Научная статья на тему 'Оценка информационной компетентности учащихся'

Оценка информационной компетентности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
759
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / СТАНДАРТ / УРОВНИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ / СПОСОБЫ ДИАГНОСТИКИ / PUPILS’ INFORMATION COMPETENCE / A STANDARD / LEVELS AND CRITERIA OF THE COMPETENCE ESTIMATION / WAYS OF DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселёва Татьяна Геннадьевна

В статье обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся в связи с введением ФГОС, представлены подходы к оценке информационной компетентности учащихся, выделены уровни и качественные показатели сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселёва Татьяна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of Pupils’ Information Competence

In the article the necessity to form pupils’ information competence due to the Federal state educational standards is proved, approaches to the estimation of pupils’ information competence are represented, levels and qualitative indicators of forming are allocated.

Текст научной работы на тему «Оценка информационной компетентности учащихся»

УДК 37.0

Т. Г. Киселёва

Оценка информационной компетентности учащихся

В статье обоснована необходимость формирования информационной компетентности учащихся в связи с введением ФГОС, представлены подходы к оценке информационной компетентности учащихся, выделены уровни и качественные показатели сформированном^.

Ключевые слова: информационная компетентность учащихся, стандарт, уровни и критерии оценки компетентности, способы диагностики.

Т. G. Kiseliova

Estimation of Pupils' Information Competence

In the article the necessity to form pupils' information competence due to the Federal state educational standards is proved, approaches to the estimation of pupils' information competence are represented, levels and qualitative indicators of forming are allocated.

Key words: pupils' information competence, a standard, levels and criteria of the competence estimation, ways of diagnostics.

В основе новых образовательных стандартов как общего, так и профессионального образования [5, 6, 7] положена методология компетентностно-го подхода, следовательно, педагог должен не просто передать сумму знаний учащимся, а сформировать у них способы самостоятельного получения знаний, а главное - способы анализа и переработки полученной информации с целью формулирования собственного мнения, собственной позиции и отношения к любому полученному содержанию. Такая целевая установка представляет определенную трудность с точки зрения практиков.

Кроме того, меняется система аттестации педагогических кадров: предполагается оценивать не только владение содержанием и методикой преподавания предмета, но и умение формировать надпредметные компетенции у учащихся, универсальные учебные действия (УУД). Анализ теоретических моделей и принципов компетентностно-го подхода не дает ответа на вопрос, как средствами учебного предмета педагог может формировать ту или иную компетенцию учащихся. В свою очередь возникает вопрос: как оценить педагогическими средствами степень сформированности рефлексии или коммуникабельности учащегося? Не претендуя на исчерпывающий ответ по всем УУД, в этой статье мы представляем некоторые подходы к оценке сформированности информационной компетенции как составляющей познава-

тельных УУД, оговорившись заранее, что в реальном учебном процессе любое задание имеет много функций и работает на формирование целого спектра компетенций.

Еще одно важное замечание, касающееся формирования и оценки информационной компетенции: любое задание и упражнение, предлагаемое учащемуся в рамках компетентностного подхода расценивается и как диагностирующее, и как формирующее, то есть предлагая выполнить анализ текста учащимся, учитель может выявить имеющиеся у ребенка затруднения и сформированные навыки, а также оценить степень их развития. Используя систему заданий, педагог может реализовывать дифференцированный подход к учащимся, поскольку система заданий включает несколько уровней сложности, что дает возможность количественно оценить образовательный результат.

В оценке сформированности ключевых компетенций можно опираться на 3-уровневую модель, которая без труда переводится в традиционную балльную систему оценивания. Первоначальный уровень (базовый) рассматривается как обязательный для овладения всеми учащимися. Ссылаясь на работы В. П. Беспалько [1], подчеркнем, что базовый уровень определяется не педагогом, а задается образовательным стандартом, следовательно, является обязательным для усвоения каж-

© Киселёва Т. Г., 2011

дым учащимся. Для этого уровня характерно владение следующими способами деятельности:

- общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;

- способы нахождения необходимой информации;

- репродуктивное воспроизведение обобщенных учебных умений по известным алгоритмам;

- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

- самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности.

По оценкам педагогических мониторингов 6570 % учащихся могут превысить базовый уровень требований к степени владения компетенциями, в том числе и информационной компетенции. Этот уровень соответствует традиционной оценке «4». С точки зрения качественной характеристики этого уровня, учащиеся должны овладеть следующими видами универсальных действий, связанных с поиском, переработкой и осмыслением информации:

- умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

- умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

- умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую ситуацию;

- умение и способность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности;

- самостоятельное или частично самостоятельное выполнение деятельности.

