ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННО-БОЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА СТОРОН В ТЕХНОСФЕРНЫХ КОНФЛИКТАХ
Семенов С.С., д.т.н., доцент, Военная академия связи имени СМ. Буденного, [email protected] Гусев А.П., к.т.н., Военная академия связи имени С.М. Буденного, [email protected] Барботько Н.В., Военная академия связи имени СМ. Буденного, [email protected]
Ключевые слова:
техносфернаявойна, боевой потенциал, информационное противоборство, асимметричность оценки, взаимное влияние сторон.
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ существующих подходов к оценке боевых потенциалов сторон в современных конфликтах. Внесены предложения по учету при оценке боевого потенциала информационной составляющей и взаимного влияния сторон, что позволяет получать ассиметричные оценки, в зависимости от стороны производящей оценку.
Анализ современных методов оценки боевых потенциалов показал не соответствие имеющихся взглядов новым видам противоборства конфликтующих сторон. Имеющиеся методики позволяют оценивать только боевой потенциал, определяемый наличием вооруженных сил и их вооружением, при этом возможности информационного потенциала не рассматриваются. Основным недостатком данных подходов оценки является линейная аддитивность учитываемых параметров и определение абсолютного потенциала, то есть оцениваемая сторона рассматривалась изолированно от предполагаемой конфликтующей стороны. Для устранения этого недочета предлагается рассматривать информационно-боевой потенциал стороны в отношении к конфликтующей стороне, или относительный боевой потенциал с учетом параметров отражающих способы ведения техносферной войны. Основной сутью предлагаемой методики является переход от изолированной (одноидексной) оценке к интегратив-ной (двухиндексной) при учете информационных факторов.
Предложенный подход позволяет оценить информационно-боевой потенциал страны с учетом не только ее «внутренних» показателей, но и с учетом взаимосвязи с другими государствами и в частности с государством, относительно которого производится оценка, а так же учесть современные тенденции ведения техносферных боевых действий. Новизна предложенного подхода заключается в ассиметричности получаемых значений информационо-боевого потенциала страны, в зависимости от страны производящей оценку, что по мнению авторов статьи является более обоснованным в современных условиях глоболизации и интеграции.
Проведена декомпозиция основных показателей на ряд частных, сформулированы обобщенные методы их расчета. Намечены возможные пути их развития. Авторы отдают себе отчет, что предложенный подход требует существеного развития и детализации с привлечением значительного числа заинтересованных ученых.
Анализ конфликтов в современном мире указывает на необходимость введения нового понятия войны - войны в искусственной сфере (защищаемый ресурс, среда существования этого ресурса, средства разведки и воздействия, а так же среда в которой эти воздействия осуществляются, являются искусственными) - техносферная война. Это явление подробно описано в ряде публикаций [1, 2, 5].
Техносферная война (ТСфВ) - (от греческого технито -искусственный и сфера - среда, то есть война в искусственной среде) форма конфликта, в котором объекты нападения (защиты) и средства нападения (защиты) являются информацией, существующей в рамках инфотелекоммуникационного пространства (общемирового единого телекоммуникационного пространства (ОМЕТП)). Под информацией понимается не только данные передаваемые (хранимые) через ОМЕТП, а так же информация о состоянии ОМЕТП (или его части) и состояниях АСУ атакуемой системы и алгоритмах их функционирования. Воздействия (разведка) осуществляются за счет использования искусственно созданных цифровых кодов, переданных по средствам искусственной среды (ОМЕТП) и воздействующих на коды (программы, аппаратуру) атакуемой (разведываемой) АСУ.
Таким образом, можно сформулировать определение ТСфВ - это система согласованных по цели, месту и времени ин-формационных действий, направленных на захват управ-ле-ния (частичный, полный) выбранных систем автоматизированного (автоматического) управления, либо перевод их в деструктивный режим функционирования.
Суть - воздействие на выбранную автоматизированную информационную систему для захвата ресурса (экономиче-
ского, политического, информационного и т.д.). Средством достижения цели является целенаправленное изменение режима, а в приделе перевод атакуемой системы в критические режимы функционирования.
В отличии от классического представления противоборства сторон, в котором конфликтующие стороны имели доступ к информации о состоянии СУВ, СВС, АСУ противника опосредованно и только через естественную среду, в складывающейся конфликтной ситуации АСУ противоборствующих сторон используют один и тот же инфотелекоммуникационный ресурс ОМЕТП и тем самым имеют возможность непосредственного доступа к элементам АСУ.
Анализ современных методов оценки боевых потенциалов [4] покозал не соответствие имеющихся взглядов новым видам противоборства конфликтующих сторон. Имеющиеся методики позволяют оценивать только боевой потенциал, определяемый наличием вооруженных сил и их вооружением, при этом возможности информационного потенциала не рассматриваются. Основным недостатком данных подходов оценки является линейная аддитивность учитываемых параметров и определение абсолютного потенциала, то есть оцениваемая сторона (Щ) рассматривалась изолированно от предполагаемой (Щ) конфликтующей стороны. Для устранения этого недочета предлагается рассматривать информационно-боевой потенциал стороны в отношении к конфликтующей стороне, т.е. относительный боевой потенциал с учетом параметров отражающих способы ведения техносферной войны (Щ). Основной сутью предлагаемой методики является переход от изолированной (одноидексной) оценке к интегративной (дву-хиндексной) при учете информационных факторов.
