Научная статья на тему 'Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане'

Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СРЕДА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / BUSINESS ENVIRONMENT / INTERNATIONAL RATINGS / EXPORT PROMOTION / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самедова Эльнара Роберт

В статье проанализированы условия современной бизнес-среды, а также факторы, формирующие инвестиционный имидж страны. Рассмотрен опыт некоторых стран по улучшению конкурентной бизнес-среды и возможности его применения в отечественной практике. Стимулирование экспорта, создание и продвижение бренда Made in Azerbaijan, упрощенная система уплаты налогов, усовершенствованная система отдельных элементов бизнес-среды, качественные государственные услуги, электронные услуги, либеральное лицензирование, приостановление незаконных проверок предпринимательских структур все это способствует улучшению бизнес-среды. Предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию конкурентной бизнес-среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of business environment in Azerbaijan

We analyzed conditions of modern business environment and factors that shapes the country's investment image. We considered the experience of some countries in improving the competitive business environment and the possibility of its implementation in domestic practice. Export stimulation, creation and promotion of the Made in Azerbaijan brand, simplified system of taxation, improved system of separate elements of business environment, quality public services, electronic services, liberal licensing, suspension of illegal inspections of business structures improve the business environment. We propose recommendations for further improvement of the competitive business environment.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Russian Journal of Entrepreneurship

Том 18 • Номер 8 • апрель 2017 ISSN 1994-6937

>

Креативная экономика

издательство

совершенствование бизнес-среды в Азербайджане

Самедова Э.Р. 1

1 Азербайджанский государственный экономический университет, г. Баку, Азербайджан

АННОТАЦИЯ:_

В статье проанализированы условия современной бизнес-среды, а также факторы, формирующие инвестиционный имидж страны. Рассмотрен опыт некоторых стран по улучшению конкурентной бизнес-среды и возможности его применения в отечественной практике. Стимулирование экспорта, создание и продвижение бренда Made in Azerbaijan, упрощенная система уплаты налогов, усовершенствованная система отдельных элементов бизнес-среды, качественные государственные услуги, электронные услуги, либеральное лицензирование, приостановление незаконных проверок предпринимательских структур - все это способствует улучшению бизнес-среды. Предложены рекомендации по дальнейшему совершенствованию конкурентной бизнес-среды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бизнес-среда, международные рейтинги, стимулирование экспорта, государственная поддержка.

введение

Основной социально-экономической задачей развития рыночной экономики в Азербайджане является создание благоприятной среды для функционирования бизнеса, которая в свою очередь позволит обеспечить рост производства, занятости, внедрение достижений НТП, повысить доходы населения и создать рыночно-конкурент-ную среду, в которой будет развиваться отечественная экономика. Экономическая среда бизнеса в любой национальной экономике может быть признана недостаточно сформированной. Мы знаем, американская рыночная экономика тяготеет к инициативной модели предпринимательства, французская - к государственному «дирижизму», немецкая - к «социальному рыночному хозяйству», а японская - к сотрудничеству на базе «корпоративного патернализма». Но, тем не менее, во всех названных странах, в которых имеются многолетние тенденции развития рыночных отношений, бизнес обладает

Improvement of business environment in Azerbaijan

Samedova E.R.1

1 Azerbaijan State University of Economics

вполне определенным набором общих родовых и видовых признаков, что позволяет пользоваться одними и теми же терминами для характеристики рыночного предпринимательства в этих странах [1, с. 496].

Постнефтяной период экономического развития

Благодаря доходам, полученным на основе успешной реализации нефтяной стратегии, в экономике Азербайджана модернизировалась рыночная инфраструктура, развилась ненефтяная экономика, улучшилось социальное благосостояние потребителей, увеличились государственные активы и были созданы стратегические валютные резервы, превышающие уровень ВВП. Но в последнее время, на фоне замедления экономического роста в стране, институциональных и структурных проблем, уменьшения платежного баланса и ненефтяного бюджета, процессов, происходящих в финансово-банковском секторе, в результате резкого уменьшения цен на нефть начиная с 2014-го года и уменьшения темпа экономического роста, а также вследст-вии экономического кризиса в странах-торговых партнерах в Азербайджане возникла необходимость перехода на новый путь экономического развития. За счет фокусирования над новыми «авангардными» секторами, которые обеспечат устойчивое развитие за счет более высокого темпа роста, торгового сектора экономической структуры относительно неторгового, увеличения удельного веса частного предпринимательства относительно государственного предпринимательства, секторов, основанных на высоких технологиях относительно секторов с низкотехнологичной емкостью, областей, основывающихся на высококвалифицированном труде относительно областей, осно-

