Научная статья на тему 'Оценка импортозависимости российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования'

Оценка импортозависимости российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
86
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Плакиткина Л. С., Плакиткин Ю. А., Дьяченко К. И.

Проведенный авторами настоящей статьи анализ импортозависимости российских угольных компаний в части закупок зарубежного горно-шахтного оборудования показал, что из года в год происходит усиление зависимости российских шахт и разрезов от импорта оборудования, используемого в основных процессах производства. Эта тенденция наблюдается как в области добычи, так и транспортировки и переработки угля, а также в целом по отрасли, и особенно по открытым горным работам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Плакиткина Л. С., Плакиткин Ю. А., Дьяченко К. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка импортозависимости российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования»

http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2018-3-139-35-39

Оценка импортозависимости

российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования

Л.С. Плакиткина, канд. техн. наук, член-корр. РАЕН Руководитель Центра исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН

Ю.А. Плакиткин, д-р экон. наук, проф., академик РАЕН, Заместитель директора по науке ИНЭИ РАН

К.И. Дьяченко, канд. техн. наук, старший научный сотрудник Центра исследования угольной промышленности мира и России

ИНЭИ РАН_

В настоящее время в угольной промышленности России необходимо отметить негативную тенденцию, связанную с ростом использования импортного оборудования.

Проведенный авторами настоящей статьи анализ импортозависимости российских угольных компаний в части закупок зарубежного горно-шахтного оборудования показал, что из года в год происходит усиление зависимости российских шахт и разрезов от импорта оборудования, используемого в основных процессах производства. Эта тенденция наблюдается как в области добычи, так и транспортировки и переработки угля, а также в целом по отрасли, и особенно по открытым горным работам.

Если в 2014 г. количество импортного оборудования составляло 64% от общего его объема на предприятиях отрасли (по шахтам - 49%, разрезам - 79%), в 2015 г. - 66% (по шахтам - 50%, разрезам - 82%), то в 2016 г. оно возросло до 67,5% (по шахтам - 52%, разрезам - 83%), а в 2017 г., по предварительным данным, достигло 68% [1, 2] (рис. 1).

Следует отметить, что доля импортного оборудования характеризует технологическую зависимость российской

угольной промышленности от зарубежных поставщиков.

%

100 90

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

— Разрезы Отрасль Шахты

Рис. 1 Доли импортного оборудования в угольной отрасли России, в период с 2011 по 2017 г. (%)

В период с 2011 по 2017 г. доля импортного оборудования выросла в целом по отрасли на 15%, в том числе на шахтах - на 11%, на разрезах - на 17% (см. рис. 1).

Доли импортного оборудования на угольных шахтах России в период с 2012 по 2017 г. показаны в табл. 1.

Доли импортного оборудования по видам, используемого на разрезах России в 2016 г., показаны на рис. 2.

Всего по отрасли 67,5

Разрезы 83,0

Одноковшовные экскаваторы 44,3

Буровые станки 59,1

Технол. автомобили до 30 т 74 9

Бульдозеры 76,5

Погрузчики 93,6

Технол. автомобили 111-180 т 98,7

Технол. автомобили 31-50 т 99,5

Технол. автомобили 51-110 т 100,0

Многоковшовные экскаваторы 100,0

0 20 40 60 80 100

Рис. 2 Доля импортного оборудования по видам,

используемого на разрезах России в 2016 г. (%)

Проведенный анализ современного состояния оснащенности импортным оборудованием на разрезах показал, что всего 4 разреза имеют долю импортного оборудования ниже 50%. Кроме того, на современных и перспективных разрезах этот показатель достигает 100%.

Анализ соотношения используемого отечественного и импортного горно-шахтного оборудования в динамике за 2011-2017 (2016) гг. по основным процессам производства позволяет сделать следующие основные выводы:

- в высокой импортозависимости находятся следующие позиции, для которых доля импортного оборудования составляет более 60% от общего количества в наличии в 2017 (2016) гг.:

* для подземных горных работ - очистные комбайны (91,9%), электровозы (72,6%), дизелевозы (99,6%), а также

83,0

59,1

74 ,9

6,5

93,

-

Таблица 1 Доли импортного оборудования на угольных шахтах в период 2012-2017 гг.

