Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода'

Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE POTENTIAL OF THE ENTERPRISE / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INNOVATIVE PROCESS / РЕСУРСНЫЙ / RESOURCE / РЫНОЧНЫЙ / MARKET / СТОИМОСТНОЙ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ / COST APPROACHES TO ASSESSMENT / ПОТЕНЦИАЛ РОСТА / GROWTH POTENTIAL / ДИНАМИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА / DYNAMIC MANAGEMENT CAPABILITIES / МЕТОД РАССТОЯНИЙ / DISTANCE METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Елена Анатольевна, Козловская Эра Анатольевна, Бойко Юлия Владимировна

Проведен анализ используемых определений понятия «инновационный потенциал предприятия» (ИПП), подходов, методов и целей его оценки. Выявлены их недостатки с позиций соответствия целям оценки инновационного потенциала развития предприятия. На основе проведенного анализа разработана концептуальная модель системы определения, анализа и оценки ИПП. Обоснована необходимость стоимостного подхода к оценке ИПП как потенциала роста. В качестве метода оценки потенциала роста предложен метод расстояний с использованием критерия экономической добавленной стоимости, а также факторов влияющих на цепочку создания ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the innovative potential of the enterprise based on the cost approach

The analysis of the definitions of the concept of innovative potential of the enterprise (IPE), approaches, methods and objectives of its evaluation. Their shortcomings from positions of compliance to the purposes of an assessment of innovative potential of development of the enterprise are revealed. On the basis of the analysis, a conceptual model of the system of definition, analysis and evaluation of IPE was developed. The necessity of the cost approach to the assessment of IPE as a growth potential is substantiated. As a method of growth potential estimation, the distance method using the criterion of economic added value, as well as factors influencing the value chain is proposed.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода»

вопросы инновационной экономики

Том 8 • Номер 2 • Апрель-июнь 2018 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода

Яковлева Е.А.1, Козловская Э.А.2, Бойко Ю.В.3

1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

3 ООО «Учет и право», Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Проведен анализ используемых определений понятия «инновационный потенциал предприятия» (ИПП), подходов, методов и целей его оценки. Выявлены их недостатки с позиций соответствия целям оценки инновационного потенциала развития предприятия. На основе проведенного анализа разработана концептуальная модель системы определения, анализа и оценки ИПП. Обоснована необходимость стоимостного подхода к оценке ИПП как потенциала роста. В качестве метода оценки потенциала роста предложен метод расстояний с использованием критерия экономической добавленной стоимости, а также факторов влияющих на цепочку создания ценности.

ФИНАНСИРОВАНИЕ. Статья подготовлена по результатам научно-исследовательской работы «Влияние цифровой экономики на трансформацию форм организации и механизмов взаимодействия в реальном секторе экономики», поддержанной на конкурсной основе СПбГЭУ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный потенциал предприятия, инновационный процесс, ресурсный, рыночный, стоимостной подходы к оценке, потенциал роста, динамические возможности менеджмента, метод расстояний.

Evaluation of the innovative potential of the enterprise based on the cost approach

Yakovleva E.A.1, Kozlovskaya E.A.2, Boyko Yu.V?

1 The St. Petersburg State University of Economics, Russia

2 Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University (SPbPU), Russia

3 LLC "Accounting and law", Russia

введение

Одним из существенных вопросов стратегического анализа применительно к условиям инновационного развития предприятия является анализ и оценка его инновационного потенциала.

Несмотря на большое количество научных публикаций, посвященных определению понятия и сущности инновационного потенциала, его структуры и методов оценки, а также целей оценки для решения практических задач управления инновационным процессом на предприятии, однозначного подхода нет.

Сущность, содержание и роль инновационного потенциала предприятия (ИПП) как фактора обеспечения его инновационного развития и роста однозначно не определены.

Предложенные методы количественной оценки ИПП не отражают его роли и влияния на достижение экономических целей инновационного развития предприятия.

Рыночная экономика, характеризующаяся жесткой конкурентной средой, требует переосмысления сущности и содержания понятия ИПП, определения целей и совершенствования методов его оценки.

Анализ состояния проблемы и подходов к ее решению

Обобщенно под инновационным потенциалом понимают способность предприятия обеспечить достижение поставленных целей при максимальном использовании имеющихся ресурсов.

Характеристика подходов к определению сущности ИПП, содержащихся в ряде научных работ, приведена в таблице 1. Подходы и методы оценки ИПП, а также предлагаемые к использованию при оценке показатели-факторы представлены в таблице 2.

