Известия ЮФУ. Технические науки
Специальный выпуск
УДК 316.621
А.В. Ляшук
ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РЕФЛЕКСИВНОСТИ
Цель информационного воздействия можно определить как целенаправленное изменение поведения человека как системы через механизмы перехода от самоуправления к управлению системой извне. В качестве одного из важнейших критериев самоуправления отмечается способность к рефлексии - рефлексивность. Рефлексивность выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. Она, по нашему мнению, является основной детерминантой информационно-психологической безопасности, которая может быть определена как состояние защищенности от воздействий, способных против воли и желания человека изменять его психические состояния и психологические характеристики, модифицировать поведение и ограничивать свободу выбора, приводит к необходимости переосмысления отношения к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия в современном обществе.
Эмпирическое исследование было посвящено именно данной проблеме -проблеме оценки информационно-психологического воздействия на студентов с различным уровнем рефлексивности. В исследовании приняло участие 40 человек. Гипотеза работы: студенты с различным уровнем рефлексивности подвержены информационно-психологическому воздействию в различной степени. Были использованы две методики - методика оценки суггестивности и методика диагностики рефлексивности.
По результатам исследования мы отмечаем следующее: чем выше рефлексивность студента, тем ниже уровень его внушаемости. Внушаемость в данном исследовании является эмпирической характеристикой информационнопсихологического воздействия.
Студент, обладающий высокой рефлексивностью, способен к выявлению «ментальных вирусов» (по Р. Дилтсу), в то время как студент со средним уровнем рефлексивности больше подвержен информационно-психологическому воздействию. Говоря об информационно-психологической безопасности, можно с уверенностью отметить тот факт, что рефлексивность обеспечивает такого рода безопасности пропорционально своему уровню. Выделенная закономерность может быть использована в области обучения и самообучения, как основа подхода к обеспечению информационно-психологической безопасности студентов.
УДК 159.922.4
Д.В. Склярова ХАРАКТЕРИСТИКИ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭТНОИДЕНТИЧНОСТИ КАБАРДИНЦЕВ, БАЛКАРЦЕВ И РУССКИХ
Характеристики когнитивного компонента этнической идентичности кабардинцев, балкарцев и русских были изучены на основе представлений: 1) о своей национальной принадлежности (этническое самоосознание), 2) о себе (этнические
Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
самооценки), 3) о своей этногруппе (автостереотипы) и 4) о чужих этнических группах (гетеростереотипы).
Обнаружено, что кабардинцы при четком когнитивном самоопределении (100%) выявляют незначительную актуализацию категории национальность - 6% всех самоопределений. В их автостереотипах преобладают позитивных характеристики (91%), из которых для большинства этногруппы значимыми признаются доброта, гордость, уважение к старшим, отзывчивость, смелость, гостеприимство, сплоченность, общительность. Выявлена устойчивая позитивность гетеростереотипов кабардинцев (72%). Преимущественно позитивные указываются в 18%, позитивные и негативные поровну - в 8%, преимущественно негативные - в 2% ответов. Отрицательные характеристики представлены категорий «общего стиля деятельности». Более отрицательно кабардинцы оценивают русских, нежели балкарцев.
В балкарской группе при четком когнитивном самоопределении (100%) актуализация категории национальность составляет 2% самоопределений. Значительно преобладают позитивные автостереотипы (96%), значимыми признаются гостеприимство, гордость, доброта, уважение к старшим, трудолюбие, справедливость, отзывчивость. При устойчивой позитивности гетеростереотипов балкарцев (81%), преимущественно позитивные указываются в 15%, позитивные и негативные поровну - в 4%. Негативные гетеростереотипы представлены в отношении кабардинского этноса категорией «отношение к людям», в отношении русских -«общего стиля деятельности». Более положительно балкарцы оценивают русских.
100% русских самоопределяют себя по языку, родству, этнониму, однако категория «национальность» в самооценках не представлена. Позитивные автостереотипы отмечаются в 91% ответов, преимущественно позитивные - в 7% ответов, позитивные и негативные поровну в - 2% ответов, при этом образы «типичный свой» и «значимый свой» симметрично и равнозначно соотносятся в таких характеристиках как трудолюбие, доброта, ум, смекалка, дружелюбие. Позитивные гетеростереотипы выявлены в 85% ответов, преимущественно позитивные - в 12%, позитивные и негативные поровну - в 3%. Более отрицательно русскими оцениваются кабардинцы, нежели балкарцы, что представлено категорий «общего стиля поведения».
Исходя из анализа особенностей этнического самоосознания, этнических самооценок, авто- и гетеростереотипов кабардинцев, балкарцев и русских можно заключить, что представителям разных этнических групп свойственна разная степень выраженности этнической идентификации как процесса осознания своей национальной принадлежности.