ABSTRACT:_

We analyzed conditions of modern business environment and factors that shapes the country's investment image. We considered the experience of some countries in improving the competitive business environment and the possibility of its implementation in domestic practice. Export stimulation, creation and promotion of the Made in Azerbaijan brand, simplified system of taxation, improved system of separate elements of business environment, quality public services, electronic services, liberal licensing, suspension of illegal inspections of business structures improve the business environment. We propose recommendations for further improvement of the competitive business environment.

KEYWORDS: business environment, international ratings, export promotion, government support.

Received: 27.12.2016 / Published: 30.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

For correspondence: Samedova E.R. (e[nara.samedova0ramb[er.ru)

CITATION:_

Samedova E.R. (2017) Sovershenstvovanie biznes-sredy v Azerbaydzhane [Improvement of business environment in Azerbaijan]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (8). - 1393-1399. doi: 10.18334/rp.18.8.37792

вывающихся на низкоквалифицированном труде вновь сбалансируется обновление структуры национальной экономики. Будет возможным улучшение бизнес-климата за счет приминения новой политики в рамках стратегии среднесрочных расходов, усовершенствования финансово-банковской системы и денежно-кредитной политики режима плавающего валютного курса, а также увеличения возможностей выхода на внешний рынок.

международные рейтинги и их роль в привлечении инвестиций

Одним из важных направлений для привлечения инвестиций является прогнозируемая и стабильная бизнес-среда. Самым главным среди факторов, формирующих инвестиционный имидж страны, является именно расположение страны в международном рейтинге. Так, эти рейтинги обладают большей частью факторов, важных для инвесторов (макроэкономическая стабильность, инвестиционная среда, судебная система и т.д.), и всего лишь смотря на данные рейтинги, инвестор может сформировать представление о стране. Основным показателем прозрачности бизнес деятельности является доклад «Doing Business», основанный на правилах и нормах, помогающих деятельности частного сектора, который каждый год оценивается Группой Всемирного банка. Согласно этому отчету, за последние годы формирование бизнеса в Азербайджане упростилось. Так, в результате ряда реформ и усовершенствований, а также применения системы «единого окна» для начала предпринимательской деятельности, устранения требования использования штампов в компаниях, подписанным с целью развития электронной системы оплаты налогов и социального страхования Президентом страны указов и других соответствующих мер по реформированию Азербайджан в 2016-м году среди 189 стран поднялся на 63 место.

В Опубликованном отчете «Doing-Business - 2016 [2]: оценка качества и эффективности регулирования», авторами которого являются эксперты Всемирного банка и Международной финансовой корпорации, Азербайджан, как и в прошлом году, занял 63-ю позицию из 189 (табл.).

По индикатору «Начало бизнеса» у Азербайджана 7-е место (ранее было 11-е), по защите мелких акционеров - 36-е, по исполнению контрактов - 40-е (сохранено), по разрешению проблем неплатежеспособности - 84-е (было 85-е), по

ОБ АВТОРЕ:_

Самедова Эльнара Робертовна, доцент кафедры «Управление бизнесом», кандидат экономических наук, доцент Ыпага.ватеСоуайгатЫег.ги)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Самедова Э.Р. Совершенствование бизнес-среды в Азербайджане // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 8. - С. 1393-1399. Со1: 10.18334/гр.18.8.37792

Таблица

Отчет «Doing-Business - 2016» оценка качества и эффективности

регулирования

Темы DB 2016 Рейтинг DB 2015 Рейтинг Изменение в рейтинге

Регистрация предприятий 7 11

Получение разрешений на стро- 114 138 424

ительство

Подключение к системе электро- 110 104 1-6

снабжения

Регистрация собственности 22 21 1-1

Получение кредитов 109 105 1-4

Защита миноритарных инвесто- 36 54 418

ров

Налогообложение 34 33 -1

Международная торговля 94 93 -1

Обеспечение исполнения кон- 40 40 -

трактов

Разрешение неплатежеспособ- 84 85 i1

ности

Источник: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/azerbaijan/

получению разрешений на строительство - 114-е (было 138-е), по подключению к системе энергоснабжения - 110-ое (было 104-е). Кроме того, по регистрации собственности у страны 22-ое место (было 21-е), по уплате налогов - 34-е (было 33-е), по развитию приграничной торговли - 94-е (было 93), по доступности кредитов - 109-е (было 105-е).