Согласно определению, приведенному в работе [11] (Matveykin, Dvoretskiy, Minko, Tarov, Chaynikova, Letunova, 2007), инновационный потенциал предприятия - способность предприятия к развитию через инновационно-инвестиционную деятельность. При этом выделяются два понятия: инновационный потенциал проекта и инновационный потенциал предприятия.

ABSTRACT:_

The analysis of the definitions of the concept of innovative potential of the enterprise (IPE), approaches, methods and objectives of its evaluation. Their shortcomings from positions of compliance to the purposes of an assessment of innovative potential of development of the enterprise are revealed. On the basis of the analysis, a conceptual model of the system of definition, analysis and evaluation of IPE was developed. The necessity of the cost approach to the assessment of IPE as a growth potential is substantiated. As a method of growth potential estimation, the distance method using the criterion of economic added value, as well as factors influencing the value chain is proposed.

KEYWORDS: innovative potential of the enterprise, innovative process, resource, market, cost approaches to assessment, growth potential, dynamic management capabilities, distance method

JEL classification: L26, o31, o33 Received: 18.04.2018 / published: 30.06.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Yakovleva E.A. (he[en71990gmai[.com)

CITATION:_

Yakovleva E.A., Kozlovskaya E.A., Boyko Yu.V. (2018) Otsenka innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya na osnove stoimostnogo podkhoda [Evaluation of the innovative potential of the enterprise based on the cost approach]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 8. (2). - 267-282. doi: 10.18334/vinec.8.2.39139

Инновационный потенциал проекта - способность предприятия реализовать инновационную идею в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; новой или усовершенствованной услуги. Инновационный потенциал проекта, по мнению авторов, можно определить с помощью показателей, характеризующих совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационного проекта.

Инновационный потенциал предприятия, по мнению авторов, оценивается с помощью выявления жизненного цикла предприятия, анализа и прогнозирования финансового состояния, анализа инновационных качеств, предполагаемой к выпуску продукции.

В работе А. А. Трифиловой [7] (Trifilova, 2003) инновационный потенциал рассматривается как совокупность следующих факторов, выделенных к определенным видам ресурсов:

• интеллектуальные (технологическая документация, изобретения, патенты, полезные модели, промышленные образцы);

• материальные (опытно-приборная база, пилотные установки, исследовательское экспериментальное и лабораторное оборудование);

• финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, бюджетные, грантовые);

• кадровые (лидер-новатор, заинтересованный в инновациях; персонал, имеющий специальное образование и опыт проведения НИР и ОКР; специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей);

• инфраструктурные (собственные подразделения научно-исследовательских разработок, конструкторский отдел, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, лаборатория контроля качества продукции, патентно-лицензионный отдел);

• дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности (связи с вузами, ресурс площадей, информационный отдел, стратегическое управление предприятием).

ОБ АВТОРАх:_

Яковлева Елена Анатольевна, доктор экономических наук, профессор (he[en71990gmai[.com)

Козловская Эра Анатольевна, доктор экономических наук, профессор (erankoz0mai1.ru)

Бойко Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, финансовый менеджер (radionova.yu1@

gmai1.com)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Яковлева Е.А., Козловская Э.А., Бойко Ю.В. Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода // Вопросы инновационной экономики. - 2018. - Том 8. - № 2. - С. 267-282. doi: 10.18334/vinec.8.2.39139

Таблица 1

характеристика подходов к определению сущности ипп

источник содержание

Википедия [18] Инновационный потенциал организации - описание возможностей организации по достижению целей за счет реализации инновационных проектов

Воронкова ЕА[1] Способность предприятия создавать новую стоимость путем привлечения всех имеющихся ресурсов с целью инновационного развития. Инновационный потенциал формируют все ресурсы путем ввода и разработки инноваций

Брукинг Э.[2] Определяется общий потенциал: производственно-технологический, научно-технический, финансовый, кадровый и инновационный, составляющий ядро всего потенциала. Выделение инновационного потенциала из общего требует дополнительных исследований

Катькало В.С. [3] Определение потенциала как динамических возможностей в форме организационных процедур, при которых менеджеры влияют на ресурсную базу и достигают новой конфигурации ресурсов для соответствия на рынке. Этому способствует непрерывный инновационный процесс

Ломакин Ю. [4] Мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной цели.