Оборудование Добыча угля на шахтах, млн т 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

104,8 101,1 105,3 103,7 104,6 105,4

Механизированная крепь 53,1 52,6 59,9 63,0 56,9 64,4

Комбайны для очистных работ 79,5 81,1 79,4 88,4 91,4 91,9

Проходческие комбайны 35,6 36,7 38,5 40,2 35,9 36,1

Погрузочные машины Доля импортного оборудования (в работе), % 35,5 52,1 59,1 64,1 65,3 67,0

Скребковые конвейеры н.д. н.д. 7,3 7,3 5,6 4,7

Ленточные конвейеры н.д. н.д. 8,8 11,5 11,3 11,7

Электровозы н.д. н.д. 66,4 70,7 69,4 72,6

Дизелевозы н.д. н.д. 99,5 99,5 100 99,6

АНАЛИТИКА,СТАТИСТИКА

Угольная промышленность

погрузочные машины (67%), механизированные крепи (64,4%);

* для открытых горных работ - многоковшовые экскаваторы (100%), технологиче-ские автомобили (в т.ч. грузоподъемностью 111-180 т (98,7%), грузоподъемностью 51-110 т (100%), грузоподъемностью 31-50 т (99,5%), грузоподъемностью до 30 т (74,9%), а также по-грузчики (93,6%), мощные бульдозеры 25 тс (тонна-сил) и выше (76,5%), а также буровые станки, наличие которых составляло 59,1%, но фактически в работе - 63,3%.

- в умеренной импортозависимости находится горно-шахтное оборудование, доля импорта которого варьирует от 40 до 60% в общем количестве техники (наличии) и может быть снижена за счет увеличения загрузки мощностей российских машиностроительных заводов, а так-же увеличения коэффициента использования:

* для подземных горных работ - нет такого оборудования;

* для открытых горных работ - одноковшовые экскаваторы (44,3%).

- в слабой импортозависимости находится горно-шахтное оборудование с долей импорта от 20 до 40% - нет такого оборудования ни для подземных, ни для открытых работ:

- отсутствует зависимость в тех видах, где доля импортного ГШО менее 20%:

* для подземных горных работ - ленточные конвейеры (11,7%) и скребковые конвейеры (4,7%), а также вагонетки (0 %), толкатели (0 %);

* для открытых горных работ - нет такого оборудования.

Закупая новое горнотранспортное и горно-шахтное оборудование (ГШО), предприятия ориентируются на такие его параметры, как производительность, стоимость, а также надежность и доступность в обслуживании. Увеличение добычи угля, естественно, невозможно без вложения инвестиций, в том числе направленных на модернизацию производства, что, в свою очередь, требует соответствующего обновления техники и оборудования и оснащения новым современным цифровым оборудованием, отвечающим требованиям программы «Индустрия-4.0».

Угольная отрасль - крупный потребитель продукции тяжелого и транспортного машиностроения. Она обеспечивает спрос на более чем 50% отечественного горнодобывающего оборудования, и с ростом добычи угля связывают возможности расширения спроса на продукцию тяжелого машиностроения [3].

Отечественное оборудование для угольной промышленности востребовано в основном при подземном способе добычи угля (его доля по некоторым видам составляет до 50%) (см. табл. 1). При открытом способе добычи угля, где в основном используются зарубежные технологии, доля российского оборудования значительно ниже - всего около 17% (см. рис. 2) [4]. При этом доля импортного оборудования по основным видам оборудования (механизированные крепи, очистные и проходческие комбайны, погрузочные машины, одноковшовые экскаваторы и др.) в общем количестве используемой в угольной отрасли горнотранспортной техники растет: с 37% в 2010 г. до 67,5% в 2016 г.

Отечественное оборудование не всегда отвечает требуемым параметрам надежности и наработки на отказ. Например, в современных очистных комплексах, наиболее слабыми звеньями, прежде всего по параметрам надежности и ресурса, в настоящее время являются забойные скребковые конвейеры и очистные комбайны. Удельный вес простоев из-за их отказов составляет 70-80% от простоев всего размещенного в лаве и примыкающих выработках оборудования.

