Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА УЧИТЕЛЕЙ'

ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА ТРУДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / УЧИТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанов Евгений Георгиевич, Ишмухаметов Инсаф Басырович

Проанализированы условия труда учителей общеобразовательных школ по данным аттестации рабочих мест. Дополнительно проведены исследования по оценке содержания условно патогенных микроорганизмов в воздушной среде классных комнат. Оценено здоровье учителей по результатам дополнительной диспансеризации работающего населения. Рассчитан индивидуальный профессиональный риск с учетом фактических условий труда и состояния здоровья. Показано, что труд учителя общеобразовательной школы характеризуется постоянным либо периодическим воздействием на него комплекса вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, в котором, по данным аттестации рабочих мест, ведущее место принадлежит повышенной напряженности труда, шуму и неудовлетворительным параметрам световой среды. Воздушная среда классных комнат постоянно содержит большое количество условно патогенных микроорганизмов, что может быть причиной снижения показателей иммунной системы и частой заболеваемости воздушно-капельными инфекциями. Установлено, что индивидуальный профессиональный риск учителей, рассчитанный с учетом условий труда и показателей здоровья, относится к высокому и свидетельствует о высокой вероятности повреждения здоровья учителя в процессе труда. Рекомендовано включить оценку биологического фактора в аттестацию рабочих мест учителя и проводить для учителей общеобразовательных школ обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, как для работников, занятых во вредных условиях труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING INDIVIDUAL OCCUPATIONAL RISK IN TEACHERS

The authors analyzed work conditions of comprehensive school teachers according to workplace assessment. Additional studies covered opportunistic pathogens content of air in classrooms. Auxiliary medical examination evaluated health state of the teachers. Individual occupational risk was calculated with consideration of actual work conditions and health state. Comprehensive school teacher’s work is characterized by constant or transitory influence by complex of occupational and work hazards that are mostly (according to to workplace assessment) increased work intensity, noise and inadequate illumination parameters. Ambient air of classrooms constantly contains high number of opportunistic pathogens, that could decrease immune system parameters and cause more droplet infections. Individual occupational risk of teachers, calculated with consideration of work conditions and health state parameters, appears to be high and proves high possibility of teachers’ health damage at work. Recommendations cover evaluation of biologic factors within the workplace assessment, obligatory preliminary (before employment) and periodic medical examinations for comprehensive school teachers as for workers exposed to occupational hazards.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА УЧИТЕЛЕЙ»

УДК 371.124:616.89-057

Е.Г. Степанов1, И.Б. Ишмухаметов2 ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА УЧИТЕЛЕЙ

1 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, г. Уфа; 2Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Стерлитамакская государственная педагогическая академия, г. Стерлитамак

Проанализированы условия труда учителей общеобразовательных школ по данным аттестации рабочих мест. Дополнительно проведены исследования по оценке содержания условно патогенных микроорганизмов в воздушной среде классных комнат. Оценено здоровье учителей по результатам дополнительной диспансеризации работающего населения. Рассчитан индивидуальный профессиональный риск с учетом фактических условий труда и состояния здоровья. Показано, что труд учителя общеобразовательной школы характеризуется постоянным либо периодическим воздействием на него комплекса вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, в котором, по данным аттестации рабочих мест, ведущее место принадлежит повышенной напряженности труда, шуму и неудовлетворительным параметрам световой среды. Воздушная среда классных комнат постоянно содержит большое количество условно патогенных микроорганизмов, что может быть причиной снижения показателей иммунной системы и частой заболеваемости воздушно-капельными инфекциями. Установлено, что индивидуальный профессиональный риск учителей, рассчитанный с учетом условий труда и показателей здоровья, относится к высокому и свидетельствует о высокой вероятности повреждения здоровья учителя в процессе труда. Рекомендовано включить оценку биологического фактора в аттестацию рабочих мест учителя и проводить для учителей общеобразовательных школ обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, как для работников, занятых во вредных условиях труда.

Ключевые слова: медицина труда, индивидуальный профессиональный риск, учителя общеобразовательных школ, диспансеризация работающего населения.