Фокс Дж. [6] Потенциал предприятий - главный критерий целесообразности их существования. Он определяет готовность к стабильной производственной деятельности, к инновациям

Электронный ресурс http://eclib net/58/9. html [19] Степень готовности выполнить поставленную инновационную цель. Оценка инновационного потенциала проводится по схеме: Ресурс-функция- проект

Шишкин С.Н. [9] ИПП определяется как совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности

Электронный ресурс:http://www. interffax.ru [10] Инновационный потенциал предприятия - это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть готовность к реализации инновационного проекта или программы инновационных стратегических изменений

Матвейкин и др. [11] Инновационный потенциал предприятия способность предприятия к развитию через инновационно-инвестиционную деятельность. Оценивается путем выявления жизненного цикла предприятия, оценки его финансового состояния, анализа инновационных качеств, предлагаемой к выпуску продукции

Трифилова А.А. [7] Степень готовности к эффективному освоению новых технологий. Наличие ресурсов позволяет занять позицию лидера

Артерчук В.Д. [15] Цель оценки ИПП определяется как возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих переход на производство конкурентоспособной продукции

Бабкин А.В. [16] Выделены три варианта подходов к оценке ИПП с позиций целей оценки: прогностический, диагностический, сравнительный

Круглов М.Г. [5] Предлагается использовать интегральную оценку потенциала на основе: описания проблем развития, модели деятельности, оценки ресурсного и организационного потенциалов

Таблица 2

подходы, показатели-факторы и методы оценки ипп

источник содержание

Матвейкин В.Г. и др. [111 Показатели, используемые для оценки: материальные, финансовые, интеллектуальные, информационные, научно-технические. Используется ресурсный подход и экспертные методы оценки

Трифилова А.А. [7 ] Показатели, используемые для оценки: интеллектуальные; материальные; финансовые; кадровые; инфраструктурные, дополнительные. Используется ресурсный подход и экспертные методы оценки

Андреев А.Г. [ 121 ИПП рассматривается как составляющая конкурентного потенциала. Показатели, используемые для оценки: количество внедренных изобретений; число освоенных новых технологий и видов продукции; объем НИОКР; средний возраст выпускаемой продукции; конкурентоспособность и патентозащищенность продукции. Используются экспертные методы и рейтинговые оценки

Аренков И.А. [131 ИПП рассматривается как компонент конкурентного потенциала на основе показателей: ускорение цикла НИОКР; вовлечение сотрудников в инновационный процесс. Структура конкурентного потенциала включает потенциалы: маркетинговый, ресурсный, творческий, ИПП. Оценка традиционными методами

Аксенова А.П. и др.[14] ИПП определяется на основе стоимостного подхода путем оценки ключевых показателей в системе сбалансированных показателей. Подход: оценка влияния изменения финансовых факторов, влияющих на изменение стоимости предприятия. Метод - определение эластичности функции роста ключевого показателя при изменении факторов его определяющих. Ключевым фактором принят EVA

Артерчук В.Д. [15] Используются ресурсные показатели и 14 коэффициентов, дифференцированных по составляющим ИПП, отражающих их значимость для ИПП. Коэффициенты - экспертные оценки. а интегральный показатель - их взвешенная сумма.

По мнению автора, наличие и масштабы этих ресурсов для инновационной деятельности определяют как текущую, так и будущую степень готовности эффективного освоения предприятием новых технологий. От величины инновационного потенциала зависит выбор стратегии инновационного развития. Наличие всех необходимых ресурсов позволяет избрать стратегию лидера. В качестве методологии анализа предусматривается использование экспертных методов на базе ресурсного подхода.

В работе Е. А. Воронковой [1] (Voronkova, 2000) оценка ИПП рассматривается с позиций стоимостного подхода. Цель оценки ИПП определяется как способность создавать стоимость. Таким образом, цель инновационного развития ориентирована на достижение экономического результата и соответствует рыночному подходу к оценке ИПП. Однако с позиции способов достижения целей акцент в работе делается на анализ ресурсного обеспечения. Автор определяет условие, что потенциал форми-

руют все имеющиеся ресурсы. С этим условием нельзя согласиться, так как стратегия инновационного развития может быть связана с изменением модели бизнеса и как следствие может изменяться структура потребляемых ресурсов. Одни ресурсы (из имеющихся) могут стать избыточными, а другие дефицитными.

