшился на 9,5%, а удельный вес опасных отходов, наоборот -увеличился на 5,6% (диаграмма 2).

Твердые бытовые отходы

90 1 80 70 -60 50 40 30 20 10 0

2010

2015

2016

2017

2018

Диаграмма 2. Удельный вес твердых бытовых и опасных отходов, образованных по сферам экономической деятельности Азербайджана (составлено авторами)

Исследования показали, что твердые отходы в основном образуются на предприятиях обрабатывающей промышленности и со стороны зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, занимающихся промышленной деятельностью (таблица 1).

Как видно из данных таблицы, за анализируемый период число действующих предприятий в обрабатывающей промышленности увеличилось на

106,5%, что характерно для предприятий, занимающихся производством кожи, обуви, бумаги, картона, резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, мебели, а также для металлургической промышленности.

Следует заметить, что за рассматриваемый период количество индивидуальных предпринимателей по указанной отрасли выросло на 8344 человека, или на 185,6%.

Таблица 1

Основные сферы экономической деятельности в Азербайджане образующие твердые отходы

Сферы экономической деятельности Число действующих предприятий Количе ных п ство индивидуаль-редпринимателей

2010 2015 2018 2010 2015 2018

Обрабатывающая промышленность Всего 1909 1778 2034 9644 15711 17988

в том числе: производство напитков 134 120 120 189 224 228

Текстильная промышленность 85 68 74 115 135 168

Производство кожи и обуви 21 23 29 184 177 171

Производство древесины и изделия из них 73 35 45 671 716 670

Производство бумаги и картона 20 23 28 32 62 62

Издательская и полиграфическая промышленность 156 157 150 394 592 677

Производство резиновых и пластмассовых изделий 87 98 118 1218 2659 2792

Производство машин и оборудования 72 59 64 71 71 70

Производство строительных материалов 280 239 236 847 1795 1972

Производство электрооборудования 45 41 54 40 65 81

Металлургическая промышленность 30 27 52 28 46 51

Производство мебели 85 97 92 749 920 960

Источник: Промышленность Азербайджана. Статистический ежегодник. Баку, «ЦСУ», 2016, с. 105-138; 2019-с.63-85

Высокий темп их роста имел место в следующих подотраслях обрабатывающей промышленности республики: в производстве напитков, текстильной промышленности, производстве бумаги и картона, издательско-полиграфической промышленности, производстве резиновых и пластмассовых изделий, строительных материалов, электрооборудования, мебели и металлургической промышленности. В сборе бытовых отходов роль и значение работников коммунальных служб велика. По данным ЦСУ республики в 2010-2018гг. в административно-экономических районах количество

Таблица 2

Количество бытовых отходов, собранных со стороны коммунальных служб административных экономи-

собранных бытовых отходов со стороны коммунальных служб увеличилось на 109,1% и по итогам 2018 года составило 7317 тыс. куб. метров. Высокий темп роста сбора бытовых отходов имел место в Нахчыванской АР - (в 4,6 раза); Аранском экономическом районе (ЭР) - в 2,6 раза; Ленкоранском ЭР - 185,3%; Шеки-Загатальском ЭР - 148,5%; Гян-джа-Газахском ЭР - 130,2%;. В то же время в трех экономических районах количество собранных бытовых отходов заметно снизилось (таблица 2).

Наименование экономических районов Годы Темп роста 2018 к 2010 году в %%-ах

2010 2015 2016 2017 2018

по республике -Всего 6705,3 6394,4 6625,4 6567,7 7317,1 109,1

в том числе: гор. Баку 3988,4 3557,1 3574,1 3435,1 4111,3 103,1

Абшеронский 1307,2 669,1 674,1 696,9 714,1 54,6

Гянджа-Газахский 577,8 670,5 834,4 767,3 752,2 130,2

Шеки-Загатальский 77,9 109,3 115,0 115,4 115,7 148,5

Ленкоранский 57,9 86,5 81,0 97,3 107,3 185,3

Губа-Хачмазский 201,8 131,2 137,8 147,0 165,0 81,8

Аранский 294,9 575,6 604,4 719,3 776,7 в 2,6 раза

Нагорно-Ширванский 83,9 102,6 101,9 84,4 69,5 82,8

Нахчыванская Автономная Республика 108,4 477,4 477,9 480,0 482,3 в 4,6 раза

Источник: Окружающая среда в Азербайджане. Статистический ежегодник. Баку, «ЦСУ», 2019, с. 129131

Нашим исследованием выявлено, что главной причиной снижения объема собранных бытовых отходов непосредственно связано с неудовлетворительной организацией работы коммунальных служб и нехватки сборочных контейнеров и машин.

