Научная статья на тему 'Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности'

Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
250
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности»

Известия ЮФУ. Технические науки

Специальный выпуск

УДК 316.621

А.В. Ляшук

ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ

Цель информационного воздействия можно определить как целенаправленное изменение поведения человека как системы через механизмы перехода от самоуправления к управлению системой извне. В качестве одного из важнейших критериев самоуправления отмечается способность к рефлексии - рефлексивность. Рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. Она, по нашему мнению, является основной детерминантой информационно-психологической безопасности, которая может быть определена как состояние защищенности от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и психологические характеристики, модифицировать поведение и ограничивать свободу выбора, приводит к необходимости переосмысления отношения к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе.

Эмпирическое исследование было посвящено именно данной проблеме -проблеме оценки информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности. В исследовании приняло участие 40 человек. Гипотеза работы: студенты с различным уровнем рефлексивности подвержены информационно-психологическому воздействию в различной степени. Были использованы две методики - методика оценки суггестивности и методика диагностики рефлексивности.

По результатам исследования мы отмечаем следующее: чем выше рефлексивность студента, тем ниже уровень его внушаемости. Внушаемость в данном исследовании является эмпирической характеристикой информационнопсихологического воздействия.

Студент, обладающий высокой рефлексивностью, способен к выявлению «ментальных вирусов» (по Р. Дилтсу), в то время как студент со средним уровнем рефлексивности больше подвержен информационно-психологическому воздействию. Говоря об информационно-психологической безопасности, можно с уверенностью отметить тот факт, что рефлексивность обеспечивает такого рода безопасности пропорционально своему уровню. Выделенная закономерность может быть использована в области обучения и самообучения, как основа подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности студентов.

УДК 159.922.4

Д.В. Склярова ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ КАБАРДИНЦЕВ, БАЛКАРЦЕВ И РУССКИХ

Характеристики когнитивного компонента этнической идентичности кабардинцев, балкарцев и русских были изучены на основе представлений: 1) о своей национальной принадлежности (этническое самоосознание), 2) о себе (этнические

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.