Результаты анализа подходов к определению и оценке ИПП позволяют сделать вывод, что большая часть авторов определяет ИПП как возможность достижения поставленных целей, используя в процессе оценки процессный подход. Аналогичный вывод сделан в работе А В. Бабкина [16] (Babkin, Novikov, 2009). Проведенный им анализ подходов к оценке ИПП различных авторов, включая 14 источников, показал, что в 10 работах используется также ресурсный подход.

Сравнительный анализ методов оценки показывает, что в рамках ресурсного подхода ИПП оценивается как интегральный показатель, рассчитанный на базе взвешенных балльных экспертных оценок. Балльные оценки и их ранжирование при определении ИПП могут носить субъективный характер, так как зависят от индивидуальных суждений и квалификации экспертов. На основании полученных интегральных оценок проводится сравнение предприятий. Однако оценку ИПП с точки зрения достижения целей инновационного развития провести с использованием предложенных методов невозможно. С одной стороны, полученные оценки абстрагированы от целей инновационного развития, а с другой - используемые при оценке показатели ориентированы лишь на ресурсный подход.

Основным недостатком ресурсной концепции при определении ИПП является то, что исследование ресурсного потенциала предприятия и его оценка характеризует лишь его внутренние возможности и не отражает конъюнктуры рынка.

Для достижения успеха предприятию необходимо находить возможности создания конкурентных преимуществ не только за счет удовлетворительного ресурсного обеспечения, но и за счет учета рыночных условий, требований и возможностей, включая изучение: цепочки создания ценностей (ЦСЦ); дистрибьюторов; полезности инноваций для потребителей. Требование создания ценности для потребителей при необходимости изменяет модель бизнеса, обуславливает переход к инновационной бизнес-модели.

Таким образом, необходимость учета конъюнктуры рынка обуславливает необходимость использования рыночного подхода к анализу и оценке ИПП, предусматривающего учет в процессе оценки факторов внешней среды.

Дальнейшее развитие проблемы определения и оценки ИПП привело к формированию концепции, определяемой как концепция динамических возможностей [3] (Katkalo, 2003).

Динамические возможности определяются как компетенции и способности менеджеров, позволяющие им уникальным образом влиять на ресурсную базу предприятия и изменять конфигурацию ресурсов в соответствии с потребностями рынка.

Практика показывает, что лидеры, добившиеся выдающихся результатов при разработке и внедрении инноваций, характеризуются клиентно-ориентированным, твор-

ческим, исследовательским и междисциплинарным мышлением, создавая условия для интернализации знаний.

Динамические возможности менеджмента в инновационном процессе позволяют произвести выбор и комбинацию ресурсов лучше, чем конкуренты, учитывая, что использование уникальных способностей трудно копируется конкурентами.

Помимо производства в инновационном процессе менеджмент должен наладить эффективное управление как минимум шестью стержневыми процессами: считывание рынка; реализация новой продукции; привлечение и удержание потребителей; управление взаимодействием с клиентами; управление заказами; управление качеством. Отмеченные факторы невозможно оценить экспертными методами.

Управление инновационным процессом, нацеленное на повышение эффективности использование ресурсов за счет использования уникальных компетенций и способностей менеджеров, определяет ресурсно-рыночный подход к оценке ИПП, позволяя предприятию сохранять продолжительные конкурентные преимущества.

Это привело к необходимости изменения критериальной оценки ИПП. Одной из целей инновационного развития, с позиций которой следует определять ИПП, стали считать создание стоимости. Как отмечается в работе Ф. Котлера [17] (Kotler, 2012), предприятие должно искать компромисс между акционерами и рынками капитала и регулярно повышать акционерную стоимость, что отвечает двум условиям выживания: ликвидности и прибыльности.

Следовательно, инновационный потенциал должен отражать не только возможности предприятия с точки зрения обеспечения ресурсами и укрепления конкурентными позициями, но и как следствие обеспечение экономического роста и развития, отражая способность получения максимального результата с минимальными затратами, то есть создание дополнительной стоимости.

Стоимостной подход требует использования специальных методов оценки ИПП, позволяющих определить потенциал роста стоимости предприятия в инновационном процессе.

В работе [14] (Aksenova, Fokina, 2008) предлагается использовать в качестве цели анализа и оценки ИПП стоимостный подход, предусматривающий определение прироста стоимости предприятия на основе оценки изменения показателей-факторов, оказывающих влияние на формирование стоимости.

