Научная статья на тему 'Оценка инновационного потенциала образовательной системы Москвы'

Оценка инновационного потенциала образовательной системы Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION CAPACITY / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATIONAL QUALITY / ОЦЕНОЧНЫЕ КРИТЕРИИ / EVALUATION CRITERIA / УПРАВЛЕНИЕ. / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогач Ольга Владимировна

В статье раскрыто содержание инновационного потенциала системы столичного образования, а также разработан расчетный способ его оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогач Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author has disclosed of the innova-tion potential of the system of capital formation and developed a calculation method to assess it.

Текст научной работы на тему «Оценка инновационного потенциала образовательной системы Москвы»

Оценка инновационного потенциала образовательной системы Москвы

Значительный интерес сегодня представляет изучение инновационного потенциала системы образования как совокупности различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности, а также социокультурные и иные возможности обеспечить реализацию инноваций.

Некоторые исследователи представляют структуру инновационного потенциала как единство трех его составляющих: ресурсной, внутренней и результативной, которые сосуществуют взаимно, детерминированы друг другом и проявляются при его

л

использовании в своем единстве1. Ресурсная составляющая инновационного потенциала является своего рода «плацдармом» для его формирования, который включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, кадровые, управленческие и другие виды ресурсов.

Результативная составляющая выступает отражением конечного результата реализации имеющихся возможностей (например, в виде новой образовательной услуги, полученной в ходе осуществления инновационного процесса). Она выступает в роли целевой характеристики инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждаются тем, что ее увеличение способствует развитию двух других составляющих. Другими словами, результативная составляющая, сама являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности

См.: Лисин Б., Фридлянов Б. Инновационный потенциал как фактор развития (Межгосударственное социально-экономическое исследование) // http://masters.donntu.edu.ua.

вывода на новый уровень развития как инновационного потенциала, так и системы образования в целом.

Внутренняя составляющая представляет собой элемент, обеспечивающий дееспособность и эффективность

функционирования двух предыдущих составляющих. Она характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т. е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности, что является весьма актуальным для общеобразовательных учреждений, привлекать ресурсы для разработки и распространения различного рода новшеств в сфере образования.

Структуру инновационного потенциала другие исследователи1 представляют следующим образом: основу составляют инновационные возможности, которые создаются за счет всех компонент потенциала; внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе системы образования со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес. Однако вышеуказанное определение структуры инновационного потенциала не раскрывает полностью его сущность.

Исходя из предположения, что инновационный потенциал системы образования представляет собой совокупность взаимосвязанных ресурсов и возможностей, его структуру можно представить в виде иерархических колец, каждое из которых располагается по степени важности. Ранжирование составляющих инновационного потенциала позволяет выявить критические факторы, влияющие на конечный результат.

1

См.: Кравченко С., Кладченко И. Исследование сущности инновационного потенциала // http://masters.donntu.edu.ua.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКВЫ

1нновационный потенциалИнновационный потенциал общеобразовательногообразовательной системы учреждения

ресурсы

учащиеся

(социальный портрет)

материальные финансовые ресурсы

общеобразовательные учреждения

социокультурные управленческие кадровые ресурсы

Инновационный потенциал предприятия бессмысленно измерять без оценки способности его практической реализации. Поэтому особо отметим, что главным и ключевым ресурсом будет являться организационно-управленческий, т.е. способность системы мобилизовать и организовать свои потенциальные возможности в единую совокупность с целью получения синергетического эффекта. Наиболее удобным и объективным методом может стать расчетный способ оценки, представленный выше:

Оценка социального портрета (на 1 учащегося) рассчитывается представителем общеобразовательного учреждения:

Социальный паспорт учащегося общеобразовательного

Параметры плохо удовл хорошо -1 0 1

семейные условия

жилищные условия

психологические особенности

степень здоровья

успеваемость в школе

да нет -1 1

учет в детской комнате милиции

наличие девиантного поведения школьника

Соответственно, по данной категории возможен разброс оценок от -7 до 7. Категория «общеобразовательные учреждения»

рассчитывается следующим образом:

Расчет инновационного потенциала общеобразовательного

учреждения Москвы

Параметры да нет 1 -1

наличие общественного управления

наличие документально оформленной инновационной или экспериментальной деятельности

разработка стратегического плана

профессионализм преподавательского состава

осуществление маркетинговой деятельности

наличие дополнительного образования

развитая инновационная среда

достаточное финансовое обеспечение

Итоговая сумма по данной категории может варьироваться от -8 до 8. Таким образом, суммарный показатель инновационного потенциала общеобразовательного учреждения Москвы может находиться в промежутке между - 15 и 15 баллами.

Вторым блоком рассчитывается инновационный потенциал системы образования.

Расчет инновационного потенциала системы образования

Параметры имеются не имеются 1 -1

материальные ресурсы

управленческие ресурсы

социокультурные

ресурсы

финансовые ресурсы

кадровые ресурсы

Оценивая данные параметры, возможно получение результата от -5 до 5 баллов, в результате чего можно говорить о том, что итоговая сумма инновационного потенциала образовательной системы Москвы варьируется от - 20 до 20 баллов. Для удобства обозначения возможно деление данного предела на интервалы с присваиванием каждому определенного обозначения: ИП1 - отсутствие инновационного потенциала у образовательной системы; ИП2 -«зачаточная» стадия развития инновационного потенциала образовательной системы; ИП3 - крайне низкий уровень инновационного потенциала; ИП4 -низкий уровень инновационного потенциала; ИП5 - инновационный потенциал образовательной системы, находящийся в стадии заморозки; ИП6 - средний

уровень инновационного потенциала; ИП7 - достаточный уровень развития инновационного потенциала образовательной системы; ИП8 - высокая степень реализации инновационного потенциала; ИП9 -полное раскрытие инновационного потенциала образовательной системы.