Оценивая региональную структуру бытовых отходов выявлено, что в тех экономических районах, где расположены крупные промышленные города, многоэтажные здания, там и количество бытовых отходов имеет высокий удельный вес. Наши

расчеты показали, что в 2018 году из общего объема собранных бытовых отходов 23,3% характерно для г. Баку; 17,3% - для Абшеронского ЭР (г. Смгаит и Хырдалан); 18,2% - Гярджа-Газахского ЭР (г.Гянджа); 18,5% - Аранского ЭР (гг. Мин-гечаур и Ширван); 11,6% - Нахчыванского АР; а остальные 11,1% для других 5-ти экономических районов республики (диаграмма 3).

5 10 15 20 25

Диаграмма 3. Региональная структура бытовых отходов в Азербайджане, в процентах к итогу (Разработано авторами на основе официальных статистических данных Азербайджана)

Классификация образованных отходов и вторичного сырья. Усиленное загрязнение окружающей среды, за счет интенсификации промышленности, увеличения предпринимательских субъектов, выбросов электронных отходов, истощения природных ресурсов в региональном масштабе, накопление и распространение токсичных отходов,

Таблица 3

Количество вторичного сырья и отходов, образованных в сферах экономической деятельности Азербайджана (тыс.тон)

уничтожение лесов и сокращение их территорий, истощение почвенных и водных ресурсов, озоновые дыры и выделение газов, вызывающих парниковый эффект - все это угрожает самому существованию человека и тысячам видам живых существ, целостности планеты и ее биоразнообразию,

Классификация отходов Годы Темп роста 2018 к 2010 году в %%-ах

2010 2015 2016 2017 2018

Бумага и картон 0,6 2,2 5,3 5,7 8,9 в 14,8 раза

Вторичный ткацкий материал 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 33,3

Хлопковые семена 3,4 1,4 7,9 17,0 33,1 в 9,7 раза

Осколки стекла 0,4 0,1 0,1 0,1 1,9 в 4,75 раза

Гумбрин-отработанный 1,3 0,1 10,1 15,1 0,3 23,1

Отходы древесины (тыс.м3) 2,4 0,6 25,9 22,4 15,5 в 4,5 раза

Вторичное полимерное сырье 0,3 0,4 1,7 2,5 3,2 в 10,7 раза

Отходы цветных металлов 1,2 0,1 0,5 0,5 0,4 33,3

Отходы черного металла 303,4 346,3 483,2 495,7 468,8 154,5

Бытовые отходы (млн. куб. метров) 6,7 6,4 6,6 6,6 7,3 108,9

Нижняя зола - 103,5 57,5 98,0 46,7 х

Источник: Окружающая среда в Азербайджане. Статистический ежегодник, Баку, «Ц (СУ», 2019, с.85

безопасности всех народов и наследию будущих поколений. Поэтому все страны, в том числе суверенный Азербайджан, проводят различные программы, включающие в себя систему управления отходами и комплекс мероприятия по защите окружающей среды. Тем не менее количество многих отходов имеет тенденцию роста, о чем свидетельствуют и данные таблицы 3.

Как видно из данных таблицы, среди основных видов вторичного сырья и отходов, образованных в сферах экономической деятельности республики высокий темп роста имеет: бумага и картон, хлопковые семена, осколки стекла, отходы древесины, вторичное полимерное сырье и отходы черного металла. В то же время по трем видам отходов имеется

Таблица 4

Образование, использование и обезвреживание отходов в сферах экономической деятельности Азербайджана (тыс.тон)

тенденция снижения. Росту отходов способствует, прежде всего, отсутствие совершенного механизма стимулирования сбора отходов; слабое просвещение и пропаганда населения об их социально-экономическом и экологическом значении. В результате всего этого ежегодно и увеличивается количество образованных производственных и потребительских отходов их доля на одного человека. Однако, отрадно то, что количество использованных и обезвреженных подобных отходов имеет высокий темп роста, по сравнению с образованными отходами, о чем свидетельствуют данные таблицы 4.