Особенно тяжелое положение сложилось в последнее время с очистными комбайнами. Так, при отработке только одного выемочного столба зачастую приходится производить полную замену комбайна на новый (в среднем через 300-500 тыс. т добытого угля), а также его комплектующих (шнеков - через 120-200 тыс. т; поворотных редукторов -через 100-250 тыс. т; зубчатых колес и подшипниковых узлов в редукторах - через 100-200 тыс. т; гидронасосов и гидромоторов в подающих частях - через 60-100 тыс. т; рамных и корпусных узлов и деталей - через 200-300 тыс. т). Вследствие этого, с учетом замены всех вышедших из строя узлов и деталей, за исключением основных корпусов, при отработке только одного выемочного столба происходит замена одного-двух комбайнов.

Существенная часть отказов оборудования не может быть устранена только в ремонтные смены и, как правило, занимает 1-2 добычные смены, порой приводя к суточным простоям высоконагруженных лав.

Основными причинами низкой эффективности эксплуатации широко применяемого до настоящего времени устаревшего отечественного горно-шахтного оборудования являются:

- недостаточный расчетный ресурс и, как следствие, низкая в сравнении с машинами современного уровня надежность (2,5-5 тыс. ч против 15-40 тыс. ч);

- низкая энерговооруженность очистных комбайнов (160200 кВт против 360-600 кВт у современных комбайнов);

- недопустимо высокая, превышающая нормы более чем в 3 раза, трудоемкость технического обслуживания устаревшего оборудования;

- отсутствие на большинстве шахт квалифицированных кадров для его обслуживания и ремонта [5].

Следует отметить, что в настоящее время полностью сложилось представление о современной технологии добычи угля в длинных очистных забоях, обеспечивающей устойчивую, высокопроизводительную работу, которая определяется следующими факторами:

высокой энерговооруженностью комбайнов и резервом мощности, гарантирующим значительную часовую производительность;

высокой несущей способностью секций крепи, снижающей вероятность остановок в работе лавы из-за повреждений секций, обрушения и вывалов кровли;

надежностью забойного конвейера и пропускной способностью, превышающей производительность комбайна.

Энерговооруженность и эксплуатационная надежность применяемых отечественных комбайнов, конвейеров и механизированных крепей остается существенно ниже, чем на шахтах США, Германии, Австралии (табл. 2).

По оборудованию для открытых горных работ необходимо отметить, что в таких сегментах, как многоковшовые роторные экскаваторы и карьерные технологические самосвалы (грузоподъемностью выше 31 т) российские производители не представлены совсем, а по таким позициям, как колесные фронтальные ковшовые погрузчики и буровые станки, не имеют конкурентоспособной продукции.

Доля отечественных производителей одноковшовых экскаваторов на разрезах в 2016 г. составляла 55,5%.

В России в настоящее время имеются два крупных производителя карьерных одноковшовых экскаваторов модельного ряда ЭКГ - ПАО «Уралмашзавод» (расположен в Уральском ФО, выпускает также дробильные установки и прочее оборудование) и ООО «ИЗ-КАРТЭКС» имени П.Г. Коробкова» (образовано на базе общемашинострои-

www.mash-hold.ru

ПОДЗЕМНАЯ ГИДРОПЕРФОРАТОРНАЯ БУРОВАЯ ПРОХОДЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

Буровая установка предназначена для бурения горизонтальных, вертикальных и наклонных шпуров в туннелях и выработках, при разработке рудных месторождений подземным способом

г. Екатеринбург, Симская, 1 тел.:+7 (343) 295-85-80 (84) факс: +7 (343) 295-85-83 (80)

4 0Р-В1

Высокопроизводительная проходка тоннелей и выработок сечением до 40 м2

Возможность бурения шпуров для анкерного крепления

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ

АНАЛИТИКА,СТАТИСТИКА

Угольная промышленность

Таблица 2 Сравнительные технические характеристики основного горно-шахтного оборудования для подземной добычи угля