Основными факторами, которые повлияли на развитие условий ведения предпринимательской деятельности, являются сокращение налогов, а также социальных и страховых взносов. Со временем сократились и отдельные виды деятельности, требующие лицензии с 240 до 54 [3], в тоже время продлился срок лицензии с двух до пяти. Данные процессы дали толчок повышению свободной конкуренции на рынке, ускорили процесс улучшения качества производимой продукции и т.д.

Анализ доклада Doing Business раскрывает многие полезные данные: Азербайджане находится на удовлетворительном уровне по таким показателям как получение разрешения для осуществления предпринимательства, регистрации собственности, защите прав инвесторов, оплате налогов и выполнению соглашений. Эти результаты показывают, что благодаря принятым мерам, а также последним указам Президента страны, реформы во многих отраслях были реализованы согласно мировым стандартам. Хоть Азербайджан опережает большинство постсоветских стран по данным показателям, инициативы по усилению бизнес-среды могут еще больше усовершенствоваться, начиная с обзора нижеследующих

областей: получения разрешения на строительство, подключения к сети электропитания, получения кредитов, проведения внешней торговли и т.д. Эти области, которые помогут развитию частного сектора, основываются на определонных правилах и положениях, и эти вопросы были подробно освещении в «Стратегической дорожной карте Азербайджанской Республики по производству товаров народного потребления на уровне малых и средних предприятих» [5]. Данная стратегическая дорожная карта представляет собой план мероприятий по улучшению, совершенствованию предпринимательской среды и разработана на основе предложений бизнес сообщества и направлена на уменьшение количества и сроков прохождения процедур регистрации нового бизнеса.

Повышение внимания к упрощению организации бизнеса в Азербайджане может завершить реформы в области содействия экономического развития. В связи с этим с целью изучения дополнительных возможностей реформирования и рассмотрения мер, которые будут приняты в данной области, Президент страны на основе указа 13 июля 2016 года «Об улучшении бизнес-климата в Азеррбайджанской Республике» и «О дополнительных мерах в связи с улучшением позиции страны в международных рейтингах» создал соответствующую Комисиию. Предложения данной Комиссии могут быть очень важными для укрепления усилий в области экономического развития, выбранной целью профессиональных тактичеких маршей в целом. Международные рейтинги играют важную в определении приоритетов относительно мероприятий по развитию, и они должны быть приняты не просто в качестве цели, а как показатель прогресса.

Агентства по продвижению инвестиций играют активную роль в привлечении иностранных инвестиций и формировании бизнес-среды, и мировой опыт показывает их участие в проектах различных уровней. Такие примеры отражают сферу воздействия на области начиная с применения модели «единого окна» до агитации и функции агентств по стимулированию инвестиций, оказывающих услуги по переговорам и подключению их к стоимостной цепочке. Например, соответствующие государственные агентства Сингапура, Таиланда и Малайзии в своей деятельности основное внимание направляют на привлечение иностранных инвесторов посредством стимулирующих мероприятий и помощи в решениях их порблем на административном этапе, поддержке осуществления инвестиций и разработке методов работы эффективного проекта, а также путем привлечения инвестиций способствуют общему развитию страны путем достижения поставленных целей [3]. Данные агентства с целью привлечения иностранных инвестиций, для поддержки инвесторов, проводят такие мероприятия, как получение разрешении на работу и регистрация хозяйствующего субъекта, построение отношений с потенциальными деловыми партнерами, финансирование проектов посредством целевых субсидий, реализация лоббированной деятельности различных государственных учреждений и т.д. Внедрение вышеперечисленного передового мирового опыта даст нам дополнительные возможности для улучшения бизнес-среды.

