ЛИТЕРАТУРА. Аксарина Н. М. В кн.: Современные проблемы физиологии и патологии детского возраста. М., 1965, с. 115. — А н т р о п о в а М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. — Горшков С. И., Куликов К- В кн.: Новые физиологические методики в гигиене. М., 1960, с. 4.— Зубкова В. М. Гигиенические принципы организации учебного процесса на начальном этапе обучения в школе (в 1 классе). Автореф. дисс. канд. М., 1972. — Л я м и н а Г. М. В кн.: Возрастная физиология и клиника. М., 1965, с. 32.— Нерсесян А. М. В кн.: Материалы Всесоюзн. научной конференции по гигиене обучения и воспитания. М., 1968, с. 18.
Поступила 20/V 1974 г.
CHANGES IN THE CHILD'S CONDUCT DUE TO VARIOUS FORMS OF TEACHING
N. M. Muraenko
In work with children in their 3rd year of life it is important to avoid any fall in the state of optimal excitement, that may be attained by means of proper change of various forms of activities even in course of a lesson and fixing an optimal length of studies. In order to prevent children's fatigue their teaching should be accomplished witji a background of positive emotions. Ал increase in the majority of children of a total number of inadequate reactions in course of studies may be considered to be early signs of fatigue and a signal to end the lesson.
УДК 615.916:546.7911.032.2
О. С. Андреева, К. М. Шабунин, Н. П. Стародонова
ОЦЕНКА ИНГАЛЯЦИОННОГО ПОСТУПЛЕНИЯ И ДЕПОНИРОВАНИЯ В КРИТИЧЕСКИХ ОРГАНАХ ОБОГАЩЕННОГО УРАНА
Расширяющееся строительство атомных электростанций, транспортных и энергетических установок, использующих в качестве топлива уран, обогащенный изотопом урана-235, обусловливает необходимость обеспечения должных мер радиационной безопасности на соответствующих предприятиях.
Среди комплекса защитных мероприятий в соответствии с требованиями «Норм радиационной безопасности» (1972) важное значение имеет не только оценка среднегодовых концентраций аэрозолей урана в воздухе, но и определение величин годового поступления урана в организм и оценка накопления его в критических органах (легкие, кости, почки).
' Ввиду того что определение поступления обогащенного урана по измеренной концентрации осложняется возможными колебаниями указанных концентраций со временем, отсутствием данных хронометража проводимых работ, а также фактической эффективности используемых респираторов, величину ингаляционного поступления измеряли путем определения активности пыли, оседающей в носовой полости (Г. М. Пархоменко и соавт.; Dolphin и Jackson), при помощи мазков, взятых из правого и левого носовых ходов раздельно, тампонами из ткани ФП, которые затем просветляли в парах ацетона и обсчитывали на низкофоновой установке.
По данным некоторых авторов (Г. М. Пархоменко и соавт.), среднее значение задержки активности в носу за час работы (для аэрозолей плутония) составляло 11,5% суммарного количества ее во вдыхаемом объеме воздуха при общем коэффициенте задержки 96%. При этом, по данным указанных выше авторов, величина снятия альфа-активности тампоном из переднего отдела носовой полости человека в случае грубо дисперсной пыли составляла 63±13%, а коэффициент перехода от активности, снимаемой со слизистой оболочки носа, к активности, поступившей в организм (Кд). был равен 13,8 (В. И. Бадьин и,соавт.).
В литературе нам не удалось найти каких-либо данных о величинах задержки активности в носу, а также о коэффициентах снятия активности тампонами в случае вдыхания аэрозолей обогащенного урана, вместе с тем указанные сведения необходимы для оценки ингаляционного поступления урана в организм. В связи с этим были проведены экспериментальные ис-
следования в условиях загрязненности воздушной среды аэрозолями обогащенного урана при концентрациях, не превышающих СДК (1,3х10-13 Ки/л). В период экспозиции (1-го часа) строго в зоне дыхания определяли концентрации аэрозолей по общепринятой методике с использованием фильтров АФА-РМП-20. После окончания экспозиции у обследуемых последовательно троекратно брали мазки со слизистых оболочек правого и левого носового ходов.
Коэффициент снятия (К») определяли делением величины активности первого мазка на суммарную активность трех последовательно взятых мазков, коэффициент задержки активности в носовой полости (К3) — отношением активности, осевшей в носовой полости, к активности, поступившей в органы дыхания за 1 ч экспозиции (при этом объем вдыхаемого воздуха за рабочий день принимали равным 10 л). Таким образом, ингаляционные поступления активности определяли радиометрически по следующей формуле:
Лпзы = Ка-Ам,
где Лпзм—ингаляционное поступление /в расп/мин); Лм — активность мазка (в расп/мин); Кп — коэффициент перехода от активности, снимаемой мазком со слизистой оболочки носа, к активности, поступившей в организм при вдыхании аэрозолей.