В качестве метода анализа предлагается определять эластичность функции роста ключевого показателя деятельности при изменении факторов его определяющих. На основе анализа бизнес-плана в качестве ключевого показателя, отражающего целевую установку, выбран показатель экономической добавленной стоимости (EVA= = NOPAT - WACC*IC).

С целью выявления значимости факторов проведен анализ изменения EVA за счет изменения операционной прибыли после уплаты налогов (NOPAT), величины инвестированного капитала (IC) и средневзвешенной цены капитала (WACC). На основе

оценки коэффициентов чувствительности EVA к указанным факторам сделан вывод, что наиболее значимым для роста стоимости является показатель операционной прибыли.

Очевидно, что данный подход не позволяет оценить потенциал роста стоимости предприятия. Оценка значимости отдельных показателей-факторов не идентична измерению потенциала роста стоимости предприятия.

Учитывая, что цели оценки ИПП сформулированы лишь в общем виде и конкретно не определены, как показано в таблице 1, в работе [16] проведен анализ подходов к оценке ИПП с позиций целей оценки. С этой точки зрения выделены три варианта: прогностический, диагностический и сравнительный подходы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прогностический подход предлагает построение концептуальной модели ИПП, включающей элементы ресурсов и предусматривает сопоставление концептуальной модели с фактическим состоянием анализируемого объекта.

Диагностический подход направлен на разработку проектов совершенствования управления инновационным процессом, путем выбора эффективных решений по его развитию.

Сравнительный подход ориентирован на оценку и сопоставление ИПП на сравниваемых предприятиях.

Путем обобщения результатов проведенного анализа в данной работе все множество определений, подходов, методов и целей оценки ИПП упорядочено, согласовано и представлено на рисунке в форме «Концептуальной модели системы определения, анализа и оценки ИПП».

постановка задачи

Всесторонний анализ проблемы определения и оценки ИПП позволяет сделать вывод, что наибольший интерес с теоретической и практической точек зрения в рамках управления инновационным процессом представляет, показанный на рисунке, вариант прогностического целевого подхода к оценке ИПП, предусматривающий определение потенциала роста рыночной стоимости предприятия и оценку эффективности использования ресурсов, что соответствует ресурсно-рыночному стоимостному подходу.

Для сравнения, анализа и оценки ИПП в качестве концептуальной модели используется бизнес-план разработанной инновационной стратегии, в которой находит отражение вся совокупность факторов, создающих ИПП. При разработке бизнес-плана формируется вся система прогнозных показателей-факторов, необходимых для комплексной оценки потенциала роста. Сопоставление данных показателей с показателями сравниваемого (базового) периода позволяет оценить потенциал экономического роста предприятия - рост его рыночной стоимости.

В качестве метода решения поставленной задачи считаем целесообразным использование метода расстояний. Согласно данному методу, каждое предприятие рассма-

Рисунок. Концептуальная модель системы определения, анализа и оценки инновационного

потенциала предприятия Источник: составлено авторами

тривается как точка в п-мерном Эвклидовом пространстве. Координатами точки являются показатели, по которым осуществляется сравнение. При этом используемые показатели рассматриваются как независимые. Выбор объекта-эталона зависит от целей оценки степени близости сравниваемых объектов.

При несоизмеримости различных показателей оценки осуществляется их нормирование путем деления значения рассматриваемого показателя на значение аналогичных показателей объекта-эталона.

Если рост значения оцениваемого показателя является предпочтительным (отражает рост эффективности), то нормирование осуществляется по формуле:

Х) = / тах 7), (1)

где Xj - нормированное значение j-го показателя; Zj - значение j-го анализируемого показателя; max Zj - максимальное значение j-го показателя для объекта-эталона.

Интегральный показатель оценки на основе метода расстояний, характеризующий конечный результат - потенциал роста (ПР), рассчитываемый по формуле:

nP = ^l(l-Xj)\ (2)

где ПР - коэффициент, характеризующий потенциал роста; Xj - нормированное значение показателя, используемое для оценки потенциала роста, j = l5m; 1 - нормированное значение показателя для эталонного объекта; m - количество показателей, используемых при оценке.

Значение ПР больше 1 свидетельствует о наличии потенциала роста. Чем выше значение ПР, тем выше потенциал.

Таким образом, метод расстояний применительно к оценке инновационного потенциала позволит учитывать степень превышения сравниваемых показателей над показателями эталонного объекта, в качестве которых используются показатели предприятия до реализации инновационной программы.