Внедрение упрощенной налоговой системы

Так как мировая система и ее управление является частью благоприятной бизнес-среди, в Азербайджане проводятся реформы по упрощению уплаты налогов со стороны хозяйствующих субъектов. Для продвижения в этом направлении, принимая во внимание налоговую нагрузку компаний в других странах и налоги по всей стоимостной цепочке для всех операций, будет важен справедливый уровень налогообложения. Возможно, реформы будут проанализированы и оценены в области четкого определения и прогнозирования налоговых обязательств страны для прогнозирования финансовых обязательств хозяйствующих субъектов. Так, в рамках этих реформ планируется рассмотрение инициативы по сокращению налоговых расходов с целью содействия регистрации хозяйствующих субъектов и расширения налоговой базы. Необходимо проанализировать возможности экономического роста средств, полученных от налоговой системы посредством государственных программ и инвестирования областей, поддерживающих экономическое развитие посредством стимулирования компаний, которые способствуют созданию новых рабочих мест.

Стимулирование экспорта продукции

Одним из методов стимулирования экспорта продукции отечественных предпринимателей является создание государственного портала azexport.az, который содержит информацию о производимых в Азербайджане товарах. Этот электронный ресурс создан Распоряжением Президента Азербайджана Ильхамом Алиевым от 21 сентября 2016 года «О создании единой базы данных товаров, производимых в Азербайджанской Республике». Создание данной платформы дает возможность азербайджанской продукции быть доступной потенциальному потребителю в любой точке мира. Только в течение января этого года на портал поступили предложения об экспорте на сумму 4,63 миллиона долларов. Заказы поступили из России, Молдовы, Ливии, Турции, Болгарии и других стран [6]. Создание подобного портала преследует цель продвижение бренда Made in Azerbaijan, что даст возможность предпринимателям на получение сертификатов и патентов в зарубежных странах, а также на исследовательские проекты по развитию экспорта. Кабинет министров Азербайджана утвердил порядок выплаты поощрений предпринимателям, занятым экспортом продукции, на которую распространяется механизм поощрения экспорта. Система поощрения распространяется только на ту продукцию, которая произведена в Азербайджане. К этой продукции относится: натуральный мед, гранаты, хурма, сухофрукты, варенья, джемы, мармелады, фруктовые соки, приправы, безалкогольные напитки, минеральные воды, коньяк, ликер, бренди, ковры ручной работы и т.д. Данная система поощрения экспорта предполагает возврат бизнесмену суммы, равной трем процентам таможенной стоимости товара, которая умножена на коэффициент от одного до двух. Целью всех выше перечисленных мер является создание благоприятной среды

для развития частного бизнеса.

заключение

Таким образом, существует ряд факторов, важных для инвесторов и показывающих Азербайджан с положительной позиции: политическая стабильность и безопасность; естественные экономические характеристики страны; усовершенствованная система отдельных элементов бизнес-среды (запуск бизнеса, качественные государственные услуги, электронные услуги, либеральное лицензирование, приостановление проверок); физическая инфраструктура. Для того чтобы эти предпочтительные особенности обеспечили поток инвестиций в экономику страны, целесообразно продолжение реформ.

ИСТОЧНИКИ:

1. Основы бизнеса. / под редакцией Ю.Б.Рубина. - М., ООО «Маркет ДС Корпорейшн»,

2005. - 496 с.

2. Отчет результатов исследования ведения бизнеса в Азербайджане 2016 г. Группа

Всемирного Банка «Doing Business». [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness.org/data/exploreeconomies/azerbaijan/.

3. Развитие предпринимательства. Work. [Электронный ресурс]. URL: http://www.

azerbaijan.az/_Economy/_newWorks/newWorks_03_r.html.

4. Булавко О.А. Зарубежный опыт регулирования и стимулирования инвестиционной

сферы 2011 г. Cyberleninka.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/ article/n/zarubezhnyy-opyt-regulirovaniya-i-stimulirovaniya-investitsionnoy-sfery.

5. Официальный сайт Президента Азербайджана. [Электронный ресурс]. URL: http://

president.az/articles/22197.

6. ЭХО Общественно-политическая газета Азербайджана. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.echo.az/?p=56007.

REFERENCES:

Osnovy biznesa [The basics of business] (2005). M.: OOO «Market DS Korporeyshn». (in Russian).

Bulavko O. (2011). Foreign experience in regulating and stimulating the investment sphere. Cyberleninka.ru. Retrieved from http://cyberleninka.ru/article/n7 zarubezhnyy-opyt-regulirovaniya-i-stimulirovaniya-investitsionnoy-sfery. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.