Д.В. Галущак
К АНАЛИЗУ ЭТНИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАБАРДИНЦЕВ, БАЛКАРЦЕВ И РУССКИХ
В современной психологической литературе исследованиям, связанным с изучением такого сложного явления как этнос и связанных с ним понятий этнической идентичности, этнической группы и этнической психологии в целом уделяется большое внимание (В.С. Агеев, 1998; Ю.В. Арутюнян, 1969; Ю.В. Бромлей, 1983; Л.Д. Дробижева; А.А. Сусоколов, 1994 и т.д.).
Для изучения какого-либо этноса отправной точкой служит его выделение среди других. Возникает необходимость получения данных могущих служить основаниями для выделения отдельных этногрупп. Целью нашего исследования является нахождение оснований и выделение на основе их анализа конкретных этногрупп. Задачи исследования предполагают: 1) нахождение теоретических и эмпирических оснований для разграничения отдельных этногрупп, 2) разработку методики и ее апробацию.
Исходя из анализа литературных источников, выявлены теоретические основания для выделения кабардинского, балкарского и русского этносов. Обнаружено, что этносы отличаются 1) самоназванием (кабардинский - «адыге», балкарский
- «алан» и русский - «русь»); 2) родным языком (кабардинским, балкарским и русским); 3) воспитательными, религиозными традициями и этноэтикетом, (представлены разной основой: «адыге хабзе» у кабардинцев, «таулу адат» у балкарцев, «моральным кодексом» у русских); 4) качествами этнического характера и темперамента (кабардинцы - чувством национальной гордости, взаимопомощью, твердостью, упорством; балкарцы - гостеприимством, постоянством, доверчивостью, оптимизмом; русские - терпеливостью, готовностью помочь, миролюбием, ленью, непрактичностью). Эти признаки являются этнодифференцирующими и составляют содержание структуры каждого этноса.
Результаты теоретического анализа, позволили выделить эмпирические основания для распределения обследуемых на отдельные этнические группы: паспортная и этническая принадлежность, место рождения, место жительства в значимые возрастные промежутки, этническая принадлежность родителей.
На основе указанных данных, с целью выделения кабардинской, балкарской и русской этнических групп, была разработана и апробирована анкета «Исследование особенностей этнической идентификации». Анкета содержит 12 вопросов, ответы на которые предполагают выявление этнической принадлежности по ряду объективных и субъективных признаков. Объективные признаки предполагают учет социологических категорий: паспортной принадлежности, места рождения, места жительства в значимые возрастные промежутки, этнопринадлежности родителей. По ряду субъективных признаков предполагается выявление этнической идентификации исходя из ответов на вопросы о предпочтительности языка самим испытуемым, его родителями, о соблюдении обычаев и традиций, роли национальных и религиозных праздников, об эмоциональном отношении обследуемого к своей этно-группе. Анализ результатов предполагает качественную обработку данных.
В ходе опроса, в котором приняло участие 273 человека, был осуществлен отбор испытуемых в соответствии с учетом предусмотренных анкетой факторов:
• фактор этнической идентификации - принадлежности к той или иной эт-ногруппе - этническую идентичность как когнитивное - эмоциональное осознание принадлежности к группе;
• территориальный фактор учитывался нами с тем, чтобы проследить ме-
Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики
сто жительства испытуемого в наиболее значимые, с точки зрения возрастной периодизации, возрастные промежутки (9-14 лет), соответствующие формированию эмоционально-оценочного осознания этнопринадлежности;
• возрастной фактор учитывается исходя из того, что четкая идентификация личности - это социально значимая возрастная особенность, которая составляет содержание кризиса развития, и характерна для юношеского возраста. В связи с чем, возраст испытуемых, принявших участие в исследовании, составляет 18-22 года. (Г.С. Абрамова. Возрастная психология. С. 336-337);
• социально-профессиональный фактор: все испытуемые студенты вузов г. Нальчика.
В результате отбора было выделено три группы испытуемых: кабардинская группа, численностью 101 человек, балкарская группа, численностью 86 человек, и русская группа, численностью 54 человека. Экспериментальная выборка составила 241 человек. В экспериментальную выборку не вошли субъекты: принадлежащие к другим этническим группам; метисы; приезжие на время обучения.
Выявлено, что для всех обследуемых групп, характерна четкая этническая идентификация, но замечен ряд этнических особенностей для каждой этногруппы. На основе их анализа сделаны следующие заключения.
