Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / INNOVATIONS / INNOVATIVE ACTIVITY / POTENTIAL / STRATEGY / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунашева З.А.

В статье автором рассматривается актуальность инновационного развития экономики, обусловленная необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. Как известно, инновационное развитие рассматривается как процесс превращения научных исследований, разработок в новые технологии, продукты, товары, а также новые формы управления и организации производства и дальнейшее коммерциализация результатов. Уровень инновационной активности предприятий КБР относительно низок в виду тяжелого и нестабильного финансового положения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также значительного сокращения финансирования инновационных разработок за счет бюджетных средств. Поэтому важно проводить инновационную политику, выработать стратегию развития экономики, позволяющую предприятиям комплекса финансировать определенные направления инновационно-инвестиционной деятельности. Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию предприятий республики, являются наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок. В качестве направлений, способствующих увеличению инновационной активности предприятий республики, следует рассматривать не только активизация и усиление работы самих участников инновационного процесса, но и повышении эффективности государственных мероприятий, направленных на активизацию самого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

In this article the author discusses the relevance of innovation development of economy due to the need to continuously improve and retain competitiveness of enterprises. As you know, innovative development is a process of transformation of scientific research and development in new technologies, products, and new forms of governance and organization of production and further commercialization of the results. The level of innovation activity of enterprises in the CBD is relatively low in view of the heavy and unstable financial position of agricultural and processing enterprises, as well as a significant reduction of financing of innovative development at the expense of budgetary funds. It is therefore important to conduct innovation policy and to develop strategy of development of the economy, allowing businesses to Finance certain complex areas of innovation and investment activities. Conditions and factors contributing to innovative development of enterprises of the Republic, are the availability of natural resources, considerable scientific and educational potential, a large domestic food market. As areas contributing to the increase of innovative activity of enterprises of the Republic, should consider not only the activation and strengthening work of the participants of the innovation process, but also improve the efficiency of public measures aimed at the intensification of the process.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

УДК: 338.436.33

Кунашева З. А.

Kunasheva Z. A.

ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

RATING OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC

В статье автором рассматривается актуальность инновационного развития экономики, обусловленная необходимостью постоянного повышения и удержания конкурентоспособности предприятиями. Как известно, инновационное развитие рассматривается как процесс превращения научных исследований, разработок в новые технологии, продукты, товары, а также новые формы управления и организации производства и дальнейшее коммерциализация результатов.

Уровень инновационной активности предприятий КБР относительно низок в виду тяжелого и нестабильного финансового положения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также значительного сокращения финансирования инновационных разработок за счет бюджетных средств. Поэтому важно проводить инновационную политику, выработать стратегию развития экономики, позволяющую предприятиям комплекса финансировать определенные направления инновационно-инвестиционной деятельности. Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию предприятий республики, являются наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок.

В качестве направлений, способствующих увеличению инновационной активности предприятий республики, следует рассматривать не только активизация и усиление работы самих участников инновационного процесса, но и повышении эффективности государственных мероприятий, направленных на активизацию самого процесса.

Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, потенциал, стратегия, конкуренция.

In this article the author discusses the relevance of innovation development of economy due to the need to continuously improve and retain competitiveness of enterprises. As you know, innovative development is a process of transformation of scientific research and development in new technologies, products, and new forms of governance and organization of production and further commercialization of the results.

The level of innovation activity of enterprises in the CBD is relatively low in view of the heavy and unstable financial position of agricultural and processing enterprises, as well as a significant reduction of financing of innovative development at the expense of budgetary funds. It is therefore important to conduct innovation policy and to develop strategy of development of the economy, allowing businesses to Finance certain complex areas of innovation and investment activities. Conditions and factors contributing to innovative development of enterprises of the Republic, are the availability of natural resources, considerable scientific and educational potential, a large domestic food market.

As areas contributing to the increase of innovative activity of enterprises of the Republic, should consider not only the activation and strengthening work of the participants of the innovation process, but also improve the efficiency of public measures aimed at the intensification of the process.

Key words: innovations, innovative activity, potential, strategy, competition.