Таблица 1 Показатели оценки информационно-боевого потенциала страны
№ n/n Информационно-технический показатель(Т) Организационный показатель (О) Научный показатель(5) Геополитический показатель(в)
1. Уровень используемых информационно-технических средств (технической базы) Уровень техносферных подразделений Уровень научных школ в области информационных технологий и информационной безопасности Уровень террористической угрозы в информационном пространстве страны
2. Плотность покрытия территории государства ИТКС Уровень информатизированности органов государственного управления Уровень ВУЗов области информационных технологий Уровень социально-политической стабильности в обществе
3. Трафик ИТКС Количество абонентов ИТКС Уровень инновационных технологий в области информационных технологий Уровень участия в союзах с другими государствами
4. Средняя скорость доступа к ИТКС страны Уровень законодательной базы в области информационных технологий Уровень научно-исследовательских центро! области информационных технологий Географическое положение страны в мире и площадь территории
5. Структура ИТКС страны Уровень влияния на общемировое адресное пространство Уровень образованности населения в области информационных технологий Уровень имеющихся ресурсов
6. Уровень используемого программного обеспечения
Рис. 1 Классическое представление противоборства сторон
Рис. 2 Графическая модель конфликтной ситуации применительно к условиям техносферной войны
Общий показатель потенциала страны предлагается представить в виде четырех составляющих, каждая из которых представлена рядом частных показателей. Предлагаемые показатели представлены в таблице 1. При проведении оценки информационно-боевого потенциала необходимо учитывать неравнозначность предложенных показателей. Так показатели «технический» и «организа-ционны» будут иметь больший весовой коэффициент в реальном масштабе времени, а показатели «научный» и «геополитический» должны учитываться в прогнозе перспектив развития.
В отличии от классического представления противоборства сторон, представленного на рис. 1, в котором конфликтующие стороны имели доступ к информации о состоянии СУВ, СВС, АСУ противника опосредованно и только через естественную среду, в складывающейся конфликтной ситуации АСУ противоборствующих сторон используют один и тот же инфотелекоммуникационный ресурс общемирового единого телекоммуникационного пространства (ОМЕТП) и тем самым имеют возможность непосредственного доступа к элементам АСУ. Графическая модель складывающейся конфликтной ситуации представлена на Рис. 2.
Информационно-технический показатель Уровень используемых информационно-технических средств (технической базы). Для подсчета параметра предлагается использовать матрицу размерностью [ т X к ], где т-количество элементов структуры ИТКС (узлов связи), а к-количество типов используемых информационно-технических средств [3]. Ячейка матрицы содержит значение количества используемой на 1-м элементе /-го информационно-технического средства.
Таким образом, появляется возможность определить степень использования информационно-технических средств в ИТКС.
Используемость ]-го типа средств определяется по формуле (1):
m
w = KMH X (Ay,)>
(1)
i=i
где Кмн - коэффициент монопольности (принимает значение
1 - если данный тип средств не может быть заменен аналогом, и принимает значение равное количеству возможных аналогов - если данный тип средств, возможно, заменить аналогом) Д - значение ячейки матрицы для ]-го типа
средств; V - коэффициент важности 1-го элемента структуры
ИТКС (коэффициент важности - параметр, указывающий степень ухудшение качества функционирования при удалении элемента из структуры). Степень используемости информационно-технических средств представляется следующим образом (формулы 2-5):
Зв — З
S =■
Sa =Е (W,Ka, );
(2)
(3)
SB = X (WKBI) ;
7=1
so =Xw ;
(4)
(5)
7=1
где Км - коэффициент производства в стране "А" (принимает значение 1 - если 1-й тип информационно-технических средств производиться в стране "А" и 0 - если нет). Кш - коэффициент производства в стране "В" (принимает значение 1 - если 1-й тип информационно-технических средств производиться в стране "В" и 0 - если нет). 30 - общая сумма используемости; З - обобщенный показатель, позволяющий оценить вклад используемых информационно-технических средств в боевой (информационный) потенциал страны. Плотность покрытия территории государства ИТКС Данный показатель выводиться из простого отношения количества точек доступа к ресурсам ИТКС к площади анализируемой страны - формула (6).
П = ТД
S
(6)
где Ытд - количество точек доступа, З - площадь страны (км2). Трафик ИТКС. Для оценки трафика, необходимо оценивать внутренний, внешний и транзитный трафик ИТКС (Рис.3).
Рис. 1 Графическое представление потоков (графика^ циркулирующхв ИТКС
Внешний трафик (ТоШ )- сумма трафика стороны «А» с другими странами, исключая трафик со стороной «В». Внешний трафик стороны «А» (Т0и1А) - трафик между стороной «А» и «В». Транзитный трафик общий (Т(г0)- это трафик третьих стран, проходящих через ИТКС стороны «А». Транзитный трафик стороны «А» (ТГА)- это трафик между стороной «В» и третьими странами, проходящий через ИТКС стороны «А».
Оценка трафика будет определяться соотношением объемов циркулирующего трафика в ИТКС по его принадлежности (формула 7):
е Т
(ToutAKout + Tout )(TtrAKtr + T tro )
(7)
H&ES
RESEARCH
где Tnn- внутренний трафик, Тш- внешний трафик, Tr - тран зитный трафик, ТшА - внешний трафик со страной "А", Tout -внешний трафик с остальными странами, Kout - коэффициент важности для внешнего трафика со страной «А», ТГА - транзитный трафик страны "А", TtrO - транзитный трафик остальных стран, Kr - коэффициент важности для транзитного трафика со страной "А".
Наличие транзитного трафика, позволяет оцениваемой стране воздействовать на потоки других стран и тем самым ее информационно-боевой потенциал возрастает.
Средняя скорость доступа к ИТКС страны. Данный показатель определяется отношением суммы скоростей доступа к количеству линий доступа.
ii
sv-
V = J-L
ср
N
где N - количество линий доступа, V - скорость 1-й линии. Структура ИТКС страны. Для первичной оценки структуры транспортной сети на определенной площади можно использовать параметр, характеризующий среднюю связанность в сочетании с пропускной способностью ребер транспортной сети (9).
(9)
G = K cpWcp,
ri
S R
— i=L
N '
m
Sw
— i=L
M
(10)
(ii)
где Я^ - ранг /-го элемента транспортной сети; N - количество элементов транспортной сети; - пропускная способность ребра транспортной сети в выделенном районе; М- количество ребер транспортной сети.