В рамках изучения данного вопроса автором было проведено социологическое исследование инновационного потенциала столичного образования по трем направлениям: анализ инновационной деятельности общеобразовательных учреждений, анализ участия родительской общественности в инновационной деятельности общеобразовательных учреждений и анализ деятельности органов муниципальной власти в области управления инновационным потенциалом образовательной системы Москвы.

Анализ инновационной деятельности общеобразовательных учреждений проводился на основе анкетирования педагогической общественности (п=304) с целью получения первичных данных об

условиях для формирования новых образовательных результатов учащихся. В ходе исследования было выявлено, что несмотря на высокий уровень профессионализма педагогических кадров почти треть опрошенных (28%) затрудняются дать определение понятию «качество образования» и, как следствие, затруднились дать его оценку; 18% опрошенных никогда не слышали о Федеральных государственных стандартах нового поколения, а 77% не смогли назвать их отличие от предыдущих. Менее половины опрошенных (43%) говорят об отсутствии инновационной деятельности в их общеобразовательных учреждениях. Возможно, это связано с тем, что почти все респонденты (90%) имеют в корне неверное представление об инновационных процессах в системе образования, полностью отождествляя их с образовательным процессом в современных школах, при этом в качестве инноваций педагогами отмечено техническое оснащение школ. Две трети опрошенных педагогов отмечают, что им оказывается помощь муниципальными органами управления по осуществлению инновационной деятельности, которая проявляется в консультировании, создании метобъединений по подготовке педагогов, помощь в оснащении. В заключение педагогам было предложено составить рейтинг проблем, которые на их взгляд снижают качество образования и влияют на осуществление инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях: отсутствие всей необходимой информации, стереотипность мышления как педагогов, отсутствие мотивации у учителей.

Социологический опрос родителей учащихся в общеобразовательных учреждениях Москвы (п=210) показал, что между родителями и педагогами существует значительная разница в понимании категории «качество образования», при этом родители в своем большинстве (69%) придерживаются единого мнения, трактуя его как качество обучения и воспитания школьников, по сути,

6

отождествляя его с функциями общеобразовательного учреждения. По мнению 93% опрошенных главным критерием оценки качества образования является процент поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. Отвечая на весьма актуальный для социологов и управленцев вопрос об участии потребителей образовательных услуг в общественном управлении, мнения респондентов распределились следующим образом: из всех опрошенных только 27% принимают участие в таких формах общественного управления, как родительские общественные организации и советы образовательных учреждений. Оставшиеся 73% респондентов объясняют свою пассивность тем, что для них любое управление, осуществляемое не органами официальной власти, лишь видимость (63%), отсутствием времени (32%), а 5% и вовсе не имеют представления о данном социальном феномене. Оценивая степень своей удовлетворенности качеством столичного образования, голоса респондентов распределись следующим образом: 45% удовлетворены качеством образования в достаточной мере; 30% опрошенных скорее не удовлетворены; при этом почти на две равные группы делятся те, кто полностью удовлетворен качеством столичного образования (10%) и те, кто полностью не удовлетворен (15%). Однако несмотря на то, что в своем большинстве родительская общественность удовлетворена качеством столичного образования, пусть и не всегда в полной мере, 64% респондентов хотели бы, чтобы их дети учились за рубежом.

Анализ деятельности органов муниципальной власти в области управления инновационным потенциалом образовательной системы Москвы (п=35) показал, что более 80% респондентов считают необходимым разработку новых механизмов управления образованием, соответствующих требованиям времени. В своем большинстве (68%) управленцы достаточно осведомлены о проектах,

7

реализующихся в сфере образования, отмечая при этом их благоприятное влияние на деятельность общеобразовательных учреждений. Однако респонденты как педагоги и как потребители образовательных услуг существенно расходятся в своих мнениях, касающихся определения таких категорий, как «инновационное развитие» и «качество образования».На сегодняшний момент, исходя из субъективных оценочных критериев, управленцы характеризуют состояние сферы образования как интенсивно развивающееся (51%), но отягощенную рядом проблем: устаревшими механизмами управления; отсутствием заметной помощи местным властям при реализации проектов в сфере образования; недоверием населения к деятельности органов муниципального управления образованием; низкой отдачей от взаимодействия с общеобразовательными учреждениями; проблемами информационного обеспечения и пр.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть необходимость более детального изучения инновационного потенциала образовательной системы, инноваций в системе образования и такой категории, как качество образования. Все это возможно при использовании расчетного метода оценки, способствующего сглаживанию множества негативных тенденций при переходе российской системы среднего образования на инновационный путь развития.

О.В. РОГАЧ

аспирантка кафедры государственного, муниципального управления и социальной инженерии РГСУ.

*

Рогач Ольга Владимировна e-mail: [email protected].

Рогач О.В. Оценка инновационного потенциала образовательной системы Москвы. В статье раскрыто содержание инновационного потенциала системы столичного образования, а также разработан расчетный способ его оценки.

Ключевые слова: инновационный потенциал, система образования, качество образования, оценочные критерии, управление.

Rogach O.V. The valuation of innovation potential of Moscow's education system. The author has disclosed of the innovation potential of the system of capital formation and developed a calculation method to assess it.

Key words: innovation capacity, education system, educational quality, evaluation criteria, control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.