Кунашева Зара Ахъедовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел: 8 928 690 46 34 E-mail: kunashevaz@mail.ru

Kunasheva Zara Ah'edovna -

Candidate of Economic Sciences, assistant professor of the Department of organization management, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik

Tel: 8 928 690 46 34 E-mail: kunashevaz@mail.ru

Введение. В современных условиях хозяйствования решение задач повышения эффективности аграрного производства и достижение конкурентных преимуществ предполагает совершенствование методов и форм управления производственно-хозяйственной и иной деятельностью предприятия, что предполагает активизацию инновационной деятельности. Как известно, инновационная деятельность предприятий направлена на разработку, создание и внедрение (распространение) новшеств (инноваций) в материальном и нематериальном производстве при непосредственном взаимодействии науки и производства. В результате такой взаимосвязи создается новый товар, удовлетворяющий запросы и потребности потребителей [3].

С этой точки зрения инновации можно рассмотреть как эффективное средство достижения конкурентных преимуществ хозяйствующими субъектами, способствующее созданию новых платежеспособных потребностей, снижению затрат на единицу продукции, завоеванию новых сегментов рынка, в том числе и внешних [6].

В условиях рыночной экономики большинство неудач с выведением инноваций на рынок связано с тем, что новшества возникают вначале как результат получения новых знаний, выработки новых приемов и методов управления, а не идентификации производства и рыночного спроса. Однако покупателям новшества - агентам рынка - необходимы не «новое знание», а новый конкурентный товар, приносящий прибыль [1].

Поэтому этапы инновационного процесса включают: зарождение идеи (инновационная инициатива) в результате поиска или создания новых потребностей; изучение возможных альтернативных вариантов и выбор инновационной идеи; практическая реализация идеи, точнее говоря, коммерциализация новых технических, организационных и других достижений.

Методология проведения исследования.

В условиях неопределенности и динамизма внешней среды хозяйствующие субъекты в большинстве случаев придерживаются и реализуют стратегии выживаемости или ограниченного роста, а реализация инновационных проектов требуют больших затрат финансовых ресурсов и времени. В определенной степени развитие инновационного процесса ограничивается отсутствием всестороннего нормативно-правового обеспечения этой сферы, а также последовательной инновационной государственной стратегии.

Стратегия инновационного развития экономики страны может быть реализована при условии, если она проработана и действенна на региональном уровне. Именно регионы, существенно различающиеся как по наличию и уровню использования экономического потенциала, являются самостоятельными субъектами инновационных процессов в экономике [4].

На основе нижеперечисленных принципов осуществляется инновационная деятельность в Кабардино-Балкарской республике:

1) использование внутренних научно-технологических, интеллектуальных и производственных ресурсов;

2) преимущественное развитие ресурсосберегающих, безопасных и экологически чистых производств;

3) направленность на увеличение рабочих мест и снижение уровня безработицы;

4) сочетание общегосударственных, республиканских, местных интересов и интересов участников инновационной деятельности.

Ход исследования. Предоставлением грантов на покрытие расходов по осуществлению инновационной предпринимательской деятельности, субсидированием затрат на проведение научно-исследовательских, опытно-экспериментальных работ, приобретением высокотехнологичных оборудований и программного и информационного обеспечения в

Кабардино-Балкарской республике осуществляется поддержка субъектов инновационной деятельности. В результате такой поддержки происходит сокращение затрат, связанных с патентно-лицензионной деятельностью, исследованием и разработкой новых продуктов, созданием опытно-экспериментальных образцов, приобретением необходимой техники, технологий, оборудования и информации [6].

Результаты исследования. В целом инновационные процессы не обеспечивают достаточный экономический рост и характеризуются низкой активностью и результативностью. Согласно статистическим данным, удельный вес инновационно-активных предприятий в республике весьма незначителен (табл. 1).

Таблица 1 - Основные показатели инновационной деятельности

2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации от общего числа организаций, % 6,6 8,1 8,5 9,3 9,4

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 7,4 6,7 3,0 3,3 2,6

Затраты на технологические инновации, млн. руб. 215,9 325,2 376,8 645,9 221,4

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 7,7 1,1 1,5 2,9 2,3

Удельный вес организаций, осуществляющих организационные инновации от общего числа организаций, % 1,7 1,8 1,7 2,3 2,3

Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые инновации от общего числа организаций, % 0,8 2,7 1,7 1,6 1,5

По данным таблицы видно, в динамике удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, несколько возрастает, что является положительной тенденцией. В качестве технологических инноваций рассматриваются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового и (или) усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового и (или) усовершенствованного процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Удельный вес организаций, осуществляющих маркетинговые и организационные инновации, также увеличиваются в динамике несущественно. Маркетинговые инновации реализуются использованием новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающие существенные изменения дизайна и упаковки товаров, работ, услуг, их представление и продвижение на рынке сбыта, а также формированием новых ценовых стратегий. Организационные инновации включают внедрение новых методов в ведении бизнеса и организации рабочих мест.