Уровень используемого программного обеспечения. Для расчета параметра предлагается осуществлять по выражению (12):
Я
Ж™ =-2-, (12)
ПО
Rb + K dp Rdp + Ra NA
где Яо - общий показатель используемого ПО, Яв - частный показатель используемого ПО, разработанного в стране «В»; Ядр- частный показатель использования ПО, разработанного третьими странами; ЯА - частный показатель использования ПО, разработанного в стране «А»; Кдр - коэффициент снижения безопасности при использовании сто-
роннего ПО; КА - коэффициент снижения безопасности при использовании ПО из страны «А».
Частные показатели рассчитываются по выражениям (13-16):
п
Я =у (N , х К ); (13)
о ^^ У исп 1 6 1' х '
1=1
т
Яв =\ (N . х К ) ; (14)
в / , V исп 1 6 1У 11
1=1
-др =Х(Nu.cn, хКв1) ; (15)
i=L
k
Ra =s ( Nucn, X Kei)
(16)
i=l
(8)
Связанность элементов структуры - матрица связанности элементов структуры ИТКС между собой, где каждая ячейка матрицы несет значение суммарной (если между двумя точками несколько соединений) пропускной способности между двумя элементами ИТКС.
Ранг каждого элемента - вычисляется, как количество соединений с другими элементами ИТКС - формулы (10, 11).
где Nucni - количество используемых копий i-го программного продукта (ПП), К^ - коэффициент важности i-го ПП, n - количество всех используемых ПП, m - количество ПП, разработанных в стране «В», l - количество ПП, разработанных третьими странами, k - количество ПП, разработанных страной «А».
Организационный показатель (O)
При оценке боевого потенциала страны организационный показатель определяет подготовленность к возможному ведению техносферных операций и их масштаб. Уровень техносферных подразделений - К21. Данный показатель отражает понимание страной возможных последствий при ведении техносферной войны и необходимость создания и развития соответствующих подразделений - формула (17).
K2.1 =
N + N
"2.1.1 "2.1.2
N
V + V
v 2.1.1 v 2.1.2
V
( ^2,1 + F2.1.2 ) , (17)
где N211 - количество государственных техносферных подразделений; N212 - количество негосударственных техносферных организаций действующие по заданию и при финансовой поддержке государства; N - количество государственных структур (учреждений); V - количество населения государства; V211 - количество сотрудников государственных подразделений; V212 - количество сотрудников негосударственных организаций; F211 - эффективность техносферных воздействий подразделений - рассчитывается по формуле (18); F212 - эффективность противодействий техносферных подразделений - рассчитывается по формуле (19).
F2.2Л=Хобщ/Хпp, (1 8)
где Хобщ - количество атак совершенных государством; Хпр -количество реализованных атак.
F2.2.2=Zобщ/Zпp, (1 9)
где Zo6l4 - количество атак совершенных на государство; Znp - количество атак преодолевших защиту. Уровень информатизированности органов государственного управления - K22. Данный показатель позволяет оценить возможность ведения техносферных операций и масштаб их воздействий. При этом чем выше уровень информатизированности органов государственного управления тем выше потенциальный ущерб, который возможно нанести стране в техносферной войне (20).
K2. 2 =
N2 . 2. 1 + N2 . N
\ i С \ Са
С
(20)
где Ы2.2. 1 - количество государственных структур (учреждений) имеющих автоматизированные системы (использующие информационные технологии); Ж2.2.1 - количество государственных структур (учреждений) объединенных выделенными ИТКС и имеющие соединения с сетями общего пользования; N - количество государственных структур (учреждений); Са -количество автоматизированных функциональных процессов в государственных структурах (учреждениях); С - количество функциональных процессов в государственных структурах (учреждениях);
Количество абонентов ИТКС - К23. Количество абонентов ИТКС позволяет оценить масштаб возможных техно-сферных операций (21).
K 2.3 =
V
V
V
V
V
V
(21)
где V - количество населения государства; ¥2.3.1 - количество абонентов фиксированной связи; ¥2.3.2 - количество абонентов подвижной связи; ¥23 3 - количество пользователей Интернет.
Уровень правовой базы в области информационных технологий - К3.4. Уровень правовой базы определяет степень проработанности вопросов информационной безопасности при ведении техносферной войны и осознанию опасности возможных угроз - формула (22).
K 2.4 =
M
2.4.1
M
M
2.4.2
M
2.4
(22)
б, =1 б
3.1 гКг>
(25)
где К{ - весовой коэффициент каждого показателя; Q311 -интенсивность проводимых конференций - формула (26)
_ N3. 1.1 .
03. 1. 1 =
N.
(26)
общ1
N311 - количество проводимых конференций по тематике информационной безопасности (ИБ); Nобщl - общее количество проводимых в стране научных конференций; Q3 1 2 -интенсивность выпуска трудов - формула (27)
N
0_ Jv3. 1.2
3.1.:
N
(27)
общ 2
- количество выпускаемых трудов (научные, методические, авторефераты, монографии) по тематике ИБ; N
общ 2
общее количество выпускаемых научных трудов в стране; Q31 з - интенсивность издания книг и учебников (28)
N
^ * 3.1.3 •
Ö3.1.3
N
(28)
общ3
N! 3 - количество изданных книг и учебников по тематике ИБ; Nбщ3 - общее количество издаваемых книг и учебников; Q31 - индекс реферативности (ссылаемости) - формула (29)
N3 . 1 . 4 ; (29)
0,1.4
N
где М241 - количество законодательных актов по безопасности информации; М242 - количество законодательных актов уголовного преследования за нарушения в области безопасности информации; М- общее количество законодательных актов в государстве; Б24 - актуальность (своевременность) законодательных актов по безопасности информации - формула (23);
02.4 = 1/72.4, (23)
Т24 - время существования закона (от принятия до замены или отмены).
Уровень влияния (управления) на общемировое адресное пространство - К2.5. Данный показатель определяет возможности страны при проведении техносферных операций влиять на управление ИТКС атакуемой стороны за счет изменения адресации - формула (24).