1. Кабардинцы, балкарцы и русские характеризуются четким когнитивным осознанием принадлежности к своему этносу. Все обследуемые каждой этнической группы признают родным язык, соответствующий паспортной принадлежности, причисляют себя к своему этносу. Результаты свидетельствуют о значении влияния русского культурного компонента. Коренные народы, принадлежащие к разным языковым группам, общаются между собой на русском языке, - языке межнационального общения.
Таким образом, выявлены две тенденции: в балкарской группе тенденция к двуязычью (использованию родного и русского); в кабардинской группе - тенденция к языковой ассимиляции (использованию русского языка, как основного средства внутрисемейного общения в семьях коренных жителей).
2. Выявлен ряд особенностей коммуникативного поведения обследуемых. У большинства кабардинцев и балкарцев (75 % и 98%) отмечается выбор в качестве друзей и знакомых представителей своей же национальности. Частота общения с представителями других национальностей выше всего в русской группе и составляет 56%, тогда как в кабардинской - 25%, в балкарской - 2%. Таким образом, коммуникативное поведение кабардинцев и балкарцев сопровождается ярко выраженной ориентацией на свою собственную культуру и слабой на культуру других народов. Коммуникативное поведение русских в равной степени ориентировано как на свою собственную, так и на культуру других народов.
3. Кабардинцы и балкарцы отличаются высоким уровнем традиционализма: для них характерна высокая ориентация на соблюдение национальных и религиозных праздников, на выполнение традиций обычаев и обрядов, тогда как русские
- более низким. При этом для кабардинской и балкарской групп обнаруживается феномен совмещения этнокультурных традиций и осознания принадлежности к разным этническим группам.
4. Значимость членства своего этноса наиболее ярко выражена для представителей кабардинской группы, немногим менее выражена - у балкарской: подавляющее большинство кабардинской и балкарской групп (93 и 91 %) испытывают чувство гордости за принадлежность к своему этносу. Для русской группы значимость членства своего этноса представлена тем, что национальную принадлежность большинство русских принимают просто как факт (70%). Данные свидетельствуют о эмоциональной осознанности этнопринадлежности.
В целом, кабардинцы, и балкарцы, и русские осознают принадлежность к своей этногруппе как когнитивно, так и эмоционально, что указывает на четкую этническую идентификацию данных этногрупп.
Таким образом, анализ данных анкеты «Исследование особенностей этнической идентификации» позволил выявить особенности этнической идентификации, как отдельного испытуемого, так и каждой этнической группы в целом. На основе анализа данных анкеты выделены кабардинская, балкарская и русская этнические группы. В результате отбора по данным анкеты в каждую из выделенных этногрупп вошли субъекты, действительно осознающие и причисляющие себя к декларируемой национальности. Практическая значимость представленной работы заключается в том, что впервые предпринята попытка рассмотрения кабардинского и балкарского народов сквозь призму структурных компонентов этноса. Выявлены теоретические и эмпирические основания выделения отдельных этногрупп.
Разработана анкета, являющаяся самостоятельной методикой, которая может быть использована в любом этнопсихологическом исследовании, в задачи которого входит выделение в экспериментальной выборке конкретных этнических групп, а также их сравнительного описания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авдеева Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблемам понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - Краснодар, 1995.
2. Арутунов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.,
1990.
3. Арутунян Ю.В., Дробижева Л.М. Этнопсихология: цели, методы и некоторые результаты исследования. - М., 1990.
4. Арутунян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология. - М., 1998.
5. Болотоков В.Х., Сушнев З.Ш. Этнопсихологические теории в России. -Нальчик, 1997.
6. Болотоков В.Х., Сушнев З.Ш. Нация, и ее национально-психологический мир. - Нальчик: Логос, 1997.
7. Воспитание молодежи ан основе возрождения национальной культуры // Тезисы межвузовской научно-практической конференции (25-26 сентября, 1996 г.). - Нальчик: Изд-во, КБГУ, 1996.
8. Джуртубаев М. Душа Балкарии. - Нальчик: ЭльФа, 1998.
9. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. - М.: Наука, 1979.
10. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Этническая психология: курс лекций: Уч. пособие. - Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000.
11. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев. - Нальчик: Эльбрус,
2000.
12. Момхегова Р.А. Очерки об адыгском этикете. - Нальчик: Эльбрус, 1993.
13. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев / Под ред. Гарданова. - Нальчик: Эльбрус, 1986.
14. ПлатоновЮ.П. Этническая психология. - СПб.: Речь, 2001.
15. Саракуев Э.А., Крысько В. Ф. Введение в этнопсихологию. - М.: Институт практической психологии, 1996.
16. Стефаненко Т.Г. Этническая психология. - М.: Академия, 1998.
17.ХотинецЮ.В. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000.
18. Эфендиев В.С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: Эльфа, 1999.