Кп определяли соотношением:
Лп - кг к3>
где К\ — общий коэффициент задержки в органах дыхания; Кг — коэффициент снятия мазком альфа-активных пылевых частиц со слизистой оболочки носа, К3 — коэффициент задержки активности в носу.
Результаты исследований (всего проведено 18 опытов) показали, что средний коэффициент снятия равен 40±2,5%, а соответствующий коэффициент задержки в носовой полости — 16,3±1,2%.
Исходя из полученных данных, коэффициент перехода (Кп) оказался равным 15, что близко к предложенной в работе В. И. Бадьина и соавт. величине Кп= 13,8. При этом дисперсность аэрозолей обогащенного урана характеризовалась среднегеометрическим радиусом ге=3 мкм и стандартным геометрическим отклонением рй=2,0.
Ввиду недостаточности сведений о периоде полувыведения урановой пыли со слизистой оболочки носа, а также исходя из данных работы В. И. Бадьина и соавт., показывающих, что поправка на выведение пыли из носа существенно не влияет на величину Кп, в наших расчетах величину указанной поправки не учитывали. Исходя из изложенного, ингаляционное наступление активности на рабочий день рассчитывали по формуле:
Ли,м = 15-Лм-
При проведении расчетов активности мазков из носа учитывали величину самопоглощения а-излучения в пылевых частицах, которая изменялась в пределах 3,5—6 при среднем значении 4.
Величина ингаляционного поступления была определена у группы лиц, работающих с малорастворимыми соединениями обогащенного урана при однотипном характере работы; при этом мазки отбирали у одних и тех же лиц повторно в течение 4 мес. Всего было взято 146 мазков. Оценку годового поступления проводили из расчета 250 рабочих дней в году. На основании данных исследований установлено, что среднее поступление активности за смену колебалось от 240 до 342 расп/мин. Исходя из этого, расчетные вели-
50 1001расп/мин
Спрямление интегральной кривой распределения активности мазков. и — величина, обратная значению функции Лапласа, определена по таблице С. Р. калабро.
Таблица 1
Распределение величин ингаляционного поступления
Таблица 2
Распределение величин депонирования обогащенного урана в легких
Доля в % от допустимого поступления 0,3 мкк/год Число лиц с содержанием урана, соот-ветстау ющнм указанной доле % обследованных
До 10 16 45,7
10—20 13 37,21
48,6
20—30 4 11,4 J
30 и более 2 5,7
Доля в % от допустимого содержания
Число лиц с содержанием урана, соответствующим указанной доле
До 10 10—20
20—30 30—40 40—50
% обследованных
8 22
9 2 1
42
19,0 52,4
21 4,8
2
73,8
100
чины годового поступления состави- Итого... ли от 0,026 до 0,038 мкк/год по средним значениям и от 0,088 до 0,159 мкк/год по максимальным. Распределение активности мазков подчиняется логарифмически нормальному закону. Параметры распределения были следующие: медиана — 14,5 расп/мин, мода — 12,8 расп/мин; среднее — 20,4 расп/мин, стандартное геометрическое отклонение — 0,36 (см. рисунок).
На основании полученных материалов было оценено распределение величины годового поступления в процентах от предельно допустимого поступления — ПДП (табл. 1).
Из анализа полученных материалов установлено, что поступление, составляющее V, и более от предельно допустимого, отмечено в 5,7% случаев. Годовое поступление обогащенного урана через органы дыхания от V10 до 1/3 от ПДП отмечено у 48,6 обследованных. Одновременно с оценкой величины ингаляционного поступления определяли депонирование урана в легких по уровням выведения его с мочой. Для анализа отбирали параллельные пробы по 100 мл из суточного количества мочи; анализы проводили по опубликованным в литературе «Методам радиохимического анализа» (1967) с учетом необходимости вскрытия метаболического урана.
Для расчета величин депонированного урана в критических органах отбор проб мочи производили после прекращения контакта и перерыва в работе (2—3 дня), необходимого, по мнению большинства исследователей (Questel и соавт.; Schultz), для выведения так называемого транзитного урана. Содержание обогащенного урана в организме и критических органах рассчитывали в соответствии с данными литературы (Jackson и Taylor; О. С. Андреева и М. С. Егорова.). Для нерастворимых соединений коэффициент естественного'выведения урана с мочой принимали равным 0,1%, а для растворимых соединений использовали коэффициент 0,4%. Константы распределения и выведения брали в соответствии с данными Международной комиссии по радиационной защите (1961).