К2.5 = РМ25, (24)
где Р - доля государства в участи распределения адресации в 1Р-сетях (в настоящее время единовластные решения со стороны США); N^5 - количество государств участвующих в общемировом информационном обмене.
Научный показатель ф) Уровень научных школ в области информационных технологий и информационной безопасност
рассчитывается по формуле (25).
общ 4
- количество ссылок на работы по тематике ИБ; NОбщ4 - общее число ссылок на научные работы страны;
Q3 - интенсивность подготовки специалистов с высшим образованием - формула (30)
_ N3.1 5 .
63.1.5
N.
(30)
общ 5
N3 х 5 - количество подготовки специалистов с высшим образованием по тематике ИБ; Noбщ5 - общее количество подготавливаемых специалистов; Q316 - интенсивность подготовки специалистов с учеными степенями (31)
N3. 16 .
0,1.6
N
(31)
общ 6
N3 ! 6 - количество подготавливаемых специалистов с учеными степенями по тематике ИБ; N , , - общее количе-
' общ 6
ство подготавливаемых специалистов с учеными степенями. Причем Nх 6 и Noбщ6 рассчитываются по формуле:
N = N + N XК Л, где N - количество кандидатов
кн он ко кн
наук, Nдн - количество докторов наук, Ккд - весовой коэффициент доктора перед кандидатом.
QЪ1 - интенсивность получения государственных наград и премий работниками и коллективами - формула (32)
а.1.-
N
N
(32)
общ 1
где
N -
3.1.7
количество наград и премий, получаемых ра-
Xp
P = i=1 3.2.1
(37)
N
Qs.
N
(39)
N
Qs
Qs
N
N3. N
N
(40)
(41)
ботниками и коллективами по тематике ИБ; Nобщ 7 - общее
количество наград и премий, получаемых научными сотрудниками страны; 0318 - индекс признания в мире (включение
имен работников в международные рейтинговые оценки, получение международных наград и премий) - формула (33)
Q = ^.1.8 ; (33)
^3.1.8 N
1' общ8
N3 1 8 - количество признанных в мире ученых по тематике ИБ. Причем ¥ = NBK + N , где N - количество признан-
3.1.8 В 3 др В
ных ученых в стране «В»; К3 - коэффициент значимости; Ыдр -количество признанных ученых в других странах; ¥общ8 - общее количество признанных в мире ученых.
Для достижения адекватности показателей, подсчет необходимо производить за период времени не менее пяти лет.
Уровень ВУЗов области информационных технологий.
Общая последовательность расчета - формула (34).
Q32 = 03.2.1К3.2.1 Х 03.2.2кК3.2.2 * 03.2.3К3.2.3 (34)
1.Оценка профессорско-преподавательского состава (ППС) (35-37).
03.2.1 = 03.2.1.1Р + ¥3.2.1.2К3.2.1 , (35)
0 = (¥3. 2. 1.3 - N3. 2. 1. 4) + Ккд (¥3. 2. 1.5 - ¥3. 2. 1.6 ) , (36)
3211 N '
где N3,2.2.1 - число выпускников окончивших заведение за всю его историю; N3.2.2.2 - число студентов, обучаемых в данный период времени; N¡223 - число выпускников, получивших престижные международные награды; N3.2.2.4 - количество студентов отмеченных в национальных (международных) научных конкурсах; 03.2.2.1 - соотношение числа поступающих к окончившим обучение; 03.2.2.2 - средний выпускной балл; N¡¿.¿5 - число выпускников, устроившихся работать по специальности; N¡^6 - число выпускников, поступивших в аспирантуру; 03.2.2.3 - доля выпускников, устроившихся работать по специальности; 03.2.2.4 - доля выпускников, поступивших в аспирантуру; 03.2.2.5 - число студентов на одного преподавателя.
Ш.Другие аспекты - формулы (42-44).
0 = 0 Х0 X N , (42)
£¿3.2.3 £¿3.2.3.1 £¿3.2.3.2 3.2.3.1 1 '
где N¡3.^ - число статей сотрудников ВУЗа, включенных в международные индексы цитируемости; Я3.2.31 - расходы ВУЗа на преподавание; Я3.2.3.2 - расходы ВУЗа на исследования; к - общие расходы ВУЗа.
Qs.
= R3.2.3.1 + R3.2.3.2
R
(43)
где 03.2.3.1 - доля расходов на научно-преподавательскую деятельность; N¡232 - число аспирантов, защитивших диссертацию.
(44)
Q3.
N
_ " 3.2.3.2
N
где - общее количество преподавателей; N3.^^ - ко-
личество преподавателей, получивших престижные международные награды; N¡2^3 - количество преподавателей, имеющих степень КН; N¡2^^ - количество преподавателей, получивших степень КН в стране «А»; N321.5 - количество преподавателей, имеющих степень ДН; N¡2,16 - количество преподавателей, получивших степень ДН в стране «А»; 012.1.1 - доля остепененных преподавателей (коэффициент остепененности); Ккд - весовой коэффициент доктора перед кандидатом; Рз21 - опыт преподавателей; P¿ - преподавательский стаж 1-го преподавателя.
И.Оценка студентов - формула (38).
0 =П 0 + N К + N К (38)
ад.2.2 X 2.2.1 3.2.2.2 3.2.2.1 3.2.2.3 3.2.2.2
¿=1
Расчет составляющих производится по формулам (39-40).
где 0з2.з2 - Доля аспирантов, защитивших диссертацию. Уровень инновационных технологий в области информационных технологий
Методические положения оценки инновационного потенциала
Общая методологическая схема многоуровневой оценки уровня инновационного потенциала имеет такую последовательность:
1. Устанавливается перечень кластер-факторов, связанных с соответствующими свойствами инновационного потенциала и строится «дерево кластер-факторов», ствол которого -уровень развития и качество инновационного потенциала в целом, а ветви, расположенные на соответствующих уровнях, более детальные его свойства.
2. В соответствии с установленным перечнем кластер-факторов и структуризацией их за разработанным «деревом кластер-факторов» устанавливаются показатели оценки потенциала.