Показатели Годы Темп роста 2018 к 2010 году в %%-ах

2010 2015 2016 2017 2018

Количество образованных производственных и потребительских отходов 2281,5 2421,2 3020 2754,5 2896,1 126,9

из них: на одного человека, кг 255 254 313 283 295 115,7

Количество использованных и обезвреженных производственных и потребительских отходов 476,1 771,2 796,6 767,3 848,3 178,2

Из них: на одного человека, кг 53 81 83 79 85 160,4

Источник: Окружающая среда в Азербайджане. Статистический ежегодник. Баку , «ЦСУ», 2019, с.84.

Несмотря на все это, в объеме общих твердых бытовых отходов опасные производственные отходы имеют высокий удельный вес, а использованные опасные отходы имеют тенденцию снижения.

При этом доля обезвреженных опасных отходов в 2010-2016 гг. резко уменьшилась, а в последующие годы имела заметный рост (диаграмма 4).

Эти достижения обусловлены реализацией целенаправленной государственной политики в обла-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сти индустриализации, развития ненефтяного сектора экономки и экологической безопасности. Органическим элементом индустриализации является создание современной инновационной инфраструктуры - технопарки, парки высоких технологий, агропарки, промышленные кварталы, текстильный парк, 1Т - парк, свободная экономическая (торговая) зона и другие, сети которых за последние годы в Азербайджане заметно расширяются.

_ Опасные производственные отходы

♦ Использованные опасные отходы Ш Обезвреженные опасные отходы

Диаграмма 4 . Образование, использование и обезвреживание опасных производственных отходов в Азербайджане, в процентах к итогу (составлено авторами)

В настоящее время в Азербайджане функционирует 7 промышленных парков, два парка высоких технологий; 5 промышленных кварталов и свободная торговая зона. В основном они находятся в крупных промышленных городах (Баку, Сумгаит, Гянджа, Мнгечаур) и в районных центрах (Нефтчала, Гаджигабул, Масаллы, Сабирабад, Ша-рур). По данным Министерства Экономики в технопарках и промышленных кварталах Азербайджана на начало 2020 года в качестве резидентов действует около 90 субъекта предпринимательства. Объем инвестиции этих резидентов по реализуемым проектам составляет около 7 млрд. манат. За весь период деятельности резиденты технопарков и промышленных кварталов произвели продукцию на общую сумму 1,6 млрд. манатов. На создание 27 агропарков и крупных фермерских хозяйств общей стоимостью 458,2 млн. долл. до апреля 2020 года выделено льготных кредитов на сумму 115,3 млн.долл. В Азербайджане планируется создание 51 агропарка, инвестиции которых оцениваются 1,4млрд. долл. В мае 2013 года в г. Сумгаите состоялось открытие Текстильного Парка "Gilan" площадью 20 гектаров и в его состав входит ткацкая, швейная и красильная фабрика.

В марте 2016 года Распоряжением Президента республики в поселке Алят Гарадагского района г. Баку создана Зона Свободной торговли (ЗСТ) и в мае 2018 года было торжественное открытие этого

уникального комплекса со всеми инновационными инфраструктурами. Она расположена рядом с ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» (БММТП), который вместе с железнодорожной магистралью Баку-Тбилиси-Карс (БТК) формирует удобный, скоростной и высококонкурентный сухопутно-морской маршрут на «Шелковом пути» соединяющем Европу с Азией.

Какими бы совершенными не были эти инновационные инфраструктуры, они в своей деятельности в той или иной степени отрицательно воздействуют на окружающую среду. Значит и в этом случае роль и значение предприятий по обработке и обезвреживанию бытовых отходов возрастают.

Произведенный нами выше системный анализ и оценка еще раз подтверждает своевременность организации Балаханского Промышленного Парка (BSP) по вторичной переработке твердых бытовых отходов. Этот парк нацелен на расширение в нашей республике производство конкурентоспособной промышленной продукции на основе высоких инновационных технологий, развитие ненефтяного сектора, повышение занятости населения в области производства, улучшения экологической ситуации в г. Баку и прилегающих поселках.