E.G. Stepanovi, I.B. Ishmoukhametov2. Evaluating individual occupational risk in teachers

1 The Office of the Federal Service for Supervision over Consumer Rights Protection and Human Welfare of the Republic of Bashkortostan, Ufa

2 Sterlitamak State Pedagogical Academy, Sterlitamak

The authors analyzed work conditions of comprehensive school teachers according to workplace assessment. Additional studies covered opportunistic pathogens content of air in classrooms. Auxiliary medical examination evaluated health state of the teachers. Individual occupational risk was calculated with consideration of actual work conditions and health state. Comprehensive school teacher's work is characterized by constant or transitory influence by complex of occupational and work hazards that are mostly (according to to workplace assessment) increased work intensity, noise and inadequate illumination parameters. Ambient air of classrooms constantly contains high number of opportunistic pathogens, that could decrease immune system parameters and cause more droplet infections. Individual occupational risk of teachers, calculated with consideration of work conditions and health state parameters, appears to be high and proves high possibility of teachers' health damage at work. Recommendations cover evaluation of biologic factors within the workplace assessment, obligatory preliminary (before employment) and periodic medical examinations for comprehensive school teachers as for workers exposed to occupational hazards.

Key words: occupational medicine, individual occupational risk, comprehensive school teachers, medical examination of working population.

В настоящее время в России чрезвычайно остро стоит проблема сохранения здоровья трудоспособного населения, причем это касается всех или абсолютного большинства работающих вне зависимости от характера и условий труда. Сегодня можно считать доказанным, что от 20 до 40 % всех трудопотерь в стране обусловлено

заболеваниями, прямо или косвенно связанными с неудовлетворительными условиями труда. Эти трудопотери очень велики: по данным Федеральной службы статистики на каждые 100 работающих в стране приходится в среднем более 800 дней потерь по болезни [1, 3, 5].

Ухудшение здоровья работников ведущих

отраслей экономики производственной сферы исследователи связывают с ухудшением условий труда, обусловленных физическим и моральным старением оборудования и резким снижением капиталовложений в его обновление, снижением эффективности системы охраны труда вследствие смены форм собственности на средства производства, ухудшением медицинского обслуживания работников в результате разрушения системы медико-социальных приоритетов, ликвидации большей части медико-санитарных частей и других учреждений социальной сферы крупных промышленных предприятий [1, 3, 7].

Вместе с тем в структуре трудового потенциала страны существенное место принадлежит непроизводственной сфере деятельности, где выраженность вредных факторов рабочей среды заметно ниже, чем в промышленности. Работ, посвященных анализу особенностей формирования на современном этапе здоровья работников непроизводственной сферы, в литературе заметно меньше [2].

При этом наблюдается своеобразное акцентирование причинно-следственных зависимостей: при рассмотрении проблем здоровья промышленных рабочих основное внимание уделяется воздействию комплекса вредных производственных факторов [1, 5], а в отношении работников непроизводственной сферы существенно чаще поднимаются вопросы возрастания роли психосоциальных нагрузок и значимости образа жизни [8 —11].

Целью настоящего исследования является оценка профессионального риска учителей с учетом как фактических условий труда, так и показателей здоровья, на основе использования методики оценки индивидуального профессионального риска.

М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Объектом исследования являлись преподаватели пяти средних школ (гимназия № 2, школы № 1, 7, 22, 24), музыкальная школа, детская эколого-биологическая станция города Салават Республики Башкортостан (РБ). Всего проведен анализ профессионального риска у 204 педагогов, из которых женщины составили 94,9 %.

Расчет индивидуального профессионального риска (ИПР) проводили согласно методическим рекомендациям [4] по формуле:

ИПР = (у1-ИОУТ + у2-Зд + уЗ-В + у4'Ст)'Птр-Ппз,

где ИОУТ — интегральная оценка условий труда на рабочем месте; Зд — показатель со-

стояния здоровья работника; В — показатель возраста работника; Ст — показатель стажа работы работника во вредных и (или) опасных условиях труда; Пт — показатель числа травм на рабочем месте; Ппз — показатель числа профессиональных заболеваний на рабочем месте; у1 — коэффициенты значимости и перевода параметров в относительные величины.

Аттестацию рабочих мест (АРМ) по условиям труда выполнила лаборатория по контролю условий труда ООО «АРМИС» г. Стерлита-мак РБ (аттестат аккредитации: РОСС ЯЫ. 0013.21 ОТ499 от 15.03.2007 г.). Гигиеническая оценка условий труда выполнена в соответствии с Р 2.2.2006—05 [6]. Дополнительные санитарно-гигиенические исследования выполнены ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в рамках производственного контроля.

При оценке санитарного состояния классных комнат было определено общее микробное число, присутствие санитарно-показательных микроорганизмов (стафилококков, а и Р-гемолитических стрептококков), которые являются показателями биологической контаминации воздуха микрофлорой слизистых верхних дыхательных путей. Результаты оценивали по числу колониеобразу-ющих единиц в кубическом метре объема помещения (КОЕ/м3).

Состояние здоровья работника оценивали по материалам дополнительной диспансеризации работников бюджетной сферы за период 2007—2010 гг. по «Медицинским картам амбулаторного больного» (форма № 025/у-04) и «Картам учета дополнительной диспансеризации работающего гражданина».

Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Аттестация рабочих мест показала, что в холодное время года температура воздуха в учебных классах отвечает гигиеническим требованиям (21,4 ± 1,8 °С). В теплое время года температура существенно выше, то есть микроклимат близок к нагревающему (27,6 ± 0,3 °С).

Скорость движения воздуха в классных комнатах в течение всего года не достигала 0,1 м/с. Относительная влажность воздуха в холодный период близка к допустимой (48,8 ± 0,6 %), в летний период года наблюдается повышенная сухость воздуха (26,9 ± 1,7 %), однако во всех случаях показатели микроклимата классных комнат были оценены как допустимые (класс 2).

Изучение условий световой среды выявило, что все классные помещения школ имеют естественное боковое левостороннее освещение. Искусственное освещение представлено лампа-

ми накаливания, установленными в светильники рассеивающего типа — «молочный шар».

На четверти рабочих мест средние значения показателей искусственного освещения рабочих поверхностей классных помещений были ниже гигиенических норм на 25—50 %, а удельная энергомощность систем освещения колебалась в пределах от 40 до 50 % от требуемых величин, что определило отнесение рабочих мест учителей по этой группе показателей к классу 3.1.

При средней нагрузке 20 ч в неделю, т.е. при 4—5 уроках в день учитель школы испытывает воздействие непостоянного шума повышенного уровня, который возникает во время каждой перемены вследствие передвижения и громкого разговора детей в коридорах и рекреациях школы. Максимальный уровень шума достигает 95 дБА, а эквивалентный уровень составляет 83 дБА, что соответствует классу 3.1.

На рабочих местах учителей по информатике оценивались параметры электромагнитных полей на рабочем месте пользователя ПЭВМ, которые во всех случаях были признаны допустимыми (класс 2).

На рабочих местах учителей всех специальностей оценивался уровень запыленности воздуха, по которому все рабочие места отнесены к классу 2.

Напряженность труда учителя во всех случаях в процессе аттестации была отнесена к классу 3.2, что определяется характером труда педагога, его интеллектуальными, эмоциональными и сенсорными нагрузками. Кроме того, высокая напряженность и утомляемость учителя в процессе труда поддерживается повышенной наполняемостью классов, которая при среднем показателе 28 человек в 32 % классов превышала эту величину на 19—41 %.

Для нескольких специальностей учителей (физическое воспитание, уроки труда, математика, начальные классы) установлена повышенная тяжесть труда за счет нахождения в позе стоя до 80 % рабочего времени (класс 3.1).

Итоговый анализ результатов АРМ показал, что общее число учтенных вредных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на рабочем месте школьного учителя колеблется от семи до восьми в зависимости от специальности педагога (микроклимат, световая среда, запыленность воздушной среды, шум, электромагнитные поля, тяжесть и напряженность труда).

Нам не довелось встретить работ, в которых бы на рабочих местах учителя оценивалась интенсивность воздействия биологического фактора, обусловленного микробным осеменением

воздушной среды классных комнат. Однако, по нашему мнению, санитарно-микробиологическое обследование позволяет дать дополнительную эколого-гигиеническую оценку воздушной среды школьных помещений в целях профилактики аэрогенной передачи возбудителей инфекционных болезней.

Проведенные исследования показали, что микрофлору воздуха можно разделить на постоянную — более часто обнаруживаемую в воздухе, и переменную, находящуюся в воздухе непостоянно и менее стойкую к воздействию различных факторов окружающей среды. Кроме того, микробная обсемененность воздуха классных комнат зависит от микроклиматических условий, а также качества уборки и регулярности проветривания помещений.

В осенне-зимний период уровень содержания микроорганизмов в воздушной среде классных комнат составил в среднем 360 КОЕ/м3. Из числа санитарно-показательных микроорганизмов были выделены стафилококки — 23,5 КОЕ/м3, стрептококки — 14 КОЕ/м3 и плесневые грибы — 8,0 КОЕ/м3. В теплое время года общая обсемененность воздуха составила 369 КОЕ/м3, при этом в структуре санитарно-показательных микроорганизмов произошло незначительное снижение количества стафилококков до 22 КОЕ/м3 и плесневых грибов до 6 КОЕ/м3, но увеличилось содержание стрептококков до 18 КОЕ/м3.

Таким образом, учителя общеобразовательных школ в течение всего рабочего дня находятся в атмосфере с повышенным содержанием условно патогенной микрофлоры, что также может рассматриваться как дополнительный (биологический) фактор априорного профессионального риска.