Далее приводятся группы факторов, сдерживающих инновационную деятельность предприятий республики:

- недостаточная проработанность методической и нормативно-правовой базы для создания условий, развития и активизации региональной инновационной деятельности;

- относительно низкая эффективность взаимодействия науки, бизнеса и власти в определении инновационной стратегии развития республики;

- нехватка финансовых ресурсов в реализации инновационных программ развития предприятий.

В настоящее время нехватка собственных средств у хозяйствующих субъектов для финансирования инновационных проектов является основным сдерживающим фактором. Поэтому только система мер государственной поддержки внедрения инноваций позволит стимулировать инновационную деятельность. Государственная инновационная поддержка должна быть направлена на создание благоприятных правовых, экономических, информационных, организационных и других усло-

вий для разработки и внедрения инновационных процессов [5].

Область применения результатов. Государственное регулирование инновационной деятельности в КБР можно рассмотреть по следующим направлениям:

а) определение механизма разработки, внедрения и реализации инновационных проектов и программ, а также контроль за ходом реализации проектов и использованием целевых средств;

б) предоставление различного рода льгот по налогообложению, кредитованию и финансированию инновационных проектов;

в) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала для реализации инновационных проектов и программ, а также обучение инновационных менеджеров [10].

Инновационный потенциал республики представлен совокупностью интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов. В республике имеются достаточные предпосылки для развития и активизации инновационной деятельности. А именно: разнообразные природные ресурсы, географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие достаточных минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных коммуникаций и т.д.

Выводы. Результаты SWOT-анализа, представленные в таблице 2, свидетельствуют о наличии потенциала и существенных преимуществ по реализации инновационного сценария развития экономики республики.

Таблица 2 - Результаты SWOT-анализа инновационного развития КБР

Сильные стороны Слабые стороны

1. Высокий научно-исследовательский потенциал. 2. Высокая конкурентоспособность инновационных продуктов. 4. Рост производительности труда. 5. Государственная поддержка ключевых отраслей экономики. 1. Нехватка высококвалифицированных кадров, обладающих соответствующими ключевыми компетенциями. 2. Неразвитость инновационной инфраструктуры и отставание от регионов-конкурентов. 3. Отсутствие крупных корпораций, способных выступить в качестве инвестора.

Возможности Угрозы

1. Технологический рост производства. 2. Освоение новых рынков. 3. Создание новых рабочих мест. 4. Приток в республику инвестиций и профессиональных кадров. 5. Диверсификация экономики республики, повышение её конкурентоспособности и устойчивости. 6. Повышение эффективности экономики и повышение благосостояния населения, рост среднедушевых доходов 1. Сокращение традиционных производств. 2. Увеличение безработицы при технологической модернизации производства.

Для преодоления имеющихся барьеров в инновационном развитии предприятий республики в качестве основных мер государственной поддержки используются прямого и косвенного стимулирования. В качестве основных прямых методов экономического воздействия используется целевое финансирование, льготное кредитование, развитие государственного предпринимательства и увеличение государственных заказов [4].

К косвенным методам можно отнести налоговое, ценовое и амортизационное регули-

рование; кредитная политика; создание нормативно-правовой базы и т.д., способствующих формированию условий инновационной деятельности [7].

Таким образом, инновационная активность в агропромышленном комплексе, способствующая стабилизации и повышению агропромышленного производства, на всех уровнях может быть повышена реализацией комплекса указанных мер.

Литература

1. Дармилова ЖД.Инновационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров. М.: Изд-во «Дашков и К°», 2013. 168 с.

2. ЖангоразоваЖ.С., УстоваД.А. Эффективность государственного регулирования регионального АПК // Terra Economicus, 2011. Т. 9. №4-3. С. 177-179.

3. Закшевский В. Управление инновационной деятельностью в аграрном секторе // АПК: экономика и управление. 2010. №7. С. 12-14.

4. Кунашева З.А., Бицуева М.Г., Багова Д.М. Направления активизации инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике // Сб. материалов IX Международной научно-практической конференции «Социально-экономические реформы в контексте интеграционного выбора Украины». Днепропетровск. 2013. С. 126-128.

5. Неудахина Ю.Г. Государственная поддержка развития регионов по инновационному сценарию // Экономика и социум. 2015. № 4 (17). С. 653-656.