Парк занимает 7 гектаров земли, имеет 15 производственных зданий ангарного типа с общей площадью 12 тыс. квадратных метров. BSP находится

вблизи Балаханского полигона по утилизации твердых бытовых отходов, завода по сортировке и сжиганию отходов, основного транспортного узла и тем самым создает благоприятные условия для логистики, снабжению сырьем и энергией, а также удобной поставки производимой продукции на рынок продажи. Для благоустройства территорий BSP, строительства производственных и инфраструктурных объектов было вложено32 миллиона манат инвестиций из различных источников. Ныне система управления отходами совершенствуется в соответствии с мировыми стандартами, в результате которого уменьшается отрицательное воздействие на окружающую среду и на здоровье людей. В деятельности ОАО «Чистый город» дается преимущество реализации Механизма Чистого Развития (МЧР). В этой связи со стороны этого ОАО подготовлено два специальных МЧД проекта и извещение о них отправлено в ООН. Кроме этого ОАО «Чистый город» подписало меморандум с турецкой компанией "Exitcom Recycling", являющимися лидерами в данной сфере. Согласно этому меморандуму процесс переработки вторичного сырья проходит в 2 этапа.

■ На первом этапе сбор отходов данного вида с крупных предприятий и их последующая переработка.

■ На втором этапе сбор этого вида отходов у населения.

Реализация этих этапов позволяет сэкономить ресурсы и энергию, уменьшает зависимость от импортного сырья и тем самым дает толчок развитию и «зеленого бизнеса» в Азербайджане. Для достижения определенных успехов в этой области необходимо опираться на принцип максимального ограничения влияния всех видов отходов на окружающую среду. Для этого необходима реализация следующих приоритетов, которые очень важны в условиях Азербайджана:

- минимизация загрязнения окружающей среды от несанкционированных свалок;

- создание новых полигонных мощностей высокого технического уровня и использование имеющегося объема полигонов;

- постепенная подготовка населения к раздельному сбору отходов;

- максимальное использование ценных вторичных ресурсов;

- прозрачный учет данных как основа для принятия решений по тарифам, а также иных управленческих решений;

- улучшение качества жизни населения [17].

Правовая база Балаханского Промышленного

Парка, его основные резиденты, их цели, распространенные на них налоговые льготы и основные направления производственной деятельности парка отражены на разработанной нами схеме 1.

Основной производственной базой Балахан-ского Промышленного Парка является Бакинский завод по утилизации твердых бытовых отходов. Завод был построен на основе двухстороннего контракта с французской компанией Cnim. Фундамент предприятия был заложен в ноябре 2009 года. Надо отметить, что в течение 20 лет эксплуатация этого завода, который построен на территории площадью 20 гектаров и перерабатывающие мощности которого составляют 500 тысяч тонн бытовых и 10 тысяч тонн медицинских отходов в год, также будет осуществляться компанией Cnim. По своей производственной мощности завод по утилизации твердых бытовых отходов является крупнейшим предприятием данного типа в Восточной Европе и на пространстве СНГ. Завод, налаженный с применением технологии четвертого поколения 4G, будет полностью отвечать самым строгим нормативам Европейского Союза в области охраны окружающей среды. Завод полностью отвечает требованиям стандарта ISO-14001 по управлению окружающей средой. Он состоит из двух линий и турбины, вырабатывающей электроэнергию.

Правовая база

• Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2011 года;

• Устав ОАО «Темиз Шехер» (Чистый город)

Компании: Ekokat; Az.Ekol; METAK; Foriella: ozopean; Altura Group; Akphapack; Azerbaijan Car-^ boza и индивидуальные предприниматели. Они нацелены на: производство конкурентоспособной продукции; развитие ненефтяного сектора; повышения занятости населения; улучшение экологической ситуации

• Переработка моторных масел; Производство пластиковых опилок от повторной переработки пластиковых бутылок;

• Производство полиграфической продукции из бумажных отходов;

• Производство пластиковой тары от повторной переработки отходов пластиковых изделий;

Переработка губки;

• Изготовление мебели; Повторная переработка полиэтиленовых и полипропиленовых отходов;

• Производство биодизельного сырья в результате повторной переработки пищевых масел;

• Производство активированного угля от переработки древесных отходов;

• Производство удобрений и кормов из пищевых отходов;

• Изготовление используемых в строительстве пластмассовых сеток;

• Производство упаковочных изделий; из бумажных отходов для фруктов и овощей.