Наименование машин и Технические характеристики машин

Россия Германия США

их характеристик применяемых (лучшие образцы) создаваемых (опытные образцы) перспективных применяемых перспективных применяемых перспективных (опытный образец)

Очистной комбайн:

ширина захвата шнека, мм 0,63 0,63; 0,8 0,8; 0,9 0,8; 0,9 0,8; 0,9 0,76; 0,92; 1,02 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ресурс до капитального ремонта, млн т угля 0,8 2,0 5,0-10,0 Более 3,0 До 10 До 10,0 До 10,0

напряжение в лаве 660 660; 1140 1140; 3300 1000; 2300 3300 950; 2300; 4160 4160

Механизированная крепь

несущая способность секции, мН 3,6-7,7 3,6-8,5 6,0-10,0 3,0-3,2 6,0-10,0 5,0; 7,2: 9.8 4,8

шаг установки секции,м 0,63 0,бЗ; 0,8 0,8; 0,9 0.8; 0,9 0,8:0,Р 0.8; 0,92; 1,02 0.5;1,0

срок службы, лет 8 8 10-12 10-12 10-12 10-12 10-12

Лавный конвейер

ширина рештака, мм 7.32 910 1000; 1200 880 1000; 1200 1000-1132 1332

скорость цепи, м/с 1,0-1.4 1,0-1,2 1,8 1,43 1,93 1,5; 1,7; 1.8 1,81

калибр цепи, мм 26 34 42; 34 34; 38 - 34; 38; 42 42

тельного и экскаваторного направления деятельности ОАО «Ижорские заводы», входящее в группу ОМЗ -Объединенные машиностроительные заводы, расположено в Северо-Западном ФО).

Оба этих завода в основном выпускают одноковшовые карьерные экскаваторы («прямые лопаты») 7 базовых моделей и 16 их модификаций (с ковшами от 5 до 20 (25) м3). Экскаваторы ЭКГ выпускались еще в советское время. Со времени выпуска первой машины (в 1965 г.) в конструкции ЭКГ мало что изменилось. Все модификации, дошедшие до наших дней, сохранили свои эксплуатационные характеристики.

Однако общий объем производства экскаваторов в стране падает (табл. 3), а их стоимость - растет, что сказывается на привлекательности покупки отечественной техники российскими угольными компаниями [6-8].

Помимо вышеприведенных проектов производства отечественной техники, в настоящее время реализованы проекты по сбору карьерных самосвалов, в т.ч. на базе дочерних предприятий ПАО «КАМАЗа», производство отечественных бульдозеров «ЧЕТРА Т35» (ОАО «Промтрактор», расположено в Приволжском ФО).

В Центральном ФО функционируют ЗАО «Узловский машиностроительный завод» (производит очистные механизированные комплексы для подземной добычи угля на пластах мощностью 0,85-5,2 м с углами падения до 30е, ленточные конвейеры), ЗАО «Скопинский завод горно-шахтного оборудования» (выпускает передвижные скребковые конвейеры и скребковые перегружатели), ООО «Завод ГШО» (поставляет ленточные конвейеры и др.), ООО «Машиностроительный завод «Тонар» (производит карьерные самосвалы грузоподъемностью 45 т и др.).

В Южном ФО основным предприятием по производству

Таблица 3 Объем производства экскаваторов в России в натуральном и стоимостном выражении

горношахтного оборудования является ООО «Завод им. М.И. Калинина», которое производит проходческие комбайны, подъемные машины и др.

В Приволжском ФО следует выделить ООО «Александровский машиностроительный завод», который выпускает ленточные конвейеры, погрузочные машины, электровозы, дизелевозы и прочее оборудование.

В Уральском ФО можно отметить АО «Копейский машиностроительный завод», поставляющий комбайны проходческие, машины погрузочные, врубовые установки и прочее оборудование»), а также ООО «Челябинский тракторный завод» - УРАЛТРАК (ЧТЗ), выпускающий бульдозеры, фронтальные погрузчики и другую спецтехнику.