На основании исследований установлено, что величины содержания обогащенного урана в легких у лиц различных профессиональных групп коле-i бались по средним значениям от 0,0012 до 0,0031 мкк и по максимальным значениям от 0,0018 до 0,0068 мкк. Исходя из того, что персонал подвергался воздействию аэрозолей обогащенного урана, содержащего в качестве примеси изотоп урана-234, который составлял 70% суммарной альфа-активности, в качестве допустимых величин содержания в легких и поступления в организм использовали данные, согласно НРБ-69, по изотопу урана-234. В табл. 2 представлено распределение содержания обогащенного урана в легких в процентах от допустимой величины для лиц, работающих с нерастворимыми соединениями урана.
Данные табл. <2 представляют существенный интерес, так как, по материалам некоторых авторов (Scott и West), лиц с содержанием урана в критических органах более 1/3 допустимой величины рекомендуется брать на учет и в случае возрастания депонирования, переводить на другую работу. Указанный троекратный запас учитывает возможные ошибки лабораторного определения, колебания периодов полувыведения и индивидуальные отклонения.
У персонала, работающего с растворимыми соединениями, депонирование в костях не превышало 5,4%, а для почек — 15,4% рекомендованной допустимой величины (0,046 мкк для костей и 1,9-Ю-3 мкк для почек).
Определение депонирования обогащенного урана по уровню выведения с мочой имеет, на наш взгляд, некоторые преимущества по сравнению с определением ингаляционного поступления методом мазков из носа. В последнем случае необходимо брать большее число проб, особенно при изменении характера проводимых операций (ремонтные работы и др.), что обусловливает большую техническую сложность определения. Тем не менее метод носовых проб может быть использован для ориентировочной оценки ингаляционного поступления в случае отсутствия возможности исследования биосред.
Выводы
1. Экспериментально определены коэффициент снятия активности мазком со слизистой оболочки носа и коэффициент задержки активности в но-; совой полости для аэрозолей обогащенного урана.
2. Установлено, что распределение активности мазков со слизистой оболочки носа подчиняется логарифмически нормальному закону.
3. Полученные данные по распределению величин ингаляционного поступления обогащенного урана методом носовых проб удовлетворительно согласуются с данными оценки депонирования, основанной на исследовании проб мочи.
4. Как величины поступления, так и величины депонирования для обследованного контингента не превышали допустимых в соответствии с НРБ-69 величин.
ЛИТЕРАТУРА. Андреева О. С., Егорова М. С. Гиг. и сан. 1973. № 3, с. 53. — Б а д ь и н В. И., С а я п и н а Р. Я., С и т ь к о Р. Я. и др. Труды 4-й научно-технической конференции по дозиметрии и радиометрии. М., 1972, разд. 2, с. 33. — К а л а б р о С. Р. Принципы и практические вопросы надежности. М., 1967. — Методы радиохимического анализа. М., 1967, с. 128. — Нормы радиационной безопасности (НРБ-69). М., 1972. — Радиационная защита. Рекомендации Международной комиссии по радиологической защите. М., 1961. — Dolphin G. W., Jackson S. В кн.: Assessment of Radioactivity in Man. Vienna, 1964, v. 1, p. 329. — Jackson S., Taylor N. А. В кн.: Assessment of Radioactivity in Man. Vienna, 1964, v. 1, p. 169. - Que-stelM., Taniguchi H., О v e г t о п T. et al. Hlth. Phys., 1970, v. 18, p. 233. — Schultz N. В. В кн.: Radiation Protection 1-st International Congress Proceedings. Oxford, 1968, v. 2, p. 1205. - Scott M., W e s t С. M. В кн.: Assessment of Radioac-
tivty in Man. Vienna, 1964, v. 2, p. 523.
3 Поступила 28/1 1974 г.
ASSESMENT OF THE INHALATION ROUTE OF ENTRY AND DEPOSIT OF ENRICHED URANIUM IN CRITICAL ORGANS
0. S. Andreeva, K. M. Shabunin, N. P. Starodonova
Results of field and experimental investigations showed the average amount of enriched uranium, aerosols retained in the nose in the course of an hour work, to equal 16±4,9 per cent of the total quantity present in the inhaled air.
Use of the method of smears made it possible to evaluate the amount of the yearly inhalation entry. The authors compared the extent of uranium deposit in the critical organs with the level of its excretion in urine