За последние 10 лет во всех образовательных учреждениях г. Салавата не было диагностировано ни одного случая профессионального заболевания. Согласно данным администрации школ, несчастных случаев производственного характера официально также не было зарегистрировано.

По результатам дополнительной диспансеризации установлено, что только 21,7 % педагогов могут быть отнесены к первой группе диспансерного наблюдения, то есть к практически здоровым лицам, не нуждающимся в дополнительном обследовании и лечении.

Ко второй диспансерной группе (граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий) отнесено 12,1 % обследованных учителей. Оставшиеся две трети учителей (66,2 %) отнесены к третьей диспансерной группе, как нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения

(установления) диагноза или лечении в амбулаторных условиях. К двум последним (четвертой и пятой) в принятой классификации группам диспансеризации никто из педагогов отнесен не был.

В структуре выявленных в процессе диспансеризации учителей хронических неинфекционных заболеваний два первых места поделили болезни глаза (20,3 %) и системы кровообращения (19,2 %), что, по-видимому, может являться следствием недостаточной освещенности рабочих поверхностей, высокой производственной нагрузки и повышенной напряженности труда. Далее следовали болезни эндокринной (16,5 %), нервной (12,4 %) и мочеполовой (10,8 %) систем; удельный вес болезней прочих органов и систем колебался в пределах от 1,5 до 4,5 %.

Расчет величин индивидуального профессионального риска показал, что только 4,4 % педагогов характеризуются низким уровнем ИПР; каждый четвертый учитель (24,1 %) подвергается в процессе труда среднему риску, тогда как две трети находятся в зоне влияния высокого, а еще 3,9 % — очень высокого риска. Групповой профессиональный риск в проанализированной когорте учителей соответствует градации высокого риска.

Таким образом, несмотря на то, что среди учителей не выявляются профессиональные заболевания, их трудовая деятельность характеризуется высоким профессиональным риском, что свидетельствует о необходимости разработки и реализации комплексной системы профилактических мер.

В ы в о д ы. 1. Труд учителя общеобразовательной школы характеризуется постоянным либо периодическим воздействием на него комплекса вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, в котором, по данным аттестации рабочих мест, ведущее место принадлежит повышенной напряженности труда, шуму и неудовлетворительным параметрам световой среды. 2. Воздушная среда классных комнат постоянно содержит большое количество условно патогенных микроорганизмов. Это может быть причиной снижения показателей иммунной системы, а также частой заболеваемости воздушно-капельными инфекциями, что свидетельствует о необходимости включения биологического фактора в перечень вредных факторов, учитываемых в процессе аттестации рабочих мест учителей, и требует разработки типовых профилактических мероприятий. 3. Индивидуальный профессиональный риск учителей, рассчитанный с учетом условий труда и показателей здоровья, относится к высокому и свидетель-

ствует о высокой вероятности повреждения здоровья учителя в процессе труда. Наряду с результатами аттестации рабочих мест это является основанием для рекомендации о включении учителей общеобразовательных школ в перечень работников, занятых на работах во вредных условиях труда, и проведении для них обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров согласно соответствующим регламентам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляев Е.Н. // Бюл. Научного совета Медико-экологические проблемы здоровья работающих. 2005. №

1. С. 2—6.

2. Глухов В.А. // Сан. врач. 2008. № 8. С. 70—71.

3. Измеров Н.Ф. // Гиг. и сан.. 2006. № 5. С. 14—16.

4. Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника: Методические рекомендации. Утв. Председателем Научного совета 45 Минздравсоцразви-тия России и РАМН «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 23.06.2011 г. М.

5. Онищенко Г.Г. // Гиг. и сан. 2005. № 2. С. 3—6.

6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006—05 // Бюл. нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора.

2005. Вып. 3 (21). С. 3—144.

7. Эглите М.Э. // Мед. труда. 2009. № 6. С. 6—13.

8. Maguire M. // Occup. Med. 2007. 57. P. 191—193.

9. Moreno-Abril O. // Ibid. 2007. 57. P. 194—202.

10. Munier C, Kinsella R. // Ibid. 2008. 58. P. 74—

76.

11. Phillips Samantha J. Risk factors for work-related stress and health in head teachers // Ibid. 2008. 58. P. 584—586.

12. Venables Katherine M. // Ibid. 2007. 57. P. 162—168.

Поступила 25.11.11

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Степанов Евгений Георгиевич,

руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, канд. мед. наук. E-mail: doctorse@mail.ru Ишмухаметов Инсаф Басырович,

зав. кафедрой Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Стерлитамакская государственная педагогическая академия, канд. биол. наук. E-mail: medkaf@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.