В любом классе, в любой учебной группе есть один или несколько учащихся значительно превышающих минимальный уровень требований, поэтому для продвинутого (творческого) уровня информационной компетенции характерны следующие умения:

- умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

- умение проектировать сложные процессы;

- умение перенести имеющиеся знания, умения, способы деятельности в новую незнакомую ситуацию;

- полностью самостоятельное выполнение деятельности;

- умение и способность оказать помощь другим участникам совместной деятельности;

- умение отрефлексировать свои действия.

М. Г. Загребина и другие [2] подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-

ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений...), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетент-ностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Выполнение заданий открытого типа требует от учащегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа». В качестве критериев сформиро-ванности информационной компетенции мы предлагаем следующие позиции:

1. Уровень действия (форма выполнения действия) может выступать в 3-х основных вариантах: а) в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная - с заместителями - символами, знаками, моделями) форма действия; б) действие в словесной или внешнеречевой форме; в) действие в уме - умственная форма действия;

2. Полнота действия (развернутость) определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития);

3. Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий;

4. Сознательность (осознанность) - возможность отражения в речи, то есть в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата;

5. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуа-

66

Т. Г. Киселёва

ции. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия;

6. Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной характеристиках, а также способность к рефлексии выбора оснований выполнения действия;

7. Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.

Интеграция России в мировое образовательное пространство заставляет учитывать требования к уровню сформированности информационной компетенции, применяемые в рамках международных исследований PISA (Program for International Student Assessment, Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). В частности, для оценки информационной компетенции учащимся предлагаются «сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание, повествование, объяснение, аргументация) и «несплошные» тексты (графики, формы, информационные листы и др.). При этом учащимся предлагается решать следующие проблемы: принимать самостоятельные решения; проводить системный анализ и планирование; устранять (находить и предлагать способы) внезапно возникшие неполадки. При определении уровня сформированности компетентности более сложной признается деятельность, если учащиеся умеют анализировать тексты, содержащие противоречия, неоднозначные идеи; если информация в них выражена непрямо (скрыто, завуалировано); если для анализа предлагаются несколько текстов или текст, содержащий объемную информацию, часть которой могла быть дана вне основного текста (например, в сносках); если часть информации не связана, противоречит основному контексту высказывания; если учащиеся могут продемонстрировать критическую оценку текста на основе личного опыта и общечеловеческих ценностей. К сожалению, рейтинг российских учащихся среди сверстников из 57 стран позволяет констатировать чрезвычайно низкий уровень компетенции вообще и информационной в частности. Так, российские школьники занимают 33-38 места по естественнонаучной грамотности; 32-36 по математической грамотности и 37-40 по грамотности чтения [3, 4, 8].

Каких же умений не хватает нашим учащимся, на чем стоит сосредоточить усилия педагогам? Во-первых, необходимо научить детей воспроиз-

ведению действий, приемов, процедур; установлению связей между данными; рассуждению и умению делать выводы. Во-вторых, учащиеся должны уметь описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления; понимать суть научных исследований и открытий; интерпретировать и аргументировать, и конечно, уметь делать выводы. С позиции формирования информационной компетентности ключевыми умениями выступают умение находить необходимую информацию, интерпретировать тексты; анализировать и оценивать содержание и форму текста. Кроме того, ведущее значение приобретают умения, связанные с пониманием проблемы; ее анализом; поиском путей решения проблемы и последующим сообщением о найденном решении проблемы.

Библиографический список:

1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Изд-во Института профессионального образования, 1995.

2. Загребина, М. Г. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетент-ностей учащихся [Текст] : методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / М. Г. Загребина, А. Ю. Плотникова, О. В. Севостьянова, И. В. Смирнова; под ред. И. С. Фишман. - Вып. 2 - Самара, 2006.

3. Ковалева, Г. С. О Международной программе РКА-2009 и одном из результатов по критерию: читательская грамотность [Электронный ресурс] / Г. С Ковалева. - Режим доступа: http://www.in-exp.ru/mo-6-2010/79-favirit-articles-то-03-10/345-аЬои^а-2009-то-06-10-03.^1

4. Лингвист ДВ - сетевое сообщество словесников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvist.ucoz.ru/forum/32-74

5. Проекты ФГОС начального профессионального образования [Электронный ресурс]. -Режим доступа: /http://mon.gov.ru/pro/fgos/npo/

6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /http://standart.edu.ru/

7. Федеральный центр образовательных инноваций и технологий /ФГОС НПО и СПО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fcoit.ru/content/in_work/ 12.php

8. Центр оценки качества образования ИСМО РАО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.centeroko.ru/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.