Для оценки потенциала роста в рамках стоимостного подхода целесообразно использовать две группы показателей:

• характеризующих эффективность деятельности предприятия в процессе реализации инновационной программы;

• характеризующих эффективность использования ресурсов как факторов, влияющих на затраты, а следовательно, на цепочку создания стоимости.

В качестве стоимостного критерия оценки потенциала роста используем показатель экономической добавленной стоимости (EVA).

Концепция EVA используется западными компаниями как более совершенный инструмент измерения экономической эффективности деятельности по сравнению с прибылью или рентабельностью. EVA оценивает не только конечный результат, но и затраты на его достижение (объем капитальных вложений и по какой цене он использовался).

EVA показывает взаимосвязь текущих и долгосрочных показателей, учитывая все инвестированные активы, обеспечивая возможность определения текущего значения рыночной стоимости предприятия (РСП) и мониторинга ее изменения.

Кроме того, одной из ключевых особенностей EVA является сочетание новых требований оценки эффективности и стандартной отчетности, позволяющее осуществлять корректировку бухгалтерских показателей.

Рост стоимости связан с увеличением денежных потоков, стабилизируя таким образом финансовое положение предприятия, максимизируя потенциальные доходы собственников. За счет этого EVA рассматривается как инструмент мотивации менеджеров предприятия. Предприятие создает добавленную стоимость, если EVA принимает положительное значение. В качестве показателей, характеризующих эффективность

использования ресурсов используем: показатель фондоотдачи; материалоотдачи; зар-платоотдачи, а также показатель затрат на 1 рубль выручки.

пример расчета потенциала роста

Краткая характеристика предприятия

Предприятие является разработчиком и производителем машиностроительных изделий специального назначения. Новые сферы бизнеса: автономные дизельные энергоустановки; системы кондиционирования для транспорта. Предусматривается организационное обучение персонала. Стратегические цели определены как: повышение ценности бизнеса, его потенциала, укрепление конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу.

В качестве базы для сравнения (эталона) приняты показатели деятельности за 2016 год, для оценки потенциала роста использованы прогнозные показатели бизнес-плана на 2017 год.

Таблица 3

исходные данные, используемые для расчета ипп

наименование показателя Ед. изм. значение показателей по сравниваемым периодам 2016 г. 2017 г.

Собственный капитал млн руб. 460,370 429,751

Цена капитала % 25 25

Заемный капитал (долгосрочный) млн руб. 363,317 353,498

Цена капитала % 15 15

Инвестированный капитал млн руб. 823,691 783,249

Стоимость ОПФ млн руб. 290,7 253,6

Выручка от продаж млн руб. 5898 8954

Себестоимость продукции млн руб. 5455 7208

Затраты на материалы млн руб. 3867 4299

Заработная плата млн руб. 824 1893

Начисление на зарплату млн руб. 282 580

Накладные расходы % 9 7

Прибыль после уплаты налогов млн руб. 232,8 442,35

Источник: составлено авторами

расчет показателей, используемых для оценки потенциала роста в условиях инновационного развития предприятия

Расчет структуры и цены капитала:

2016 г.: Удельный вес собственного капитала = 460,370/823,691 = 0,56 Удельный вес заемного капитала = 363,317/823,691 = 0,44

2017 г.: Удельный вес собственного капитала = 429,751/783,249 = 0,55

Удельный вес заемного капитала = 353,498/783,249 = 0,45 Определение цены капитала (WACC):

2016 г.: WACC1 = 0,56*25+0,44*15= 14+6,6 = 20,6%

2017 г.: WACC2 = 0,55*25+0,45*15=13,75+6,75 = 20,5%

Расчет показателя экономической добавленной стоимости (EVA):

2016 г.: EVA1=232,8 - 0,206*823,691= 232,8 - 169,68 = 63,12 млн руб.

2017 г. :EVA2=442,35-0,205*783,249= 442,35 - 160,57 = 281,78 млн руб.