3. Согласно проведенной структуризации и иерархизации показателей оценки рассчитывается коэффициент весомости каждого показателя.
4. Избирается база сравнения уровня инновационного потенциала, за которую может быть взятый инновационный потенциал исследующегося предприятия за предыдущий период или инновационный потенциал ближайшего в стратегической группе конкурента.
5. Проводя сравнительный анализ посредством метода средневзвешенной рассчитываем показатель роста инновационного потенциала (или показатель уровня инновационного потенциала) исследуемой страны. Оцениваем интенсивность инновационного развития.
6. На основании полученных данных делается вывод относительно уровня инновационного потенциала.
Расчет уровня инновационного потенциала
Определяется величина показателя роста инновационного потенциала исследующегося объекта по формуле (45):
n Qd
=£ ((Q х B)
(45)
где int - показатель роста инновационного потенциала, исследуемой страны за период времени t; Од, - оценка i-го показателя инновационного потенциала, исследуемой страны (в балах); Об, - оценка i-го показателя инновационного потенциала базы сравнения (в балах); В, - коэффициент весомости i-го показателя (в % или относительных величинах) (В,-= 100% или В, = 1).
Отметим, что посредством приведенных формул можно получить, как показатель роста инновационного потенциала страны, относительно изменения этого потенциала за предыдущий период времени (год, 5 лет), так и показатель уровня инновационного потенциала страны относительно потенциала страны «А» (проводящей оценку).
Используя показатель прироста инновационного потенциала, можно оценить интенсивность инновационного развития страны по формуле (46):
I = АП (46)
ip AT
где Iip - показатель интенсивности инновационного развития страны; А Т - период расчета интенсивности инновационного развития, годы.
Показатель интенсивности инновационного развития страны показывает величину прироста его инновационного потенциала за один год (или другую единицу времени).
Аналогичный подход можно использовать и для прогнозной оценки инновационного развития, приравнивая во времени, имеющийся потенциал и рассчитывая через одинаковый период времени, будущий потенциал. Другим, не менее важным критерием оценки инновационного развития нужно считать стоимостную оценку, которая может быть проведенная посредством показателя удельных расходов на инновационное развитие. Этот показатель может быть рассчитанный как отношение расходов на инновационное развитие к величине прироста инновационного потенциала с учетом фактору времени - формула (47).
ПВ =-p- (47)
ip А1П
где ПВр - удельные расходы на инновационное развитие; А 1П- рост инновационного потенциала за период времени I; В1р - расходы на инновационное развитие за период времени I.
Экономическое содержание показателя заключается в следующем: он показывает, сколько средств (денежных единиц) расходует страна для достижения единичного роста свое-
го инновационного потенциала. К расходам на инновационное развитие следует выносить расходы на НИОКР, приобретение патента или лицензии, расходы на освоение и внедрение в производство продуктовых и технологических организационно-управленческих инноваций.
Уровень научно-исследовательских центров в области информационных технологий
Оценка технического потенциала НИЦ.
Главной чертой НИЦ, отличающей его от лаборатории, является наличие приборов, обеспечивающих проведение многопрофильных, многометодовых и междисциплинарных исследований. Многопрофильность и возможность проводить многометодовые исследования, испытания и измерения определяют научно-исследовательский потенциал НИЦ, повышают уровень востребованности его услуг. Мно-гопрофильность НИЦ определяется наличием различных видов объектов приборной базы. Соответственно, чем больше видов измерительного оборудования представлено в НИЦ, тем выше уровень его многопрофильности. НИЦ не считается многопрофильным при наличии одного или нескольких приборов только одного вида.
Возможность проведения в НИЦ многометодовых измерений определяется количеством объектов приборной базы одного вида. Это требование обусловлено тем, что для получения достоверных научных результатов одно и то же измерение необходимо проводить на различных измерительных приборах. Считается, что НИЦ имеет возможность проводить многометодовые измерения при наличии не менее 5 единиц измерительного оборудования одного вида; для каждого вида измерительного оборудования может быть установлено определенное количество приборов, минимально необходимое для проведения многометодовых измерений; также могут быть установлены минимальные требования к стоимости научного оборудования.
Технический потенциал НИЦ, определяемый по факторам «многопрофильность» и «многометодовые измерения», может быть оценен с помощью системы баллов, приведенных в таблице 2.
Таблица 1 Количество баллов, набираемых НИЦ по схеме «многопрофильность - многометодовые измерения»
Количество измерительных приборов
Наличие Менее 5 единиц От 5 единиц
приборов 1 вида 2-х видов 3-х видов 4-х видов 5-ти видов
1 вида 1 2
2 видов 2 3 4
3 видов 3 4 5 6
4 видов 4 5 6 7 8
5 видов 5 6 7 8 9 10
Согласно разработанному алгоритму количество баллов, которые НИЦ получает по фактору «многопрофильность», эквивалентно числу видов имеющегося измерительного оборудования. По фактору «многометодовые измерения» НИЦ получает количество баллов, эквивалентное числу видов.
Распределение НИЦ по группам в зависимости от количества набранных баллов по схеме «многопрофильность-многометодовые измерения» выглядит следующим образом: группа А - 9-10 баллов (максимальный технический потенциал); группа В - 7-8 баллов; группа С - 4-6 баллов; группа D - 1-3 балла (минимальный технический потенциал). Выделенные группы можно рассматривать как уровни технического потенциала НИЦ.
Научно-технический потенциал НИЦ может быть охарактеризован следующими абсолютными и относительными показателями:
1. Численность сотрудников НИЦ - среднегодовая численность сотрудников НИЦ, в том числе докторов и кандидатов наук.
2. Уровень квалификации сотрудников НИЦ - отношение числа сотрудников НИЦ, имеющих ученую степень, к общей численности сотрудников НИЦ. Данный показатель указывает на профессиональный уровень сотрудников НИЦ.
3. Стоимость оборудования НИЦ (условных денежных единицах (УДЕ)] - среднегодовая балансовая стоимость объектов приборной базы, закрепленных за НИЦ.