В Сибирском ФО функционирует несколько заводов по выпуску оборудования: ОАО «Анжеромаш» (производит конвейеры скребковые, ленточные конвейеры, буровые станки, дробилки и др.), ООО «Юргинский машиностроительный завод» (выпускает механизированные крепи, проходческие и очистные комбайны, конвейеры, перегружатели, дробилки, ковши для экскаваторов, гидравлические подъемники, гидростойки и прочее оборудование), ООО «Завод «Красный Октябрь» (поставляет телескопические ленточные конвейеры, перегружатели и др.),

Годы 2000 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2017 (9 мес.)

Производство, штук 3370 3565 2091 1975 1917 1715 1927 1421 1276

Объём производства, млрд руб. н/д н/д 6,5 8,2 6,1 6,5 11,1 10,1 н/д

Источник: Росстат, http://www.indexbox.ru

ИГ

к И

ООО «ГОРМАШ Дарасун» (производит погрузочные машины, бурильные установки, перегружатели и др.).

Всего же на территории Российской Федерации, по состоянию на 01.08.2017 г., имеется 44 завода по производству горно-шахтного и горнотранспортного оборудования.

Заключение

Проведенный авторами настоящей статьи анализ импор-тозависимости российских угольных компаний от закупок зарубежного оборудования показал, что в последние годы происходит усиление зависимости российских шахт и разрезов от импорта оборудования, используемого в основных процессах производства. Это происходит как в области добычи, так и транспортировки и переработки угля.

Особенно высокая импортозависимость от закупок зарубежного горно-шахтного оборудования для подземных горных работ произошла по следующему оборудованию: очистным комбайнам, для которых доля импортного оборудования от общего количества в наличии в 2017 (2016) гг. составила 91,9%, электровозам (72,6%), дизелевозам (99,6%), погрузочным машинам (67%), механизированным крепям (64,4%).

Для открытых горных работ импортозависимость по многоковшовым экскаваторам достигла 100%, технологическим автомобилям - около 100%, погрузчикам - 93,6%, мощным бульдозерам - свыше 76,5%.

Развитие положительных тенденций в импортозамеще-нии испытывает в настоящее время серьезное торможение. Загрузка мощностей российских машиностроительных заводов за последнее десятилетие в среднем составляла лишь

АНАЛИТИКА,СТАТИСТИКА

Угольная промышленность

четверть от потенциально возможной. В существенной степени это связано со снижением инвестиций в развитие машиностроительного комплекса. Российские угольные компании в большей степени осуществляют инвестиции в по-куп-ку импортного оборудования, а государственный регулятор еще недостаточно осуществляет стимулирующее воздействие, направленное на расширение производства отечественного горношахтного оборудования. Совокупность экономических, политических и вышеприведенных причин привело к росту доли импорта машиностроительной продукции.

Провозглашенный Президентом РФ «технологический прорыв в экономике» открывает для угольной промышленности России новое окно возможностей по снижению доли применения импортной машиностроительной продукции и замещению ее отечественной продукцией.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:_

1. Информационно-аналитические материалы по угольной отрасли, ЦЦУ ТЭК, 20002017 гг.

2. Разработка научно обоснованным предложений по стратегическим направлениям технологического развития и импортозамещения в угольной промышленности. - АО «Росинформуголь», 2017.

3. Проект «Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года и на период до 2030 года», Минпромторг России, 2016.

4. Рожков А.А., Сукачев А.Б., Карпенко С.М. Импортозависимость в угольной промышленности и перспективы импортозамещения горно-шахтного оборудования // Горная промышленность. - 2017. - № 2. - С. 25

5. Плакиткина Л.С. Современные направления инновационного развития в угольной отрасли России. - М.: ИНЭИ РАН, 2015. - 225 с.

6. Статистические данные Росстата, 2000-2017 гг.

7. Янукович Ф. Производство экскаваторов в России восстанавливается, http://www. indexbox.ru, 1 апреля 2016 г.,

8. Рожков А.А. Структурный анализ импортозамещения в угольной промышленности России: реальность и прогноз. // Горная промышленность. - 2017. - № 6. (136). -С. 4-13.

Региональное представительство в России и СНГ - ООО «Олофсфорс» Санкт-Петербург, тел.; +7 (812) 956 57 90 \щ\

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.