Резиденты парка сроком на 7 лет освобождаются от налогов: на

прибыль, землю и имущество, технику, технологическое оборудование и установки; импортируемые продукции от НДС и пошлины. Инфраструктурные объекты и строительства производственных зданий построены за счет государственных средств.

Схема 1. Организация управления Балаханского промышленного парка в Азербайджанской Республике

(Разработано авторами)

В ходе эксплуатации объем отходов сократится в 10, а их масса - более чем в 3 раза. Количество электроэнергии, которая как альтернативная энергия будет получена в результате процесса утилизации отходов, составит 231,5 миллиона киловат-часов в год. Благодаря функционированию завода за год будет сэкономлено энергии в объеме более 60 миллионов кубметров газа. Полученная электроэнергия позволит обеспечить 100 тысяч квартир.

Другое преимущество завода заключается в том, что в ходе утилизации отходов образующаяся зола будет собираться в специальных фильтрах. Более тяжелая и безвредная донная зола может использоваться в дорожном строительстве. Благодаря инновационной деятельности завода, будет предотвращен выброс в атмосферу, создающих тепловой эффект газов в эквиваленте около 100 тысяч тонн углекислого газа в год [19].

Таблица 5

Основные показатели, характеризующие деятельность действующих резидентов в Балаханском промыш-

Резиденты Стоимость проекта млн.ман Годовая мощность тон Основной вид производимой продукции и количество рабочих мест

ООО «Az.Ekol» 1,5 1500 Пластиковые крошки после переработки пластиковых бутылок; пластиковые пряжи от крошек (30 рабочих мест)

OOO «Ekokat» 1,0 3000 Переработка отработанных моторных масел (20 рабочих мест)

OOO «METAK» 17,0 12000 Производство различных пластиковых упаковочных изделий от вторичной переработки отходов (140 рабочих мест)

OOO «FOREILLA» 3,5 113000 различных видов мебели Производство 3 тыс. комплектов гостиной, спальной и кухонной мебели; 100 тыс. штук стульев и 10 тыс. штук столов (150 рабочих мест)

Полиграфическое предприятие «Сараг» 1,0 348 Печатно-полиграфическая продукция широкого ассортимента от отходных бумаг (10 рабочих мест)

Источник: Таблица составлена авторами на основе материалов, опубликованных в сети средств массовой информации [19; 20; 21]

В настоящее время в Балаханском Промышленном Парке зарегистрировано 10 резидентов, из них два - индивидуальных предпринимателя и пять - непосредственно занимаются производством продукции и оказанием услуг, три резидента работают над проектами.

Сведения об основных показателях, характеризующих деятельность действующих резидентов по производству парка, отражены в таблице 5.

Как видно из данных таблицы, у пяти упомянутых резидентов объем вложенных инвестиций, т.е. стоимость проектов составляет 24 млн.манат, или 14,1 млн.долл. На этих предпринимательских субъектах открыто 350 постоянных рабочих мест, где в основном трудятся местные рабочие и специалисты. Таким образом, создание Промышленного Парка и завода по переработке твердых бытовых отходов в поселке Балаханы, который является одним из древних населенных пунктов Азербайджана и Родиной первой нефтяной скважины в мире, находящейся несколько десятилетий рядом с «настоящим адом», т.е. городским мусорным полигоном, ныне стал одним из экологически чистых, красивейших уголков города Баку и туристического объекта.

Заключение Проведенный нами комплексный системный анализ показал, высоко оценивая меры, осуществляемые государством в направлении экологической безопасности, в области эффективного

управления опасными производственными и потребительскими отходами, в их использовании и обезвреживании требуется реализация более действенных организационно-экономических, технико-технологических и мотивационных мер. На наш взгляд к ним следует отнести:

- Оказание более действенной государственной поддержки в области управления твердыми бытовыми производственными отходами путем расширения государственно-частного партнерства, создания совместных предприятий, привлечения иностранных инвестиций;

- Внедрение системы государственно-муниципального учета и контроля сбора, транспортировки, обезвреживания и складирования ТБО;

-Учитывая, что в экономических регионах республики сбор всех видов отходов утилизируется не по требованиям действующих экологических стандартов, допускается охват большой территории земли для мусорного полигона, осуществляется частое сжигание мусора, считаем целесообразным организовать филиалы Балаханского Промышленного Парка в городах Гянджа, Ширван, Мингечаур путем реализации целевых инвестиционно-инновационных проектов по вторичной переработке отходов.