4. Техновооруженность в НИЦ (УДЕ) - отношение стоимости оборудования к численности сотрудников НИЦ. Результативность использования ресурсного потенциала НИЦ носит мультикритериальный характер. Условно показатели результативности можно разделить на две большие группы: стоимостные и нестоимостные.
Несколько комментариев о нестоимостных параметрах. К ним, в частности, можно отнести число выполненных исследований, измерений, испытаний; количество публикаций, содержащих научные результаты, полученные на приборной базе НИЦ; число организаций-пользователей; патентная активность, количество докладов сотрудников НИЦ, сделанных на российских и зарубежных конференциях; количество подготовленных в рамках НИЦ дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций; число аттестованных методик, разработанных сотрудниками НИЦ; документы о международном признании НИЦ, уровень загрузки научного оборудования и др. Безусловно, каждый их указанных показателей важен, однако при проведении сравнительного анализа НИЦ по нестоимостным параметрам возникает множество сложностей при их сопоставлении. Например, если рассматривать число публикаций, оценка их качества является самостоятельной задачей, отнимающей много ресурсов на экспертизу. Что касается параметров загрузки научного оборудования, популярного среди НИЦ показателя, то здесь возможны различные ситуации, когда меньшая загрузка дает на выходе больше научных результатов. Аналогичные соображения применимы к патентам, докладам, диссертациям, аттестованным методикам.
В то же время, нестоимостные показатели наилучшим образом свидетельствуют о результативности НИЦ. Однако эти показатели оказываются довольно проблематичными с точки зрения использования в сравнительном анализе и оценке содержания и качества деятельности НИЦ. Тем не менее, несмотря на методические сложности вряд ли стоит игнорировать нестоимостные показатели. Вместе с тем, параметры результативности, имеющие денежное выражение,
более удобны в управленческих целях. Они универсальны, проверяемы, контролируемы, наконец, имеют ту же единицу измерения, что и государственные инвестиции в НИЦ. Исходя из этого, в рамках данной методики будут использованы преимущественно стоимостные показатели результативности.
Итак, для оценки экономической результативности НИЦ были выбраны следующие показатели:
1. Стоимость выполненных НИР и услуг НИЦ - суммарная стоимость НИР и услуг, оказанных НИЦ на возмездной основе.
2. Использование приборной базы НИЦ - отношение стоимостного объема выполненных НИР и оказанных услуг к стоимости оборудования НИЦ.
3. Производительность НИЦ - отношение стоимостного объема выполненных НИР и оказанных услуг к численности сотрудников НИЦ.
4. Степень ориентированности НИЦ на внешних пользователей определяется как отношение себестоимости услуг, оказанных НИЦ внешним пользователям, к себестоимости всех услуг, оказанных НИЦ.
Себестоимость услуги НИЦ предлагается рассчитывать по следующей формуле: 5" = (О, где - себестоимость услуги в условных денежных единицах (УДЕ); ( - продолжительность оказания услуги; О - себестоимость одного часа работы на оборудовании НИЦ УДЕ/час, требуемом для оказания услуги.
Себестоимость одного часа работы на оборудовании НИЦ определяется по 6 основным элементам затрат - формула (48):
О = А + В + С + В + Е + ^ (48)
где А - амортизационные отчисления по основному оборудованию, участвующему в проведении испытания, измерения, исследования, УДЕ/час; В - амортизационные отчисления по вспомогательному оборудованию, участвующему в проведении испытания, измерения, исследования, УДЕ/час; С - затраты на содержание и обслуживание основного и вспомогательного оборудования, участвующего в проведении испытания, измерения, исследования, УДЕ/час; В - затраты на оплату электроэнергии, УДЕ/час; Е - затраты на расходные материалы, УДЕ/час; ^ - заработная плата оператора оборудования за один час работы, УДЕ /час. Опираясь на расчетные значения себестоимости услуги НИЦ, его эффективность может быть оценена с использованием показателя рентабельности по формуле (49):
я = х шо% 5 (49)
5
где Я - рентабельность деятельности НИЦ (%); 2 - размер выручки (в стоимостном выражении объем услуг, оказанных НИЦ); 5 - себестоимость услуг.
Сопоставление параметров ресурсного потенциала, которые носят статический характер (при отсутствии форс-мажорных событий) и параметров экономической результативности использования ресурсного потенциала, иллюстрирующих достижения, которые весьма изменчивы во времени, позволяет перейти к системе координат «ресурсный потенциал (статика) - результативность использования ресурсного потенциала (динамика)».
Уровень образованности населения в области информационных технологий
Введем новый показатель - индекс образованности населения (ИОН) и методике его формирования.
Этот индекс учитывает разную степень образованности населения - от неграмотности до высшего образования. Учет численности граждан с поствысшим образованием (получивших два высших образования, ученые степени и т. д.) не учитывается: эти лица проходят вместе с получившими высшее образование. В признанном ООН индексе потенциала человеческого развития (ИПЧР) в качестве одного из трех составляющих его показателей принят уровень образованности населения в возрасте полных 19 - полных 49 лет, иначе говоря, от 20 до 50. Указанный показатель плюс еще два, а именно: средняя продолжительность жизни и уровень дохода на душу населения - обобщаются в ИРЧП вполне определенным образом, что дает численное представление о степени развития человеческого потенциала. При выработке нового показателя образованности населения предлагается сохранить, притом в качестве основного первый из обозначенных выше показателей ИРЧП. Но не ограничиться им, а добавить к нему еще два, с тем, чтобы объединить их определенным образом в новом показателе - индексе образованности населения (ИОН) страны, государства, региона, этноса и т.д. В каждой стране он может применяться с известными модификациями, учитывающими ее специфику. Предлагаемый способ исчисления ИОН обладает обобщенным характером.