Расчет показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов:

1. Показатель фондоотдачи = Выручка/Стоимость ОПФ

2016 г.: Фондоотдача1 = 5898/290,7 = 20,29

2017 г.: Фондоотдача2 = 8954/253,6 = 35,31

2. Показатель материалоотдачи = Выручка/Затраты на материалы

2016 г: материалоотдача = 5898/3867 = 1,53

2017 г: материалоотдача = 8954/4299 = 2,083

3. Показатель, характеризующий уровень выручки на 1 руб. заработной платы: Зарплатоотдача = Выручка/Затраты на зарплату с начислениями

2016 г: Зарплатоотдача = 5898/1106 = 5,33

2017 г: Зарплатоотдача = 8954/2473 = 3,62

4. Затраты на 1 рубль выручки = Себестоимость/Выручка

2016 г: Затраты = 5455/5898 = 0,925

2017 г: Затраты = 7208/8954 = 0,805 Расчет нормируемых значений показателей:

1. EVA: x1 = EVA2017/EVA2016

2. Фондоотдача: x2 = Фондоотдача2017/Фондоотдача2016

3. Материалоотдача: х3 = Материалоотдача2017/Материалоотдача2016

4. Зарплатоотдача: х4 = Зарплатоотдача2017/Зарплатоотдача2016

5. Затраты на 1 руб. выручки: х5 = Затраты2017/Затраты2016

Таблица 4

сводная таблица нормируемых значений показателей

показатель значение прогнозное значение эталонное нормированное значение

X, 281,78 63,12 4,46

X2 35,31 20,29 1,74

Хз 2,083 1,53 1,362

Х4 3,62 5,33 0,68

Х5 0,805 0,925 1,15

Источник: составлено авторами

Расчет интегрального показателя потенциала роста (ПР) с использованием метода расстояний:

ПР = ^(1-х1)2+(1-х2)2 + (\-х3)2+(1-х4)2 + (1-х5)2

ПР = д/(1 - 4,46)2 + (1 -1,74)2 + (1 -1,362)2 + (1 - 0,68)2 + (1 - 1Д5)2 = = VI 1,97 + 0,548 + 0,131 + ОД03 + 0,023 = ^/12,7766 = 3,57

Проведенные расчеты показали, что предприятие по совокупности рассмотренных показателей обладает потенциалом роста. Комплексный показатель равен 3,57, то есть больше 1. Наибольший потенциал наблюдается в росте экономической добавленной стоимости и в использовании основных производственных фондов. «Узким местом» следует считать зарплатоотдачу как показатель, характеризующий эффективность использования трудовых ресурсов.

заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что оценка ИПП является сложной проблемой, не имеющей однозначного решения, базирующейся на использовании множества подходов и методов оценки. Этот вывод вытекает из проведенного анализа, а также из разработанной концептуальной модели системы определения, анализа и оценки ИПП, обобщающей результаты исследования.

Учитывая, что цели определения и оценки ИПП формулируются авторами по-разному, то очевидно, что каждый аналитик может использовать свой подход исходя из определенных им целей оценки.

Однако, с нашей точки зрения, оценка ИПП имеет наиболее важное значение при разработке и реализации стратегии инновационного развития предприятия. Исходя из этого считаем, что наибольший интерес представляет оценка ИПП как потенциала роста, рассчитанного на базе стоимостного подхода с использованием критерия экономической добавленной стоимости. Наиболее рациональным для решения данной задачи считаем метод расстояний, позволяющий не только рассчитать потенциал роста, но и оценить эффективность использования ресурсов предприятия. Это позволяет в рамках динамических возможностей менеджмента определить актуальные направления усовершенствования бизнес-модели, позволяя таким образом устранить недостатки и повысить эффективность использования ресурсов.

Использование данного метода соответствует ресурсно-рыночному стоимостному подходу, позволяя получить прогнозную оценку потенциала экономического роста и укрепления конкурентоспособности предприятия, что соответствует главной цели стратегического управления в инновационном процессе.

Исследование выполнено за счет гранта Российского фонда фундаментальных исследований 18-010-00971 А «Исследование новых форм межфирменного взаимо-

действия и организации в реальном секторе в условиях информационно-сетевой экономики».

ИСТОЧНИКИ:

1. Воронкова А.Е. Стратегическое управление кокурентоспособным предприятием:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

диагностика и организация. - Луганск: Изд-во Восточно-украинского национального университета, 2000.

2. Брукинг Э. Интеллектуальный потенциал: ключ к успеху в новом тысячелетии / Пер.

с англ.под ред. Л. Н. Ковалик. - СПб.: Питер, 2001.

3. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегическо-

го управления (предисловие к разделу ) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент, 2003. - № 3.

4. Ломакин А.Ю. Инновационный потенциал как основа развития предприятия //

Проблемы и перспективы экономики и управления: Материалы 11 международной научной конференции. - Санкт-Петербург, июнь 2013 г.

5. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов. - М.:

Русская деловая литература, 1998.

6. Фокс Дж. Как стать сильным конкурентом. Тактика достижения рыночного преи-

мущества. - М.: Альпина, 2011.

7. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации,

2003. - № 6.

8. Оценка инновационного потенциала предприятия. Eclib.net. [Электронный ресурс].

URL: http://eclib.net/5819.htm.

9. Шишкин С.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности //

Гражданин и право, 2006. - № 5.

10. Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www. Interfax.ru.

11. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В., Таров В.П., Чайникова Л.Н., Летунова О.И., Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. - М.: Машиностроение, 2007.

12. Андреев А.Г. Оценка конкурентного потенциала компании. Invur. [Электронный ресурс]. URL: http://www.invur.ru.

13. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегическое развитие // Проблемы современной экономики, 2011. - № 4(40).

14. Аксенова А.П., Фокина О.М. Методика оценки потенциала предприятия, реализующего инвестиционный проект // Математические модели и методы, 2008. - № 1.

15. Артерчук В.Д., Гузняева М.Д. Управление инновационным потенциалом предприятия. Uccs.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uccs,ru/ uccs -46 -102112 / item.

16. Бабкин А.В., Новиков А.О. Анализ подходов и методов оценки инновационного потенциала предприятия // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки, 2009. - № 2-2(75).

17. Котлер Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы. / Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2012.

18. Википедия (свободная энциклопедия). [Электронный ресурс]. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/ВНИПИЭТ.

REFERENCES:

Aksenova A.P., Fokina O.M. (2008). Metodika otsenki potentsiala predpriyatiya, realizuyuschego investitsionnyy proekt [Methods of assessing the potential of the enterprise implementing the investment project]. Matematicheskie modeli i metody. (1). (in Russian). Arenkov I.A., Salikhova Ya.Yu., Gavrilova M.A. (2011). Konkurentnyy potentsial predpriyatiya: model i strategicheskoe razvitie [Competitive potential of the enterprise: model and strategic development].Problems of modern economics. (4(40)). (in Russian).

Babkin A.V., Novikov A.O. (2009). Analiz podkhodov i metodov otsenki innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya [Analysis of approaches and methods for assessing the innovative potential of the enterprise]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (2-2(75)). (in Russian). Bruking E. (2001). Intellektualny potentsial: klyuch k uspekhu v novom tysyacheletii [Intellectual potential: the key to success in the new Millennium] SPb.: Piter. (in Russian).

Foks Dzh. (2011). Kak stat silnym konkurentom. Taktika dostizheniya rynochnogo preimuschestva [How to become a strong competitor. Tactics to achieve market advantage] M.: Alpina. (in Russian). Katkalo V.S. (2003). Mesto i rol resursnoy kontseptsii v razvitii teorii strategicheskogo upravleniya (predislovie k razdelu ) [Place and role of the resource concept in the development of the theory of strategic management (Preface to the section)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 8. Management. (3). (in Russian). Kotler F. (2012). Strategicheskiy menedzhment po Kotleru: Luchshie priemy i metody [Strategic management according to Kotler: the best techniques and methods] M.: Alpina Pablisher. (in Russian). Kruglov M.I. (1998). Strategicheskoe upravlenie kompaniey [Strategic management of

the company] M.: Russkaya delovaya literatura. (in Russian). Lomakin A.Yu. (2013). Innovatsionnyy potentsial kak osnova razvitiya predpriyatiya [Innovative potential as the basis of enterprise development] Problems and prospects of economy and management. (in Russian).

Matveykin V.G., Dvoretskiy S.I., Minko L.V., Tarov V.P., Chaynikova L.N., Letunova O.I., (2007). Innovatsionnyy potentsial: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Innovative potential: current state and development prospects] M.: Mashinostroenie (in Russian).

Shishkin S.N. (2006). Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnoy deyatelnosti [State regulation of innovative activity]. Grazhdanin i pravo. (5). (in Russian).

Trifilova A.A. (2003). Analiz innovatsionnogo potentsiala predpriyatiya [Analysis of innovative potential of the enterprise]. Innovations. (6). (in Russian).

Voronkova A.E. (2000). Strategicheskoe upravlenie kokurentosposobnym predpriyatiem: diagnostika i organizatsiya [Strategic management of a competitive enterprise: diagnostics and organization] Lugansk: Izd-vo Vostochno-ukrainskogo natsionalnogo universiteta. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.