6. Багова Д.М., Бицуева М.Г., Кунашева З.А. Обеспечение эффективного управления инновационной деятельностью предприятия АПК // Тез. докл. по материалам междун. на-учно-практ. конф. Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности. Тамбов, 2014. С. 15-18.

7. Буздов З.З. Перспективы развития инновационной деятельности в КБР // Тез. докл. по материалам междун. научно-практ. конф. «Инновационное развитие экономики АПК и аграрных территорий: проблемы и решения». Нальчик: КБГАУ, 2013. С. 18-20.

8. Багова Д.М., Шарданова Г.Б. Проблемы и направления повышения инновационной активности предприятий аграрной сферы // Тез. докл. по материалам междун. научно-практ. конф. памяти профессора Б.Х. Жеру-кова «Аграрная наука и образование в начале XXI века и проблемы современной аграрной экономики». 2013. С. 316-319.

9. Багова Д.М., Бицуева М.Г., Кунаше-ва З.А. Проблемы и механизмы развития сельских территорий в регионе // Сб. науч. тр. по итогам международной научно-практической конференции «Развитие экономики и менеджмента в современном мире». Воронеж, 2014. С. 323-325.

References

1. Darmilova Zh.D. Innovacionnyj menedzh-ment: Uchebnoe posobie dlya bakalavrov. M.: Izd-vo «Dashkov i K°», 2013. 168 s.

2. Zhangorazova Zh.S., Ustova D.A. Ehffek-tivnost' gosudarstvennogo regulirovaniya region-al'nogo APK // Terra Economicus, 2011. T. 9. №4-3. S. 177-179.

3. Zakshevskij V. Upravlenie innovacionnoj deyatel'nost'yu v agrarnom sektore // APK: eh-konomika i upravlenie. 2010. №7. S. 12-14.

4. Kunasheva Z.A., BicuevaM.G., Bago-va D.M. Napravleniya aktivizacii innovacionnoj deyatel'nosti v Kabardino-Balkarskoj Respublike // Sb. materialov IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Social'no-ehkonomi-cheskie reformy v kontekste integracionnogo vy-bora Ukrainy». Dnepropetrovsk. 2013. S. 126128.

5. Neudahina Yu.G. Gosudarstvennaya pod-derzhka razvitiya regionov po innovacionnomu scenariyu // Ehkonomika i socium. № 4 (17). 2015. S. 653-656.

6. Bagova D.M., Bicueva M.G., Kunashe-va Z.A. Obespechenie ehffektivnogo upravleniya innovacionnoj deyatel'nost'yu predpriyatiya APK // Tez. dokl. po materialam mezhdun. nauchno-prakt. konf. Aktual'nye voprosy v nauchnoj rabote i obrazovatel'noj deyatel'nosti. Tambov. 2014. S. 15-18.

7. Buzdov Z.Z. Perspektivy razvitiya innova-cionnoj deyatel'nosti v KBR // Tez. dokl. po materialam mezhdun. nauchno-prakt. konf. «Inno-vacionnoe razvitie ehkonomiki APK i agrarnyh territorij: problemy i resheniya». Nal'chik: KBGAU, 2013. S. 18-20.

8. Bagova D.M., Shardanova G.B. Problemy i napravleniya povysheniya innovacionnoj aktiv-nosti predpriyatij agrarnoj sfery // Tez. dokl. po materialam mezhdun. nauchno-prakt. konf. pa-myati professora B.H. Zherukova «Agrarnaya nauka i obrazovanie v nachale XXI veka i problemy sovremennoj agrarnoj ehkonomiki». 2013. S. 316-319.

9. Bagova D.M., Bicueva M.G., Kunashe-va Z.A. Problemy i mekhanizmy razvitiya sel'-skih territorij v regione // Sb. nauch. tr. po ito-gam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Razvitie ehkonomiki i menedzh-menta v sovremennom mire». Voronezh, 2014. S. 323-325.

10. Багова Д.М. Стратегическое управление инвестиционной деятельностью региона // Материалы междун. научно-практ. конф. «Устойчивость развития и саморазвития региональных социально-экономических систем: методология, теория, практика». Нальчик, 2015. С. 89-91.

10. Bagova В.Ы. Strategicheskoe upravlenie investicionnoj deyatel'nost'yu regiona // Materia-1У mezhdun. nauchno-prakt. konf. «Ustojchivost' razvitiya i samorazvitiya regional'nyh social'no-ehkonomicheskih sistem: metodologiya, teoriya, ргакйка». Nal'chik. 2015. S. 89-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.