Для полноты ИОН вводятся дополнительно два новых показателя образованности населения, в результате чего ИОН складывается из трех частей:
a) А - показатель среднего уровня образованности населения в активном, рабочем возрасте (20-50 лет);
b)£ - численность студентов на 10000 чел. населения;
c) Я - расходы на содержание системы образования и обучения учащихся, поступающие (по возможности или, по крайней мере, на основе приблизительной оценки) из всех источников, в % к ВВП страны в соответствующий период.
Поскольку значение ИОН определяется на основе измерения этих показателей, основным методологическим вопросом становится способ их сведения воедино. Предлагается суммировать их по простейшей схеме, весьма условно полагая параметры равнозначными. Иначе говоря, если обозначить эти параметры как а, Ь, с, то значение ИОН выводится следующим образом - формула (50):
ИОН =
A + S + R 3
(50)
редовых странах. Сумма этих трех дробей, поделенная на три, дает значение ИОН, которое, таким образом, всегда меньше единицы - формула (51).
(51)
ИОН =-
3
Геополитический показатель (в) Уровень террористической угрозы в информационном пространстве - К41. Уровень террористической угрозы позволяет оценить возможные угрозы информационной безопасности со стороны террористических организаций и возможности страны в этих условиях противостоять техносферным операциям атакующей стороне - формулы (52, 53).
K4.1 -
L4.1.1 + k4.1* L4.1.2
D
D.
F '
4.1
(52)
где ¿4.1.1 - количество террористических организаций (групп) действующих на территории государства; £4л.2 - количество террористических организаций (групп) действующих в регионе; &41 - коэффициент учитывающий влияние на государство террористических организаций действующих в регионе; £41 - количество террористических организаций (групп) действующих в мире; 0411 - количество террористических актов осуществленных в информационном пространстве государства; £4л.2 - количество террористических актов предотвращенных в информационном пространстве государства; £41 - количество террористических актов в мировом информационном пространстве
= £>4.1.2 / D4.11, (53)
Е41 - эффективность системы государства противодействия террористическим информационным атакам. Уровень социально-политической стабильности в обществе - К4.2. Данный показатель позволяет оценить возможности страны обеспечить необходимый уровень социально-политической стабильности в обществе, который влияет на появление возможных внутренних угроз, рассчитывается по формуле (54).
/■ ч /■ ч
(54)
Таким образом, чтобы учесть действие всех трех показателей, предполагается измерять ИОН как третью часть их суммы. Трудность состоит прежде всего в том, что получаемые величины разнокачественные, так как характеризуют разные явления и измеряются каждый своим способом. Чтобы преодолеть эту трудность, преобразуем абсолютные цифры частных показателей в дробные числа. Числителем выступает значение каждого их трех параметров в данной стране за данный период, а знаменателем - наивысшее (или вплотную приближающееся к нему) значение этого показателя в наиболее пе-
K4.2 -
где £4.21 - количество демонстраций экстремисткой направленности (стихийные восстания, бунты, погромы) проведенных в государстве; £42 - количество демонстраций экстремисткой направленности в мире; Р4.21 - уровень качества жизни в государстве (доход на человека или средний прожиточный минимум); Р42 - максимальный уровень качества жизни в мире.
Уровень участия в союзах с другими государствами в информационной сфере - К43. При оценке уровня участия в союзах с другими государствами учитывается количество как военно-политических блоков, в которых участвует государство, так и количество экономические союзов, которые так же могут иметь большое влияние при решении проведения техносферной операции - формула (55).
K4.3 -
i j k J ^
J 4.3.1 + k43.1* J 4.3.2
B4.3.1 + k4.3.2 *B4.3.2
B-.A
(55)
где У4.3.1 - количество военно-политических блоков (договоров) в которых участвует государство в информационной сфере; З432 - количество военно-политических блоков в которых участвуют союзники данного государства в информационной сфере; к4.3л - коэффициент учитывающий влияние на государство действия союзных государств; З43 - количество военно-политических блоков в мире поддерживающих информационный обмен; .843.1 - количество экономические блоков в которых участвует государство в информационной сфере; В432 - количество экономические блоков в которых участвуют союзники данного государства в информационной сфере; к432 - коэффициент учитывающий влияние на государство действия союзных государств; В43 - количество экономические блоков в мире поддерживающих информационный обмен. Географическое положение страны в мире и размер территории - К4.4 рассчитывается по формуле (56).
K4.4 =
ИЛ
ИЛ
(56)
где И4А1 - количество государств, с которыми граничит данное государство; Н44 - количество государств в мире; Б4.4Л -размер территории государства; Б44 - размер территории земного шара (всех государств).
Уровень имеющихся ресурсов - К45. Данный показатель определяет с одной стороны возможность страны существовать без взаимодействия с другими государствами, а с другой степень возможных притязаний агрессивных стран - формула (57).
K4.5 =
'о 4
Q4.5
W
W.
R.
(57)
W = f (TktOko •Sks •Gkg),
(58)
где к - весовой коэффициент информационно-технического показателя, к0 - весовой коэффициент организационного по-
казателя, к5 - весовой коэффициент научного показателя, к8 -весовой коэффициент геополитического показателя.
Введение весовых коэффициентов, обусловлено не равноценным влиянием всех показателей на общий информационно-боевой потенциал, при чем к > к >> к > к
1 I О 5 g '
При этом функционал явно будет иметь нелинейный вид (Рис. 4). Кривизна функции (коэффициенты) будут определены после набора статистических данных при оценке реальных объектов (стран).
W
где Q4.5.1 - количество запасов государства по ресурсу - источников энергии (горючие ископаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопливо и т.д.); Q4.5 - количество запасов в мире по ресурсу - источников энергии; ^451
- количество запасов государства по ресурсу - сырья и материалов (полезные ископаемые, леса, биоресурсы, запасы технической воды и др.); Ж45 - количество запасов в мире по ресурсу - сырья и материалов; Я45Л - количество запасов государства по ресурсу - продуктов питания (питьевая вода, растения - сельскохозяйственные культуры, продукты охоты и рыболовства); Я45- количество запасов в мире по ресурсу
- продуктов питания; I - количество информационных
ресурсов государства; 145 - количество информационных
ресурсов в мире.