- Реализация комплексных, институциональных мер по управлению твердых бытовых отходов путем совершенствования нормативно-правовой

базы, организации санитарных полигонов, передаточных пунктов поддержки местных исполнительных органов по сбору и транспортировке отходов;

- Внедрение многоэтапной системы транспортировки отходов за счет увеличения количества мусоровозов и обновления их действующего парка;

- Реализация мер по оптимизации тарифов сбора транспортировки и утилизации ТБО, снижая при этом стоимость услуг для населения;

- организация в крупных отдаленных районных центрах сборочных пунктов для отходов; во всех поселках крупных селах установить мусорные контейнеры и периодически обеспечить их обмен;

- Экологически безопасное складирование оставшейся части отходов.

- Осуществление поощрительно-налоговой, кредитной и амортизационной политики в области использования ТБО;

- Разработка и реализация механизма стимулирования по сбору и использованию электронных отходов (терморегулирующие оборудования, экраны, мониторы, лампы, малогабаритные электрические приборы, стиральные и посудомоечные машины) и другие.

- Подготовка и переподготовка специалистов в области управления отходами.

Список литературы

1. Закон Азербайджанской Республики «Об охране окружающей среды» Бюллетень Бизнесмена № 40, Баку, 1999, 40 с. (последующими изменениями и дополнениями)

2. Закон Азербайджанской Республики «Об экологической безопасности» Бюллетень Бизнесмена N° 46 Баку, 2000, 12 с. (с последующими изменениями и дополнениями).

3. «План комплексных мер по улучшению экологической обстановки в Азербайджанской Республике на 2006-2010 годы» утвержденный Распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 28 сентября 2006 года. Баку, 2006, 10с. (с последующими изменениями и дополнениями)

4. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 06 августа 2008 года «О совершенствовании управления бытовыми отходами в г. Баку» Газета «Бакинский рабочий» от 08 августа 2008 года.

5. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики от 28 декабря 2011 г. «О создании Балаханского промышленного парка по бытовым отходам в городе Баку».

6. «Государственная Программа социально-экономического развития Баку и пригородных поселков в 2014-2016 годы» Газета «Бакинский рабочий» от 15 сентября 2016 г.

7. «Стратегическая Дорожная Карта по перспективе Национальной экономики Азербайджанской Республики» Баку, 2016, 111 с.

8. «Национальная стратегия по усовершенствования управления твердыми бытовыми отходами в Азербайджанской Республике на 2018-2022 годы, утвержденная распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 01 ноября 2018 года.

9. «План мероприятий по снижению негативных воздействий выбросов из пластической тары на окружающую среду на 2019-2020 гг», утвержденный распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 07 февраля 2019 года.

10. Алиев Т.Н. Экологический менеджмент Монография. Баку «Qmar-Qap», 2006, 454с.

11. Алиев Т.Н. Влияние нефтегазовой промышленности Азербайджана на экологическую обстановку и пути ее оздоровления // Инновационные процессы в сообществе МЦНТИ М, 2009, с. 5-16.

12. Исмайлов Б.В. Организация и управление использованием твердых бытовых отходов в Азербайджане // Известия НАНА. Экономическая серия № 2, Баку, «Элм», 2020, с. 46-53.

13. Иванцова Е.А. Проблемы и перспективы управления твердыми бытовыми отходами // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер 3. Экон. Экол. № 2, Волгоград, 2016, с. 148-159.

14. Статистические показатели Азербайджана Баку, «ЦСУ», 2015, 814 с; 2019-783с.

15. Промышленность Азербайджана Статистический ежегодник. Баку, «ЦСУ», 2015, 344 с; 2016-343 с; 2019-250 с.

16. Окружающая среда в Азербайджане. Статистический ежегодник. Баку, «ЦСУ», 2019, 250 с.

17. http://waste-nn.ru>organizatsiya-sistemy_obraschniya_s_oth

18. https://ru.org/wiki/система управления отходами

19. https://ru.prezident.az/articles/6875print

20. http://www.karvanlaz./tullantilann_uti-lizasiyasi_ve_yeniden_emali_2/

21. http://artechizat.com/con-tent/takrar emal xidmetleri.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.