Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
УДК 316.621
А.В. Ляшук
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ
Цель информационного воздействия можно определить как целенаправленное изменение поведения человека как системы через механизмы перехода от самоуправления к управлению системой извне. В качестве одного из важнейших критериев самоуправления отмечается способность к рефлексии - рефлексивность. Рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. Она, по нашему мнению, является основной детерминантой информационно-психологической безопасности, которая может быть определена как состояние защищенности от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и психологические характеристики, модифицировать поведение и ограничивать свободу выбора, приводит к необходимости переосмысления отношения к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе.
Эмпирическое исследование было посвящено именно данной проблеме -проблеме оценки информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности. В исследовании приняло участие 40 человек. Гипотеза работы: студенты с различным уровнем рефлексивности подвержены информационно-психологическому воздействию в различной степени. Были использованы две методики - методика оценки суггестивности и методика диагностики рефлексивности.
По результатам исследования мы отмечаем следующее: чем выше рефлексивность студента, тем ниже уровень его внушаемости. Внушаемость в данном исследовании является эмпирической характеристикой информационнопсихологического воздействия.
Студент, обладающий высокой рефлексивностью, способен к выявлению «ментальных вирусов» (по Р. Дилтсу), в то время как студент со средним уровнем рефлексивности больше подвержен информационно-психологическому воздействию. Говоря об информационно-психологической безопасности, можно с уверенностью отметить тот факт, что рефлексивность обеспечивает такого рода безопасности пропорционально своему уровню. Выделенная закономерность может быть использована в области обучения и самообучения, как основа подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности студентов.
УДК 159.922.4
Д.В. Склярова ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ КАБАРДИНЦЕВ, БАЛКАРЦЕВ И РУССКИХ
Характеристики когнитивного компонента этнической идентичности кабардинцев, балкарцев и русских были изучены на основе представлений: 1) о своей национальной принадлежности (этническое самоосознание), 2) о себе (этнические