Таким образом, общий информационный потенциал страны может оценен по формуле (58)
ТОБО
Рис. 2 Предполагаемая зависимость информационного потенциала от обобщенного показателя (ГOSG)
Предложенный подход позволяет оценить информационно-боевой потенциал страны с учетом не только ее «внутренних» показателей, но и с учетом взаимосвязи с другими государствами и в частности с государством, относительно которого производится оценка, а так же учесть современные тенденции ведения техносферных боевых действий. Новизна предложенного подхода заключается в ассиметричности получаемых значений информационо-боевого потенциала страны, в зависимости от страны производящей оценку, что по мнению авторов статьи является более обоснованным в современных условиях глоболизации и интеграции.
Авторы отдают себе отчет, что предложенный подход требует существеного развития и детализации с привлечением значительного числа заинтересованных ученых.
Литература
1. Стародубцев Ю. И., Семенов С. С., Бухарин В. В., "Техно-сферная война" научно-технический журнал "Известия Орел ГТУ".-Орел: Орел ГТУ, №1 2011.
2. Стародубцев Ю. И., Семенов С. С., Бухарин В. В., "Техно-сферная война", научно-технический журнал "Вестник военного университета": М.: Наука-ХХ1, №4 2010.
3. Нечипоренко В. И., Структурный анализ и методы построения надежных систем. - М.: Советское радио, 1968, 256 с.
4. Балахонцев Н., Кондратьев А. Зарубежные методы оценки потенциала стран. // Зарубежное военное обозрение. -М.: Красная звезда - 2010. - № 11. - С. 101-104.
5. Стародубцев Ю. И., Семенов С. С., Бухарин В. В. Техно-сферная война // Военная мысль, №7, 2012.
6. Буренин А.Н., Легков К.Е. Эффективные методы управления потоками в защищенных инфокоммуникационных сетях // H&ES: Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. - 2010. -№ 2. - С. 29-34.
7. Буренин А.Н., Легков К.Е. Модели процессов мониторинга при обеспечении оперативного контроля эксплуатации инфокоммуникационных сетей специального назначения //
H&ES: Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. - 2011. -№ 2. - С. 19-23.
8. Буренин А.Н., Легков К.Е. К вопросу моделирования организацииинформационнойуправляющейсетидлясистемы управления современными инфокоммуникационными сетями // H&ES: Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. - 2011. - № 1. - С. 22-25.
ASSESSMENT INFORMATION THE COMBAT POTENTIAL OF THE PARTIES IN TECHNOSPHERE CONFLICTS
Semenov S., Doc.Tech.Sci., docent, Military Academy of communications, [email protected] Gusev A., PhD, Military Academy of communications, [email protected]
Barbotko N., Military Academy of communications, [email protected]
Abstract
Annotation. In article the analysis of existing approaches to an assessment of fighting capacities of the parties in the modern conflicts is carried out. Offers on the account are made at an assessment of fighting potential of information component and mutual influence of the parties that allows to receive asymmetric estimates, depending on the party making an assessment. The analysis of modern methods of an assessment of fighting potentials showed not compliance of available views to new types of an antagonism of conflicting parties. Available techniques allow to estimate only the fighting potential determined by existence of armed forces and their arms, thus possibilities of information potential aren't considered. The main lack of these approaches of an assessment is linear additivity of considered parameters and determination of absolute potential, that is the estimated party was considered separately from an estimated conflicting party. For elimination of this defect it is offered to consider the information and fighting capacity of the party in the relation to a conflicting party, or relative fighting potential taking into account parameters reflecting ways of conducting tekhnosferny war. The main essence of an offered technique is transition from isolated (odnoideksny) assessment to integrative (two-index) at the accounting of information factors. The offered approach allows to estimate the information and fighting capacity of the country taking into account not only its "internal" indicators, but also taking into account interrelation with other states and in particular with the state concerning which the assessment is made and as to consider current trends of maintaining the tekhnosfernykh of operations. Novelty of the offered approach is in asymmetry of received values of informatsiono-fighting capacity of the country,
depending on the country making an assessment that according to authors of article is more reasonable in modern conditions of globalization and integration. Decomposition of the main indicators on a row private is carried out, the generalized methods of their calculation are formulated. Possible ways of their development are planned. Authors realize that the offered approach demands essential development and specification with attraction of considerable number of the interested scientists
Keywords: Technosphere war, combat potential, informational confrontation, the asymmetry assessment, mutual influence of the parties.
References
1. Starodubcev U I, Semenov S S, Buharin V V, "Technosphere war" scientific-technical magazine "Izvestiya Orel STU".-Orel:, №1 2011.
2. Starodubcev U I, Semenov S S, Buharin V V, " Technosphere war" scientific-technical magazine " Bulletin of the military University ": science -XXI, №4 2010.
3. Nechiporenko V I, Structural analysis and methods for building reliable systems. - M.: Soviet radio, 1968, 256c.
4. Balahoncev N, Kondratyev A "Foreign methods of assessment of country capacity". // Foreign military review. - M.: Red star -2010. - № 11. - C. 101-104.
5. Starodubcev U I, Semenov S S, Buharin V V, "Technosphere war" Military thought: №7 2012.
6Legkov, K.E.Effective methods of control over streams in protected infokommunikatsionny networks / A.N. Burenin, K.E.Legkov// H&ES: High technologies in space researches of Earth. - 2010.-№2. - Page 29-34.
6. Legkov, K.E. To a question of modeling of the organization of the information managing director of a network for a control system of modern infokommunikatsionny networks / A.N. Burenin, K.E.Legkov//H&ES: High technologies in space researches of Earth. - 2011.-№ 1. - Page 22-25.
7. Legkov, K.E.Model of monitoring processes when ensuring operative control of operation of infokommunikatsionny networks of special purpose / A.N. Burenin, K.E.Legkov//H&ES: High technologies in space researches of Earth. - 2011.-№ 2. - Page 19-23.